Научная статья на тему 'Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции'

Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3756
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ / TEACHER MODELING / EXPERIMENTAL TESTING OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потаповская Ольга Михайловна

Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлена модель духовнонравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции и описание опыта экспериментальной апробации модели в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потаповская Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF VALUE OF DOMESTIC DOMINANT SOCIOCULTURAL TTRADITIONS

The article continues the series of articles on spiritual and moral education of preschool children. To the readers a model of spiritual and moral education on the basis of value of domestic dominant socio-cultural traditions and experiences of the experimental testing of the model in pre-school educational institutions

Текст научной работы на тему «Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 1(28). С. 27-50

Моделирование духовно-нравственного воспитания

ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

О. М. Потаповская

Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлена модель духовнонравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции и описание опыта экспериментальной апробации модели в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ теории и практики содействия духовно-нравственному становлению и развитию дошкольников позволил нам подойти к построению модели духовнонравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Теоретическое моделирование, а также разработка программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию для использования в работе с детьми, педагогами и родителями воспитанников детских садов осуществлялись нами в логике традиционалистской педагогической парадигмы, ориентированной на базовые ценности отечественной социокультурной традиции.

В работе мы опирались на данное В. И. Загвязинским определение модели как мысленно представленного и материально реализованного аналога изучаемого объекта или процесса, способного заменить его так, что появляется возможность получить об объекте или процессе новую информацию1. Исходным было положение о том, что по отношению к исследуемому явлению модель выполняет ряд функций: объяснительную, иллюстративную, информационную, нормативную, проективную, эвристическую (преобразующую). Помимо углубленного теоретического анализа изучаемого процесса моделирование дает возможность создания механизма управления и оценки результативности его осуществления на практике.

В соответствии с типологией В. И. Загвязинского разработанная в ходе нашего исследования модель духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении является структурно-функциональной, так как представляет собой иерархически организованную структуру моделируемо-

1 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. М., 2008. С. 45.

го процесса, раскрывает системные связи, обозначает способы функционирования как отдельных элементов, так и всего комплекса деятельности дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей.

Специфика разрабатываемой модели определялась пониманием духовнонравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении как содействия целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия по освоению отечественного социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностно-практическом аспектах. В соответствии с обозначенной трактовкой выстроены четыре структурных блока модели: методологический, содержательный, организационно-методический, критериальнооценочный. Последовательно охарактеризуем каждый из этих блоков.

Методологический блок модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении включает обозначение базовых методологических подходов, принципов, закономерностей духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Методологическую основу процесса духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении составляют такие научные подходы, как: онтологический, антропологический, аксиологический, культурологический, социокультурный, личностно-деятельностный, возрастной, институциональный. Они позволяют опираться на сущностные характеристики процесса духовно-нравственного воспитания, минимизируют риски его формального, поверхностного, фрагментарного осуществления, дают возможность реализации интегрирующей функции духовно-нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе детского сада.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении, важно опираться на закономерности развития ценностносмысловой сферы дошкольника, а следовательно, и процесса духовно-нравственного воспитания как содействия освоению ребенком жизненных ценностей и смыслов. Среди этих закономерностей выделим особую значимость семьи и ближайшего социокультурного окружения для освоения дошкольниками опыта нравственных отношений и первоначального духовного опыта, а также обращение детей к духовной жизни через развитие внутреннего эмоциональносердечного отношения к миру и непосредственную связь духовно-нравственного воспитания с охраной физического, душевного и духовного здоровья ребенка. С учетом этих закономерностей построены классические системы духовнонравственного воспитания дошкольников в логике традиционалистской парадигмы.

Стратегические принципы организации духовно-нравственного воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции во многом совпадают с общепедагогическими, но имеют свою специфику. Назовем и охарактеризуем эти принципы:

— системность, основанная на интеграции отечественных традиций семейного и общественного воспитания в контексте единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации педагогов

и родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение — семья — личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребенка от негативного воздействия информационной среды;

— культуросообразность освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культуре и образу жизни, знакомство с феноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта;

— неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей) в ходе освоения социокультурной традиции;

— планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга (природного, гражданского, народного, традиционного религиозного);

— интерактивность, предполагающая использование активных личностноориентированных педагогических технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей, методической работы с педагогами и взаимодействия с семьями воспитанников;

— социокультурная и психологическая адаптивность содержания программ духовно-нравственного воспитания, предполагающая непротиворечивость предлагаемого содержания «Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»2, запросам, проблемам и возможностям семей и педагогов дошкольных образовательных учреждений как участников воспитательного процесса;

— возрастной и индивидуальный подход в воспитании.

Базовые принципы позволяют системно вести работу по духовнонравственному воспитанию дошкольников с опорой на ценности отечественной социокультурной традиции, развивать неповторимую индивидуальность личности каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников педагогического процесса. Эти принципы, с нашей точки зрения, являются приоритетными в создании единого социокультурного воспитательного пространства «детский сад — семья», детальные характеристики которого могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, специфики региона, конкретного социального заказа.

2 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) // Справочник по дошкольному образованию. М., 2011. С. 295-303.

Содержательный блокмодели. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках нашей модели выстраивается с использованием уточненных в ценностно-целевом контексте примерных основных образовательных программ дошкольного образования и проработанных в методическом отношении парциальных программ по духовно-нравственному воспитанию на основе традиций отечественной культуры. В пакет программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы включили:

— программно-методический комплекс «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы Е. А. Губина, Н. С. Кудряшева, Г. И. Лугвина,

Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю. Твардовская)3;

— авторский программно-методический комплекс, состоящий из «Программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности»4, методических пособий «Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста»5, «Четыре рукавички. Празднование Дней рождения и Дней ангела в дошкольном образовательном учреждении и семье»6, «Семейная гостиная. Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания»7, «Социокультурные основы дошкольного образования. Программа повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений» (программа разработана автором статьи, еще не опубликована);

— программно-методические материалы Семейного клуба родительского опыта «Рождество» — «Введение в традицию»8, «Русская сказка в домашнем театре»9, «Венок игр. Тематические игры с дошкольниками»10.

