ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 373.214
ББК Ч410.23 ГРНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.07
Гредина Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, ректор ГАОУ ДПО СО «ИРО»; 620137, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16; e-mail: [email protected].
Дягилева Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, ГАОУ ДПО СО «ИРО»; 620137, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16; e-mail: [email protected].
Трофимова Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГАОУ ДПО СО «ИРО»; 620137, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16; e-mail: [email protected].
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОЦВЕТ»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные программы; дошкольное образование; ценностные ориентации; дошкольники; культурные практики; культурологический подход; деятельностный подход; аксиологический подход.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются концептуальные основы образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет». С позиций культурологического, системно-деятельностного и аксиологического подходов, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рассматриваются ценностные основы современного дошкольного образования, культурные практики дошкольников и их роль в развитии культурного опыта, самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребенка, определяются педагогические условия проектирования образовательного пространства развития ребенка с учетом региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных организаций. На основе анализа практического опыта дошкольных образовательных организаций Свердловской области и Уральского региона в целом авторами определена и обоснована аксиосфера современного дошкольного образования. Ценностные ориентиры дошкольного образования, заданные ФГОС дошкольного образования, являются основой отбора культурных практик в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития детей раннего и дошкольного возраста. В статье описываются особенности образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», раскрываются цели, задачи Программы, ориентированные на духовно-нравственные и социокультурные ценности: семья, здоровье, социальная солидарность, труд и творчество. Ценности, освоение которых обеспечивается культурной практикой, раскрываются в единстве трех составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет» определяется и раскрывается содержание, принципы и подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Gredina Oksana Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Rector, Institute of Education Development, Ekaterinburg, Russia.
Dyagileva Natalia Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Education Development, Ekaterinburg, Russia.
Trofimova Oksana Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Education Development, Ekaterinburg, Russia.
CONCEPTUAL BASES OF EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION "SAMOTSVET
KEYWORDS: educational program; preschool education; values; culture; culture-based approach; axiolog-ical approach; activity-based approach.
ABSTRACT. The article describes the conceptual framework of the educational program of preschool education "Samotsvet". From the standpoint of cultural, systematic pragmatic and axiological approaches, with regard to the requirements of the Federal state educational standard of preschool education, the article considers the value basis of modern preschool education, the cultural practices of preschoolers and their role in the development of cultural experience, independence, positive socialization and individualization of a child. Attention is paid to the pedagogical conditions of educational space and development of a child, taking into account regional peculiarities of the activities of preschool educational organizations. Based on the analysis of practical experience of pre-school educational institutions of the Sverdlovsk region
and the Ural region as a whole, the authors defined and justified axiosphere of modern preschool education. Values of preschool education defined by the Federal state educational standard of preschool education are the basis for the selection of cultural practices in accordance with individual and age peculiarities of development of children of early and preschool age.
The article describes peculiarities of educational program of preschool education "Samotsvet", it reveals the goals, objectives of the programs focused on spiritual, moral, social and cultural values: family, health, social solidarity, work and creativity. Values, development of which provides a cultural practice, are the unity of three components: cognitive, emotional and behavioral components. In the educational program of preschool education "Samotsvet" is also determined by the content, principles and approaches to organization of educational activities in preschool educational organizations.
Направленность современной стратегии дошкольного образования на обеспечение поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности в общем развитии человека; освоение общественных норм и ценностей, принятых в поликультурном многонациональном обществе; обеспечение личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей определяет необходимость поиска эффективного способа достижения целей современного дошкольного образования.
Методологической основой реализации задач ФГОС дошкольного образования являются культурологический и системно-деятельностный подходы. Культурологический подход в педагогике позволяет рассматривать воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития способностей ребенка действовать в разных жизненных ситуациях и обстоятельствах на основе культурных ценностей, норм и образцов. Контекст развития ребенка в логике социокультурной парадигмы особо подчеркнут в «Законе об образовании в Российской Федерации» как необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» [13].
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» (далее -Программа) создана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений [12].
Программа предоставляет родителям, (законным представителям), педагогическим коллективам образовательных организаций научно-обоснованную информацию об особенностях развития ребенка с рождения до поступления в школу, раскрывает целевые ориентиры каждого периода дошкольного детства на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятия и присвоения смыслов духовно-нравственных ценностей (семья, здо-
ровье, социальная солидарность, труд и творчество), определяет и раскрывает содержание, принципы организации, методы и приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, возможных образовательных результатов этой деятельности.
