Научная статья на тему 'Мониторинговые исследования как условие и фактор формирования просоциального поведения учащихся шко'

Мониторинговые исследования как условие и фактор формирования просоциального поведения учащихся шко Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
97
20
Поделиться
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПАВ (ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ) / СОЦИАЛЬНО-ПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Большаков Александр Сергеевич

Автор раскрывает актуальность проведения мониторинговых исследований учащихся школ, предлагает анализ аспектов становления зависимого поведения подростка. В статье также рассмотрены принципы создания программ развития социально успешной личности в условиях школы.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Большаков Александр Сергеевич,

Текст научной работы на тему «Мониторинговые исследования как условие и фактор формирования просоциального поведения учащихся шко»

Автор раскрывает актуальность проведения мониторинговых исследований учащихся школ, предлагает анализ аспектов становления зависимого поведения подростка. В статье также рассмотрены принципы создания программ развития социально успешной личности в условиях школы.

Большаков Александр Сергеевич

заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Вера» аспирант кафедры «психология развития» МПГУ

г.Москва

bolshakov7878@maii.ru

Мониторинговые исследования как условие и фактор формирования просоциального поведения учащихся школ

Каковы возможности мониторинговых исследований в проектировании технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся?

Ключевые слова: организация первичной профилактики, факторы риска формирования зависимого поведения, психологическая готовность к употреблению ПАВ (психоактивных веществ), социально-продуктивное поведение, межведомственное взаимодействие, принципы профилактики.

В настоящее время все более актуальной становится проблема сохранения и поддержания физического и психологического здоровья граждан Российской Федерации. Отнюдь не последнее место в контексте данной проблемы занимает вопрос табакокурения. Придание особого значения именно табачной зависимости обусловлено с одной стороны, распространенностью данного вида зависимости и сопряженного с ней игнорирования или отсутствия ясных представлений о неблагоприятном влиянии никотина и смол, содержащихся в сигаретах на организм. С другой стороны, мнение наркологов относительно накотиновой зависимости однозначно: «нет ни одного человека употребляющего тяжелые накротические вещества, который перед этим не ку-рил»[6]. В контексте деятельности наркологических клиник, курение часто расценивается как предварительный этап становления более серьезной зависимости. В последнее время специалисты сферы здравоохранения, все большее внимание уделяют вопросу «омоложения» данного вида зависимости: «отмечается неуклонный рост систематического курения среди детей, подростков в возрасте 9-12 лет»[6]. Период первых проб, следовательно, период становления стойкой зависимости приходится на все более ранний и во многих отношениях более уязвимый возраст. Не может не волновать также проблема «феминизации» зависимости. Количество представителей женского пола употребляющих табачные изделия на протяжении последнего десятилетия неуклонно растет.

В последние годы неоднократно подчеркивалась эффективность своевременного профессионального вмеша-

тельства специалистов в области психологии и социальной педагогики, осуществляющих нацеленную профилактическую деятельность в контексте образовательного процесса, поскольку именно профилактика зависимости является одним из важнейших и эффективных направлений работы [10]. Большинство практико-ориентированных исследователей и специалистов, работающих в данном направлении, сходятся во мнении относительно того что первичная профилактика, нацеленная на предупреждение факторов способствующих формированию зависимости от табачных изделий, должна опираться на грамотно проведенный мониторинг. Результаты мониторинговых исследований позволяют получить объективную оценку степени выраженности данной проблемы и обосновать актуальность профилактической деятельности. Данные мониторинга, их сравнительный анализ в зависимости от своей информативности являются тем ресурсом, который позволяет специалистам определить формат, специфику и содержание комплекса психолого-педагогиче ских воздействий нацеленных на раннее предупреждение зависимости.

В связи с тем, что основным направлением психологического центра «Вера» является профилактика зависимого поведения, а цель экспериментальной деятельности осуществляемой на его базе, подразумевает изучение и создание условий формирования физически, социально и психологически здоровой личности, мы поставили перед собой задачу провести мониторинг и выяснить, насколько выражена данная проблема в образовательном пространстве. Получение данных по указанной проблеме позволило нам выделить конкретные задачи нашей деятельности и сформулировать принципы создания программ по формированию социально-адаптивного поведения.