Будучи выстроены в рамках традиционалистской педагогической парадигмы, используемые в модели парциальные программы духовно-нравственного воспитания соотносятся с примерными основными образовательными программами дошкольного образования и хорошо интегрируются между собой. Использование сразу нескольких специализированных программ по духовнонравственному воспитанию является фактором, обогащающим содержание работы и методический инструментарий воспитателей детских садов. По жела-

3 «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования // Истоковедение. Т. 5. М., 2007. С. 97—189.

4Потаповская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности: Учебное пособие. М., 2009.

5 Она же. Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. М., 2004.

6 Она же. Задушевные беседы. Журнал в журнале // Дошкольник. Младший школьник. 2006. № 4-6; 2007. № 1-6; 2008. № 1-4.

7 Она же. Семейная гостиная. Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания. М., 2003.

8Крячко А. А. Введение в традицию: Программа студийных занятий с детьми. М., 2004. (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»).

9 Она же. Русская сказка в домашнем театре. М., 2004. (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»).

10 Венок игр. Тематические игры с дошкольниками / Сост. А. Абрамова (Крячко) и Е. Хлебникова. М., 2008.

нию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения к обозначенному программно-методическому комплексу могут быть добавлены и другие программно-методические материалы социокультурной направленности.

Содержание духовно-нравственного воспитания в рамках сформированного комплекса программ ориентировано на содействие развитию внутреннего мира ребенка, воспитание у дошкольника ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле, формирование иерархии мотивов сообразно традициям отечественной культуры. Целью использования парциальных программ социокультурной направленности является содействие комплексной воспитательно-образовательной (если необходимо, коррекционно-развивающей) работе с детьми посредством деятельностного приобщения дошкольников к отечественным духовно-нравственным ценностям и традициям.

Задачи программного комплекса по духовно-нравственному воспитанию мы разделили на обучающие, развивающие и воспитывающие. Обучающие задачи предполагают:

— знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой народа;

— формирование первоначальных представлений о духовном мире, о заповедях нравственной жизни человека;

— знакомство с элементарными сведениям из Священной истории, образно и тематически связанными с нею произведениями художественной литературы, живописи, иконописи (доступными пониманию детей);

— первоначальное ознакомление с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;

— формирование представлений о целесообразном и культуросообразном устройстве предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через трудовые дела, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.

Развивающие задачи:

— содействие общему развитию ребенка;

— помощь в освоении социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т. п.), налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

— развитие умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь ее;

— развитие нравственного и эстетического чувства ребенка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов (добро — зло, хорошо — плохо, красиво — некрасиво), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, проявлять участие и заботу, приумножать красоту;

— помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;

— содействие развитию речи детей: обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;

— развитие чуткости к художественному слову (поэтическому и прозаическому), воспитание трепетного отношения к образам Родины и образам детства, представленным в произведениях русских поэтов и писателей;

— развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности.

Воспитывающие задачи предполагают:

— помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;

— содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

— содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельному, непраздному проведению времени;

— воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

— воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

— воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

— воспитание основ художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной культуры;

— воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в каждой возрастной группе детского сада построена по календарному принципу с выделением осеннего, зимнего, весеннего и летнего сезонных циклов. Внутри каждого календарного цикла раскрывается пять основных содержательных линий, присутствующих во всех программах сформированного комплекса: «Дом и семья в жизни человека», «Мир вокруг», «Наше Отечество», «Основы православной культуры», «Труд земной и труд души». Эти пять содержательных линий пронизывают ткань детских игр, трудовых дел и занятий; дополняя друг друга, они составляют содержание наблюдения, бесед, круга детского чтения, методических слайдовых и видеофильмов, сказок, песен, творческой деятельности. В процессе реализации сформированного программно-методического комплекса с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных мероприятий (по отношению к каждому ребенку и детской группе в целом) необходимо общение всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, работающих с детьми. Обязательным условием реализации программного комплекса духовнонравственного воспитания дошкольников является также осуществление тесного взаимодействия этих специалистов с семьями воспитанников и педагоги-

ческое просвещение родителей на занятиях Родительской школы, Семейного клуба, Семейной гостиной по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества. Методическое сопровождение реализации программ духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении включает проведение курсов повышения квалификации по теме «Социокультурные основы дошкольного образования» для руководителей, воспитателей и специалистов детского сада.

В организационно-методическом блоке модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении представлены целевые ориентиры, средства, формы, методы, педагогические условия и этапы реализации модели. Целевым ориентиром духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является формирование начал ценностно-смысловой сферы ребенка, содействие обретению дошкольником нравственного и духовного опыта посредством деятельного освоения и творческого развития в жизненной практике духовных традиций отечественной культуры.

В качестве главных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников мы выделяем обогащенную в социокультурном отношении предметноразвивающую среду дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также культурные практики детства (термин Н. Б. Крыловой11) — вводящие в контекст культуры и способствующие развитию ребенка виды самостоятельной, а также совместной со взрослыми и сверстниками деятельности. Среди ведущих культурных практик дошкольного детства следует отметить общение в разновозрастных детско-взрослых сообществах; разнообразные игровые и речевые практики; участие в хозяйственной и трудовой жизни семьи и детской группы; практику познания, проявления любознательности, интереса к окружающему миру, вопрошания (начала рефлексии); общение с природой, животными, путешествия; культурное пространство чтения, рассматривания, создания книги; художественную (изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность); опыт посещения и восприятия театральных и музыкальных постановок, спектаклей, концертов, художественных выставок; просмотр/прослушивание детских художественных и образовательных передач, программ, журналов, СО и ОУО-дисков; освоение основ работы с компьютером.

Часть этих практик традиционно используется в педагогическом процессе детского сада, но для того, чтобы это использование не было рутинным, обыденным, а деятельность ребенка наполнялась именно социокультурным содержанием, необходимо активизировать культурологический и социокультурный потенциал этой деятельности. Кроме того, важно организовывать жизнь так, чтобы у ребенка была возможность свободного выбора интересного для него дела познавательного, исследовательского, игрового, художественного, прак-

11 Крылова Н. Б. Культурные практики ребенка в образовании с позиции понимающей педагогики // Культурные практики детства. Опыт организации. Специальный выпуск серии «Новые ценности образования» / Под ред. А. В. Бояринцевой и Н. Б.Крыловой. Научный ред. серии Н. Б. Крылова. Вып. 4 (42). 2009. С. 7—20.

