портфолио включает в себя и материалы по повышению квалификации педагогов (программа по самообразованию, график повышения квалификации, фото-и видеоматериалы). Обобщая передовой педагогический опыт в электронном формате, педагоги открывают свое профессиональное богатство другим, следуя при этом известной народной пословице «Что отдано - то твоё, что спрятано - потеряно навеки».
Можно высказать общее мнение педагогов, создающих электронные образовательные ресурсы при помощи «Конструктора школьных сайтов» по технологии компании «Е-РиЬИэЬ»: программа достаточно проста для уверенного пользователя компьютером, нет необходимости в специальных, глубоких знаниях информатики, программа рассчитана на среднестатистического педагога. Программа «Конструктор школьных сайтов» позволяет иллюстрировать работу лучших педагогов ДОУ, знакомить широкую педагогическую общественность с творческими находками, эффективными методами и приёмами работы с детьми. Создание собственных электронных продуктов структурирует и систематизирует профессиональную деятельность педагогов, способствует их саморазвитию.
Электронная версия авторского методического пособия «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5 - 7 лет» [1], выполненная по технологии «Е-РиЬИэЬ», успеш-
но прошла апробацию на занятиях с детьми в детских садах, в процессе курсовой переподготовки педагогов по образовательной программе «Дошкольное образование (гувернер)» в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
Промежуточные результаты экспериментальной деятельности были продемонстрированы в апреле 2010 г. на областном семинаре для руководителей ДОУ Нижегородской области с представительством компании «Е-РиЬИэЬ».
Таким образом, экспериментально полученные результаты подтверждают эффективность представленного автором статьи информационного обеспечения инновационных процессов в дошкольном образовании Нижегородской области.
Список литературы
1. Белоусова, Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5 - 7 лет: метод. пособие / Р.Ю. Белоусова. - Н. Новгород, 2009.
2. Белоусова, Р.Ю. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях компьютерно-игрового комплекса / Р.Ю. Белоусова, М.И. Голунова // Нижегородское образование. - 2009. - № 2.
3. Морозова, Г.А. Маркетинговые технологии в регионе / Г .А. Морозова. - Н. Новгород, 2004.
УДК 376:373
Е.В. Гаврилова
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Автором исследования показана актуальность изучаемой проблемы, обозначены наиболее важные вопросы, связанные с воспитанием детей, имеющих нарушения слуха. В статье представлено описание некоторых игровых приемов, которые могут быть включены в работу педагога с целью нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, показаны особенности использования этих приемов.
Нравственное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, нарушения слуха, нравственное развитие детей с нарушениями слуха, нравственное воспитание детей с нарушениями слуха, методы, приемы, игровые приемы.
The author of this research presents the urgency of the investigated problem. The paper considérés the most important issues related to the education of children with hearing impairments. The paper also presents the description of some gaming methods which could be used for for moral education of late pre-school children with hearing impairments and demonstrates special features which characterize the use of these methods.
Moral education, late pre-school children, hearing impairments, moral development of children with hearing impairments, moral education of children with hearing impairments, methods, gaming methods.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего воспитания дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-бытовые качества, уважение к взрослым,
ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других людей [1]. Проблемы нравственного воспитания дошкольников ставились в многочисленных педагогических исследованиях как в плане формирования начал коллективизма, гуманизма (Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская
и др.), так и в плане формирования определенных нравственных качеств: доброжелательности (Т.И. Бабаева), отзывчивости (Л. А. Пеньевская), заботливости (М.И. Тимошенко, И.С. Демина), милосердия (И. С. Княжева). Особое внимание уделялось вопросам определения содержания воспитательного воздействия, возможности и необходимости использования разных видов детской деятельности в дошкольном учреждении (игровой, учебной, трудовой и др.).
Эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от выбора педагогом методов и приемов, который осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников [1]. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игровые приемы, используемые педагогом, способствуют созданию условий для самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он приобретает собственный опыт, вызывают и поддерживают интерес ребенка к деятельности, к изучению нового, побуждают к активным действиям.
