Научная статья на тему 'Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации'

Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / ПРОГРАММА / ПРОЦЕСС / REFERENCE-METHODICAL PLATFORM / PROGRAM / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Ирина Викторовна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой в современном обществе. В данной статье описывается практический опыт работы дошкольной образовательной организации в инновационном режиме опорно-методической площадки по построению системы работы по духовно-нравственному воспитанию со всеми участниками образовательного процесса: педагогами детьми родителями. Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, педагогам детских образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольной образовательной организации»

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Шевцова И.В. Email: [email protected]

Шевцова Ирина Викторовна - старший воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 112», г. Сыктывкар

Аннотация: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой в современном обществе. В данной статье описывается практический опыт работы дошкольной образовательной организации в инновационном режиме опорно-методической площадки по построению системы работы по духовно-нравственному воспитанию со всеми участниками образовательного процесса: педагогами - детьми - родителями. Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, педагогам детских образовательных организаций.

Ключевые слова: опорно-методическая площадка, программа, процесс.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF WORK ON SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL

ORGANIZATION Shevtsova I.V.

Shevtsova Irina Viktorovna - Senior Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS PRE-SCHOOLEDUCATIONAL INSTITUTION "CHILD DEVELOPMENT CENTER - KINDERGARTEN № 112", SYKTYVKAR

Abstract: spiritual and moral education of the younger generation is an urgent problem in modern society. This article describes the practical experience of the preschool educational organization in the innovative mode of support and methodological platform for the construction of a system of work on spiritual and moral education with all participants of the educational process: teachers, children, parents. The article will be of interest to managers, senior educators, teachers of children's educational organizations. Keywords: reference-methodical platform, program, process.

УДК 373.24

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит перед руководителями, педагогами дошкольных образовательных организаций задачу: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым указывается: «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [1].

С целью реализации данных задач в МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» г. Сыктывкара ГОУДПО «Коми республиканским институтом развития образования» была создана опорно-методическая площадка (далее - ОМП) по теме: «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в условиях

реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, г. Вологда). Основная цель программы ОМП - это создание и апробация организационно-содержательной модели духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».

Программа ОМП реализовывалась в несколько этапов: I этап: январь 2015 - август 2015г - подготовительный; II этап: сентябрь 2015 - август 2018 организационно-методический; III этап: сентябрь 2018 - декабрь 2018 г - заключительный.

На первом этапе основной целью реализации Программы являлось: создание условий для реализации программы «Социокультурные истоки» и формирование положительной мотивации у педагогов на участие в деятельности ОМП. Была создана творческая группа по реализации Программы ОМП, разработаны локальные акты (приказ о создании творческой группы о ОМП, Положение о творческой группе, приказ об анкетировании родителей и др.).

Для реализации цели первого этапа с педагогическим составом МАДОУ проводилась информационно - просветительская работа по вопросам духовно -нравственного воспитания (курсы повышения квалификации, участие конференциях, семинарах по духовно-нравственному воспитанию). Главный результат первого этапа - это создание творческого коллектива единомышленников, готовых к внедрению новой в Республике Коми программы духовно-нравственного содержания для детей дошкольного возраста.

Основной целью второго этапа работы являлось: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов для более глубокого освоения социокультурного системного подхода к программе, апробация программы «Социокультурные истоки» в практике работы с дошкольниками и их родителями. Согласно Программе ОМП, вся работа строилась в нескольких направлениях это: организационно-методическая работа; работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями; работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие с социумом.

По направлению «Организационно-методическая работа» был усовершенствован план работы творческой группы по ОМП; разработан комплексно - тематическое планирование с учётом реализации программы «Социокультурные истоки»; план взаимодействия с социальными партнерами. По второму направлению «Работа с педагогами» в целях повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольной учреждения организована информационно -просветительская работа (курсы повышения квалификации, участие конференциях, круглых столах, семинарах по духовно-нравственному воспитанию на разных уровнях). На базе МАДОУ совместно с научными руководителями Программы ОМП были проведены семинары «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС», на котором воспитатели проводили открытые показы совместной деятельности с детьми, и родителями.

По направлению Программы «Работа с детьми», были реализованы творческие проекты, совместно с семьями воспитанников такие как: долгосрочный «Мамочка, любимая моя»; среднесрочные проекты по духовно-нравственному воспитанию «Рождество Христово», «Защитники Земли Русской», «Светлая Пасха»; «Радость послушания», «Мудрое слово», краткосрочные «Широкая масленица», «Откуда хлеб пришел», «Здоровым быть здорово». Воспитанники МАДОУ активно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях различного уровня по вопросам духовно-нравственного воспитания, по итогам конкуров воспитанники МАДОУ становятся лауреатами, занимают призовые места.

По направлению «Работа с родителями» - это проведение родительских собраний, анкетирование родителей (законных представителей), заполнение бланка

письменного согласия на реализацию программы «Социокультурные истоки». Согласно, федеральному государственному стандарту дошкольного образования, родители являются полноправными участниками образовательного процесса, программа «Социокультурные истоки» ориентирована на работу с семьей, авторы составили подпрограмму «Моя семья», которая позволяет активно включать родителей в образовательный процесс МАДОУ. Родители активно принимают участие в совместных праздниках учреждения: «День Матери», «Новый год», «Рождество Христово», «День защитников Отечества», «Масленица», «Мамин праздник», «Пасха», «День Великой Победы». Активно участвуют в реализация проектов «Мамочка, любимая моя», «Доброе согласие», «Добрый мир руками детей», «Добрая забота», «Наполни душу красотой» (по благоустройству территории); в выставках творческих работ «Мамины руки не знают скуки»; «Осенние фантазии», «Игрушки нашего детства», «Подарки к ПАСХЕ»; в праздниках «Папы и мы -спортивны и сильны»; в акциях «Белый цветок»; в совместной образовательной деятельности с детьми.

Основная цель третьего этапа работы ОМП - это анализ и оформление результатов деятельности ОМП, формирование банка данных по итогам внедрения программы «Социокультурные истоки». В настоящее время МАДОУ активно транслирует свой опыт на городском, республиканском и всероссийском уровнях, является лауреатом всероссийского конкурса «Гражданин и патриот России», имеет почетные награды и публикации в элитных журналах России: «Время инноваций», «Лидеры отрасли», «Школа года». В ноябре 2018 года МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» занял первое место в республиканском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» сложилась система работы по духовно-нравственному воспитанию со всеми участниками образовательного процесса воспитателями -детьми - родителями. Создана и апробирована организационно-содержательная модель духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».

Список литературы /References

1. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. «Просвещение», 2009.

2. Истоковедение. Том 11. М.: Издательский дом «Истоки», 2015. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.