тического характера. В случае пассивности ребенка обеспечение его инициативы осуществляется взрослыми или старшими детьми. Особый воспитательный характер имеет тактичное акцентирование старшими внимания на ценностносмысловой составляющей совместной со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

При характеристике 'методов духовно-нравственного воспитания дошкольников мы отдаем предпочтение активным методам: поисковому диалогу, практическому делу, социокультурному тренингу, проектному методу. Использование активных методов воспитания способствует обогащению эмоциональной сферы детей, развитию у них активного восприятия окружающего мира, активизации нравственного сознания и волевой сферы дошкольника, формированию созидательной мотивации, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности и нравственного поведения.

В практике дошкольного образовательного учреждения целесообразно использовать различные формы духовно-нравственного воспитания детей:

— ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;

— самостоятельную игровую, коммуникативную, художественную деятельность детей;

— занятия (в том числе совместные занятия детей и родителей);

— социокультурные праздники и досуговые мероприятия;

— экскурсии и целевые прогулки;

— кружковую работу;

— музейную деятельность дошкольного образовательного учреждения;

— встречи с интересными людьми — носителями культуры;

— содействие организации внтурисемейной и межсемейной творческой деятельности социокультурного характера.

Педагогическими условиями духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении являются:

— создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процессас опорой набезусловные духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

— культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка;

— реализация комплекса воспитательно-образовательных программ социокультурной направленности;

— актуализация ценностно-смысловых аспектов образовательного содержания всех разделов примерных образовательных программ дошкольного образования;

— повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольного учреждения в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста на основе отечественной социокультурной традиции;

— педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника;

— научно-методическое сопровождение деятельности дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей и пе-

дагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания;

— одухотворение и аксиологизация социокультурного пространства дошкольного детства.

При соблюдении обозначенных условий духовно-нравственное воспитание оправдывает свою онтологическую сущность со-бытия детей и взрослых, становится эффективным средством устранения разобщенности, восстановления межпоколенческих связей, создания жизнеспособных детско-родительских общностей, выстроенных на основе социокультурных ценностей и смыслов. Такая организация процесса духовно-нравственного воспитания дает возможность мудрым и деятельным взрослым (педагогам и родителям) помочь детям научиться видеть и понимать красоту окружающего мира, глубину человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании и творчестве, на опыте ощутить непреходящую ценность традиций.

В логике реализации модели комплексная деятельность по духовнонравственному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении выстраивается поэтапно.

Первый, апробационно-внедренческий этап реализации модели предполагает:

— уточнение ценностно-целевых и ценностно-смысловых контекстов содержания примерной основной программы дошкольного образования, по которой работает образовательное учреждение;

— внедрение в практику работы дошкольного образовательного учреждения комплекса парциальных воспитательных программ социокультурной направленности (уже упоминавшиеся выше «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»; «Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности»; «Введение в традицию»);

— наполнение детского досуга социокультурным содержанием посредством внедрения инновационных методических проектов «Самые главные праздники», «Четыре рукавички. Празднование Дней рождения и Дней ангела в дошкольном образовательном учреждении и семье», «Русская сказка в домашнем театре»;

— расширение социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством обогащения предметно-развивающей среды, налаживания внутреннего и внешнего социокультурного взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— организация и проведение курсов повышения квалификации для педагогов-экспериментаторов и руководителей дошкольного образовательного учреждения по программе «Социокультурные основы дошкольного образования».

Ожидаемые результаты: развитие социокультурной основы воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, разработка (модернизация) Программы развития дошкольного образовательного учреждения.

Второй, инновационно-развивающий, этап включает следующие организационно-педагогические действия:

— продолжение внедрения инновационных воспитательных программ социокультурной направленности («Истоки» и «Воспитание на социокультурном

опыте», «Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности»; «Введение в традицию») и инновационных методических проектов «Самые главные праздники», «Четыре рукавички», «Русская сказка в домашнем театре» во всех возрастных группах дошкольного образовательного учреждения;

— реализация программы «Семейная гостиная» в рамках семейной школы духовно-нравственного воспитания;

— развитие системы педагогического и родительского самоуправления на основе совместной реализации инновационных воспитательных программ социокультурной направленности;

— повышение культурологической и информационной компетентности участников образовательного процесса, активное использование в педагогической практике технологий активного воспитания и возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями (разработка и использование мультимедийного сопровождения реализации модели духовнонравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции).

Ожидаемые результаты: социокультурное развитие всех участников образовательного процесса, консолидация педагогических и д е т с к о - р од и т ел ь с к и х коллективов дошкольных образовательных учреждений на основе единой системы социокультурных ценностей и технологий эффективного воспитательного взаимодействия, обновление структуры родительского самоуправления в дошкольном образовательном учреждении.

На третьем, системном этапе апробации в практике дошкольного образовательного учреждения модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции осуществляются следующие действия:

— объединение педагогов-экспериментаторов в научно-методический совет дошкольного учреждения с включением в него представителей методических объединений по всем направлениям образовательной деятельности с целью аксиологического и социокультурного обогащения содержания реализуемых программ дошкольного образования;

— привлечение всех участников образовательного процесса детского сада к реализации воспитательных программ социокультурной направленности и инновационных методических проектов;

— обобщение накопленного опыта и распространение новаторских инициатив через участие в педагогических конференциях, научно-практических семинарах, тиражирование видеотекстовых, электронных и печатных методических материалов из опыта работы, подготовка сюжетов для телевизионного эфира, размещение информации в сети Интернет.

Ожидаемые результаты: восстановление целостности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе интеграции материала духовно-нравственного содержания во все разделы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной школы (в сети базо-

вых детских садов и общеобразовательных школ); активизация деятельности научно-методического совета дошкольного образовательного учреждения как компетентного органа педагогического соуправления; выход на новое качество образования через развитие социокультурной основы всех участников воспитательного процесса.

В качестве отдельного элемента модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении нами также выделен критериально-оценочный блок.

