Научная статья на тему 'Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры'

Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5815
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардашева Лилия Вячеславовна

В статье представлен опыт работы современного лицея по созданию системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся, в которой максимально используются все возможности образовательного процесса для формирования мировоззренческих установок учащихся, для воспитания чувства патриотизма, уважения к традициям и культуре своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ардашева Лилия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры»

^^^^^^OTJEOPMM^^nPAKTMKePEA^MaAUMUOrOC^^^^^^^

Ардашева Лилия Вячеславовна

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ лицей № 12 г. Екатеринбург

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

подрастающего поколения на основе традиций

и ценностей отечественной и мировой культуры

л__________________________________________________с

Аннотация. В статье представлен опыт работы современного лицея по созданию системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся, в которой максимально используются все возможности образовательного процесса для формирования мировоззренческих установок учащихся, для воспитания чувства патриотизма, уважения к традициям и культуре своего Отечества.

Ключевые слова: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание.

По нашему мнению, духовно-нравственное воспитание - это целостный процесс, в который вовлечена и семья, и все окружающее ребёнка культурное пространство. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания сегодня определяются общей потребностью россиян в восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения. В широком смысле этого слова цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины.

С 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) [2,4,5,10] ведётся системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. В нашем понимании сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру. Мы рассматриваем развивающееся на протяжении ряда лет содружество образовательных учреждений как совместный орга-

низационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов учреждений -членов сети. Важным достоинством сетевой организации является то, что сеть предлагает новые формы коммуникации: формирующиеся тематические центры (научные, образовательные, технологические, кадровые и т.д.), интересные руководителям, администраторам, профессорско-преподавательскому составу учреждений профессионального образования, педагогам системы общего образования, студентам, школьникам. В рамках сети особое место занимает работа ряда ОУ в рамках проекта по обновлению содержания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся в современной школе [1,5].В данной работе представлен опыт работы МБОУ лицея № 12 по созданию системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

В качестве теоретической основы для разработки системы духовно-нравственного воспитания разработчики взяли Концепцию программы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области, утверждённую постановлением правительства Белгородской области от 09.07.2006. [7]. Эта программа разрабатывалась авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Белгородского государственного университета Игнатовой И. Б. и заместителя начальника управления образования и науки Белгородской области Калашниковой С. Н. с учётом всех современных нормативных актов и требований.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

• нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма);

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В отрыве от традиционной культуры нет возможности чёткого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; современная мораль зачастую искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В России в рамках традиционной отечественной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине [6,9]. В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции отечественной культуры, представленные в различных аспектах:

• нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле);

• культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

• этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

Учащиеся могут знакомиться с этими нормами и традициями как на уроках (культурно-исторический аспект - уроки истории, МХК, литературы и т.д.; нравственно-этический аспект - «Истоки» и др.), так и на факультативах, в кружках и объединениях системы дополнительного образования. Кроме того, система внеурочных мероприятий лицея также должна содержать соответствующие мероприятия.

Система духовно-нравственного воспитания в лицее строится исходя из следующих принципов:

• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

• принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации её поведения. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности;

• принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом каждой возрастной,

социальной, профессиональной и других групп населения;

• принцип активности и эмоциональной вовлеченности, который предполагает деятельное, эмоциональное отношение ребёнка, активную позицию детей в подготовке и реализации воспитательных мероприятий;

• принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие;

• краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своего региона;

• принцип воспитания на традициях отечественной культуры. Под традиционной отечественной культурой понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.

Цель проекта: формирование комплексной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры.

Общие задачи:

• создание благоприятных условий для социализации детей и молодёжи, их духовно-нравственного, патриотического, интеллектуального и физического становления, содействие нравственному и творческому развитию детей и молодёжи; приобщению к ценностям традиционной отечественной культуры;

• формирование единого воспитательного пространства, воспитывающей социокультурной среды в ОУ;

• всемерное содействие духовно-нравственной преемственности поколений;

• возрождение, развитие и защита исторических, культурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций;

• содействие становлению активной патриотической гражданской позиции подрастающих поколений, воспитанию на высоких нравственных идеалах и примерах, в духе любви к России.

