ББК 74.1, УДК 37.013.43 © Ю.О. Новикова
Ю.О. Новикова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрен вопрос о приоритетных задачах Российской Федерации в сфере воспитания детей, которым является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Рассмотрено, что воспитание - важнейшая функция общественной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу детского сада, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей. Поэтому актуально то, что вместе с развитием общества должен развиваться и процесс воспитания как общественное явление. В рамках новой парадигмы развития направлений обучения и воспитания решить задачу нравственного воспитания можно основываясь на личностно - ориентированном подходе, когда личность, которая является носителем интеллектуального ресурса, способного к творческой деятельности, становится на первый план. В таких условиях общение - это командная работа, кооперация и сотрудничество, а так же рассуждения, диалог, наличие у воспитанников собственных предложений, ассоциаций, несогласий. С этой позиции, педагогу необходимо применять инновационные методические приемы обучения и воспитания, которые развивают у дошкольников необходимости работы в команде, ориентируясь на общий результат, ответственность за деятельность друг друга в команде, взаимопомощи, одобрения результатов коллективного труда.
Ключевая установка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. То есть, его главное назначение и значимость - позитивная социализация дошкольников. Автор пришел к выводу, что создание волонтерского движения детей и родителей в дошкольной образовательной организации как социального института, который должен готовить к жизни, развивать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей в настоящее время. Жизнь - это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств.
Ключевые слова: воспитание, приоритетные задачи, добровольчество, культура, общество, нравственность, дошкольная образовательная организация.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [5].
Стратегия определяет, что «... Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами». А целью воспитания детей в России определяется как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [5].
В связи с этим, именно система духовно-нравственных ценностей, которая сложилась в процессе культурного развития России, таких как
совесть, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, человеколюбие, воля, честь уже на этапе дошкольного развития являются приоритетными. Именно этот период обучения и воспитания детей определяет дальнейшее отношение к приоритетным направлениям стратегии воспитания в России.
Воспитание - важнейшая функция общественной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу детского сада, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей. Поэтому актуально то, что вместе с развитием общества должен развиваться и процесс воспитания как общественное явление.
Воспитание оказывает основополагающую роль в развитии психики человеческого индивидуума, которая, как указывал отечественный ученый, физиолог И.П. Павлов обусловлена «... не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падали на организм вовремя его индивидуального
существования, то есть зависят от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов» [4, с. 269].
В научной литературе выделяют несколько основополагающих школ, которые разрабатывают вопросы нравственного познания детей дошкольного возраста. Одно из основных направлений проблематики заключается 1) в роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец, С.А. Козлова, и другие); следующее - 2) роль
1 этап
значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); - 3) роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.) и другие [1, с. 19].
На основе этих школ выделяют четыре этапа развития гармоничной личности в процессе обучения и воспитания (Рисунок 1).
2 этап
3 этап
4 этап
Рисунок 1 - Этапы формирования личности в процессе воспитания
Более того, в отечественной педагогике утверждены ведущие принципы воспитания, исходные положения, которые определяют характер деятельности педагогов, воспитанников и родителей, такие как: 1) единство и связь компонентов воспитательной системы, 2) ведущая роль педагога, 3) связь воспитания с реальной жизнью, 4) опора на коллектив, 5) самовоспитание, 6) активная деятельность воспитанников. Таким образом, чтобы дать качественное нравственно-духовное воспитание необходимо применять деятельностный подход, который бы основывался не только на образовании, но и на организации жизнедеятельности воспитанников, создании необходимых для проявления их активной детальности ситуаций.
Только в условиях разнообразной, активной, самостоятельной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средства регуляции отношений со сверстниками. Личность формируется в системе этих взаимоотношений, усложняющихся в связи с ее физическим и психологическим развитием, ростом ее самостоятельности. Дошкольный возраст
характеризуется как период сенситивности для развития всех психических функций, а также важный этап формирования личности [3, с. 14].
В рамках новой парадигмы развития направлений обучения и воспитания решить задачу нравственного воспитания можно основываясь на личностно - ориентированном подходе, когда личность, которая является носителем
интеллектуального ресурса, способного к творческой деятельности, становится на первый план. В таких условиях общение - это командная работа, кооперация и сотрудничество, а так же рассуждения, диалог, наличие у воспитанников собственных предложений, ассоциаций, несогласий. С этой позиции, педагогу необходимо применять инновационные методические приемы обучения и воспитания, которые развивают у дошкольников необходимости работы в команде, ориентируясь на общий результат, ответственность за деятельность друг друга в команде, взаимопомощи, одобрения результатов коллективного труда.
