научно-методический электронный журнал
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -ART 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12141.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 12144
УДК 37.035.461
Посашилина Валентина Александровна,
заместитель директора по УВР МОАУ «Лицей № 21», г. Киров [email protected]
Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным
Аннотация. В статье рассказывается о системе работы образовательного учреждения по развитию способностей и выявлению достижений учащихся через интеграцию основного и дополнительного образования школьников.
Ключевые слова: творческий потенциал, интеграция, дополнительное образование школьников, лагеря-тренинги.
Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие системы поддержки талантливых детей: «Необходимо будет создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят» [1].
Итоги многочисленных педагогических и психологических исследований свидетельствуют о важности заботы педагогов в создании условий для развития способностей учащихся, формирования у них потребности к достижению высоких результатов. Не случайно известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону, найти в нем «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки» [2].
Акцент внимания педагогов на достижениях учащихся является одним из главных условий при формировании у ребенка адекватных представлений о самом себе, сильных и слабых сторонах своей личности, успехах и неудачах в совместной и индивидуальной деятельности. К тому же это помогает детям более реально оценивать свои возможности, делать правильный выбор целей, содержания и способов организации своей жизнедеятельности, что, в свою очередь, содействует их более интенсивному личностному росту. В поле зрения руководителей и учителей школы должны находиться не только академические результаты учащихся, но и их успехи во всех социально ценных видах деятельности.
В лицее № 21 города Кирова сложилась система по выявлению и поддержке талантливых детей, основополагающие идеи которой нашли отражение в комплексной целевой программе «Наука. Творчество. Успех», ставшей логическим продолжением программы «Одаренные дети».
Интегрированной гуманистической целью программы является создание условий для всестороннего развития потенциала личности учащегося через формирование ситуации успеха в основном и дополнительном образовании.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- осуществлена система мероприятий, позволяющих вовлечь школьников в активную деятельность для всесторонней реализации своего творческого потенциала в исследовательской сфере;
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm
научно-методический электронный журнал
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -Art 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12141.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 12144
УДК 37.035.461
- в условиях лицея создана многокомпонентная система основного и дополнительного образования, направленная на реализацию творческого потенциала учащихся.
Предпосылками для создания программы были:
- высокие результаты выпускников лицея на ЕГЭ и вступительных экзаменах в вузы: результаты по русскому языку и математике выше среднеобластных показателей, за период с 2004 года по 2012 год 13 учащихся сдали ЕГЭ на 100 баллов по предметам: математике (3), русскому языку(6), химии (2), биологии, физике;
- высокие результаты лицеистов на олимпиадах и конкурсах различных уровней, включая международный: за последние четыре года на региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников 29 учащихся получили дипломы победителя, 37 -дипломы призера, на заключительном этапе - 1 диплом победителя, 19 дипломов призера. Выпускница 2008 года заняла 3-е место в международной олимпиаде по биологии. Дипломами и грамотами Министерства образования и науки награждены шестнадцать воспитанников лицея, шесть из них удостоены премии Президента РФ, десять учащихся включены в Большую энциклопедию «Лучшие люди России»;
- включение педагогического коллектива в экспериментальную и инновационную деятельность:
1) под руководством ученых Кировского института развития образования (ИРО) на базе лицея была осуществлена работа инновационной площадки «Реализация интегративного подхода в системе формирования и развития профессиональных компетентностей педагогов средней общеобразовательной школы» (2006-2008 уч. гг.); результатом ее стала межрегиональная научно-практическая конференция по одноименной теме с участием ученых Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Кировского ИРО и 11 международная научно-практическая конференция «Интегративно-гуманитарные технологии - ресурс современного урока»;
2) в 2008 году работала экспериментальная площадка ИРО по теме «Методическое и ресурсное сопровождение школьного олимпиадного движения в условиях городской школы». В рамках ее на базе лицея проведена эвристическая олимпиада комплексного содержания «Совенок» для учащихся начальных классов школ, гимназий, лицеев города Кирова в апреле 2008 года, также был разработан комплект олимпиад-ных заданий и методических рекомендаций для подготовки к предметным олимпиадам;
3) с января 2009 года методическая тема инновационной площадки ИРО -«Преемственность курсов естественнонаучного образования в системе начального общего, основного общего и среднего общего образования». Итогом работы стала разработка творческой группой педагогов начальных классов образовательных программ по предметам и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО; внедрение ФГОС в практику работы образовательного учреждения будет продолжено на базе лицея в режиме «Школа - методический центр»;
4) лицей также стал площадкой для проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников» с 2011 года АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», с 2012 года - ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».
