Образование и наука. 2004. № 4 (28)
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
О ЗАСЕДАНИИ БЮРО УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
23 июня 2004, состоялось очередное заседание Бюро Уральского отделения Российской академии образования.
Повестка заседания:
1. Математическое моделирование педагогических систем и процессов (докл. И. П. Лебедева, д-р пед. н., проф. ПермГПУ, зав. лаб. математического моделирования УрО РАО).
2. Научно-методические основы экологической педагогики (докл. Л. В. Моисеева, д-р пед. н., проф. УрГПУ).
3. Разное:
3.1 Об изменении состава Бюро УрО РАО (докл. М. Романцев, чл.-кор. РАО, председатель УрО РАО).
3.1 Об утверждении отраслевой структуры УрО РАО (докл. В. Я. Шевченко, заместитель председателя УрО РАО.
3.2 О работе комиссии по приему ассоциированных членов в УрО РАО (докл. Н. О. Вербицкая, ученый секретарь УрО РАО).
3.3 О внесении дополнений в положения о премиях УрО РАО, об ассоциированном члене УрО РАО (докл. Н. О. Вербицкая, ученый секретарь УрО РАО).
На заседании присутствовали 7 членов Бюро УрО РАО, руководители научно-образовательных центров УрО РАО, представители образовательных учреждений - ассоциированных членов УрО РАО, профессора и доценты из Екатеринбурга (всего 30 человек).
Заслушав и обсудив доклад заведующей лабораторией математического моделирования УрО РАО И. П. Лебедевой «Математическое моделирование педагогических систем и процессов», Бюро УрО РАО одобрило ведущиеся в Пермском государственном педагогическом университете и научно-исследовательской лаборатории «Математическое моделирование педагогических систем и процессов» УрО РАО фундаментальные исследования в сфере математического моделирования педагогических процессов и рекомендовало подготовить информационные материалы, освещающие практико-ориентированные резуль-
таты выполненных исследований для формирования инновационно-образовательных программ УрО РАО.
Заслушав и обсудив доклад профессора Уральского государственного педагогического университета Л. В. Моисеевой «Научно-методические основы экологической педагогики», Бюро УрО РАО решило одобрить исследования, ведущиеся Уральской научной школой экологического образования, и рекомендовало изучить вопрос целесообразности открытия лаборатории УрО РАО соответствующей направленности; подготовить информационные материалы, освещающие результаты выполненного исследования для формирования инновационно-образовательных программ УрО РАО, рекомендовать включение темы для дальнейшей разработки в план научных исследований УрО РАО на 2005 г.
Заслушав и обсудив выступление заместителя председателя УрО РАО В. Я. Шевченко «О проекте отраслевой научной структуры Уро РАО», Бюро УрО РАО решило одобрить формирование отраслевой структуры УрО РАО в соответствии с существующей отраслевой научной структурой РАО и особенностями развития педагогической науки в Уральском регионе; принять предложенный проект отраслевой структуры, включающий формирование 8 научных секций и научно-методических советов соответствующей тематики; поручить комиссии в составе, М. Романцева, В. Я. Шевченко, В. А. Федорова, Н. О. Вербицкой доработку отраслевой структуры с учетом высказанных предложений и замечаний; поручить вышеупомянутой комиссии проведение преобразований в соответствии с новой отраслевой структурой.
Заслушав и обсудив выступление ученого секретаря УрО РАО Н. О. Вербицкой «О работе комиссии по приему в ассоциированные члены УрО РАО», Бюро УрО РАО решило принять в ассоциированные члены УрО РАО все образовательные учреждения, рассмотренные комиссией (см. п. 5 Решений Бюро).
Заслушав и обсудив выступление ученого секретаря УрО РАО Н. О. Вербицкой «О внесении дополнений в положения «О премиях УрО РАО», «Об ассоциированном члене УрО РАО», Бюро УрО РАО решило принять изменения в вышеуказанных положениях (см. п. 6 Решений Бюро).
Решения заседания Бюро УрО РАО № 24 от 23.06. 04 г.