Ключевая установка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. То есть, его главное назначение и значимость - позитивная социализация дошкольников. Однако, задачи социализации воспитанников приходится решать в современных реалиях, когда в России, по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 %
Проблема социально-нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время осложняется еще и тем, что возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к проявлению безнравственности и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как
В связи с этим система формирования социально-нравственных качеств у дошкольников через волонтерское движение поможет педагогам муниципальных дошкольных организаций реализовать одну из основных образовательных областей ФГОС ДО как социальное и личностное развитие дошкольников, активизировать
взаимодействие с родителями и педагогами.
Формирование добровольческого движения воспитанников может включать несколько этапов:
следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально - психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребенка).
В связи с этим предлагаемая система формирования социально - нравственных качеств у дошкольников через волонтерское движение поможет педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать одну из основных образовательных областей ФГОС ДО как социально - личностное развитие дошкольников, активизировать взаимодействие с родителями с использованием волонтерского движения родителей.
Создание добровольческого движения воспитанников и родительской общественности в дошкольной образовательной организации как социального института позволит органично выстроить работу на основе межсетевого взаимодействия не только родителей, дошкольников, педагогов, но и взаимодействия с различного рода организациями муниципального и государственного уровней.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться гражданские чувства и качества, представление о человеке и обществе, Отечестве, культуре, родном языке. Педагог должен, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам [2]. Через добровольческое движение оказывается возможным развивать у детей набор компетенций в разных образовательных областях (Таблица 1).
1 этап: подготовительный. В рамках данного этапа необходимо разработать локальные нормативные акты, например «Положение о волонтерском движении МБДОУ», «План внедрения проекта», «Положение о добровольческом клубе». Более того, необходимо провести мониторинг по выявлению неравнодушных родителей, желающих заниматься добровольчеством, их интересов и желаний. При помощи межведомственного
Таблица 1
Формирования компетенций дошкольников в различных образовательных областях
Задачи Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие
Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Отечеству и малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Приобщать воспитанников к истории России и истории родного края. Формировать представления о традиционной культуре страны через ознакомление с природой, историей, традициями. Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой страны и малой Родины.
взаимодействия с другими образовательными организациями в рамках своей сети или общеобразовательными, среднеспециальными
организациями заключить соглашение
о сотрудничестве по вопросам взаимодействия с добровольческими отрядами, находящимися на базе данных учреждений. Провести диагностику детей старших групп в соответствии с методикой В.И. Логиновой «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений». Формирование
добровольческих отрядов в дошкольной образовательной организации.
2 этап: деятельностный. Проведение социально-значимых акций среди добровольческих отрядов в соответствии с утвержденным Планом развития добровольческого движения организации. Для реализации межведомственного взаимодействия детей, родителей, педагогов, добровольцев из других образовательных организаций необходимо создание многофункционального центра, который строиться на основе парадигмы неоднородной образовательной среды, формируемой на пересечении трех сред: образовательной, воспитательной, социальной. В дошкольных образовательных организациях таким многофункциональным центром могла бы стать детская библиотека. Образ современной библиотеки -это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя.
Более того, должна измениться и роль педагога
- руководителя центра от транслятора знаний к консультанту - эксперту, который будет способен связать проблемы приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности с ключевыми аспектами интеллектуального, духовно
- нравственного, творческого, и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, проектировщика процесса обучения [7, с. 22].
При этом, формы работы с детьми, родителями, педагогами и социумом могут быть совершенно разнообразные. Такие как:
1) с детьми - тренинги, социально -ориентированные игры, разрешение проблемных ситуаций, проигрывание этюдов, упражнения, беседы акции, чтение художественной литературы, экспериментирование, проектирование;
2) с педагогами - семинары, консультации, педагогические советы, мозговой штурм, тренинги, акции, мастер-классы, деловые игры, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации по социально-нравственному воспитанию дошкольников;
3) с родителями: консультации, семинары, родительские собрания, тренинги, акции, проектирование, мастер-классы, игры: исследовательско - проектные, ролевые, имитационные, деловые;
4) с социумом ближайшего окружения: экскурсии, целевые посещения, совместные мероприятия, просмотр фильмов, посещения выставок, кукольных спектаклей, концертов.
3 этап: обобщающий. В рамках данного этапа анализируется результативность и эффективность деятельности. Следует проводить мониторинговые исследования по сформированности у детей социально-нравственных навыков; с целью обратной связи, анкетирование родителей - участников волонтерского движения на предмет удовлетворенности деятельностью; анализ деятельности дошкольной образовательной организации по реализации задач воспитания и обучения при помощи методов волонтёрского движения; подведение итогов и определения перспектив развития.
С целью расширения опыта и внедрения его в практику других образовательных организаций путем межведомственного взаимодействия возможно проведение семинаров для руководителей ДОО, профессиональных объединений воспитателей, размещение материалов на сайте ДОО, издание материалов в сборниках публикаций.