Отметим лишь два направления, на наш взгляд, наиболее полно отражающие возможности дополнительного образования школьников.
1. Кружок (факультатив, спецкурс), являясь основной формой дополнительного образования школьников, призван не только посвятить учащихся в вопросы, не
«VI О <Х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm
научно-методический электронный журнал
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -Art 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12141.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 12144
УДК 37.035.461
нашедшие отражения в основном курсе, но и существенно углубить и расширить их знания по предмету.
Наши учащиеся занимаются в городском научном обществе «Вектор», многие посещают кружки Центра дополнительного образования «Одаренный школьник» (ЦДООШ), но большинство учащихся все-таки дополнительное образование получают в стенах самого лицея. Ежегодно системой дополнительного образования охвачено около 96% учащихся лицея. Любой ученик может найти себе занятие по интересам и реализовать свои способности.
2. Второй основной формой дополнительного образования является система соревнований, конкурсов по предмету. В лицее мы ежегодно проводим осенние и весенние математические игры, школьный тур «Математического домино», конкурс «Умники и умницы», «Лингвистический бой», конкурс «Инфознайка» и так далее. Причем стараемся, чтобы в соревнованиях принимали участие не только учащиеся лицейских классов, но и общеобразовательных.
Среди наших учащихся есть победители и призеры Всероссийского открытого конкурса исследовательских работ «Первые шаги», международного турнира «Кубок памяти Колмогорова», призеры городской Санкт-Петербургской олимпиады школьников по математике, члены сборной команды города Кирова, участвовавшие в Уральском турнире городов, межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды», межрегионального конкурса юных интеллектуалов и другие.
Большие возможности содержатся в такой форме работы, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Более 10 лет успешно работает НОУ (научное общество учащихся); под руководством педагогов лицея, педагогов дополнительного образования, преподавателей ВятГГУ лицеисты успешно выступают на региональных и межрегиональных конференциях, турнирах юных исследователей.
В лицее реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: математическому, естественнонаучному, экологическому, физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому. Система дополнительного образования направлена на создание условий для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.
Еще одна форма, способствующая развитию творческого потенциала детей, -лагеря-тренинги. С 2001 года ежегодно проводится летний математический лагерь-тренинг «Математика. Творчество. Интеллект» для учащихся 5-8 классов [3].
Принципиальными здесь выбраны три направления подготовки и развития школьников: расширение и углубление основного курса математики, обучение применению основных идей и методов математики при решении задач; развитие творческого (в широком смысле) потенциала учащихся; развитие интеллектуальных качеств личности школьника. Работа по этим направлениям осуществляется на тренингах, занятиях по решению задач, массовых мероприятиях и в проектной деятельности учащихся.
К работе лагеря привлекаются профессиональные психологи, которые проводят тренинги совершенствования внимания, памяти, развития пространственного воображения и комбинаторных способностей учащихся, школьные педагоги, преподаватели ВятГГУ, студенты. В лагере представлены здоровьесберегающие и спортивные программы. Ежедневно проводятся массовые мероприятия - это командные и личные первенства школьников в математических и интеллектуальных соревнова-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm
научно-методический электронный журнал
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -Art 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12141.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 12144
УДК 37.035.461
ниях, таких как «Математический бой», «Карусель», «Интеллектуальный марафон», «Супервикторина», «Брейн-ринг», предметная олимпиада и многие другие.