Проанализировав свой опыт работы, и опираясь на данные научных исследований в области адцикгологии, мы пришли к осознанию необходимости создания своего инструментария позволяющего получать определенные данные относительно поставленной перед нами задачи.

Нами был разработан опросник нацеленный на выявление «психологической готовности» к употреблению ПАВ. В его основу были положены научные данные о психологических механизмах формирования стойкой зависимости и в первую очередь зависимости от табакокурения, а также методические рекомендации по составлению психодиагностических методик [9; 1]. Опросник включал в себя серию вопросов, каждый из которых соответствовал определенному психологическому механизму, обуславливающему приобщение к употреблению ПАВ. Вопросы были призваны выявить у учащихся степень выраженности психологических особенностей, являющихся факторами риска приобщения к зависимости от ПАВ:

1. Поисковая активность.

2. Убежденность в том, что вредные привычки не влияют на здоровье.

3. Реакция группирования со сверстниками, то есть ориентация на сверстников в ситуации группового употребления ПАВ.

4. Ориентация на «кумира», который употребляет ПАВ.

5. Потребность в эмоциональной стимуляции, в поиске новых и более изощренных способов снятия психического напряжения и получения удовольствий.

6. Ориентация на рекламу сигарет.

7. Ориентация на преподавателя, стремление усваивать характерные для него поведенческие паттерны и способы реагирования в различных ситуациях, а также «вредные привычки».

7. Игнорирование идеала здоровья: «в здоровом теле здоровый дух»

8. Игнорирование проблемы табакокурения как проблемы государственного значения.

9. Безразличное отношение к проблемам употребления табака близкими родственниками.

В исследовании приняли участие одна тысяча четыреста два учащихся 7-8х и 10-11х классов ГОУ СОШ. В результате анализа и обобщения, полученных в ходе анкетирования данных, нами был вычислен средний бал каждого фактора риска, что позволило оценить степень его выраженности у учащихся образовательных учреждений, принимавших участие в опросе.

В ходе анкетирования, также выяснялось наличие никотиновой зависимости у реципиента. Подсчет ответов на данный вопрос осуществлялся отдельно. По итогам анализа анкет мы получили данные, представленные на диаграмме:

Количесшо учащихсй употребляющим табачные изделия

куры я нллг г лс рт р6щі?гіз чн<пл 10-11 иодссы

I

14% от общего количества представителей мужского пола и 8% от общего количества представителей женского пола. Иначе говоря, девочек употребляющих табачные изделия не намного меньше мальчиков. Анализ анкет позволяет сделать предположение о том, что некоторое количество девочек утаило факт употребления табачных изделий исходя из определенных соображений.

Лишь 30% девочек указали на то, что они не собираются даже пробовать табачную продукцию, в то время как большинство девочек (55%) пробовали курить, следовательно, дети данной категории уже находятся в группе риска. Приведенные данные указывают на фактическую обоснованность ангажирования «феминизации» употребления ПАВ как серьезной проблемы современного общества.

Диаграмма указывает на серьезный рост числа учащихся употребляющих табачные изделия. С восьмого по одиннадцатый класс число детей выбравших ответ «курю», возросло практически вчетверо. Очевидна вероятность того, что данная цифра несколько приуменьшена, но даже это число невольно обращает на себя внимание. Также знаменательно то, что число детей восьмых классов, которые согласно анкетированию отрицательно относятся к курению - к десятому классу сокращается почти вдвое. Можно предположить, что эти подростки переходят в категорию детей, которые «пробовали, но не желают» употреблять табак. В то же время дети восьмых классов, которые «пробовали, но не желают употреблять» в десятом и одиннадцатом классах пополняют ряды курильщиков.

Среди мальчиков и девочек, указавших на употребление табачной продукции процентное соотношение следующее:

Подводя итог количественному анализу результатов анкетирования мы предлагаем вниманию читателей гистограмму, на которой отраженна возрастная динамика приобщения к употреблению табачных изделий среди подростков:

ва1рлпмзпдинамииа моиснмости

II ||

Качественный анализ результатов анкетирования: подсчет результатов анкетирования позволил нам выделить некоторые различия в отдельных аспектах «психологической готовности» между мальчиками и девочками, возможно обусловленные гендерными особенностями. Степень выраженности показателей «психологической готовности» приведена ниже.

Психологические различия подростков «употребляющих табачные изделия» и «не употребляющих»:

Г -

Различия между мальчиками и девочками, употребляющими табачные изделия представлены ниже:

;; 4=7%*

В равной степени у мальчиков и девочек, употребляющих табачные изделия, выражены следующие показатели:

1. Поисковая активность, иначе говоря, стремление получать жизненный опыт за довольно короткий срок, что связанно с убежденностью в том, что его можно получить путем экспериментирования, прибегая к различным способам «самореализации». Подобная установка является отражением неудовлетворенной потребности в самореализации и обостренной потребности в подтверждении своего «чувства взрослости», своего притязания на «право быть с миром взрослых на равных». Подростки, не употребляющие табачные изделия, редко обнаруживают высокий показатель по данному фактору.

2. Игнорирование идеала здоровья, то есть непринятие его ценности, несогласие с тем, что здоровье тела (физическое здоровье) и психическое благополучие имеют непосредственную связь. Особенно этот пункт выражен у девочек.

3. Группирование со сверстниками вполне оправданно обозначается как ведущий фактор риска приобщения к употреблению психоактивных веществ: «Первые пробы курения в основной группе у 80% были отмечены в курящей компании» [6]. Степень его выраженности среди общего числа детей незначительна, однако подростки, которые отнесены к категории курящих, обнаруживают высокий показатель по дано фактору. Мальчики и девочки данной категории в равной степени зависимы от окружения и склонны обнаруживать конформность в поведении, поддаваясь тенденциям и установкам, доминирующим в определенной группе. В этом случае вполне возможно говорить о полезависимом поведении, т.е. о склонности некритично принимать мнения окружающих, не достаточно осознанно демонстрировать те формы поведения и реа-

гирования которые являются приоритетными в данной группе. Подростки, не употребляющие табачные изделия, не обнаруживают данную наклонность.

4. Ориентация на «кумира» употребляющего ПАВ. У мальчиков этот фактор не выражен. Девочки напротив, склонны обнаруживать некоторую симпатию к киногероям и прочим значимым продуктам масс-медиа, употребляющим ПАВ.

5. В равной степени у мальчиков и девочек данной категории выражен «стимульный голод», стремление получать как можно больше новых впечатлений, непереносимость одиночества. Практически все учащиеся категории «не пробовал, и не собираюсь» с целью уйти от скуки и одиночества выбирают ответ: предпочитаю заняться делом (почитать книгу, поиграть или поработать на компьютере и т.п.), реже они выбирают ответ: встретиться с друзьями. Учащиеся категории «курю», выбирают ответ: поискать что-либо новенькое, чтобы развлечься.

6.Безразличное отношение к проблемам употребления табака близкими родственниками обнаруживают преимущественно девочки. На вопрос:

Если в твоей семье у кого-то есть вредные привычки:

• Тебя это беспокоит

• Тебя это не беспокоит

• Тебе все равно

Девочки, употребляющие табачную продукцию в подавляющем большинстве случаев выбирают ответ: «тебе все равно». Причины подобного рода ответов можно в частности искать в неблагоприятной «семейной ситуации развития» подростков.

7. Неосознание значимости проблемы табакокурения, решение которой должно осуществляться на государственном уровне, в большей степени присуще девочкам. Мальчики, в отличие от девочек, отнесенные к категории «курящих», чаще склонялись к признанию государственной значимости данной проблемы. Подростки, отнесенные к категории «не пробовал и не собираюсь» всегда, за редким исключением, соглашались с государственной значимостью данной проблемы.

8. Отношение к учителю, который употребляет табачные изделия у «курящих» девочек практически всегда безразличное: «мне всё равно». Мальчики данной категории несколько чаще обнаруживают либеральное отношение к проблеме употребления табачных изделий учителем: «мне не нравится, но это личное дело каждого». Подростки категории «не пробовал, и не собираюсь» обнаруживают либеральное отношение к данной проблеме, но очень часто у них также встречается нетерпимость к учителю: «меня это возмущает, я - против».

Мы склонны предполагать, что незначительная часть учащихся не признала факт употребления табачных изделий, на что указывает высокий показатель психологической готовности к употреблению ПАВ небольшого числа подростков, при отсутствии указания на употребление табака Данный процент следует искать в категории детей выбравших ответ «пробовал, но не курю».

Подводя итог нашему исследованию можно сделать ряд выводов относительно специфики и содержания деятельности направленной на профилактику зависимого поведения в целом. Прежде всего, при создании профилактических психолого-педагогических программ акцент следует делать на формирование структуры самосознания и саморегуляции личности подростка, познавательной мотивации и воспитание ценностного отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих его людей. Это позволит подростку осознать истинные мотивы своего поведения, свою роль в обществе и позволит ему, выработав критичность по отношению к себе, конструктивно решать возникающие жизненные задачи, таким образом, увеличивая гибкость и вариативность социально продуктивного поведения. В качестве важнейшего фактора препятствующего ориентации личности подростка на употребление психоактивных веществ, является формирование у него под линных интересов, в том числе интеллектуальных и художе-ственно-эстетических, а также ценностного отношения к здоровью с ориентацией на его культивирование [11].

Главными задачами первичной профилактики является формирование самосознания как акмеологического фактора развития личности, включающего в себя становление навыков рефлексивной деятельности, здоровой «Я» - концепции, внутренней позиции личности отражающей ее направленность на саморазвитие, а также способов эмоциональной саморегуляции позволяющей личности совладать со стрессогенными факгорами[8]. Введение последнего аспекта в программу обусловлено тем, что формирование зависимости от психоактивных веществ у определенной категории лщцей вызвано недостаточной резистентностью к стрессу и отсутствием в поведенческом арсенале достаточно эффективных стратегий совладания.

Эффективное достижение данных задач позволит личности подростка выработать адаптивные модели социального поведения. При этом рефлексия и рефлексивные способности, отражая динамический модус самосознания “обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношения с миром”[7].

Адекватная самооценка, постоянно получая положительное подкрепление в ходе успешного решения социальных задач, формирует у личности подростка веру в свою способность самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

Внутренняя позиция личности является условием продвижения своей инициативы, отстаивания своих ценностей и способности противостоять групповому давлению, что делает личность менее уязвимой к неблагоприятным социальным влияниям, в том случае если внешний фактор входит в конфликт с системой ценностных ориентаций и личностных смыслов. Нужно отметить, что данный конфликт также должен быть осознан и решен на уровне внутреннего диалога, что возможно только при самосознании, достигшем достаточно высокого уровня в своем развитии.

Важным направлением работы в рамках реализации подобных программ является своевременная профессиональная ориентация подростка, определение вектора его дальнейшего развития и саморазвития, сопряженное с постановкой отдаленной цели и ее поэтапным воплощением.

Данные анкетирования указывают на то, что подростки обладают достаточно большим количеством информации о вреде табачных изделий, это возможно, обусловлено перенасыщенностью СМИ подобного рода информацией. Стратегия информирования не только в большинстве случаев малопродуктивна, но напротив, при определенных условиях может иметь прямопротивоположный изначально поставленному результат.

Профилактическая деятельность, осуществляемая в данном направлении не должна исчерпываться исключительно реализацией на базе школ психолого-педагогиче-ских программ. Эффективность профилактической деятельности определяется степенью охвата всей социальной ситуации развития личности подростка В связи с этим очевидна необходимость обеспечения досуга подростков, привлечение их в центры творчества, на базе которых они смогут заниматься социально полезным, интересным для них делом. Таким образом, буцет обеспеченно продуктивное использование свободного времени подростков. Участие в социально значимой сфере деятельности, позволит подростку осознать свое положение в обществе, сформирует у него сознание необходимости приложения усилий для включения его в систему социальных отношений, поможет ему выработать представление об условиях социализации, найти в себе необходимый для этого ресурс, и создаст необходимые предпосылки для воплощения в жизнь идеи самоактуализации.