Главным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания детей в логике традиционалистской педагогической парадигмы мы считаем сформированность у воспитанников таких личностных качеств, как ценностное отношение к семье, ближайшему социокультурному окружению, природе, Родине, культурной традиции; эмоциональная отзывчивость; совестливость; наличие гармоничных, одухотворенных отношений с миром. Эти характеристики являются составляющими социокультурного развития личности. Мы предполагаем, что в ходе реализации модели духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении обозначенные личностные характеристики будут актуализированы не только у юных, но и у взрослых участников педагогического процесса (педагогов и родителей).

В модели выделены пять базовых критериев социокультурного развития участников воспитательного процесса:

— содержательный (сформированность представлений о содержательном наполнении социокультурных категорий);

— мотивационный (наличие мотивации к позитивной созидательной деятельности — индивидуальной и коллективной);

— коммуникативный (развитие навыков взаимодействия с детьми и взрослыми в различных видах деятельности и в ходе решения проблемных задач нравственного характера);

— управленческий (развитие эмоционально-волевой сферы, овладение первичными навыками организации самостоятельной и совместной с другими детьми деятельности);

— социокультурный (развитие самосознания и способности осуществлять выбор мотивов и поведенческих линий в соответствии с освоенными социокультурными представлениями и отношениями).

В качестве показателей социокультурного развития фигурируют характеристики нравственных чувств и отношений, социокультурных представлений, ценностных приоритетов, нравственных качеств личности, поведения и нравственной позиции участников педагогического процесса детского сада.

Оптимальными для изучения уровня социокультурного развития личности и образовательного учреждения в целом являются методы включенного наблюдения, самооценки педагогов и родителей, экспертной педагогической оценки, комплексного мониторинга деятельности детского сада в сфере духовнонравственного воспитания. Фиксация результатов мониторинга осуществляется посредством заполнения нормативной карты нравственного развития детей

группы дошкольного образовательного учреждения (разработка Л. П. Гладких); профессиограммы педагога в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; карты педагогической компетентности родителей в вопросах социокультурного развития и духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника, а также таблицы профилей социокультурного развития дошкольного образовательного учреждения.

Система нормативных ориентиров хорошо воспринимается педагогами-практиками, когда она включает возрастные нормы развития ребенка, четко описана и лаконично оформлена. При проведении диагностики уровня социокультурного развития дошкольника важно следовать принципу «сближения диагностики и формирования», сформулированному Д. Б. Элькониным12. В диагностике развития детей дошкольного возраста целесообразно и предпочтительно ее сближение с воспитательной практикой. Детская деятельность в заданных условиях воспитания дает педагогу возможность непосредственно (через наблюдение) получать представление о духовно-нравственном развитии воспитанников по отношению к психолого-педагогической нормативной картине, оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании воспитательного процесса. В таком случае оценка индивидуального уровня духовно-нравственного развития оказывается более регулярной, а диагностическая картина — более полной и достоверной. Одновременно устраняется риск смещения диагностической функции исключительно в сферу деятельности психолога образовательного учреждения, как некоего посредника-интерпретатора между воспитателем и воспитанником. Сбор информации о ребенке и проектирование воспитательного процесса производится воспитателями при участии родителей, а психолог и другие специалисты привлекаются лишь тогда, когда в развитии ребенка отмечается существенное отклонение от нормы или в каких-то иных проблемных случаях.

Самооценка педагогами дошкольных образовательных учреждений компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции включает такие показатели, как:

— знание основных характеристик традиционалистской, социоцентристкой и гуманистической педагогических парадигм в сфере духовно-нравственного воспитания детей;

— развитие осознанной мотивации к деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции;

— наличие представлений о специфике духовно-нравственного развития и воспитания детей в различные периоды детства;

— знание отечественной социокультурной традиции;

— освоение системы базовых социокультурных категорий отечественной традиции;

— освоение содержания программно-методического комплекса духовнонравственного воспитания дошкольников, выстроенного на основе отечественной социокультурной традиции;

12 Элъконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд. М., 2011. С. 299.

— освоение технологий использования активных форм духовнонравственного воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в контексте социокультурного подхода;

— овладение навыками социокультурного планирования воспитательнообразовательной работы с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и внешним социокультурным окружением в ходе реализации программ социокультурной направленности.

Диагностика родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников предполагает самооценку родителями:

— представлений об особенностях и закономерностях развития ценностносмысловой сферы ребенка в различные периоды детства, основных потребностях и приоритетных задачах воспитания и социализации ребенка на разных этапах дошкольного детства, возможностях, принципах, методах и приемах семейного духовно-нравственного воспитания;

— отношения к своему ребенку, выражающегося в любви, понимании и принятии особенностей его развития и поведения;

— нацеленности на поиск и осуществление адекватной стратегии воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями своих детей;

— стремления к активизации и творческому развитию семейного воспитательного потенциала;

— сформированности инициативной позиции родителей по освоению и передаче детям контекстов культуры;

— развития навыков использования воспитательного потенциала разных видов деятельности (коммуникативной, предметной, игровой, учебнопознавательной, трудовой, художественно-продуктивной, бытовой) в формировании ценностно-смысловой сферы личности в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

— овладения методами и приемами домашнего воспитания и обучения, организации семейного досуга, конструктивного решения проблемных ситуаций, использования коррекционных возможностей семьи;

— сформированности общего ценностного отношения к жизни;

— осознания и деятельностного осуществления в собственной жизни и жизни своей семьи сопричастности к базовым ценностям отечественной социокультурной традиции;

— понимания значимости духовно-нравственного развития и воспитания ребенка для формирования его ценностно-смысловой сферы;

— освоения навыков избирательного культуросообразного формирования культурной среды воспитания ребенка;

— развития готовности и способности помогать ребенку в деятельном освоении базовых жизненных ценностей, способности противостоять негативным информационным и коммуникационным воздействиям.

В оценке же социокультурного развития дошкольного образовательного учреждения интегрировались социокультурные характеристики программного и организационно-методического обеспечения духовно-нравственного воспи-

тания, а также предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Экспериментальная апробация разработанной нами модели началась в 2008 г. На основании приказа Департамента образования города Москвы № 336 от 10 июня 2008 г. была открыта Городская инновационная сетевая экспериментальная площадка «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения». В состав экспериментальной сети вошли 30 общеобразовательных школ и 10 дошкольных образовательных учреждений (Центр развития ребенка №463 и детские сады № 167,213,216, 815,1252,1463,1357,1853, 2637 Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы). Типология дошкольных учреждений (детские сады общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида, центр развития ребенка) определяла своеобразие практики реализации модели духовно-нравственного воспитания детей в том или ином детском саду: усиление коррекционной или развивающей направленности воспитания.