С 2002 года работает летний школьный экологический лагерь для учащихся 710 классов. Для достижения позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром, формирования умений и навыков практической деятельности, профессионального ориентирования учащиеся проводят экологический мониторинг: изучают автотранспортную нагрузку улиц города Кирова, расположенных вблизи лицея, природный комплекс водоемов, химический анализ воды в реке Люльченке, проводят экскурсии в Заречный парк, Александровский сад, Ветеринарный музей, в областной краеведческий музей. Занятия «За страницами учебника», мозговой штурм, тренинг креативного мышления и подготовки к проектной деятельности - эти и другие формы работы способствуют формированию научно-познавательного интереса к природе у школьников.
В 2010 году организован еще один лагерь, лингво-краеведческий, на базе класса с углубленным изучением русского языка. Его цели: образовательная - изучение истории, обычаев, традиции Вятского края во взаимосвязи с настоящим; формирование целостного представления о месте и роли родного края в истории России; знание лингво-культурологических понятий; отражение местных особенностей в языке; воспитательная - привитие патриотизма, уважения к истории и традициям родного края, родному языку, формирование духовно-нравственных ценностей, социально-значимых качеств личности средствами истории и русского языка.
Вот уже третий год учащиеся лицея, учителя, студенты ВятГГУ участвуют в специализированной смене «Юношеская интенсивная школа научного творчества «Прорыв»» на базе загородного лагеря «Спутник», где получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря, предложенная кафедрой креативной педагогики АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких, как «ТРИЗ-педагогика» (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач), тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач, выполнение научных работ школьников, часть из которых могут оказаться патентоспособными.
Переход на новые образовательные стандарты с сентября 2011 года в начальной школе потребовал пересмотра подходов к организации внеурочной деятельности. Необходимо было создать условия для проявления и развития ребёнком своих интересов, предоставив ему свободу выбора. Помочь принять духовно-нравственные ценности и соблюдать культурные традиции. Перед учителями стояли задачи организации внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школьной жизни, оптимизировать учебную нагрузку, создать дополнительные условия для развития учащихся, формировать учебную мотивацию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Сначала провели опрос родителей (законных представителей первоклассников), учитывая личные интересы и склонности детей. Рассмотрели интересы и склонности педагогов, выслушали рекомендации психолога и медицинского работника. При создании программ внеурочной деятельности опирались на приоритетные направления деятельности и на программу воспитательной работы лицея. Соблюдали преемственность с технологиями учебной деятельности. Были выбраны пять направлений внеурочной деятельности (табл. 1).
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm
КОНТ TF.T1T
научно-методический электронный журнал ART 12144 УДК 37.035.461
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -Art 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12141.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Направления внеурочной деятельности
Таблица 1
Направление Название, форма Программа
Общекультурное Музыкальный кружок Кружок ИЗО «Музыка» «Волшебные кисточки»
Спортивно-оздоровительное Кружок «Ритмика» Кружок «Весёлые старты» «Ритмика» «Весёлые старты»
Обще-интеллектуальное Кружок «Умники и умницы» «Умники и умницы»
Духовно-нравственное Мероприятия «Я и общество»
Социальное Мероприятия «Трудиться - всегда пригодится»
По общекультурному направлению работа проводится за рамками образовательного учреждения. Кроме традиционных экскурсий, выходов, посещений театров, наши ученики - постоянные участники мастер-классов, проводимых студией ремёсел, музейных занятий, организуемых Кировским областным художественным музеем имени В. М. и А. М. Васнецовых. Спортивно-оздоровительное направление реализуется через мероприятия: «День здоровья», «Новый год у ворот», «Зимние забавы», «Широкая Масленица», «Мама, папа, я - спортивная семья», «День индейца», «Юный турист». Два направления: духовно-нравственное и социальное - являются составляющими внеурочной деятельности. В нашем лицее есть традиция приглашать в гости ветеранов Великой Отечественной войны, возлагать цветы к памятникам павшим во время войн, изготавливать открытки ветеранам к празднику, устраивать концерты к Дню Победы. Ежегодно учащиеся начальной школы участвуют во Всероссийских днях наблюдения за птицами, выезжают в осенне-зимний период к водоемам нашего города и подкармливают уток. Регулярно проходят акции и конкурсы: «Помоги птицам», «Сделаем красивой и чистой нашу школу», «Трудовой десант», «Самый лучший скворечник», «Самый красивый класс».
