Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях'

Социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
Поделиться
Ключевые слова
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ / ДОБРАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ДЕТСКОГО САДА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшиков В.М., Ильина О.С.

В статье анализируются социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в современных дошкольных образовательных организациях, важнейшими из которых являются профессионализм педагогов и их высокий духовно-нравственный потенциал. Работа педагога духовно-нравственной культуры с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и с семьями дошкольников позволяет создать добрую созидательную атмосферу детского сада.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшиков В.М., Ильина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

УДК 373.24

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2018 В. М. Меньшиков1, О. С. Ильина2

1докт. пед. наук, профессор, завкафедрой теологии и религиоведения e-mail: ss-private@yandex.ru

Курский государственный университет

2педагог дополнительного образования по основам православной культуры

e-mail: olesya-ilina-46@mail.ru

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №85» г. Курска

В статье анализируются социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в современных дошкольных образовательных организациях, важнейшими из которых являются профессионализм педагогов и их высокий духовно-нравственный потенциал. Работа педагога духовно-нравственной культуры с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и с семьями дошкольников позволяет создать добрую созидательную атмосферу детского сада.

Ключевые слова: основы духовно-нравственной культуры, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, организация преподавания основ духовно -нравственной культуры в дошкольных образовательных организациях, педагог духовно-нравственной культуры, система отношений между людьми в детском саду, добрая созидательная атмосфера детского сада, развивающая среда детского сада.

В Курской области курс «Основы православной культуры в дошкольных образовательных организациях» стал вводиться с 2000 г. В настоящее время он реализуется в системе дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях, получивших лицензию на соответствующую деятельность.

Сегодня на основании имеющегося опыта можно говорить о том, что успешно организовать духовно-нравственное воспитание возможно только при наличии определённых социально-педагогических условий: повышение профессионализма педагогов, осуществляющих духовно-нравственное воспитание; участие всех педагогов в реализации духовно-нравственного воспитания; постоянное взаимодействие с семьёй, разумное сотрудничество с культурными учреждениями; формирование традиционной системы отношений в детском саду, что создаёт добрую созидательную атмосферу детского сада, его развивающую среду.

Нигде личность педагога не играет такой значимой роли, как в духовно-нравственном воспитании ребенка, и особенно дошкольного возраста. Поэтому основным условием успешного преподавания духовно-нравственной культуры является профессиональная компетентность педагогов, их высокий духовно-нравственный потенциал и особенно любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства в детях развиваются благодаря любви педагога к детям, благодаря живому общению ребёнка с педагогом и примеру самих воспитателей. И если по отношению к любой образовательной области верны слова о том, что любовь к учебному предмету у

ребенка начинается с любви к учителю, то в духовно-нравственном воспитании это имеет абсолютное значение.

Процесс духовно-нравственного воспитания требует постоянного совершенствования профессионального уровня педагога, его квалификации. А для этого недостаточно только официальной системы переподготовки и повышения квалификации.

Помимо этого требуется создание постоянно действующей функциональной системы повышения квалификации, направленной на личностное и духовно-нравственное развитие педагога, совершенствование его профессионализма в целом и его отдельных компетентностей.

Такая система повышения квалификации представляет собой совокупность мероприятий различного уровня, на которых идёт осмысление и разработка проблем духовно-нравственного воспитания. Обучение осуществляется: в системе мероприятий, проводимых непосредственно в детских садах,; на заседаниях методических объединений педагогов духовно-нравственной культуры муниципалитетов, на мероприятиях регионального уровня.

Важнейшие формы повышения профессионализма педагогов внутри детских садов - проведение педагогических советов по соответствующей тематике, семинаров-практикумов, научно-практических семинаров, консультаций, мастер-классов, общих и групповых родительских собраний, круглых столов, культурно-досуговой деятельности с участием родителей (законных представителей), тематических и проблемных консультаций, индивидуальных, подгрупповых и групповых; обмен опытом, расширение профессиональных контактов с целью совершенствования выбора содержания и технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Определяющим условием для деятельности дошкольного образовательного учреждения является внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс, в процесс организации деятельности детей. Поэтому необходимо совершенствовать способности педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста на основе внедрения в педагогическую практику различных инновационных организационных форм взаимодействия.

Важной структурой функционирования повышения квалификации является работа методического объединения педагогов основ православной культуры дошкольных образовательных учреждений муниципалитетов, на которых системно изучаются вопросы духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка-дошкольника, особенно вопросы содержания, технологий и законодательно-нормативной базы организации духовно-нравственного воспитания.

Цель работы методического объединения - соединить усилия педагогов муниципалитета в решении насущных педагогических проблем, формирование и реализация лучших педагогический практик, создание единого информационного ресурса в помощь педагогам. В ходе решения этих задач осуществляется личностно-профессиональный рост педагогов.

