Научная статья на тему 'Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста'

Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДХОД / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THEORY OF MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / APPROACH / MORAL DEVELOPMENT / THE PROCESS OF MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Зорина Наталья Анатольевна

Рассматривается проблема соотнесения известных теоретических подходов к процессу нравственного воспитания детей дошкольного возраста, гипотетические основания их интеграции в практике нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Зорина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF COMPLEX APPLICATION OF LEADING THEORETICAL APPROACHES TO THE solutions OF tasks OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article considers the problem of correlation of the known theoretical approaches to the process of moral education of preschool age children, the hypothetical bases of their integration to practice of moral education of children are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

УДК 37.034-053«465.00/.06»

ББК 4410.051 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.07

Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина

Пермь

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЕДУЩИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста; подход; нравственное развитие; процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема соотнесения известных теоретических подходов к процессу нравственного воспитания детей дошкольного возраста, гипотетические основания их интеграции в практике нравственного воспитания детей.

L. V. Kolomiychenko, N. A. Zorina

Perm

PROBLEM OF COMPLEX APPLICATION OF LEADING THEORETICAL APPROACHES TO THE SOLUTIONS OF TASKS OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

KEY WORDS: theory of moral education of children of preschool age; approach; moral development; the process of moral education of children of preschool age.

ABSTRACT. The article considers the problem of correlation of the known theoretical approaches to the process of moral education of preschool age children, the hypothetical bases of their integration to practice of moral education of children are discussed.

Современное социально-духовное состояние российского общества требует определения новый: методологических и ценностно-смыгсловык ориентиров организации процесса нравственного воспитания с учетом тех изменений, которые происходят в различные сферах общественного сознания и оказытают влияние на социальную ситуацию развития личности, в том числе на этапе дошкольного детства. К таковыш можно отнести постепенное «размышание» и изменение содержания привымнык нравственный стереотипов и норм, их несоответствие реальныш нравственным ценностям сформировавшегося культурного пространства; противоречивость и неоднозначность реальности, в которой человек, в том числе ребенок дошкольного возраста, вышужден ежедневно совершать разнообразные социальные поступки и принимать решения, нередко противоположные признанным нравственным требованиям, но адекватные и, если не одобряемые, то точно не осуждаемые социальным окружением; несогласованность ожиданий и требований, предъявляемый ребенку разными социальными институтами (семья, дошкольное образовательное учреждение, детская группа), и др.

Все это определяет необходимость совершенствования теории и практики нравственного воспитания, изменения в который призваны разрешить ряд противоречий.

На социально-педагогическом уровне к таковым относятся противоречия между:

- признанием нравственно-этической культуры как основополагающего нача-

© Коломийченко Л. В., Зорина Н. А., 2012

ла гармонизации социальных отношений и прогрессивного развития человечества и уменьшением значимости ее ценностей в современной жизни людей;

- социальной значимостью совокупности элементов нравственно-этической культуры в личностном развитии ребенка и неопределенностью аксиологических ориентиров нравственного воспитания в условиях поликультурного образовательного пространства;

- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях мировой и отечественной нравственноэтической культуры и размыггостью концептуальный оснований содержательного наполнения педагогического процесса, ориентированного на усвоение детьми нравственно-этических норм и опыгга нравственного поведения.

На научно-теоретическом уровне

имеются противоречия между:

- фундаментальной теоретической базой, задающей концептуальные основания нравственного воспитания детей школьного возраста, и отсутствием четких це-левыгх и технологических ориентиров по данному направлению в работе с детьми дошкольного возраста;

- глубоким теоретическим обоснованием психолого-педагогических аспектов нравственного воспитания детей на этапе дошкольного детства и отсутствием взаимосвязи между многократно

апробированныши, но разрозненными подходами к решению единой цели педагогического содействия нравственному развитию ребенка.

На научно-методическом уровне имеются противоречия между:

- современными нормативными требованиями в области дошкольного образования по решению задач нравственного воспитания и ограниченностью их реализации в практике деятельности дошкольных образовательных учреждений;

- концептуально обоснованной программной оснащенностью процесса нравственного воспитания и отсутствием требуемого методического, дидактического, диагностического его сопровождения.