1. Математическое моделирование педагогических систем и процессов
Заслушав и обсудив доклад доктора педагогических наук, профессора ПермГПУ И. П. Лебедевой «Математическое моделирование педагогических систем и процессов», Бюро УрО РАО отмечает, что в Пермском государственном педагогическом университете в рамках научно-исследовательской лаборатории «Математическое моделирование педагогических систем и процессов»
УрО РАО с 2002, проводятся фундаментальные исследования по следующим направлениям:
Математическое моделирование в педагогическом исследовании.
В рамках данного направления разработаны теоретико-методологические основы математического моделирования в педагогическом исследовании: раскрыта специфика построения математических моделей при решении различных научно-педагогических задач; проведен анализ исследовательской функции структурных и функциональных моделей с позиции системно-синер-гетического подхода; определены подходы к многоуровневому математическому моделированию в педагогическом исследовании; выявлены преимущества и недостатки использования корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.
Математическое моделирование в социально-педагогическом прогнозировании и проектировании.
В рамках данного направления изучены подходы к прогнозированию развития социально-педагогических систем, основанные на использовании рядов динамики и моделей регрессии. Описаны возможности их применения в процессе разработки и реализации образовательных проектов; определены требования к организации мониторинга качества образования, выполнение которых позволяет осуществлять прогнозирование функционирования образовательных систем.
Математические модели как средство обучения.
В рамках данного направления разработаны функциональные модели, выполняющие методологическую роль в процессе обучения и отражающие влияние активности, обучаемости и других факторов на его эффективность. На их основе предпринят дидактический анализ системы важнейших факторов успешности обучения по отношению к типичным ситуациям учебного процесса: решение задач, работа с текстом, доказательство утверждений и т. д. Составлены рекомендации по рациональному применению математических моделей в процессе обучения.
Информационные модели в обучении. Дидактические оценки обучающих программ.
В рамках данного направления разработана дидактическая концепция оценки эффективности имитационных программ и в соответствии с ней определен комплекс показателей, характеризующих индивидуальную познавательную траекторию пользователя в процессе взаимодействия с ЭВМ и результат этого взаимодействия.
В качестве перспективных направлений прикладной деятельности лаборатории предполагается проведение комплексных социально-педагогических
исследований по определению тендьнций развития социально-педагогических систем, их коррекция и проектирование желаемого результата, реализация проектов в практической деятельности.
Исходя из вышеизложенного Бюро Уральского отделения РАО решило:
1. Одобрить ведущиеся в Пермском государственном педагогическом университете и научно-исследовательской лаборатории «Математическое моделирование педагогических систем и процессов» УрО РАО фундаментальные исследования в сфере математического моделирования педагогических процессов.
2. Подготовить информационные материалы, освещающие практико-ориентированные результаты выполненных исследований для формирования инновационно-образовательных программ УрО РАО (отв. Лебедева И. П., срок -сентябрь 2004 г.).
2. Научно-методические основы экологической педагогики
Заслушав и обсудив доклад доктора педагогических наук, профессора УрГПУ Л. В. Моисеевой «Научно-методические основы экологической педагогики» (план научно-исследовательских работ УрО РАО на 2004 год), Бюро УрО РАО отмечает, что в Уральском регионе ведется активная исследовательская и опытно внедренческая деятельность по изучению методологических и методических основ экологического образования. В заслушанном докладе наиболее полно представлено направление исследований, связанное с экологической педагогикой. По данной проблематике изданы более 300 статей, 11 монографий, 5 учебных пособий, 27 методических рекомендаций, 5 программ для дошкольных образовательных учреждений и школ по экологическому образованию, 3 региональных образовательных стандарта по экологическому образованию, программы к трем специализациям «Организатор экологического образования в ДОУ», «Педагог-эколог для начальной школы», «Социальный педагог-эколог». В рамках проводимых исследований защищены 12 кандидатских диссертаций, авторы которых имеют около 100 публикаций, готовятся к защите 5 докторских диссертаций, авторы которых имеют 250 публикаций по экологической педагогике.
