Научная статья на тему 'Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью'

Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5501
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / MORAL EDUCATION / MORAL UPBRINGING / MORAL CHARACTERISTICS / JUNIOR SCHOOL AGE / MENTALLY RETARDED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Елена Николаевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью. Анализируются особенности нравственного воспитания в данном возрасте у данной категории детей. Акцентируется внимание на важности воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Mentally Retarded Junior Schoolchildren's Moral Education

This article considers theoretical aspects of mentally retarded junior schoolchildren's moral education. It analyses the peculiarities of moral education of this kind of children. Special attention is paid to the importance of moral characteristics upbringing of mentally retarded junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью»

УДК 376 ББК 74.200.51

Трубина Елена Николаевна преподаватель г. Нижний Тагил Trubina Elena Nikolaevna

Lecturer Nizhni Tagil

Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью Peculiarities of Mentally Retarded Junior Schoolchildren’s Moral Education

В статье рассматриваются теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью. Анализируются особенности нравственного воспитания в данном возрасте у данной категории детей. Акцентируется внимание на важности воспитания нравственных качеств детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

This article considers theoretical aspects of mentally retarded junior schoolchildren’s moral education. It analyses the peculiarities of moral education of this kind of children. Special attention is paid to the importance of moral characteristics upbringing of mentally retarded junior schoolchildren.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственные качества, младший школьный возраст, умственно отсталые дети.

Key words: moral education, moral upbringing, moral characteristics, junior school age, mentally retarded children.

Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью отлично от

нравственного воспитания детей, развивающихся нормально, поскольку требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса. Особенности процесса нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью изучали А.В. Рожков, К.С. Белянин, Н.А. Высотская, которые выявили, что нравственное воспитание включает в себя внешние педагогические воздействия, деятельность школьника и внутренние факторы развития личности.

И.Н. Ягодина, В.Н. Серов отмечали, что нравственное воспитание в начальных классах носит ярко выраженный обучающий характер, но оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником.

Однако неизученными остаются вопрос о влиянии нравственного воспитания на личность умственно отсталых детей и проблема организации процесса воспитания нравственных качеств у младших школьников с умственной отсталостью, поэтому мы занялись изучением этой проблемы.

Рассматривая нравственное воспитание детей, следует обратить внимание на значение понятий нравственность и воспитание. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское шоге8-нравы) трактуется как нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2, с. 86]. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [5, с. 55].

С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как тогаН8 - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [4, с. 487].

Существуют различные определения нравственности у разных авторов. Л.А. Григорович трактует нравственность как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [4, с. 251].

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. Сердцевина нравственного воспитания - это развитие нравственных качеств личности [1, с. 12].

И.П. Подласый определяет нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание личности - это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания автономен. На эту его специфику указывал А. С. Макаренко. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни умственно отсталых младших школьников:

деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Он предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника с умственной отсталостью формируются чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности и трудолюбие. Нравственное воспитание включает активность самой личности, которая усваивает нравственные нормы, сама вырабатывает определенные жизненные позиции, которыми руководствуется в своем отношении к действительности [2, с. 69].

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Нравственная воспитанность проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе [4, с. 389].

Нравственная воспитанность проявляется, прежде всего, в том, как дети относятся к своим обязанностям, к самой деятельности и ее результатам, к другим людям. Важен характер отношения: доброжелательность или злость, сотрудничество или конкуренция, поддержка или нарушение коллективных решений, равнодушие или заинтересованность в делах товарищей, взаимная помощь или эгоизм.

Начиная с первого класса, у умственной отсталых детей необходимо воспитывать интерес к общественной жизни, желание, способность и привычку трудиться и соблюдать правила общественного поведения. Воспитание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью должно быть не только подготовкой их к жизни, но и непосредственной организацией повседневной их жизни и опыта.

В процессе нравственного воспитания необходимо всегда учитывать взаимосвязанное влияние на ребенка всех звеньев системы учебно-воспитательной работы и условий, в которых ребенок живет, а не только отдельных мероприятий или средств. Кроме того, необходимо «видеть» конечные результаты работы, то есть поступательное движение коллектива и отдельных детей. Нужно прослеживать изменения в поведении ребенка, в его чувствах и отношениях с окружающими в течение длительного времени, в разных жизненных ситуациях. Важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и его предшествующий жизненный опыт. Нравственное развитие младших школьников с умственной отсталостью зависит, прежде всего, от содержания их деятельности, от того, как она организована в школе и в семье [2, с. 97].

