Научная статья на тему 'Здоровьесберегаю щая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования'

Здоровьесберегаю щая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельчанинова Н. Ф., Прокопенко О. Р., Николаева О. В.

Авторы раскрывают технологию и программу здоровьесбережения учащихся в условиях модернизации образования с учетом конкретных условий и ценностей лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегаю щая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

Инновации в школе

она соответствует. Заметим, что отметки на продуктивном уровне не противоречат тем отметкам, которые выставляются по четырех балльной системе.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, - 1996. - С. 27.

2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Академия, - 2002. - С. 202.

3. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. - М.: Наука, - 1966. - С. 26.

4. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, - 1973. - 176 с.

5. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М., -1981. - С. 30-94.

6. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», - 2002. - 112 с.

7. Барба А.Н. Критерии деятельности классных руководителей, как основа мониторинга эффективности их деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №4.

8. Демакова И.Д. Критерии и показатели успешности опытно-экспериментальной работы. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

Авторы раскрывают технологию и программу здоровьесбережения учащихся в условиях модернизации образования с учетом конкретных условий и ценностей лицея.

Ельчанинова Н.Ф.

директор, Прокопенко О.Р.

заместитель директора по УВР, Николаева О.В.

заместитель директора по ВР МОУ лицей №44 г. Липецка liceum44@lipetsk.ru dialog@liceum44.ru

Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования

Каким образом создать условия для

совершенствования организации учебного

процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся?

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьеформирующие педагогические технологии, мониторинг состояния здоровья детей, нравственное и духовное здоровье участников образовательного процесса, формирования основных жизненных ценностей.

Наименование программы: «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

Основания для разработки программы:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный Закон об образовании;

• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• ФЗ №120 «Об основах системы профилактики системы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

• Национальная Доктрина развития образования;

• Федеральная Программа развития образования на 2000-2010г.г.;

• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010г.г. подпрограмма «Здоровое поколение»

• Федеральная программа модернизации школьного питания;

• Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;

• Областная целевая программа «О совершенствовании работы по социально-гигиеническому мониторингу в Липецкой области на 2006-2010 годы»;

• Программа развития образования г. Липецка на 2009-2011г.г.

• Устав МОУ лицея №44

Разработчик программы: комиссия Управляющего Совета по формированию идеологии здорового образа жизни, научно-методический совет лицея, лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования, кафедра физического воспитания, кафедра современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности МОУ лицея №44.

Цель программы:

Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий.

Создание условий для развития способностей и самореализации личности на основе сохранения потенциала физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья участников образовательного процесса.

Задачи программы:

• Обеспечить выполнение основных положений Декларации Прав Ребенка, закона РФ «Об образова-

26

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

нии» направленных на защиту здоровья и полноценного образования;

• Провести тщательный комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с привлечением специалистов в области педагогики, школьной гигиены, психофизиологии, возрастной физиологии;

• Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обратив особое внимание на придание образованию личностно-ориентированного характера;

• Разработать и провести цикл мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников;

• Продолжить осуществление мониторинга состояния здоровья детей и подростков;

• Обеспечить эффективную реализацию здоровьесберегающих технологий в лицейском образовании;

• Осуществлять на системной основе интеграцию программ образовательных областей, способствующих формированию культуры здоровья (биология, ОБЖ, экология, психология, физическая культура, ва-леология и др.);

• Продолжить работу совместно с организациями - социальными партнерами лицея по гигиеническому образованию и формированию здорового образа жизни лицеистов;

• Усовершенствовать систему первичной профилактики злоупотребления ПАВ через систему информационных программ для обучающихся и их родителей с использованием возможностей медиаобразования;

• Использовать возможности ученического самоуправления и детских организаций лицея для сдерживания прогрессирования у подростков поведенческих проблем;

• Использовать возможности государственно-общественного управления для дальнейшего формирования у лицеистов культуры здорового образа жизни как части общей культуры человека.

Сроки реализации программы: 2009-2011г.г.

Основные исполнители программы:

• Управляющий Совет;

• Научно-методический совет;

• Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования;

• Кафедра физической культуры;

• Кафедра биологии;

• Кафедра современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности;

• Медиацентр лицея;

• Лицейская Дума;

• Спортивно-оздоровительный центр лицея;

• Медико-генетический кабинет лицея совместно с ЛОНД;

• Областной центр профилактики и борьбы со СПИД (по согласованию);

• Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления по Липецкой области ФС РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств (по согласованию);

• Липецкая областная детская библиотека (по согласованию);

• Липецко-Елецкая Епархия (по согласованию);

• Инспекция по делам несовершеннолетних Правобережного ОМ УВД г. Липецка;

• Детская поликлиника №1 г. Липецка;

• Учреждения спорта и физической культуры (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты:

Реализация программы позволит:

• Усовершенствовать созданную в МОУ лицее №44 модель развивающего, здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства;

• Улучшить качество лицейского образования на основе эффективного функционирования здоровьесберегающей среды и применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий образования;

• Проводить динамический анализ функционального состояния субъектов образовательного процесса;

• Снизить заболеваемость и уровень функциональных нарушений у обучающихся и педагогов;

• Повысить уровень профессиональной культуры и компетентности специалистов лицея;

• Повысить уровень физического развития и физической подготовленности лицеистов;

• Оптимизировать адаптационные процессы на всех этапах обучения;

• Повысить успешность детей и подростков в процессе обучения и овладения различными видами деятельности за счет снижения заболеваемости;

• Снизить количество детей группы социального риска с девиантными формами поведения;

• Осуществить социальную адаптацию детей и подготовку их к самостоятельной жизни;

• Создать возможности для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье займёт престижное место;

• Стабилизировать и улучшить состояние физического, психического, социального, нравственного, духовного и интеллектуального здоровья детей.

Контроль за выполнением программы:

Общий контроль за выполнением программы осуществляет Управляющий совет МОУ лицея №44 в лице председателя, а также директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

27

Инновации в школе

Лицейская программа «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования» определяет приоритетные направления организации работы по сбережению и укреплению здоровья учащихся, выбору образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников, формированию здорового образа жизни, первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции.

Анализ состояния проблемы

Лицей №44 города Липецка является инновационным общеобразовательным учреждением.

Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающими дополнительную (углублённую, профильную) подготовку обучающихся. Лицей предоставляет наиболее способным, одарённым обучающимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов с целью углублённого, профильного изучения и осуществления индивидуальной подготовки в высшие учебные заведения.

Лицей имеет ежегодную наполняемость обучающихся около 1500 человек, предоставляя возможность получения качественного образования детям всего города: в лицее обучаются 80% детей микрорайонов города и 20% собственного микрорайона. Наполняемость классов - от 22 до 30 человек.

Лицей располагает высоким кадровым потенциалом. Из 142 педагогов 85 имеют высшую квалификационную категорию. В педагогическом коллективе 9 Заслуженных учителей РФ, 45 отличников просвещения РФ и Почётных работников образования РФ. Имеют правительственные награды 5 педагогов. В лицее работают 17 кандидатов наук и 1 доктор наук.

В лицее отработаны модели собственного учебного плана, что даёт возможность повышения качества образования по отдельным образовательным областям и обеспечивает формирование информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. Предпрофильное обучение (с 2005 года) ведётся с пятых классов. С восьмых по одиннадцатые классы реализуются профильные образовательные программы по пяти направлениям: физико-математическому, социально-экономическому, химико-биологическому, социально-гуманитарному, лингво-информационному.

Образовательные профильные программы классов в значительной мере обеспечивают удовлетворение интересов, склонностей обучающихся, повышают возможности гарантированного, доступного, качественного образования, соответствующего различному уровню способностей, физического и психического здоровья обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствуется управление образовательным процессом. Отработана система автоматизированного мониторинга результатов качества образования, синхронного отслеживания успешности обучения, здоровья, посещаемости учащихся. Лицей работает в творческом взаимодействии и сотрудничестве с ЛГПУ, ЛГТУ, ВГУ, МИСиС, и др.

Лицей имеет Программу развития на 2009-2011г.г., построенную на предпосылке возрастания роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны и региона и реализации принципа постоянного развития лицея №44. В основе Программы лежит обеспечение преемственности в процессе реализации лицейских образовательных программ.