Целью нашего исследования является разработка и апробация игровых приемов в системе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
В последнее время в отечественной и зарубежной сурдопедагогике и сурдопсихологии заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и социально-нравственного развития детей с нарушениями слуха (исследования Т.Г. Богдановой, Г.Л. Выгодской, Е.И. Исениной, Б.Д. Корсунской, О.И. Кукушкиной, Н.Г. Морозовой, Л.П. Носковой, В. Петшака, А.З. Свердлова, D.F. Moores, A.R. Zedenberg и др.). Нарушения слуха существенно усложняют нравственное развитие детей. Й. Лангмейер, З. Матейчек отмечали, что нехватка звуковых раздражителей ставит ребенка в положение сенсорной изоляции. Позиция родителей по отношению к ребенку, отсутствие полноценного контакта с социальным окружением, неполное удовлетворение основных социальных потребностей, пребывание ребенка в учреждении интернатного типа (Н.Г. Морозова, Е.И. Исенина, В. Петшак) - все это существенно сказывается на нравственном развитии ребенка с нарушенным слухом.
Необходимость раннего нравственного воспитания детей с нарушениями слуха подчеркивается в работах Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, Т.Г. Богдановой, Л. А. Головчиц, В.В. Заболтиной и др. Исследования ученых-дефектологов, практика детских садов и наши исследования показывают, что в результате правильно поставленной работы ребенок с нарушениями слуха приобретает такие же качества морального поведения, что и слышащий сверстник. Вместе с тем процесс нравственного воспитания ребенка с нарушениями слуха сложен и имеет свои особенности. Отсутствие слуха значительно затрудняет воспитание дошкольника, так как до формирования речи он не может овладеть в полной мере морально-этическими нормами поведения наравне со слышащими сверстниками. Дошкольники с нарушениями слуха недостаточно понимают окружающие события, не умеют выразить свои переживания [4].
Не умея установить контакт с ребенком, считая его больным, взрослые часто уступают его капризам и сами теряют терпение и выдержку, необходимые для воспитания детей. Только в условиях специального обучения речи дети начинают пользоваться словом для общения и познания окружающего мира [3]. Одновременно с обучением речи начинает осуществляться и целенаправленное воспитание детей с помощью слова.
Многие аспекты нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха остаются недостаточно изученными. В большей мере показана роль овладения речью в процессе нравственного развития (Н.А. Рау, Б.Д. Корсунская). Определяя фундаментальные положения к построению системы воспитания ребенка с нарушением слуха, педагоги и психологи (Л.П. Носкова, Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова и др.) интересовались проблемой уяснения специфических закономерностей развития ребенка, воспитание которого осуществляется в условиях социальной среды [3]. В числе неисследованных оказались вопросы методики нравственного воспитания данной категории воспитанников, в частности проблемы выбора методов и приемов воспитательного воздействия.
Анализ работы педагогов в ДОУ для детей с нарушениями слуха показывает, что существенным недостатком реализуемого на практике нравственного воспитания является его вербальный характер. Традиционные формы и методы - чтение художественной литературы, беседы на нравственную тематику и т.п. - являются важными, но не главенствующими в системе нравственного воспитания. Наблюдение ребенка за поведением других людей, его самостоятельная деятельность, а также возможность и способность совершать выбор способа поведения в той или иной ситуации является более важным в его нравственном становлении.
Моральные потребности становятся движущей силой нравственного поведения, рождая мотивы [2]. Желание удовлетворить свои потребности заставляет человека действовать. В результате возникают новые потребности, новые желания, новые поступки. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий, делать соответствующий выбор: зайти к заболевшему товарищу или поиграть с ребятами во дворе, дать новую машинку товарищу или оставить у себя, положив в ящик со своими игрушками, поделиться конфеткой с сестрой или съесть самому и т.д. Моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания [2].
Процесс нравственного воспитания предполагает решение трех задач: развитие нравственного сознания, нравственных чувств, формирование нравственного поведения. К сожалению, практика ориентирована в большей степени на развитие нравственного сознания. Детям сообщаются готовые моральные нормы, правила поведения, предъявляются и разъясняются нравственные требования и контролируется их выполнение. Эта методика в настоящее время все
больше показывает свою неэффективность. Необходимо использование новых методов и приемов работы, способствующих развитию нравственных чувств, формированию поведения, учитывающих особенности детей с нарушениями слуха.
