речи нормальный. Голос без нарушений. Произношение слов слитное, словесное ударение и орфоэпические нормы в большинстве случаев соблюдают правильно. У всех учащихся стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. На слух контрольные слова воспринимают по-разному, в зависимости от состояния тонального слуха и уровня развития слухового восприятия. Контрольные слова на слух воспринимают в большинстве случаев, правильно воспринимают слогоритмическую структуру слов и отдельные звукокомплексы. Всегда отвечают словом на предъявленный речевой стимул. Основное содержание контрольного текста слухозрительно воспринимают.
Таким образом, мы полагаем, что учет характеристик произносительной стороны устной речи и возможностей слухового восприятия глухих учащихся будет способствовать реализации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении произношению.
Список литературы
1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. - М.: Владос, 2008.
2. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
3. Пеннин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А. и др. Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - СПб.: Каро, 2006.
4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1 вида. - М.: Просвещение, 1997.
5. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973.
6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
7. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1984.
8. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004.
УДК 376.1-056.263
В. В. Заболтина
Эмоционально-нравственное воспитание дошкольников
с нарушениями слуха
Статья посвящена рассмотрению таких средств эмоционально-нравственного воспитания как пример со стороны взрослого, игра и руководство деятельностью ребенка и возможностей их использования в работе с детьми с нарушениями слуха.
This article is devoted to the consideration of such means of emotional and moral education as an example of the adult, gambling, and management of the child and their use in working with children with hearing impairment.
Ключевые слова: эмоционально-нравственное воспитание, дошкольный возраст, нарушение слуха, игра, эмоционально-нравственное развитие, развитие речи.
Key words: emotional and moral education, preschool age, the violation hearing, game, emotional and moral development, speech development.
Игре как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей (Л.Б. Баряева, И. Вечканова, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Б.Д. Корсунская, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). В игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения - учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками.
В процессе нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха необходимо решать следующие задачи: учить понимать и давать оценку поступкам персонажей; понимать их эмоциональные состояния и выражать свое понимание с помощью образных и речевых средств; формировать в игре представления о правилах доброжелательного поведения, уметь применять их в реальных ситуациях.
В основе организации работы должен лежать комплексный под -ход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса эмоционально-нравственного воспитания выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.
Центральное место в экспериментальной работе отводится различным видам театрализованных игр: играм в кукольный театр, играм-драматизациям, играм-спектаклям. Их использование в целях эмоционально-нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий: создание предметно-игровой среды; под-
бор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр; включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия. Все поставленные задачи необходимо реализовывать в совместной деятельности педагогов, психолога, музыкального работника, учителя по физическому воспитанию.
Содержание эмоционально-нравственного воспитания должно определяться комплексом его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. На всех этапах работы по эмоционально-нравственному воспитанию используются:
• эмоционально-выразительный пример взрослого как метод стимулирования чувств и отношений детей;
• игра-беседа с персонажами как метод формирования нрав -ственного сознания;
• упражнение и руководство деятельностью как методы формирования нравственного поведения.
Работу по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием театрализованных игр необходимо проводить последовательно в три этапа.
На первом этапе работы основное внимание важно уделять формированию интереса к действиям и общению с куклами; знакомству с эмоциональными состояниями, способами их невербального и вербального выражения, а также образцами поведения по отношению к кукле и игрушкам-животным; оценке поведения персонажей. На данном этапе можно использовать игры дошкольников с куклами, режиссерские игры педагога, игру-драматизацию с участием детей подготовительной группы на основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Злой Бубу и добрый зайка», «Вместе весело!», «Помоги Кате» и др.) и адаптированных текстов Л. Толстого («Чиж» и др.), А. Барто («Мишка», «Мяч» и др.).
На втором этапе у детей развивают интерес к эмоциональным проявлениям и поведению персонажей; учат их использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций персонажей в процессе перевоплощения в театрализованной игре; определять значимые мотивы взаимоотношений персонажей. В процессе работы рекомендуется использовать самостоятельные игры дошкольников с куклами и театральными игрушками, игры-имитации, режиссерские, образные и ролевые игры с активным участием взрослого. В качестве литературной основы театрализованных игр на данном этапе можно предложить рассказы Б.Д. Корсунской («Чашка», «Обманул», «Нельзя бросать друзей» и др.) и специально составленные небольшие
тексты с нравственным содержанием («Упрямые бараны», «Ссора», «Друг» и др.), а также адаптированную сказку «Курочка Ряба».
