Научная статья на тему 'Православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания личности'

Православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / духовно-нравственное воспитание / духовно-нравственное развитие / педагогическое сопровождение / православная гимназия / традиционные ценности / spirituality / spiritual and moral education / spiritual and moral development / educational support / Orthodox gymnasium / traditional values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — A. A. Стерхов

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в православной общеобразовательной организации. Представлены инструменты, с помощью которых реализуется модель духовно-нравственного воспитания личности с учётом специфики православной гимназии, а также перспективный конечный продукт образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX GYMNASIUM AS A CENTER OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF A PERSONALITY

The article discusses the features of spiritual and moral education and development of students of an Orthodox educational institution. It presents the tools the model of spiritual and moral education of a personality realized with, taking into account the specifics of Orthodox gymnasium as well as forward-looking end product of the educational process.

Текст научной работы на тему «Православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания личности»

YAK 271.2:37 ББК 86.372-674.73

A.A. СТЕРХОВ

A.A. STERKHOV

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ КАК 0ЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ORTHODOX GYMNASIUM AS A CENTER OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF A PERSONALITY

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в православной общеобразовательной организации. Представлены инструменты, с помощью которых реализуется модель духовно-нравственного воспитания личности с учётом специфики православной гимназии, а также перспективный конечный продукт образовательного процесса.

The article discusses the features of spiritual and moral education and development of students of an Orthodox educational institution. It presents the tools the model of spiritual and moral education of a personality realized with, taking into account the specifics of Orthodox gymnasium as well as forward-looking end product of the educational process.

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, педагогическое сопровождение, православная гимназия, традиционные ценности.

Key words: spirituality, spiritual and moral education, spiritual and moral development, educational support, Orthodox gymnasium, traditional values.

На современном этапе развития российского образования начинает проявляться процесс неуклонного сближения науки и религии, знаниевой и духовной сторон воспитания обучающихся. Компетентностный подход, внедряемый в систему образования в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, не может ограничиваться формированием только интеллектуальной стороны личности ребёнка. Его задача -воспитание целостной, всесторонне развитой личности, в которой роль фундамента играет духовность и нравственность. Сложный и многогранный процесс духовно-нравственного воспитания возлагается в настоящее время, прежде всего, на систему общего образования. Так, А.Я. Данилюк указывает, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребёнка [1, с. 6]. Но отсюда возникает проблема: обычной муниципальной школе достаточно трудно добиться однородного, однонаправленного развития духовности, по сравнению с православной гимназией, построенной на единстве духа, в силу различия нравственных, ценностных ориентиров обучающихся.

Один из крупнейших исследователей духовно-нравственного воспитания в современной России, И.В. Метлик говорит о праве детей изучать традиционную духовную культуру своей семьи, народа при получении общего образования [2, с. 16]. И данное право невозможно подвергнуть сомнению. А поскольку тысячелетней традиционной культурой для нашей страны является православная культура, воспринимаемая подавляющим большинством населения России как своя, жизненно необходимым элементом системы общего образования становится православная гимназия. По нашему мнению, само понятие «образование» гораздо шире понятия «обучение», поскольку этимологически восходит к слову «образовать», то есть сформировать полноценную личность развитого в духовно-нравственном плане человека во всех его аспектах: юного гражданина, патриота, защитника природы, эстета с тонким художественным вкусом, берегущего своё здоровье и здоровье окру-

жающих, физически развитого, умеющего трудиться на благо своей семьи и Родины в целом.

Особенно острой проблема сохранения и трансляции последующим поколениям традиционных духовно-нравственных ценностей становится в настоящее время, когда политическая и культурная конфронтация с западным миром достигает своего апогея. Очевидной становится опасность, которая грозит сейчас молодому поколению: неокрепшие умы непрерывно подвергаются деструктивным культурным атакам западной массовой культуры, ментальная экспансия, направленная на подрыв традиционных российских ценностей. Данный факт отмечает выдающийся учёный Н.Д. Никандров, указывающий, что искажение российской истории, традиций нашего народа, его этнических и культурных особенностей стало сейчас достаточно распространённым и умело используемым инструментом [3, с. 14]. Православная гимназия в силу своей специфики как раз сохраняет наши традиционные ценности, укрепляет дух народа, не позволяет заретушировать ярчайшие достижения нашей истории, культуры и науки, не допускает ревизионизма в оценке достижений российской нации, таких, например, как победа в Великой Отечественной войне.