Частные задачи:

1. Организационно-управленческие:

• формирование и развитие в лицее комплексной системы обеспечения духовного нравственного воспитания детей и молодёжи, создание новых элементов этой системы, обеспечение её целостности, преемственности и развития;

• создание и развитие организационных механизмов, позволяющих обеспечить и совершенствовать управление, согласованность и координацию деятельности учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, органов детского самоуправления;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

25

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• повышение роли, привлечение ресурсов и потенциала гражданского общества - общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, деятелей науки, искусства, культуры, образования и др. в поддержку реализации мероприятий проекта.

2. Просветительские и образовательные:

• целенаправленное формирование культурного пространства, возрождение и сохранение традиций, культурного наследия;

• научно-теоретическое обеспечение реализации основных направлений работы по проекту;

• обновление и совершенствование направлений, форм и методов просветительской и образовательной деятельности по обеспечению духовного и нравственного здоровья детей и молодёжи;

• формирование планов и форм повышения квалификации, подготовки и переподготовки заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов, классных руководителей, с учётом целей и задач, поставленных в данном проекте.

3. Информационные:

• целенаправленное формирование благоприятной воспитывающей социокультурной среды в ОУ.

Для реализации поставленных задач использовались различные формы работы. Для детской аудитории предпочтение отдаётся интерактивным формам, эмоционально-смысловому погружению, созданию ситуации проживания, погружения в культурную среду (Масленица, бал, вечерки, Святки и т.д.) [8]. Для педагогов - мастер-классы, где способы и методы демонстрируются непосредственно в работе с учащимися и традиционные мастер-классы с привлечением современной ТСО - в семинарах используются презентации, видеоматериалы и т.д. Для праздничных мероприятий одно из главных условий - участие и включение семьи. Это касается и праздников Новый год, Масленица в микрорайоне, и более камерных мероприятий (бал для учащихся начальной школы, бал старшеклассников). Лицей активно использует доступные медиаресурсы - силами учащихся издаётся газета «Переменка» (тираж 10 000 экз).

Учебный план лицея предполагает несколько содержательных линий, направленных на реализацию целей и задач проекта [11]. Так, духовно-нравственное воспитание реализуется через учебные предметы в начальной школе: «Урал. Человек. Истоки», «Введение в народоведение», «Литература». В средней школе - через предметы «Литература», «История», «География», предметную область «Искусство». В старшей школе, где реализовано профильное обучение, особый акцент на духовно-нравственное воспитание сделан в классах оборонно-спортивного и социально-экономического профиля через часы национально-регионального и школьного компонентов. Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через предметную область «Обществознание», которое особенно ярко

представлено на III ступени обучения предметами «История», «Обществознание» и в оборонно-спортивном профиле «Прикладная физподготовка», ОБЖ, «Основы военной службы».

Особое значение в воспитательной системе отводится дополнительному образованию в лицее, имеющему спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, туристско-краеведческую, социально-педагогическую, декоративно-прикладную, естественнонаучную направленности. Так как кроме организации содержательного досуга перед системой дополнительного образования стоят задачи развития ребёнка, реализации творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, налаживания продуктивной, положительно окрашенной коммуникации, и т.д., значимость её трудно переоценить. Дополнительное образование лицея составляет 11 кружков, секций и студий, которые объединяют 682 ученика, что составляет 48% от общего числа учащихся. Через дополнительное образование реализуются все принципы, заявленные в данном проекте.

