ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Апробация описанной модели введения ФГОС показала, что персонал школ испытывает значительные трудности, обусловленные, во-первых, невладением технологиями инновационной деятельности, а во-вторых, невладением образовательными технологиями, применение которых предполагает стандарт. Как отмечают учителя, даже когда они на курсах повышения квалификации получают информацию о каких-то новых технологиях образования,
эта информация дает лишь самые общие представления об этих технологиях. Она недостаточна для овладения ими. Если процесс введения ФГОС будет плохо организован и обеспечен методически, возникнет соблазн (учитывая давление сверху) свести дело к подготовке нужных «бумаг» и «покраске фасадов». Если это произойдет, то противоречия между школой и обществом будут только обостряться. Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа.
В работе представлен опыт системы образования города Нижний Тагил по развитию инновационной деятельности образовательных учреждений в рамках академической площадки УрО РАО.
Дембицкая Юлия Венедиктовна
зам. директора
Муниципального информационно-методического центра г. Нижний Тагил Свердловской области
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПлОщАдкИ УрО рАО
Может ли расширение сотрудничества ОУ в рамках сетевого взаимодействия при поддержке научных организаций способствовать росту качества образования территории?
Ключевые слова: инновационная деятельность, качество образования, сетевое взаимодействие.
Инновации в сфере образования ориентированы на качественное обновление педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества образования. Начиная с 1992 года, в образовательных учреждениях города Нижний Тагил осуществляется инновационная деятельность по проектированию и реализации стратегически важных направлений образовательной политики, определяемых программами развития образования Российской Федерации, Свердловской области и города.
Для решения проблем инновационного развития в 1998 году в городе был создан Экспертный Совет по экспертизе заявок образовательных учреждений и педагогов на инновационную деятельность в сфере образования. Основные функции Совета: экспертиза инновационных проектов, программ и социально-педагогических инициатив с целью выявления их значимости для образования города и области, формирование банка данных об инициативах и результатах экспериментов, подготовка предложений и рекомендаций образовательным учреждениям по траектории развития
инновационной деятельности в ОУ, информирование общественности о работе экспериментальных площадок, научных и образовательных инициативах.
На современном этапе инновационная деятельность в образовании приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, ставится задача достижения нового качества образования на основе инновационных инициатив по главным направлениям образовательной деятельности. Благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование» на государственном уровне инновационная деятельность образовательного учреждения определена условием развития качества образования. Сегодня в городе инновационную деятельность на различных уровнях осуществляют 35 образовательных учреждений (31 - общеобразовательное учреждение и 4 дошкольных образовательных учреждения), где разрабатываются и реализуются инновационные программы, на основании которых в образовательной практике осуществляются новые по сравнению с существующими:
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
9
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
- философско - педагогические, психолого - педагогические подходы к пониманию ребенка, его развития и образования;
- концептуальные педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- формы организации жизни и деятельности ребенка в образовательном учреждении;
- формы организации работы педагогов, управления и самоуправления, взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и социальной средой.
Для повышения эффективности экспериментальной педагогической деятельности активно привлекаются интеллектуальные ресурсы молодых ученых - преподавателей и аспирантов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, педагогических колледжей. Сегодня в школах города 9 молодых ученых помогают развивать экспериментальную и инновационную работу на научной основе. В тоже время, результативность опытно-экспериментальной деятельности учреждений образования не может быть оценена однозначно. Необходима координация деятельности ОУ, которая позволила бы направить усилия педагогических коллективов на решение действительно важных и значимых проблем современного ОУ в контексте общих направления раз-
вития Российского образования. Назрела необходимость возобновления в Нижнем Тагиле официально регламентируемой инновационной деятельности ОУ на уровне опытно-экспериментальных площадок с целью упорядочения такой работы в контексте решения общероссийских и региональных проблем народного образования. Эта работа уже ведется, в частности, через усиление интегративных связей образовательных учреждений города с областными структурами. Так, в целях формирования и развития единого информационно-образовательного пространства региона, совершенствования системы образования города, построения ее деятельности на научной основе, была поддержана инициатива Уральского отделения Российской Академии образования объединения образовательных учреждений региона для совместного решения вопросов инновационного развития [1,2,3]. Благодаря эффективному сотрудничеству с Уральским отделением Российской Академии образования (г. Екатеринбург), 11 школ и 4 дошкольных образовательных учреждения обеспечены научным руководством в рамках комплексной целевой программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Образовательные учреждения Нижнего Тагила проводят инновационную работу в следующих направлениях (табл. 1):
Таблица 1
Направление инновационного развития образовательное учреждение Образовательное учреждение Тема
Современные образовательные и воспитательные технологии как условие само- МОУ Политехническая гимназия «Гимназия как самообучающаяся организация»
развития субъектов образовательного процесса МОУ СОШ № 50 «Организация образовательного процесса с использованием образовательных технологий, обеспечивающих его индивидуализацию, в т.ч. на основе индивидуальных учебных планов»
МОУ СОШ № 45 «Здоровьесберегающая среда школы как условие саморазвития и самореализации учащихся»
МОУ СОШ № 30 «Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая среда образовательного учреждения»
МОУ СОШ № 9 «Создание и реализация модели личностно-развивающего образовательного пространства в «Школе самовыражения»
МДОУ № 139 «Использование современных образовательных и управленческих технологий как условие саморазвития субъектов образовательного процесса»
Социальное и нравственное развитие ребенка в условиях взаимодействия уч- МОУ СОШ № 23 «Социальное здоровье в воспитательном пространстве школы»
реждения и семьи МОУ СОШ № 8 «Социальное и нравственное развитие ребенка в условиях взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи»
МОУ СОШ № 7 Апробация УМК «Православная культура»
МДОУ № 122 «Приобщение детей дошкольного возраста к духовнонравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой»
МДОУ № 196 «Социокультурное развитие дошкольников через разные виды деятельности в детском саду»
МДОУ № 199 «Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям через ознакомление с русской народной культурой»
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Новые информационные технологии как средство трансформации образования МОУ Гимназия № 86 «Информатизация образовательного процесса как средство развития ключевых компетенция учащихся»
МОУ Лицей № 39 «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как условие развития медиакомпетентности учащихся»
Создание разноуровневой системы иноязычного образования и ее учебно-методическое обеспечение МОУ СОШ №32 «Разработка и реализация разноуровневой системы иноязычного обучения»
Инновационная организация образовательного процесса средствами проектной и исследовательской деятельности МОУ СОШ №5 «Инновационная организация образовательного процесса средствами проектной и исследовательской деятельности»
- «Современные образовательные и воспитательные технологии как условие саморазвития субъектов образовательного процесса»;
- «Социальное и нравственное развитие ребенка в условиях взаимодействия учреждения и семьи»;
- «Новые информационные технологии как средство трансформации образования»;
- «Создание разноуровневой системы иноязычного образования и ее учебно-методическое обеспечение»;
- «Инновационная организация образовательного процесса средствами проектной и исследовательской деятельности».
Часть школ и дошкольных образовательных учреждений в рамках сетевого сообщества представляют уже реализованные проекты, анализируют результаты и делятся опытом, другие находятся на стадии проектирования или реализации. Данная работа ОУ ежегодно презентуется педагогической общественности в рамках городских семинаров, выставок инновационных продуктов, научно-практических конференций. Инновационный педагогический опыт педагогов обобщается городскими методистами и активно используется в массовой практике работы школ. Сотрудничество образовательных учреждений Нижнего Тагила с Уральским отделением Российской Академии образования обеспечивает решение следующих задач: удовлетворение потребностей авторов в реализации их социально-педагогических инициатив, научно-методическое сопровождение реализации социально-педагогических инициатив разного уровня, распространение результатов осуществления социально-педагогической деятельности на уровне региона и России. Статус членов сети инновационных школ академической площадки УрО РАО позволил образовательным учреждениям города обмениваться опытом по своей тематике инновационной деятельности с коллегами из образовательных учреждений региона, участвовать в конкурсном движении. Сотрудничество управления образования города Нижний Тагил и УрО РАО демонстрирует плюсы подобного взаимодействия. В течение года педагогические команды инновационно-активных школ повышали квалификацию по образовательной программе УрО РАО «Инновационное развитие образовательной системы» на базе городского информационнометодического центра. В декабре 2010 года в Нижнем Тагиле совместно с Уральским отделением РАО была проведена региональная научно-практическая конференция «Социокультурное наследие Ураль-
ского региона как ресурс развития инновационного образовательного пространства», приуроченная к 300-летию Нижнетагильского образования. В рамках конференции были представлены основные направления педагогического поиска, направленного на возвращение образованию первоначального смысла, сохранение бесспорных духовно-нравственных приоритетов, осознание и преумножение традиций своего народа, воспитание уважительного отношения к людям. Сборник материалов конференции, адресованный всем, кто интересуется проблемами инновационного развития образования в Уральском регионе, был удостоен диплома Лауреата Всероссийской выставки-презентации лучших учебно-методических пособии 2010 года. Благодаря организационной и научной поддержке УрО РАО в 2010 году коллективы учреждений города Нижний Тагил смогли научно обосновать и достойно представить инновационные проекты в ходе Всероссийского конкурса инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании», весной 2010 г. в г. Москве. Дипломы Лауреатов национальной премии в области образования «Элита российского образования» были вручены коллективам МОУ СОШ № 45, МДОУ ЦРР детский сад № 196 и инструкторам по физической культуре МДОУ детский сад «Детство» № 199 и МДОУ ЦРР детский сад № 196. Первые итоги и дальнейшие перспективы работы были подведены на итоговом совместном мероприятии в июне 2010 года, в ходе семинара-презентации сетевых площадок УрО РАО. В целом, благодаря расширению направлений деятельности системы образования г.Нижний Тагил и Уральского отделения Российской Академии образования, можно говорить об интенсификации деятельности городского управления образования в сфере инновационной деятельности, что является мощным стимулом для развития городского образования в целом.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .
2. Федоров В.А., Гапонцев В.Л. и др. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука: Изв. Урал. отд. РАО. 2008. № 9(57). С. 100-109.
3. Шевченко В.Я. Согласованное взаимодействие как условие конструктивного развития профессионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2005, №6(36). С.125-131.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
11