Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республик. типография», 2006. - 116 с., ил.; Союз композиторов Республики Бурятия : к 60-летию со дня основания (1940-2000) / сост. О. И. Куницын. - Улан-Удэ : ОАО «Республик. типография», 2000. - 135 с., ил.
3. Гуревич П. С. Оперный театр Бурятии: очерки. - Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1964. - 192 с.; Ливащук-Полякова О. Н. Бурятская хоровая музыка. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2006. - 247 с., ноты; Найдакова В. Ц. Театральные портреты. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд-во, 1984. - 192 с., ил.; Ее же. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева: последняя четверть XX в. (1975-2002 гг.). - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. - 310 с.; Поляновский Г. А. 70 лет в мире музыки. - М. : Музыка, 1981. - 367 с.; Ходорковская Л. С. Бурят-монгольский театр (очерк истории) / ред. Г. Гоян. - М. : Искусство, 1954. - 234 с.
4. Средние специальные заведения Республики Бурятия : история и проблемы развития / Ин-т монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН; под общ. ред. С. Д. Намсараева, Б. В. Базарова. - Улан-Удэ, 2000. - 248 с.
5. Из истории теоретико-композиторского отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории вокального отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории дирижерско-хорового отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории отделения бурятских народных инструментов: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории отделения русских народных инструментов: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. -32 с., фото; Из истории фортепианного отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ: [б.и.] , 2007. - 52 с., фото.
6. История Бурят-Монгольской АССР: в 2-х т. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд-во, 1959; Очерки истории культуры Бурятии : в 2-х т. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд., 1972-1974.
7. Санжиев Б.С. Общественно-политическая жизнь и национально-культурное строительство Советской Бурятии в канун и годы Великой Отечественной войны: (Странички воспоминаний: люди и события / науч. ред Б. В. Базаров. - Иркутск: ОНЦ «Сибирь», 1995. - 176 с.; Санжиева Е. Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период / науч. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСКАКИ, 2008. - 214 с.; Базаров Б. В. Общественно-политическая жизнь 19201950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии / отв. ред. Н. Н. Щербаков. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 193 с.; Цыренова З. Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири (1920-конец 1980-х гг.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. - 155 с.; Номогоева В. В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920-1930-е годы; отв. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 148 с.
8. Антонова М. С. История становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 - конец 1950-х гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / М. С. Антонова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: 2000. - 160 с.
9. Гончикова М. Ц. История профессионального музыкального образования в Республике Бурятия (1923-1991 гг.) : автореферат ... канд. ист.наук : 07.00.02. / М. Ц. Гончикова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.
10. Дагданова А. О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923-1991 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. О. Дагданова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2003. - 229 с.
11. Жабаева Я. О. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / Я. О. Жабаева ; Вост.-Сиб. гос. технолог. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.
Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета, е-mail: Мэдэгма Гончикова <[email protected]>
Gonchikova Medegma Ts., candidate of History, associate professor, Department of Humanitarian Disciplines Teaching Methods, Buryat State University, е-mail: Мэдэгма Гончикова <[email protected]>
УДК 372.21
© Т. Ц. Дугарова, А. А. Ооржак Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников
Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста средствами проектного метода. Авторы доказывают необходимость использования инновационных методов и предлагают примерную тематику проектов на основе изучения тувинского фольклора, направленную на нравственное воспитание и развитие детей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные качества, инновационные методы, проектный метод, дети дошкольного возраста, фольклор.
T. Ts. Dugarova, A. A. Oorzhak The project method in spiritual and moral education of preschool children
The article is aimed to analyze the problem of spiritual and moral upbringing of preschool children by means of project method. The authors underline necessity of innovative methods using and offer themes of projects based on Tuvinian folklore study to bring up and develop children spiritually.
Keywords: spiritual and moral education, spiritual and moral qualities, innovation methods, project method, preschool children, folklore.
В современной социально-педагогической ситуации, когда происходит переосмысление сложившейся единой системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых концепций и моделей образования, на передний план выдвигается духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в ФГОС дошкольного образования, предполагают развитие духовно-нравственной составляющей: содержание образовательной области «Социализация» направлено на духовно-нравственное воспитание и развитие детей на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, ценностям своей этнической и культурной группы, в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных и изучаемых психолого-педагогической теорией и практикой (Г. Н. Волков, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зо-симовский, М.Б. Кенин-Лопсан, Л. Колберг, В.С. Мухина, Ж. Пиаже).
Особого внимания требует дошкольный возраст - сензитивный период восприятия нравственных норм [9]. В это время закладывается нравственная модель личности. Между тем, негативные тенденции, по мнению А. Прокоповой, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения.
Актуальность формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий и отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия. Решению этих проблем способствует использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую
практику морально-этической жизни людей.
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. В современном образовательном пространстве необходимо развивать альтернативные стратегии поведения в старшем дошкольном возрасте, т.е. развивать дивергентное мышление детей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем моральном выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него становится личностно значимой.
В качестве одного из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания современных детей предлагаем использование проектного метода на основе тувинского фольклорного наследия. Известно, дошкольный возраст характеризуется большей произвольностью, устойчивостью поведения. В силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенок старшего дошкольного возраста является первооткрывателем, исследователем. Развитие у ребенка интереса к духовно-нравственной составляющей жизни на основе проектного метода является одной из составных успешности процесса формирования нравственных качеств и социализации.
Использование проектной деятельности, как формы активности, направленной на достижение социально значимой цели по созданию творческого проекта [7] на основе тувинских фольклорных произведений, формирует у ребенка критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей.
Рассматривая особенности проектной деятельности, А. Н. Веракса и Н. Е. Веракса подчеркивали следующее: мотивированность участников проектной деятельности, т.е. совместное формулирование причины исследовательской деятельности педагога и ребенка; адресность проектной деятельности, ее ярко выраженная социальная окраска; развитие проектной деятельности в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием [2].
Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, т.к. именно в семье ребенок осваивает духовно-нравственные нормы и ценности, правила и образцы поведения, обретает духовно-нравственный опыт. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта [2]. В проектной деятельности наблюдается процесс выбора мировоззренческих ориентиров и нравственно-оценочных критериев в конкретной семье и соответственно процесс формирования духовно-нравственных качеств.
Принято выделять три типа проектов: творческий (развитие сенсорно-перцептивной сферы: ощущения, восприятии, воображения), исследовательский (развитие мышления, речи и воображения) и нормативный развитие речи, мышления и памяти) [2].
Рассмотрим примерный алгоритм выполнения исследовательского проекта на тему «Мои трудовые обязанности»:
I этап. Создание проблемной ситуации. Формулировка исследовательской задачи: что входит в обязанности девочек 3-х и 5-ти лет в традиционной и современной тувинской семьях.
II этап. Оформление проекта делается постранично: 1. Формулировка основного вопроса исследования; 2. Раскрытие важности поставленного вопроса с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов; 3. Выбор наиболее правильного ответа, аргументация; 4. Способы проверки предложенного ребенком ответа; 5. Результат проверки правильности ответа, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ; 6. Ребенок показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру, обсуждение, оформить выставку и презентацию и т.д.
Мы предлагаем примерную тематику проектов по следующим блокам:
1. Отношение к себе. Тематика проектов «Мое имя», «Мой род», «Мое генеалогическое древо», «Я - мальчик», «Я - девочка», «Я -сын», «Я - дочь» и т.д. На примере проекта «Мое имя» ребенок вместе с родителями может разработать исследование игрового, творческого или познавательного характера. В процессе работы над проектом формируется ценностное отношение к имени, формируется идентифика-
ция с именем. Знание своей родословной влияет на формирование самооценки личности ребенка. В процессе работы над проектом, ребенок анализирует и обсуждает тувинские пословицы, отражающие имя человека. Например, «Вместо смерти имени, лучше умереть самому человеку». У ребенка формируется стойкое осознание того, что его имя - это он сам. Имя тесно связано с его духовно-нравственными качествами, любовью, гордостью, добротой, нетерпением, плохой репутацией, поэтому необходимо думать о нравственной чистоте своего имени [5]. Примерная структура проекта может включать следующие пункты: значение имени; в честь кого дали имя; продуктивная творческая деятельность (рисование генеалогического древа), раскрывающая значение имени; известные носители моего имени и т. д.
2. Отношение к другим. Тематика проектов: «Моя семья», «Мой друг (подруга)», «Я доброжелателен как мои родители», «Я заботливый как бабушка», «Мой прадед защищал Родину», «Любимый персонаж из тувинской сказки» и т.д. В процессе работы над проектом у детей формируется ценностное отношение к другим людям, формирование идентификации со значимыми людьми. Ребенок дошкольного возраста усваивает социально-нравственные нормы поведения через общение с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) на эмоциональном и рассудочном уровнях. Учитывая сензитивность детей дошкольного возраста к восприятию фольклорных произведений, необходимо формировать у них идентификацию с персонажами тувинских сказок, мифов, народных героев [4].
3. Отношение к вещам. Тематика проектов: «Моя любимая игрушка», «Юрта - жилище тувинцев, «Чавага - девичья краса», «Кур - мужская доблесть», «У каждой вещи свое место», «Тувинский национальный костюм» и т. д. По мнению Т.Ц. Дугаровой, идентификация с этническими предметами: жилищем, костюмом, с предметами бытовых и культурных реалий («тос-карак» - девятиглазка, «аптара» - тувинский сундук) формирует ценностное отношение к «миру вещей» (по Д.Б. Эльконину), способствует развитию личностных качеств. Известно, психологические и физические характеристики человека сопоставляются с предметным миром; предполагают взаимообмен духовной силы человека и энергии предметного мира. Взаимосвязь человека с его предметным миром оказывает влияние на формирование у ребенка таких духовно-нравственных качеств как, бережное
отношение к своему дому, аккуратность, бережливость и чистоплотность. Формируя нравственное отношение к предметному миру и культурно-бытовым реалиям, мы одновременно развиваем этническое самосознание личности ребенка-дошкольника [6].
4. Отношение к природе. Тематика проектов: «Человек - дитя природы», «Почему тувинцы называют лиственницу деревом жизни и дружбы?», «Скот девяти видов у тувинского народа», «Почему верблюд стал некрасивым?» (на основе тувинской народной сказки), «Что такое священное дерево Тел в тувинской культуре?», «Верный конь тувинца», «Природа и традиционная культура тувинского народа», «Почему раньше тувинцы носили обувь с загнутым носком вверх» и т.д. В результате проведенной работы по блоку «Отношение к природе» на основе идентификации с природным миром у дошкольника формируются такие качества, как любовь и бережное отношение к природе, животному и растительному миру, забота о ней, понятие об иссякаемости природных ресурсов (тувинские народные сказки: «Золотая птичка», «Оскус-оол, который пел песни тайги»), проявление альтруизма и эмпатии.
5. Отношение к труду. Тематика проектов: «Чем я помогаю папе?», «Мамина помощница», «Мои обязанности», «Аптара - источник радости», «Почему у совы нет гнезда? (на основе тувинской народной сказки «Ленивая сова»)», «Эки кылган ажыл - элеп читпес алдар» и т.д. В процессе работы над проектом у детей формируется ценностное отношение к труду и трудовой деятельности. Труд всегда занимал особое место в традиционной культуре тувинского народа. Педагог формирует у детей желание помогать другим добровольно и бескорыстно. На начальном этапе работы реализация проекта осуществляется под руководством взрослого, но впоследствии ребенок интериоризирует духовно-нравственные представления и ценность труда, а также активизирует врожденные интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности.
6. Отношение к малой родине. Тематика проектов: «Аржааны Тувы», «Моя малая родина - Тува», «Земля, где я родился», «Путешествие по достопримечательностям Кызыла», «Звуки и цвета моего села», «В честь кого названа наша улица?» и т.д. В ходе работы над проектами этого блока у детей формируется ценностное отношение к малой родине, своему городу, поселку и селу. У старшего дошкольника формируются
любовь, преданность, чувство уважения и сопричастности к родному краю. Эти духовно-нравственные качества возникают лишь в том случае, когда ребенок ощущает любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. И только в этом случае у ребенка возникает ответное чувство любви и привязанности к семье, детскому саду, родному поселку, которое впоследствии становится фундаментом преданности и уважения к стране.