Такое методическое объединение активно функционирует в г. Курске. В 2016/2017 уч. г. его работа шла совместно с отделом дошкольного образования комитета образования г. Курска, с отделом религиозного образования и катехизации Курской епархии и с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Воспитатели России».

10 октября 2016 г. в рамках реализации программы «Воспитатели России» в системе дошкольного образования и воспитания состоялся семинар «Интегрированный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников» на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 99». Семинар включал следующие

мероприятия: «Цветы для Богородицы» - интегрированная образовательная деятельность по основам православной культуры с дошкольниками 6-7 лет; мастер-класс «Значение экспериментирования в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников».

9 ноября 2016 г. в рамках Рождественских образовательных чтений Курской епархии «1917-2017: Итоги столетия в Курском крае» (региональный этап XXV Международных образовательных Рождественских чтений) состоялся семинар-практикум «Духовно-нравственное становление личности ребёнка в контексте изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях города Курска».

8 декабря 2017 г. педагоги приняли участие в экскурсии в город Белгород с целью посещения ЧДОУ «Православный детский сад "Рождественский"», ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла», Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью); Преображенского кафедрального собора.

24 декабря 2016 г. состоялся семинар «Презентация опыта работы по взаимодействию образовательного учреждения, семьи и Православной Церкви в рамках проекта "Бесценные жемчужины"» на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 57». Данное мероприятие включало презентацию православного журнала для родителей и детей «Золотые зёрнышки»; нетрадиционные формы работы с родителями; музыкальную композицию «Рукодельница»; «Слово пастыря».

9 февраля 2017 г. состоялся семинар «Художественная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3», на котором рассматривались проект по духовно-нравственному воспитанию детей с основами православной культуры «Благородные струны»; театрально- музыкальная постановка «Рождественская история» .

4 марта 2017 г. состоялся семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», на котором анализировалось открытое занятие «Иконы Богородицы. Иконописцы» с воспитанниками группы общеразвивающей направленности 6-7 лет; состоялась презентация проекта «Создание книги как одна из форм совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 лет с нарушением речи» и презентация книги «Историческая повесть о Курской Коренной иконе Знамения Божьей Матери».

4 апреля 2017 г. был проведён семинар-практикум для заместителей руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе православной культуры на материале реализации программы "Мир - прекрасное творение"» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 85». На семинаре прошли следующие мероприятия: интегрированное занятие «Великая заповедь любви» с детьми 6-7 лет; мозговой штурм «Все мне позволительно, да не все полезно» (отбор и использование методического, дидактического, иллюстрационного материала в рамках реализации программы «Мир - прекрасное творение»); дидактическая игра «Сотворение мира» (содействие развитию профессионального потенциала педагогов к созданию авторских дидактических игр по основам православной культуры).

19 апреля 2017 г. состоялся Пасхальный фестиваль «Золотые купола», организованный Курской епархией. Его организатором и активным участником было методическое объединение педагогов православной культуры детских садов г. Курска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение для повышения квалификации педагогов имеют региональные мероприятия, в частности дискуссионные площадки, в том числе и традиционные августовские дискуссионные площадки, Рождественские образовательные чтения, научно-практические конференции, рабочие семинары и практикумы, круглые столы и т.п. Их значение - реальная возможность выявить достижения и обобщить лучший опыт, реальные проблемы и пути их решения в преподавании духовно-нравственной культуры.

Такая системная организация совершенствования профессионального мастерства педагогов даёт реальную возможность каждому педагогу осуществлять своё духовно-нравственное развитие и повышать своё профессиональное мастерство.

Одной из серьёзных проблем организации духовно-нравственного воспитания в наши дни является то, что многие семьи утратили, а детские сады фактически за всю историю своего существования и не имели полноценного духовно-нравственного уклада своей жизни. Между тем качественное духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении невозможно без создания полноценной воспитательной среды, а её невозможно создать без совместной работы всего педагогического коллектива по организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания.

Поэтому в детских садах необходимо организовать методическую работу со всем педагогическим коллективом по расширению теоретических знаний о духовно-нравственной культуре и духовно-нравственном воспитании; содержании, формах и методах духовно-нравственного воспитания детей в различных видах деятельности, основных направлениях взаимодействия педагогов с семьями и помощи семьям в духовно-нравственном воспитании детей.

