Научная статья на тему 'Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях'

Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

В статье представлены нормативно-правовые и методологические основания, целевые ориентиры и планируемые результаты научно-образовательного проекта «Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях»

- художественно-эстетическое (воспитательная работа в процессе создания театральных постановок, музыкальных композиций театра «Антреприза», объединение и взаимообогащения творческого коллектива учащихся, педагогов и родителей, воспитание на примерах традиционной народной культуры в фольклорном коллективе гимназии - лауреате районных, городских и областных конкурсах, изменение отношения к культуре, традициям и ценностям наших предков);

- работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни (проект классного руководителя, участие в мероприятиях, проводимых в районе, городе и Екатеринбургской епархии);

- работа с проблемными детьми (взимодействие всех участников воспитательного процесса: родителей, классного руководителя, администрации гимназии, консультации социального педагога, взаимодействие с органами надзора, православным психологом, организация профилактических выездов на базу реабилитационного центра епархии);

- музейная работа по созданию экспозиций «Молодежного жилого комплекса», на территории которого находится гимназия и поиск экспонатов для создания музея развития

образования России, целью которого будет возрождение ценностных компонентов образования и воспитания на примере лучших представителей российской педагогики.

ПРОСВЕЩЕНИЕ: православное просвещение педагогов - постоянное обновление стенда Православного педагога (информация о праздниках, постах, паломнических поездках, конференциях, душеполезное чтение, в том числе православная педагогика); проведение встреч с Владыкой, цикл бесед с монахиней Ниной (Крыгиной) (либо прослушивание в записи радио и видеобесед о семейном воспитании); организация паломнических поездок по святым местам Урала, ближнего и дальнего зарубежья; организация участия педагогов с тезисами в православных конференциях, проводимых Екатеринбургской епархией и Патриархией (Рождественские, Екатерининские, Симеоновские, Ильинские чтения, съезд законоучителей, конференции «Школа и будущее России», «Семья и будущее России», Трезвение, Царские дни и др.); создание клуба православных родителей; организация интерактивного православного просвещения (сбор вопросов от педагогов, ответы на вопросы через сайт или газету).

В статье представлены нормативно-правовые и методологические основания, целевые ориентиры и планируемые результаты научно-образовательного проекта «Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов».

Соловьева Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук доцент начальник отдела ГБОУДПО СО «Институт развития образования» г. Екатеринбург

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Можно ли создать необходимые и достаточные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ОУ разных типов и видов?

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, доступность получения образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Доступность образования в контексте научнообразовательного проекта предполагает создание комплекса условий для получения образования различными категориями обучающихся, а именно, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на основе учета в образовательном процессе особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся и их включения в среду общеобразовательного учреждения.

В Свердловской области достаточно развита система специального (коррекционного) образования, но существуют проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей, в частности детей с ограниченными возможностями здоровья, и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи,

Проблематика научно-образовательного проекта состоит в следующем:

- отсутствие четких правовых норм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения;

- незначительное количество общеобразовательных учреждений, имеющих право ведения образова-

тельной деятельности по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам;

- недостаточность в общеобразовательных учреждениях условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: подготовленных специалистов, специализированного оборудования, психологической готовности педагогических работников и обучающихся к принятию данной категории детей;

- отсутствие в общеобразовательных учреждениях достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не реализуется в достаточной мере коррекционная работа по преодолению у обучающихся психофизических нарушений средствами учебных дисциплин.

Основная идея проекта состоит в создании комплекса организационно-содержательных условий, обеспечивающих доступность образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Срок реализации научно-образовательного проекта:2010 - 2015 гг.

Нормативные правовые основания проекта: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (приказ № 271 от 4.02.2010 г.), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и другие документы.

Методологическую базу проекта составляют системный, комплексный, деятельностный, аксиологический, гетерологический и синергетический подходы.

