Научная статья на тему 'Образование в регионах'

Образование в регионах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в регионах»

Образование в регионах

Виноградова И.Ю.,

директор лицея Игошева Л.Б., заместитель директора Смирнова Н.В., заместитель директора Устюжанина Н.С., заместитель директора Устюжанина С.Д., заместитель директора Есикова В.В., заместитель директора Тренихина С.Ю., заместитель директора Чернышева Е.Г., заместитель директора Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 110 им. Л.К. Гришиной

Здоровьесберегающая образовательная среда -совокупность образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на субъект образования и нацелены на обеспечение природосообразности, здоровьесбережения образования как интегратора процессов обучения, воспитания, целенаправленного развития.

Формирование культуры здоровья предполагает целенаправленный характер всего учебновоспитательного процесса:

• приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

• формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

• развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т д.);

• воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

• формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

• воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

• воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

• формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

• развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

• формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в практике работы лицея, направлены на оптимизацию учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников и

снижения негативных факторов интенсивной учебной нагрузки за счет оптимизации учебного процесса.

Цель инновационной деятельности в рамках проекта - создание механизмов построения здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей каждому лицеисту условия для получения общего образования на уровне своих возможностей, для сохранения и укрепления физического, психического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи, на решение которых направлена инновационная деятельность:

• совершенствование образовательного процесса на основе реализации здоровьесберегающего подхода к отбору содержания и технологий образования, использования личностно-развивающих образовательных, информационных и коммуникационных технологий;

• формирование культуры здорового стиля жизни у всех участников образовательного процесса;

• оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и взрослых;

• совершенствование механизмов государственной и социальной защиты всех участников образовательного процесса.

Механизм осуществления проекта

1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.

2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.

3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур - участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Объектом проекта стал образовательный процесс, направленный на создание условий по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья всех субъектов образовательной деятельности.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

27

Образование в регионах

Предметом является механизм применения функций здоровьесбережения.

Рабочая гипотеза:

Если учителя лицея будут совершенствовать подходы к организации собственной педагогической деятельности, в основе которой лежат следующие ценности и установки:

- предоставление лицеистам разных образовательных услуг с учётом их развития и интересов;

- овладение современными здоровьесберегающими технологиями, обеспечивающими развитие учащихся в соответствии с их способностями и возможностями;

- оказание лицеистам разных видов помощи и поддержки (социальная, психологическая, ва-леологическая, педагогическая, правовая, реабилитационная и т.д.),

то лицей сможет обеспечить учащимся условия здоровьесберегающего характера субъект-субъектных отношений; различный уровень подготовки учащихся к жизни в зависимости от уровня их способностей, потребностей и запросов; полноценность эмоционально-нравственного, интеллектуального и физического развития.

ЕСЛИ учащиеся

- осознают себя субъектом образовательной среды лицея;

- усвоят навыки культуры здоровья и поведения на основе внедрения в образовательный процесс современных технологий;

- осознают ответственность за результаты своей учебной деятельности и поведения,

то они будут способны осознать, что именно здоровый стиль жизни и безопасности жизнедеятельности является одним из главных условий успешного развития человека на протяжении всей жизни.

ЕСЛИ родители

- будут шире информированы о принципах деятельности образовательного учреждения, стремящегося обеспечить качественное образование и воспитание их детям;

- смогут лично увидеть и оценить результаты труда педагогического коллектива школы в области здоровьесбережения;

- будут привлечены к управлению и сотрудничеству с коллективом школы в ходе ее здоровьесберегающей образовательной деятельности,

то они станут понимать необходимость требований к организации образовательного процесса, закреплённых документами лицея, уважать его традиции; избавляться от консерватизма во взглядах на современные технологии обучения, внедряемые в образовательный процесс школы; больше станут доверять профессионализму учителей, строже и требовательнее относиться к исполнительской дисциплине своих детей в вопросах здоровьесбережения.

СОДЕРЖАНИЕ

инновационной деятельности в рамках проекта

Здоровье подрастающего поколения - это политика, в которой заложено наше будущее. К сожалению, статистические данные, которые приводятся

в последних материалах Министерства образования и науки РФ, свидетельствуют о том, что за время обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, в материалы Федеральной Программы развития физической культуры и спорта и формирование здорового образа жизни. Концепция «Здоровье нации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривают создание условий для повышения качества общего образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается обеспечение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

• реальной разгрузки содержания общего образования;

• использования эффективных здоровьесберегающих методов обучения;

• повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

• организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

• улучшения организации питания обучающихся;

• рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

К таким образовательным учреждениям относится и наш лицей.

В январе 2007 года Советом лицея был принят проект сбережения здоровья учащихся «Лицей - территория Здоровья».

Положения проекта создали условия для оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

• использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

• реальной разгрузки содержания общего образования;

• проведения профилактической работы по предупреждению заболеваний и социально рискованных видов поведения;

• повышения удельного веса и качества уроков и дополнительных занятий физической культурой;

• организации мониторинга состояния здоровья обучающихся;

• улучшения организации питания обучающихся;

28

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

• актуализации экологического воспитания с привлечением учащихся к улучшению экологической среды территории лицея;

• рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха лицеистов.