Некоторые учреждения до включения в эксперимент уже осуществляли деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей по инициативе педагогов и родительской общественности (ГОУ ЦРР № 463, ГОУ Д/с № 815), другие детские сады впервые приступали к освоению нового направления работы. Это обстоятельство явилось основой вариативности темпов внедрения модели в различных образовательных учреждениях экспериментальной площадки, специфики планирования работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

В экспериментальных детских садах реализация авторской модели духовнонравственного воспитания на основе отечественной социокультурной традиции осуществлялась поэтапно: 2008/09 учебный год — апробационно-внедренческий этап; 2009/10 учебный год — инновационно-развивающий этап; 2010/11 учебный год — системный этап. В рамках методического сопровождения эксперимента с сентября 2008 г. на базе Окружного методического центра Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы были открыты курсы повышения квалификации по программе «Социокультурные основы дошкольного образования» для педагогов-экспериментаторов и руководителей дошкольных образовательных учреждений экспериментальной площадки.

В процессе проработки модели педагогами базовых детских садов подробно обсуждались основы моделируемого процесса: методологические подходы и принципы, средства, формы, условия реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников. В целях содействия практическому освоению педагогами методики духовно-нравственного воспитания большая часть занятий курсов проводилась в форме практикумов, мастер-классов и социокультурных тренингов.

Процесс реализации модели духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях экспериментальной площадки сложился так, что уже на первом этапе работы в детских садах были созданы методические советы по духовнонравственному воспитанию. В состав этих советов вошли заведующая детским садом, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель,

представители коллектива воспитателей. Под руководством методического совета в детских садах в течение всех лет эксперимента создавался организационнометодический ресурс духовно-нравственного воспитания.

Особых усилий педагогических коллективов и специалистов, осуществлявших научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности, потребовало соотнесение содержания и установление преемственности предлагаемых программ и инновационных проектов по духовно-нравственному воспитанию с основными общеобразовательными программами дошкольного образования, по которым работали детские сады. Годовые календарные планы работы экспериментальных дошкольных образовательных учреждений составлялись с учетом приоритета духовно-нравственного воспитания на основе отечественной социокультурной традиции и включали комплексы мероприятий социокультурной направленности, ориентированных на совместное участие педагогов, детей и родителей.

Формат методической работы с воспитателями предполагал проведение консультаций и мастер-классов по темам «Духовно-нравственное воспитание как формирование ценностно-смысловой сферы дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»; «Использование активных форм воспитания в ходе реализации программы “Истоки” и “Воспитание на социокультурном опыте”»; «Формирование позиции родителей как активных участников воспитательнообразовательного процесса»; «Использование ресурсов образовательных областей “Художественное творчество” и “Чтение художественной литературы” для обогащения социокультурного компонента образовательного процесса»; «Методика книжного макетирования в работе с детьми и родителями» и др.

На начальном этапе эксперимента проводилась работа по налаживанию социокультурного взаимодействия разных специалистов детского сада: воспитателей, логопеда, педагогов-психологов, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и педагогов дополнительного образования. Воспитатели и специалисты ориентировались на реализацию работы с детьми в рамках социокультурного подхода по пяти направлениям.

1. Формирование опыта целостного восприятия воспитанниками социокультурной среды и освоения социокультурной традиции в различных видах деятельности, в том числе и проектной. Так, в план работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Самые главные праздники» были включены проекты «День народного единства», «Праздник Рождества Христова», «Пасха», «День Победы», «День славянской письменности и культуры». В каждый из проектов входило несколько занятий, на которых дети в интересной форме знакомились с содержанием и смыслом праздника, а полученные знания осваивали и закрепляли в разных видах деятельности: чтении и драматизации художественных произведений, просмотре видеосюжетов, в различных видах художественно-продуктивной деятельности, во время экскурсий. Завершался каждый проект большим праздничным утренником с приглашением гостей и организацией выставки детских творческих работ.

2. Проведение ежемесячных совместных для детей и родителей занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» с целью соз-

дания условий для деятельного приобщения всех участников воспитательного процесса к базовым социокультурным ценностям.

3. Наполнение досуговой деятельности воспитанников социокультурным содержанием. Воспитателями и музыкальными руководителями базовых детских садов был сформулирован четкий педагогический принцип: при организации и проведении детских праздников и досугов выстраивать их содержание в соответствии с традициями отечественной культуры и социокультурным осмыслением отмечаемых событий, не используя дезориентирующих и шумовых образов.

4. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников посредством обеспечения социокультурного контекста психолого-педагогического, медицинского и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.

5. Организация дополнительного образования воспитанников с опорой на лучшие образцы фольклора, отечественной и мировой культуры XIX—XX вв., доступные восприятию дошкольников.

В дошкольных учреждениях ежемесячно проходили взаимные посещения воспитателями разных детских садов занятий по инновационным социокультурным программам. Каждый месяц участники экспериментальной работы собирались в одном из детских садов на заседание постоянно действующего методического семинара. Такое семинарское занятие готовилось объединенными силами специалистов научно-методического сопровождения, педагогического и детско-родительского коллективов дошкольного учреждения, принимающего гостей. Тематика семинаров определялась в соответствии с доминантами годового календарного круга и значимыми историко-культурными датами.

Проиллюстрируем этот тезис на примере работы семинара в 2010/11 учебном году. В сентябре 2010 г. на базе Центра развития ребенка № 463 города Москвы прошло заседание методического семинара, посвященное 630-летию Куликовской битвы. Участники семинара стали зрителями костюмированной реконструкции событий великого сражения, подготовленной силами педагогов, воспитанников старшей и подготовительной групп и их родителей, при участии студентов педагогического факультета ПСТГУ. В октябре гостей принимал детский сад № 1252 на занятии семинара, посвященном празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Проведению Покровских посиделок предшествовал ряд подготовительных мероприятий: встречи в осенней поэтической гостиной для педагогов и воспитанников; постановка и показ студентами ПСТГУ «Сказки о чудесной жнее» в рамках реализации программы «Русская сказка в домашнем театре»; мастер-класс автора статьи для детей и родителей по теме «Плоды приносит осень» в рамках «Программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности».

В начале ноября слушатели семинара собрались на праздник в честь Дня народного единства в детском саду № 1853, где стали свидетелями воссоздания картины формирования народного ополчения Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским (роли исторических персонажей исполнили школьники, выпускники детского сада, вместе с которыми воспитанники подготовительной группы в стилизованных костюмах участников ополчения присоединялись к народному войску для защиты Москвы и всей России). А в конце ноября, на

праздник Архангела Михаила и всех ангельских сил, коллектив педагогов и воспитанников детского сада №1463 предложил вниманию участников семинара игру-занятие «С нами воинство небесное». В ходе игры дети выполняли различные интересные задания, «перелистывая» страницы самодельной книги об ангельском воинстве.

Время подготовки каждого очередного занятия или праздника становилось периодом радостного содержательного проживания событий, связанных с определенной социокультурной темой. Благодаря такому совместному проживанию мероприятия имели не только методический характер, но становились семинарами личностного роста. В подобном режиме готовились и «Богатырские старты» февральского семинара в детском саду № 2637, и «Масленичные гуляния» в детском саду № 216, и большой «Пасхальный праздник», и военно-спортивная игра «Мы наследники Победы» в детском саду № 167.

Следует сказать об особом формате январских семинаров. С 2010 г. они проходили в рамках второго дня работы секции «Православное дошкольное воспитание» Международных Рождественских образовательных чтений. На январских семинарах опорные учреждения экспериментальной площадки приглашали коллег из разных уголков России и ближнего Зарубежья к диалогу о проблемах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Главной темой обсуждения неизменно становилось взаимодействие в процессе духовно-нравственного воспитания педагогов, детей и родителей. Поэтому на каждом таком семинаре показывалось совместное детско-родительское занятие: в 2010 г. в Центре развития ребенка № 463 — заочное путешествие детей и родителей в Троице-Сергиеву Лавру; в 2011 г. в детском саду № 815 — занятие «Мама — солнышко мое» для воспитанников младшей группы вместе с их мамами и занятие «В гостях у звонаря» для воспитанников подготовительной группы; в 2012 г. в детском саду № 1252 — занятие «Мы у бабушек учимся доброте» для ребят старшей группы и их бабушек. Разработки этих занятий представляют собой один из инновационных продуктов эксперимента, в котором четко прописан алгоритм содержательного межпоколенческого взаимодействия, воспроизведение которого возможно любым заинтересованным педагогом в работе с его воспитанниками и членами их семей.

Не только в формате отдельных показательных занятий, но и во всем процессе апробации модели духовно-нравственного воспитания детей приоритетной организационной задачей каждого детского сада было объединение с семьей в создании единого социокультурного контекста воспитания и развития ребенка. В процессе взаимодействия с родителями педагогические коллективы базовых дошкольных образовательных учреждений решали следующие содержательные задачи:

— изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой дошкольным образовательным учреждением модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции;

— включение родителей в процесс совместной реализации воспитательных программ социокультурной направленности (привлечение к участию в подго-

товке и проведении ежемесячных занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»; сотворчество педагогов, детей и родителей в проведении праздников и досугов, реализации социально-значимых проектов);

— повышение педагогической культуры родителей и создание единого ценностно-смыслового контекста воспитательного взаимодействия посредством реализации программы «Семейная гостиная»;

— организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате семейного клуба;

— создание условий для привлечения родительской общественности к участию в управлении деятельностью дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников осуществлялось как непосредственно, так и опосредованно, через использование различных визуальных средств информационного, методического и дидактического характера (тематических выставок, стендов, газет, тематических листков, памяток, наполнение информационных и содержательных разделов сайта детского сада); «переписку» с родителями посредством использования материалов диагностического характера. На первых порах информационные и раздаточные материалы подготавливались педагогами дошкольных учреждений с привлечением родителей к поддержанию в рабочем режиме визуальных средств, но со временем родители активно включались в социокультурное наполнение предметно-образной и информационной среды детского сада.

Наиболее действенными формами непосредственного взаимодействия педагогов и родителей в процессе реализации модели духовно-нравственного воспитания дошкольников оказались совместные социально-педагогические и п с их о л о г о - п еда г о г и ч е с к и е семинары, социокультурные тренинги, круглые столы, практикумы, заседания педагогической гостиной, семейного клуба, общее обсуждение и анализ развивающего и воспитательного потенциала различных форм социокультурной деятельности педагогов и родителей с детьми. Использовались и традиционные родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, но эти формы общения с родителями педагоги базовых детских садов также старались проводить в режиме диалога.

В практике экспериментальных дошкольных образовательных учреждений сложился особый формат совместной деятельности с семьей в рамках реализации модели духовно-нравственного воспитания. Совместное творчество в выборе содержания, поиске форм и методов развития ценностно-смысловой сферы детей, обогащения их внутреннего мира объединяло педагогов и родителей. Ежемесячно проводились детско-родительские занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»; общесадовские и групповые праздники; спортивные досуги; вечера музыки и поэзии; совместно подготовленные драматические, музыкальные, кукольные спектакли; познавательные и творческие конкурсы. С помощью родительского актива осуществлялись съемка и монтаж видеосюжетов из жизни воспитанников, проходило создание методических видеофильмов социокультурной тематики, приобретавших не частный характер домашнего видео или презентации опыта работы, а универсальный формат методических пособий для использования в массовой практике. Усилия

детско-родительского и педагогического сообществ объединялись в проектной деятельности, социокультурных акциях.

Один из таких проектов назывался «О наших именах» и был осуществлен воспитанниками старшей группы детского сада № 815 вместе с их родителями осенью 2009 г. В ходе проекта родители записывали воспоминания о том, как выбирали имя ребенку, готовили рассказы о родственниках и друзьях семьи, в честь которых назвали малыша. В детском саду воспитатели беседовали с детьми о значении имени в жизни человека, о полной и краткой форме имен, о традициях, связанных с именами. Было проведено и записано на видеокамеру несколько тематических бесед с детьми и смонтирован небольшой видеофильм «Рассказ о наших именах». Кульминацией проекта стало совместное детско-родительское занятие по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», на котором родители представляли семейные предания, вместе с детьми рассказывали о тезоименитых святых; показывали компьютерные презентации о близких людях, в честь которых назван ребенок; пели песни об именах; на практической части занятия готовили именные печатные пряники; смотрели видеофильм, а после занятия любовались и угощались большим именным пирогом, приготовленным поварами детского сада и по-особому украшенным выпеченными из теста именами воспитанников группы.

В ходе реализации другого проекта «Любимые игрушки нашего детства» в 2011 г. в детском саду № 1252 педагоги и родители воспитанников готовили рассказы о любимых игрушках своего детства (из этих трогательных воспоминаний потом составили большую рукописную книгу). Была подготовлена выставка традиционной игрушки, включавшая два стационарных раздела: «Народная праздничная игрушка: рождественская и пасхальная», «Игрушки для благородного воспитания» и сменные экспозиции: «Игрушки, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки» (с экспонатами из семейных собраний), «Любимые игрушки современных детей» (с ненадолго принесенными из дома игрушками воспитанников детского сада). Участники поэтической гостиной подбирали и разучивали стихи об игрушках, придумывали свои четверостишия об экспонатах выставки. Воспитателями и воспитанниками средней группы было подготовлено открытое занятие «Наши любимые игрушки», участниками которого стали не только педагоги, дети и родители, но и игрушки, сохраненные в семьях в течение десятилетий, а также современные игрушки. В ответ на итоговый вопрос воспитателя: «Чем же похожи старинные и современные игрушки?» дети говорили о сходстве образов (куклы, зверюшки, транспорт). «Есть еще одно сходство, — завершал занятие педагог, — любимые и в старину, и сейчас игрушки добрые». «Но ведь бывают и недобрые игрушки!» — воскликнул четырехлетний мальчик, один из участников занятия. Воспитатель не растерялась и задала встречный вопрос: «Но ведь среди ваших любимых игрушек, которые вы принесли из дома на наше занятие, нет недобрых?» «Нет!» — ответил маленький собеседник, еще раз осмотрев витрину с игрушками, в которые дети играли на занятии. «И это очень хорошо! — продолжила воспитательница. — Пусть и дальше среди ваших любимых будут только добрые игрушки и совсем не будет злых!»

Еще один пример реализации содержательного компонента модели — акция «Праздник прилета птиц», ежегодно проводящаяся в Центре развития ребенка № 463 г. Москвы в конце марта. В этом проекте активно участвуют папы воспитанников детского сада, задача которых — изготовить скворечники. С детьми в процессе подготовки акции проводятся занятия экологического содержания, разучиваются стихи и песни о наступающей весне, о птицах, изготавливаются поделки птичек из разнообразных материалов. Сам праздник назначается на день памяти Сорока мучеников Севастийских, фенологически совпадающий с началом массового прилета птиц. С подвигом веры и мужества этих святых, а также с жизнеописанием Алексея, Божиего человека, чья память по православному календарю празднуется в один из последних мартовских дней, дети тоже знакомятся в этот период. В день проведения акции, если на улице хорошая погода, организуются тематически сезонные подвижные и хороводные игры. Дети и взрослые рассматривают новые скворечники, а затем с помощью специалистов службы Мосгорсвет, любезно предоставляющей необходимую технику, скворечники развешиваются на деревьях участка детского сада. С наступлением теплых дней птичьи домики быстро заселяются пернатыми. И каждого приходящего в детский сад в апреле—мае встречают звонкие песенки скворцов и радуют непривычные для большого города образы «скворушек», сидящих на жердочках своих скворечников.

Отметим еще такой важный ресурс, обогащающий методический арсенал деятельности по духовно-нравственному воспитанию в детском саду, как ресурс семейной памяти. Семейная память, семейные традиции — один из основных элементов сохранения и передачи социокультурного опыта. Феномен семейной памяти изначально требует чрезвычайно бережного и уважительного отношения. Будучи актуализирована, семейная память дает возможность присоединения к традиционной культуре и детям, и их родителям. Семейная память запечатлена в семейных преданиях и традициях, старых фотографиях и семейных реликвиях. Ресурс семейной памяти (фотографии и предания) активно использовался в проектах «Мама дорогая», «Бабушка, я люблю тебя!», «Мальчишки», «Воспоминания о Великой Отечественной войне в моей семье», «Любимые семейные праздники». По итогам каждого проекта созданы мультимедийные фильмы, которые используются нами в учебном процессе на педагогическом факультете ПСТГУ и на курсах повышения квалификации для педагогов в качестве методических пособий, имеющих особое вдохновляющее воздействие на слушателей и студентов, готовых реализовывать подобные проекты взаимодействия с семьями воспитанников в своей практике.

Помимо описания взаимодействия педагогов с родительским сообществом, следует сказать и о более широком социальном партнерстве, сложившемся в каждом экспериментальном дошкольном учреждении в ходе реализации модели духовнонравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции. Такое партнерство предполагало установление обширных социокультурных связей с целью обеспечения успешного решения воспитательных задач.

Осуществление детским садом широкого социального партнерства имело двоякое влияние на социокультурное развитие каждого образовательного учреждения. С одной стороны, оно способствовало созданию ресурса успе-

ха деятельности самого детского сада. С другой стороны, давало возможность распространения складывающегося в процессе эксперимента инновационного опыта работы и реализации активной социально-педагогической деятельности в микросоциуме. Опыт реализации модели показал, что созданию ресурса успеха деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников способствует внешнее социальное партнерство по двум направлениям:

1. Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы.

2. Создание социокультурного ресурса реализации инновационных воспитательных программ.

Социальными партнерами базовых детских садов в рамках научнометодического сопровождения эксперимента выступали: научное учреждение — Институт семьи и воспитания Российской академии образования; учреждение методической службы — Окружной методический центр Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы; общественное объединение — Общественный консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы; издательство — Издательский дом «Истоки»; учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования — Московский институт открытого образования, Московская педагогическая академия.