Не менее важным звеном в профилактической деятельности является работа с педагогическим составом школ направленная на повышение педагогической компетентности учителя в данной проблеме.

Одним из самых важных звеньев профилактической работы является продуктивное психолого-пе-дагогическое взаимодействие с родителями [5]. В рамках данного направления работы, предполагается проведение мероприятий учитывающих активное, совместное и равноправное участие детей и родителей. Следует также указать на очевидную эффективность мероприятий для родителей по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей, проходящих в форме семинаров, лекций и тренингов.

На практическом уровне не до юнца решенным остается вопрос организации процесса включения личности подростка в указанные сферы деятельности, а именно вопрос межведомственного взаимодействия, и выделения центрального органа определяющего направление работы с учащимися и дальнейшего их сопровождения на всех этапах реализации психолого -педагогической профилактики. Предполагается, что эту роль могут взять на себя центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС). Желательным было бы привлечение к работе сотрудников

наркологических диспансеров (НКД) и комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), участие которых не прямым, но косвенным образом было бы необходимо.

" 1^0

Важнейшим условием, позволяющим реализовать данную программу, является высокая ресурсность учреждения, дающая возможность подходить к данной работе с учетом следующих принципов:

1. Комплексность, учет всех факторов, условий и особенностей развития, воспитания и обучения детей;

2. Системность;

3. Вовлеченность всех субъектов образовательного пространства;

4. Реализация междисциплинарного подхода

5. Научная обоснованность;

6. Лонгитюдность (профилактика не может исчерпываться разовыми мерами, акциями, семинарами);

7. Оценка результативности (эффективности);

Разумеется, учет указанных принципов возможен

только в рамках деятельности целого учреждения, и в этом случае правомерно говорить о создании психологических центров, основным направлением которых является профилактика ПАВ. С целью обеспечения принципа «научной обоснованности» сотрудникам данного учреждения необходимо обеспечить условия для их профессионализации, в ходе которой им предстоит получить следующие знания, умения и навыки:

• Теоретические знания о видах зависимого поведения, механизмах и факторах риска его возникновения, с целью выявления его генеза в каждом конкретно взятом случае.

• Знания о физиологических аспектах, употребления ПАВ.

• Знания о поведенческих маркерах, по которым можно выявлять детей наиболее уязвимых к зависимому поведению.

• Опыт профессионального психологического консультирования детей, родителей и специалистов сферы образования по указанной проблематике.

• Владение широким спектром психопрофилактических программ, навыки их составления и реализации.

Предполагаемая форма подготовки - курсы повышения квалификации (КПП).

Подводя итог, следует сделать акцент на том, что всякая деятельность, нацеленная на профилактику зависимого поведения, не может исчерпываться одноразовыми акциями и мероприятиями, проводимыми бессистемно, к сожалению чаще на интуитивном уровне и исходя из

житейских представлений о природе зависимого поведения. Профилактическая работа это длительный, целенаправленный труд, требующий приложения знаний и опыта работы многих специалистов сферы образования и здравоохранения, она не может быть ограниченна системой запретов и ограничений. Здесь требуется комплексность и системность, подразумевающая учет иерархии и сложной взаимосвязи разнообразных неблагоприятных факторов обуславливающих дезадаптацию. Системный анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, позволяет выявить комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педаго-гических и социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.

После реализации принципа системности, логическим звеном в последовательности профилактических мер, является создание необходимых условий для интеграции междисциплинарного подхода, который «не позволяет замыкаться в рамках одной специализации,

а, напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология»[4].

В заключение хочется напомнить, что достижение реальных результатов возможно только при учете всех, перечисленных выше составляющих, при этом обязательным условием эффективности профилактической деятельности является мониторинг и оценка результативности проводимой работы, позволяющий определять специфику профилактической деятельности и корректировать ее в ходе реализации программ.

Литература

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - СПб, 2005.

2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности. - СПб.: Речь, 2008.

3. Белопольская Н.Л., Свистунова Е.В., Иванова С. Р. Самосознание проблемных подростков. - Москва, 2008.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - Москва, 1994.

5. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. 2-е изд. - М.:Изд-во УРА0.1999.

