ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372.217
Т. Ц. Дугарова, А. А. Ооржак
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обосновывается необходимость внедрения государственно-общественного управления в процесс формирования духовно-нравственных компетенций дошкольников. Анализируются взгляды исследователей о роли дошкольной образовательной организации как координирующего звена в вопросах эффективного взаимодействия педагогов и родителей в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Авторами выделены компоненты духовно-нравственных компетенций дошкольников, современные формы и методы работы с родителями. Представлен опыт внедрения государственно-общественного управления в Республике Тыва.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, духовно-нравственные компетенции, дети дошкольного возраста.
Проблема формирования духовно-нравственных компетенций детей дошкольного возраста является одним из важнейших приоритетов образовательной политики в России и ее субъектах. Решение данной проблемы в условиях модернизации образования предполагает не только приобретение знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, активной нравственной позиции, освоение новых ценностно-нормативных ориентиров.
Дошкольная образовательная организация (ДОО), эффективно выстраивающая партнерские взаимоотношения в сотрудничестве с семьей, обладает большим потенциалом в формировании духовно-нравственных компетенций у детей. Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является сотрудничество дошкольной организации с семьей [1], внедрение государственно-общественного управления (ГОУ) в ДОО.
В указанном стандарте заложен принцип лич-ностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. ФГОС ДО охватывает большой круг задач, среди которых «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; развитие нравственных качеств» [1]. Создание продуктивного сотрудничества педагогов и родителей, внедрение ГОУ в ДОО являются наиболее оптимальными условиями для решения вышеука-
занных задач, в том числе и формирования духовно-нравственных компетенций дошкольников.
Важным этапом становления нравственности как характеристики личности человека считают именно дошкольный возраст. Доказательством этому факту является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р. С. Буре, А. М. Виноградова, М. Б. Кенин-Лоп-сан, А. Д. Кошелева, Т. О. Пономаренко, К. Б. Сал-чак и др.). Как показывает анализ литературы, современные родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, а детские сады абсолютизируют подготовку к школе. Ребенок в дошкольном возрасте в наибольшей мере сензитивен к внутренней жизни, духовно-нравственным представлениям, чувствам и отношениям, которые являются фундаментом духовно-нравственных компетенций. Эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от правильной организации взаимодействия родителей и педагогов, их умелого сочетания методов убеждения и накопления положительного духовно-нравственного опыта в семье и детском коллективе.
Вопросы взаимодействия педагогов и родителей в формировании духовно-нравственных компетенций нашли отражение в классических работах Л. И. Божович, Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. В современных российских исследованиях Т. Н. Дороновой и К. Ю. Белой рассматриваются вопросы оценки взаимодействия семьи и ДОО, а также результаты мониторинга сотрудничества педагогов и родителей.
Вестник ТГПУ (ТБРиБиИвИп). 2015. 11 (164)
Условия оптимизации содержания и форм сотрудничества родителей, педагогов и администрации ДОО разработаны Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, О. Л. Зверевой, Е. П. Милашевич. По мнению А. Я. Данилюка, А. А. Логиновой, необходимо восстанавливать позитивные традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и ДОО, систематического повышения культуры родителей с учетом современных реалий [2]. Значительный вклад в изучение проблемы эффективного взаимодействия педагогов и семьи на основе этнокультурных традиций внесли Н. Ж. Дагбаева, З. Б. Лопсонова, Ч. М. Ондар, Б. В. Салчак.
Одной из форм взаимодействия ДОО с общественностью является государственно-общественное управление. В работе О. Д. Очирова и М. Б. Бато-рова проанализирована проблема организации ГОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО. Характеристика механизмов ГОУ в современных условиях описана в исследовании М. А. Гончарова, Т. Б. Соломатиной. Формы ГОУ в условиях стандартизации дошкольного образования рассматривают С. И. Артемьева, А. Б. Бакурадзе, Т. Н. Захарова. На основе анализа работ современных исследователей можно сделать вывод, что государственно-общественное управление - это управление, объединяющее деятельность субъектов государства и общественности, направленная на организацию функционирования и развития образования.
В итоге ГОУ можно представить как интеграцию трех направлений работы: 1) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием; 2) развитие самоуправленческих ассоциаций участников образовательной деятельности (органов самоуправления); 3) организация общественных органов управления образованием, в контексте которых представлены все слои населения, участвующие в образовательной деятельности [3].
В ряде исследований (А. Г. Асмолов, Е. С. Кузьмин, В. П. Лебедева, В. В. Рубцов) взаимодействие рассматривается как психологическая категория, представляющая собой систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера. О. А. Денисова рассматривает взаимодействие как процесс общения, представляющий собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, с одной стороны, и к дифференциации - с другой [4].
Проанализировав вышеописанные подходы, выяснено, что взаимодействие - это процесс субъект-субъектного воздействия педагогов и родителей как участников педагогического процесса, раскрывающего в результате духовно-нравственный потенциал ребенка и, как следствие, форми-
рование духовно-нравственных компетенций. В этом контексте одной из ведущих задач ДОО является не только замещение родителей, но амплификация накопленными в педагогической системе практиками нравственного воспитания детей. Именно ДОО через ГОУ должна выступить объединяющим звеном в вопросах конструктивного взаимодействия педагогов и родителей, которая в наибольшей мере способна выполнять функцию формирования духовно-нравственных компетенций дошкольников.
В рамках данной статьи уточним понятия «компетенции» и «компетентность». Компетентность, по мнению А. В. Хуторского, соотносится с владением человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. При этом понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности. Им выделены следующие компетенции: ценностно-смысловые; общекультурные; познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования [5].
Поэтому определяя свою позицию, мы рассматриваем компетенции как совокупность определенных знаний, умений и навыков, которыми в потенциале должен овладеть дошкольник.
Теоретический анализ литературы по проблеме взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста позволил выделить компоненты духовно-нравственных компетенций личности:
1. Познавательный компонент ориентирован на восприятие и понимание детьми базовых представлений о нравственных нормах.
2. Мотивационный компонент способствует появлению мотивов и стремлению совершать нравственные действия, получая удовольствие от качества выполненной работы.
3. Эмоционально-деятельностный компонент проявляется в умении рационально организовывать свое поведение на основе нравственных чувств и отношений, саморегуляции, адекватно оценивая свои результаты и действия других.
4. Личностно значимый компонент отвечает за функцию обратной связи, позволяющую подтвердить или опровергнуть сформированность того или иного нравственного качества. В случае сфор-мированности нравственного качества возникает внутреннее принятие этических норм, которое начинает определять поступки ребенка. И именно тогда нравственная норма для него становится личностно значимой.
Обсуждая проблему ГОУ в контексте системы ДОО, выделим основные принципы: целостности, открытости, добровольности, взаимоответственности, учета этнокультурной ситуации, преемственности, равновыгодности, аксиологизации.
На наш взгляд, важными задачами, стоящими перед ГОУ в ДОО в процессе формирования духовно-нравственных компетенций дошкольников, являются удовлетворение социального заказа родителей, школьной системы и других социальных институтов, развитие диалогических отношений «педагог - родители», обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования духовно-нравственных компетенций, индивидуализация работы с семьей, достижение единства в содержании, форме, способах, методах и средствах формирования духовно-нравственных компетенций, организация полноценной предметно-средовой модели духовно-нравственных компетенций, проведение мониторинга эффективности взаимодействия педагогов с родителями.
Выделяют четыре направления работы с родителями [6]:
- традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. д.);
- просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклеты. Стенды и «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
- интерактивное (мастер-классы, тренинги, диагностика, круглые столы, практикумы-семинары, консультации и т. д.);
- развитие ГОУ (работа попечительского совета, родительского комитета).
По содержанию деятельности можно выделить следующие формы взаимодействия педагогов и родителей: 1) информационно-аналитические (социальные срезы, кейс-методы, дискуссии в фокус-группах, организация «почты доверия», «горячей линии»); 2) досуговые (спортивные встречи, туристические походы, клубная деятельность, совместный досуг); 3) познавательные (родительские университеты, педагогический брифинг, устный педагогический журнал, радиолекторий); 4) наглядно-информационные (информационные проспекты, открытые просмотры, выпуск газет, буклетов).
Сфера ГОУ стала одной из наиболее показательных с точки зрения формирования региональной образовательной политики, в том числе формирования у дошкольников духовно-нравственных компетенций на основе национальных ценностей.
Особо обратим внимание на анализ внедрения ГОУ в ДОО Республики Тыва по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Анализ нормативной базы государственно-общественного управления в Республике Тыва позволил определить ГОУ как участие и взаимодействие в управлении образованием различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантию и компетенцию государства в области образования. Местные органы общественного управления (Тувинский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, дошкольные образовательные организации г. Кызыла) используют как традиционные (организация работы родительского комитета, Совет отцов, школа молодых родителей, Дни открытых дверей, семинары, родительские собрания, заседания, консультации и др.), так и современные формы (наблюдательный совет, стажировочные площадки, родительские клубы, конкурс защиты семейных проектов, организация совместных дел, проектная деятельность и др.) взаимодействия в целях нравственного воспитания подрастающего поколения. Применение вышеуказанных форм ГОУ дает возможность родителям стать как участниками педагогического процесса, так и активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения стереотипных способов воздействия на ребенка.
В рамках реализации эксперимента был проведен опрос родителей МБДОУ № 5 г. Кызыла Республики Тыва. В результате опроса были выявлены наиболее значимые эффекты внедрения ГОУ в ДОО: устойчивый рост активности общественности; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях сотрудничества с родителями в контексте ФГОС ДО; изменения в образовательной среде, которые обеспечивают реализацию и удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса. В ходе опроса были также установлены и сформулированы такие трудности, как недостаточная гласность системы ГОУ и дополнительная нагрузка на руководителя дошкольной организации.
Более 47 % опрошенных отметили, что у них благодаря внедрению элементов ГОУ в систему дошкольного образования сформировались более доверительные отношения между администрацией, педагогическим коллективом, родителями и детьми. Почти 62 % опрошенных родителей высказали пожелание приобщения детей к национальным традициям, использования тувинских народных игр, произведений тувинского фольклора в образовательной деятельности не только в период празднования национальных праздников, но и в течение всего образовательного процесса. Знакомство с
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 11 (164)
обычаями и традициями народа, сохраненными представителями не одного поколения, согласно Т. Ц. Дугаровой, выступают как «истоки вскармливания личности ребенка как представителя своего рода, своего этноса» [7]. Д. В. Посходиева и Т. Ц. Дугарова считают, что традиции родительской семьи, системы ее ценностей определяют приобщение ребенка к национально-культурным нормам, ценностям [8].
Почти 45 % респондентов отмечают повышение активности самих родителей как носителей ценностей и традиций культуры своего народа. Таким образом, новая парадигма государственно-общественного управления в ДОО должна быть построена на принципах равноценности и учета этнокультурных традиций при формировании духовно-нравственных компетенций дошкольников.
Как утверждают современные исследователи, прежний механизм взаимодействия между детским садом и родителями не является действенным. В настоящее время общественным управлением, ДОО идет поиск способов изменения организации в сторону ее открытости, прозрачности [9]. На наш взгляд, недостаточно используются такие инновационные формы, как метод «дельфи», родительские университеты, онлайн-общения, дискуссии в фокус-группах, которые способствовали бы оптимальному сотрудничеству ГОУ с ДОО в вопросах формирования духовно-нравственных компетенций детей.
Процесс вхождения личности в социальную среду включает в себя понимание того, что суще-
норм и правил поведения через усвоение содержания духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия ГОУ и ДОУ [10].
Вместе с тем под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, утрата «точек соприкосновения» между поколениями, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье [11]. Следовательно, наиболее значимым эффектом внедрения ГОУ в ДОО является решение задач сохранения и передачи национальных ценностей подрастающим поколениям, а также формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО важность ГОУ в ДОО в формировании духовно-нравственных компетенций у дошкольников не вызывает сомнений и ГОУ должно вылиться в широкое движение, которое смогло бы объединить все воспитательные силы общества. Путь к новому состоянию и качеству образования возможен при условии диалога между представителями учреждений образования, институтов попечительства и родительской общественности.
Завершая анализ проблемы, подчеркнем, что осуществление целенаправленной взаимосвязи, с одной стороны, родителей, с другой - педагогов, а также органов общественного управления обеспечит полноценную работу по формированию духовно-нравственных компетенций у подрастающего поколения.
ствует множество граней проявления различных
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. 32 с.
3. Костин А. К. ГОУ в системе образования: от идеи к реализации // Наука, образование, общество. 2014. № 2 (2). С. 36-41.
4. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О. А. Денисовой. М.: ТЦ Сфера, 2012. 64 с.
5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
6. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: Детство-пресс, 2013. 128 с.
7. Дугарова Т. Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания // Наука и школа. 2009. № 3. С. 59-61.
8. Посходиева Д. В., Дугарова Т. Ц. Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. № 1. С. 167-171.
9. Лопсонова З. Б. Социальное партнерство как условие повышения качества дошкольного образования // Ученые записки ЗабГУ. 2014. № 5 (58). С. 67-73.
10. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение. 2013. Вып. 1 (1). С. 40-45.
11. Бессчетнова О. В. Роль семьи и культуры в иерархии жизненных ценностей современной студенческой молодежи: социологический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 40-43.
Дугарова Т. Ц., доктор психологических наук, доцент. Бурятский государственный университет.
Ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000. E-mail: [email protected]
Ооржак А. А., аспирант.
Бурятский государственный университет.
Ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.07.2015.
T. Ts. Dugarova, A A Oorzhak
STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: FORMATION OF SPIRITUAL
AND MORAL COMPETENCIES
The article substantiates the necessity of state public administration in the process of formation of preschool children spiritual and moral competencies. The views of researchers on the role of preschool educational institutions as a coordinating link in the effective interaction between educators and parents in the context of the FSES of PE (Federal state educational standard of Preschool Education) are analyzed. The authors highlight the components of spiritual and moral competencies of preschool children, modern forms and methods of interaction with parents. The article presents the experience of implementing of state public administration in the Republic of Tuva.
Key words: state and public administration, Federal state educational standard of Preschool Education, spiritual and moral competencies, spiritual and moral qualities, preschool children.
References
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. no. 1155 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [The decree of Ministry of Education and Science of the Russian Federation from October 17, 2013 no. 1155 "On approval of the federal state educational standards of preschool education"] (in Russian).
2. Danilyuk A. Ya., Loginova A. A. Programma dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya obuchayushchikhsya na stupeni nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The program of spiritual and moral development and upbringing of the primary general education degree]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2012. 32 p. (in Russian).
3. Kostin A. K. GOU v sisteme obrazovaniya: ot idei k realizatsii [State Educational Institution in the system of education: from idea to realization]. Nauka, obrazovaniye, obshchestvo- Science, Education, Society, 2014, no. 2 (2), pp. 36-41 (in Russian).
4. Denisova O. A. Vzaimodeystviye spetsialistov DOU kompensiruyushchego vida [The interaction of experts of children's educational institutions of the compensatory kind]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2012. 64 p. (in Russian).
5. Khutorskoy A. V. Kompetentnostnyypodkhodvobuchenii[The competence approach in training]. Moscow, Eydos Publ., 2013. 73 p. (in Russian).
6. Davydova O. I., Mayer A. A. Kompetentnostnyy podkhod v rabote doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s roditelyami [The competence approach in work of preschool educational institution with parents]. St. Petersburg, Detstvo-press Publ., 2013. 128 p. (in Russian).
7. Dugarova T. Ts. Identifikatsiya kak mekhanizm razvitiya etnicheskogo samosoznaniya [Identification as the development mechanism of ethic identity]. Nauka ishkola - Science and School, 2009, no. 3, pp. 59-61 (in Russian).
8. Poskhodieva D. V., Dugarova T. Ts. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy formirovaniya materinstva i ottsovstva u studentov [Psychologycal-pedagogical bases of formation of students' maternity and paternity]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - The Buryat State University Bulletin, 2011, no. 1, pp. 167-171 (in Russian).
9. Lopsonova Z. B. Sotsial'noye partnerstvo kak usloviye povysheniya kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [Social partnership as condition of improvement of preschool education quality]. Uchenye zapiski ZabGU - Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2014, no. 5 (58), pp. 67-73 (in Russian).
10. Voloshina L. V. Dukhovnost': voprosy, suzhdeniya, mneniya [Spiritualy: questions, judgments, opinions]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 40-45 (in Russian).
11. Besschetnova O. V. Rol' sem'i i kul'tury v ierarkhii zhiznennykh tsennostey sovremennoy studencheskoy molodezhi: sotsiologicheskiy aspekt [The role of family and cultural life in the hierarchy of values of modern student's youth: sociological aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol. 3 (77), pp. 40-43 (in Russian).
Dugarova T. Ts. Buryat State University.
Ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russia, 670000. E-mail: [email protected]
Oorzhak A. A. Buryat State University.
Ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russia, 670000. E-mail: [email protected]