Работа по повышению компетентности всех педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях проходит в различных формах: педсоветы, консультации; лекторий, беседы, беседы-диспуты; консультации, семинары-практикумы, подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми и родителями; музыкальная гостиная; участие в диагностике духовно-нравственных особенностей развития детей; разучивание песнопений к праздникам; «семейные гостиные»; участие в подготовке и проведении занятий-утренников; теоретические и практические семинары; научно-практические конференции; творческая лаборатория; круглые столы; мастер-классы; консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания; встречи с интересными людьми, организация специальных занятий с педагогами, посвящённых знакомству их с духовно-нравственным воспитанием; знакомство и изучение методической и православной литературы, в том числе и путём организации выставок теоретической и методической духовно-нравственной литературы; подбор и анализ материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития детей; знакомство педагогов с проведением православных праздников в детском саду, с содержанием художественно-продуктивной деятельности и с игровыми формами деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания, с консультативными и информационными материалами по работе с родителями; паломнические поездки по святым местам; экскурсии в храм; участие в крестных ходах, встреча святынь.

Эти и другие формы работы направлены на изучение и внедрение духовно-нравственных ценностей в общее пространство детского сада, повышение компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания. Они позволяют всем педагогам дошкольных образовательных организаций овладеть практическими методами и приемами духовно-нравственного воспитания детей на различных занятиях и в различных видах детской деятельности, оказывать помощь семьям в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Нет сомнения в том, что основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. В традиционной российской семье вся жизнь семьи и всё воспитание в семье строились в соответствии с православным укладом жизни на основе иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважении к старшим, заботе о младших.

Восстановление преемственности отечественных семейных традиций, безусловно, способно укрепить семьи, упрочить соборность общества в целом. Поэтому так необходима работа по укреплению традиционной отечественной семьи. Важной формой укрепления семьи и совершенствования духовно-нравственного воспитания в семье является педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется на занятиях родительской школы, или «семейной гостиной», по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания отечественной культуры, жизни семьи и общества.

На основании согласия родителей происходит посещение приходского храма, а также приход в детский сад священника, который встречается с родителями и помогает в деле духовного воспитания.

Просветительская работа с родителями и воспитанниками осуществляется в разных формах. Так, в детском саду №85 это происходит во время встреч с руководителем православной газеты «Буквица» (Василий Керстюк), издаваемой храмом Кирилла и Мефодия (КГУ). Газету «Буквица» и православные буклеты ежемесячно получают все дети и сотрудники сада; подготовка к светским и православным праздникам: Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Масленица, Светлое Христово Воскресение и др.; изготовление подарков; проведение тематических выставок; совместная проектная деятельность; конкурсы для родителей и воспитанников дошкольных образовательных учреждений: «Пасхальные окна»; «Свет Рождества», «Пасхальная радость», которые были проведены с участием редколлегии «Буквица» (КГУ), работы детей были выставлены в Курском государственном университете, Центральной городской детской библиотеке.

В рамках празднования международного Дня семьи для воспитанников 5-7 лет и их родителей была организована экскурсия в Центральную детскую библиотеку. В рамках данной встречи сотрудниками библиотеки была организовано мероприятие «Что может быть семьи дороже».

В мае 2016 г. для воспитанников 6-7 лет была организована выездная православная экскурсия по местам курского святого Серафима Саровского с посещением Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили родители святого, и Курского Свято-Троицкого женского монастыря, который посещал будущий святой. Значительную часть работы по организации экскурсии и проведению самой экскурсии взяли на себя родители детей.

Для информирования и повышения знаний родителей о духовно-нравственном воспитании в дошкольном образовательном учреждении регулярно оформлен стенд «Православная страничка», в которой рассказывается о событиях православной жизни, истории праздников, успехах детей.

Важной стороной совершенствования семейного воспитания является и то, что сама жизнь детских садов, пребывание ребёнка в детском саду должно приближаться к семейной жизни. Поэтому и занятия с детьми предполагают использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного

учреждения. Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей на занятиях и в свободное время.

Поэтому необходима постоянная работа с семьей, позволяющая соблюдать непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом необходима такая организация работы, когда детский сад не заменял бы воспитание в семье. В деле воспитания очень полезны совместные поездки и экскурсии детей и родителей, в том числе и посещение святынь; благотворительные акции; организация и проведение семейных праздников (дни ангела и дни рождения детей); подготовка общих детско-родительских спектаклей, праздников, мероприятий, семейных театрализованных постановок, вечера семейного досуга и т.п. Всё, что реализуется в дошкольных образовательных учреждениях в процессе духовно-нравственного воспитания, должно получить продолжение в семье.

Важным условием организации духовно-нравственного воспитания является постоянное взаимодействие детского сада со всеми учреждениями и структурами, так или иначе связанными с духовно-нравственным воспитанием.

Успеху духовно-нравственного воспитания способствует сотрудничество детского сада с социально-культурными учреждениями. Особенно большую помощь детскому саду в духовно-нравственном воспитании могут оказать библиотеки, другие культурные учреждения.

Самое непосредственное отношение к организации духовно-нравственного воспитания имеет Русская православная церковь, и поныне являющаяся главным духовно-нравственным институтом. Поэтому важно организовать постоянно совместную работу педагогов и священника, включать священника в воспитательную работу детского сада.

Важным условием успешности духовно-нравственного воспитания в детском саду, равно как и всего воспитания, является то, насколько в детском саду удаётся сформировать традиционные духовно-нравственные отношения, создать атмосферу любви, уважения, терпения, взаимопомощи, в целом создать развивающую среду детского сада.

Такая среда способствует успешному осуществлению духовно-нравственного развития ребёнка. А создать эту атмосферу радости, тепла, доверия, добра могут только традиционные духовно-нравственные отношения между всеми людьми в детском саду: детьми, педагогами, обслуживающим персоналом.

Успех духовно-нравственного воспитания предполагает наличие соответствующей ресурсно-педагогической базы: научно-методическое обеспечение; наличие педагогической литературы, медиатеки, информации о передовом педагогическом опыте; современные технические средства и т.п.

Важнейшим компонентом системы воспитания является результат педагогической деятельности, знание того, что должно быть достигнуто в процессе решения той или иной воспитательной задачи и цели воспитания в целом; понимание, насколько процесс воспитания и полученные результаты соответствуют поставленной цели и задачам, насколько успешно в процессе воспитания идёт процесс духовно-нравственного развития ребёнка.

Поэтому, определяя задачи духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника, следует предварительно очертить его будущие результаты. Это необходимо сделать потому, что любая деятельность, как целенаправленный процесс, должна, хотя бы в самом общем виде, предвосхищать её результат. Следует подчеркнуть, что есть формы деятельности с заранее жёстко заданными

параметрами, где никакое отступление невозможно. В то же время есть много форм деятельности, где предварительный результат не может быть жёстко задан. Это относится и к воспитанию, и особенно дошкольному, поскольку развитие ребёнка-дошкольника - это достаточно быстрый сравнительно с другими возрастными периодами человека этап его развития. И в то же время предварительный результат должен быть обозначен, иначе невозможно определить саму траекторию воспитательного процесса. Поэтому должны быть определены, безусловно в самом общем виде, и предварительные результаты духовно-нравственного воспитания.

При этом предназначение примерных результатов - не только разумная функция контроля, но и ориентации окружения - указывание направления за процессом воспитания. Ни в коем случае эти результаты не нацелены на будущий «экзамен».

Трудность описания результатов, полученных в ходе духовно-нравственного воспитания, усугубляется значительной неопределенностью, непредсказуемостью, противоречивостью духовно-нравственного развития ребёнка. Поэтому здесь почти не должно быть количественных оценок, но только качественные характеристики.

Правильная оценка результатов, их анализ, анализ процесса воспитания и его результатов позволит более осознанно и правильно выстраивать, совершенствовать и корректировать траекторию воспитания и более успешно осуществлять воспитательный процесс.

Результатом духовно-нравственного воспитания в самом общем виде должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребенка, в его компонентах:

- развитие духовно-нравственного сознания, включающее в себя духовно-нравственные ценности и представления, образы, понятия, нормы, заповеди, установки, смыслы и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие эмоционально-чувственной стороны духовно-нравственной сферы ребенка, включающей в себя развитие отношений ребенка к миру, его позицию к миру, его чувства: любви, доброты, честности, справедливости, милосердия, сопереживания, сострадания и т.д.;

- развитие деятельностно-поведенческой части духовно-нравственной сферы ребенка, включающей в себя волевые характеристики - терпеливость, усидчивость и т.п. и непосредственно духовно-нравственное поведение ребёнка - дела, поступки, действия ребенка.

Сегодня мы говорим о результатах духовно-нравственного воспитания не только как о теоретической проблеме: их можно наблюдать в повседневной работе многих детских садов Курской области, где это воспитание системно организовано.

Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания в детском саду на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса приносит свои положительные результаты, которые выражаются в развитии духовно-нравственного сознания, эмоционально-чувственной сферы ребёнка, в его поведении, в доброте ребёнка в играх и общении со сверстниками, в его добром отношении к старшим и младшим, к природе.

Можно проследить положительную динамику духовно-нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей.

Самым главным результатом системного духовно-нравственного воспитания в детском саду можно считать (разумеется на уровне, соответствующем возрасту ребёнка) умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах

в самостоятельной деятельности, проявлять внимание, милосердие и отзывчивость по отношению к другим людям, оказывать помощь нуждающимся, заботиться о живом.

Таким образом, создание социально-педагогических условий (постоянное повышение профессионализма и духовно-нравственное совершенствование всех педагогов, оптимальное взаимодействие детского сада с семьёй, культурными учреждениями и Православной церковью, создание хорошей ресурсно-педагогической базы) совершенно необходимо для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания в детском саду. И, как показывает опыт, создание таких условий вполне решаемая задача в каждом детском саду.