На третьем этапе работы по нравственному воспитанию детей необходимо акцентировать внимание на совершенствовании понимания эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике и смысловому контексту ситуации, на анализе их причин; на обучении технике создания целостного игрового образа посредством мимической, пантомимической и речевой выразительности в процессе театрализованных игр. Дошкольников важно учить анализировать поступки детей и взрослых, оценивать их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. В основу театрализованных игр могут быть положены специально разработанные рассказы «Почему Нате грустно?», «Синие листья», «Сломал» и др. Помимо режиссерских и ролевых игр на заключительном этапе обучения широко используются игры-спектакли («Три поросенка», «Маша и медведи» и др.) и театрализованные действия на праздниках и развлечениях («Праздник вежливости», «Мамин день» и др.).
Работу по эмоционально-нравственному воспитанию необходимо начинать со знакомства дошкольников с текстом рассказа или сказки. Для этого в зависимости от возраста и возможностей воспитанников можно использовать инсценированный рассказ педагога, пояснительное или самостоятельное чтение по методике Б.Д. Кор-сунской. Так детям среднего дошкольного возраста педагог может продемонстрировать режиссерскую игру на основе специально разработанных небольших текстов со знакомыми им персонажами-игрушками (белка, зайка, мишка, кукла и др.). При этом для лучшего понимания воспитанниками сюжета, эмоций, характеров и отношений персонажей рекомендуется использовать игрушки, музыкальные фрагменты, иллюстрации, таблички. Эту работу можно осуществлять на занятиях по развитию речи, игре, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Важно отметить, что во время знакомства детей с текстом психологу необходимо отслеживать их эмоциональные, двигательные и поведенческие реакции, отмечать направленность и глубину их переживаний, а педагогу создавать условия для проявления активности в выражении ими чувств, отношений к персонажам и содействия им.
После этого проводится игра-беседа с персонажами, где воспитанники не только отвечают на вопросы по поводу причин эмоциональных состояний персонажей и их поступков, но и самостоятельно действуют с игрушками и куклами. Это способствует поддержанию интереса детей к игре, уточняет понимание характеров персонажей и нравственный смысл текста, помогает оценить поступки персонажей и вспомнить схожие ситуации из их собственного опыта. Затем необхо-
димо осуществить повторное чтение-разыгрывание текста с использованием настольного театра с картонными изображениями персонажей, а в некоторых случаях - слушание и сравнение музыкальных отрывков, демонстрирующих особенности персонажей, что будет способствовать более полному пониманию нравственно ценного сюжета и подбору совместно с воспитателем или музыкальным работником характерных для персонажей выразительных движений и речи.
В процессе работы важно использовать слова и фразы, необходимые для формирования представлений об эмоциональных со -стояниях и правилах поведения, для оценки поступков персонажей: грустный, веселый, грустно, весело, грустит, веселится, рада, доволен, приятно, неприятно, помогает, заботится, добрый, заботливый и др.
Подводя ребенка к театрализованной игре, воспитателю следует уделять особое внимание эмоциональной стороне и нравственно ценным мотивам взаимоотношений персонажей: «Кукла жалеет зайку. Молодец, кукла, пожалела зайку». Кроме того, взрослый помогает детям создать игровую ситуацию и войти в роль: «Почему кукла плачет? Что случилось?», «Пожалеем куклу».
Воспитателю необходимо оказывать дошкольникам помощь в подборе атрибутов и выразительных средств для передачи эмоционально-нравственного содержания текста, а затем и в распределении ролей. Для этого на физкультурных и музыкальных занятиях можно широко использовать игры-имитации и игры-импровизации под музыку с использованием деталей костюмов, где детей учат выразительно передавать настроение и характер персонажей с помощью мимики, пантомимики и голоса.
На данном этапе работы можно применять режиссерские игры преимущественно с реалистичными театральными куклами (проволочные, пластилиновые, би-ба-бо и др.) и игры-драматизации по сюжетам небольших рассказов и сказок, а также по знакомым ситуациям из жизни дошкольников. Важно отметить, что педагог должен активно участвовать в этих играх вместе с детьми, способствуя усвоению эмоционально-нравственного сюжета через образы пер -сонажей. Сначала игра с участием дошкольников проводится в упрощенном варианте. Затем, по мере овладения ролью и действиями с театральными игрушками всеми воспитанниками, в более развернутом и разнообразном.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей можно использовать обучающие режиссерские игры, в которых с помощью фигурок плоскостного театра или кукол би-ба-бо воспитателем эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации. Для дошкольников, испытывающих трудности в освоении ролевого поведения, используется совместная игра с воспитателем в свободное время, в кото-
рой детям демонстрируются способы ролевого поведения с использованием выразительной пантомимики, мимики, жестов и речи. При этом воспитатель должен эмоционально и достоверно передавать образ персонажа, сопровождая свои действия выразительной речью. Вместе с тем он вызывает активность ребенка, вовлекая его в ролевой диалог, а также в решение игровой проблемной ситуации.