Двухсторонний характер процесса нравственного воспитания определяется тем, что он включает в себя как деятельность субъекта, так и объекта воспитания, т. е. целенаправленные воздействия воспитателей на воспитуемого и поведение последнего. Выявив существенные связи между воспитательными воздействиями и деятельностью воспитуемых, можно отобрать и охарактеризовать наиболее эффективные комплексы и системы воспитательных мероприятий, средств и методов, что само по себе важно для практики нравственного воспитания [5, с. 103].

Нравственное воспитание младшего школьника с умственной отсталостью обусловлено процессом количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости на более высокую ступень. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как но-

сителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении, знаниях, эмоциональных переживаниях, в соответствии сознания и поведения [5, с. 133].

Личный поступок ребенка в процессе нравственного воспитания выступает и как цель, как предмет воспитания, и как предмет познания, как важнейший источник знаний для детей. Основной путь формирования нравственных знаний, мотивов и навыков поведения у младших школьников - это повседневное руководство их жизнью, деятельностью и поведением.

Изучая особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью, мы провели наблюдение за процессом нравственного воспитания умственно отсталых детей, которое осуществлялось в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида города Нижнего Тагила. В ходе данного наблюдения было установлено, что содержанием нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является:

^ формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения, вежливого обращения с окружающими, проявления заботливости и доброты;

^ формирование коллективизма, основных понятий и представлений о любви к Родине, о патриотизме;

^ формирование первоначальных нравственно-этических представлений, представлений о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе.

В формировании личности младшего школьника с умственной отсталостью, с точки зрения С. Л. Рубинштейн, особое место занимает вопрос воспитания нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, а также в собственных поступках [6, с. 129].

Дети с умственной отсталостью испытывают трудности в понимании нравственных понятий, в связи со сложностью их противоречивого использования в реальной жизни и расхождениями между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Следует отметить, что результат нравственного воспитания и нравственного формирования - нравственные качества и свойства личности - является совокупным результатом и не разделяется в личности по отдельным «отсекам» [3, с. 115].

Процесс нравственного воспитания включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. Нравственные качества умственно отсталых младших школьников формируются и проявляются в процессе взаимоотношений с окружающей средой. В это окружение входит семья, детский сад, затем более широкий круг знакомых, товарищей и взрослых. С поступлением ребенка в школу круг этих отношений значительно расширяется. Ведущее значение приобретают отношения к учителю, товарищам, к своим обязанностям школьника [5, с. 139].

Воспитание нравственных качеств, их социальной направленности происходит, прежде всего, в деятельности, активно участвуя в которой младший школьник испытывает различные чувства, переживает отношение к нему взрослых и товарищей, на него влияют эмоции взрослых и сверстников, с которыми он сопереживает те или иные события жизни.

Нравственные качества являются важнейшей характеристикой личности ребенка. Они развиваются во взаимосвязи с другими качествами личности как элемент единого целого. Кроме того, все нравственные качества личности взаимосвязаны друг с другом: от отношения ребенка к родителям, к учителю в огромной мере зависит его отношение к учению и выполнению всех других обязанностей; от умения трудиться и привычки к труду зависит упрочнение таких качеств, как опрятность, аккуратность, бережное обращение с вещами, стремление помогать старшим [2, с. 142].

Взаимосвязь нравственных качеств личности наблюдается не только в их содержании, но и в процессе их воспитания, которая обусловлена тем, что каждое воспитательное воздействие на ребенка оказывает многогранное влияние на его развитие.

Л.И. Божович выдвинула концепцию воспитания нравственных качеств, согласно которой они рассматриваются, как закрепившиеся и ставшие привычными формами общественного поведения, и являются результатом личного побуждения и эмоционального положительного отношения ребенка.

Нравственное воспитание младших школьников с умственной отсталостью направлено на формирование качеств личности, поэтому за период обучения во всех начальных классах основное внимание уделяется воспитанию у детей таких нравственных качеств, как: любовь к Родине, трудолюбие, прилежание в учебе, бережливость, дисциплинированность, гуманизм, коллективизм, уважение к старшим, вежливость в общении с людьми в школе, дома и на улице, чувство дружбы и товарищества, ответственность, доброжелательность и заботливость, твердое знание правил и требований к поведению, умение различать правильные и неправильные, красивые и некрасивые, плохие и хорошие поступки в поведении других людей и своем собственном. Кроме того, с раннего возраста необходимо воспитывать у детей такие качества личности, как бодрость и жизнерадостность, вера в свои силы; самостоятельность в выполнении всех своих учебных и внеучебных обязанностей; опрятность и аккуратность [6, с. 124].

