Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 37.013.78 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018
Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.с., Новицкая В.А., Яфизова Р.И.
Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта
Гогоберидзе Александра Гививна - доктор педагогических наук, профессор, директор Института детства, заведующая кафедрой дошкольной педагогики, Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), [email protected]
Новицкая Виктория Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, РРГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) Атарова Анна Николаевна, Новиков Михаил сергеевич, Яфизова Римма Иршатовна -
ассистенты кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Введение. В статье раскрывается замысел педагогического проекта, который предполагается реализовать в нескольких ДОО Санкт-Петербурга. Актуальность данного проекта определяется значимостью социокультурного проектирования как одного из ведущих способов, обеспечивающих благоприятные условия и позитивную среду развития ребенка в период дошкольного детства.
Методы. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, и др.); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности старших дошкольников - жителей Санкт-Петербурга, полученные на рубеже 2010-х годов. Был применен системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования методического комплекса «Петербург - территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития.
Результаты. Полученные результаты исследования содержат системный анализ практики организации образовательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Опыт разработки и апробации методического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей, методик по выявлению мотивации к развитию, оценки потенциала саморазвития. Определены подходы к проектированию дополнительных программ культурологической и художественно-эстетической направленности, программы развития пространственно-предметной среды современного детского сада. Представлена характеристика ведущих инструментов реализации Проекта, институционально представленных учебно-методическим комплексом «Петербург - территория детства», имеющим развивающую культурологическую направленность.
Вывод. В исследовании впервые предпринята попытка выделить условия, при реализации которых ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Эти данные могут быть использованы специалистами в области детства для создания современного пространства детской культуры, субкультуры, деятельности, образующего уникальный «Мир детства», определяющего своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.
Ключевые слова: ребенок как субъект деятельности и поведения, социокультурное пространство, образовательная среда, социокультурное и педагогическое проектирование.
Для цитирования: Гогоберидзе АГ.,АтароваАН, Новиков М.С., НовицкаяВА, Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. - 2018. - №5(87). - С. 16-23. Материалы статьи получены 24.02.2018
UDC 37.013.78 DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-00018
Preschooler as Designer of Social and Cultural Learning Environment for Their Development. Idea of a Project
Aleksandra G. Gogoberidze, Doctor of Education, Professor, Director of the Childhood Institute, Head of the Preschool Pedagogy Department, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Victoria A. Novitckaya, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Preschool Pedagogy, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Anna N. Atarova, Mikhail S. Novikov, Rimma I. Yafizova, Assistant Professors, Department of Preschool Pedagogy, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Introduction. The paper introduces the idea of a pedagogical project, that is going to be tested in several preschools in St. Petersburg, Russia. The significance of the project is determined by the importance of social and cultural design as one of the key methods for providing fair and positive environment for child development during the preschool period.
Methods. Methodologically the research is based on: academic, and subject approach; concept of development of a preschool child as a subject of children's activities and behavior (T. I. Babayeva, A. G. Gogoberidze and othes); the concept of cultural and historical development of a child personality by mastery of experiences of previous generations (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev), provided that they interact with adults (N. F. Radionova); research data on individual behavior and activity of senior preschoolers in of St. Petersburg, obtained at the turn of the 2010s. System analysis was applied, including theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature on the research subject, developing method of learning materials "St. Petersburg - the Territory of Childhood", ensuring the subjective engagement the senior preschool children with design of social and cultural learning environment for their development.
Results. The results of the research contain an analysis of organizing of educational potential of the social and cultural environment in St. Petersburg for development of preschool students. Development and testing of methodological tools for studying values, interests, culture and subculture, subjective manifestations of children, methods for identifying motivation for development, assessing the potential for personal development. Approaches to design of additional cultural and artistic programs, programs for design of environment of a modern kindergarten have been determined. The characteristics of the key implementation tools of the Project, institutionally represented by the educational and methodical complex "St. Petersburg - the Territory of Childhood", which has a culturally oriented development, is presented.
Conclusion. The study first attempted to identify the conditions under which a senior preschooler can become a designer of social and cultural learning environment for their development. The data can be used by Childhood experts to create a modern space for children culture, subculture, activities that form a unique "world of childhood" that determines a unique development of the child individual cultural experiences. Keywords: child as an actor; social and cultural environment; learning environment; social, cultural, and pedagogical design.
For citation: Gogoberidze A.G., Atarova A.N., Novikov M.S., Novitckaya V.A., Yafizova R.I. (2018) Preschooler as designer of social and cultural learning environment for their development. Idea of a project. Preschool Education Today. 5:12, 16-23 (in Russian). Original manuscript received 24.02.2018
Введение
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, зафиксированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3, является принцип «свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей...».
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г.
№761), максимальная реализация потенциала каждого ребенка выступает приоритетной стратегией развития системы образования. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Результатом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей может стать «увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное
отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям».
Принятая в Санкт-Петербурге стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года ориентирована на формирование креативной среды для самореализации жителей.
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга, посещающие детские сады в настоящее время, к 2030 году станут взрослыми и, возможно, при определенных, в том числе и образовательных условиях, активными участниками реализации разработанной стратегии.
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений - жители города Санкт-Петербурга. От того, как они проживут самоценный период дошкольного детства, зависит будущее нашего города, да и общества в целом. Детство - уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство - целостный феномен, основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка.
Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям», одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Как отмечается в различных нормативных документах (Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка, в которой признаются права детей на участие в принятии решений (статья 9: участие в разбирательстве относительно опеки и попечительства над ребенком; статья 12: участие в принятии решений по «всем вопросам, затрагивающим ребенка»; статья 13: выражение своего мнения, и получение и предоставление информации; статья 14: наличие собственного мнения по поводу свободы мысли, совести и религии; статья 15: объединение с другими; статья 23: право ребенка с ограниченными возможностями на «активное участие в жизни сообщества»; статья 30: право детей меньшинства или коренного населения на участие в жизни собственного сообщества, также общества
в целом; статья 31: полноценное участие в культурной жизни и занятии искусством); Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 17 ст. 34); Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»), процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста...); нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений. Основные задачи в связи с данным процессом:
• привлечение детей к участию в общественной жизни;
• разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
• создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
• обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности).
Методология и содержание замысла проекта
Ключевая идея проекта заключается в том, что при определенных условиях ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития.
Данная идея базируется на методологии гуманитарного и субъектного подходов, концепции развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения, исследовательских данных об особенностях поведения и деятельности старших
дошкольников - жителей Санкт-Петербурга, полученных на рубеже 2010-х годов.
Гуманитарный подход - методология, ориентированная на человека, ее реализация на практике предполагает рассмотрение:
• ребенка как субъекта культурного саморазвития;
• взрослого (педагога, родителя) как посредника между ребенком и культурным пространством, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;
• педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.
Диспозиция ребенка в культурном пространстве может быть охарактеризована как активность субъекта, направленная на объект. По отношению к объекту, ребенок как субъект деятельности может решать разные задачи. Характер этих отношений порождает разные виды деятельности: игровую, познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентацион-ную, общения.
Основным признаком субъекта выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает человека уникальным, неповторимым, отличным от всех других субъектов, позволяет самореализоваться.
В становлении человека субъектом деятельности проявляется его личностная активность, возникает собственное отношение к деятельности. Субъекту деятельности свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к проектированию и конструированию своей деятельности.
Правомерность рассмотрения ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры обусловлена результатами исследований, которые доказывают, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:
• с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
• с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру
и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культурному пространству; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
У старших дошкольников - жителей Санкт-Петербурга зафиксированы следующие особенности поведения и деятельности (по результатам исследований кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена).
Особенности ценностных ориентаций детей Санкт-Петербурга неоднозначны и «требуют» дополнительного исследования. 25% старших дошкольников остро ориентированы на явления социума, которые становятся обычными в связи с изменениями жизни мира взрослых. С одной стороны, дети готовы «наводить в мире порядок» и «помогать людям во всем», с другой стороны, более 70% детей мегаполиса не хотят становиться взрослыми. Мир взрослых пугает современного ребенка, «взрослые много работают и сильно устают», «взрослым некогда отдыхать», «взрослым не хватает радости и счастья детей», - отвечают будущие первоклассники на вопросы «Ты хотел бы сейчас стать взрослым?».
В то же время у современных детей ярко проявляется ориентация на материальные ценности. Например, 35% дошкольников отвечая на вопрос «Без чего человек не может жить счастливо?», говорят о деньгах, машинах, смартфонах, планшетах, домах и т.д. 29% детей отвечают, что человек не может быть счастливым без близких людей, и лишь 14% - без духовных ценностей (заботы, доброты, любви.).
У современного дошкольника адекватная самооценка, на которую он ориентируется чаще, нежели на оценку другими людьми. Так, определяя ситуации, когда ребенок доволен собой, 40% детей ориентируются на собственную оценку своих поступков и только 28% дошкольников ориентированы на внешнюю оценку. Это говорит о большом потенциале современных детей к самореализации, к тому же большинство из них может уверенно сказать, что именно им нравится.
Любимый вид деятельности - игра, так ответили более 60% детей старшего дошкольного возраста, далее идут «активные» и творческие виды деятельности - гулять, кататься на самокатах и велосипедах, рисовать, лепить. Таким образом, активное освоение дошкольником культурного пространства может происходить в различных видах деятельности. При этом дети старшего дошкольного возраста могут адекватно оценить свои возможности: физические, созидательные и познавательные умения.
Современный ребенок - реалист и прагматик, высказываемые им желания научиться что-нибудь делать связаны с реальными задачами: «Хочу научиться рисовать картину», «делать из бумаги фигуры», «мыть голову под душем», «делать печенье из теста», «кровать заправлять» и т.д. Большинство детей позитивно оценивают свои возможности. Три четверти детей уверены, что у них все получится, если они занимаются какой-либо деятельностью.
Многие городские дети чувствуют себя уверенно в жизни, 34% детей уверенно отвечают, что, если на свете останутся одни дети, они постараются справиться с ситуацией, взяв на себя взрослые обязанности: «я буду охранять детей, помогать им, играть с ними», «буду их охранять от злых.», «буду работать строителем». Однако изучение вопросов, которые чаще всего задают дошкольники Петербурга взрослым, в преобладающем характере носят не познавательное содержание (как у детей, живущих в поселках и небольших городах), а социально-эмоциональное «А ты меня любишь?», «А когда люди вырастают, их родители все равно остаются родителями?» и т.д.
Зафиксирован факт того, что 27% маленьких петербуржцев не хотят быть похожими ни на кого, они «хорошие сами по себе». С одной стороны - это свидетельство осознания ребенком собственной индивидуальности, с другой свидетельствует о недостаточности общественных идеалов и идеологии.
В большинстве старшие дошкольники позитивно оценивают деятельность детского сада и работающих в нем взрослых. Самое привлекательное в детском саду для половины детей -предметная среда: игрушки, книги, коврики, кроватка, шкафчик. Ответы детей свидетельствуют, что предметы и материалы, находящиеся в группе, доступны для использования. 49% детей говорят о том, что могут брать любые игры и игрушки в группе, в то же время 20% отвечают, что необходимо получить разрешение у воспитателя.
По мнению детей, деятельность в детском саду жестко регламентирована, и только в свободное время можно выбирать занятие самому. Лишь 26% детей считают, что можно в детском саду заниматься чем хочешь. При этом выбор самостоятельных игр ограничен определенными требованиями педагогов. Самостоятельность дети могут проявлять лишь в свободной деятельности; в деятельности, организованной педагогами, количество самостоятельных актов снижается в 7 раз.
Дети практически не привлекаются к изменению и созданию развивающей среды, эту функцию на себя берет взрослый. Так, 35% детей не принимают участия в перестановке оборудования, ином размещении игрушек. Только 10% дошкольников подчеркнули свое участие в изменении предметной среды группы.
Отмечая красоту города, большинство детей (32%) перечисляют объекты и события в городе, а также рассказывают о типичных для любого города сооружениях и явлениях. 4% детей рассказывают об объектах ближайшего окружения: природе, предметах (красивый дом, детский сад, речка, парк рядом). 41% дошкольников перечисляют отдельные объекты и события в городе.
Результаты анализа детских ответов показывают, что представления о городе сильно отличаются у детей, живущих в разных его частях.
Принципиально важным в реализации ведущей идеи проекта становится понимание, в какое культурное пространство включается ребенок.
Культурное пространство - система регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в многообразных продуктах культурной практики. Каждое культурное пространство предстает как органическое целое, где все составные части объединены общими ценностями. Современное культурное пространство -развивающаяся, открытая система, которая организуется и воспринимается человеком, живущим в этом пространстве. «Культурное пространство - это все многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры» (Кармин, 1997).
Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1, ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) определяет культурное пространство России как состоящее из двух крупных составляющих. Одна часть - это культур-
ное наследие народов РФ, т.е. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения. Другая составляющая культурного пространства - активная, находящаяся в социально-экономическом обороте часть культуры, которая потребляется населением в виде культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства.
Понятие «культурное пространство» предполагает разные уровни смыслов; они включают геопространство, пространство социальное, поведенческое, психологическое, информационное, электронное, визуальное, воображаемое, а также самого человека с его деятельностью, потребностями, ценностями, образом жизни. В итоге культурное пространство возникает в результате взаимодействия пространства, времени и коммуникации, придающей ему смысл.
Культурное пространство города - обобщенная категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду существования и самореализации. Это организованная совокупность физических, символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований, включающих в себя не только материальные (природные или искусственные, то есть созданные людьми) объекты, но и «душу города» (Анциферов, 1990). Это такие элементы культуры города, как нормы и ценности данной городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, межкультурная коммуникация и пр.
Санкт-Петербург - город, выполняющий особую миссию благодаря выдающемуся культурно-историческому наследию, мировой известности и динамичному современному развитию.
Санкт-Петербург - культурный центр мирового значения. В городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. В Санкт-Петербурге работают свыше 200 музеев и их филиалов.
Специфика культурного пространства города для дошкольника часто связана с тем, что ребенок, живущий в определенном районе города, воспринимает Санкт-Петербург по району или микрорайону проживания.
В связи с этим представляется важным создание возможностей расширения культурного пространства города для ребенка за счет конструирования особого сетевого взаимодействия образовательных учреждений, расположенных в разных районах. Это может позволить использовать разные потенциалы культурного пространства города: культурно-исторический потенциал центральной части; потенциал дворцово-парковой архитектуры ближайшего пригорода; современный, урбанистический потенциал района новостроек.
Характеристика ведущих инструментов реализации проекта
Таким образом, современное культурное пространство представлено для современного ребенка разными потенциальными смыслами:
• Это пространство детской культуры, субкультуры, деятельности, образующее уникальный «мир детства», определяющий своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.
• Это пространство лучших образцов культуры (искусства, литературы), которые выступают содержанием процесса культурации ребенка - вхождения в мир культуры, развития и самореализации в процессе освоения культуры общества.
• Это уникальное пространство города Санкт-Петербурга как образца культуры, мирового и российского культурного центра.
• Это особое пространство детской массовой культуры, представленное детскими развлекательными центрами, игрушками, книгами, магазинами.
• Это пространство семьи, несущей уникальный культурный код, обладающей собственными традициями и культурными привычками.
• Это пространство детского сада, который расположен в одном из районов города и имеет свои культурные особенности.
• Это пространство группы детского сада, в котором непосредственно организуется жизнедеятельность ребенка и которое образует особую предметно-пространственную среду развития.
Возможно предположить, что современное культурное пространство представляет собой особую «Территорию детства». Территория (согласно толковому словарю) - одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией
какого-либо государства, один из признаков государства. «Территория - государство, занимаемое населением, где действует власть элиты». Признавая право ребенка на детство и полноценное проживание периода детства, мы признаем его право на обладание особой территорией.
Это «Территория детства», которая:
• интересна ребенку;
• проектируется с учетом интересов, запросов, склонностей и способностей ребенка;
• позволяет ему самореализоваться;
• инициирует желание развиваться;
• создается взрослыми для детей;
• создается взрослыми вместе с детьми.
«Территория детства» - особое современное культурное пространство развития ребенка, которое создается взрослыми для ребенка и которое ребенок, как активный деятель (пользователь, преобразователь, создатель), использует в своей деятельности.
Таким образом, старший дошкольник может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития в том случае, если окружающие взрослые (педагоги, родители) обеспечат ряд условий, к некоторым из которых могут быть отнесены:
• Разработка и реализация комплекса диагностических методик по выявлению мотивации к развитию, оценке потенциала саморазвития, изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей.
• Описание типичных и особенных характеристик развития, субъектных проявлений, поведения, деятельности современных дошкольников.
• Проектирование предметно-пространственной среды детского сада с учетом и на основе детских интересов, склонностей и предпочтений.
• Разработка методики включения ребенка в проектирование предметно-пространственной среды группы и детского сада.
• Диверсификация дополнительных программ с учетом особенностей развития и интересов воспитанников.
• Расширение культурного пространства за счет межкультурной коммуникации и взаимодействия со сверстниками, проживающими в разных районах города.
• Разработка маршрутов путешествий с родителями по «Территории детства».
Институционально данная совокупность идей может быть представлена учебно-мето-
дическим комплексом, имеющим развивающую культурологическую направленность.
Учебно-методический комплекс «Петербург - территория детства» - модульный, ин-тегративный комплекс, описывающий механизмы и условия субъектного включения ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития.
Модульность комплекса позволяет вариативно и гибко использовать продукт при реализации процесса субъектного включения ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Каждый модуль представляет собой самостоятельную единицу комплекса, имеющую свою цель, назначение и конечные продукты, гибкое использование которых позволяет дошкольной образовательной организации самостоятельно конструировать деятельность в рамках заявленного процесса. Например, в результате реализации диагностического модуля может быть получен уникальный фактологический материал, раскрывающий особенности мотивации ребенка к развитию, его потенциал к саморазвитию, характеристику ценностных ориентаций и интересов современного дошкольника и т.п. Применение разработанных диагностических методик в дошкольных организациях разных районов нашего города позволит создать вариативные профили развития современного дошкольника Санкт-Петербурга.
Таким образом, в качестве ожидаемых результатов реализации такого проекта могут выступить:
• создание методического комплекса «Петербург - территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития;
• обоснование возможностей и условий субъектного включения ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного пространства и образовательной среды своего развития;
• разработка и внедрение учебно-методического комплекса «Петербург - территория детства» для детей старшего дошкольного возраста. ■
литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. -СПб.: Лениздат, 1990. - 256 с.
3. Бесчасная АА. Теоретические и методологические основы социологических исследований детства и жизни детей: Монография. -СПб: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. - 156 с.
4. Валицкая А.П., Султанов К.В. Детство и общество в контексте культуры. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2009. - 393 с.
5. Васильева Н.В., Кочнев С.В. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - №2(145). - С. 71-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-detey-v-prinyatii-resheniy-zatragivayuschih-ih-interesy-opyt-izmereniya (дата обращения: 09.04.2018).
6. Гогоберидзе А.Г. Современный дошкольник как источник инновационного развития программы «Детство» // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. - СПб., 2013. - С. 53-59.
7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская ВА. Дошкольное детство как социокультуный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. - 2011 .№1. - С. 6-11.
8. Демакова И.Д. Педагогика и психология о феномене «пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета. - 2012. -№1(13). - С. 42-49.
9. Кармин А.С. Основы культурологии. Историография культуры. - СПб.: Лань, 1997. -С. 203.
10. Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т.12. - №3. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/ kudryavtsev.shtml. Дата обращения: 09.04.2018. DOI:10.1 7759/chp.2016120307.
11. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012. [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Дата обращения: 09.04.2018.
12. Лопсонова З.Б. Философско-педаго-гическая концепция современного детства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - Вып.1. - С. 50-59.
13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
14. Панченко С.В. Социокультурное пространство ребенка: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13; Ростов-на-Дону, 2005. - 24 с.
15. Парамонова АА. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX -начала XX вв. - Ижевск: ERGO, 2010. - 172 с.
16. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Монография. В 2-х ч. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - Ч.1.- 499 с.; Ч.2. - 110 с.
17. Рубцов В.В., Шведовская АА., Дубовик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т.21. - №1. - С. 30-66.
18. Савицкая В.В. Современные теоретические подходы к изучению социокультурного статуса феномена детства // Сборник: проблемы теории и истории культуры: Межвузовски й сборник научных трудов / Науч. редактор: В.И. Полищук. - Ишим, 2011. - С. 72-78.
19. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т.23. - №4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals. ru/mpj/2015/n4/smimova.shtmlДатаобращения: 09.04.2018. - doi:10.17759/cpp.2015230403.
20. Смирнова Е.О., Котляр ИА, Соколова М.В. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии. - 2016. -Т.12. - №3 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/ smirnova.shtml. Дата обращения: 09.04.2018. doi:10.1 7759/chp.201 6120316.
21. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования.- М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - ^XVII. Вып. XXIX. - 168 с.
22. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
23. Фельдштейн Д.И. Детство в современ-
ном мире: явление, событие, процесс // Мир психологии. - 2002. - №1. - С. 9-19.
24. Филипова А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. - 2012. - Т.10. - №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialnoe-prostranstvo-detstva-printsipy-markirovaniya-territoriy, свободный. Дата обращения: 09.04.2018.
25. Чичканова ТА Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановкепроблемы).ЭдукологияиПедагогика // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. -Вып. 4(23). [Электронный ресурс]. - URL: https:// naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14. Дата обращения: 08.04.2018.
26. Яфизова Р.И., Никитина П.С. Развитие ценностного отношения дошкольников к миру взрослых как направление взаимодействия ДОУ с семьей в современных условиях // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
References
1. Abramenkova V.V. (2008) Sotsial'naya psikhologiya detstva: Uchebnoe posobie [Social Psychology of Childhood: A Tutorial]. Moscow: PER SE Publishing. 431.
2. Antsiferov N.P. (1990) Dusha Peterburga [The Soul of St. Petersburg]. Saint-Petersburg: Lenizdat Publishing. 256.
3. Beschasnaya A.A. (2016) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy sotsiologicheskikh issledovanii detstva i zhizni detei: Monografiya [Theoretical and methodological foundations of sociological research of childhood and children's life: Monograph]. Saint-Petersburg: Tsentr nauchno-informatsionnykh tekhnologii «Asterion» [Asterion Publishing]. 156.
4. Chichkanova T.A. (2014) Prostranstvo goroda kak predmet pedagogicheskogo issledovaniya (k postanovke problemy) [The city as a subject of pedagogical research (statement of the problem)]. Edukologiya i Pedagogika. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Edukologiya and Pedagogy. Internet-journal "Naukovedenie"]. Issue 4(23). [Electronic resource]. - URL: https://naukovedenie. ru/index.php?p= issue-4-14. Date: 08.04.2018.
5. Demakova I.D. (2012) Pedagogika i psikhologiya o fenomene prostranstvo detstva [Pedagogy and psychology about the phenomenon
of childhood space]. Vestnik Kalmytskogo universiteta [Bulletin of the Kalmyk University]. 1(13), 42-49.
6. Fel'dshtein D.I. (2002) Detstvo v sovremennom mire: yavlenie, sobytie, protsess [Childhood in the modern world: phenomenon, event, process]. Mir psikhologii [World of Psychology]. 1. 9-19.
7. Filipova A.G. (2012) Sotsial'noe prostranstvo detstva: printsipy markirovaniya territorii [Social space of childhood: principles of marking territories]. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki [Journal of Social Policy Studies]. Vol.10, 1. [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-prostranstvo-detstva-printsipy-markirovaniya-territoriy.
8. Gogoberidze A.G. (2013) Sovremennyi doshkol'nikkakistochnikinnovatsionnogorazvitiya programmy «Detstvo» [Modern preschooler as a source of innovative development of the program "Childhood"]. Disseminatsiya rezul'tatov nauchnykh issledovanii v praktiku doshkol'nogo obrazovaniya: Sbornik nauchnykh statei: po materialam mezhdunarodnoi konferentsii. Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena, Institut detstva [Dissemination the results of scientific research into the practice of preschool education: a collection of scientific articles: on the materials of the International Conference. Herzen University. Institute of Childhood]. Saint-Petersburg. 53-59.
9. Gogoberidze A.G., Derkunskaya V.A. (2011) Doshkol'noe detstvo kak sotsiokul'tunyi fenomen samotsennyi period v zhizni cheloveka [Preschool childhood as a socio-cultural phenomenon is a valuable period in human life]. Detskii sad: teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 1, 6-11.
10. Karmin A.S. (1997) Osnovy kul'turologii. Istoriografiya kul'tury [Fundamentals of cultural studies. Historiography of culture]. Saint-Petersburg: Lan' Publishing. 203.
11. Kudryavtsev V.T. (2016) Kul'tura kak samootnoshenie [Culture as self-perception]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol.12/3. PsyJournals. ru. [Electronic resource]. URL: http://psyjournals. ru/kip/2016/n3/kudryavtsev.shtml. Data obrashcheniya: 09.04.2018. D0I:10.17759/ chp.2016120307 (In Russ., abstr. in Engl.).
12. Laktionova E.B. (2012) Obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya lichnosti i ee sub"ektov [Educational environment as the development condition persons of its subjects]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo
universiteta im. A.I. Gertsena [The news of the Herzen University]. [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Date: 09.04.2018.
13. Lopsonova Z.B. (2016) Filosofsko-pedagogicheskaya kontseptsiya sovremennogo detstva [Philosophical and pedagogical concept of modern childhood]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. Issue 1, 50-59.
14. Osorina M.V. (2017) Sekretnyi mir detei v prostranstve mira vzroslykh [Mystery children's world in the adult's world]. Saint-Petersburg: Piter. 304.
15. Panchenko S.V. (2005) Sotsiokul'turnoe prostranstvo rebenka [Socio-cultural space of the child]: avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk [Abstract of dissertation of PhD in Philosophy]: 09.00.13; Rostov na Donu. 24.
16. Paramonova A.A. (2010) Otkrytie detstva v Rossii: razvitie nauchnogo znaniya o rebenke v istorii otechestvennoi psikhologii kontsa XIX -nachala XX vekov [The discovery of childhood in Russia: development of scientific knowledge about the child in the history of domestic psychology of the end of XIX - early XX centuries]. Izhevsk: ERGO. 172 s.
17. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenyayushcheisya Rossii (2010). Monografiya [Problems of preschool childhood in multicultural space of changing Russia. Monograph]. V 2-kh ch. Scientific editor A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena [Herzen University Publishing]. Ch.1.499; Ch.2. 110.
18. Rubtsov V.V., Shvedovskaya A.A., Dubovik A.S., Semya G.V. (2016) Ob osnovnykh rezul'tatakh monitoringa pervogo etapa realizatsii natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody [Monitoring the first phase of the implementation of the Strategy on action for children 2012-2017: Main outcomes]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. T.21. 1. 30-66. doi:10.17759/pse.2016210104.
19. Savitskaya V.V. (2011) Sovremennye teoreticheskie podkhody k izucheniyu sotsio-kul'turnogo statusa fenomena detstva [Modern theoretical approaches to the study of socio-cultural status of the phenomenon of childhood]. Problemy teorii i istorii kul'tury: Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov [Problems of theory and history of culture]. Scientific editor: V.I. Polishchuk. Ishim. 72-78.
20. Smirnova E.O. (2015) Sovremennaya detskaya subkul'tura [Modern children's sub-culture]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy]. Vol. 23, 4. doi:10.17759/cpp.2015230403.
21. Smirnova E.O., Kotlyar I.A., Sokolova M.V., Sheina E.G. (2016) Detskaya ploshchadka v kontekste kul'turno-istoricheskoi psikhologii [The children's playground in the context of cultural-historical psychology]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], Vol.12. 3. doi:10.17759/chp.2016120316.
22. Sobkin V.S., Skobel'tsina K.N., Ivanova A.I., Veryasova E.S. (2013) Sotsiologiya doshkol'nogo detstva. Trudy po sotsiologii obrazovaniya [Sociology of preschool childhood. Works on sociology of education]. Moscow: Institut sotsiologii obrazovaniya RAO [Institute of Sociology of Education Publishing]. Vol.XVII. Issue XXIX. 168.
23. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. №761 «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody» [Decree of the President of the Russian Federation on the Strategy on action for children 2012-2017].
24. Valitskaya A.P., Sultanov K.V. (2009) Detstvo i obshchestvo v kontekste kul'tury [Childhood and society in the context of culture]. Saint-Petersburg: Polytechnic University Publishing. 393.
25. Vasil'eva N.V., Kochnev S.V. (2013) Uchastie detei v prinyatii reshenii, zatragivayushchikh ikh interesy: opyt izmereniya [Children's participation in decision-making on their interests: Experience evaluation]. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific statements Belgorod. Series: Philosophy. Sociology. Right]. 2(145), 71-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-detey-v-prinyatii-resheniy-zatragivayuschih-ih-interesy-opyt-izmereniya (Date: 09.04.2018).
26. Yafizova R.I., Nikitina P.S. (2012) Razvitie tsennostnogo otnosheniya doshkol'nikov k miru vzroslykh kak napravlenie vzaimodeistviya DOU s sem'ei v sovremennykh usloviyakh. Innovatsionnye protsessy v doshkol'nom obrazovanii [The development of the value relation of preschool children to the adult world as a direction of interaction of the kindergarten with the family in modern conditions]: sb. nauch. st. po materialam mezhdunarodnoinauchnoprakticheskoikonferentsii. RGPU im. A.I. Gertsena, Institut detstva [Innovative processes in preschool education: on the materials of the International Conference. Herzen University. Institute of Childhood]. Saint-Petersburg: Herzen University Publishing.