Православная гимназия тесно связана с местными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, деятельность которых построена на принципе служения. Между понятиями «служение» и «исполнение функциональных обязанностей» есть принципиальная разница, поскольку второе понятие является экономической категорией, а первое происходит от состояния души. Н.Д. Никандров справедливо отмечает, что служение своему земному Отечеству всегда считалось важнейшей добродетелью Русской Православной Церкви [4, с. 15], и эта важнейшая добродетель изначально прививается воспитанникам православной общеобразовательной организации. Православное образование по определению патриотично, поскольку неразрывно связано с российским менталитетом.

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, на базе которой проводятся наши исследования и эксперименты по формированию модели педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, стала площадкой для проводимого нами уникального эксперимента по организации на базе православно-ориентированного учреждения научно-религиозной общеобразовательной организации, где возможно гармоничное взаимопроникающее развитие науки и религии как понятий ни в коей мере не взаимоисключающих, а напротив, идеально дополняющих друг друга. О прогрессивном развитии взглядов на будущее православного образования параллельно с развитием молодой современной российской государственности говорит сопоставление отзывов о миссии православной гимназии в образовательном пространстве двух Патриархов Московских и всея Руси. Если Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на период правления которого пришлись трудные годы восстановления порушенной за предыдущие 70 лет традиционной духовности и нравственности, говорил, что «в Православных школах и гимназиях мы готовим образованных православных граждан-патриотов нашего Отечества, людей, которые будут руководствоваться в своей жизни евангельскими нравственными основами, заложенными в их души начальствующими священнослужителями и преподавателями. Дай Бог, чтобы таких школ в нашем Отечестве было больше!» [8], то задачи, поставленные перед православным общим образованием Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, свидетельствуют о том, что православная гимназия должна стремиться к сотрудничеству со светской наукой и государством: «Православная гимназия должна быть современной гимназией, где православное воспитание органично сочеталось бы с высоким уровнем образования. В системе современного православного школьного образования должны быть соединены традиционная православная церковность и современное светское образование, без которого человек не может участвовать в жизни страны и строить свою карьеру...» [9].

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца по праву считается центром духовно-нравственного воспитания учащихся в городе Сургуте. Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности является общей методической темой, над которой последние несколько лет работает гимназия, выполняя требования таких важнейших федеральных нормативных актов, как Федеральный закон «Об образовании» № 273-Ф3, ФГОС НОО и ФГОС ООО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности А. Данилюка, А. Кондакова и В. Тишкова и, разумеется, Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.).

Формированию духовно-нравственной культуры личности посвящены все аспекты деятельности гимназии: распорядок жизни в ней, учебный процесс и внеурочная деятельность, образовательная среда, особенности содержания библиотечного фонда, научно-исследовательская работа педагогического коллектива, труд духовника как одного из ключевых сотрудников воспитательной службы. Разрабатывая и реализуя модель педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания и развития учащихся православной гимназии, мы опирались на научные взгляды Л.И. Пономаревой, определяющей педагогическое сопровождение как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении [5, с. 174]. Общность мировоззрения, духовных идеалов сближает учителя и учащегося, чего из-за разнородности интересов и разрыва поколений в обычной школе добиться очень трудно. Под разрывом поколений мы имеем в виду преимущественное количество среди педагогов общеобразовательных школ сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, воспитанных на советских идеалах, непонятных современным детям и подросткам. В православной гимназии, независимо от возраста педагогов, они являются носителями тех же духовных идеалов, что и их подопечные. Н.П. Шитякова, исследуя первые итоги преподавания «Основ религиозных культур и светской этики», отмечает на одном первых мест в рейтинге рисков [преподавания ОРКСЭ] риск принудительного навязывания религиозной веры» [6, с. 111]. Действительно, изучение «Основ религиозных культур» и пребывание в религиозной культурной среде как естественное состояние жизни ребенка - вещи разные абсолютно, и обучение в православной гимназии погружает ребёнка в естественную для российского менталитета духовно-нравственную среду.