При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, общих задач деятельности лицея и образовательных потребностей учащихся.

Инновационная деятельность лицея построена на идее овладения всеми участниками образовательного процесса культурой осознанного отношения к собственному здоровью, которая включает в себя:

• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

• культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

• культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

• культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их). В этой связи базовыми компонентами формирования культуры осознанного отношения к собственному здоровью у лицеистов на всех ступенях обучения являются:

• формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

• формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

• формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

• формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;

• овладение навыками здорового образа жизни, гармоничных взаимоотношений, позитивного отношения к себе и окружающему миру; психологической коррекции, снятия трудностей обучения, общения в процессе учебной деятельности.

В ходе обсуждения направлений деятельности образовательного сообщества лицея по актуализации подходов к развитию процесса здоровьесбережения в условиях образовательного учреждения повышенного статуса были конкретизированы задачи для всех подразделений лицея:

• организовать мониторинг санитарногигиенического состояния лицея;

• привести в соответствие фактическую учебную нагрузку, объем домашних заданий гигиеническим нормам СанПиНа;

• провести системное обучение педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с позиций деятельностного подхода к процессу обучения;

• организовать полноценное сбалансированное питание учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

• обеспечить развитие психолого-медико-педагогической службы лицея и логопункта для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

• обеспечить активное влияние системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы на формирование позиции здор ового образа жизни у учащихся;

• активизировать участие представителей! лицея в процессе обобщения своего опыта и изучения опыта образовательных учреждений района, города и других территорий Свердловской области, через участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах по данной проблеме.

Для реализации проекта в лицее созданы необходимые организационно-содержательныеусловия:

Кадровые: для мониторинга проведения и результатов проекта в лицее создана служба Содействия здоровью, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательно го процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников лицея. (Служба составляет планы работы, консультирует учителей, организует мероприятия программы. В состав службы включены:

• заместитель директора по правовому воспитанию и безопасности,

• заместитель директора по информационноаналитической работе,

• заместители директора по учебно-воспитательной работе,

Медицинский

работник,

логопед,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалист

ЛФК

Рис. 1. Служба Содействия здоровью

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

29

Образование в регионах

• два психолога,

• медицинский работник,

• логопед,

• специалист ЛФК,

• шесть учителей физической культуры, учитель ОБЖ и КБЖ,

• инженер по технике безопасности,

• научный консультант кафедры учителей физической культуры,

• организатор питания,

• руководитель лицейского клуба «Юный эколог»,

• руководитель лицейской газеты «Обычные дела».

Информационно-методические:

На стендах лицея учащиеся и их родители могут ознакомиться с уставными положениями. «Уголок профилактики» освещает проблемы современных подростков и юношества, здесь же помещены координаты служб помощи.

В Информационном центре имеется подборка литературы и информации на электронных носителях, которая может помочь учащимся, оказавшимся в трудной ситуации, и учителям при подготовке профилактических и оздоровительных мероприятий. Имеется описание здоровьесберегающих технологий, которые может использовать учитель при проведении урока или внеклассного мероприятия. Имеется банк электронных методических разработок внеклассных мероприятий и практических заданий для индивидуальной работы, приемлемых для использования в программе «Лицей - территория Здоровья».

Материально-технические :

В лицее имеются два спортивных зала, один из них оснащен тренажерами (2 велотренажера, 2 беговых дорожки, 2 эллипсоида), компьютерной техникой. В зале имеется оборудование для игровых видов спорта: футзал, баскетбол, волейбол, гандбол; для проведения занятий по гимнастике и аэробике. До 2006 года было недостаточно условий для проведения уроков физической культуры и спортивных занятий на улице: на территории лицея был оборудован небольшой при-

Рис. 2. Участники ежегодного «Кросса наций»

Рисунок 3. На новом стадионе

школьный стадион, включающий в себя волейбольную, мини-футбольную площадки; но для лыжной подготовки, занятий на коньках условий не было.

Благодаря бюджетному финансированию, а также за счет привлечения средств родительского фонда в 2007-2008 учебном году начал функционировать лицейский стадион.

В настоящее время активно используются тренажеры, сенсорные тропы, мягкие тренажеры, «сухой бассейн», которые обладают большим разнообразием функций и предназначены для улучшения физического развития, общей и локальной выносливости, коррекции дефектов осанки, воспитания волевых качеств ребенка, для тренировки кардио-респираторной системы, силовой выносливости мышц. Тренировка в сухом бассейне способствует запоминанию ребенком правильной техники выполнения тех или иных движений, что затем реализуется в его правильной осанке в повседневной жизни. Использование коррегирующей гимнастики в сухом бассейне позволяет тренировать мышцы туловища и конечностей, отрабатывать методику безопасного падения, тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление. С целью обучения детей приемам саморегуляции и восстановления на уроках физической культуры свое применение нашли массажные фитболы. Уроки проходят с положительной эмоциональной окраской, высокой подвижностью, с релаксирующим и оздоровительным эффектом.