Прогнозируемыми и моделируемыми результатами деятельности можно считать:
1. Обогащение развивающей предметно -пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС в области социально - нравственного воспитания:
1) пополнение атрибутики к сюжетно-ролевым играм;
2) приобретение наглядного материала -картины, фотографии, рисунки, плакаты, дидактические игры;
3) обновление состава методической и художественной литературы по социально-нравственному воспитанию детей.
2. Повышение уровня социально-нравственных компетенций воспитанников через волонтерское движение:
1) усвоение моральных и нравственных ценностей;
2) развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и младшими воспитанниками, детьми с ОВЗ, формирование уважительного отношения к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
3) уважение и развитие эмоциональной отзывчивости к людям с ОВЗ , инвалидам;
4) представление карт индивидуальных достижений воспитанников по результатам стартовой и итоговых анкет;
3. Развитие профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Совершенствование механизма взаимодействия ДОО и семьи через волонтерское движение взрослых, добровольное, бескорыстное участие в жизни детского сада с целью формирования у дошкольников первоначальных представлений социально-нравственного характера.
Итак, Создание волонтерского движения детей и родителей в дошкольной образовательной организации как социального института, который должен готовить к жизни, развивать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей в настоящее время. Жизнь - это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств.
Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства. И это можно решать через организацию образовательных отношений на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие воспитанников с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.
2. Кузьмина В.Е., Шепилова Н.А. К вопросу духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/185.pdf, свободный.
3. Минаева В.М. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст] / В.М. Минаев // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 13-20.
4. Павлов И.П. Полное собрание сочинений [Текст] / И.П. Павлов. Т. 3. Кн. 2. - М., 1126 с;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media, свободный.
6. Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пахомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет [Текст] / С. Якобсон, Ж. Копачева, Е. Пахомова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 5-11.
7. Я - Ты - Мы. Программа социально - эмоционального развития дошкольников [Текст] / О.Л. Князева. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 168 с.
References
1. Bozhovich L.I. Selected psychological works: problems of personality formation. - M.: International. PED. Akad., 1995. - 209 p.
2. Kuzmina V.E., Shepilova N. On the issue of spiritual and moral development ofpreschool children [electronic resource]. - Access mode: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/185.pdf, free.
3. Minaeva V.M. Introduce children to the emotional world of man // Preschool education. - 2003. - № 2. -P. 13-20. 4. Pavlov, I. P. Complete works. Vol. 3. B. 2. - M., 1126 with;
5. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media, free.
6. Yakobson S., Chernavina S., Kopacheva Zh., Pakhomova E. Formation of relationships between children 3-4 years // Preschool education. - 2012. - № 1. - P. 5-11.
7. I - You - We. Program of social and emotional development of preschool children / O. L. Knyazeva. - M.: Mosaic - Synthesis, 2005. 168 p.
THE VOLUNTEERING OF CHILDREN AND PARENTS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A MECHANISM OF FORMATION OF SOCIAL AND MORAL CULTURE
OF SOCIETY
Yyliya O. Novikova,
associate Professor, Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletov
The article deals with the priority tasks of the Russian Federation in the field of education of children, which is the development of a highly moral person who shares Russian traditional spiritual values, has relevant knowledge and skills, is able to realize its potential in a modern society, ready for peaceful creation and protection of the Motherland. It is considered that education is the most important function of social life. In this sense, education covers not only the educational work of the kindergarten, children's and youth organizations, the family, the public, but also the whole way of life of society, the ideas prevailing in it. Therefore, it is important that together with the development of society
should develop and the process of education as a social phenomenon. Within the framework of the new paradigm of development of the directions of training and education, it is possible to solve the problem of moral education based on a personality - oriented approach, when a person who is a carrier of an intellectual resource capable of creative activity, comes to the fore. In such circumstances, communication is teamwork, cooperation and cooperation, as well as reasoning, dialogue, the presence of pupils ' own proposals, associations, disagreements. From this position, the teacher needs to apply innovative teaching methods and education that develop preschoolers need to work in a team, focusing on the overall result, responsibility for each other's activities in a team, mutual assistance, approval of the results of collective work.
The key objective of the Federal state educational standard for pre-school education is to support the diversity of childhood through the creation of conditions for the social situation of assistance to adults and children for the development of the abilities of each child. That is, its main purpose and importance - positive socialization of preschoolers. The author came to the conclusion that the establishment of the volunteer movement of children and parents in pre-school educational institution as a social institution, which should prepare for life, to develop a moral identity that separates Russia's traditional spiritual values, which have relevant knowledge and skills to realize their potential in conditions of modern society, a priority of the Russian Federation in the sphere of education of children at the present time. Life is not only academic knowledge. It is the development of certain qualities of life.
Key words: education, priority tasks, volunteerism, culture, society, morality, preschool educational organization.
Сведения об авторе:
Новикова Юлия Олеговна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «правовое и организационное обеспечение бизнес-процедур» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (600000, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 03.09.2018 г.