Теория инновационной и экспериментальной деятельности
В статье представлен практический опыт работы МОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга по реализации модели «Общественно-активная школа РФ».
Валамина Ольга Вячеславовна,
директор МОУ СОШ № 154 Свердловская обл. г. Екатеринбург [email protected] Давыдова Наталья Николаевна к.т.н.; доцент начальник отдела НИП УрО РАО Свердловская обл. г. Екатеринбург [email protected]
Реализация модели общественно-активной школы в рамках социальнообразовательного проекта «гражданин»
Как реализовать действенную модель общественно-активной школы в условиях современной школы?
Ключевые слова: общественно-активная школа, системы непрерывного гражданского образования, многополюсная образовательная среда.
Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социальноэкономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий, отстаивания своей точки зрения, для того, чтобы развить у российских детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить» обучающегося в окружающий мир во всём его многообразии.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательные учреждения РФ методики проекта «Гражданин» и развертывание на его базе «Всероссийских акций «Я гражданин России». Данный проект интернационален: молодежь более 20 стран мира в последние 10 лет реализовала сотни тысяч инициатив, которые способствовали улучшению жизни сограждан. Технология проекта помогает учащимся не только по зову сердца приниматься за общественнополезные дела, но и тщательно организовывать работу, которую учащиеся выбрали самостоятельно и извлекать из этого жизненные уроки. Проект, в процессе конкретной деятельности, знакомит школьников с
методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает практические навыки участия в изменении социальной инфраструктуры территории.
Мы считаем, что социально активная личность -это свободная личность, обладающая:
1. Профессионально-образовательной компетенцией: конкурирует в ходе поступления в профессионально-образовательные заведения, постоянно повышает свой образовательный уровень, творчески относится к решению интеллектуальных проблем.
2. Социально-коммуникативной компетенцией: выбирает и реализовывает адекватно социальной ситуации стиль общения, организовывает диалог в социальном и деловом общении, противодействует ма-нипулятивным формам и методам воздействия.
3. Культурно-личностной компетенцией: постоянно повышает свой культурный уровень, имеет самоопределение в духовной сфере, активно участвует в культурно-просветительской деятельности.
4. Морально-нравственной компетенцией: соблюдает моральные нормы социального поведения, гармонизирует отношения в ближайшем социальном окружении, проявляет нетерпимость к аморальности в социальных взаимоотношениях.
5. Социально-правовой компетенцией: повы-
шает свой уровень правовой культуры, сознательно выполняет правовые нормы и правила, проявляет активную позицию в предупреждении и пресечении правонарушений.
6. Гражданско-патриотической компетенцией: ответственно относится к участию в социальной и государственно-политической жизни, уважительно относится к истории страны, социальным традициям и культурным ценностям, проявляет патриотическую жизненную позицию в социальных взаимоотношениях.
7. Здоровьесберегающей компетенцией: само-организовывает здоровый образ жизни, защищает свое здоровье и здоровье близких в чрезвычайных ситуациях, противостоит пагубным привычкам и страстям.
Организация школьного уклада становится важной составляющей содержания образования, а именно школьное пространство базируется на взаимодействии субъектов образовательного пространства школы по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно-практических условий, что обеспечивает процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся. Такая организация системы школы понимается нами, как культурно-образовательная среда школы.
В современных условиях в школе значимой выступает необходимость разрешения противоречия между
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
9
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
потребностью обучающихся в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических средств формирования их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы [2,3].
Поэтому главной задачей МОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга на ближайшие годы явилось решение следующих проблем:
• создания эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности школы, органов государственной власти и других социальных институтов с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательного процесса.
• формирования мобильной и гибкой системы дополнительного образования, способной становлению социально ответственной личности, имеющей активную гражданскую позицию.
• разработки механизма привлечения представителей сообщества для решения социальных проблем, актуальных для школы и общества.
• становления школы не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона.
Выходом из создавшейся ситуации стало формирование в МОУ СОШ № 154 многополюсной образовательной среды через реализацию модели общественно-активной школы.
Реализация модели «Общественно-активная школа» - это трансформация МОУ СОШ № 154 в качественно новое состояние со свойствами, обеспечивающими переход к деятельности, основанной на принципах непрерывного образования:
1. Создание системы по формированию у обучающихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
2. Создание условий для интеграции базового и дополнительного образования с использованием собственного потенциала, потенциала учреждений дополнительного образования и прочих учреждений в социокультурном пространстве школы и микрорайона.
