Научная статья на тему 'Программа совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как средство формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента'

Программа совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как средство формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SPIRITUAL / MORAL AND CULTURAL VALUES A COSSACK CADET COMPONENT / INNOVATION PROJECT / INTERACTION MODEL / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко А.А.

Реализация модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и образовательными, культурными, общественными организациями по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, через программу совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами «Казачата из детства во взрослую жизнь» в рамках работы региональной инновационной площадки Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF JOINT NETWORKING PROJECTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH SOCIAL PARTNERS AS A RESOURCE FOR FORMATION OF MENTAL, MORAL AND SOCIO-CULTURAL VALUES OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE COSSACK CADET COMPONENT

Implementation of the model of interaction pre-school educational institution with the parents (legal representatives) and educational, cultural and public organizations on formation of spiritual, moral, social and cultural values in children of preschool age, through a programme of joint network projects preschool education institution with the social partners "the Cossacks from childhood to adulthood" in the framework of the regional innovative platform of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Программа совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами как средство формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371

А. А. Гордиенко

г. Красноуфимск, Россия

ПРОГРАММА СОВМЕСТНЫХ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА

АННОТАЦИЯ. Реализация модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и образовательными, культурными, общественными организациями по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, через программу совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами «Казачата - из детства во взрослую жизнь» в рамках работы региональной инновационной площадки Свердловской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственные и социокультурные ценности, казачий кадетский компонент, инновационный проект, модель взаимодействия, социальное партнерство

A. A. Gordienko

Krasnoufimsk, Russia

THE PROGRAM OF JOINT NETWORKING PROJECTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH SOCIAL PARTNERS AS A RESOURCE FOR FORMATION OF MENTAL, MORAL AND SOCIO-CULTURAL VALUES OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE COSSACK CADET COMPONENT

ABSTRACT. Implementation of the model of interaction pre-school educational institution with the parents (legal representatives) and educational, cultural and public organizations on formation of spiritual, moral, social and cultural values in children of preschool age, through a programme of joint network projects preschool education institution with the social partners "the Cossacks from childhood to adulthood" in the framework of the regional innovative platform of the Sverdlovsk region.

KEYWORDS: spiritual, moral and cultural values ject, interaction model, social partnership

Несмотря на воздействие внешних политических, культурных, социальных факторов, основу российской национальной идентичности, формирующейся в условиях многонациональности, многокон-фессиональности, роста социального разнообразия, составляют базовые национальные ценности, этнокультурные и социально-культурные феномены, являющиеся продуктом национального культур-

a Cossack Cadet component, innovation pro-

ного развития.

Одним из таких феноменов является российское казачество. Казачество как этносоциальное сообщество, имеющее сложную социально-экономическую, военную и социокультурную организацию, сегодня проявляет себя в новом качестве, продолжая играть немаловажную роль в становлении российской государственности, сохранении и развитии традиций патриотическо-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

го воспитания детей и молодежи.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ [4], «Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», утвержденной 3 июля 2008 года Президентом РФ Д.А. Медведевым, приоритетными целями государственной политики в отношении российского казачества является «возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи» [1]. В свою очередь Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области 5 июля 2011 года принят закон «О российском казачестве на территории Свердловской области» [2].

Казачий компонент занимает важное место в системе кадетского образования [3], которое выступает первой ступенью подготовки к государственной службе. В Свердловской области в течение 20 лет было открыто 50 муниципальных классов и школ кадетской направленности. Сложились и реализуются различные формы казачьего кадетского образования. Таким образом, можно отметить, что реализация казачьего кадетского компонента осуществляется не только образовательными, но и общественными, культурными организациями Свердловской области.

Город Красноуфимск (прежде крепость) был заложен в 1786 году, вместе с крепостью Елдяцкой, статским советником Кирилловым, как опорные пункты против башкир. В этих крепостях были поселены казаки, которые с 1753 года были подчинены ведению войскового атамана Оренбурга. Станица Красноуфимская была упразднена в 1820 году.

На территории ГО Красноуфимск и МО Красноуфимский округ функционирует три реестровых некоммерческих хуторских казачьих общества: НО ХКО «Атаманова гора», НО ХКО «Отечество», НО ХКО «Красноуфимский». На протяжении не-

скольких лет при Святотроицком соборе г. Красноуфимска работает воскресная казачья школа.