Ведущим компонентом в структуре нравственных качеств является система мотивов, определяющая поведение ребенка. Без соответствующих мотивов не усваиваются и не закрепляются нужные формы поведения - не формируется само качество. С этой точки зрения воспитать у ребенка нравственный идеал, черты которого он стремится в себе воплотить, значит сформировать у него устойчивые, постоянно действующие мотивы поведения. Следовательно, осуществление одного из основных условий нравственного формирования личности ребенка связано с воспитанием у него действенных идеалов, которые определяют его отношение к действительности и являются особым эмоциональным выражением ведущих тенденций его личности.

В структуре личности различные качества отличаются друг от друга, как по их удельному весу, так и по их социальной значимости. В зависимости от социальной значимости одни из личностных качеств целесообразно охарактеризовать как низшие, другие - как высшие, если при этом исходить из интересов поступательного, прогрессивного развития общества и личности в их взаимосвязи. Вместе с тем по степени воплощения в них достижений человеческой культуры, по уровню их организации и развития как факторов осознанного поведения качества личности можно подразделить на относительно простые и сложные. С этой точки зрения более сложными являются те личностные качества, которые: а) воплощают в себе наибольшее культурное богатство, усвоенное индивидом в процессе его социализации; б) представляют собой результат интеграции других качеств с различными феноменами самосознания данного человека [1, с. 84].

Если у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью появляются лишь зачатки элементарных нравственных качеств, то дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью поднимаются на более высокую ступень в своем нравственном развитии. В отличие от дошкольника, который в своих действиях исходит из непосредственных желаний, младший школьник, выполняя поручения взрослых, общественные и трудовые обязанности, учится делать в первую очередь то, что втекает из общих требований, правил, интересов коллектива. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью первоначально еще не дифференцируют собственно этическую оценку поступка от эмоционального отношения к нему. К концу младшего школьного возраста происходит уточнение нравственных понятий «хорошо» и «плохо» [6, с. 218].

Нравственность умственно отсталых детей младшего школьного возраста опирается на элементарные эмоции, чувства, представления и привычки. По мере взросления детей способность к нравственному поведению фиксируется в более стойких и разносторонних чувствах, в более или менее ясно осознаваемых понятиях, а затем и в убеждениях, которые первоначально складываются как привычный образ мышления.

Воспитание у детей нравственных качеств личности, в которых выражается их отношение к действительности - к обществу, к труду, к людям, вещам, составляет содержание нравственного воспитания. Действенным проявлением воспитываемых у детей нравственных качеств являются их поступки, поведение в различных конкретных условиях их жизни.

Таким образом, в результате наблюдения за длительным и сложным процессом воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью было выявлено, что нравственные качества воспитываются у детей на основе постепенного освоения нравственных понятий, оценок, на основе знаний, на которых, определенным образом оцененных взрослыми, строятся и собственные нравственные суждения детей; в процессе приобретения детьми знаний формируются первые элементарные нравственные понятия, каждое из которых включает в себя определенную совокупность существенных признаков, а сущность этих понятий раскрывается для детей лишь в процессе их жизненной практики.

Кроме того, нравственным следует считать такого ребенка, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. В своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Нравственность есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними моральные знания, взгляды, идеалы и убеждения.

Библиографический список

1. Белянин, К. С. Нравственное воспитание учащихся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида [Текст] / К. С. Белянин. - М. : Владос, 2007. - 111 с.

2. Высотская, Н. А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / Н.А. Высотская. - М. : Питер, 2006. - 229 с.

3. Основы специальной педагогики и психологии / под ред. Н. М. Трофимовой [и др.]. - М. : Питер, 2006. - 304 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов [Текст] / А.В. Рожков. - М. : Академия, 2004. - 243с.

6. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2005. - 395 с.

Bibliography

1. Belyanin, K. S. Moral Education of Students at a Special (Correctional) Educational Institution of VIII Type [Text] / K. S. Belyanin. - M.: Vlados, 2007. - ill р.

2. Vysotskaya, N. A. Moral Education of Junior Schoolchildren [Text] / N. A. Vysotskaya. -M.: Piter, 2006. - 229 р.

3. Special Pedagogics and Psychology Bases / N. M. Trofimova [and others]. - M.: Piter, 2006. - 304 р.

4. Pedagogical Encyclopedic Dictionary / Edited by B. M. Bim-Bud. - M.: Great Russian Encyclopedia, 2002. - 528 р.

5. Rozhkov, A. V. Moral Education: Search of New Approaches [Text] / A. V. Rozhkov. -M.: Academia, 2004. - 243 р.

6. Special Pedagogics / Edited by N. M. Nazarova. - M.: Academia, 2005. - 395 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.