Кукла Таня плачет. Давай спросим Таню: «Что случилось? Почему ты плачешь?» Она упала? Её обидели? Нужно пожалеть Таню. Вытрем ей слезы, погладим её по голове. Вот так, ласково: «Не плачь, Таня!» Ты - молодец, поступил хорошо: пожалел Таню.
Постепенно посредством подобного активизирующего влияния воспитатель содействует нахождению детьми новых вариантов решения нравственных игровых проблемных ситуаций, закрепляет новые формы игрового общения через роли и ролевое взаимодействие.
Особое внимание на данном этапе необходимо обращать на связь между настроением персонажей и особенностями вербальной и невербальной выразительности (пантомимика, мимика, сила голоса, темп, интонационное и логическое ударение). Для этого можно использовать элементы фонетической ритмики, разыгрывание отдельных сценок, где подчеркиваются особенности ситуации мимикой (например, «покажи, как зайка испугался»), а также ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности и отдельные роли с использованием невербальных средств. Кроме того, в занятия важно включать игры-имитации и подвижные игры с сюжетным содержанием, в которых все движения дети сопровождают речью, что помогает воссоздавать образ персонажа, которому они подражают в движениях, жестах, мимике, и усваивать ролевые формы поведения. Созданию образов персонажей также способствуют следующие приемы: игра-беседа с персонажами, рассматривание иллюстраций, участие взрослого в детских играх с целью демонстрации образа, в том числе речевого; совместное обсуждение с детьми ролевого поведения после проведенной игры; выполнение ими разных ролей в рамках одного сюже -та. Эта работа стимулирует развитие творческого воображения, речи и её выразительной интонации, мимики, передачу взаимоотношений между персонажами.
Усложнению сюжетов игр способствует не только создание предметно-игровой среды, но и чтение рассказов и сказок, обсуждение и фиксирование в виде небольших текстов-сценариев проблемных ситуаций из жизни детей, просмотр театральных мини-спектаклей на основе проблемных ситуаций. На занятиях по развитию речи педагогу необходимо учить дошкольников связно и последовательно пересказывать рассказ, сказку, выразительно
передавать диалоги действующих лиц, рассказывать о настроении и характере персонажей, высказывать собственное отношение к поступкам персонажей, описывать ситуации, находить выход из проблемных ситуаций, изложенных в тексте.
На данном направлении работы можно использовать режиссерские игры преимущественно со схематизированными куклами (фанерные, картонные, типа «берегиня»), изготовленными дошкольниками на занятиях по изобразительной деятельности и труду. Помимо инсценирования рассказов и сказок применяются игры-драматизации на основе ситуаций из жизни детей и проблемных ситуаций. Работу с ними рекомендуется строить следующим образом: педагог демонстрирует картину, изображающую конфликтную ситуацию (дети дерутся), которая внимательно рассматривается детьми. Затем взрослый спрашивает их о том, кто изображен на картинке и что случилось. С помощью игрушек он демонстрирует и рассказывает, как произошел конфликт, используя при этом таблички с написанными предложениями. В итоге получается небольшой рассказ, который является основой для последующей режиссерской игры. В дальнейшем совместно с психологом дошкольники обсуждают и проигрывают различные конструктивные варианты выхода из конфликтной ситуации, которые затем реализовываются в играх-драматизациях.
В качестве заключительного этапа по сюжету рассказа или сказки проводится театрализованная игра-спектакль, которая может выступать как развлечение или фрагмент праздничного концерта. В подготовке к ней могут участвовать все дети и взрослые. Часть дошкольников выполняет роли актеров театра, другая часть, а также сотрудники учреждения и родители - роли зрителей. На занятиях по ознакомлению с окружающим важно расширять представления де -тей о правилах поведения в театре и его атрибутах. На занятиях по труду и изобразительной деятельности дошкольники совместно с воспитателем изготавливают декорации, билеты, афиши, цветы для актеров. В свободное время и на занятиях по развитию речи дети -актеры могут «репетировать» ролевые диалоги, на занятиях по игре - ролевое поведение. После «спектакля» дети и взрослые обмениваются своими впечатлениями; интересуются, какую роль выполнял тот или иной ребенок; что было самым интересным в спектакле; изображают понравившиеся им моменты сюжета или роли. Это общение способствует закреплению чувств и эмоций, которые дошкольники испытывали в процессе игры.
Таким образом, осуществление работы в соответствии с описанными направлениями будет вызывать у детей потребность в активном выражении чувств, сопереживании персонажам; стимулировать не только мыслительную деятельность, но и пробу-
ждать воображение, что необходимо для эмоционально-нравственного воспитания и развития игры как деятельности. Эффективность этих процессов зависит от содержания работы, суть которой в создании игровых ситуаций с нравственным содержанием с целью формирования у дошкольников «эмоциональных образов» проблемной ситуации и соответствующих ей действий.