3. Разработка механизма привлечения представителей сообщества к решению актуальных социальных проблем.
К основным компонентам модели общественно -активной школы мы относим
• Благоприятный климат образовательного учреждения:
- создание многополюсной образовательной среды;
- реализация системно - деятельностного подхода в образовании;
10
- формирование у всех участников образовательного процесса правовой культуры и законопослушного поведения.
• Здоровьесбережение образовательного процесса:
- повышение приоритета здорового образа жизни, мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
- участие в районных областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;
• Процессы демократизации школы:
- внесение демократических отношений в саму школьную жизнь - создание в школе демократического уклада жизни через:
- школьное самоуправление,
- школьные СМИ,
- культурные практики.
• Развитие социального партнерства ОУ с окружающей средой:
- консолидация ресурсов школы и сообщества для непрерывного гражданского образования всех участников образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий, направленных на формирование культуры современных деловых отношений, в том числе :
- привлечение интеллектуальных и образовательных сил всех участников образовательного процесса к участию в процессе социального воспитания;
- построение партнерских отношений с социумом.
• Развитие волонтерства и добровольчества в ученической среде:
- формирование активности подрастающего поколения в разработке и реализации социально- гражданских инициатив;
- повышение имиджа школы в глазах общественности через воплощение добровольческих идей;
- проведение мероприятий, призванных улучшить жизнь вокруг нас (социально-полезная работа).
В настоящее время педагогический коллектив школы является членом сети инновационных школ академической площадки Уральского отделения РАО (тема: «Реализация модели деятельностно-ориентированной школы») и базовой площадкой РАО по формированию ИКТ-компетентности школьников (Российская Академия образования, Ведущий институт развивающих технологий, Образовательный центр «Школьный университет») [1].
За годы реализации проекта «Гражданин» в МОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга основное внимание было уделено:
По направлению: благоприятный климат образовательного учреждения — в учебный процесс за счет
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
школьного компонента введены индивидуальные образовательные практики.
Полностью изменен школьный компонент учебный план:
1—4 Классы: Введены элективные курсы — Экономика в начальной школе;
1-9 Классы: Введены элективные курсы - Разговор о правильном питании, Основы религиозной культуры и светской этики, Программирование в среде ЛОГО, Экономика семьи, Экономика школы, Экономика ближнего окружения, Бизнес и экономика, Моя фирма, Рынок ценных бумаг, Маркетинг, Семейный бюджет, Мой выбор, Основы инженерной графики, Основы уголовного права, Права ребенка, Спортивные игры, Мир, в котором я живу: среда обитания, Культура речи, Языковая норма, Абсолютная грамотность, Алгебраические вычисления, Особенности растущего организма, Алгебраическое тестирование, Период (анализ литературного текста);
1-11 Классы: Элективные курсы - Практическое право, Правильнее, точнее, выразительнее, Обучение сочинениям различных жанров, Алгебраические вычисления, Математика в экономике и банковском деле, История государства и права, Основы налоговой грамотности, Технология создания WEB-сайтов.
Педагогами школы освоена специальная позиция взрослого - тьютора, который является консультантом учащегося в формировании индивидуальной образовательной траектории. На сегодняшний день тьюторами являются классные руководители, которые разделяют идеи тьюторства и обеспечивают систематическое сопровождение учащихся в образовательном процессе.
Задачи, решаемые тьюторами на данном этапе развития проекта:
• Расширение представлений о возможных вариантах продолжения образования:
Посещение дней открытых дверей, выставок-ярмарок; Организация экскурсий - «Знакомство со школами, ССУЗами и ВУЗами города» (Участие школьников в городском проекте «Профи-дебют: масштаб-город»). Предпрофильное сопровождение 15 ВУЗами и 20 ССУЗами г. Екатеринбурга.
Ежегодный общешкольная акция «День самоопределения» для учащихся (8-11 кл) и родителей, с проведением круглых столов с преподавателями ВУЗов и ССУЗов;
• Выявление интересов и склонностей, образовательного запроса учащегося:
В системе ведется диагностика склонностей учащихся с использованием стандартизированных опросников «Тип мышления», «Мои профессиональные склонности». Анкетирование родителей и обучающихся «Удов-
летворенность образовательным пространством школы», «Возможные образовательные маршруты».
Результаты анкетирования по вопросам удовлетворенности образовательным пространством
Удовлетворенность Удовлетворенность
организацией инновационными
учебно — воспита- процессами осущест-
тельного процесса вляемыми в школе
обучающиеся 87% 82%
педагоги 100% 100%
родители 97% 92%
Результаты анкетирования «Мои профессиональные склонности» (8-11 кл.)
Направления Процент профессиональных склонностей
социально-гуманитарное 65
естественнонаучное 10
технико-механическое 15
технико-математическое 10
Результаты анкетирования «Возможные образовательные маршруты» (7-8 кл.)
Учебные заведения Процент востребованности
ВУЗы 64
ССУЗы 36
• Помощь в конкретном выборе направления образования: Анализ проблем, возникающих при выборе профиля обучения, определение путей их разрешения, формирование представлений о собственных возможностях и недостатках проводятся в следующих формах:
• Организация бесед с психологом, врачами:
«Твои личные особенности». (Участвовали обучающиеся с 1 по 10 класс в количестве 730 человек.)
«Выбор профессий и здоровье». (Участвовали обучающиеся с 8 по 11 класс в количестве 185 человек.)
• Творческие работы, эссе, сочинения на тему «Моя будущая профессия» (6-11кл.) с последующей индивидуальной консультацией в случае необходимости с психологом.
• Выпуск учащимися информационных буклетов, «Информационный вестник», «Мое будущее образование».
• Обучение и поддержка реализации ИОП обучающихся, анализ проблем и затруднений:
Организация персональной самооценки обучающихся с использованием различных тестов, матриц, схем. Подготовка отзывов о работе обучающегося в течение четверти. Создание личных почтовых ящиков обучающихся и Интернет - страниц педагогов. Составление «Матриц» и «Схем» для соотнесения за и против при выборе профиля обучения. Индивидуальные консультации с классными руководителями,
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
11
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
администрацией, психологом (1-11кл.) - 100%. Системная диагностика учащихся по направлению «Самореализация».
Важной составляющей образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения является формирование реализация системно-деятельностного подхода в образовании.
Технологии и формы обучения основываются на обобщённых способах действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
К образовательным технологиям, широко используемым в образовательном процессе школы, мы относим:
• развивающее обучение, проблемно-диалоговое обучение, технология решения исследовательских задач, проектные и здоровьесберегающие технологии используются в учебном процессе на учебных занятиях и занятиях индивидуального домашнего обучения, элективных курсах, на индивидуально-групповых занятиях на 1, 2, 3 ступенях обучения;
• деловые, ролевые учебные игры и обучение в сотрудничестве используются в учебном процессе на учебных занятиях, элективных курсах, внеурочных занятиях по предмету на 1,2,3 ступени обучения;
• Информационно-коммуникативные технологии используются в учебном процессе на учебных занятиях, элективных курсах 1, 2, 3 ступень обучения;
• Технология модульного обучения используется в учебном процессе на учебных занятиях и занятиях индивидуального домашнего обучения 2, 3 ступени обучения;
• Лекционно-семинарская, зачетная система используется в учебном процессе на учебных занятиях 2,3 ступени обучения.
Для освоения технологий и методик, позволяющих реализовать системно - деятельностный подход, создана школьная педагогическая мастерская. Школьная педагогическая мастерская это специальная система по совершенствованию компетентности педагога. Школьная педагогическая мастерская включает системную работу школьных методических объединений, возглавляемую методическим советом. В методический совет входят: директор, зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, руководители 5 методических объединений, представитель Родительского комитета, представитель совета старшеклассников, представитель Управляющего Совета школы. Методический совет школы осуществляет планирование
и координирование мероприятий по функционированию профессионально - образовательного пространства школы.
Созданное в школе образовательное и воспитательное пространство позволяет развивать мобильную и гибкую образовательную систему, нацеленную на формирование личности, способной реагировать на индивидуальные образовательные запросы в условиях реальных потребностей современного рынка труда.