Перечислим ряд базовых элементов, при помощи которых реализуется модель педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания и развития личности в специфических условиях православной гимназии.

Во-первых, это правила поведения в гимназии, которые включают себя такие аспекты, как достойное поведение, самодисциплина, воздержание от дурных поступков, слов и мыслей, от употребления ненормативной лексики, сленговых слов, алкогольных и энергетических напитков, курения, просмотра фильмов и изображений безнравственного содержания, от компьютерных игр, культивирующих насилие и жестокость.

Во-вторых, особенностью учебного процесса является сочетание государственного и православного стандартов в образовании ребёнка, что предполагает вхождение в учебный план, кроме основных предметов, ряда ве-роучительных дисциплин, способствующих духовно-нравственному развитию обучающихся. Сюда относятся такие предметы, как «Основы Православной веры», «Церковнославянский язык», «Латинский язык», «Греческий язык», влияющие не только на обогащение духовности, но и лингвокультурного поля личности.

В-третьих, внеурочная деятельность состоит сложного комплекса из интеллектуально-творческих и воспитательных мероприятий, объединенных общей идеей: духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с опо-

рой на традиционную для нашей страны православную культуру. В рамках формирования художественно-эстетического компонента учащиеся принимают активное участие в таких мероприятиях, как окружные конкурсы детских хореографических школ «АРАБЕСК» и «Жизнь - священный дар», фестиваль детского и юношеского творчества «Калейдоскоп», фестиваль «Духовная песнь Православной Сибири», городские фестивали «Рождество Христово в Сургуте» и «Пасха Красная». В рамках развития гражданственно-патриотического компонента предусмотрены смотр-конкурс военно-патриотических песен; встречи с ветеранами Афганистана; мероприятия, посвященные Дню Победы, включая торжественный парад гимназистов к Мемориалу славы и коллективную молитву о павших в Великой войне; встречи с выпускниками, отслужившими в Вооруженных Силах Российской Федерации; участие в акции «Сладкое письмо солдату». В рамках формирования эколого-валеологического компонента гимназисты участвуют в акциях «Час Земли», «Спаси дерево», «Лесная кладовая». Совершенствованию коммуникационных качеств личности способствуют празднование Дня православной книги, работа в «Книжкиной больнице» при гимназической библиотеке, участие в конкурсах чтецов, «Поэзия доброты» и др.

Среди важнейших интеллектуальных мероприятий духовной направленности можно назвать организацию и проведение муниципального этапа олимпиады по «Основам православной культуры», ежегодные апрельские интеллектуальные общегимназические турниры, посвященные жизни и деятельности российских исторических деятелей-святых. С 2016 г. данные турниры вышли на региональный уровень - между Сургутской и Нижневартовской православными гимназиями.

В-четвёртых, сама образовательная среда гимназии способствует формированию духовно-нравственной культуры личности оптимальным сочетанием необходимых элементов: для развития эколого-валеологического компонента и спортивно-оздоровительного субкомпонента внутри него созданы тренажерный зал и спортивная площадка под открытым небом, рекреационные зоны, в коридорах гимназии стоят на специальных подставках и на подоконниках живые растения, имитирующие естественную природную среду; для развития художественно-эстетического компонента в сочетании с религиозно-нравственным на стенах висят картины - оригиналы творчества местных живописцев, иконы, цитаты православных святых, выдержки из Библии, портреты Патриархов Московских и Всея Руси. Немаловажную роль здесь играют и Стена выпускников, где помещены фотографии выпускных классов, и стенд с грамотами и дипломами, которыми награждена гимназия, и доска «Наша гордость» с фотографиями лучших учеников гимназии за все годы её существования. Последний стенд является не только нравственным примером, но и влияет на формирование интеллектуально-творческого компонента духовно-нравственной культуры, на втором этаже оборудован музей гимназии. Атмосфера духовности создаётся и особыми способами коммуникации: каждый день на входе учащихся и педагогов приветливыми улыбками встречают дежурные, проводятся ежеутренние молебны, духовно объединяющие учителей и учащихся, весь коллектив чувствует себя единой семьёй, естественным является обращение к педагогам не только по учебным вопросам, но и за жизненными советами.

