Социокультурная среда образовательной организации
13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Д. Бадарча. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
14. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. № 3. С.111-119.
15. Лях Ю. А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников // Образование и наука. 2013 № 10; С.37-45.
16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
17. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-ком-
муникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С.95-109.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.
19. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
20. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167-175.
21. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С.91-106.
Попова Галина Алексеевна
директор
Дмитриева Марина Владимировна
заместитель директора Лицей № 9 г. Асбест E-mail: [email protected]
J ^
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ц________________________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к стандартизации процесса управления качеством образования на основе мониторинга качества образовательных достижений обучающихся, включающей в себя разработку и реализацию политики и целей образовательной организации в области качества образования и создания необходимых организационно-педагогические условий управления им.
Ключевые слова: управление качеством образования, сетевое взаимодействие, стандартизация образования.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет необходимость реализации инновационных процессов в системе образования, которые не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов (прежде всего в обеспечении качества образовательной деятельности, определяемого образовательными достижениями учащихся) без распространения практики нововведений на уровень управления качеством образования в образовательном учреждении [3,5,16,17,21]. Одновременно в новой модели устойчивого развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. «Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества» (А. И. Субетто). Проблема качества начинает пониматься и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления [1,2,14,15,18]. Таким образом,
актуальными становятся не только проблемы собственно качества образования, но и управления качеством образования в различных системах [4,10,11,13].
В современных исследованиях (В. П. Беспалько, В. А. Кальней, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский,
О. С. Лазарев, О. В. Лебедев, А. М. Моисеев, В. П. Панаскж, М. Н. Певзнер, М. М. Поташник, Н. Л. Селезнева,
А. И. Субетто и др.) качество образования рассматривается в нескольких плоскостях: качество как дидактическая проблема; качество как проблема развития и воспитания школьников; качество как социальная проблема; качество как управленческая проблема. Наибольшую актуальность эти исследования приобретают на фоне вариативности образования и введения ФГОС нового поколения [19,20]. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы. Среди инновационных школ заметную роль играют лицеи, призванные формировать социально зрелую личность выпускника и создавать ему условия для непрерывного образования с учетом профильной дифференциации и профессиональных интересов. Выпускник лицея должен быть готов к осознанному выбору социальной позиции, про-
44
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
фессионалыно-личностному самоопределению, гибкому реагированию на меняющиеся импульсы внешней среды. Управление качеством образования в современном лицее требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности образовательной среды инновационного учреждения, характер взаимоотношений субъектов педагогического взаимодействия. Препятствием для реализации такого подхода продолжает оставаться традиционный механизм управления школой, основанный на жесткой регламентации деятельности учителей и учащихся, стандартизированной оценке качества образования на основе формальных индикаторов «эффективности» конечного результата. Позитивный практический опыт образовательной деятельности и управления качеством в инновационных образовательных учреждениях, включая лицеи, не получил закрепления в соответствующей нормативно-правовой базе. В этой связи в лицее № 9 г. Асбест в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [6,7,8,9,12] ведется системная разработка вопросов управления качеством образования на основе мониторинга учебных достижений обучающихся.
Тема исследования связана с проблемой управления качеством образования в Лицее на основе мониторинга учебных достижений обучающихся, проводимого с использованием тестовой технологии и методов статистического контроля.
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
• необходимостью разработки принципиально нового механизма управления качеством образования в инновационном образовательном учреждении и консерватизмом существующей системы управления школой;
• запросами современного рынка образовательных услуг и способностью образовательного учреждения адекватно и качественно на них реагировать;
• необходимостью внедрения на уровне образовательного учреждения инновационных процессов в области качества образования и отсутствием новых технологий в управлении инновационными изменениями.
Цель исследования: разработать модель управления качеством образования в современном лицее, отражающую его специфику как инновационного образовательного учреждения.
Объект исследования: качество образования в современном лицее.