В последнее время в нашем лицее возрождается традиция совместных мероприятий, праздников, игр, конкурсов, проводимых на всю параллель: «Первый раз в первый класс», «Вот мы и ученики», «Праздник книги», «Прощание с букварём», «Праздник Урожая». Уже традиционным стало проведение лицейских недель, конференций на разную тематику: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», «Год лебедя», «Путешествие по материкам и океанам». Принято устраивать общешкольные лектории и встречи со специалистами для родителей: «Адаптация первоклассников», «Дневник - наш помощник», «Как готовить с ребёнком домашние задания», «Отец и воспитание», «Как приучить ребёнка читать», «Компьютер или книга?» и другие.
Другой важной стороной поддержки талантливых детей является необходимость постоянной и целенаправленной деятельности по формированию у школьников мотивации достижения успеха.
В этой связи важно систематизировать успехи учащихся и также предоставлять им самим возможность публично представлять личностные достижения. Основную роль в этой деятельности играют классные руководители, которые в своих дневниках ведут странички «Интересы и увлечения учащихся» и «Основные достижения учащихся». Эти сведения также заносятся в электронный классный журнал.
Заполнение этих страниц позволяет прежде всего формировать отчетливые представления о наиболее сильных сторонах личности своих воспитанников, которые, по мнению ученых, имеют первостепенное значение для создания ситуаций успеха. Классные руководители стремятся к тому, чтобы класс обязательно стал
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). -Art 12142. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
наушо-методинесюш эАктронный журнал k°ncept/2s0s1N2/23044120tmi . - Г°° реГ Эл № ФС 77-
ART 12144 УДК 37.035.461 . - .
ареной для презентации первых и последующих достижений учеников, чтобы в классных коллективах формировалась атмосфера радости за успехи своих одноклассников. Но как показала практика, признания лишь только в классном коллективе недостаточно, важно, чтобы это признание было на уровне параллели или образовательного учреждения. Вот поэтому инициативной группой учителей, ребят, родителей были подготовлено положение о проведении общелицейского конкурса ученичества «За честь лицея!». Определены номинации конкурса: «Ученик года», «Лидер года», «Лучшая творческая работа года» научно-исследовательского направления или художественно-эстетического направления; «Самый классный класс!», «Лучший спортивный класс», «Спортсмен года». Итоги подводятся по параллелям на общелицейском празднике «Да здравствуют музы, да здравствует разум...».
Учет достижений в общешкольном масштабе ведется в специальной папке-накопителе «Личные достижения учащихся». Существуют разделы в соответствии с уровнями конкурсных состязаний, в которых ученики добивались высоких результатов. В первый раздел вносятся результаты участия в международных конкурсах, во второй - в федеральных и межрегиональных состязаниях, в третий - в областных мероприятиях, в четвертый - в муниципальных конкурсных состязаниях. В папке-накопителе также хранятся копии дипломов, грамот и других наградных документов.
В настоящее время апробируется применение ее электронного варианта.
Особыми формами учета личностных достижений учащихся являются Доска почета и галерея достижений «Наши победы», которые располагаются на первом этаже здания лицея. На их стендах помещаются фотографии учащихся, добившихся высоких результатов в учебной, интеллектуальной, художественной, спортивной и других видах деятельности.
Думаем, что эти практические шаги являются реализацией Концепции модернизации российского образования, представленной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии и поддержке талантливых детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства.
Ссылки на источники
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - URL: http://www.krskstate.ru/ dat/File/krao/projekt1.pdf.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - К.: Рад. шк. 1985. - 557 с.
Горев П. М. Математический лагерь в школе: история становления и технологические находки // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1253. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1253.htm.
2.
3.
Posashilina Valentina,
Deputy Director of OIA MOAU "Lyceum № 21", Kirov [email protected]
Development of a system to support talented children: that the student felt successful
Abstract. The article describes the system of educational institutions for the development of abilities and identify student achievement through the integration of primary and secondary education students.
Keywords: creativity, integration, further education students, camp trainings.
ISSN 2304-120X
9
772304
120128
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
977230412012810
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm