Таблица 1
Срок выполнения Задачи Содержание деятельности
октябрь 2009г. -декабрь 2009г. 1. Изучить современные подходы к духовно-нравственному воспитанию. 2. Выяснить мнение педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной культурой 1. Осмысление педагогами современных подходов к духовно-нравствен-ному воспитанию детей дошкольного возраста через проведение ряда консультаций, посвящённых обзору документов, раскрывающих данную тему Выход на парциальную программу О. Л. Князевой и М. Д. Маханё-вой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 2. Обработка данных проведённого опроса педагогов и родителей.
январь 2010 г. -август 2011г. 1.Разработать проект экспериментальной деятельности. 1. Создание творческих групп, работающих над темами, входящими в содержание программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: - «Русская народная игра»; - «Быт русского народа»; - «Русские народные праздники»; - «Устное народное творчество»; - «Народные промыслы»; - «Народное песенное творчество»; - «Русские воины-богатыри». 2. Разработка педагогических проектов. 3. Организация методической работы по теме исследования: проведение консультаций, круглых столов, интеллектуальных викторин, деловых игр, семинаров, охватывающих все направления деятельности в рамках темы исследования. Презентация педагогических проектов. 4. Расширение содержания рабочих программ воспитателей и специалистов дошкольного учреждения за счёт реализации задач программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 5. Создание банка диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня развития представлений детей о национальных ценностях. 6. Подготовка необходимых наглядных, дидактических пособий и методических материалов для проведения занятий с детьми. 7. Изменение содержания предметно-развивающей среды групп и функциональных помещений. 8. Расширение связей с социальными партнёрами: музей изобразительных искусств, МОУ СОШ № 95, филиал № 6 Центральной городской детской библиотеки. Разработка программы взаимодействия.
сентябрь 2011г. -май 2015г. 1. Осуществить внедрение проекта. 1. Апробирование программы инновационной деятельности. Адаптация программы к условиям дошкольного учреждения. 2. Внесение необходимых корректировок в содержание воспитатель-но-образовательного процесса. 3. Обеспечение интеграционного взаимодействия между воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. 4. Совершенствование предметно-развивающей среды. 5. Про ведение открытых педагогических мероприятий. 6. Взаимодействие с семьями и социальными партнёрами. 7. Анализ педагогической деятельности. 8. Проведение социологического опроса всех участников инновационной деятельности. Анализ полученных результатов. 9. Организация и проведение промежуточной диагностики. 10. Презентация педагогами полученных результатов по внедрению проектов в рамках темы исследования.
май 2015г. -май 2016г. 1. Проанализировать полученные результаты. 2. Представить полученные результаты педагогической общественности. 1. Проведение итоговой диагностики. 2. Составление отчётов о проделанной работе. 3.Использование разнообразных форм тиражирования инновационного опыта.
Планируемый результат изменений:
1. Создание системы работы, предусматривающей интеграцию во все образовательные области в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
3. Развитие представлений у детей о национальных ценностях, формирование у ребёнка способности и готовности управлять своим поведением, планировать
свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Описание нашего замысла, содержание деятельности и сроки представим в виде таблицы (табл.1).
Литература
Юсов В. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование материалы между нар. нау.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под. ред. Л.П.Казанцева; Сост. П.С.Волкова.-Астрахань, 1997. - с. 214-220.
В работе описаны этапы реализации проекта духовно—нравственного воспитания и образования подрастающего поколения гимназии «Возрождение», представляющего собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Стратегической целью проекта является преобразование гимназии в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Столярова Елена Викторовна
директор МОУ гимназия №176 г. Екатеринбург
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Возможно ли преобразование учреждения повышенного статуса в социальный институт, направленный на воспитание подлинного гражданина России?
Ключевые слова духов но-нравственное воспитание, гимназия как социальный институт, гражданин России.
У истоков школы - инициативное общественное движение «Молодежный жилищный комплекс» (МЖК). В 1988 году общее собрание МЖК объявило Всесоюзный конкурс педагогов, желающих работать в учебно-воспита-тельном центре МЖК. В конкурсе участвовали 20 педа-гогов-новаторов со всего Советского Союза. 4 педагога, прошедшие этот конкурс, работают в школе до сих пор. 20 марта 2002 года средняя общеобразовательная школа № 176 стала гимназией высшей категории. Девиз гимназии: «Единство всех и уникальность каждого». В гимназии с 2005 года ведется работа по духовно-нравственному воспитанию и образование. С 2009 года разработан и реализуется проект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения «Возрождение», представляющий собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической целью является преобразование гимназии в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества,
Цель проекта: создать условия для признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Задачи проекта:
• развивать все звенья и направления образования на принципе патриотических и нравственных ценностей отечественной цивилизации;
• развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурсы личности всех участников педагогического процесса: ребенок, родители, педагоги, и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление в гимназии и социуме;
• выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления.