В плане методической работы лицея предусмотрены заседания методобъединений педагогов предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования со следующей тематикой: «Общеобразовательный урок как ресурс воспитательной системы», «Традиционная русская культура», «Декоративно-прикладное искусство русского народа», «Методика планирования воспитательной работы в классе». Для обеспечения инновационной деятельности, возникающей в процессе реализации проекта, организован цикл из 5 семинаров и мастер-классов с участием социальных партнёров ОУ. Данные семинары и мастер-классы способствовали возникновению ещё одной содержательной составляющей воспитательной работы в лицее - этнокультурной. Важно отметить, что этнокультурная составляющая воспитательной системы предполагает не только изучение отечественной культуры, но и целенаправленное формирование культурного пространства. Кроме мастер-классов и семинаров, это блоки классных часов по национальным традициям и, самое главное, новые общешкольные мероприятия, мощно и ярко вписавшиеся в план традиционных мероприятий лицея. Мероприятия, в которых участвовало 100% учащихся лицея,- это Покровская ярмарка, Святочные вечерки, Рождественский бал, Дни славянской письменности и культуры, Масленица.

Мы заявляли в проекте, что духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и поведения. Ярче всего это проявляется в деятельности ребёнка, в его поступках и мотивации. Обсуждая своё участие в проекте, учащиеся предложили ещё одно направление деятельности лицея - благотворительность. До начала проекта благотворительная работа была фрагментарной, в ней участвовали творческие коллективы

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

лицея. Это чаще всего были концертные выступления для инвалидов и общественных организаций. С началом реализации проекта эта работа стала системной и целенаправленной. У лицея появились новые социальные партнёры, работающие в данном направлении: Свердловская региональная организация «Аистёнок», Территориальный центр помощи семье и детям Министерства социальной защиты Свердловской области и традиционный партнёр Автономная некоммерческая организация «Никифоров». В благотворительной работе приняли участие все классы Лицея. Учащиеся включились в акции, проводимые в рамках района, города и даже области. Лицей принимает участие в благотворительных мероприятиях, посвящённых Дню матери, Дню пожилого человека, Декаде инвалидов, проекте «Экология культуры», акции «Рождество в подарок». Кроме традиционных празднично-благотворительных выступлений и концертов лицей проводит сбор вещей для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оказание благотворительной помощи в такой форме потребовало включения в работу не только ребят, но и их родителей, обсуждения этой акции на классных и родительских собраниях. Даже Покровская ярмарка стала благотворительной, потому что деньги, вырученные в ходе ярмарок, были направлены в отделение для детей-отказников Детской городской больницы № 11 (покупка оборудования, медикаментов и необходимых вещей), покупка дорогостоящего лекарства для нашей выпускницы, болеющей лейкемией.

Направление гражданско-патриотического воспитания - традиционно для лицея. Логичным результатом этой деятельности явилась организация двух профилей - оборонно-спортивного и социально-экономического. Выше мы указали, через какие предметы учебного плана и дополнительного образования лицея реализуется воспитательная работа данного направления,- теперь пречислим формы внеурочной и внешкольной работы данного направления. Работа классов оборонно-спортивного профиля ведётся по договору с Курганским пограничным институтом ФСБ Российской Федерации. Обучающиеся в классе оборонно-спортивного профиля готовятся, по желанию, к поступлению в данное учреждение высшего профессионального образования. Среди внеурочных форм работы по договору: посвящение в «молодые пограничники», посещение Института, знакомство с оперативно-служебной деятельностью контрольно-пропускной службы «ЕКБ-аэропорт», знакомство с историей пограничной и таможенной служб России. К традиционным формам работы относятся месячник патриотического воспитания, военно-спортивная игра «Патриот», деятельность школьного музея и клуба «Фронтовые радисты», мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Занимаясь созданием воспитательной системы в общеобразовательном учреждении, мы понимаем,

что самый главный и самый сложный аспект работы - формирование ценностных ориентиров личности и среды, в которой эта личность формируется. Особенно нас интересуют два самых основных социальных института - семья и школа, в частности, наше образовательное учреждение. Краеведческая работа как форма гражданско-патриотического воспитания школьников - важное направление в работе лицея. Основная цель такой работы - воспитание патриотизма и преданности своей малой Родине. В результате этой работы решаются актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом: отсутствие преемственности в исторической памяти, исторического опыта и неспособность личности интегрироваться в социокультурную среду региона. История создания музея в лицее № 12 начинается с 1999 года. Музей является многократным победителем районных, городских и областных конкурсов. Образовательный потенциал школьного музея многообразен. Максимальное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности - задача нашего педагогического коллектива, с которой он успешно справляется. Весь комплекс внеурочных мероприятий, создание музейных экспозиций и организация деятельности патриотических и военно-патриотических объединений на базе школьного музея - всё это дополняет образовательную составляющую уроков истории, литературы и т.д. Всё это создаёт условия для формирования у обучающихся активной патриотической гражданской позиции, воспитания на высоких нравственных идеалах и примерах, в духе любви к своему Отечеству.