Разрешение противоречий в воспитательной практике детских садов невозможно вне изменения теоретических оснований процесса нравственного воспитания дошкольников. Современная отечественная теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста выстроена в соответствии с педагогическими метапринципами (деятельностный, комплексный, антропологический, личностно ориентированный и полисубъектныш подходы). Ее ведущими положениями являются: признание сензи-тивности периода дошкольного детства в овладении элементарными этическими нормативами и правилами, простейшими способами социально адекватного поведения в среде близких взрослыгх и сверстников и формирования основ некоторый нравственных свойств личности; ориентация на понимание процесса нравственного развития детей на этапе дошкольного детства как единства становления сознания, чувств и поведения во всем многообразии их связей и взаимной обусловленности; определение в качестве ведущих факторов и условий такого развития деятельности и целенаправленного воспитания.

В то же время исследователи различным образом понимают и определяют детерминанты нравственного развития детей дошкольного возраста, сообразно чему осуществляют разработку теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Подход применительно к теории нравственного воспитания представляет собой единство научно обоснованный идей, принципов, закономерностей, объясняющих сущность, структуру, генезис и динамику феноменов, вовлеченных в этот процесс на этапе дошкольного детства и определяющих его цели, содержание, логику, средства и методы. Наиболее известными подходами

в отечественной теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются: нормативно-этический, деятельностныш, эмоционально-мотивационныш и субъектно ориентированный. В русле обозначенный подходов решаются задачи педагогических исследований в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а именно: определение целевыгх ориентиров и содержательный основ педагогического процесса; выгавление эффективных средств и методов воспитания нравственный чувств, свойств и поведения; комплексное изучение психолого-педагогических условий нравственного воспитания личности, разработка критериев и диагностического инструментария вышвления, анализа и оценки результативности этого процесса.

Очевидно, что обозначенные подходы не рядоположены и не противопоставлены. Их объединяющим началом являются положения о воспитании как о ведущем факторе нравственного развития на этапе дошкольного детства; о роли внешних стимулов (общепринятые социально-нравственные образцы и эталоны, требования со стороны окружающих, детский коллектив и т. д.) в развитии нравственной активности ребенка. Ориентация на закономерность целостного, преемственного развития всех составляющих базиса личности на этапе дошкольного детства, необходимость учета и педагогического обеспечения взаимосвязи когнитивной, эмоционально-мотивационной, поведенческой сфер нравственного развития ребенка дошкольного возраста определяет интерес исследователей к проблеме целесообразности и возможности интеграции известныгх подходов в решении теоретических и прикладные задач нравственного воспитания детей до школы.

Для вышвления оснований комплексной реализации теоретических подходов в практике структурирования содержания и организации процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимо обратиться к краткой характеристике каждого из них.

На начальный этапах становления теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста интересы исследователей быши связаны с изучением и возможностями теоретико-прикладного применения нормативно-этического подхода, который к 50—70 гг. XX в. уже имел серьезное научное обоснование и получил широкое распространение в образовательной практике школы. Суть данного подхода по отношению к педагогическому процессу нравственного воспитания детей 3—7 лет рас-крыгга в исследованиях Т. И. Бабаевой,

А. М. Виноградовой, Л. П. Князевой, Т. И. Еро-

феевой, М. И. Шаровой. С позиций нормативного подхода процесс нравственного воспитания рассматривается как целенаправленное приобщение ребенка к элементарным, но актуальным для социального взаимодействия с окружающими людьми этическим нормам и правилам. В качестве психологического обоснования возможности столь раннего знакомства детей со сложными этическими обобщениями ученые определяют способности к дифференциации детьми 5—7 лет «обозначения» и «обозначаемого», к установлению простейших причинно-следственных связей и зависимостей, усвоению простейших понятий, сущностные признаки которые могут быггь представлены в наглядной и доступной пониманию ребенка форме (например, в виде иллюстрации нормосообразного поведения героев литературного произведения).

В истории развития теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста предпринимались попыгтки обоснования с позиций нормативно-этического подхода педагогической работы с детьми и младшего дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что у детей 3—5 лет проявляется интерес к элементарным нормам и правилам поведения, стремление следовать им в типичные социальных ситуациях при условии непосредственного предъявления требований к их вышолнению воспитывающим взрослым.

