Научная статья на тему 'Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения'

Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галоян Карен Ашотович, Шулика Александра Николаевна

В статье представлен практический опыт построения партнерских отношений школы в микросоциуме, показано, что сотрудничество школы и социокультурных учреждений микрорайона расширяет содержание педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галоян Карен Ашотович, Шулика Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

наркологических диспансеров (НКД) и комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), участие которых не прямым, но косвенным образом было бы необходимо.

©¿1 г. ¡&>

Важнейшим условием, позволяющим реализовать данную программу, является высокая ресурсность учреждения, дающая возможность подходить к данной работе с учетом следующих принципов:

1. Комплексность, учет всех факторов, условий и особенностей развития, воспитания и обучения детей;

2. Системность;

3. Вовлеченность всех субъектов образовательного пространства;

4. Реализация междисциплинарного подхода

5. Научная обоснованность;

6. Лонгитюдность (профилактика не может исчерпываться разовыми мерами, акциями, семинарами);

7. Оценка результативности (эффективности);

Разумеется, учет указанных принципов возможен

только в рамках деятельности целого учреждения, и в этом случае правомерно говорить о создании психологических центров, основным направлением которых является профилактика ПАВ. С целью обеспечения принципа «научной обоснованности» сотрудникам данного учреждения необходимо обеспечить условия для их профессионализации, в ходе которой им предстоит получить следующие знания, умения и навыки:

• Теоретические знания о видах зависимого поведения, механизмах и факторах риска его возникновения, с целью выявления его генеза в каждом конкретно взятом случае.

• Знания о физиологических аспектах, употребления ПАВ.

• Знания о поведенческих маркерах, по которым можно выявлять детей наиболее уязвимых к зависимому поведению.

• Опыт профессионального психологического консультирования детей, родителей и специалистов сферы образования по указанной проблематике.

• Владение широким спектром психопрофилактических программ, навыки их составления и реализации.

Предполагаемая форма подготовки - курсы повышения квалификации (КПП).

Подводя итог, следует сделать акцент на том, что всякая деятельность, нацеленная на профилактику зависимого поведения, не может исчерпываться одноразовыми акциями и мероприятиями, проводимыми бессистемно, к сожалению чаще на интуитивном уровне и исходя из

житейских представлений о природе зависимого поведения. Профилактическая работа это длительный, целенаправленный труд, требующий приложения знаний и опыта работы многих специалистов сферы образования и здравоохранения, она не может быть ограниченна системой запретов и ограничений. Здесь требуется комплексность и системность, подразумевающая учет иерархии и сложной взаимосвязи разнообразных неблагоприятных факторов обуславливающих дезадаптацию. Системный анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, позволяет выявить комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педаго-гических и социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.

После реализации принципа системности, логическим звеном в последовательности профилактических мер, является создание необходимых условий для интеграции междисциплинарного подхода, который «не позволяет замыкаться в рамках одной специализации,

а, напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология»[4].

В заключение хочется напомнить, что достижение реальных результатов возможно только при учете всех, перечисленных выше составляющих, при этом обязательным условием эффективности профилактической деятельности является мониторинг и оценка результативности проводимой работы, позволяющий определять специфику профилактической деятельности и корректировать ее в ходе реализации программ.

Литература

1. Акимова М.К., Гуревич K.M. Психологическая диагностика. - СПб, 2005.

2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности. - СПб.: Речь, 2008.

3. Белопольская Н.Л., Свистунова Е.В., Иванова С.Р. Самосознание проблемных подростков. - Москва, 2008.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - Москва, 1994.

5. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. 2-е изд. - М.:Изд-во УРА0.1999.

б. Менделевич В.Д. Руководство по аддикгологии.- СПб, 2007.

7. Мишина Е.И. Психологические особенности личностной рефлексии будущих специалистов. Акмеология. На-учно-практический журнал. - Москва, 2006.

8. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М, 2007.

9. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль; Дебют, 1991. - 32 с.

10. Сирота H.A. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ.высш.заведений /НА.Сирота, В.М.Ялтонский. - 4-е изд., стер. - М, 2008.

11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва, 2005.

В статье представлен практический опыт построения партнерских отношений школы в микросоциуме, показано, что сотрудничество школы и социокультурных учреждений микрорайона расширяет содержание педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Галоян Карен Ашотович

директор

Шулика Александра Николаевна

заместитель директора МОУ-СОШ №26 г. Екатеринбург

Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения

Может ли формирование социальнопедагогического партнерства содействовать развитию здоровьесберегающей среды школы?

Ключевые слова: социально-педагогическое партнерство, здоровьесберегающая среда

МОУ-СОШ № 26 Октябрьского района г. Екатеринбурга под руководством директора Карена Ашотовича Галояна является членом сети инноваци-онно-активных школ академической площадки УрО РАО [2], реализующей идею социально-партнерских отношений социокультурных учреждений микрорайона «Птицефабрика» как основного условия формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы.

