Menshikova Olga Alexandrovna STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ..
pedagogical sciences
УДК 37.034
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0033 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2019
Меньшикова Ольга Александровна, аспирант
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614081, Россия, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail; [email protected])
Аннотация. В данной статье представлен обзор подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Социальный заказ общества, ориентирован на возрождение, развитие и культивирование духовных традиций, обретение исторической памяти растущего поколения на лучших образцах национальной культуры. В дошкольном возрасте складывается базис личности, развивается активность как фактор познания, усвоения нравственного опыта, формируются виды деятельности, в которых может реализоваться позиция ребенка. Ключевыми понятиями, через которые определяется духовно-нравственное воспитание, являются «ценностно-смысловая сфера личности», «нравственные нормы», «отношение». На основе нормативных документов, рассмотренных подходов сконструирована и содержательно описана структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, национальная культура, произведения искусства, дошкольный возраст, модель.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMING SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
© 2019
Menshikova Olga Alexandrovna, post-graduate student
Perm State Humanitarian-Pedagogical University (614081, Russia, Perm, Sibirskaya St., 24, e-mail: [email protected])
Abstract. This article provides an overview of approaches to the problem of spiritual and moral education of children of preschool age. The social order of society is focused on the revival, development and cultivation of spiritual traditions, the acquisition of the historical memory of a growing generation on the best examples of national culture. At preschool age, the basis of the personality is formed, activity develops as a factor of cognition, the assimilation of moral experience, and forms of activity are formed in which the child's position can be realized. The key concepts, through which spiritual and moral education is defined, are "value-semantic sphere of personality", "moral norms", "attitude". On the basis of normative documents, considered approaches, a structural-functional model of the formation of spiritual and moral qualities in children of senior preschool age has been designed and substantially described.
Keywords: spiritual and moral education, national culture, works of art, preschool age, model.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Значимой задачей в системе образования является сохранение духовно-нравственных ценностей, традиций своего народа. Духовно-нравственное воспитание становится сегодня одним из приоритетных, в нем интегрируются цели, принципы, содержание и методы двух его направлений - духовного и нравственного. Оно ориентировано на приобщение молодых людей к системе духовных ценностей в обществе (религиозных, гуманистических, этнических), с целью создания условий для поиска личностных смыслов духовных ценностей, готовность к стремлению действовать в повседневной жизни с учетом данных ценностей [19, с.20]. Произведения искусства, родной язык, традиции каждого этноса влияют на формирование личности ребенка уже с дошкольного возраста. Кризисные явления в обществе, смещение акцентов в направлении материального благополучия, обесценивание нравственных идеалов и норм обязывает создание новых подходов к процессу воспитания молодого поколения в поликультурном обществе. Важно, чтоб интеграционные процессы в стране происходили с опорой на культурную и педагогическую самобытность наций, проживающих в нашей стране.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Обзор теоретических и прикладных аспектов исследований в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста позволил выявить недостаточную разработанность теоретико-методологических вопросов, связанных с возрождением и сохранением богатого опыта духовного воспитания детей, сохранившегося в наследии национальных культур русского, татарского и еврейского народов в дошкольных образовательных организациях.
В настоящее время продолжаются теоретические и практические исследования, направленные на построение модели духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста в различных его аспектах: теоретико-методологическом (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, игумен Георгий (Шестун), архимандрит Зиновий (Корзинкин), В.М. Меньшиков Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков, С.Ю. Дивногорцева, С.А. Ефименкова, И.В. Метлик, А.В. Мудрик и др.); историко-педагогическом (М.В. Богуславский, Ф.Н. Козырев, В.М. Меньшиков, О.Л. Янушкявичене, Т.В. Склярова и др.); законодательно-нормативном (И.В. Понкин, И.В. Метлик и др.); организационно-технологическом и содержательном (Ф.Н. Козырев, И.В. Метлик, Л.А. Харисова, Л.П. Гладких О.М. Потаповская, Л.В. Сурова, Л.Л. Шевченко, С.А. Ефименкова, И.А. Княжева и др.) [5].
Изучение разных подходов к понятию духовно-нравственного воспитания позволяет решить, что оно многообразно и представляет в своем содержании иерархическую систему ценностных установок личности. «Духовность - это интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, означающая приоритетность духовных ценностей, отмеченных нравственной доминантой и отражающихся в жизненных смыслах, в стремлении личности к самосовершенствованию на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (любовь, добро, истину, красоту) в их национально-культурном выражении» [8]. Нравственность является доминирующим компонентом духовности. Это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [15, с.98].
Следовательно, определение духовно-нравственного воспитания включает в себя два базовых понятия «духовность» и «нравственность». Анализ научных исследований показал, что духовность чаще всего рассматривается как внутренняя нравственная сущность человека, для которой ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие и этнические ценности; нравствен-
педагогические науки
Меньшикова Ольга Александровна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...
ность же ориентирована в большей степени на правила поведения и систему внутренних прав личности, в основе которой лежат гуманистические ценности [12].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [12, с.9].
Н.П. Шитякова отмечает, что авторами документа по отношению к ценностям используется термин «принятие». Изучение данного термина показывает, что по существу, принятие - это полное внутреннее согласие с теми духовно-нравственными ценностями, которые являются приоритетными для России. В толковом словаре русского языка С. Ожегова «Принять - согласиться с чем-нибудь, отнестись к чему-нибудь положительно [15], в Толковом словарь живого великорусского языка В.И. Даля принять - «брать во внимание, слушать, верить, признать» [3].
Учитывая данные позиции, мы понимаем, что необходим поиск педагогических технологий, которые обеспечат принятие ребенком смысла транслируемых ценностей, понятий, норм, которые найдут отражение в его поведении. Одним из значимых условий в нашей работе рассматривается создание и реализация структурно-функциональной модели духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении, ориентированной на знакомство с произведениями искусства национальных культур разных народов.
В научные исследования под понятием модель понимают «искусственно созданное графическое или действенное изображение чего-либо в процессе моделирующей деятельности: схема, макет, физическая конструкция, знаковая форма и т. д.» [14, с.78]. С точки зрения А.М. Новикова, педагогической моделью называют приближенное описание действительности, отражающее те или иные существенные стороны или пара-метральные характеристики исследуемого явления [14, с.234].1 Среди признаков научной модели выделяют следующие: адекватность исследуемому объекту, применение аналогии как логического метода построения, графическую наглядность. Данные положения легли в основу создания структурно-функциональной модели духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении [1].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование по проблеме «Произведения искусства как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» направлено на поиск средств духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами произведений искусства национальных культур русского, татарского и еврейского народов.
Разработанная в ходе нашего исследования модель духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является структурно-функциональной. Она представляет собой взаимосвязь двух элементов педагогической деятельности: структурного и функционального. Внутреннюю организацию раскрывает структурная направленность выстраиваемого процесса: целевой, содержательный, операциональный, контрольно-оценочный компоненты, которые находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают целостность и эффективность решения воспитательных задач по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного воз-
раста [2, с.32]. Функциональная направленность в исследовании обозначена концептуально-ориентировочной, процессуально-описательной, процессуально-деятель-ностной и аналитической функциями. Они обеспечивают целеполагание, определяет общую направленность, структуру образовательного процесса, регулирует характер существующих взаимосвязей между компонентами в представленной модели и анализ результатов [17, с.895-899]. Последовательно организованная структура моделируемого процесса, направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства и социокультурными ценностями национальных культур русского, татарского и еврейского народов в условиях образовательной организации и семьи.
Теоретико-методологической базой структурно-функциональной модели представляют 4 подхода: культурологический, личностно-ориентированный, системно-структурный и деятельностный. Понятие «подход» представляем, как взаимосвязанное единство концептуальных идей, которые позволяют выделить общую для всех ориентацию субъектов педагогического взаимодействия в трех основных аспектах: целевом, содержательном и технологическом [16].
Системно-структурный подход изучали Н.В. Кузьмина, А.И. Ракитов, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др. Данный подход позволяет выявить системные свойства объектов и процессов. Их основными чертами являются: целостность, структурность, ин-тегративность. Организация педагогического процесса как целостной системы в нашем исследовании состоит из следующих структурных компонентов: методологическом, содержательном, контрольно-оценочном [1, 2].
Личностно-ориентированный подход способствует становлению личности ребенка дошкольного возраста. Акцент на его познавательные, духовные, нравственные, ценности содействуют возникновению категории «личностные ценности» (Н.Газман). Личностные ценности выступают формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Их становление связано с динамикой процессов сознания, через которое происходит познание окружающего мира, осознание собственного «Я» в этом мире с ориентацией на вечные ценности - Человек, Семья, Отечество, Культура [7, с.63-71].
Деятельностный подход связан с развитием субъект-ности ребёнка, что позволит ему в будущем определить стратегию своей деятельности, ставить и вносить изменения в цели деятельности, осознавать новые мотивы, в дальнейшем самостоятельно формировать действия и проводить их анализ в процессе взаимодействия с миром, национальной культурой [13].
Культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон и др.) определяет условия и специфику социокультурных условий его ближайшего окружения, обозначает базовые ценностные ориентиры, представленные в культуре своего народа. Взаимодействие культур, являющихся концептуальными парадигмами системы образования, трудно представить без знакомства с ценностями родной культуры. В.И. Слободчиков отмечал, что «личностное бытие в контексте культурологического подхода представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры, усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных» [18, с.127]. Понятийный строй культурологического подхода задает соотношение «человек - культура» [4]. Проводниками для восприятия разных форм культуры выступают: знак, символ, слово, действие. С их помощью происходит процесс интериориза-ции культуры, так называемый переход ее во внутренний план личности [18]. Культурологический подход обеспечивает акцентирование педагогического принципа культуросообразности в роли ведущего в процессе духовно-нравственного просвещения, способствует
Menshikova Olga Alexandrovna STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ..
pedagogical sciences
бережному отношению у детей к историческому опыту своего народа [9, 10, 11].