Для 3 классных комнат приобретены комплекты учебной мебели (конторки Базарного), которые позволяют обеспечить энергономический режим переключения статических поз по методике Базарного, и получены зрительновестибулярные тренажеры Базарного «Зевс», которые позволяют существенно повысить уровень тонуса и функционального состояния, в том числе зрительной и вестибулярной систем, и за счет этого предупреждается общее и зрительное утомление, а также развитие различной патологии организма и зрения. В лицее

30

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

активно используется тренажёр «Гоша» для приобретения начальных знаний анатомии и физиологии человека для правильной оценки действий при оказании помощи пострадавшему. Это электронное устройство позволяет моделировать различные травматические ситуации, отрабатывать в режиме реального времени навыки первой медицинской и реанимационной помощи.

В связи с тем, что среди детей достаточно быстро распространяются болезни, передаваемые воздушнокапельным путем, а время нахождения учащихся в замкнутом помещении довольно продолжительное, возникает необходимость воздух в данном помещении обеззараживать и ионизировать. Для этого из средств гранта были приобретены ионизаторы-очистители с УФО LTK-288 и увлажнители воздуха Air-o-Swiss 2251(холодного испарения, 120 м.куб.). В 19 кабинетах работают увлажнители и ионизаторы воздуха и 1 перемещаемая установка «Дезар» (прибор на основе бактерицидного излучения). При использовании ионизаторов проводится контроль на содержание аэроионов. В лицее хорошо оснащен медицинский кабинет, имеется отдельный прививочный кабинет.

Благодаря этим профилактическим мерам уменьшается заболеваемость верхних дыхательных путей у учащихся и педагогов.

Организационные:

Деятельность, направленная на сохранение здоровья участников образовательного процесса, включает, прежде всего, донозологическую диагностику, связанную со здоровьем; проведение мониторинга состояния здоровья, экспертизу различных сторон образовательного процесса, комплекс социальных и санитарногигиенических мер, направленных на формирование здорового стиля жизни, оптимизацию условий обучения, первичную и вторичную профилактику.

В лицее разработана система мероприятий, направленных на создание условий для поддержания и укрепления здоровья учащихся:

• поддержание благоприятного санитарногигиенического режима (влажная уборка 2 раза в день, проветривание классов на каждой перемене, поддержание рационального температурного режима и др.);

• обеспечение условий для получения качественного питания; обеспечение учащихся и педагогов качественной питьевой водой;

• проведение противоэпидемических мероприятий, своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний, изоляция заболевших, карантинный режим для классного коллектива;

• профилактическая разъяснительная работа с целью предупреждения травматизма и инфекционных заболеваний;

• витаминизация детей в зимнее и весеннее время;

• проведение на каждом уроке физкультминуток;

• организация спортивных секций, развитие групп корригирующей гимнастики, расширение возможностей закаливания детей (посещение бассейна, занятия на свежем воздухе и др.), проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• нормализация учебной нагрузки учащихся.

Обеспечение условий безопасности.

С целью обеспечения безопасности обучающихся в лицее создана нормативно-правовая база безопасности образовательного процесса:

• имеется программа производственного контроля;

• разработан и выполняется план приведения в соответствие условий лицея с гигиеническими требованиями СанПиНа 2.4.2. 1178-02.

• действуют инструкции по охране труда по каждому подразделению лицея;

• исполняются все должностные инструкции.

Нормативная база закреплена в Уставе и приказах

по лицею. В ОУ имеется специалист по охране труда, который прошел курсовую переподготовку. Для сохранения безопасности в период с 2003 по 2007 г.г. предприняты следующие меры:

• здание лицея круглосуточно охраняется ЧОП;

• установлены видеокамеры, круглосуточно подающие информацию на монитор, установленный на посту охраны;

• на посту охраны имеется «Тревожная кнопка»;

• здание лицея радиофицировано;

• в кабинетах информатики установлена охранная сигнализация;

• имеется противопожарная охранная сигнализация с системой оповещения;

• электрифицирована задвижка на свободной линии пожарного водопровода;

• в здании находится 42 огнетушителя, 16 пожарных кранов;

• перед зданием школы установлен знак пешеходного перехода и «лежачий полицейский».

Степень износа здания школы -21 %, в 2003 - 2007 годах произведены капитальный ремонт крыши, чердачного и подвального помещений.

В лицее работает педагог-организатор ОБЖ - лейтенант запаса, с высшим медицинским образованием, высшей квалификационной категорией учителя. Уроки ОБЖ ведутся в 5-11 классах по 1 часу в неделю, уроки оснащены учебными принадлежностями. В здании лицея учащиеся знакомятся с информацией стендов «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Антитеррор и чрезвычайные ситуации», «Сигналы ГО».

Проводятся практические мероприятия, формирующие готовность школьников и учителей к действиям в чрезвычайных ситуациях:

• уроки-беседы безопасного поведения проводятся перед каникулами;

• ежемесячные классные часы, посвященные правильному поведению в нестандартных опасных ситуациях;

• недели противопожарной безопасности и соблюдения правил дорожного движения;

• инструктажи перед выполнением лабораторнопрактических работ и выездами на экскурсии, походы;

• объектовые тренировки - эвакуации проводятся ежемесячно;

• смотр юноармейских отрядов на базе шефствующего полка связи;

• тренировочные военно-спортивные сборы юношей 10 классов на базе войсковой части.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

31

Образование в регионах

С 2004 года возобновлена традиционная военноспортивная игра «Зарница» для учащихся 5-10 классов.