На основе проведенного анализа результатов реализации программы развития, направленной на поиск путей повышения качества образования обучающихся, а также исходя из поставленных перед современным образованием задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья населения, в образовательном пространстве МОУ-СОШ № 26 в 2007 году были выявлены следующие противоречия:

- между важностью сочетания в воспитательной системе микрорайона факторов влияния со стороны различных типов и видов образовательных, спортивных и культурных учреждений, учреждений здравоохранения и недостаточным выявлением и использованием социаль-но-педагогического потенциала местного сообщества;

- между высокой социальной значимостью привлечения широкой общественности к воспитанию детей и подростков в направлении сохранения и укрепления здоровья и отсутствием эффективных методов и технологий совместной деятельности социокультурных учреждений микрорайона.

Анализ сложившейся ситуации и обращение к современным теоретическим и практическим разработкам в области образования позволили обратиться к социаль-но-педагогическому проектированию как технологии обеспечивающей формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы

Цель инновационной деятельности на период 2007-2011 г.г. состоит в оптимизации условий образовательной среды школы как социокультурного пространства со-действия и со-бытия индивидуальных и коллективных субъектов микрорайона «Птицефабрика» в направлении здоровьесбережения школьников [1,2].

Центральной задачей проекта выступает построение модели социального партнерства, обеспечивающего образовательное единое пространство микрорайона, через активизацию всех субъектов образовательного процесса школы, социокультурных учреждений и организаций микрорайона «Птицефабрика».

В результате реализации идей проекта планируется создание в микрорайоне единой здоровье сберегающей среды через реализацию социального партнерства, что позволяет получить следующие долгосрочные результаты:

- обеспечить формирование системы знаний о здоровье и ЗОЖ у воспитанников, обучающихся, их родителей и педагогов; внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе; разработать и внедрить методические рекомендации по вопросам здоровья;

- способствовать созданию единой системы в микрорайоне по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков; введению единой системы психолого-меди-ко-педагогического мониторинга как составляющей процесса сопровождения детей и подростков в образовательном пространстве микрорайона; устранению негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье воспитанников, обучающихся.

Формирование здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы предполагается на протяжении трех взаимосвязанных этапов, ориентировочный 01.01.2007 г. - 31.12. 2007 г.; внедренческий 01.01. 2008 г. - 31.11.2010 г.; рефлексивный 01.01.2011г.-31.12.2011 г.

Ход и содержание проекта представлены через два крупных направления работы.

1) Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях:

- руководители учреждений для детей и подро стков в микрорайоне обеспечивают соответствие образовательного процесса санитарно-эпидемиологическим, закрепленным в нормативно-правовых документах, регулирующих отношения в сфере сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся. Особый пласт работы руководителей социокультурных учреждений составляет работа по обеспечению здоровье сберегающей предметной среды;

- включение в функционал учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и других педагогических работников всех заинтересованных детских учреждений обязанности формирования у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым. Это позволяет решать такие задачи как формирование у воспитанников и обучающихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ и здоровью; построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся; интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья; организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма [3];

- подготовка педагогов по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья проводится через курсы повышения квалификации при ВУЗах, семинары-практикумы на базе социокультурных учреждений микрорайона, самообразование;

- согласованное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, решающее задачи проведения мониторинга и реализации профилактических и коррекционных мероприятий, для всех субъектов образовательного процесса;

- систематическая работа с родителями с целью организации системы взаимодействия школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ. Такая работа реализуется через просветительскую работу среди родителей; формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье, привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

2) Организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья через функционирование Координационного совета социокультурных учреждений микрорайона (МДОУ детский сад комбинированного вида № 177; МОУ ДОД детско-юношеский центр «СТК «Радуга»; Спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская»; МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа № 12; Культурно-досуговый центр «На Варшавской»; МУ «Детская городская поликлиника № 13»):

- работы по оптимизации двигательной активности на уроках, занятиях и переменах в каждом детском учреждении через проведение физминуток, подвижных перемен, различных спортивных мероприятий, а также через согласование нагрузки обучающихся в течении недели, четверти, года;

- внеклассной работы, способствующей обогащению жизненного опыта детей и подростков, что обе-

спечивает полноту выбора условий для саморазвития и самореализации, направляет подрастающее поколение на освоение общечеловеческих ценностей, в том числе заботу и сохранение здоровья;