Нравственное воспитание осуществляется в различных видах игровой, трудовой, учебной, бытовой деятельности, во всех режимных моментах [5]. Эффективность работы во многом зависит от того, какие приемы использует педагог в системе нравственного воспитания ребенка. В сложном педагогическом процессе воспитания детей с нарушениями слуха тот или иной прием не выделяется особо, изолированно, как единственный, а используется в связи с другими. Результаты нашего исследования позволили разработать и охарактеризовать некоторые игровые приемы индивидуально-личностного воздействия, которые могут быть эффективно использованы в системе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Их использование имеет свои особенности.
Эффективны в системе работы с детьми с нарушениями слуха дидактические игры с нравственным содержанием и игровые упражнения. Такие игры и упражнения помогают сформировать произвольную регуляцию поведения: ребенок учится сдерживать себя, согласовывать свои действия с установленными правилами, оказывать помощь. Нами разработаны игровые упражнения, в процессе выполнения которых ребенку необходимо разложить картинки, на которых изображены ситуации с нравственным содержанием, в две группы - «Хорошо» и «Плохо», подобрать табличку к картинке, оценить увиденный поступок, оценку выразить словом, жестом (погладить мишку по головке), выбрать табличку с соответствующим изображением: личико улыбающееся, хмурое, возмущенное и т.п., оценить героя рассказа (подставить табличку).
Деятельность, имеющая нравственное содержание, как и любая другая деятельность, имеет свое начало, когда ребенок осуществляет пробные действия; завершение, когда он пытается оценить свое поведение, поступок, выполняет действие с целью проконтролировать себя. В связи с этим игровые упражнения с нравственным содержанием условно разделены на три группы: так называемые упражнения на пробу, упражнения на приучение и упражнения на испытание. В основе этого деления - цель выполнения упражнения.
Целью игрового упражнения может быть научение. Упражнения на пробу - самые первые упражнения, которые выполняет ребенок: пробует выполнить то или иное действие, оценить, выбрать вариант поведения в конкретной игровой ситуации. Вторая группа игровых упражнений имеет целью приучение ребенка к выполнению нравственных норм. Особенность этих игровых упражнений состоит в том, что воспитанник несколько раз выполняет определенное нравственное действие. Так, например, с детьми проводилось игровое упражнение, содержание которого включало в себя начало разговора по телефону: набрав номер друга, поприветствовать того, кто взял
трубку, и попросить к телефону друга. Игровое упражнение «Утешь мишку» (мишка плачет, он упал, потерял варежку и т.п.) способствует формированию умения замечать необходимость оказания помощи, умений заметить необходимость проявления сочувствия и проявить сочувствие в каждой конкретной ситуации, приучает выполнять правила поведения. Третья группа упражнений - игровые упражнения, целью которых является испытание, контроль за уровнем овладения, усвоением того или иного нравственного правила.
Большое внимание мы уделяем в своем исследовании играм-драматизациям. Эти игры помогают воспитывать нравственные чувства. В образной форме дети легче усваивают моральное содержание произведения, учатся правильно оценивать поступки героев сказки или рассказа. Сила игры-драматизации в том, что она помогает передать содержание сказки, ее мораль через поступки персонажей, выраженные в различных игровых действиях. Игра-драматизация -эффективный прием, который дает возможность в игровой ситуации разобраться и «примерить» на себя различные роли, попробовать действовать в определенной ситуации в лице конкретного персонажа. Игры-драматизации способствуют формированию положительных и постепенному преодолению отрицательных качеств.
В работе по драматизации сказки или иного произведения мы выделили несколько этапов. На первом этапе, выбрав, например, для драматизации сказку «Заячья избушка», мы рассказываем ее детям, подчеркивая наиболее важные моменты интонацией, мимикой, жестами.
На втором этапе - через один-два дня - снова возвращаемся к сказке, показываем различные иллюстрации, отдельных персонажей сказки, обращая внимание на характерное в каждом образе. Повторение сказки проходит живо.
На следующий день - третий этап работы - читаем сказку в сопровождении настольного театра. Важно при этом не отвлекать внимание детей сложными декорациями. Персонажей сказки мы оставляем на столе, чтобы дети могли самостоятельно поучиться водить кукол.