При реализации проекта важнейшим направлением деятельности является работа с родителями. Используются как традиционные формы работы: родительские собрания и конференции, психолого-педагогическое просвещение родителей через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, работа родительских комитетов классов и лицея, так и вновь образованные - конкурс «Моя семья», который стал традиционным и ожидаемым мероприятием, ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинги, встречи со специалистами. Вот далеко не полный перечень форм взаимодействия. Вопросы, которые поднимаются на встречах с родителями: «Формирование системы самообразования одарённого ребёнка», «Сохранение психологического здоровья одарённого ребёнка», «Влияние семейных отношений на интеллектуальную продуктивность детей», «Детская агрессивность», «Стили семейного воспитания», «Как уберечь ребёнка от насилия», «Как помочь ребёнку обрести уверенность в себе?» и др.

Главная цель в работе данного направления - найти общие ценности и идеалы, интересы в воспитании ребёнка, строить отношения Родитель - Образовательное учреждение на вовлече-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

27

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

но-созидательной основе, подчёркивая значимость, взаимосвязанность, взаимозависимость, взаимную заинтересованность двух субъектов образования, обеспечивая согласованность, единую направленность в педагогическом общении, воздействии. Опыт работы с родителями сложился на сегодняшний день в Программу родительского всеобуча, которая проходит доработку и согласование. В программе предусмотрено четыре направления деятельности: диагностическое, психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в управление образовательным учреждением. Взаимное уважение школы и семьи, констатация общих ценностей помещает ребёнка в непротиворечивое, гармоничное воспитательное пространство. Именно на этом принципе основывается работа Совета отцов. В положении «О совете отцов» так определено содержание работы - «... организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и профилактики наркомании, токсикомании и других зависимостей». В основном это профилактическая работа с ребятами, относящимися к категории риска. И работа, направленная на повышение статуса семьи и отца в семье. По форме это спортивные состязания, конкурсы, рейды в семьи, рассмотрение персональных дел учащихся и беседы с детьми и родителями. Ещё один из значимых элементов воспитательной системы уже функционирующих в лицее - это детские органы самоуправления. Структура, которая сложилась, выглядит следующим образом. На уровне образовательного учреждения в ученический совет школы избираются по одному учащемуся из каждого класса, начиная с 8 класса. Всего в ученический совет входит около 20 обучающихся. Для реализации деятельности в совете организуются комиссии (сектора), которые ведут работу по следующим направлениям: творческое, информационное, трудовое, учебное. Они являются основными организаторами общешкольных мероприятий лицея. Кроме этого на уровне класса существует актив класса, состоящий из старосты и комиссий, количество и содержание работы которых каждый класс определяет самостоятельно. В рамках решения задачи формирования культурного пространства не только в ОУ, но и в микрорайоне, лицей принимает участие в организации и проведении праздничных мероприятий для микрорайона. Это праздники Рождества, Нового года, Масленицы, которые идут с участием социального партнёра - АНО «Никифоров». Это массовые мероприятия, в которых участвуют жители микрорайона. Одновременно на таком мероприятии может присутствовать от 500 до 1000 человек. Также лицей позиционирует себя как открытое пространство для сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнёрами. Опросы обучающихся, педагогических работников и родителей лицея по итогам реализации проекта показали, что интерес к деятельности

лицея в рамках Проекта проявляют все обучающиеся, неформальный интерес испытывают 73% педагогов. Замечают данное направление работы в лицее 68% семей, 39% проявляют к ней неформальный интерес, откликаясь на акции, участвуя в общешкольных мероприятиях. Положительно оценивают новые школьные традиции (Покровская ярмарка, Святки, Масленица, Балы) все обучающиеся, педагоги и родители. В микрорайоне Заречный в сотрудничестве с социальным партнёром лицея АНО «Никифоров» проведены три больших «уличных» праздника, в которых приняли участие более 1200 жителей микрорайона. Можно надеяться, что таким образом в результате деятельности по проекту происходит формирование новых традиций праздничной культуры не только у детей, но и у их родителей, у жителей нашего микрорайона.