- работы по организации и проведению мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами и повышению социальной активности обучающихся, которая осуществляется через активное участие в городских программах: Фестиваль профессий «Всё в твоих руках!» (Цель: создание условий для развития творческих возможностей всех субъектов образовательного процесса, формирования культуры профессионального самоопределения школьников и развития профориентационной работы в образовательных учреждениях), Фестиваль «Мы - за здоровый город!» (цель: привлечение внимания образовательного сообщества к вопросам формирования культуры здоровья школьников в образовательных учреждениях города), Проект «Школьный стандарт профилактики» (цель: внедрение школьного стандарта профилактики в ОУ города), Проект «Актив педагогов по организации волонтерского движения в ОУ» (цель: создание условий для развития подросткового волонтерского движения в образовательных учреждениях города), Проект «Толерантность и ценности семьи» (цель: внедрение системы психолого-педагогических технологий по формированию ценностей семьи и личности в системе развития толерантности школьников), Проект «Школа здоровья» (цель: повышение психо-лого-педагогической компетентности педагогов ОУ в области формирования культуры здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса), Проект «Школа. Семья. Нравственность» (цель: повышение компетентности педагогов в вопросах воспитания нравственности в школе и семье), Проект «Профи-де-бют: масштаб - город» (цель: создание условий для внедрения сетевой модели организации профориентационной работы с учащимися старших классов);

- работы по сохранению репродуктивного здоровья обучающихся через консультации и беседы с врачами и психологами поликлиники и службы психолого-педаго-гического сопровождения Октябрьского района;

- работы по пропаганде ЗОЖ, через систему классных часов, внеклассных и досуговых мероприятий, как в школе, так и учреждениях дополнительного образования.

Наиболее значимые результаты реализации инновационной деятельности школы в рамках соци-ально-педагогического партнерства определяющего формирование здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения в 2010 году были представлены на всероссийский конкурс инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании». МОУ-СОШ № 26 отмечена дипломом как выдающаяся организация в области здоровьесбережения

детей и молодежи - 2010, а руководитель методического совета школы Шулика Александра Николаевна получила поощрительную награду и диплом лауреата конкурса в номинации «За успехи внедрения инновационных проектов и программ в области здоровьесбе-режения детей и подростков - 2010».

Литература

1. Бутакова O.A. Здоровьеобеспечивающее обучение как средство управления непрерывным развитием педаго-

гов и обучающихся // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 7, с. 131

2. Давыдова H.H. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76), 2010. С.32-42

3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М., изд. «Глобус», 2009.

В статье рассматривается проблема управления развитием инновационных процессов в муниципальной системе образования, представлены возможные эффективные механизмы стимулирования, организации и координации инновационной деятельности образовательных учреждений, рассмотрена роль муниципальной методической службы в управлении инновационными процессами.

Дембицкая Юлия Венедиктовна мимц

заместитель директора г. Нижний Тагил mimc-djv@maii.ru

Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования

Каким образом управлять инновационной деятельностью в муниципальной системе образования?

Ключевые слова: инновационная деятельность образовательных учреждений, управление инновационными процессами, муниципальная система образования, муниципальная методическая служба.

Инновации в сфере образования ориентированы на качественное обновление педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества образования. На современном этапе инновационная деятельность в образовании приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, ставится задача достижения нового качества образования на основе инновационных инициатив по главным направлениям образовательной деятельности. Благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование» на государственном уровне инновационная деятельность образовательного учреждения определена условием развития качества образования. В ряде исследований [3, 5, 6] управление инновационными процессами

рассматривается как развитие системы образования. В такой ситуации, по мнению A.B. Хуторского, научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся системообразующими элементами развития муниципальной системы образования, и «чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению инновационным процессом» [6]. В тоже время Национальная образовательная инициатива Президента «Наша новая школа» подчеркивает ключевую роль кадровых ресурсов («учительского корпуса») в обеспечении инновационного развития [4]. Но нельзя отрицать тот факт, что на сегодняшний день существует противоречие между потребностью в инновациях и следующими факторами, ярко проявившимися в наше время: дефицит научно-педагогических кадров в большинстве образовательных учреждений, недостаточная степень готовности руководителей и педагогов к внедрению инновационных идей и технологий, низкий уровень профессиональной готовности педагогов к изменениям и способности к проектированию педагогических инноваций и инновационной среды.

Таким образом, проблема управления развитием инновационных процессов в муниципальной системе образования остается недостаточно исследованной. В частности, отсутствуют эффективные управленческие механизмы организации данной работы на муниципальном уровне: стимулирование образовательных учреждений к созданию и внедрению инновационных продуктов, координация инновационных процессов, целенаправленное финансирование инновационного развития, разграничение функций управления инновационными процессами и т.д [1]. В связи с этим одним из первоочередных этапов организации инновационного развития на муниципальном уровне становится поиск механизмов стимулирования и сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов.

Кто же и каким образом в современных условиях может стать катализатором в решении проблемы инновационного развития образовательных учреждений? По мнению директора Центра развития методической работы в системе образования Академии повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.