Содержанием четвертого этапа работы является повторение, воспроизведение детьми диалогов персонажей сказки, проигрывание нескольких эпизодов из данного произведения. Большую помощь на данном этапе работы оказывают таблички, на которых написаны слова, предложения по сюжету сказки, а также различные слова, фразы, в которых выражено отношение к героям сказки и их поступкам.
В следующий раз - на пятом этапе работы - эта сказка читается в лицах с использованием настольного театра. Повторяются трудные места сказки. Воспитанников учим выразительности, правильной интонации. Постепенно дети запоминают сказку.
Содержанием шестого этапа является подготовка к драматизации сказки. Декорации, элементы костюмов дети готовят на занятиях по изобразительной деятельности, в часы игр. При разучивании текста сказки необходимо обращать внимание на обстанов-
ку, в которой происходит действие, на поступки героев и их отношения. При распределении ролей в игре-драматизации рекомендуется давать роли смелых персонажей нерешительным, неуверенным детям, роль, где нужно проявить щедрость, - ребенку, у которого отсутствует это качество, тем самым упражняя детей в смелости, щедрости и т.д.
Завершающим этапом работы над сказкой является выступление детей. Организация такого рода спектаклей способствует и формированию умения вести себя во время спектакля. Обучаем детей этим правилам поведения в зрительном зале в процессе организации игр-упражнений, где действия сопровождаются пояснениями, указаниями педагога. Участвуя в спектакле в качестве зрителя, ребенок демонстрирует и закрепляет те умения, которые он приобрел в процессе игр-упражнений. Для драматизаций мы выбираем сказки и рассказы. Хороший материал представлен в книгах Б. Д. Корсунской (рассказы с нравственным содержанием). Многие рассказы дети могут читать сами под руководством педагогов на занятиях по развитию речи.
Кроме игр-драматизаций мы с успехом используем игры в кукольный театр.
Использование театрализованных игр в целях нравственного воспитания детей с нарушениями слуха требует соблюдения ряда условий: создания предметно-игровой среды, моделирования ситуаций с нравственным содержанием, подбора текстов, положенных в основу любого вида театрализованной игры. В ходе таких игр обращается внимание на ознакомление детей с образцами поведения по отношению к игрушкам-куклам, игрушкам-животным, оценке поведения персонажей, определению значимых мотивов взаимоотношений персонажей, анализу поступков детей и взрослых, оцениванию их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. Использование игр-спектаклей, театрализованных действий на праздниках и развлечениях («Ежели вы вежливы», «Мамин праздник», «Праздник Мойдодыра», «День птиц», «Наши меньшие братья») позволяют детям не только закреплять усвоенные нормы и правила поведения, но и видеть, чему научились, оценивать свои достижения, демонстрировать их родителям.
В работе с детьми мы уделяем большое внимание музыкальным играм с движениями, подбираем игры
с нравственным содержанием: модифицированная игра «Вася-гусеночек», «А кто у нас вежливый?», «Как я маме помогала», «Я хороший, я пригожий -вот такой, вот такой» и т.д. Такие игры удобно проводить на занятиях по ритмике, на музыкальных занятиях.
Интересным и эффективным является прием игровых поручений, который способствует активизации внимания всех детей, позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку. Игровая форма позволяет ребенку осуществить то или другое действие («Помоги кукле одеться», «Кукла Катя помогает мишке убрать посуду. Покажи Кате, как это нужно делать», «Принеси, пожалуйста, для куклы-бабушки стул»).
Наше исследование показывает, что в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, первостепенное место должны занимать приемы, в основе которых лежит деятельность, действия. Использование перечисленных выше игровых приемов позволило сформировать представления у детей о способах поведения в определенных нравственных ситуациях, умения действовать, способствовало формированию у воспитанников таких нравственных качеств, как доброжелательность, вежливость, щедрость.
Апробация игровых приемов показала, что они могут быть успешно использованы как педагогами, так и родителями в системе нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Список литературы
1. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк, 2003.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М., 1976.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. -М., 2002.
4. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М., 2000.
5. Морозова, Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста / Н.Г. Морозова // Дефектология. - 1985. - № 3. - С. 63 - 66.
УДК 371.927
Л. В. Июдина
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III - IV УРОВНЕЙ
Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III - IV уровней. В статье описаны особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой, раскрыта технология формирования коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III - IV уровней в процессе логопедического воздействия.