Программа опирается на методологию, основные теоретические базовые принципы ФГОС дошкольного образования, служит основой для организации реального образовательного процесса, ориентирует на создание эффективной образовательной среды, построение современного образовательного процесса, индивидуальной траектории развития ребенка в его зоне ближайшего развития, в партнерском взаимодействии образовательной организации и семьи.
Новые подходы к проектированию развивающей информационно-образовательной среды дошкольного образования предполагают выбор иных отношений взрослых и ребенка, в которых взрослый выступает в роли партнера в детской деятельности. При этом становление активной социальной и продуктивной деятельности детей и взрослых, введение ребенка в мир культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребенка как уникальную личность, предусмотрено в ФГОС дошкольного образования в рамках культурной практики.
Анализ опыта организации культурных практик в дошкольном образовании (Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова и другие) позволяет рассматривать культурные (социокультурные) практики в качестве эффективного способа реализации культу-рообразующей функции образования, наделения образования активным деятельным характером, предполагающем наличие субъектной позиции и обучающегося и обучающих. Исследователи включают в структуру культурной практики освоение универсальных норм и образцов деятельности; приобретение опыта презентации личных результатов и достижений в разных коммуникациях.
В образовательной программе «Само-
© Гредина О. В., Дягилева Н. В., Трофимова О. А., 2017
Цвет» культурные практики представлены как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающихся пространств организации собственных действий и опыта; как поиск и апробация (постоянных и единичных проб) новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения познавательных и прагматических потребностей; как стихийное автономное приобретение опыта общения и взаимодействия с людьми; как приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания (М. Ю. Гудова, Н. Б. Крылова, Н. А. Короткова и др.).
Образовательная программа дошкольного образования «Самоцвет» аккумулирует ценности отечественного дошкольного образования, региональный опыт дошкольных образовательных организаций, определяет контекст ожидаемых изменений в системе дошкольного образования региона.
Рассмотрим концептуальные основы Программы.
Культура как универсальный опыт человечества создает предпосылки для вхождения ребенка в мир культуры, ценностного и деятельностного освоения действительности.
Развитие культурной идентичности ребенка зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия культурных эталонов, являющихся основой культурных практик, на личность ребенка в ходе его социализации, образования и воспитания.
Ребенок в процессе социально-коммуникативного развития постигает базовые ценности отечественной и мировой культуры, действия, опредмеченные простейшими орудиями культуры, способы осознания, понимания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния другого человека (Л. С. Выготский); посредством игровой деятельности осваивает ценности и смыслы человеческой деятельности (Д. Б. Эльконин); воспитание и развитие личности гражданина России успешно происходит через освоение общественно значимых ценностей, нормативов и установок.
Дошкольный возраст - это время формирования фундаментальных личностных новообразований, возникновения «качественно своеобразного единства субъекта - единства его личности» (Д. И. Фельдштейн) и др.
Ведущими целями Программы с учетом обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; формирование основ базовой
культуры личности, развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в ходе освоения культурных практик; обеспечение освоения детьми дошкольного возраста ценностей культуры на основе особенностей современных тенденций развития Уральского региона, специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Концептуальными основами Программы «СамоЦвет» являются также идеи и положения современной дошкольной педагогики:
1. Понимание детства как пространства развития личности и становления индивидуальности и социокультурного опыта включает идеи организации ценностно-смыслового пространства, в котором интегрируются мир истории, культуры, социума, информационно-коммуникативных технологий и мир ребенка.
2. Объединяющим (системообразующим) ядром современного дошкольного образования являются ценности и смыслы, которые человек на протяжении своего развития познает, открывает, воспроизводит, преобразует в личном пространстве в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей личности, социокультурной среды.
3. В концепции ценностно-смыслового развития дошкольников феномен детства определяется как ценностно-смысловой период жизнедеятельности ребенка-дошкольника в развитии системы ценностно-смыслового отношения к культуре (государства, региона, семьи); а ценностно-смысловая модель образовательного пространства образовательной организации представляет целостную систему взаимосвязанных компонентов культуросообразной среды1 развития личности дошкольника.
Педагогическое сопровождение образовательной деятельности в соответствии с логикой образовательной программы «СамоЦвет» опирается на возможности вовлечения ребенка в социальные и культурные практики, приобщения традициям народов, проживающих на территории России и Свердловской области, создание комфортного пространства жизнедеятельности человека, ориентированного на освоение смыслов своей жизни; освоения личностью ценностей родной культуры, истории, родного языка.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представлены базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны
в современных условиях: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству и др.); социальная солидарность (доверие к людям и др.); гражданственность; семья (любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших и др.); труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость и др.); наука; традиционные российские религии; искусство и литература (красота, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие); природа (родная земля, заповедная природа); человечество (многообразие культур и народов) [1].
В связи с тем что система ценностей является основой организации ценностно-смыслового пространства современного образования, авторами осуществлен и обоснован выбор ценностей, которые могут быть освоены детьми раннего и дошкольного возраста: ценности семьи; ценности труда и творчества; ценности социальной солидарности (социальной направленности); ценности здоровья. Отбор основан на анализе результатов исследования аксиологических основ образования XXI в. (А. К. Абишева, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Л. Гринкруг, А. Я. Данилюк, Л. Ф. Михальцо-ва, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» имеет дву-частную структуру: часть первая отражает особенности обучения, воспитания и развития детей от о до 3-х лет, сопровождается описанием содержания, способов и средств педагогической поддержки родителей в организации семейного воспитания; часть вторая предусматривает организацию образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Цели Программы сопряжены с целями дошкольного образования на современном этапе, а именно: непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Содержание отобрано с учетом ценностей отечественной и региональной духовной и материальной культуры.
В соответствии с целями определена и организационная форма, а именно: освоение культурных и социальных ценностей ребенком обеспечивается в рамках культур-
ных практик, которые предусматривают освоение социокультурных норм и образцов деятельности; получение опыта деятельности и суммирование личных результатов и достижений; приобретение опыта презентации личных достижений на разных уровнях детско-взрослого сообщества.
Интегрированный характер социокультурных практик в процессе их организации и реализации обусловливает необходимость одновременного использования потенциальных возможностей нескольких областей культуры, а также интегриров-ния возможности непрерывной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы жизнедеятельности, (опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора; ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми; эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям).
Образовательной программой «СамоЦвет» предложены следующие виды культурных практик, отбор которых осуществлен на основе проведенного анализа опыта дошкольного образования в России и за рубежом: духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности; культурная практика игры и общения; культурная практика самообслуживания и общественно полезного труда; культурная практика познания; сенсомоторная культурная практика; культурная практика конструирования; речевая культурная практика; культурная практика литературного детского творчества; культурная практика музыкального детского творчества; культурная практика изобразительного детского творчества; культурная практика театрализации; культурная практика здоровья; двигательная культурная практика.
Отбор культурных (социокультурных) практик в Программе предусматривает учет возрастных аспектов проектирования ценностно-смыслового пространства дошкольного образования.
Концептуальной основой организации образовательной деятельности детей в рамках культурной практики является «образовательно-развивающая ситуация».
Конкретная образовательно-развивающая ситуация задана системой связей и отношений в со-бытийной общности детей и взрослых, развертывающихся на основе совместной деятельности и ориентирован-
ных на результат.
В соответствии с логикой развития ребенка в определенном возрасте выделяются три типичные ситуации развития: предметно-игровая (процессуальная игра), сюжет-но-игровая (сюжетная игра), школьно-игровая (дидактическая игра). Предметно-игровая ситуация развития связана с поиском ребенком новых способов самоопределения на стадии освоения предметного мира, его ценностной основы. Сюжетно-игровая ситуация развития направлена на моделирование деятельности и отношений взрослых. Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать ценности жизни взрослых и своей собственной жизни.
Присвоение личностью ценностей на основе культурных практик представляет собой процесс познания мира в единстве трех составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Эмоциональный компонент включает в себя показатели положительного отношения к ценностным ориентирам, готовность проявлять общечеловеческие качества в предлагаемой взрослым образовательно-развивающей ситуации. Деятельностный (поведенческий, регулятивный) компонент проявляется через практическое включение в деятельность, в которой дошкольник закрепляет сформированные или формируемые на основе морально-этической нормы привычки социально одобряемого поведения.
Когнитивный компонент представляет собой знание и понимание смысла ценностного ориентира, заданного ФГОС дошкольного образования. Его развитие осуществляется в направлении уточнения и углубления представлений об исследуемых ценностях.
В соответствии с принципами образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» оценка качества образовательной деятельности учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях; ориентирует на
обеспечение вариативности содержания и организационных форм образования детей дошкольного возраста; обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для образовательной организации и семьи в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве; разнообразием вариантов информационно-образовательной среды; разнообразием местных условий Уральского региона и муниципальных образований Свердловской области.
Таким образом, в образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет» дошкольное детство понимается как особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий, что раскрывает смысловое поле программы.
Культурные практики, в которые взрослый вводит ребенка, неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятель-ностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. Дошкольное образование как ценный для развития личности и индивидуальности ребенка опыт должно быть направлено на обогащение его внутренних ресурсов средствами культуры как универсального концепта человечества.
Инновационный характер образовательной деятельности на основе программы «СамоЦвет» предусматривает конструирование образовательно-развивающих ситуаций с учетом особенностей развития ребенка, его возможностей в разные возрастные периоды на основе социокультурной триады: ценность - культурные практики - образовательный результат (ценностные и целевые ориентиры развития).
Концептуальные основы Программы составляют проект разработки дошкольной образовательной организацией своей оригинальной образовательной стратегии с учетом региональных социокультурных особенностей, образовательных потребностей всех участников образовательных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / Рос. акад. образования. — М. : Просвещение, 2009. — 24 с.
2. Корепанова М. В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве / / Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5.
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд. - М. : Линка-пресс, 2012. - 208 с.
4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность : Сб. статей. - М. : Индрик, 2007. - С. 132-138.
5. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2007. - 191 с.
6. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Новые ценности образования. - 2007. - № 3 (33). - С. 79-101.
7. Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика».- 2015. -
№ 5. - С. 6-1S.
S. Письмо Mинорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.20l4 № 0S-249 II Вестник образования. - 2014. - Апрель.- № 7
9. Полковникова H. Б. Ценностные основы детской личности и их развитие под влиянием ценностей близких взрослых II Дошкольник. - 20l2. - № S. - С. 4-9.
10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - M. : ^ц^пал^ ное образование, 20l5. - 88 с.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 20l5 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Mинистерства образования и науки Российской Федерации ^и^бр^ум России) от l7 октября 20l3 г. № ll55 г. Mосква [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/ 20l3/ll/25/doshk-standart-dok.html.
13. Федеральный закон от 29 декабря 20l2 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев H., ^помнящая H. Педагогика и логика. - M. : Кастель, 1993. - 4l6 с.
REFERENCES
1. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya : proekt | Ros. akad. obrazovaniya. — M. : Prosveshchenie, 2009. — 24 s.
2. Korepanova M. V. Proektirovanie i organizatsiya kul'turnykh praktik v doshkol'nom detstve // Detskiy sad: teoriya i praktika. - 2015. - № 5.
3. Korotkova N. A. Obrazovatel'nyy protsess v gruppakh detey starshego doshkol'nogo vozrasta. - 2-e izd. -M. : Linka-press, 2012. - 20S s.
4. Krylova N. B. Razvitie kul'turologicheskogo podkhoda v sovremennoy pedagogike // Lichnost' v sotsiokul'turnom izmerenii: istoriya i sovremennost' : Sb. statey. - M. : Indrik, 2007. - S. 132-13S.
5. Krylova N. B. Svobodnoe vospitanie v sem'e i shkole: kul'turnye praktiki detey / otv. red. M. A. Ushakova. - M. : Sentyabr', 2007. - 191 s.
6. Krylova N. B. Kul'turnye praktiki detstva i ikh rol' v stanovlenii kul'turnoy idei rebenka // Novye tsennos-ti obrazovaniya. - 2007. - № 3 (33). - S. 79-101.
7. Lykova I. A., Protasova E. Yu. Kul'turnye praktiki v detskom sadu: sovremennyy podkhod i vozmozhnye traktovki // Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Detskiy sad: teoriya i praktika».- 2015. - № 5. - S. б-lS.
S. Pis'mo Minorbnauki Rossii «Kommentarii k FGOS doshkol'nogo obrazovaniya» ot 28.02.20l4 № 0S-249 // Vestnik obrazovaniya. - 2014. - Aprel'.- № 7
9. Polkovnikova N. B. Tsennostnye osnovy detskoy lichnosti i ikh razvitie pod vliyaniem tsennostey blizkikh vzroslykh // Doshkol'nik. - 2012. - № 8. - S. 4-9.
10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. - M. : Natsional'noe obrazovanie, 2015. - SS s.
11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 20l5 g. № 996-r) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru.
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya (utverzhdennyy pri-kazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot l7 oktyabrya 20l3 g. № 1155 g. Moskva [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html.
13. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 20l2 g. № 273 FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».
14. Shchedrovitskiy G., Rozin V., Alekseev N., Nepomnyashchaya N. Pedagogika i logika. - M. : Kastel', 1993. - 41б s.