Известно, что обучение в инновационных общеобразовательных учреждениях характеризуется значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением объема и усложнением содержания учебных программ без необходимого учета в организации учебного процесса психофизиологических особенностей детей разного возраста. В связи с этим (впрочем, как и в других образовательных учреждениях региона и страны в целом) в лицее просматривается отчетливая тенденция к снижению качества здоровья лицеистов. Так, в 1992 году в первые классы лицея поступило здоровыми (с I группой здоровья) 20% детей, с хроническими заболеваниями (с III группой) - 11,5%; в 1995 году те же данные составили 18,7% и 16,5%, а в 2002 году - 18% и 27% соответственно. В 2007 году окончили 11-е классы с III-й группой здоровья 28,9%, а 10-е классы - 42,4% школьников.

Учитывая тревожную тенденцию к снижению качества здоровья обучающихся, в течение последнего десятилетия в лицее проводится целенаправленная работа, ориентированная на решение проблемы. В связи с этим с декабря 2004 года на базе лицея № 44 работает лаборатория «Безопасная здоровьесберегающая образовательная среда» Института развития образования управления образования и науки Липецкой области. Накопленный опыт лицея и его творческое сотрудничество с лабораторией позволили разработать комплексно-целевую программу лицея, направленную на повышение качества здоровья всех участников образовательного процесса на период до 2008г. С 2007 года на базе МОУ лицея №44 осуществляет успешную деятельность медико-генетический кабинет совместно с ЛОНД. Это позволило вывести на качественно новый уровень осуществление работы по профилактике потребления ПАВ в лицее.

При планировании и осуществлении работы по формированию здоровьесберегающей среды лицея, включая как необходимую составляющую профилактику наркомании и ВИЧ-инфекции, Управляющий ставит своей целью создание в лицее комфортных условий для развития интеллектуальной, эмоцио-

28

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

нальной, духовной и физической культуры и расширения воспитательного пространства.

Для достижения этой цели были выбраны следующие приоритеты в укреплении здоровья современных подростков:

♦ информационная политика, направленная на пропаганду здорового образа жизни;

♦ повышение двигательной активности;

♦ снижение психо-эмоционального напряжения, стресса и тревожности.

Образовательное пространство лицея - это динамическая совокупность различных воспитательных и обучающих сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется и воспитывается личность.

Образовательная среда лицея - духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности лицеистов, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышение нравственной воспитанности. В системе личностно ориентированного воспитания выделяют различные среды самореализации личности: среда родительского дома, лицейская среда, оздоровительная среда, досуговая среда и т.д.

Деятельность здоровьесберегающнй образовательной среды лицея обеспечивается единством действий всех субъектов образования муниципалитета и социальных партнеров из сопричастных с ним сфер, особенно медицины, экологии, культуры, социальной защиты и т.д.

Здоровье обучающихся базируется на следующих уровнях:

♦ мировоззренческий - духовное совершенство (от здорового тела к здоровому духу)

♦ социальный - социальное благополучие (от социальной адаптации к духовному здоровью)

♦ биологический - физическое здоровье (от физического здоровья к психологической защите)

♦ психологический - психического здоровье (от психологической защиты к социальной адаптации).

Для того, чтобы выпускники лицея завершили среднее образование, сохранив индивидуальное здоровье, лицейская концепция формирования здоровой личности включает следующие составляющие:

♦ знания о здоровье;

♦ положительный психологический настрой;

♦ личная и общественная гигиена;

♦ оптимальная двигательная активность;

♦ рациональное питание;

♦ восстановление функций организма;

♦ отказ от вредных привычек;

♦ закаливание.

Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность лицея предполагает:

♦ оптимальное сопровождение образовательного процесса;

♦ обучение основам ЗОЖ;

♦ воспитание здоровой личности;

♦ формирование культуры здоровья;

♦ повышение компетентности в области формирования ЗОЖ всех субъектов образовательной деятельности.

В системе психологической и практической подготовки педагогов к ЗОЖ предусматривается образовательно-оздоровительные программы для учителя, куда входят уроки-семинары «Здоровье», клубы, секции спортивно-оздоровительного направления, встречи, беседы с врачами, формирование философии здоровья человека в обучающих системах.

Особое внимание уделяется деятельности кафедры физической культуры и НЛО данной кафедры. Широко известен опыт лицея по организации деятельности спецмедгрупп, неоднократно проводились семинары и творческие мастерские по диссеминации интересного опыта. Оборудован специальный бишофитовый зал для занятий специальных медицинских групп.

Методика воспитательного воздействия предполагает использование словесных форм (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, устные журналы, беседы); практических - походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков); наглядных форм - выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды).

К основным направлениям педагогической деятельности МОУ лицея №44 в формировании здоровья учащихся относятся:

♦ формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;

♦ внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;

♦ формирование валеологической культуры педагогов, обучающихся и родителей;

♦ отслеживание параметров всех участников педагогического процесса (совместно с психологами и медицинскими работниками);

♦ профилактика и коррекция социально-вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);

♦ социально-педагогическая поддержка детей «группы риска».

Управление деятельностью здоровьесберегающей среды в лицее осуществляется по следующим направлениям:

1. Управляющий совет лицея осуществляет общее планирование и определяет основные пути реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности через работу комиссии по формированию идеологии здорового образа жизни;

2. Научно-методический совет лицея рассматривает целесообразность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

29

Инновации в школе

3. Кафедра физической культуры ведет экспериментальную работу по функционированию спецмедгрупп.

4. Медиацентр лицея осуществляет информационную поддержку здоровьесберегающих проектов.

5. Кафедра современных педагогических технологий охватывает два направления:

1.1. Работа классных руководителей. В масштабе школы она координируется посредством систематических совещаний и семинаров классных руководителей. Один раз в четверть проводятся заседания методического объединения классных руководителей и старших воспитателей «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

1.2. Работа руководителей воспитательных центров. В таких центрах работа ведется с разновозрастными группами, охватывается таким образом, почти весь ученический коллектив.

6. Органы ученического самоуправления осуществляют управление действиями детского коллектива в рамках функционирования здоровьесберегающей образовательной среды.

В лицее создана ученическая структура, отвечающая за поддержание здорового образа жизни в классе и на уровне лицея. Система формирования здоровья обучающихся вводится с целью улучшить здоровье учеников, выработать качества личности, необходимые для самозащиты и здорового образа жизни, широкого привлечения учащихся в процесс организации школьной жизни

Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа учебного заведения становится актуальной проблемой общества, государства, семьи и школы.

Основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья обучающихся:

1. образование и воспитание учащихся в области здоровья - неотъемлемая часть педагогического процесса;

2. образование и воспитание в области здоровья -важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;

3. образование и воспитание в области здоровья выступают как условие, средство и результат формирования здоровой личности.

Оценка эффективности реализации программы

Выполнение мероприятий программы позволит:

• создать благоприятную здоровьесберегающую и здоровьеформирующую образовательную среду в лицее

• повысить социально-педагогическую комфортность образовательного процесса в лицее

• приобщить обучающихся к ценностям здорового образа жизни и создать отрицательную мо-

тивацию для потребления наркотиков и других психоактивных веществ;

• повысить уровень информированности обучающихся, педагогов и родителей по проблемам здоровьесбережения;

• распространить положительный опыт классных коллективов и семей лицея по приобщению к здоровому образу жизни.

К показателям достижения цели и задач программы могут быть отнесены:

• Улучшение здоровья обучающихся, снижение количества детей с хроническими заболеваниями;

• Увеличение количества детей с основной группой здоровья;

• Повышение мотивации к обучению, рост процента качества знаний;

• Использование в образовательном процессе элективных курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению, имеющих прикладной характер

• Повышение количественных показателей обучающихся, посещающих занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах

• Уменьшение количества детей «группы риска» по употреблению психоактивных веществ;

• Уменьшение количества обучающихся, совершивших правонарушения.

• Повышение уровня социальной адаптации обучающихся

Формы представления результатов программы:

• Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы

• Методические разработки по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования

• Материалы СМИ лицея по проблемам формирования и функционирования здоровьесберегающей образовательной среды

• Материалы научно-практических семинаров и конференций, проводимых на базе лицея.

Литература

1. Тараканова В.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

2. Галоян К.А., Шулика А.Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.// Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №6.

3. ЗариповаМ.С., Барон С.А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №4.

4. Миронова Т.П. Медико-психологическая поддержка сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4

30

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.