В лицее существует система психологической разгрузки педагогов (массажный кабинет для педагогов, фитобар, кислородный коктейль, дни здоровья с выездом в дома отдыха и санатории, организация посещений бассейна в дни школьных каникул для желающих педагогов).

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Сформированность ценностного отношения старшеклассников к своему здоровью достигается при использовании в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии решают, как минимум, задачи обеспечения таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эти условия (факторы) можно разделить на три группы:

1) эколого-гигиенические;

2) организационно-педагогические;

3) психолого-педагогические.

При полноценном использовании этих условий можно будет говорить о решении задач формирования, укрепления и развития здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья, а также охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Благодаря наличию системы специально организованной деятельности, включающей формирование привычки к оптимальному двигател ьному режиму, тренировку иммунитета и закаливание, рациональное питание, рациональную организацию жизнедеятельности, психофизиологическую регуляцию, сформирование установки на отказ от употребления психоакти в-

ВХОДНАЯ

ДИАГНОСТИКА

ч__________________/

ных веществ, коллективу лицея удается обеспечить здоровьесберегающую функцию образовательного процесса у одаренных детей.

Нужно учитывать, что на определенных этапах онтогенеза у школьника отсутствует потребность в здоровье, а самооценка уровня здоровья явно завышена, обратная связь от изменений, наступивших в организме в результате следования здоровому образу жизни, срабатывает не сразу и положительный эффект иногда отсрочен на годы.

В этой связи выявлены следующие этапы формирования здоровых привычек в условиях лицея:

- диагностика,

- обучение,

- моделирование,

- практика в процессе обучения,

- обратная связь,

- закрепление,

- практика между занятиями,

- «контроль вероятности».

Примеры здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых учителями лицея:

- модульное обучение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коллективный способ обучения;

- развивающее обучение, построенное на индивидуализации обучения;

- гендерные педагогические технологии, применяемые при раздельном обучении мальчиков и девочек (используются на уроках физической культуры);

- ступенчатый режим постепенного наращивания педагогических воздействий на учащихся 1 классов;

- введение в дневной режим обучения 40-минутной динамической паузы;

- здоровьесберегающее распределение учебного времени;

- обучение детей младшего школьного возраста в условиях активной сенсорно-развивающей среды.

Задача формирования безопасной здоровьесберегающей среды лицея потребовала определенного корректирования учебновоспитательного процесса. В первую очередь внимание было обращено на рациональное распределение учебных нагрузок. В частности, в 1-х классах предусмотрены динамическая перемена 40 мин. после 3-го урока, а также дополнительные каникулы (с 9.02 по 15.02).

Сдвоенные уроки проводятся только в 10-11-х классах по профильным дисциплинам. Серьезное внимание обращено на регламентацию домашних заданий. Кроме того, проводятся замеры нагрузки через анкетирование учащихся, а использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе контролируется заместителем директора при посещении уроков по определенной схеме.

В годовом плане работы лицея в разделе «Организация

Рис. 4. Система организованной деятельности

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

внутришкольного контроля» жестко определены количество и сроки проведения административных контрольных работ по предметам и классам. В рабочих программах и КТП указаны темы и сроки контрольных работ. Запрещается проведение более чем одной контрольной или проверочной работы в классе в течение одного дня. В 1-х классах обучение безоценочное. В профильных 8-11-х классах обучение по предметам осуществляется в зависимости от профиля класса: профильные предметы изучаются на более высоком уровне (углубленное или расширенное обучение), непрофильные - на базовом уровне (общеобразовательная программа). Поэтому и критерии оценки определяются в зависимости от профиля обучения. В 8-11-х классах учителя-предметники отслеживают уровень обученности у конкретного ученика или класса по отдельным предметам (русский язык, математика) в сравнении с его предыдущим уровнем через мониторинг. В этих же целях здесь внедряется «портфолио ученика», куда вносят его достижения в учебной и внеурочной деятельности. По результатам составляется карта класса. Индивидуальные задания строятся таким образом, чтобы они были доступны ученику и стимулировали его познавательную активность. При необходимости осуществляется индивидуальная коррекционная работа. Психологи проводят специальную работу с одаренными и с высоко мотивированными на обучение школьниками. Проблема индивидуализации обучения систематически рассматривается на семинарах учителей.

Методический блок

В системе методической работы в лицее нужно выделить методическую работу по компоненту «Здоровье».

Кадровый блок

Успехи педагогической деятельности О.А. Возовиковой, Г.А. Соколовой, Н.С. Устюжаниной, Л.Н. Новоселовой, Н.Д. Петровой, И.В. Теселкина по формированию здоровьесберегающей среды в условиях учреждения повышенного статуса отмечены Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, Свердловской области и Управления образования, Дипломом Федерального агентства по физической культуре и спорту, Дипломами Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Победителем районного, городского, областного, регионального, российского тура VII Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «Специалисты физической культуры и спорта образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования по внеучебной работе» стала Возовикова О.А., учитель физической культуры лицея (2006-2007уч.год), в 2007-2008 году Ольга Александровна удостоена Диплома Лауреата городского конкурса «Профессионализм. Творчество. Успех» (2007-2008 уч. год), а в 2008-2009 уч. году стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший детский тренер страны» в номинации «Школьный тренер» по Свердловской области, организованный Всероссийской политической партией «Единая Россия» (2008 - 2009 уч.год).