Предмет исследования: теоретические аспекты и организационно-педагогические условия управления качеством образования в лицее как инновационном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования. Управление качеством образования в Лицее будет эффективным, если будет обеспечена стандартизация процесса управления качеством образования в Лицее на основе мониторинга качества образовательных достижений обучающихся, включающая в себя:
• разработку и реализацию миссии, политики и целей Лицея в области качества образования;
• необходимые организационно-педагогические условия управления качеством: высокий уровень автономизации Лицея, тесное взаимодействие лицея с различными институтами сетевого взаимодействия;
• разработку и реализацию Комплексной программы по управлению качеством образования в Лицее основе мониторинга образовательных достижений обучающихся;
• повышение квалификации педагогических и руководящих работников Лицея по вопросу управления качеством в образовательном учреждении;
• разработку нормативных документов в области качества образования (документирование основных процессов: формирование образовательной программы, организация учебного процесса, предоставление образовательных услуг, организация и проведение аттестации обучающихся и др.);
• мониторинг реализации основных процессов управления качеством образования;
• обобщение результатов работы: подготовку сборника научных и научно-методических работ педагогов по вопросам качества образования.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности управления качеством образования в лицее, вытекающие из его миссии, а также нормативных и маркетинговых целей деятельности.
2. Раскрыть сущностные характеристики и охарактеризовать объекты качества современного лицейского образования.
3. Определить организационно-педагогические условия управления качеством образования в современном лицее.
Методологическую основу исследования составили: теория управления инновационными образовательными учреждениями (В. П. Беспалько, В. С. Лазарева, О. С. Лебедев, Л. М. Моисеев, М. М. Поташник, В. П. Симонов, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.); теории управления образованием (В. П. Аверкин, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Т. А. Каплунович, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков и др.); теории качества образования (В. А. Кальней, А. М. Моисеев, В. П. Панасюк, M. H. Певзнер, М. М. Поташник, И. А. Селезнева, А. И. Субетто, С. Е. Шишов и др.); основные положения общей и педагогической квалиметрии (Л. А. Макаров, Д. Ш. Матрос, В. К. Муратова, В. П. Панасюк, А. И. Субетто и др.); концепция формирования Национальной системы качества образования (В. П. Панасюк, Н. Л. Селезнева, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур и др.); современные концепции развития инновационных школ (В. С. Библер, В. О. Кара-ковский, Л. Г. Каспржак, А. П. Тряпицина, Л. Н. Тубельский, Е. Л. Ямбург и др.).
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, конкретизация и обобщение, систематизация и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, социологические опросы, изучение результатов деятельности, педагогическая экспертиза, контент-анализ документации, изучение педагогического опыта, эксперимент, методы математической статистики).
Основное содержание деятельности. Концепция изменений в Лицее основана на системной стратегии, в основе которой прогнозирование изменения требований к образованию в перспективе, использование метода программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определение приоритетных звеньев и обеспечение согласования связей между различными нововведениями.
Системный подход базируется на идее целостности развития образовательной системы образовательного учреждения. Он предполагает описание образа того, что хотели бы получить в перспективе и, исходя из этого, определение последовательности действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования - обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование учреждения, во-вторых - выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности в соответствии с требованиями муниципальной системы оценки качества образования.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
45
Социокультурная среда образовательной организации
Системная стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей, что позволит остановить наметившуюся тенденцию активно совершенствовать процессуальную сторону обучения: разрабатывать и внедрять новые формы и методы обучения, недостаточно уделяя внимание постановке целей и диагностике главного результата работы учреждения и учителя - учебным и личностным достижениями учеников.
Стратегия системных инноваций использует принцип опережающего управления: предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для системы образования учреждения. Особое место среди промежуточных целей будет занимать изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой системы управления.
Выбранная стратегия инноваций в управлении качеством образования включает в себя программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
• установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;
• разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур
Управления образованием Асбестовского городского округа. Службы информационно-методического сопровождения АМБУ ЦОУ;
• определение необходимых средств: финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и др.;
• определение ответственных исполнителей по каждому направлению из числа работников Лицея.