В-пятых, при гимназии действует Воскресная школа, вечерняя школа для родителей, православный летний лагерь «Свеча», в который каждый год записывается много детей не только из гимназии, но и со всего города. Православный лагерь является своеобразной апробацией для детей и родителей, которые планируют отдать ребёнка в гимназию, но хотели бы сначала изучить её особенности путём временного пребывания в православной образовательной среде.

В-шестых, библиотека гимназии, как очаг духовной культуры, не только включает в себя богатую книжную коллекцию и медиатеку с различ-

ными видами текстов на электронных носителях, посвящённых духовно-нравственному воспитанию обучающихся, но и является выставочной площадкой для творчества учащихся: поделок, композиций, рисунков.

В-седьмых, важна научно-методическая работа педагогов гимназии: директор и заместитель директора по воспитательной работе гимназии являются экспертами муниципального конкурса «За нравственный подвиг учителя»; в 2014 г. на базе гимназии проведена городская педагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности», в которой приняли участие педагоги многих школ города; в гимназии нами организован выпуск ежегодного рецензируемого научного сборника гимназии «Образование и наука», посвященного духовно-нравственной тематике, где могут публиковать свои работы как педагоги, так и обучающиеся (рецензент: доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Л.И. Пономарева); педагоги ежегодно выступают с трансляцией опыта на Епархиальных Рождественских чтениях и Кирилло-Мефодиевских чтениях в Ханты-Мансийске; на базе гимназии ведется системная научная работа по организации участия педагогов и воспитанников в международных и всероссийских научно-практических конференциях с публикациями, посвящёнными духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, в том числе в журналах, входящих в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играет духовник гимназии, который поддерживает здоровый психологический климат в учреждении на основе принципов взаимной доброты, проводит духовные беседы на актуальные темы современности, наблюдает за направлением воспитания учащихся, является наставником и советником для всех участников образовательного процесса. Несмотря на то, что должность духовника является признаком старых традиций в образовании, сама его деятельность становится примером такого инновационного вида педагогического сопровождения, как супервизия, значительное внимание к которой акцентируется в работах Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой. Все признаки, выделенные вышеуказанными учёными: конфиденциальность, уважение к супервизируемому, беспристрастность и эмоциональная дистанцированность [7, с. 11] - проявляются в работе духовника.

Таким образом, православная гимназия в результате реализации модели духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся предоставляет государству и обществу такого выпускника, который отличается одновременно высокой образованностью, развитыми интеллектуальными способностями, творческой направленностью личности, обладающий глубокими познаниями для продолжения образования в ВУЗе, представляет собой духовно богатую личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности. Выпускник гимназии со сформированной духовно-нравственной культурой - это социально значимая, ответственная и способная к позитивно-преобразующему творчеству личность, базовыми ценностями которой становятся религия, нравственность, добро, человек, семья, государство, общество, труд, долг, ответственность, патриотизм и служение Родине.

Литература

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 39-46.

2. Метлик, И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества [Текст] / И.В. Метлик // Образование в современной школе. - 2012. - № 4. - С. 16-18.

3. Никандров, Н.Д. Традиции в век инноваций [Текст] / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 2. - С. 11-15.

4. Никандров, Н.Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян [Текст] / Н.Д. Никандров // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - С. 13-16.

5. Пономарева, Л.И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике [Текст] / Л.И. Пономарева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 171-174.

6. Шитякова, Н.П. Психолого-педагогические основы преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности [Текст] / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1. - С. 109-116.

7. Яковлев, Е.В. Супервизия как педагогический феномен [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 9-13.

8. Слово Святейшего Патриарха Алексия к представителям средств массовой информации, сказанное в Православной гимназии Радонеж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/444282.html (дата обращения: 23.12.2017 г.).

9. Патриарх Кирилл предостерегает православные гимназии от превращения как в элитные школы для богатых, так и в богадельни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/yz/?act=news&div= 31976 (дата обращения: 23.12.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.