Кафедра физической культуры и здоровья является спортивным детским клубом ОО «Юность России» при поддержке «Единой России».

2 место получила на Спартакиаде трудящейся молодежи организованной Октябрьским отделением партии «Единая Россия», 2008 г., команда МОУ лицея № 110.

Рис. 5. Методическая работа по компоненту «Здоровье»

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

33

Образование в регионах

Победителем районного, городского (I место), областного, регионального (II место) этапа VIII Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурнооздоровительной и спортивной работы» в номинации «Специалисты физической культуры и спорта образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования по учебной работе» стала Соколова Г.А.,учитель физической культуры лицея (2008 г.).

Системное развитие службы здоровья в лицее

Медицинский блок

На протяжении последних 10 лет проводится регулярный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Ежегодно от 455 до 54% учащихся активно используют возможности летней оздоровительной кампании, сорганизованной в лицее.

Система мониторинга индивидуальных учебных достижений учащихся основана на установлении соответствия знаний, двигательных умений и навыков, уровня двигательной подготовленности требованиям Государственного стандарта в образовательной области «Физическая культура». Уровень знаний оценивается с помощью тестирования в компьютерной форме по разработанным тестовым заданиям. Уровень владения двигательными действиями оценивается по количеству усвоенных правил техники - «Школы движений», составляющих ориентировочную основу действия. Оценка физического состояния и его коррекция проводится в соответствии с порядком проведения мониторинга двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ Свердловской области (проф. Л.А.Семенов), утвержденным Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Комплексный подход к анализу успешности учебной деятельности позволяет получать оперативную информацию об индивидуальной динамике учебных достижений и на ее основе вносить коррективы в методику физического воспитания. За последние

три года положительные показатели общей успеваемости учащихся по физической культуре составляют 100 %, а показатели физической подготовленности лицеистов возрастают за время обучения в старшей школе на 10-15%.

По результатам социологического исследования, 58,3% учащихся 5-11 классов считают, что здоровье является одним из самых важных условий счастливой и полноценной жизни. Основным показателем, подтверждающим мотивацию к изучению предмета, считаем рост числа учащихся лицея, вовлеченных в систематические занятия в физкультурно-массовом объединении «Спорт-детям!», созданном на кафедре физической культуры и здоровья в 1996 году. Его цель - формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья; в созданных условиях происходит воспитание ценносте й к самостоятельному использованию в повседневной жизни.

Социально-психолого-логопедический блок

В образовательном учреждении действует программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации учащихся к условиям лицейского образования. Наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями, в школе осуществляется психологическое сопровождение ребенка, включающее: адаптационные занятия, тренинговые занятия, приемы релаксации и аутотренинга, профориентацию, индивидуальные занятия с детьми и родителями, консультирование педагогов, диагностическую работу, коррекционную работу.

В лицее создана психологическая служба, призванная обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в наш лицей. Психологи работают с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Всем нуждающимся учащимся начальных классов оказывается логопедическая помощь.

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

Основным принципом работы педагога с такими детьми - охрана психического здоровья. Соблюдению охранительного режима способствует чередование видов работы: за партой и у доски, включение в занятия упражнений на расслабление - релаксацию. Уходит излишнее возбуждение, напряжение. Внешняя расслабленность не мешает внутренней концентрации учащегося. Применяются приемы расслабления под лирическую музыку - медитация по восточной медицине для маленьких.

Снять эмоциональное напряжение помогает проведение психогимнастики по методике Чистяковой М.И., направленной на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Руководствуясь валеологическим подходом к образованию, логопед стремится таким образом построить занятия, чтобы обеспечить детям сохранение и обеспечение их жизненных сил, используя физкультминутки, двигательные дидактические игры, перемещение детей в пространстве кабинета, упражнения на координацию речи с движением. Речь с жестами и мимикой - логоритмика.

В лицее проводится консультативная работа с учащимися, родителями, сотрудниками ОУ (по охвату всех участников образовательного процесса).

Курс семинаров для учителей:

«Синдром дефицита внимания и гиперактивность», «Профилактика, предупреждение и лечение наркомании», «Школьная мотивация», «Анализ работы психологической службы».

Курс занятий с родителями:

«Предупреждение насилия над детьми» (7-8 кл), «Конфликты с родителями» (9-10 класс), «Детские страхи» (1-2 класс), «Детская агрессивность» (3-4 классы), «Синдром дефицита внимания и гиперактивность» (5-7 классы),«Профилактика наркомании» (8-10 класс), «Проблемы выбора профессии» (9-11 класс), «Подготовка к экзаменам, ЕГЭ» (9,11 классы).

Курсы занятий для учащихся:

Тренинговый курс для учащихся «Школьная мотивация»(5-9 классы), тренинговый курс «Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ».

Блок организации полноценного, рационального и оптимального питания

В лицее уделяется большое внимание соблюдению режима питания и обеспечению его качества.

Лицейская столовая ежегодно принимает участие в городских смотрах-конкурсах «На лучшую организацию школьного питания», в 2004 году - заняла 2 место, в 2005 году - 1 место, в 2006 году - 3 место, в 2007 году - 2 место.