Планируемый результат изменений: реализация в практике деятельности Лицея основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на основе системного управления внедрением инноваций с учетом анализа результатов мониторинга образовательных достижений обучающихся, проводимых с использованием тестовой технологии и методов статистического контроля и обеспечивающих положительную динамику качества образования.
Научная новизна: разработана и обоснована модель управления качеством образования в лицее, которая отражает особенности инновационного образовательного учреждения, конструирующего специфическую образовательную среду и реализующего самостоятельно разработанную концепцию образовательной деятельности.
Количественные и качественные показатели деятельности лицея в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Объём и уровень публикаций
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня
2010 Региональная научно-практической конференции «Наука образованию»
2011 II региональные чтения «Истина школы. На пути к духовности образовательного пространства» - Бакунинские чтения Х Всероссийской НПК (1 участник) - Международный конгресс-выствка «Global Education - Образование без границ - 2011 г. - VII Всероссийский форум руководителей ОУ (директор) - Всероссийская научно-практическая конференция «Обновление содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы»
2012 Городские педагогические чтения «Управление духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся» - XVI всероссийские историко-педагогические чтения «Историческая наука и историческое образование как факторы гуманизации общества» - Всероссийские педагогические чтения «Новые стандарты. Новые идеи» - II Международная заочная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования» - II Всероссийская заочная НПК «Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития» - III международная конференция лидеров образования «Образование ХХ1 века. Формирование межпредметных результатов образования» - Научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы реализации Федеральных государственных стандартов» - VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»
2013 - XV Международная научно-практическая конференция «Новые технологии в образовании» - II Международная заочная научно-практическая конференция «Образование сегодня: теория, методология, практика» - V Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития» - Международная заочная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации» - Международный семинар-конференция в Греции «Проектно-исследовательская деятельность: зарубежный и российский опыт в области образования» - II Международная ярмарка образовательных технологий «Образовательный потенциал» - Всероссийская НПК «Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования»
46
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Таблица 2
Участие лицея в грантах и конкурсах
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности
2011 - Конкурс на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам (2 участника) - Муниципальный интернет-конкурс на лучшую программу развития школы (1 место) - Муниципальный интернет-конкурс на лучшую программу информатизации (1 место) - Всероссийский конкурс авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, науки и образования, организованный издательством «Высшая школа» (2 участника) - Всероссийский конкурс «Директор школы - 2011» (1 участник)
2012 - Городской конкурс молодых специалистов «Дебют года» (1 участник-призер) - Муниципальный конкурс «Лучший по профессии» (2 участника-дипломанта) - Городской конкурс на лучшую методическую разработку (10 участников, в т.ч. 4 призера) - Конкурс на получение денежного поощрения «Учитель года России» (2 участника) - Всероссийский конкурс инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (1 участник-победитель) - Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (7 участников) - Всероссийский конкурс «Планета творчества» по присуждению Всероссийских наград Издательского Дома «Инновации и эксперимент в образовании» в номинации «Лучший проект образовательного учреждения по организации творческой деятельности учащихся - 2012
2013 - Областной конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы (включение Лицея в число победителей с вручением гранта в размере 400 тыс. рублей) - Областной смотр-конкурс по охране труда и учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Свердловской области (2 место и денежный приз 5 тыс. рублей) - Областной конкурс «Учитель-профессия мужская» (1 победитель заочного этапа) - Конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2013 году (1 финалист) - Муниципальный конкурс «Лучший по профессии» (2 участника, 1 место в номинации «Лучший директор общеобразовательного учреждения») - Всероссийский конкурс «100 лучших школ России (Лицей № 9 признан лауреатом в номинации «Лучший лицей», директор отмечена почетным знаком «Директор года - 2013» - X Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» (лауреат 1 степени) - Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в 2013 году (2 участника) - Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» (1 участник) - Всероссийский конкурс «Элита российского образования» в номинации «Инновационный проект образовательного учреждения» (материалы зарегистрированы, итоги будут подведены в январе 2014 года)
Количество педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности лицея - 22 человека.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Таблица 3
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2012 - День науки и творчества в Лицее - День горняка в Лицее (600 участников) - Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель Лицея- 2013» - Межтерриториальный конкурс научно-исследовательских работ по химии памяти первого директора ОАО «Русский магний» А. А. Щелконогова
2013 - День науки и творчества в Лицее - День ОАО «Ураласбест» в Лицее - Лицейская научно-практическая конференция «Мои первые открытия» - Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель Лицея - 2013» - Конкурс методической продукции педагогов Лицея - Презентация мобильного компьютерного класса, полученного в рамках реализации комплекса мер для администрации и общественности города - Презентация медиа класса Лицея для депутатов Асбестовской городской Думы - Виртуальная методическая лаборатория на сайте «Дневник. ру» «Методы совершенствования техники осознанного чтения на всех предметах учебного плана» - Собеседования и экскурсии по Лицею специалистов, начальников муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в рамках выездного информационного дня Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в г. Асбесте - Презентация нового оборудования столовой Лицея для родительской общественности - Межтерриториальный конкурс научно-исследовательских работ по химии памяти первого директора ОАО «Русский магний» А. А. Щелконогова - Окружной семинар-совещание Южного управленческого округа Свердловской области по обмену опытом профориентационной работы с несовершеннолетними гражданами «Профессиональная ориентация несовершеннолетних граждан на основе развития социального партнерства организации для развития кадрового потенциала территорий» - Муниципальный конкурс методической продукции
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте Лицея по адресу http://www. licey9asb.ucoz.ru, где размещаются выпуски лицейского сборника «Методическая инновационная копилка».
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
47
Социокультурная среда образовательной организации
Литература
1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированное™ УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.21-25.
2. Андреева И. М., Бурлакова И. В., Бурцева Е. П., Волжанина С. Е., Кирсанова А. А., Нетронина Ю. А., Сиденко А. С. О мониторинге развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.3-9.
3. Безрукова Е. И. Мониторинг развития универсальных учебных действий как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С.10-13.
4. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. 2011. № 3. С.3-15.
5. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.17-28.
6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
7. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование. 2011. № 9. С.102—110.
8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С.32-42.
9. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.
10. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутри гимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 1. С.37-41.
11. Десятериченко М. А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука. 2012. № 4. С.73-85.
12. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
13. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.
14. Колядина О. О. Управление качеством обучения школьников на основе бенчмаркинга и интернет-технологий SAAS и WEB2.0 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.44-48.
15. Мамонтова М. Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.
16. Пеньевская И. И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.23-26.
17. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.40-45.
18. Раимкулова К. Д. Мониторинг качества образовательного процесса в классе компенсирующего обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.10-13.
19. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.
20. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
21. Штукатурова В. М. Психологический мониторинг как средство развития личности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.54-62.
Шубина Наталья Александровна
к.п.н., директор Никитина Вера Ивановна
заместитель директора МАОУ гимназия № 108 Коновалова Надежда Ильинична
д.ф.н., профессор, зав. кафедрой лингвистики УрГПУ
г. Екатеринбург
J ^
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА
S_________________________________________________Г
Аннотация. В статье представлены подходы к разработке модели поликультурного образования, способной обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде. Раскрыты пути развития социокультурной идентификации учащегося и формирования поликультурных компетенций у гимназистов в условиях гимназии.
Ключевые слова: поликультурное образование, развитие поликультурных компетенций, воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур.
Обострение противоречия между повышением уровня по-лиэтничности социальной среды, и неготовностью общества к изменяющимся условиям жизни в последние годы выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития поликультурных компетенций
подрастающих поколений [2,15,21]. В то же время наблюдается обострение противоречия между потребностью общества в людях, способных к продуктивной жизни в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточной разработанностью основ формирования и развития поликультурной компетентности в процессе школьного образования, с другой стороны
48
Эксперимент и инновации в школе 2014/6