б. Менделевич В.Д. Руководство по аддикгологии.- СПб, 2007.

7. Мишина Е.И. Психологические особенности личностной рефлексии будущих специалистов. Акмеология. На-учно-практический журнал. - Москва, 2006.

8. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М, 2007.

9. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль; Дебют, 1991. - 32 с.

10. Сирота НА. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ.высш.заведений /Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. - 4-е изд., стер. - М, 2008.

11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва, 2005.

Инновации в школе

В статье представлен практический опыт построения партнерских отношений школы в микросоциуме, показано, что сотрудничество школы и социокультурных учреждений микрорайона расширяет содержание педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Галоян Карен Ашотович

директор

Шулика Александра Николаевна

заместитель директора МОУ-СОШ №26 г. Екатеринбург

Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения

Может ли формирование социальнопедагогического партнерства содействовать развитию здоровьесберегающей среды школы?

Ключевые слова: социально-педагогическое партнерство, здоровьесберегающая среда

МОУ-СОШ № 26 Октябрьского района г. Екатеринбурга под руководством директора Карена Ашотовича Галояна является членом сети инноваци-онно-активных школ академической площадки УрО РАО [2], реализующей идею социально-партнерских отношений социокультурных учреждений микрорайона «Птицефабрика» как основного условия формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы.

На основе проведенного анализа результатов реализации программы развития, направленной на поиск путей повышения качества образования обучающихся, а также исходя из поставленных перед современным образованием задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья населения, в образовательном пространстве МОУ-СОШ № 26 в 2007 году были выявлены следующие противоречия:

- между важностью сочетания в воспитательной системе микрорайона факторов влияния со стороны различных типов и видов образовательных, спортивных и культурных учреждений, учреждений здравоохранения и недостаточным выявлением и использованием социаль-но-педагогического потенциала местного сообщества;

- между высокой социальной значимостью привлечения широкой общественности к воспитанию детей и подростков в направлении сохранения и укрепления здоровья и отсутствием эффективных методов и технологий совместной деятельности социокультурных учреждений микрорайона.

Анализ сложившейся ситуации и обращение к современным теоретическим и практическим разработкам в области образования позволили обратиться к социаль-но-педагогическому проектированию как технологии обеспечивающей формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы

Цель инновационной деятельности на период 2007-2011 г.г. состоит в оптимизации условий образовательной среды школы как социокультурного пространства со-действия и со-бытия индивидуальных и коллективных субъектов микрорайона «Птицефабрика» в направлении здоровьесбережения школьников [1,2].

Центральной задачей проекта выступает построение модели социального партнерства, обеспечивающего образовательное единое пространство микрорайона, через активизацию всех субъектов образовательного процесса школы, социокультурных учреждений и организаций микрорайона «Птицефабрика».

В результате реализации идей проекта планируется создание в микрорайоне единой здоровье сберегающей среды через реализацию социального партнерства, что позволяет получить следующие долгосрочные результаты:

- обеспечить формирование системы знаний о здоровье и ЗОЖ у воспитанников, обучающихся, их родителей и педагогов; внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе; разработать и внедрить методические рекомендации по вопросам здоровья;

- способствовать созданию единой системы в микрорайоне по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков; введению единой системы психолого-меди-ко-педагогического мониторинга как составляющей процесса сопровождения детей и подростков в образовательном пространстве микрорайона; устранению негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье воспитанников, обучающихся.

Формирование здоровьесберегающей среды образовательного пространства школы предполагается на протяжении трех взаимосвязанных этапов, ориентировочный 01.01.2007 г. - 31.12. 2007 г.; внедренческий 01.01. 2008 г. - 31.11.2010 г.; рефлексивный 01.01.2011г.-31.12.2011 г.

Ход и содержание проекта представлены через два крупных направления работы.

1) Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях:

- руководители учреждений для детей и подро стков в микрорайоне обеспечивают соответствие образовательного процесса санитарно-эпидемиологическим, закрепленным в нормативно-правовых документах, регулирующих отношения в сфере сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся. Особый пласт работы руководителей социокультурных учреждений составляет работа по обеспечению здоровье сберегающей предметной среды;