Научная статья на тему 'Культурологический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста'

Культурологический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PRESCHOOL EDUCATION / CULTURAL PRACTICES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRESCHOOL TEACHER / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармаева Инна Сергеевна

В статье даётся обоснование необходимости целенаправленного формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик как обязательной вариативной формы организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. По утверждению автора, методологической основой формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик дошкольников является культурологический подход, позволяющий изучать и организовывать образовательный процесс в вузе как процесс осознанного и мотивированного освоения и присвоения студентом ценностей культуры, обеспечивающих гуманистический, личностно ориентированный взгляд на цели, задачи, содержание профессиональной деятельности в системе дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования рассматривается как организованный, содержательно насыщенный процесс целенаправленного содействия становлению у студентов в образовательном процессе вуза профессиональной компетентности в совокупности её основных компонентов мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического. Результаты данного исследования позволили сформировать авторский взгляд на процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик дошкольников с позиций культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гармаева Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Approach to the Study of the Formation of Future Teachers Professional Competence Process in Preschool Education in the Organization of Cultural Practices of Preschool Children

The article substantiates the necessity of purposeful formation of professional competence of future pre-school teachers in the organization of cultural practices as a mandatory variable form of organization of children's educational activities in accordance with the preschool education requirements of the Federal state educational standard. According to the author, the methodological position of future pre-school teachers' professional competence formation in the organization of cultural practices of preschool children is cultural approach, which allows us to study and organize educational process in higher education institution as a process of conscious and motivated student's development and assignment of cultural values providing a humanistic, student-oriented view on aims, tasks, content of professional activities in preschool education. Formation of professional competence of future preschool teachers is considered as an organized, content rich process of purposeful assistance to formation of students' professional competence in educational process of higher education institution in total of its main components motivational and valuable, cognitive, and technological. The results of this study allowed the author to form a view on the process of formation of future pre-school teachers' professional competence in the organization of cultural practices of preschool children from the standpoint of cultural approach.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ THEORETICAL ISSUES OF PEDAGOGY

УДК 378.1 ББК Ч48

Инна Сергеевна Гармаева,

старший преподаватель, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Культурологический подход к исследованию процесса формирования

профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста

В статье даётся обоснование необходимости целенаправленного формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик как обязательной вариативной формы организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. По утверждению автора, методологической основой формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик дошкольников является культурологический подход, позволяющий изучать и организовывать образовательный процесс в вузе как процесс осознанного и мотивированного освоения и присвоения студентом ценностей культуры, обеспечивающих гуманистический, личностно ориентированный взгляд на цели, задачи, содержание профессиональной деятельности в системе дошкольного образования. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования рассматривается как организованный, содержательно насыщенный процесс целенаправленного содействия становлению у студентов в образовательном процессе вуза профессиональной компетентности в совокупности её основных компонентов - мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического.

Результаты данного исследования позволили сформировать авторский взгляд на процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик дошкольников с позиций культурологического подхода.

Ключевые слова: дошкольное образование, культурные практики, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, культурологический подход.

Inna Sergeevna Garmaeva,

Senior Lecturer, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: [email protected]

Cultural Approach to the Study of the Formation of Future Teachers Professional Competence Process in Preschool Education in the Organization of Cultural Practices of Preschool Children

The article substantiates the necessity of purposeful formation of professional competence of future pre-school teachers in the organization of cultural practices as a mandatory variable form of organization of children's educational activities in accordance with the preschool education requirements of the Federal state educational standard. According to the author, the

© И. С. Гармаева, 2015

35

methodological position of future pre-school teachers' professional competence formation in the organization of cultural practices of preschool children is cultural approach, which allows us to study and organize educational process in higher education institution as a process of conscious and motivated student's development and assignment of cultural values providing a humanistic, student-oriented view on aims, tasks, content of professional activities in preschool education. Formation of professional competence of future preschool teachers is considered as an organized, content rich process of purposeful assistance to formation of students' professional competence in educational process of higher education institution in total of its main components - motivational and valuable, cognitive, and technological.

The results of this study allowed the author to form a view on the process of formation of future pre-school teachers' professional competence in the organization of cultural practices of preschool children from the standpoint of cultural approach.

Keywords: preschool education, cultural practices, professional competence, preschool teacher, culturological approach.

Современные тенденции развития дошкольного образования связаны с вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) (далее по тексту - ФГОС ДО), определяющего необходимость создания полноценного пространства развития ребёнка, событийность, вариативность образовательной среды [8]. Особое значение приобретают стратегии поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Новизна стандарта определяется выделением культурных практик как обязательной вариативной формы организации образовательной деятельности детей, обеспечивающей последовательное становление ребёнка субъектом культуры и накопление им опыта культуросообразного поведения, деятельности, мышления.

Понятие «культурные практики» в педагогической литературе является одним из новых понятий, исследованием которого в различных аспектах занимались такие учёные, как Н. Б. Крылова, В. А. Зебзе-ева, А. Е. Александрова и др. По мнению Н. Б. Крыловой, практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура - сущностное качество любой формы деятельности) [4].