Академик Д.С. Лихачев писал, что главным для образовательных учреждений является воспитание детей нравственными. Он считал, что воспитывают людей впрямую - религия, а более сложным путем произведения искусства, такие как: музыка, литература, изучение логики, психологии, языков и др. [4].
Описание структурно-функциональной модели духовно-нравственного воспитании детей старшего дошкольного возраста представлено в данной статье по основным компонентам [1] (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Целевой компонент предусматривает постановку цели и определение задач по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Педагогический процесс построен на принципах духовно-нравственного воспитания, выделенных Н.П. Шитя-ковой:
- принцип смыслообразующей значимости ценностных ориентаций, обеспечивающий личностное отношение к ценностям, он реализуется в содержании и методах воспитания;
- принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития воспитанника, на основании данного принципа происходит отбор содержания произведений искусства, видов деятельности и т.п.;
- принцип обеспечения этической рефлексии обеспечивает построение воспитательного процесса на эмоционально-чувственной основе, соотнесение произведений искусств со своим Я, эмоциональным откликом ребенка;
- принцип предъявления детям дошкольного возрас-
та полярных ценностей, доступных детскому восприятию (добра и зла, милосердия и жестокости, жадности и щедрости и т.п.), отбору содержания произведений искусств [19].
Содержательный компонент построен на основе региональной программы «Живые узелки». Он включает следующие темы: «Семья - основа нравственных отношений»; «Первые нравственные понятия и добрые поступки»; «Национальные праздники: традиции и особенности их проведения», «Памятники культуры в моем городе/ селе».
Средствами духовно-нравственного воспитания являются литературные тексты (сказки, пословицы, притчи, художественная литература), изобразительное искусство, музыкальные произведения, архитектура.
Методы и формы образовательной деятельности с детьми: беседа, чтение и обсуждение художественных текстов и притч, рассматривание произведений искусств, слушание музыкальных произведений, просмотр фильмов, создание мультипликационных фильмов, игры с правилами, культурные практики, тематические выставки, знакомство с традициями духовных праздников, театрализованные постановки, рукоделие, творческая художественная деятельность, благотворительные акции.
Последний компонент структурно-функциональной модели - результативный связан с реализацией контрольно-оценочных процедур, они включают в себя следующие характеристики: систематизация диагностического инструментария с целью отслеживания результатов духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста [2 с. 33]. Выбор психолого-педагогических диагностик по разным направлениям для выявления нравственных представлений и понятий детей; изучение отношения детей к нравственным ценностям и окружающим их людям; оценки эффективности использования произведений искусства с целью формирования духовно-нравственной воспитанности детей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате исследования разработанная структурно-функциональная модель будет реализована в образовательном процессе дошкольных учреждений с целью духовно-нравственного воспитании детей старшего дошкольного возраста средствами произведений искусства национальных культур русского, татарского и еврейского народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венкова З.Л., Совершенствование гендерных стратегий родителей в условиях социально-педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Пермь, 2017. 247 с.
2. Венкова З.Л. Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте ген-дерного воспитания) // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2 (19). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/stmktumo-funktsionalnaya-model-realizatsii-sotsialno-pedagogicheskogo-protsessa-dou-i-semi-v-aspekte-gendernogo-vospitaniya (дата обращения: 16.02.2019).
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 734 с.
4. Давтян А. Интеграция светского и религиозного аксиологического содержания, и воспитания как метод решения образовательных задач. // Сборник России: проблемы социального служения и патриотического воспитания: Коллективная монография / Под. ред. О.К. Шиманской. — Н. Новгород: ФГБОУВПО «НГЛУ», 2014. 699 с.
5. Захарова Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина XIX - н. XXI вв.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ульяновск, 2011. 47 с.
6. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 1 \ К.Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 207 с.
7. Емельянова И.Е. Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации // вестник Педагогика и психология. — 2011. №4. С. 63-71.
8. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета [Текст]: монография / С.Г. Макеева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 331.
9. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. — Пермь, 2002. 115 с.
10. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культу-
педагогические науки
Меньшикова Ольга Александровна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ...
рологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2007. 154 с.
11. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме: дис. ... д-ра пед. наук. — Челябинск, 2008. 404 с.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования [Текст]. —М.: Просвещение, 2009. 23 с.
13. Липчанская И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2003. 200 с.
14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. —М.: СИНТЕГ. 668 с.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: рус. яз. 1983. 816 с.
16. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Современное слово, 2005. 720 с.
17. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Склярова Татьяна Владимировна. — Москва, 1995. 20 с.
18. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
19. Шитякова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Моногр. — Челябинск: ЧГПУ, 2004. 172 с.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019