В ходе реализации проекта:

• создана комплексная Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в лицее № 12;

• издан «Сборник духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в современном ОУ» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и педагогов дополнительного образования;

• проведён городской семинар «Формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры»;

• педагоги лицея активно участвуют в педагогических чтениях, научно-практических конференциях разного уровня по теме проекта;

• разработаны и проведены мероприятия по проекту с участием родителей учащихся лицея, жителей микрорайона, социальных партнёров и эти мероприятия освещены в СМИ и в школьной прессе;

• расширился круг социальных партнёров образовательного учреждения;

• привлечены к реализации проекта и стали полноправными участниками все участники воспитательного процесса: учащиеся, педагоги, родительская общественность, жители микрорайона и социальные партнёры; особенно массовыми получились следующие мероприятия: Покровская Ярмарка (~1500 чел.), Рождественский бал (~400 чел.), Масленица (~1400 чел.);

• обновлена с учётом поставленной цели и включена в план мероприятий система деятельности школьного музея, содействующая становлению активной патриотической гражданской позиции подрастающих поколений, воспитанию на высоких нравственных идеалах и примерах, в духе любви к России;

• обеспечено возрождение исторических праздников в современном контексте: сформированы новые традиции лицея, основанные на отечественных культурных ценностях;

• сформирована комплексная система гражданско-патриотического воспитания через создание оборонно-спортивных классов совместно с Региональным по-

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

граничным управлением по Уральскому федеральному округу ФСБ России.

Важным результатом является апробация форм и методов взаимодействия с социальными партнёрами по совместной реализации социально значимого проекта. Все эти результаты постепенно складываются в итоговый - формирование единого воспитательного пространства, воспитывающей культурной среды в ОУ и в окружающем социокультурном пространстве.

Несомненными результатами реализации проекта можно считать:

1. Возникновение новой содержательной (этнокультурной) линии в воспитательной системе лицея.

2. Возникновение линии гражданско-патриотического воспитания через профильное обучение в старшей школе Лицея.

3. Возникновение новых общешкольных мероприятий: Покровская ярмарка, Рождественский праздник для микрорайона, Новогодний бал, Масленица (как внутришкольный праздник и праздник для микрорайона).

4. Возникновение новых направлений воспитательной системы: благотворительная работа, разработка программы родительского всеобуча, Лицей как социокультурный центр микрорайона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возникновение и стабильная работа новых органов самоуправления лицея: Ученический совет, Совет отцов.

6. Ориентация работы методических объединений классных руководителей, учителей истории и МХК на методическое сопровождение проекта.

Благодаря данному проекту в лицее сложилась новая воспитательная система. А дальнейшая работа - это расширение круга участников мероприятий, последовательная реализация всех разработанных и ставших традиционными мероприятий и праздников. Лицей № 12 готов делиться накопленным опытом со всеми заинтересованными в данной проблеме образовательными учреждениями.

Литература

1. Валамина О. В., Давыдова Н. Н. реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- № 6.

2. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1, с.88-94.

3. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-

2010. - № 1, с.3-6.

4. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ.- 2011.- № 5, с.39-44.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5, с.56-63.

6. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3, с.51-55.

7. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко М. В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 10, с.108-118.

8. Концепция программы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области, утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 09.07.2006.

9. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях позитивной направленности // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2011.- № 4. с.119-134.

10. Парамонова А. Е. Организация работы с родителями по нравственному воспитанию младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры»// Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2011.- № 2, с.114.

11. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.-

2011. - № 2.

12. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11, с.3-12.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№5, 2012

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.