Эффективное использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе
Образовательная технология 2008 г., % педагогов 2009 г., % педагогов 2010 г., % педагогов
Развивающее обучение 64 72 87
Проблемно-диалоговое обучение 70 90 100
Технология решения исследовательских задач 65 78 85
Проектные технологии 45 62 75
Технология модульного обучения 48 56 68
Лекционно-семинарская, зачетная система 79 80 100
Деловые, ролевые учебные игры 75 90 100
Обучение в сотрудничестве 78 86 100
Информационно-коммуникативные технологии 50 70 90
Здоровьесберегающие технологии 70 84 100
«Портфолио» учащегося 65 74 87
В системное выявление и развитие у детей разных видов одаренности большой вклад вносит фестиваль «Ничего невозможного нет»». Цель фестиваля - создание условий для формирования личности обучающегося, способной ориентироваться на постоянное саморазвитие, инициативу, самостоятельность и творчество. Координационным центром фестивального движения является методический совет школы совместно со школьным обществом «Содружество», включающим в себя творческие объединения по интересам. Это школьная олимпиада, научно-практическая конференция в рамках «Дней науки», предметные недели, круглые столы, конкурсы, викторины. Информационную поддержку «Дням науки» оказывает школьное общество «Содружество» оформляя информационный стенд, выпуская бюллетень «Исследования и я», «Мир вокруг меня». В итоге выдвигаются номинации, по которым будет подводиться итог в мае - для классов - «Творчество - Успех», для учащихся «Стремлюсь - понимаю - делаю». Все победители заносятся в книгу почета школы «Наши достижения». Представители школьного общества «Содружество» выходят в младшее звено и рассказы-
12
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
вают о взаимосвязи той или иной предметной области с окружающим миром. В результате всех мероприятий формируются группы из учащихся, проявляющие особый интерес в той или иной предметной области. В мае проводятся заключительные заседания ученических объединений по интересам, где подводится итог участия в общешкольных мероприятиях. Обучающиеся представляют свои творческие работы, по итогу посещения ими надпредметных элективных курсов и внеурочных мероприятий.
В МОУ СОШ № 154 действуют объединения по интересам:
• Школьное научное общество «ЮНИС».
• Клуб будущих избирателей.
• Школьный издательский центр «Лира».
• Клуб юных математиков «Эрудит».
• Клуб «Красивый мир английского».
• Клуб любителей русского языка.
• Клуб «Спасатель».
В школе сохранена система дополнительного образования:
Отряд «Золотые правила» - обеспечивающий взаимное сотрудничество с районными отрядами ГАИ и ОГПН.
Студия спортивного и бального танца «Студия +» «Музыкальный калейдоскоп», Изостудия «Волшебные краски» - направлены на взаимное сотрудничество со школами танца ДМШ № 11, ДШИ №4, ДМШ № 6, ДХШ №2
Проект «Музейное братство» - связан с взаимным сотрудничеством с музеями г. Екатеринбурга (Краеведческий музей, Музей П.П.Бажова и др.)
Работают спортивные секции настольного тенниса, футбол, художественная гимнастика.
В целях формирования правовой культуры у всех категорий участников образовательного процесса используется широкий калейдоскоп форм работы: конкурсы сочинений «Моё здоровье в моих руках», «Путешествие в страну здоровья», «здоровым быть здорово»; рейды «Территория школы», «Как ты одеваешься?»; устные журналы: «Я и закон»; викторины: «Правильное питание школьников»; подбор материалов к родительским собраниям и классным часам: «Режим дня школьника», «Физическая активность и здоровье», «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «ЗОЖ - закаливание», анкетирование: «Отношение к ПАВ», «Отношения к ЗОЖ», «Толеран-тен ли я?», «Неформальные объединения молодежи». Среди акций, которые проводятся учащимися можно выделить общешкольный рейд «Как ты одеваешься?», который среди учащихся 5-9 классов проводят ребята из 10-11 классов. Выпуск информационных буклетов «Наше поколение выбирает» (выпущено 30 буклетов, принимали участие 250 учащихся). Рейды «Чистота», акции «Я и моя среда обитания» проходят еженедельно.
В них задействовано 100% обучающихся. Для каждого класса выделен участок в школе для обеспечения чистоты и уюта. Во время рейда проверяется сохранность зеленых насаждений, которые находятся в рекреациях школы, а также сохранность мебели, о результатах рейда сообщается в коротких информационных бюллетенях на стенде «Наша школьная страна».
В ОУ разработана целостная система мероприятий, направленных на создание условий для поддержания и укрепления здоровья учащихся. Большое внимание уделяется организации рационального и качественного школьного питания. Для учащихся 1-6 классов в учебный план включен курс «Разговор о правильном питании» (ведется на протяжении пяти лет). В традицию школы вошли следующие мероприятия:
• «Праздник урожая» - 1-5 классы (сентябрь)
• Конкурс газет и блюд «Добрые руки моей бабушки», посвященный Дню пожилого человека 1-11 классы (сентябрь)
• Марафон салатных дней 5-8 классы (октябрь)
• Праздник «Арбузник» - 1-9 классы (октябрь)
В течение учебного года совместно с работниками школьной столовой традиционно проводятся те-магические дни: «Творожные забавы», «Каша - сила наша», «Овощная радуга», «Фруктовая сказка», с дегустацией блюд для всех желающих и распространением рецептов. Для первоклассников ежегодно проводится театрализованная игра «Все ли сладости нам приносят радости». В планы воспитательной работы классных коллективов включены «Дни уральской кухни», «Рецепты масленицы», «Чайная церемония» и другие мероприятия, пропагандирующие культуру здорового питания не только среди обучающихся, но и их родителей, которые являются активными участниками данных дел. В рамках проекта «Здоровый ребенок» запущена акция «Мое здоровое питание». В рамках этой акции проведены: школьный конкурс плакатов «Правильное питание» среди 5-8 классов; творческий конкурс кроссвордов «Будь здоров!» среди учащихся начальной школы; научно-практическая исследование «Мониторинг пищевого поведения, фактического питания учащихся младших и старших классов ОУ» по особой программе совместной работы с УрГЭУ среди 3-9 классов, в ходе которой ребята отвечали на вопросы анкеты. После обработки анкет, планируется представить результаты анкетирования в виде рекомендаций по питанию каждому учащемуся.
Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за соблюдением СанПиНов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы Дни Здоровья, соревнования по различным видам спорта. В школе скомплектова-
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
13
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
ны спортивно-оздоровительные классы. Помимо уроков физической культуры, предусмотренных учебным планом, проводятся дополнительные уроки общефизической подготовки и занятия реабилитационной физкультуры. Профилактические и лечебные мероприятия проводятся в физиотерапевтическом кабинете, бассейне при ДЮСШ № 2 Ленинского района и МОУ СОШ № 181 Ленинского района.
В спортивных секциях школы, микрорайона и города занимаются 457 учащихся, что составляет 70% от общего числа обучающихся в школе. Учащиеся школы дважды в год тестируются по физическим показателям. Данные тестирования уже многие годы являются одними из лучших в районе. Школьники активно участвуют в спортивной жизни микрорайона, района и города. Из стен школы вышли чемпионы города по футболу, чемпион области по боксу (мс), чемпионы и призеры России (мс и кмс) по велотуризму и велотреку, член сборной России по минифутболу, чемпионка Европы по армреслингу (мсмк), призеры чемпионата Европы по велотреку.
Традиционными стали семейные спортивно-оздоровительные праздники, проводимые в школе и микрорайоне. Самыми популярными стали «Папа, мама, я -спортивная семья», «Лыжня зовет!», «Веселое колесо». Высокий уровень спортивно-оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированные кадры.
Важным направлением реализации проекта «Гражданин» является развитие процессов демократизации
школы. Внесение демократических отношений в саму школьную жизнь - создание в школе демократического уклада жизни обеспечивается через:
- реализацию идеи приоритета прав личности;
- превращение школы в сообщество, открытое как для всех участников образовательного процесса, так и для внешнего мира;
- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного диалога, согласование интересов всех групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение обсуждения принципов в жизни коллектива.
В этой связи самоуправление в школе - это не только социальная деятельность, но и поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности. Органы школьного самоуправления сформированы на демократических основах, с конкретными и постоянными для них функциями:
Совет старшеклассников. Члены Совета старшеклассников являются полноправными участниками школьного самоуправления. Совет старшеклассников координирует связь с другими советами школ, активно принимает участие в работе районных детских организаций: «АБВ» (академия будущих вожатых), «Лидер», «Пресс-центр», «ШАГ», городским Советом старшеклассников, выезжает на летнюю оздоровительную творческую смену «Лидер».
Акция. Участие
Периодичность проведения Мероприятия Детей Педагогов Родителей Социальных партнеров
«Дорогами добра» 2 РАЗА В ГОД изготовление кормушек; помощь в благоустройстве территории ДОУ № 342 и специализирован-ного детского дома № 5, изготовление закладок с ПДД для учащихся 1 классов; спектакли и концерты для детей ДОУ № 342 и спе-циализирован-ного детского дома № 5; сбор игрушек, книг, канцелярских товаров для детского дома № 5. 100% 40 45 ДОУ № 342, специализированный детский дом № 5, депутат Городской Думы Усов И.Н.
«Мы здесь живем и потому за все в ответе» 3 РАЗА В ГОД благоустройство школьной и пришкольной территории, участие в закладке Аллеи Учителей, построение снежного городка на территории ДОУ № 342. и во дворах, где проживают учащиеся школы. 100% 52 90 Территориальный общественный совет, ДОУ № 342, Комитет по молодежной политике
«Возьмемся за руки, друзья» 1 РАЗ В МЕСЯЦ Изучение подвижных игр для младших школьников. Проведение различных мероприятий для подшефных классов: • спортивные: «Веселые старты»; «Сильные, ловкие, смелые» • праздники: Осенины «Урожай», «Хэллоуин», «Здравствуй, игра», «Расскажи нам о себе» • мастерские по изготовлению кукол ку-ваток, игрушек, сувениров. конкурсы: «В мире профессий», «Давайте знакомиться» 125 15 По 1 представителю от класса - 16 ч. «Академия Будущих Вожатых» при Доме детского творчества; детская общественная организация «ШАГ»
14
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Совет дела. Члены Совета дела являются младшими участниками школьного самоуправления, активно принимают участие в работе районных детских организаций: «Лидер», «Пресс-центр», «ШАГ».
Совет старшеклассников и Совет дела проводят различные акции, которые объединяют различные социальные группы.
Среди основных предполагаемых результатов проекта можно отметить:
• Увеличение активности участия подрастающего поколения в разработке и реализации социальногражданских инициатив на 15%.
• Увеличение активности представителей образовательного сообщества в решении актуальных социальных проблем на 10%.
• Рост эффективности партнерских отношений школы и социума на 30%.
• Развитие школы как социального, досугового, культурного центра микрорайона.
• Совместное решение проблем в системе детсковзрослой среды.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования.// Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8, С.32-42.
2. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни / И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.
3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1. - С.3-12.
Автор статьи констатирует, что проектирование деятельности учителя и учащихся становится одним из центральных культурных механизмов преобразования педагогической действительности. Раскрывая основы, он предлагает алгоритм решения процесса создания и реализации педагогического проекта.
Жойкин Сергей Александрович
Заместитель директора по научно-методической работе учитель истории и обществознания Смоленского областного государственного общеобразовательного учреждения «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия» [email protected]
Теоретическое обоснование опыта проектирования деятельности учителя и учащихся
Какие основные этапы проектирования деятельности учителя, мы должны использовать при формировании социально активной и креативно мыслящей личности учащихся?
Ключевые слова: проект, проектирование деятельности учителя и учащихся, педагогическое проектирование, социальное проектирование, алгоритм проектирования, метод проектов, личностно ориентированная парадигма, ФГОС.
Учитель - не учитель в обычном смысле слова, но лишь руководитель и спутник: он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь.
П.П. Блонский
На современном этапе развития общества, характеризующемся необычайной мобильностью и высокой социокультурной динамикой, в образовательной среде начинает доминировать проектный тип культуры. Проектирование деятельности учителя и учащихся становится одним из центральных культурных механизмов преобразования педагогической действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. Поэтому сегодня в педагогическом сообществе как никогда популярны исследования проектной технологии и даже идея о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. Бесспорная актуальность данной проблемы означает, что каждому педагогу просто необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.
Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.
В контексте личностно ориентированной парадигмы, которая является приоритетным направлением развития современного национального образования в РФ, а также долгосрочной стратегией развития Смоленского областного государственного общеобразовательного учреждения «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия», ориентиром качества образования, на наш взгляд, становится формирование социально активной и креативно мыслящей личности учащихся.
Личностно ориентированная парадигма предполагает необходимость вовлекать каждого учащегося
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
15