Основные направления деятельности:
ОБРАЗОВАНИЕ: для начальной школы проведение занятий и внеклассных мероприятий по программе «Урал.
Человек. Истоки» (Программа допущена МО и ПО Свердловской области, решение областного экспертного совета №360 от 26.10.06), ведение уроков «Основы религиозных культур и светской этики», проекты духовно-нравственного содержания и наполнения. Для среднего звена проведение занятий и внеклассных мероприятий по программам «Урал. Человек. Истоки», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Духовная культура Урала». Обучение педагогов проведено в 2009-2010 учебном году. Получены учебно-методические комплекты в учебном отделе епархии и ИМЦ района. Для старшего звена введены занятия по курсу «Культура семьи» или «Духовные основы семейных ценностей». Для подготовки к этому в осенние каникулы 2009-10 учебного года были организованы встречи с родителями старшеклассников и педагогами. В марте-мае 2010 года проведен цикл бесед со старшеклассниками автором курса (мон. Нина (Крыгина). Данные беседы будут транслироваться на центральном телевидении и ТВ «Союз». Также в 10-11 кл проводится интеграция элементов духовно-нравственного воспитания и образования в действующие межпредметные учебные проекты «Великая отечественная война» и «Серебряный век». В гимназии на протяжении многих лет ведется внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви в деле духовно-нравственного оздоровления участников образовательного сообщества гимназии (проекты «Милосердие, «Память сердца» и другие).
ВОСПИТАНИЕ Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое (проект «Память сердца» - создание альбома с воспоминаниями о войне членов семьи, встречи с ветеранами труда и войны, патриотическое воспитание на примере святых воен-ноначальников, через создание патриотических постановок театра «Антреприза», проведение мероприятий по плану воспитательной работы гимназии и участие в патриотических проектах района и города);
- духовно-нравственное (проект «Милосердие» по оказанию помощи детям из детских домов, адресной помощи нуждающимся детям в гимназии и жителям деревень, помощь заключенным и воинской части, участие в городских акциях помощи детям, оставленным без попечения родителей);
- художественно-эстетическое (воспитательная работа в процессе создания театральных постановок, музыкальных композиций театра «Антреприза», объединение и взаимообогащения творческого коллектива учащихся, педагогов и родителей, воспитание на примерах традиционной народной культуры в фольклорном коллективе гимназии - лауреате районных, городских и областных конкурсах, изменение отношения к культуре, традициям и ценностям наших предков);
- работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни (проект классного руководителя, участие в мероприятиях, проводимых в районе, городе и Екатеринбургской епархии);
- работа с проблемными детьми (взимодейсгвие всех участников воспитательного процесса: родителей, классного руководителя, администрации гимназии, консультации социального педагога, взаимодействие с органами надзора, православным психологом, организация профилактических выездов на базу реабилитационного центра епархии);
- музейная работа по созданию экспозиций «Молодежного жилого комплекса», на территории которого находится гимназия и поиск экспонатов для создания музея развития
образования России, целью которого будет возрождение ценностных компонентов образования и воспитания на примере лучших представителей российской педагогики.
ПРОСВЕЩЕНИЕ: православное просвещение педагогов - постоянное обновление стенда Православного педагога (информация о праздниках, постах, паломнических поездках, конференциях, душеполезное чтение, в том числе православная педагогика); проведение встреч с Владыкой, цикл бесед с монахиней Ниной (Крыгиной) (либо прослушивание в записи радио и видеобесед о семейном воспитании); организация паломнических поездок по святым местам Урала, ближнего и дальнего зарубежья; организация участия педагогов с тезисами в православных конференциях, проводимых Екатеринбургской епархией и Патриархией (Рождественские, Екатерининские, Симеоновские, Ильинские чтения, съезд законоучителей, конференции «Школа и будущее России», «Семья и будущее России», Трезвение, Царские дни и др.); создание клуба православных родителей; организация интерактивного православного просвещения (сбор вопросов от педагогов, ответы на вопросы через сайт или газету).
В статье представлены нормативно-правовые и методологические основания, целевые ориентиры и планируемые результаты научно-образовательного проекта «Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов».
Соловьева Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук доцент начальник отдела ГБОУДПО СО «Институт развития образования» г. Екатеринбург
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Можно ли создать необходимые и достаточные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ОУ разных типов и видов?
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, доступность получения образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Доступность образования в контексте научнообразовательного проекта предполагает создание комплекса условий для получения образования различными категориями обучающихся, а именно, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на основе учета в образовательном процессе особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся и их включения в среду общеобразовательного учреждения.
В Свердловской области достаточно развита система специального (коррекционного) образования, но существуют проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей, в частности детей с ограниченными возможностями здоровья, и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи,
Проблематика научно-образовательного проекта состоит в следующем:
- отсутствие четких правовых норм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения;
- незначительное количество общеобразовательных учреждений, имеющих право ведения образова-
тельной деятельности по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам;
- недостаточность в общеобразовательных учреждениях условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: подготовленных специалистов, специализированного оборудования, психологической готовности педагогических работников и обучающихся к принятию данной категории детей;
- отсутствие в общеобразовательных учреждениях достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не реализуется в достаточной мере коррекционная работа по преодолению у обучающихся психофизических нарушений средствами учебных дисциплин.
Основная идея проекта состоит в создании комплекса организационно-содержательных условий, обеспечивающих доступность образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Срок реализации научно-образовательного проекта:2010 - 2015 гг.
Нормативные правовые основания проекта: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (приказ № 271 от 4.02.2010 г.), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и другие документы.
Методологическую базу проекта составляют системный, комплексный, деятельностный, аксиологический, гетерологический и синергетический подходы.
Целью инновационной деятельности в рамках проекта является разработка методической базы для руководящих и педагогических работников Свердловской области в сфере обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях,
• отвечающей требованиям нормативных правовых документов в сфере образования;
• основанной на анализе и апробации российского и зарубежного опыта интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и де-тей-инвалидов;
• способствующей реализации принципа адаптивности образования в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
• позволяющей качественно организовать образовательный процесс с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами при различных формах получения образования в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Задачи научно-образовательного проекта:
1) провести анализ исследований и педагогического опыта в сфере обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в учреждениях общего образования Свердловской области;
2) осуществить изучение и анализ проблемного поля, связанного с обеспечением кадровых, программно-мето-дических, материально-технических и иных условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
3) разработать методические рекомендации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по организационно-содержательным аспектам интернальной и экстернальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, внедрения компьютерно опосредованных форм обучения детей-инвалидов, в том числе технологии дистанционного обучения; психолого-педагоги-ческого сопровождения профессионального обучения данной категории лиц в учреждениях начального профессионального образования и многим другим вопросам;
4) тиражировать опыт работы образовательных учреждений Свердловской области, имеющих статус базовой площадки, в практику образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в направлении обеспечения условий доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
Основные направления инновационной деятельности, Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами возможно путем научно-методического сопровождения процессов:
- открытия и деятельности классов и групп для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования (МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад», г. Новоуральск; МДОУ компенсирующего вида № 266, г. Екатеринбург; ГБОУ СО «Центр психолого-педагогиче-ской реабилитации и коррекции «Ладо», г. Полевской);
- организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в различных формах в общеобразовательных учреждениях (МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2», г. Сухой Лог и др.);
- расширения возможностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому, за счет включения обучающихся в совместную внеурочную деятельность (ГБОУ СО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 73», г Екатеринбург и др.);
- обеспечения доступности получения образования детьми со сложной структурой нарушения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях (ГБОУ СО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 73», г. Екатеринбург и др.);
- внедрения компьютерно опосредованных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Свердловской области, в том числе технологий дистанционного обучения (ГБОУ СО «Центр психолого-педагогического и медико-соци-ального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург и др.).
Планируемые результаты реализации проекта:
1. Модели развития организационно-содержательных условий в образовательных учреждениях различных типов и видов, обеспечивающих доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
2. Научно-методические материалы, рекомендации для руководящих и педагогических работников по вопросам обеспечения условий доступности получения образования детьми и подростками с ограниченными