Два раза в год комиссия в составе ответственного за организацию питания лицеистов, школьного фельдшера, члена родительского совета по питанию проводят обследование лицейской столовой с целью проверки организации питания.

Пищеблок содержится в достойном состоянии, сотрудники в спец.форме. имеется необходимый перечень столовой посуды, технологического и холодильного оборудования. Имеется запас посуды на

350 человек. Используется пароконвектомат и мармит. Установлены по всему лицею кулеры. Учитывая неудовлетворительное качество водопроводной воды в городе , в лицее организована доставка питьевой воды («Аква Баланс»), а вода, использующаяся для приготовления пищи, подвергается дополнительной очистке посредством аквафильтров.

Физкультурно-оздоровительный блок

Помимо уроков физической культуры в лицее на постоянной основе проводятся занятия в спортивных секциях, яркие спортивные праздники, которые позволяют компенсировать напряженную умственную работу по освоению учебного материала. Учащиеся лицея принимают активное участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках и соревнованиях школьников г. Екатеринбурга.

Эта система укладывается в разработанную на кафедре физической культуры и здоровья «Концепцию совершенствования физического воспитания в лицее», в которой определены общие принципиальные подходы к работе.

1. Гуманистический характер физического воспитания применительно к нашему лицею реализуется через отчетливо выраженную рекреационную направленность постановки физического воспитания.

2. Чрезвычайно важным положением является то, что все учащиеся лицея, независимо от их физической подготовленности, состояния здоровья обеспечиваются соответствующими видами двигательной деятельности. Проводимое в лицее медико-педагогическое обследование показало, насколько велики различия в физическом состоянии наших лицеистов. В связи с этим остро стоит проблема индивидуализации нагрузки.

3. Важное значение для оптимизации физического воспитания учащихся нашего лицея имеет свобода выбора, как один из основных принципов, лежащих в основе преобразования системы школьного образования. Что касается спортивной специализации учителей, то в лицее на сегодняшний день работают специалисты по аэробике, корригирующей гимнастике и спортивным играм (баскетбол, волейбол, гандбол и футбол). Это позволяет дополнять базовый компонент программы упражнениями из этих специализаций (вариативный компонент). Включение аэробики и спортивных игр (настольный теннис, бадминтон, гандбол) в содержание вариативной части программы по физическому воспитанию лицея позволяет реализовать идеи развивающего обучения и педагогики сотрудничества, положенные в основу работы педагогического коллектива лицея. Содержание урока позволяет активно влиять на рациональное использование времени урока. Правильно регулировать моторную плотность.

4. Интеллектуализация физического воспитания является одним из существенных условий совершенствования постановки физического воспитания в нашем лицее. В процессе обучения в лицее на уроках физической культуры учащиеся всех классов получают обширные знания, позволяющие им повысить уровень грамотного отношения прежде всего к собственному здоровью. Также в нашем лицее реализуется связь физической культуры с другими предметами.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

35

Образование в регионах

5. Идея развивающего обучения, положенная в основу работы педагогического коллектива нашего лицея, реализуется и в процессе физического воспитания. При этом следует выделить специфическое влияние физического воспитания, касающегося активного развития кондиционных физических качеств, и в интегральном проявлении - улучшении состояния здоро вья. Мы считаем, что такая постановка физического воспитания положительно сказывается и на других сторонах развития учащихся: умственном, нравственном и эстетическом.

6. Физическая культура - не только средство физического совершенствования, но и мощный фактор воздействия на психическое состояние ребенка. Это принципиальное положение, обусловленное единством физического и психического в человеке, предполагается реализовать в нашем лицее.

Механизмы реализации концепции

1. Преподавание предмета «Физическая культура» двумя преподавателями в классе. Гибкое варьирование в организации форм занятий в определении нагрузки.

2. Создание банка данных уровня физической подготовленности учащихся 1-11 классов (на основе тестирования 2 раза в год). Создаются графические и компьютерные варианты данных.

3. Создание спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебнотренировочный процесс за пределами расписания). Физкультурно-массовое объединение «Спорт - детям!» (см.схему).

Группы Группы Группы

ЛФК коррекции оздоровительного

плавания

Физкульт-

минутки

Массовые мероприятия Организация летнего

отдыха

Z^ / \

Соревнования

Спортивные

праздники

Фестивали

Городской оздор. лагерь

Оздор. лагерь на побережье

Рис. 6. Физкультурно-массовое объединение «Спорт - детям!» лицея № 110

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

4. Разработка новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно-тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных).