Н. Б. Крылова, рассматривая культурные практики в контексте методологических позиций культурологического подхода к образованию, отмечает: «...если мы стремимся повысить качество, мы должны сделать систему образования культуросообразной. Такое понимание качества выдвигает на первый план задачу углубления культурологического подхода в педагогике и расширения практики культуросообразного образования [4].

В связи с этим особую роль играет профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в организации культурных практик детей, которая предполагает наличие комплекса знаний и умений, определяющих способность педагога: разрабатывать и реализовывать программы культурных практик в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования, содержанием образовательных областей.

Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в организации культурных практик детей является одним из содержательных направлений подготовки будущего педагога в вузе.

Наше исследование свидетельствуют о том, что в структуре общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46) (далее по тексту - ФГОС ВПО), не выделены компетенции в организации культурных практик детей дошкольного возраста, т. к. они относятся к специальным компе-

тенциям в области профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования [9]. Вместе с тем в составе общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых в ФГОС ВПО, выделяются компетенции, формирование которых является основой компетентности будущего педагога дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста.

Опираясь на сложившиеся в науке определения и авторское понимание, в рамках исследования формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования мы будем рассматривать как организованный, содержательно насыщенный процесс целенаправленного содействия становлению у студентов в образовательном процессе вуза профессиональной компетентности в совокупности её основных компонентов -мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического.

Становление профессиональной компетентности в организации культурных практик детей дошкольного возраста - это детерминированный процесс, динамика которого определяется социокультурной ситуацией развития студента и профессионально-ориентированной образовательной средой, основанной в первую очередь на культурологической методологии образовательного процесса в вузе.

Культурологический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования и его организации позволяет с учётом «культурного поля» развития общества изучить вопросы профессионального образования.

В работах философов, культурологов М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Би-блера, Э. Ю. Соловьёва и других культурологический подход раскрывается как методологическая основа научного познания гуманитарной сферы. Н. Б. Крылова рассматривает культурологический подход как «совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы, ценности, уклад и образ жизни и т. д.» [3].

В большинстве исследований утверждается многоаспектность понимания сущ-

ности образования как социокультурного явления и как фактора развития личности. Учёными подчёркивается многофункциональность образования, которая определяется его особой ролью для развития человека и общества. Образование является каналом вхождения человека в культуру, способом её обогащения, обеспечения преемственности между поколениями и условием ускоренного индивидуального развития человека [1].

Справедливо утверждение о том, что сам процесс образования есть не только путь овладения педагогической профессией, но и способ приобщения личности студента к современной культуре. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза может быть рассмотрена как процесс нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе и на основе приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры (М. С. Каган, Б. С. Гершунский, В. Г. Воронцова, Ю. В. Сенько и др.).

Основу современной образовательной парадигмы составляет «гуманитарно-ориентированная» культура (М. С. Каган), которая, по мнению исследователей, выступает как «система позитивных культурных смыслов, гуманистических ориентаций, способов действий и их результатов, связанных с пониманием человека как высшего критерия общественного развития» [2]. С этой точки зрения, в основу исследования могут быть положены идеи, состоящие в понимании обучающегося как носителя особого мира культуры; построении образовательного процесса как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности, познание и присвоение ценностей культуры; определении содержания, исходя из воссоздания целостной картины мира и человека в нём; осознании роли педагога как самоценного источника и трансформатора гуманитарно-ориентированных ценностей культуры.

Профессиональное образование педагога в современных условиях, по мнению И. Ю. Степановой, перестаёт быть способом усвоения готовых и общепризнанных профессиональных знаний, а превращается в способ информационного обмена с партнёрами по непрерывному образовательному процессу, с коллегами по профессиональной педагогической деятельности, с окружающими людьми, такого обмена, в

ходе которого осуществляется собственное профессиональное становление, профессиональное развитие [7].

В исследованиях Е. П. Белозерцева, А. Д. Гонеева, А. Г. Пашкова, В. А. Сластё-нина и других рассмотрены ведущие функции профессионального образования, к числу которых относятся: функция профессионализации и социализации личности, регулятивная, аксиологическая, интегра-тивная, образовательная, воспитательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая, статусная и политическая [5]. Каждая из перечисленных функций имеет своё значение и для функционирования системы профессионально-педагогического образования как сферы духовного воспроизводства общества и трансляции социокультурных ценностей (Н. В. Бордовская, А. А. Реан).

Считаем важным отметить, что мета-функцией по отношению к перечисленным является культурологическая функция, т. к. выпускник системы профессионально-педагогического образования - будущий педагог дошкольного образования - должен быть субъектом культуры, т. е. быть готовым к культуротворчеству, строительству собственной жизни и сферы профессиональной и общественной деятельности, организации культуросообразной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. В данном аспекте авторская позиция совпадает с мнением Е. В. Бонда-ревской, которая выделяет культуросози-дательную функцию образования, обеспечивающую сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; функцию социализации (обеспечение, усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта) [1]. При этом Е. В. Бондаревская считает, что «особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности: умственной, нравственной, экологической, эстетической, правовой и других её сторон» [1].

Актуально высказывание Ю. В. Сень-ко о том, что процесс профессионально-педагогического образования - это процесс профессионального становления педагога в культуре [6]. Данная позиция представляется значимой в контексте нашего исследования, т. к. утверждает основную идею исследования о том, что только достаточ-

ный уровень культурного развития педагога дошкольного образования может выступать основой и предпосылкой формирования его профессиональной компетентности в организации культурных практик детей дошкольного возраста.

Осуществление культурологической, культуросозидательной функции образования предполагает «его ориентацию на воспитание человека культуры, формирование культуросообразного содержания образования и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства» [1]. Данная позиция применима как к практике подготовки будущего педагога в вузе, так и к процессу воспитания и развития ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации. Несомненно, что это должно целенаправленно обеспечиваться посредством создания условий в образовательном процессе вуза.

В русле современных тенденций развития профессионально-педагогического образования важна мысль о том, что «общая подготовка будущего специалиста к профессиональному труду должна предусматривать существенное усиление ценностно-нравственных аспектов профессионального образования» [5]. При этом необходимо более глубокое осмысление будущим педагогом:

- смысла профессиональной деятельности, её роли в цивилизационном и культурном развитии общества в целом и отдельного ребёнка в частности;

- современных тенденций ценностно-целевых изменений в образовании и профессиональной деятельности;

- гуманистических и аксиологических составляющих профессиональной деятельности, утверждающих ценность человеческого достоинства, свободы и независимости, служения Отечеству и людям, самореализации человека в духовно-нравственной и творческой сферах;

- необходимости повышения своей конкурентоспособности на рынке труда,связан-ной с высоким профессионализмом, владением широким спектром трудовых функций, инициативностью, общей культурой.

Таким образом, культурологический подход выступает методологической основой процесса подготовки будущих педаго-

гов дошкольного образования в вузе, т. к. утверждает представление о профессионально-педагогическом образовании как культуросообразном процессе, отражающем уровень культуры, духовности, ценностные ориентиры всего общества. В контексте нашего исследования данный подход позволяет:

- изучать сущность формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования как процесс осознанного и мотивированного освоения и присвоения студентом ценностей культуры, обеспечивающих гуманистический, личностно ориентированный взгляд на цели, задачи, содержание профессиональной деятельности. И здесь справедливо мнение М. С. Кагана о том, что история культуры есть процесс развития, «лежащего в её основе ценностного сознания», что приводит к «смене ценностных доминант и соответственно к постоянной реконструкции аксиосферы» [2];

- рассматривать модели культурных практик детей дошкольного возраста как особые виды деятельности, направлен-

ные на познание, присвоение и воспроизводство культуры. При этом и педагог, и ребёнок выступают не только как носители культуры, но и как субъекты исторического творчества (К. А. Абульханова-Славская). Освоение культуры есть процесс изменения самого человека, а расширение культурного пространства - предназначение человека (Н. Е. Веракса).

Отличительной стороной педагогического образования в вузе в современных условиях является его модернизация, основными направлениями которой выступают обновление его ценностно-целевых оснований, требований к результатам -компетентности выпускника и подходов к выбору технологий организации учебно-познавательной деятельности студентов и освоения содержания профессионального образования. Культурологический подход является основой понимания и дальнейшего моделирования процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в организации культурных практик детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д.: Учитель, 1999.

2. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 с.

3. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007.

5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. 368 с.

6. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.

7. Степанова И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 399 с.

Источники

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ Режим доступа: http://base.garant. ru/70512244/#ixzz3d2hx23um (дата обращения: 24.09.2015).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070903/#ixzz3ak2Jvx Gg (дата обращения: 24.09.2015).

References

1. Bondarevskaya E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. Rostov n/D.: Uchitel', 1999.

2. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury. SPb.: Petropolis, 1996. 414 s.

3. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya. M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. 272 s.

4. Krylova N. B. Razvitie kul'turologicheskogo podkhoda v sovremennoi pedagogike // Lichnost' v sotsiokul'turnom izmerenii: istoriya i sovremennost'. M.: Indrik, 2007.

5. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov / E. P. Belo-zertsev, A. D. Goneev, A. G. Pashkov i dr.; pod red. V. A. Slastenina. M.: Akademiya, 2004. 368 s.

6. Sen'ko Yu. V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii. M.: Akademiya, 2000. 240 s.

7. Stepanova I. Yu. Stanovlenie professional'nogo potentsiala pedagoga v protsesse podgotovki. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2012. 399 s.

Istochniki

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10. 2013 g. № 1155 «Ob utve-rzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» [Elektronnyi resurs] // GARANT.RU. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/705 12244/#ixzz3d2hx23um (data obrashcheniya: 24.09.2015).

9. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.01.2011 g. № 46) [Elektronnyi resurs] // GARANT.RU. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070903/#ixzz3ak2Jvx Gg (data obrashcheniya: 24.09.2015).

Статья поступила в редакцию 10.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.