Таким образом, исторические факты свидетельствуют о том, что реализация казачьего кадетского компонента в городском округе Красноуфимск назрела не только с целью возрождения традиций казачества, но и приобщением к культуре, истории родного города.

Реализация инновационного проекта по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента предполагает решение ряда вопросов.

- Каким образом организовать реализацию казачьего кадетского компонента на протяжении всего дошкольного детства в условиях дошкольной образовательной организации?

- Каким образом мотивировать участников образовательных отношений на формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента?

- Каким образом выстроить модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с образовательными, культурными и общественными организациями по реализации казачьего кадетского компонента?

Одна из задач, реализуемых в рамках инновационного проекта, предполагает выстраивание модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и образовательными, культурными, общественными организациями по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного, которая нашла свое отражение в Программе совместных сетевых проектов дошкольной образовательной организации с социальными партнерами «Казачата - из детства во взрослую жизнь».

Организации, принимающие активное участие в реализации Программы:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

- МБОУ «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- МБУ «ЦБС» Красноуфимск библиоте-ка-филлиал №1;

- ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж».

- Красноуфимский городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Реализация сетевой формы реализации Программы осуществляется на основе договоров между организациями, указанными выше.

Программа входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы - программы дошкольного образования МАДОУ детский сад 2.

Программа ориентирована на достижение следующей цели: использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность для обеспечения возможности формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста на основе казачьего кадетского компонента.

Задачи реализуемые в ходе апробации Программы:

1. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста, в рамках образовательных проектов различных уровней.

2. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.

3. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Программа строится с учетом основных принципов дошкольного образова-

ния и иных педагогических принципах, которые более всего помогают решать задачи по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в системе сетевого взаимодействия:

принцип социально-педагогического партнерства;

принцип открытости;

- принцип социальной востребованности;

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности;

- принцип социосообразности;

- принцип вариативности, свободы и плюрализма;

принцип гуманизации; принцип возрастной адекватности дошкольного образования; принцип индивидуализации.

Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов и соответствует ФГОС ДО.

Содержательный раздел представлен совместными сетевыми проектами дошкольной образовательной организации с социальными партнерами.

Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером ГБПОУ СО «Красно-уфимский педагогический колледж» «Где казак, там и слава», в рамках которого предполагаются ряд совместных мероприятий, одним из которых будут игры-соревнования посвящённые дню Победы «Меткий стрелок», где педагогический колледж предоставляет нам электронный тир. ДОО, в свою очередь, является стажи-ровочной площадкой для прохождения практики студентов.

Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером МБОУ «Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» «Казачьи университеты», предполагает реализацию преемственности дошкольного и начального общего образования по данной проблеме.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером МБУ «ЦБС» Красноуфимск библиотека-филиал №1 «Культура в книге» решает задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, средствами реализации конкурсных программ, акций, экскурсий и пр.

Совместный сетевой проект дошкольной образовательной организации с социальным партнером Красноуфимский городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Связь поколений», реализуется на базе ДОО, одной из форм взаимодействия является детско-родительский клуб, основная идея которого: формировать основы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через передачу исторических фактов от старшего поколения младшему, а так же привлечь родителей (законных представителей) к активному участию в образовательной деятельности ДОО.

Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации Программы.

Предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мульти-

медийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой Программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и го-товностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и сотрудников других Организаций - социальных партнеров.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на этапе окончания освоения Программы.

В дальнейшем, планируется расширение спектра сетевого взаимодействия с социальными партнерами, путем заключения договоров и разработки дополнительных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/639 (дата обращения 10.04.2017 г.)

2. О российском казачестве на территории Свердловской области (с изменениями на 25 сентября 2017 года). Закон Свердловской области от 12 июля 2011 года № 65-ОЗ. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/453105143 (дата обращения 04.12.2017 г.)

3. Мурзина И.Я. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах школах с кадетским (казачьим) компонентом / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 144 с.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

4. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/188922/#ixzz50Mv4FqA1 (дата обращения 10.04.2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.