Первыми правилами, доступными пониманию ребенку на ранних этапах дошкольного детства, являются предельно кратко и императивно сформулированные правила «можно» и «нельзя». В последующем (возраст 3—5 лет) эти требования конкретизируются в форме предъявления понятных ребенку социальные действий, выполнение которые одобряется взрослым и ведет к гармонизации отношений со сверстником.

В то же время исследователи указывают на ограниченность понимания социального смысла нормы или правила, на ее «привязанность» к конкретной ситуации и оценке педагогом. Недостаточность практики социального поведения ведет к тому, что дети младшего дошкольного возраста не способны к самостоятельному их использованию, осмыслению и оценке собственного поведения с учетом правил или норм, их регулятивной функции. На данном возрастном этапе норма, правило — это предмет первоначального познания, средство внешней регуляции действий и поведения малыша.

Позднее, в старшем дошкольном возрасте, социальный опыгт и специально осуществляемые обучение и воспитание позволяют ребенку гибко и целесообразно

применять известные и осмысленные этические императивы в соответствии с содержанием ситуации социального взаимодействия со сверстником, его состояниями и настроениями, собственными намерениями и ожиданиями. То есть нормы и правила трансформируются в механизм внутренней регуляции поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Исследователи определяют комплекс условий, реализация которыгх в образовательном процессе дошкольного учреждения может обеспечить не только формальное усвоение детьми содержания этических нормативов, но и осознанное, самостоятельное следование им в разнообразные социальные ситуациях: развитие положительного отношения к нравственным требованиям, педагогическое содействие осмыслению их социальной сути и регулятивной функции; обогащение практики применения известные норм и правил в разнообразные по содержанию ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками; вовлечение воспитанников в процесс «от-крыгтия» личного и общественного смысла нравственных требований и правил, постепенное усложнение и обобщение содержания доступные усвоению этических императивов, подведение к осознанию их относительности и высокой степени обобщенности.

Наиболее значимыми результатами исследований, вышолненные в русле нормативно-этического подхода, являются: обоснование возможности нормативной регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста, определение системы требований к отбору и структурированию этического содержания процесса нравственного воспитания детей, выгавле-ние взаимосвязи нормативного и деятельностного подходов в воспитании нравственные основ личности ребенка 5—7 лет.

Основная идея, раскрывающая взаимосвязь нормативного и деятельностного подходов, состоит в том, что переход внешних, объективно заданных, «знае-мые» и понимаемых норм в реальные мотивы поведения происходит по мере включения ребенка в социально ориентированную деятельность.

В ходе многократного использования эталоны и нормы становятся как бы внутренним «достоянием», внутренними установками растущей личности, управляющими ее поведением в разнообразные ситуациях. Эти связи между поступком и нормативным требованием находят подтверждение в ряде исследований, вышолненные применительно к старшему дошкольному возрасту (Т. П. Авдулова, Т. В. Антонова, Р. С. Буре, Р. А. Иванкова, Т. А. Маркова,

В. Г. Нечаева, А. Д. Шатова и др.).

С позиций деятельностного подхода процесс нравственного воспитания определяется как целенаправленная организация взрослым разнообразных видов деятельности (прежде всего социально ориентированных), которые актуализируют нравственные потребности и мотивы ребенка, побуждают его к адекватному применению известны« этических норм и правил, обеспечивают возможности для апробации и освоения разнообразный моделей и стратегий поведения и взаимоотношений со сверстниками. Данный подход («воспитание действием и через действие») получил теоретическое обоснование и практическое воплощение в исследованиях Т. П. Авдуло-вой, Л. В. Блощициной, Р. С. Буре, Н. Г. Годиной, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, В. Г. Нечаевой, М. В. Крулехт, В. И. Логиновой, Е. И. Радиной, Д. В. Сергеевой и др.

Эффективность обозначенного подхода в решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста получила экспериментальное подтверждение применительно к игровой, коммуникативной и трудовой деятельности. Вымвлено, что детская игра, содержание которой отражает социальную действительность и взаимоотношения взрослый, актуализирует нравственные представления детей дошкольного возраста. Отобразительный и моделирующий характер игровой деятельности обеспечивает возможности выполнения детьми разнообразный «социальны«» проб, в ходе который ребенок осознает смысл и назначение нравственных норм и правил, осваивает разнообразные модели и стратегии нравственного поведения, учится соотносить их с содержанием ситуаций социального взаимодействия, т. е. проходит «школу морали» (Д. Б. Эльконин).

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста специфична с точки зрения ее общественной значимости и содержания. Включение этого вида деятельности в систему педагогических средств дошкольного воспитания обусловлена прежде всего ее нравственной направленностью. Труд — это всегда забота о себе или о других людях. Такая ориентация мотивов, целей и содержания детского труда позволяет успешно решать задачи нравственного воспитания детей. Трудясь, ребенок реально, а не в воображаемом плане реализует нравственные мотивы и действия. Ценность деятельностного подхода в нравственном воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, что он позволяет обеспечить переход социально-нравственных знаний (представлений) в реальный опыт ребенка, создает возможности для вариативной социальной

практики.

В то же время обозначенный подход не может быгть рассмотрен как универсальный и самодостаточный в решении задач нравственного воспитания на всем этапе дошкольного детства. Он обеспечивает оптимальное развитие преимущественно исполнительской части социально ориентированной деятельности и поведения воспитанников, но не позволяет решать задачи совершенствования ориентировочного и контрольно-оценочного компонентов, развитие который связано с формированием нравственный мотивов, социальны« эмоций, представлений и самосознания ребенка.

Обращение к проблеме изучения эффективных механизмов регуляции поведения ребенка дошкольного возраста на более ранних возрастнык этапах (младший возраст), вымвление в ряде исследований, по-священнык различным аспектам социального, эмоционального и нравственного развития детей феномена «двойственного поведения», а также необходимость теоретической и прикладной разработки вопросов нравственного воспитания детей 3—5 лет обусловили проведение ряда исследований в контексте эмоционально-мотивационного подхода (А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, Л. В. Пименова и др.). Исследования, вышолнен-ные в связи с изучением развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста (70—90 гг. XX в.), позволили вымвить значительный потенциал эмоций в интеллектуальном, социальном, художественноэстетическом развитии детей, их роль в становлении социально-нравственной мотивации поведения. Бышо установлено, что в нравственном поведении ребенок младшего дошкольного возраста в большей степени ориентирован на эмоциональные состояния, переживания и чувства партнера, чем на социально одобряемые и задаваемые извне нормы, правила поведения и общения. В ситуации выбора той или иной стратегии действий, поступков стимулирующую и регулирующую функцию выполняют эмоция и эмоциональный опыт ребенка, приобретенный им ранее в аналогичны« ситуациях.

Эти данные позволили исследователям сделать вывод о необходимости перестройки содержания и методики нравственного воспитания детей 3—5 лет в направлении развития у них эмоциональной отзывчивости, социальной перцепции и ориентации, эмпатийности как базиса нравственного развития на этом возрастном этапе, как обязательного условия становления первый социально-нравственны« мотивов поведе-

ния, обеспечивающих его регуляцию. В то же время данные исследований А. Д. Кошелевой, Л. П. Стрелковой, О. В. Солнцевой свидетельствуют о том, что социальные эмоции и эмоциональная регуляция поведения и отношений детей со сверстниками не теряют своей актуальности и в старшем дошкольном возрасте.

Социальные эмоции являются для ребенка не только побуждением к совершению тех или иные действий и поступков, но и функцией своеобразного ориентира в нравственном выборе, применении тех или иных норм и правил поведения в сложные, нетипичные ситуациях социального взаимодействия. Существенную роль социальные эмоции и представления о них играют в оценке ребенком дошкольного возраста собственные социальных действий и поступков с позиций их влияний на другого человека.

Решение проблем нравственного воспитания в контексте субъектно ориентированного подхода связано с изучением возможностей самосознания. Е. К. Золотарева, Л. П. Стрелкова, С. Г. Якобсон связывают целевые ориентиры воспитательного процесса с необходимостью развития у ребенка способности к свободному нравственному выбору на основе осознания нравственного поступка и личной ответственности за его последствия. Отличительной особенностью цели и содержания нравственного воспитания детей дошкольного возраста в рамках данного подхода является их подчиненность решению основной задачи — формированию опыгта осознания нравственного поступка и принятия адекватного конкретной ситуации нравственного решения. Нравственно-этические знания рассматриваются исследователями в качестве средства осознания морального смысла поступков, а эмоционально окрашенные представления призваны обеспечивать эффективное прогнозирование ситуаций взаимодействия со сверстниками. Формирование способов поведения ориентировано на развитие опыгта конструирования различных моделей поведения. Применение данного подхода в практике нравственного воспитания возможно по отношению к детям старшего дошкольного возраста.

Общеизвестно, что первоначальные представления о себе, собственных возможностях, желаниях, действиях и поступках начинают формироваться уже на ранних этапах дошкольного детства. Осознание ребенком себя как социально значимого существа, открыгтие другого как носителя социальной сущности происходит уже в младшем дошкольном возрасте на основе практики социального взаимодействия.

Интерес к действиям и поведению сверстника, потребность в совместной деятельности и общении с ним, осознание возможности влияния на его поступки и понимание зависимости собственного поведения от ответные реакций партнера по взаимодействию составляют основу формирования нравственного самосознания и развития способности к осмыслению и оценке собственного поведения и поступков. В связи с этим в современные программах и методиках нравственного воспитания детей дошкольного возраста значительное внимание уделено задачам формирования представлений ребенка о себе и других людях, обогащению опыгта элементарного осмысления процесса и результатов коммуникативного, игрового, продуктивного взаимодействия со сверстниками.

Реализация обозначенные задач в практике социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста обеспечивает развитие предпосылок нравственного самосознания на более поздних этапах дошкольного детства. Своевременное и постепенное формирование нравственных представлений, обогащение социальной практики и опыта детей, развитие социальных эмоций и представлений о них в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) способствуют в дальнейшем формированию самостоятельности нравственного поведения, его адекватности и ответственного отношения к собственным поступкам и действиям в отношении себя и других.

Несмотря на различие позиций в определении и обосновании ведущих детерминант и факторов нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста, все исследователи (в той или иной мере) признают их преемственность и единство, отмечая зависимость освоения детьми этической нормы и трансформацию ее в механизм регуляции поведения от того, каким образом ребенок относится к нормативному требованию, каковы возможности его реализации воспитанником в различные социальные ситуациях, как соотносит ребенок требование с актуальным состоянием и чувствами партнеров по социальному взаимодействию, каким образом он осознает общественный и личностный смысл предъявляемой нормы.

Все это свидетельствует о необходимости интеграции существующих теоретических подходов на основе вышвления их взаимосвязей и обоснования возможности сочетания на разных этапах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основаниями комплексного применения ведущих теоретических подходов к ре-

шению задач нравственного воспитания

детей дошкольного возраста могут выступать следующие положения:

- нравственное развитие — это поступательный и преемственный процесс, в ходе которого одномоментно (но неравномерно по степени созревания и качественным характеристикам) совершенствуются нравственное сознание, чувства и поведение личности;

- новообразования в нравственном развитии ребенка дошкольного возраста (нравственные мотивы поведения, социальные эмоции, этические представления, опыгт нравственно ориентированной деятельности и поведения) получают свое первоначальное развитие на ранних этапах этого возрастного периода, но окончательно оформляются и приобретают регулятивные свойства на разные возрастных этапах (период среднего, старшего дошкольного возраста); каждое из новообразований имеет самостоятельное значение, одновременно являясь необходимым основанием и условием по отношению к последующему новообразованию;

- процесс нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста лишь условно может быпъ «разделен» на относительно самостоятельные этапы. Целостная природа этого процесса, его не-прерытный и преемственный характер требуют одновременного учета всех закономерностей нравственного развития личности, нелинейной логики развития

и взаимосвязи ведущих сфер личности (сознание, чувства и поведение). Дифференциация рассмотренных подходов обусловлена в большей степени необходимостью решения частные исследовательских задач при изучении различные аспектов проблемы нравственного воспитания на этапе дошкольного детства, в то время как в процессе решения его задач в образовательном процессе ДОУ целесообразно понимание системности, одновременности и неравномерности созревания основ нравственности на этапе дошкольного детства.

В современной теории нравственного воспитания задача комплексного использования ведущих теоретических подходов получила свое первоначальное решение в процессе актуализации проблем отбора и структурирования содержания нравственного воспитания в детском саду, а также при изучении условий и механизмов становления отдельные социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста. В то же время технологические аспекты процесса нравственного воспитании чаще всего разрабатываются преимущественно в рамках отдельные подходов, не объединенных идеей интеграции, что не соответствует современным научныш представлениям о генезисе личностного развития ребенка в период дошкольного детства, единстве и целостности педагогического процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. И. Санникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.