7. Отношение к здоровью. Тематика проектов: «Мои успехи в национальной борьбе Ху-реш», «Я как Чараш-кыс», «Белая пища - залог здоровья», «Можжевеловый амулет» и т.д. В процессе работы над проектом у детей формируется ценностное отношение к здоровью, как к высшей ценности, здоровому образу жизни, способствует ответственному отношению к своему здоровью.
Р. С. Буре в своей работе указывает на трудности, которые могут содержаться в проектной деятельности дошкольника: новизна метода деятельности, сложность восприятия новых понятий, разъясняемых взрослым, полнота использования знаний и умений при поиске ответа на вопросы [1].
«Ситуации неуспеха» в процессе выполнения проектной деятельности обусловлены недостатком произвольности поведения детей дошкольного возраста, их отвлекаемостью, поспешностью. Эти трудные ситуации оказывают сильное воздействие на сознание ребенка, на появление у него предвосхищения будущей неудачи: даже не начав работать над проектом, ребенок уже отказывается от его выполнения, заранее проектируя себе провал. Все эти моменты вызывают у дошкольника психологический дисбаланс.
Несмотря на негативное воздействие «ситуаций неуспеха», необходимо подчеркнуть и их положительное значение в развитии личности ребенка. Они могут вызывать у ребенка поиск допущенной ошибки и ее причины. При грамотном руководстве со стороны взрослого ребенок сможет определить способы и определенные действия для достижения поставленной цели. В процессе самостоятельного поиска решения проблемы обогащается нравственно-волевой опыт ребенка по преодолению трудностей и достижению успеха в проектной деятельности. Предвосхищение будущего успеха побуждает дошкольника к настойчивости, развивает произвольность его поведения, умение достигать поставленной цели.
ОюунтунгалагА., ЧинзоригБ. Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии
Решение данного условия может содержать в себе противоречие: если данное детям задание не отвечает требованиям достаточной сложности и они легко справляются с ним, испытывая эмоциональный подъем, но при этом дошкольники не проявляют нравственно-волевых усилий, упорства, то соответственно у них не формируется гибкость и мобильность в преодолении препятствий. Преодоление трудностей создает условия для обогащения нравственного опыта приложения усилий со стороны ребенка. При этом параллельно у старшего дошкольника формируются и развиваются такие духовно-нравственные качества как целеустремленность,
настойчивость, умение доводить начатое до конца.
Итак, используя проектный метод, мы стимулируем усилия личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизируем врожденные интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Формированию духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста способствует организация самостоятельной и коллективной творческой, поисково-познавательной деятельности на основе фольклорного наследия народа.
Литература
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
2. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 99 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл: Билиг, 2009. - 212 с.
4. Дугарова Т. Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания // Наука и школа. - 2009. - №3. -С. 59-61.
5. Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2010.
6. Дугарова Т.Ц. Этническое самосознание личности: мифологический дискурс // Вестник БГУ. - 2010. - №5. - С. 45-53.
7. Матяш Н.В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. - М.: Академия, 2007. - 96 с.
8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000.
9. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 86-91.
Дугарова Туяна Цыреновна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]
Ооржак Азияна Арсеновна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]
Dugarova Tuyana Ts., doctor of Psychology, associate professor, head of the Department of Developmental Psychology, Buryat State University, е-mail: [email protected]
Oorzhak Aziyana A., postgraduate student, Department of Developmental Psychology, Buryat State University, е-mail: [email protected]
УДК 37.013(517.3)
© А. Оюунтунгалаг, Б. Чинзориг Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии
В статье на большом архивном и другом документальном материале показана историческая роль российских специалистов в становлении учительства после революций 1911, 1921 гг. в Монголии.
Ключевые слова: временные курсы по подготовке учителей, обучение грамоте, учитель, педагог, выучиться грамоте.
A. Oyuntungalag, B. Chinzorig
The role of Russian specialists in the development of teaching in Mongolia
The article shows the historical role of the Russian specialists in the development of teaching after the Russian revolution of 1911, 1921 in Mongolia on the basis of large archival study and other documentary material. Keywords: temporary courses of teacher training, literacy, illiterate, teacher, learn to read.