Основные методологические и методические позиции экологической педагогики представлены и нашли свое практическое воплощение в деятельности Проблемного совета РАО по экологическому образованию, Экспертного совета Департамента образования и науки ХМАО, Ассоциации «Региональное экологическое образование» (г. Пермь), в проведении ежегодных конференций по экологической педагогике.
Неправительственная общественндя организация «РОДОНИТ - СОЭС» Международного социально-экологического Союза, организованная и возглавляемая Л. В. Моисеевой с 1993 г., входит в состав Общественной Палаты Свердловской областной думы (Председатель - В. Е. Третьяков, ректор УрГУ).
В рамках разработки проблемы проводятся экспериментальные исследования школами № 43, 60,152, 163, Екатеринбурга и школами других городов Свердловской области: Ревды, Первоуральска, Режа, Новоуральска, Каменск-Уральского, педагогическими колледжами, Екатеринбурга и, Ноябрьска Тюменской области, а также вузами УГПУ, ШГПУ, ОГПУ, ПГПУ. Координируется опытно-внедренческая работа с институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров гг. Ханты-Мансийска, Кургана, Перми, Челябинска, Салехарда, Надыма, Ноябрьска, Екатеринбурга через чтение лекций для учителей начальной школы и педагогов дошкольного образования по проблеме развивающего обучения и экологического образования. Образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений, общей образовательной школы, высшего профессионального педагогического образования, а также региональные образовательные стандарты по экологическому образованию, разработанные в рамках проводимых исследований, внедряются в ДОУ, школах и педколледжах Уральского региона, в Пермской, Курганской и Тюменской областях, в ДОУ № 16, Лесного, № 1 В. Салды, № 26, № 3, № 165 Екатеринбурга, ведутся разработки учебных пособий (в том числе, компьютерных) экологического содержания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях.
В процессе развития уральской экологической школы выделились вполне самостоятельные направления исследований, среди которых экологическая педагогика в Уральском государственном педагогическом университете (Л. В. Моисеева), ноосферное образование в Уральском научно-образовательном центре (Г. П. Сикорская), экологизация естественнонаучного образования в Тюменском государственном университете (В. А. Игнатова), Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Е. В. Ткаченко), ва-леологическое и эколого-экономическое образование в Челябинском государственном педагогическом университете (З. И. Тюмасева, В. В. Латюшин, А. Ф. Аменд), социально-экологическое в Уральском государственном университете им. А. М. Горького (Е. А. Амирова), в Волжской государственной инженер-
но-педагогической академии (К. А. Романова), Пермском государственном педагогическом университете (В. В. Мисенжников), Башкирском государственном педагогическом университете (С. Гильмиярова) и др. Таким образом, в Уральском регионе ведутся научные исследования в области экологической педагогики, имеющие большое значение для развития системы образования на современном этапе, обеспечивающие соответствие содержания образования формирующейся новой научной картине мира, в которой экология играет интегрирующую роль, объединяя традиционно разделенные естественнонаучные и гуманитарные подсистемы.
Исходя из вышеизложенного Бюро Уральского отделения РАО решило:
1. Признать сложившуюся в Уральском Федеральном округе РФ «Уральскую научную школу экологического образования» и изучить вопрос целесообразности открытия лаборатории УрО РАО соответствующей направленности.
2. Подготовить информационные материалы, освещающие результаты выполненного исследования для формирования инновационно-образовательных программ УрО РАО (отв. Л. В. Моисеева, срок - сентябрь 2004 г.).
3. Рекомендовать включение темы для дальнейшей разработки в план научных исследований УрО РАО на 2005, (отв. В. А. Федоров, Н. О. Вербицкая, срок - ноябрь 2004 г.)
3. Об изменении состава Бюро УрО РАО
Ввести в состав Бюро УрО РАО Н. О. Вербицкую, д-ра пед. наук, ученого секретаря УрО РАО.
4. Об утверждении отраслевой структуры УрО РАО
С целью расширения деятельности в Уральском регионе на сегодняшний день практически завершена территориальная структура УрО РАО, представленная 10 научно-образовательными центрами, 3 институтами и 2 научными лабораториями.
Вместе с тем для содержательной организации деятельности УрО РАО необходимо создание отраслевой научной структуры, дающей возможность координировать научную, инновационную и образовательную деятельности по ступеням и областям образования и отраслям педагогической науки. Формирование отраслевой структуры УрО РАО наиболее целесообразно осуществлять на основе действующей структуры президиума РАО и с учетом региональных особенностей развития педагогической науки на Урале. В связи с этим логично создание научных секций и научно-методических советов соответствующей тематики, объединяющих ученых-исследователей - членов УрО РАО, работающих в одной или смежных отраслях педагогической науки, деятельность кото-
рых направлена на обеспечение фундаментамьности, высокого уровня практической применимости научных исследований путем планирования, координации и экспертизы научной, инновационной и образовательной деятельности УрО РАО. Планируется сформировать 8 секций:
• секция философии образования и теоретической педагогики - объединяет исследователей, работающих в сферах: разработки концептуальных основ развития образования, философских и методологических основ педагогической и образовательной деятельности, методологии и методики инновационной деятельности в образовании, историко-педагогических исследований;
• секция психологии и возрастной физиологии - объединяет ученых, проводящих исследования в сферах: психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях, по проблемам образовательных возможностей в рамках концепции интегральной индивидуальности личности, психолого-педагогических и психофизиологических основ образовательной деятельности;
• секция образования и культуры - объединяет ученых, проводящих исследование в сферах: культурологических оснований подходов к образовательной деятельности на различных уровнях, образования и культуры в региональном аспекте, этнопедагогики и этнопсихологии;
• секция экологической педагогики, здоровьесбережения и ноосферного образования объединяет ученых, проводящих исследование в сферах: обеспечения здоровьесберегающего характера образования, научно-методических основ экологической педагогики, методологии ноосферного образования;
• секция экономики, управления и прогнозирования в системе образования объединяет ученых, проводящих исследование в сферах: управления образованием на всех уровнях, экономических основ организации образования, маркетинга в образовании, методологии реализации социально-экономической функции образования в регионе, методологии прогнозирования потребности рынка труда в выпускниках системы профессионального образования, методологии проектирования систем обучения персонала;
• секция информационных технологий в образовании объединяет ученых, проводящих исследования в сферах: мультимедийного и компьютерного сопровождения образовательного процесса на всех уровнях, технологий дистантного образования; информационных технологий в управлении образованием; информатики;
• секция общего среднего, дошкольного и дополнительного образования объединяет ученых, проводящих исследования в сферах: концептуализации содержания образования; педагогических технологий; подходов к оценке и уп-
равлению качеством образования; исследованию учебной деятельности в системе общего среднего, дошкольного и дополнительного образования;
• секция профессионального образования объединяет ученых, проводящих исследования в сферах: методологии профессионально-педагогических систем, концептуализации содержания профессионально-педагогического образования, педагогических технологий, подходов к оценке и управлению качеством образования, изучения учебной деятельности в системе базового профессионального образования, педагогики высшей школы; моделирования, содержания и технологии дополнительного профессионального образования;
Объединение исследователей в секции облегчит деятельность по экспертизе научно-исследовательской деятельности и выдвижение кандидатов в члены-корреспонденты и действительные члены РАО.
В рамках работы секций предусмотрена организация научно-методических советов по соответствующей тематике для обеспечения научно-экспертной деятельности УрО РАО по различным аспектам научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности. Ниже представлен примерный перечень научно-методических советов:
• научно-методический совет по проблемам философии образования и теоретической педагогики
• научно-методический совет по проблемам психологии и возрастной физиологии
• научно-методический совет по проблемам образования и культуры
• научно-методический совет по проблемам экологической педагогики, здоровьесбережения и ноосферного образования
• научно-методический совет по проблемам экономики, управления и прогнозирования в системе образования
• научно-методический совет по проблемам развития информационных технологий в образовании
• научно-методический совет по проблемам общего среднего, дошкольного и дополнительного образования
• научно-методический совет по проблемам базового профессионального образования
• научно-методический совет по проблемам высшего и дополнительного профессионального образования
В сферу деятельности научно-методических советов входит выработка стратегии фундаментальных исследований и инновационных разработок в рамках определенной отрасли педагогической науки и образования; экспертиза инновационных и исследовательских проектов и программ по соответствующим направлениям исследований; координация исследований по соответ-
ствующим отраслям педагогической науки и образования, координация деятельности лабораторий и научных институтов УрО РАО. Также научно-методическими советами утверждаются приоритетные направления инновационно-образовательной, опытно-экспериментальной и поисково-внедренческой деятельности ассоциированных членов УрО РАО.
С целью оптимизации инновационно-образовательной деятельности УрО РАО, расширения сфер взаимодействия УрО РАО и ассоциированных членов необходима реорганизация службы менеджеров образовательных программ УрО РАО и создание на их основе отдела экспериментальных и инновационных образовательных программ (по штату: начальник отдела, главные специалисты - 2 чел., специалист отдела). В функции отдела, помимо существующих направлений разработки инновационно-образовательных программ, будет входить организация экспериментальной деятельности по внедрению основных направлений научно-исследовательской работы УрО РАО в практику, создание и координация работы опытно-экспериментальных площадок УрО РАО, формирование образовательного заказа УрО РАО и тиражирование инновационно-образовательных программ в регионы деятельности научно-образовательных центров УрО РАО.
Исходя из вышеизложенного, Бюро Уральского отделения РАО решило:
1. Одобрить формирование отраслевой структуры УрО РАО в соответствии с существующей отраслевой научной структурой РАО и особенностями развития педагогической науки в Уральском регионе.
2. Принять за основу предложенный проект отраслевой структуры, включающий формирование 8 научных секций и научно-методических советов соответствующей тематики.
3. Поручить комиссии в составе, М. Романцева, В. Я. Шевченко, В. А. Федорова, Н. О. Вербицкой доработку отраслевой структуры с учетом высказанных предложений и замечаний.
4. Поручить проведение преобразований в соответствии с новой отраслевой структурой вышеупомянутой комиссии.
5. О принятии ассоциированных членов УрО РАО
Решением Бюро Уральского отделения РАО принять в состав УрО РАО на правах ассоциированных членов следующие образовательные учреждения:
1. МОУ СОШ № 7, Советский р-н, Уфа
2. МОУ СОШ № 40, Каменск-Уральский
3. МОУ СОШ № 29, Каменск-Уральский
4. МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов, Каменск-Уральский
5. МОУ СОШ № 60, Каменск-Ураль ский
6. МОУ СОШ № 34, Каменск-Уральский
7. МОУ СОШ № 22, Каменск-Уральский
8. МОУ СОШ № 37 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, Каменск-Уральский
9. МОУ СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов, Каменск-Уральский
10. МОУ ДПО учебно-методический центр развития образования, Ново-уральск
11. МОУ гимназия № 94, Екатеринбург
12. МОУ СОШ № 60, Екатеринбург
13. МОУ гимназия № 47, Екатеринбург
14. МОУ гимназия № 39, Екатеринбург
15. МОУ лицей № 109, Екатеринбург
16. МОУ гимназия № 161, Екатеринбург
17. МОУ СОШ № 44, Екатеринбург
18. МОУ лицей № 3, Екатеринбург
19. НГОУ СОШ «Гелиос», Екатеринбург
20. МОУ гимназия № 86, Нижний Тагил
21. МОУ гимназия № 18, Нижний Тагил
22. МОУ политехническая гимназия, Нижний Тагил
23. МОУ лицей № 51, Нижний Тагил
24. МОУ городской дворец творчества юных, Нижний Тагил
25. МОУ СОШ № 10, Нижний Тагил
26. МОУ СОШ № 90, Нижний Тагил
27. МОУ СОШ № 95, Нижний Тагил
28. МОУ СОШ № 20, Нижний Тагил
29. МОУ СОШ № 6, Нижний Тагил
30. МОУ центр образования № 1, Нижний Тагил
31. МОУ МУК «Городской учебно-производственный комбинат», Нижний
Тагил
32. МДОУ «Олененок», Муравленко, ЯНАО
33. МДОУ «Снежинка», Муравленко, ЯНАО
34. МДОУ «Солнышко», Муравленко, ЯНАО
35. МОУ СОШ № 3, Муравленко, ЯНАО
36. НГОУ «Международный лингвистический центр», Екатеринбург
37. Урало-Сибирская Ассоциация негосударственных школ и центров, Екатеринбург
38. МОУ СОШ № 88, Тюмень
39. ГОУ ДОТ Дворец детского творчества, Тюмень
40. МОУ СОШ № 17, Тюмень
41. МОУ СОШ № 32, Тюмень
42. МОУ гимназия № 12, Тюмень
43. МОУ СОШ № 70, Тюмень
44. МОУ гимназия Российской культуры ТГИ МЭУП, Тюмень
45. МОУ СОШ № 57, Тюмень
46. Центр психолого-педагогической и медицинской реабилитации и коррекции «Успех», Тюмень
47. МОУ СОШ № 9, Тюмень
48. МОУ гимназия № 49, Тюмень
49. МОУ СОШ № 90, Тюмень
50. МОУ лицей № 34, Тюмень
51. МОУ СОШ № 80, Тюмень
52. МОУ ДОТ Центр эстетического воспитания детей в доме Буркова, Тюмень
53. МОУ гимназия № 83, Тюмень
54. МОУ СОШ № 6, Тюмень
55. МОУ СОШ № 7, Тюмень
6. О внесении дополнений в положения о премиях УрО РАО, об ассоциированном члене УрО РАО
6. 1. С целью стимулирования участия педагогической и научной общественности региона в конкурсе на соискание ежегодной премии УРО РАО и расширения воздействия на широкие круги общественности, а также для выделения отдельных достоинств выдвинутых на конкурс работ учредить следующие сертификаты:
• Лучшая инновационная разработка года
• Лучшее педагогическое исследование года
• Фундаментальное исследование УРО РАО (фиксирующий вклад в фундаментальные исследование по программе научно-исследовательской деятельности УРО РАО или придающие исследованию данный статус).
• Лучший издательский проект года (фиксирующий наиболее удачную и принятую широкой общественностью публикацию, журнал, учебник, книгу и т. п.)
В качестве критериев присуждения сертификатов необходимо использовать критерии присуждения премий УРО РАО по отдельным аспектам экспертизы работы (научная новизна, практическая значимость и т. п.). Получение такого сертификата педагогом-практиком или руководителем станет свиде-
тельством о прохождении нафчной экыпертизы его деятельности самого высокого уровня.
6. 2. Для оптимизации процесса взаимодействия УрО РАО и ассоциированных членов, в связи с непрерывным увеличением общего количества последних возникла необходимость разработки дополнительных организационно-правовых оснований данной деятельности.
Исходя из вышеизложенного Бюро Уральского отделения РАО решило
1. Утвердить с учетом сделанных замечаний и предложений изменения в положение о премиях УрО РАО, одобрить учреждение наряду с премиями следующих сертификатов:
• сертификат «Лучшая инновационная разработка года» - отмечающий работу (работы), имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы образования;
• сертификат «Лучшее педагогическое исследование года» - отмечающий работу (работы), имеющую высокий научный уровень, представляющую завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам развития образования.
• сертификат «Фундаментальное исследование УРО РАО» - фиксирующий значительный вклад в фундаментальные исследования по программе научно-исследовательской деятельности УРО РАО или придающие исследованию данный статус;
• сертификат «Лучший издательский проект года» - фиксирующий наиболее удачную и принятую широкой общественностью публикацию, журнал, учебник, книгу и т. п.
2. Разработать макеты сертификатов для их рассмотрения на очередном заседании Бюро УрО РАО (отв. В. Я. Шевченко, Н. О. Вербицкая).
3. Утвердить с учетом сделанных замечаний и предложений изменения в п. 4 Положения об ассоциированном члене.
4. Разработать содержательно-организационные документы по работе с ассоциированными членами (отв. В. Я. Шевченко, В. Г. Полуяхтова).
Председатель УрО РАО, член-корреспондент РАО Г. М. Романцев
Ученый секретарь Н. О. Вербицкая