В статье рассмотрены подходы к формированию сетевого взаимодействия образовательных учреждений с целью внедрения новых форм, методов и средств развития здоровьесберегающей среды
Давыдова Наталия Николаевна,
начальник отдела инновационных проектов УрО РАО
г. Екатеринбург
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИННОВАЦИОННОАКТИВНЫХ ШКОЛ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Может ли активное сетевое взаимодействие образовательных учреждений обеспечить внедрение новых форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях-членах сети?
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии в школе, инновационно-активная школа, образовательная сеть.
\
Традиционные подходы к определению здоровья декларативны, часто определяют, каким оно должно быть, а не то, чем на самом деле является. Для понимания этой дефиниции следует выделить следующие основания: здоровье - область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности; здоровье - это результат собственной деятельности и способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, здоровье - это способность к самосохранению и увеличению жизненных сил человека, а также способность улучшать возможности, свойства и способности своего организма; здоровье - это уровень адаптационных возможностей организма и способность приспосабливаться к среде обитания и своим возможностям, сохраняя для себя искусственную и естественную среду обитания; здоровье - это способность противостоять повреждениям, болезням и другим формам деградации, оно находится в зависимости от здоровья окружающих людей; здоровье -это способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе, своему окружению и будущим поколениям через сеть воспитательно-образовательных учреждений посредством формирования здоровьесберегающей образовательной среды и медико-физиологического сопровождения процесса обучения. Под здоровым образом жизни понимается категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни. К здоро-
вьесберегающим технологиям в школе относится системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья учащихся и сотрудников от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе. Инновационно-активная школа - школа, осваивающая новые технологии здоровьесбережения с целью достижения нового качества здоровьесберегающей среды, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас». Образовательная сеть - среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.
Актуализация проблемы. Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и
развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Модернизация российского образования требует поиска дополнительных собственных возможностей адаптации системы образования к современным требованиям жизни. Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности [2].
Проведённые исследования позволили установить, что подходы к проблеме сохранения и развития здоровья школьников как проблеме формирования здорового поколения характеризуется рядом противоречий между:
• общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения, заявленной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», национальной Доктрине развития образования и реальными условиями жизни и обучения школьников; фактическим состоянием здоровья школьников и неготовностью образовательного учреждения сохранять и развивать их здоровье;
• притязаниями выпускников школ на успешную самореализацию и их неготовности относится к здоровью и здоровому образу жизни как условию этой успешности;
• необходимостью перехода к созданию здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий её формирования.
Из противоречий вытекает проблема над которой работают члены сети инновационно-активных образовательных учреждений академической площадки УрО РАО: выявить пути и средства формирования здоровьесберегающей среды современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает здоровьесберегающая среда учреждений системы образования.
В качестве предмета исследования взят процесс формирования здоровьесберегающей среды современного ОУ в условиях сетевого взаимодействия ИАШ.
Гипотеза исследования: процесс формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях системы образования будет результативным, если:
• в условиях сетевого взаимодействия ИАШ обеспечивается сохранение и развитие здоровья воспитанников и учащихся учреждений системы образования исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;
• реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья школьников, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ученика;
• создаваемая в рамках сетевого взаимодействия здоровьесберегающая среда учреждений образования создает оптимальный режим для реализации двигательной активности школьника, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и учителя и т.д.;
• в условиях сетевого взаимодействия ИАШ с целью сохранения и развития здоровья школьников выявлены и экспериментально проверены новые формы, методы и средства формирования здоровьесберегающей среды учреждений образования.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились философские идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений объективной реальности, единства теории и практики, деятельности и общения как важнейших факторов развития человека, социальной обусловленности сущности личности; теории социальной и педагогической интеграции; ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, её взаимодействия с окружающей средой; формирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений; программа международного сотрудничества «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (НББО), реализуемая под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро - ВОЗ-ЕВРО. В настоящее время в педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни, что отражено в работах РИ. Айзмана, В.Ф. Базарного, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Э.М. Казина, В.В. Колбанова, А.Г. Ком-кова, Г.А. Кураева, Ю.П. Лисицына, Н.К. Смирнова и др. Известно, что существуют группы детей, которые предпочитают здоровый стиль поведения, и группы поведения с риском для здоровья. Укрепление нового стиля поведения и переориентация на здоровый образ жизни школьников второй группы невозможно без учёта ценностно-мотивационной сферы человека (исследования А.А. Бодалева, А.А. Вербицкого, В.К. Вилюнаса, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Т.С. Паниной и др.). Детерминанты здорового образа жизни целесообразно рассматривать с наиболее значимыми индикаторами физического и психического здоровья, социального благополучия школьника и готовности учителя работать в условиях приоритета здоровья.
На отсутствие такой готовности указывают исследования Л.П. Вашлаевой, В.Г. Воронцовой, М.Я. Виленкина, Г.К. Зайцева, И.В. Карлаевой, В.3. Когана, Л.М. Митиной, Т.С. Паниной, Н.И. Приходько и др. Как выявляют исследования Э.Н. Вайнера, Л.П. Ваш-лаевой, Г.К. Зайцева, Э.М. Казина, Н.Э. Касаткиной, Т.С. Паниной, Н. И. Приходько и др. многие педагоги не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, невысоко оценивают роль собственных усилий в сохранении и развитии здоровья, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития здоровья ученика и собственного здоровья. Комплексные подходы к решению проблем здоровьесберегающего образования включают вопросы создания общешкольной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья школьников; проблемы организации системы работы по формированию ценностного отношения к здоровью, ценности здорового образа жизни, профилактики поведения риска, эффективного использования средств физической культуры [1]. Образовательная сеть в проекте определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др. [2] . Сетевое взаимодействие в нашем случае привело к формированию устойчивой взаимозависимости тех ОУ, которые в него включены (табл. 1). Главной причиной включения школ в деятельность сети является интерес к здоровью учащихся, который проявляется как устойчивое внимание к решениям проблемы со-
хранения и укрепления здоровья детей. В начале всем участникам сети пришлось определять ведущее направление участия школы в сети, а также способы достижения своего интереса в рамках сетевых возможностей. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда события сети создаются по собственной инициативе участников, исходя из возникающих потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети. Образовательные учреждения нашей «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств, а информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимодействия) с другими участниками проекта. Ключевой задачей становления сети становится обеспечение лояльности участников и улучшение инвестиционной привлекательности сети. В практике работы ОУ - членов академической площадки УрО РАО по проблеме организации научнометодического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности можно выделить две основные организационно-управленческие схемы: паритетного взаимодействия и донорского взаимодействия. В случае паритетного взаимодействия, более характерном для данного проекта, обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. При донорском взаимодействии одна из школ, имеющих наиболее сильные позиции в реализуемом направлении предоставляет ресурсы и/или услуги, а остальные ими пользуются на безвозмездной или возмездной основе. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия выстраиваются относительно каждой конкретной школы, интегрированной в сеть и реализующей инновационную деятельность (табл. 1).
Таблица 1
Направление Цель деятельности Участники
Сетевая организация научнометодического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона Определение совокупности форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей среды учреждений образования с целью сохранения и развития здоровья школьников. На основе использования законов социального проектирования. Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), Тюменский государственный университет (г. Тюмень), ОУ №№ 3, 17, 47, 60, 62, 97, 110, 117, 170, МДОУ № 307 г.Екатеринбурга МОУ СОШ № № 8 и 45, МДОУ № 196 г. Н.Тагил МОУ СОШ № № 7 и 2, МОУ ДОД СЮТ, МОУ ДОД ДЮСШ г. Красноуфимска МОУ СОШ № 23 г. Дегтярска, МОУ СОШ № 70 г. Нижний Тагил, МОУ СОШ № 1 г. Полевского, МОУ СОШ № 76 г. Лесного, МОУ СОШ № 5 г. Богдановичи, МОУ с.Кошай Новолялинского района МОУ поселка Высокий Мыс Сургутского района, МОУ села Сайгатино Сургутского района, УДО «Станция Юннатов» г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийский АО Материалы участников сетевого взаимодействия по направлению были одобрены в ходе 7 МНПК «Педагогические системы развития творчества», УрГПУ, 2008, МНПК «Иннвацонные направления в образовании», УрГПУ, Екатеринбург, 2009 г. Силами участников сетевого взаимодействия в 2007-2009 годах проведено 38 общегородских и 65 районных мероприятия по представлению инновационного опыта
Сетевое взаимодействие дает максимальный эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого качественного ресурса; добровольном распределении направлений между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса и, конечно, формировании общесетевого ресурса.
Основными составляющими этой работы являются:
• создание творческих групп из представителей разных ИАШ для организации системы деятельности и создания условий для реализации программ здоровья.
• Системная совместная работа учителей и как предметников и как классных руководителей из разных ОУ для формирования у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
• Разработка в рамках сетевого взаимодействия новых форм работы с родителями в целях организации системы взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ.
Разнообразие форм и методов здоровьесберегающей работы, применяемых в ИАШ, можно учесть только в том случае, если эта деятельность будет рассматриваться в сравнении [3]. С одной стороны, такое рассмотрение позволит учесть множественность вариантов организации здоровьесберегающей деятельности в конкретном учреждении в условиях сетевого взаимодействия школе, с другой стороны - поможет оценить конкретную работу ИАШ, что может оказать пользу коллективам ИАШ в выработке адекватной стратегии и тактики здоровьесберегающей деятельности.
Регламент управления сетевым взаимодействием по проблеме организации научно-методического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности включает в себя порядок, этапы и сроки проектирования сети. Проектирование сетевого взаимодействия для обмена инновационным опытом включает проведение следующих определенных, логически взаимообусловленных действий:
• обследование инновационной образовательной среды с целью определения ключевых направлений научно-методической работы на уровне отдельных образовательных учреждений;
• определение внутренних ресурсов и внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития инновационного потенциала;
• создание пакета документов организационного и методического характера, обеспечивающего функционирования сети ИА ОУ по направлению;
• развитие кадровых резервов и учебно-методических ресурсов;
• распределение функций и полномочий между всеми участниками сети
• определение критериев и показателей эффективности работы сети
Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды ИАШ направлен на отслеживание деятельности по 3 направлениям:
• оценку оздоровительного потенциала ИАШ характеристика здания школы; инфраструктура школы; оздоровительная инфраструктура; оздоровительная деятельность; качество персонала школы.
• оценку здоровье сберегающей деятельности ИАШ
учебная нагрузка учащихся; двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся;
занятия в школьных спортивных секциях; занятия в спецмедгруппах
• оценку эффективности здоровье сберегающей деятельности ИАШ
режим дня учащихся;
внедрение образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участие родителей в оздоровительных и профилактических мероприятиях (спортивные соревнования, дни здоровья, занятия по профилактике вредных привычек и т.п.) и т.д.
В рамках проекта пути создания здоровьесберегающей среды в ИАШ широко обсуждались в ходе окружной НПК «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития (апрель 2009 года), 5 Всероссийской НПК «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (ноябрь 2009 года), 7 Международной НПК «Проектирование модели менеджмента организации:научные и прикладные аспекты ( апрель 2010 года)
Литература
1. Бутакова О.А. Здоровьеобеспечивающее обучение как средство управления непрерывным развитием педагогов и обучающихся // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 7.
2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12
3. Перминова Н.И. Организация внеурочных форм занятий физической культурой на основе мониторинга // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009, № 2.
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №1.
5. Давыдова Н.Н., Поляков П.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.