Использование театрализованных игр важно сочетать с другими направлениями работы по нравственному воспитанию. Параллельно обучению театрализованной игре необходимо развивать сю-жетно-ролевую игру, в которой дети учатся использовать игрушки и предметы-заместители, принимать на себя роль, действовать в соответствии с ней, обогащать своё ролевое поведение за счет выразительных движений и жестов. Большое внимание следует уделять обучению навыкам взаимодействия со сверстником и взрослым, развитию способности к эмоциональной децентрации, необходимой для принятия ролевой позиции в игре. Для стимулирования воображения детям можно предлагать игры, которые требуют перевоплощения, умения создавать образы на основе уже имеющихся впечатлений, а также нахождения различных вариантов поведения персонажа в соответствии с нравственной ситуацией игры.
Важным аспектом нравственного воспитания является обогащение представлений детей о взаимоотношениях людей, их чувствах, переживаниях в процессе ознакомления с окружающим миром, просмотра мультфильмов, организации праздников.
На всех этапах коррекционной работы особое внимание должно уделяться обучению дошкольников пониманию текста и развитию их речи. В ходе работы над текстом в первую очередь необходимо обеспечить понимание фактического содержания, что является основой для появления первоначальных нравственных представлений, введения соответствующего словаря. Для этого можно использовать разработанные Б.Д. Корсунской (1985) специальные тексты, методические средства и приёмы: инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, рассказывание, ответы на вопросы и другие задания, уточняющие содержание рассказа.
Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Дошкольников необходимо учить использовать различные средства эмоциональной выразительности в процессе музыкально-ритмических движений, во время игры на музыкальных инструмен -тах, музыкально-двигательных игр по сюжетам рассказов и сказок с нравственным содержанием. Развитие речевых и интонационных средств выразительности речи достигается с помощью речевой ритмики. В процессе работы над произношением на материале текстов, игровых ситуаций можно вести работу по развитию логическо-
го ударения, изменению силы и высоты голоса, овладению темпо-ритмической стороной речи. Важно широко использовать игры-имитации и подвижные игры, которые сочетаются с выразительными движениями и речью.
Большое внимание необходимо уделять художественно-образному использованию представлений в изобразительной деятельности. В процессе рисования можно учить детей с помощью цвета передавать эмоциональные состояния персонажей, а также создавать серии иллюстраций по сюжетам прочитанных текстов. В лепке следует учить передавать пантомимические проявления эмоциональных состояний, а также замечать изменения позы у пластилиновых персонажей. Дошкольникам предлагаются задания, требующие понимания и самостоятельного создания пиктограмм, схематичных изображений людей, реальных предметов, нахождения сходства и различий в изображениях эмоций персонажей, рассматривания готовых рисунков и поделок, их обыгрывания. Особая роль на данных занятиях должна принадлежать развитию осмысленного восприятия художественных образов на основе комплекса зрительных, тактильно-двигательных ощущений и словесных характеристик.
Таким образом, комплексная работа по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями слуха с использованием театрализованной игры будет в значительной мере способствовать расширению и закреплению их представлений об эмоциях и правилах поведения, развитию и обогащению игры, формированию моторных навыков, развитию речи, а также расширению возможностей слухового восприятия и общения. Это в конечном итоге усилит общий коррекционно-развивающий эффект обучения и воспитания, и будет способствовать совершенствованию всего процесса дошкольного образования детей с нарушениями слуха.
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. -СПб.: Союз, 2001. - 310 с.
2. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
3. Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.
4. Заболтина В.В. Театрализованные игры - средство эмоционально-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - С. 70-74.
5. Корсунская Б.Д. Читаю сам: Книга для чтения для глухих дошкольников: в 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Соколова Н.Д. Формирование нравственно-волевых предпосылок к обучению в школе у умственно отсталых дошкольников // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1990. - С. 131-149.
УДК 376.1-058.264
Т. В. Захарова
Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В статье рассмотрены нетрадиционные технологии развития образной выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Особый акцент сделан на выборе технологий на основе базисного принципа коррекционно-развивающего обучения - связи речи с другими видами деятельности.
The article deals with the development of innovative technologies like expressive speech in preschool children with general speech underdevelopment. Particular emphasis is placed on the choice of technologies based on basic principle of developing remedial training - of speech communication and other activities.
Ключевые слова: дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, образная выразительность речи, метод развития творческого воображения, теория решения изобретательских задач.
Key words: pre-school age, the general undevelopment of speech, figurative expressive speech, the method of creative imagination, the theory of inventive problems solutions.
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению средствами образной выразительности речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Анализ литературы свидетельствует о наличии интереса отдельных педагогов и психологов к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову (Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, Н.А. Туранина, К. Фюн-фштюк, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко и др.). [1, 3, 7]. Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием.