Научная статья на тему 'Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социального партнерства'

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турилова Е. К., Бордюгова

Целью статьи является представленная система по формированию основ духовно-нравственного развития личности ребенка, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Взаимодействие педагогов, родителей и Нижегородского благочиния Нижегородской епархии осуществляются в рамках дополнительного образования через организацию совместных мероприятий. Также в статье дана краткая характеристика авторских пособий, отражающая работу в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турилова Е. К., Бордюгова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социального партнерства»

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социального партнерства

Турилова Е. К.,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующая

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20»,

Нижний Новгород, Россия

Бордюгова И. А.,

педагог дополнительного образования МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 20»,

Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Целью статьи является представленная система по формированию основ духовно-нравственного развития личности ребенка, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Взаимодействие педагогов, родителей и Нижегородского благочиния Нижегородской епархии осуществляются в рамках дополнительного образования через организацию совместных мероприятий.

Также в статье дана краткая характеристика авторских пособий, отражающая работу в данном направлении.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая человечество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня общество как никогда нуждается в духовно - нравственном развитии. Это подчеркивается и в новом «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Впервые за последние двадцать лет задачи формирования духовно - нравственных и социокультурных ценностей рассматриваютсяв качестве ключевых.

Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благоприятный для формирования духовно-нравственных основ. В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.

Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии воспитателя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание - самое святое из всех святых дел».

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования необходимо создание нормально функционирующей системы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, построенной на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающей потребностям развития личности ребенка. Воспитанники детских садов должны иметь возможность обретения нравственно

востребованного духовного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим детей на добро, любовь и веру в образцах православной жизни. На протяжение нескольких лет в дошкольном учреждении реализуется авторская программа духовно-нравственного развития дошкольников «С верой в будущее».

Особенностью данной программы является не только ее комплексность, но и реализация ее в условиях взаимодействия исторической, краеведческой, светской составляющей с церковной православной традицией.Программа реализуется с учетом запросов родителей.Новизна программы состоит в том, что она не только знакомит детей с духовно-нравственными ценностями и православно-христианскими принципами в ходе чтения литературных произведений, их обсуждения, этических бесед, но и создает условия для их творческого осмысления.

С целью выявления потребности в занятиях по православному воспитанию было проведено анкетирование, беседы с родителями. Несмотря на различные мнения, в среднем 95% опрошенных семей согласны, чтобы с их детьми проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях и хотели бы, чтобы их дети росли милосердными, послушными и уважающими взрослых (родителей, бабушек, дедушек) .

МБДОУ на основе договорных отношений сотрудничает с Нижегородским благочинием Нижегородской епархии.

Основными направлениями взаимодействия отдела религиозного образования и катехизации с образовательным учреждением являются следующие:

- разработка и внедрение образовательных программ духовнопросветительской направленности;

- подготовка и повышение квалификации работников образования повопросам духовно-нравственного образования и воспитания

- проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами подуховно-нравственному просвещению

- информационное сопровождение.

Многие занятия программы предполагают непосредственное участие православного катехизатора. Плодами этого сотрудничества явилось успешное введение в образовательную программу занятий , которые знакомят дошкольников с основами православной культуры, вводят их в интересный и увлекательный мир духовного краеведения, дают знания об основах православной веры.

Ознакомление с православной культурой в МБДОУ проходит на бесплатной основе, работа ведется в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.

Приобщению детей к христианским ценностям, обогащению духовными смыслами, постижению основ православной культуры способствуют занятия детей скатехизатором. В нравственных беседах им открываются светлые образы Иисуса Христа, Божьей матери, святых Земли русской. Особый след в душах ребят оставило посещение Александро-Невского собора, знакомство с устройством православного храма. Во время экскурсий ребята знакомятся с жизнью святых земли нижегородской: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Александра Невского.

Ярким примером работы в этом направлении являются русские народные календарные праздники (Покров, Рождество Христово, Святки, Благовещенье, Пасха, и др.), позволяющие с одной стороны приобщать детей к истокам русской национальной культуры, с другой - физически развивать их. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, готовят костюмы, атрибуты, становятся участниками праздничного действа.

На праздник приглашаются гости из епархии, родители.На встречу светлой пасхи был приглашен иерей отец Алексий (Мальцев).Он рассказал детям о празднике, принял

участие в играх, песнях дошкольников. Дети поблагодарили священнослужителя за познавательную и увлекательную беседу и в ответ подарили яркие пасхальные яйца.

Формированию у родителей и детей представлений о христианском идеале женственности и материнства, способности осознавать и ценить роль женщины-матери в жизни каждого человека, пробуждению чувства благоговения и благодарности по отношению к своей маме способствовало участие детей в конкурсе детского рисунка, проводимом отделом образования и катехизации Нижегородской Епархии «Мамочка-мой ангел!»

Духовному просвещению, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, сохранению и развитию духовного и культурного наследия города Нижнего Новгорода и Нижегородской области способствовало участие в епархиальном фестивале-конкурсе художественного творчества «Мы православные нижегородцы».

Впервые дети знакомятся с соборами и церквями Нижнего Новгорода не только как с памятниками архитектуры прошлого, но и как храмами духовной культуры русского народа. В результате этой работы у дошкольников формируется ощущение принадлежности к Нижегородскому краю - частице родины - России, понятие «Я -нижегородец». Большое воздействие на детей старшего дошкольного возраста оказывает экскурсия в храм. Дети знакомятся с новым для них миром православной культуры. У них пробуждается интерес вхрамовому зодчеству и иконописи. При организации такой экскурсии очень важна личность экскурсовода, его умение донести до детей непростые сведения о православном храме, богослужениях, правилах посещения храмов. Экскурсия вПечерский монастырь познакомит детей с одним из старейших оплотов православной веры нашего края, с жизнью монастыря. Во время посещения Храма дети проявляли активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривали иконы, узнали о православной церкви, христианском образе жизни.

Полученные новые знания в результате освоения программы старшие дошкольники осмысливают и реализуют вразличных видах творческой деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки - сувениры к праздникам («Рождественский ангел», кулон «Солнце» к Масленице, фигурка жаворонка к Благовещению, подставка для пасхального яйца). Творческая деятельность детей способствует развитию их воображения и фантазии

Творческие работы детей, как правило, объединены какой либо темой. Она может стать названием тематической выставки: «Осень к нам пришла», «Рождественская сказка», «Мамочка мой ангел», «Жаворонки летите, весну красную зовите», «Пасхальный сувенир» и др.

Воспитанники нашего детского сада ежегодно становятся лауреатами и призера православных конкурсов детского творчества.

В педагогическом коллективе работает творческая группа по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». Члены этой творческой группы дополняют содержание семинаров, педагогических чтений православным содержанием. Педагоги МБДОУ активные участники городских, областных и региональных мероприятий: распространяют опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; имеют печатные издания; прошли обучение в Нижегородской Духовной Семинарии по программе «Епархиальные педагогические курсы. Основы православной культуры», в 2013 году стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Для повышения эффективности проведения занятий при реализации данной программы педагогами ДОУ были созданы пособия для занятий с детьми «Книга для чтения и размышления» и «Тропинка к храму».

«Книга для чтения и размышления» содержит игры, пословицы, поговорки, а также литературный материал и методические рекомендации к нему. В пособии практически каждое литературное произведение проиллюстрировано рисунками детей.

Материалы пособия «Книга для чтения и размышления» могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования, логопедами для организации занятий с детьми, способствующих формированию моральных качеств, положительных навыков и привычек, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Данное пособие рассчитано на привлечение родителей к реализации программы «С верой в будущее». Материал пособия может быть использован родителями самостоятельно или при выполнении заданий педагога.

«Тропинка к храму»-пособие для проведения занятий с детьми по ознакомлению их с основами православной культуры. В нем подобран материал о православном храме, его внешнем виде, внутреннем убранстве. В содержание пособия включен краеведческий материал об основных святынях Нижегородской земли.

В пособии «Тропинка к храму» представлены творческие работы детей (рисунки и поделки) на тему «Храм глазами детей». Данное пособие может быть использовано при проведении занятий 2 года обучения по программе в разделах «Святая Русь -«прекрасно украшенная земля Русская», «Красота храмового зодчества», «Духовный подвиг святых земли русской».

При апробации программы с ДОУ активное участие принимали дети, их родители, бабушки и дедушки, педагоги детского сада. В результате их совместных усилий был создан сборник авторских произведений«#аши добрые сказки». В нем представлены сказки, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как любовь, доброта, милосердие, сострадание. В качестве иллюстраций использованы рисунки детей к сказкам. Этот сборник также может быть использован при организации занятий и работе с родителями.

Для решения поставленных задач была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В группах оформлены православные мини-центры для детей. Их содержание представлено православной литературой, раскрасками, детскими православными журналами и календарями. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Православные Храмы», «Святые места России», «Православные святые».В приемных оформлены стенды для родителей, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Православные праздники», «Роль религиозных праздников в семье» и другие.

В методическом кабинете ДОУ оборудован центр православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудио и видеоматериалы;

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения педагогической деятельности;

-иллюстрации, иконы.

Мы верим: вся деятельность педагогического коллектива нашего детского сада, благотворно воздействует на эмоциональное состояние души каждого Ребёнка, все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития их духовного роста, создание радостной атмосферы в детском коллективе, приведут к главному результату -усвоению ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, понимания, любви.

Литература

1. Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2012, №7.

2. Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности. // Начальная школа. - 2012. - № 8.

3. Березка Т. Мы родом из детства: развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи. // Дошкольное воспитание. -2012. - № 12.

4. Гулина Н.И. От сердца к сердцу. Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. // Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2013». Т.1, С.70-79.

5. Духовные истоки воспитания. Альманах, №1, 2002. - М.: изд-во Моск. Патриархии, 2002. - 160с.

6. Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 589 с.

7. Феоктистова Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2006. - N4.

Интернет-ресурсы

1. http://aktinoya.ru/

2. http://azbyka.ru/knigi/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-pravoslavnyj-khram-all

3. http://www.logoslovo.ru

4. http://pedagogprav.ucoz.ru/

Иллюстрации

Рис. 1. Благовещение

Рис. 2. Праздник Пасхи

Рис. 3. Светлая Пасха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.