Научно-методическое сопровождение эксперимента осуществлялось в таких формах участия организаций-партнеров в работе образовательного учреждения, как:

— мониторинг процесса реализации модели духовно-нравственного воспитания с внесением необходимых корректив в содержание и технологии экспериментальной деятельности;

— научно-методическое консультирование воспитателей и специалистов детского сада;

— организация работы постоянно действующего методического семинара для педагогов детских садов экспериментальной сети;

— обеспечение детских садов программно-методической литературой и методическими материалами;

— повышение квалификации воспитателей, специалистов и руководителей базовых дошкольных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо профессиональных проблем в ходе работы у педагогов каждого детского сада и родителей воспитанников возникало множество текущих вопросов духовного и культурологического характера. Решение этих вопросов осуществлялось за счет социокультурного ресурса реализации инновационных воспитательных программ, формировавшегося в процессе взаимодействия коллективов образовательных учреждений с представителями религиозных объединений (приходских храмов, благочиний), а также через налаживание связей с учреждениями культуры (музеями, театрами, библиотеками) в микрорайоне и городе. Формами участия религиозных организаций и учреждений культуры в деятельности детских садов по духовно-нравственному воспитанию явились:

— духовное руководство и консультирование педагогов и родителей священниками приходских храмов;

— п р о с в е т и т ел ь с к и е мероприятия для участников образовательного процесса детского сада (встречи, беседы, семинары, круглые столы, конференции, экскурсии);

— участие представителей духовенства и учреждений культуры в родительских собраниях, занятиях семейной гостиной, проведении социокультурных праздников на базе дошкольных учреждений.

Вторая линия взаимодействия экспериментальных детских садов с внешним социумом давала возможность распространения складывающегося в процессе эксперимента инновационного опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и реализации активной внешней деятельности в социуме. Партнерами дошкольных учреждений на этом уровне взаимодействия выступали дошкольные образовательные учреждения Москвы и регионов; семьи воспитанников детского сада; семьи с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные учреждения; подопечные Центра социального обслуживания; объединения ветеранов Великой Отечественной войны; детские дома Москвы.

Взаимодействие с коллегами осуществлялось в процессе проведения базовыми дошкольными образовательными учреждениями открытых мероприятий различного уровня, участия в форумах педагогических инноваций, проведения методических консультаций по запросам коллег.

Социально-педагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в ближайшем социокультурном окружении осуществлялась посредством:

— работы в базовых детских садах центров игровой поддержки ребенка и консультационных пунктов для семей с маленькими детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения;

— оказания шефской помощи категориям населения микрорайона, требующим особого социального внимания: ветеранам Великой Отечественной войны, подопечным Центра социального обслуживания, воспитанникам интернатных дошкольных учреждений;

— проведения социальных благотворительных акций совместными силами педагогов, воспитанников экспериментальных детских садов и членов их семей.

Как было указано выше, помимо дошкольных учреждений в работе сетевой экспериментальной площадки принимали участие три десятка общеобразовательных школ Западного, Северного и Северо-Восточного округов Москвы. В процессе эксперимента мы имели возможность сравнения характеристик педагогических сообществ школьных учителей-экспериментаторов и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Можно констатировать, что сообщество педагогов-экспериментаторов детских садов отличалось особой взаи-мооткрытостью и комплексностью взаимодействия на межличностном уровне и уровне образовательныхучреждений. Опыт реализации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений в работе по духовно-нравственному

воспитанию дошкольников показал, что активный и творческий характер взаимодействия субъектов социального пространства способствует не только успешному решению воспитательных задач в этой сфере, но и осуществлению социальной консолидации на основе базовых ценностей культуры.

За четыре года работы на базе экспериментальных детских садов в процессе апробации и внедрения авторской модели духовно-нравственного воспитания было проведено около 20 научно-методических семинаров городского, общероссийского и международного уровня. Результаты эксперимента отражены в научных публикациях1'.

Значимым показателем результативности организации работы дошкольных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию детей стало распространение инновационного опыта в детских садах Москвы и регионов. Так, аналогичная экспериментальная площадка в 2008 г. была открыта в г. Великие Луки Псковской области. В состав сети экспериментальных дошкольных учреждений вошли муниципальные детские сады № 3, 9, 19, 21, 25 Управления образования Администрации г. Великие Луки. С 2009 г. опыт великолукских дошкольных образовательных учреждений ежегодно представлялся на февральских Свято-Тихоновских образовательных чтениях в Псковской области и на Межрегиональной научно-практической конференции «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества» в Москве.

Обобщая изложенное, отметим: экспериментальная апробация модели показала, что духовно-нравственное воспитание на основе ценностей отечественной духовно-нравственной культуры в современной системе дошкольного образования может успешно реализовываться в учрежденческой и муниципальной формах, обеспечивая социокультурное развитие всех участников образовательного процесса. В следующем номере журнала мы планируем представить результаты реализации модели в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов.

и Поздина Т. Ф. Социокультурный подход и православная педагогическая традиция: размышления педагога-практика // I Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества. Проект «Будущее наследие» (16-18 февраля 2009 г.). Сборник материалов / Под общ. ред. А. Ю. Соловьева, С. Ю. Миляевой, О. М. Потаповской, Я. С. Мигдисова. М., 2009. С. 50—52; Потаповская О. М. Стратегия и перспективы развития инновационной сетевой экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения // Там же. С. 31—34; Шулавв А. А. Роль городской экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения» в процессе инновационного развития великолукского образования // Там же. С. 52—56; Потаповская О. М. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции 7—9 декабря 2011 г. М., 2012. Т. 2. С. 192—200.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание на основе социокультурной традиции в дошкольном образовательном учреждении, педагогическое моделирование, экспериментальная апробация модели.

Simulation of Spiritual-Moral Education of Children in Preschool Educational Institution on the Basis of Value of Domestic Dominant Sociocultural Ttraditions

O. Potapovs kaya

The article continues the series of articles on spiritual and moral education of preschool children. To the readers a model of spiritual and moral education on the basis of value of domestic dominant socio-cultural traditions and experiences of the experimental testing of the model in pre-school educational institutions.

Keywords: spiritual and moral education based on social and cultural traditions in the preschool education institutions, teacher modeling, experimental testing of the model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.