Целью инновационной деятельности в рамках проекта является разработка методической базы для руководящих и педагогических работников Свердловской области в сфере обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях,

• отвечающей требованиям нормативных правовых документов в сфере образования;

• основанной на анализе и апробации российского и зарубежного опыта интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и де-тей-инвалидов;

• способствующей реализации принципа адаптивности образования в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

• позволяющей качественно организовать образовательный процесс с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами при различных формах получения образования в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Задачи научно-образовательного проекта:

1) провести анализ исследований и педагогического опыта в сфере обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в учреждениях общего образования Свердловской области;

2) осуществить изучение и анализ проблемного поля, связанного с обеспечением кадровых, программно-мето-дических, материально-технических и иных условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

3) разработать методические рекомендации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по организационно-содержательным аспектам интернальной и экстернальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, внедрения компьютерно опосредованных форм обучения детей-инвалидов, в том числе технологии дистанционного обучения; психолого-педагоги-ческого сопровождения профессионального обучения данной категории лиц в учреждениях начального профессионального образования и многим другим вопросам;

4) тиражировать опыт работы образовательных учреждений Свердловской области, имеющих статус базовой площадки, в практику образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в направлении обеспечения условий доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Основные направления инновационной деятельности, Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами возможно путем научно-методического сопровождения процессов:

- открытия и деятельности классов и групп для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования (МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад», г. Новоуральск; МДОУ компенсирующего вида № 266, г. Екатеринбург; ГБОУ СО «Центр психолого-педагогиче-ской реабилитации и коррекции «Ладо», г. Полевской);

- организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в различных формах в общеобразовательных учреждениях (МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2», г. Сухой Лог и др.);

- расширения возможностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому, за счет включения обучающихся в совместную внеурочную деятельность (ГБОУ СО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 73», г Екатеринбург и др.);

- обеспечения доступности получения образования детьми со сложной структурой нарушения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях (ГБОУ СО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 73», г. Екатеринбург и др.);

- внедрения компьютерно опосредованных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Свердловской области, в том числе технологий дистанционного обучения (ГБОУ СО «Центр психолого-педагогического и медико-соци-ального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург и др.).

Планируемые результаты реализации проекта:

1. Модели развития организационно-содержательных условий в образовательных учреждениях различных типов и видов, обеспечивающих доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.

2. Научно-методические материалы, рекомендации для руководящих и педагогических работников по вопросам обеспечения условий доступности получения образования детьми и подростками с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, используемые в практике общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений Свердловской области.

3. Результаты реализации проекта, используемые в практике повышения квалификации руководящих и педагогических работников Свердловской области, работающих в направлении обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Наличие в образовательных учреждениях различных типов и видов гарантированных и равных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а именно, вариативной социально-образовательной среды, способствующей удовлетворению особых потребностей обучающихся и соответствующей возможностям каждого ребенка.

Главным практическим результатом проекта будет описание опыта и тиражирование практики обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в форме методических рекомендаций для педагогических и руководящих работников Свердловской области.

В настоящее время реализация научно-образова-тельного проекта находится на начальном этапе. Промежуточные итоги инновационной деятельности базовых площадок будут подводиться ежегодно. В июне 2015 года планируется проведение публичного отчета-презентации по итогам реализации научно-образовательного проекта.

Литература

1. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.-№2.

2. Валова H.H. Уроки математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (3 класс) // Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - №3.

3. Варламова Л.А. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008. - №3.

4. Давыдова H.H., Пермякова И.Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №1.

5. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[с изменениями и дополнениями] -Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2006.- 52 с.

6. Кокорина Т.Е. Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции /Т.Е. Кокорина, H.H. Сергиенко, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 1 (37). - С. 42-60.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 . Пр-271

8. Фирсова Е.Ю. К проблеме социально-педагогического сопровождения семьи умственно отсталых подростков / Е.Ю. Фирсова // Специальная психология. 2010. - № 2. -С. 5-12.

В работе представлен практический опыт реализации основных направлений модернизации образования в соответствии с изменениями нормативной базы, определены потенциальные возможности развития инновационной среды образовательного учреждения.

Гальковская Ирина Владимировна

зам. директора МОУ СОШ № 93 г. Екатеринбург

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КО ВСЕМ ФОРМАМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возможно ли создание в школе инновационной образовательной среды, способствующей формированию российской идентичности молодых россиян как важнейшего условия укрепления российской государственности?

Ключевые слова: Инновационная образовательная среда, модель гражданского образования, опыт гражданского поведения и конструктивного социального действия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 93 города Екатеринбурга.

Тема инновационной деятельности: создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей учащихся к продуктив-

ной деятельности и конструктивному жизненному самоопределению. Директор: Усова Ольга Николаевна.

Источник изменений проект возник как обобщение и развитие действующей в школе модели гражданского образования и воспитания, направ-

ленной на создание опыта гражданского поведения и конструктивного социального действия. Реализация модели в течение 2005-2006 учебного года выявила следующие противоречия и тенденции развития:

• Изменения содержания образования и педагогических технологий носили локальный характер и в полной мере реализовались в обществоведческих дисциплинах. Возникла необходимость распространения новаций как путем межпредметной интеграции, так и коренным преобразованием всей воспитательной работы в школе.

• Обновилась материально-техническая база школы. Значительно расширились возможности для продуктивного самовыражения учащихся. Назрела необходимость в организации систематической проектной деятельности обучающихся, начиная с начальной школы.

• Полноценная реализация воспитательного потенциала школы в современных условиях неизбежно требует расширения всех форм со - и самоуправления в образовательном сообществе, социальных контактов школы, активизации родительской общественности.

• В последние годы (с 2008 года) меняется нормативная база образования, что требует изменений системы методической работы, стимулирования педагогического поиска и эксперимента.

Таким образом, необходимость расширения поля инновационной деятельности связана как с внутренней необходимостью преобразования образовательного пространства школы, включения в формирование инновационной среды всех участников образовательного процесса, учета многообразия форм творческого и гражданского самовыражения учащихся, так и с требованиями внешней среды, социальным заказом [1,2,3,4].

Цель инновационной деятельности - формирование образовательной среды, способствующей развитию у школьников навыков различных форм продуктивного самовыражения и конструктивного социального действия.

Задачи

1. Реализация содержательной линии «Социально-экономическая и правовая культура» через вариативную часть учебного плана, надпред-метную реализацию, совершенствование содержания образования.

2. Совершенствование педагогических технологий преподавания, контроля и оценивания учащихся; формирование у учащихся способности к самооценке; внедрение системы мониторинга, основанного на принципах компетентностного подхода.

3. Организация системы внеурочных занятий, расширяющих социальный опыт школьников,

4. Организация проектной работы учащихся на всех ступенях обучения, создание банка ученических проектов.

5. Активизация всех форм школьного со- и самоуправления для поддержки правовой среды в школе.

6. Создание системы взаимодействия всех субъектов образования в целях реализации модели школы как гражданского общества.

Основные направления деятельности

^ Изменение качества образовательной среды в соответствии с современными тенденциями в образовании, создание атмосферы педагогического поиска и эксперимента в интересах личностного становления обучающихся.

^ Создание условий для творческого и гражданского самовыражения обучающихся, поддержка и сопровождение талантливых детей на всех ступенях обучения.

^ Развитие школьной среды как одного из ресурсов здоровьесбережения обучающихся, фактора формирования долговременной установки на здоровый образ жизни.

^ Реализация модели школы как центра объединения всех субъектов образования, заинтересованных в успешной социализации обучающихся, их конструктивной адаптации к социальной среде.

Планируемый результат изменений: реализация проекта позволит сделать школу одним из важнейших инструментов формирования российской идентичности молодых россиян как важнейшего условия укрепления российской государственности.

Главной особенностью предложенного проекта является то, что он состоит из трех подпроектов, взаимно усиливающих и дополняющих друг друга.

• Подпроект «Развитие ключевых компетенций школьников через систему гражданского образования и воспитания» предполагает ведение инновационных правовых практикоориентированных курсов: «Права человека» в 5-7 классах, «Живое право» в 8-9 классах, «Основы правоведения» и «Социальная практика» в старших классах. В начальной школе курс «Права человека» реализуется надпредметно. Технологический аспект подпроекта предполагает особое внимание к активным и интерактивным методам обучения, направленным на развитие универсальных учебных действий обучающихся, усиление интегративной составляющей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.