На кафедре «Физической культуры и здоровья» разработаны:

1) технологии индивидуализированного обучения спортивных игр. Они позволяют осуществить переход от взаимодействия учителя и ученика на основе выявления и исправления ошибок к сотрудничеству на основе стремления к усвоению большего числа правил техники и правил выполнения оздоровительных упражнений. В лицее реализована модульная технология индивидуализированного обучения спортивным играм, разработанная при участии Черняковой Ю.С., Устюжаниной Н.С., Махова А.А., и Соколовой Г.А., методика обучения младших школьников самостоятельной игровой деятельности (Н.Д.Петрова);

2) методика коррекционных занятий на факультете «Здоровье» (Л.Н.Новоселова);

3) программа Возовиковой О.А. «Аэробика (Вариативный компонент)» и «Аэробика (для дополнительного образования учащихся 1-11 классов)», которые направлены на создание системы взаимосвязанных урочных и неурочных форм занятий аэробикой, учитывая возраст, уровень здоровья, двигательную подготовленность учащихся и направленной на формирование культуры здоровья;

4) разработан и проводится сюжетно-ролевой модуль на развитие координационных способностей для учащихся младших классов;

5) организация ярких привлекательных массовых мероприятий для больших групп.

Особым показателем, которым в первую очередь, гордится кафедра, является поступление выпускников на различные специальности факультетов физической культуры ВУЗов г. Екатеринбурга и проведение ежегодных турниров- встреч среди сборных команд лицея и выпускников по спортивным играм. Частыми гостями проводимых праздников являются наши бывшие ученики, участвующие во многих конкурсах.

«Концепция совершенствования физического воспитания в лицее» успешно реализуется:

S удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на занятиях в физкультурно-оздоровительном объединении «Спорт-детям!», в повседневной жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S обеспечить высокий охват школьников регулярными физкультурными занятиями во время и после уроков- 72% (816 человек);

S увеличить массовость и рост конкуренции за право выступать в сборных командах лицея обеспечили устойчивые успехи на спортивных соревнованиях областного и всероссийского уровней. Ежегодно более 100 учеников

лицея принимают участие во Всероссийском легкоатлетическом соревновании «Кросс Наций»;

S реализовывать личностно ориентированный подход, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает возможность для свободного творчества, создается атмосфера уважения к внеучебной деятельности школьников, делает физическую культуру любимой и значимой для школьников разного возраста образовательной областью.

Блок «Школа-социум»

В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в настоящее время в образовательном комплексе назрела необходимость разработки механизма формирования позитивной модели профилактики, которая направлена, прежде всего, на формирование у личности социальнонормативного жизненного стиля с доминированием позитивных ценностей, которые помогут ему сделать правильный выбор в любой трудной жизненной ситуации. Изучение представлений подростков о сложившейся социальной ситуации, выявило следующую картину, подростки знакомы с опасными явлениями: злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, компьютерная зависимость, злоупотребление лекарствами, суицидомания, распространение тоталитарных сект, смс -зависимость и многое другое.

Приоритетными мы выбрали следующие направления:

1. Совершенствование учебного процесса через содержание преподаваемых предметов, интеграция элементов профилактики в учебную деятельность: проекты и рефераты по здоровьесбережению на биологии, ОБЖ, экологии, химии, физической культуре, которые дети защищают на всех уровнях конференций и олимпиад. Материалы используются при подготовке родительских собраний, проведения классных часов, а о здоровом питании, гигиене демонстрируются лицейским ТВ. На кафедре информационных технологий создано рекламное агентство здоровья, которое обеспечивает рекламными продуктами все мероприятия лицея по пропаганде здорового образа жизни.

2. Совершенствование педагогических технологий, обеспечивающих справедливое оценивание учащихся и включение их в успешную деятельность на уроках:

- максимум нагрузки на творческую самостоятельную практическую работу;

- создание педагогических ситуаций выбора на уроках и во внеклассной работе;

- создание ситуаций, позволяющих формировать свою точку зрения и отстаивать ее, так в этом году мы внедряли технологию «Дебаты».

3. Классные часы, формирующие здоровый образ жизни, традиционно проходят 1 раз в неделю. Педаго-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

37

Образование в регионах

ги и лицеисты обсуждают самые разнообразные темы: толерантность, травматизм, безопасное поведение в городе, последствия зависимостей и др. Лицеем издан сборник методических разработок классных часов, куда вошли 129 работ учителей.

4. Профилактика посредством введения в учебный процесс дисциплин по развитию социальных навыков: психология общения, краеведение и туризм, журналистика.

5. Организация специальной профилактики: тренинги, ролевые игры, акции... В лицее созданы волонтерские отряды: «Экологический отряд», «Служба социальной помощи», «Без права на ошибку», «Стиль здорового питания».

6. Включение детей в значимую, интересную для них деятельность во внеурочное время:

• Театр на французском языке;

• Французские обмены;

• Экологический клуб;

• Математический клуб;

• Культурно-образовательная программа;

• Физкультурно-массовое объединение «Спорт -детям!»

• Клуб «Дебаты» и др.

7. Обеспечение нераспространения ПАВ в школе: охрана, видеонаблюдение, вход в лицей по лицейским дневникам, информированность учителей о признаках употребления ПАВ.

8. Совершенствование работы по прекращению курения на территории лицея, мы взяли отдельным направлением, потому что эта проблема для нас оказалась актуальной.

9. Расширение сотрудничества: ФСНК, КДН и ОППН, МЦ «Диалог», «Цент профилактики СПИДа» и др.

10. Совершенствование института ученического посредничества, в лицее работает «Ученическая дума».

11. Система индивидуальной профилактической работы.

Наблюдения за учащимися, имеющими отклонения в поведении и проблемы в обучении. Решение вопросов по обучению этих детей.

Улучшение окружающей среды, материально-технический блок

Проводимое ежегодно анкетирование учащихся и их родителей показывает их удовлетворенность объемом учебной нагрузки, расписанием, режимом питания и питьевым режимом, освещенностью, чистотой помещений и воздуха; только 17% учащихся и их родителей не удовлетворены большим наполнением классов (до 27-30 чел.) Данные наглядно свидетельствуют о довольно высокой степени удовлетворенности учащихся условиями обучения в лицее, исключение составляет только такой показатель как наполняемость классов. С полученной информацией мы выходим на общелицейские конференции, собрания попечительского совета, классные родительские собрания и часы. Среда общения расширяется, учащиеся чувствуют себя комфортнее; родители

получают системную педагогическую поддержку в обучении, развитии, воспитании детей, сохранении и укреплении их здоровья.

1. Соблюдаются требования:

• к наполняемости классов,

• площади на 1 учащегося (2, 5 м),

• высоте помещения (3м) в этом случае уменьшается концентрация антропотоксинов.

2. Выделившиеся посторонние вещества удаляются из помещения с помощью вытяжной вентиляции и разбавляются приточным наружным воздухом.

В классах, кабинетах устраивается естественная канальная вентиляция во внутренних стенах, механическая - в мастерских, на кухне. Выброс отработанного воздуха производится на уровне крыши (выше окон).

Наружный воздух поступает через форточки и фрамуги, которые функционируют в любое время года. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях не менее 1/50 площади пола.

3. Режим проветривания. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице. В теплые дни проводятся занятия при открытых фрамугах и форточках.

4. Осуществляется производственный контроль, включающий определение формальдегида, ртути, запыленности. Он позволяет следить за ситуацией и во время принимать необходимые меры.

5. Большое значение для поддержания санитарногигиенического режима имеет уборка помещений. При уборке помещений удаляется осевшая пыль и микрор-ганизмы и тем самым исключается ее повторное выделение в воздух.

В период эпидемиологического благополучия в учреждении проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.):

• своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний, позволяет быстро среагировать на изоляцию заболевших, карантинный режим для классного коллектива;

• ведется профилактическая разъяснительная работа с целью предупреждения травматизма и инфекционных заболеваний.

Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке (например, 0,5 - 1%-ный раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0, 2%-ный раствор сульфохлорантина, 3%-ный раствор амфолана, 1%-ный (по ДВ) раствор поли-

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

септа, 1%-ный (по ДВ) раствор перамина, 3%-ный (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством).

Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью).

Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств.

Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще-дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке (например, Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД, Дезеф, Дезус, Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств.

6. Для предупреждения заноса пыли снаружи делают обтиры при входе и обязательная сменная обувь.

7. Благоприятно сказывается на качестве воздушной среды использование воздухоувлажнителей, ионизаторов, бактерицидных ламп:

• в 19 кабинетах работают увлажнители и ионизаторы воздуха и 1 перемещаемая установка «Дезар» (прибор на основе бактерицидного излучения). При использовании ионизаторов проводится контроль на содержание аэроионов.

8. Растения также оказывают благоприятное воздействие, т.к. они отфильтровывают вредные вещества, задерживают пыль и уничтожают патогенные микробы благодаря выделяющимся фитонцидам.

Экологический и медицинский фитодизайн - современное направление оздоровления и улучшения условий среды.

Растения оказывают благоприятное действие на психику, успокаивают, они также улучшают микроклимат (увлажняют воздух), ионизируют воздух, выделяют кислород и снижают концентрацию углекислого газа. И, конечно, растения можно использовать как учебное пособие и воспитательное средство.

В процессе работы над Проектом была определена прогнозируемая модель личности выпускника и учащегося лицея:

1. Интеллектуально развитая личность, обладающая достаточным уровнем физического, нравственного, духовного здоровья.

2. Личность, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3. Личность, обладающая формированной культурой осознанного отношения к собственному здоровью.

4. Ученик, осознающий здоровый стиль жизни и безопасности жизнедеятельности как условие успешного развития человека на протяжении всей жизни.

5. Ученик, рационально организующий свою жизнедеятельность, владеющий навыками самоконтроля.

6. Ученик, обладающий стойким интересом к познавательной деятельности, потребностью в самостоятельной двигательной активности.

Среди ожидаемых конечных результатов проекта следует отметить :

1. Системное развитие функциональных возможностей организма учащихся.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности лицеистов.

3. Устойчивое повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

4. Повышение уровня самостоятельности и активности лицеистов в двигательной деятельности.

5. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья лицеистов.

6. Поддержка родителями деятельности лицея по воспитанию здоровых детей.

Выводы:

• благодаря действию системы оздоровительных занятий учащихся лицея в рамках проекта удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, в повседневной жизни;

• обеспечение высокого охвата школьников регулярными физкультурными занятиями во время и после уроков;

• увеличение массовости и рост конкуренции за право выступать в сборных командах лицея обеспечили устойчивые успехи на спортивных соревнованиях областного и всероссийского уровней;

• реализация личностно ориентированного подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает возможность для свободного творчества, создается атмосфера уважения к учебной деятельности школьников, делает физическую культуру и спорт любимым и значимым для школьников разного возраста.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.