УДК 373.24
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
© 2018 В. М. Меньшиков1, О. С. Ильина2
1докт. пед. наук, профессор, завкафедрой теологии и религиоведения e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
2педагог дополнительного образования по основам православной культуры
e-mail: [email protected]
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №85» г. Курска
В статье анализируются социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в современных дошкольных образовательных организациях, важнейшими из которых являются профессионализм педагогов и их высокий духовно-нравственный потенциал. Работа педагога духовно-нравственной культуры с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и с семьями дошкольников позволяет создать добрую созидательную атмосферу детского сада.
Ключевые слова: основы духовно-нравственной культуры, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, организация преподавания основ духовно -нравственной культуры в дошкольных образовательных организациях, педагог духовно-нравственной культуры, система отношений между людьми в детском саду, добрая созидательная атмосфера детского сада, развивающая среда детского сада.
В Курской области курс «Основы православной культуры в дошкольных образовательных организациях» стал вводиться с 2000 г. В настоящее время он реализуется в системе дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях, получивших лицензию на соответствующую деятельность.
Сегодня на основании имеющегося опыта можно говорить о том, что успешно организовать духовно-нравственное воспитание возможно только при наличии определённых социально-педагогических условий: повышение профессионализма педагогов, осуществляющих духовно-нравственное воспитание; участие всех педагогов в реализации духовно-нравственного воспитания; постоянное взаимодействие с семьёй, разумное сотрудничество с культурными учреждениями; формирование традиционной системы отношений в детском саду, что создаёт добрую созидательную атмосферу детского сада, его развивающую среду.
Нигде личность педагога не играет такой значимой роли, как в духовно-нравственном воспитании ребенка, и особенно дошкольного возраста. Поэтому основным условием успешного преподавания духовно-нравственной культуры является профессиональная компетентность педагогов, их высокий духовно-нравственный потенциал и особенно любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства в детях развиваются благодаря любви педагога к детям, благодаря живому общению ребёнка с педагогом и примеру самих воспитателей. И если по отношению к любой образовательной области верны слова о том, что любовь к учебному предмету у
ребенка начинается с любви к учителю, то в духовно-нравственном воспитании это имеет абсолютное значение.
Процесс духовно-нравственного воспитания требует постоянного совершенствования профессионального уровня педагога, его квалификации. А для этого недостаточно только официальной системы переподготовки и повышения квалификации.
Помимо этого требуется создание постоянно действующей функциональной системы повышения квалификации, направленной на личностное и духовно-нравственное развитие педагога, совершенствование его профессионализма в целом и его отдельных компетентностей.
Такая система повышения квалификации представляет собой совокупность мероприятий различного уровня, на которых идёт осмысление и разработка проблем духовно-нравственного воспитания. Обучение осуществляется: в системе мероприятий, проводимых непосредственно в детских садах,; на заседаниях методических объединений педагогов духовно-нравственной культуры муниципалитетов, на мероприятиях регионального уровня.
Важнейшие формы повышения профессионализма педагогов внутри детских садов - проведение педагогических советов по соответствующей тематике, семинаров-практикумов, научно-практических семинаров, консультаций, мастер-классов, общих и групповых родительских собраний, круглых столов, культурно-досуговой деятельности с участием родителей (законных представителей), тематических и проблемных консультаций, индивидуальных, подгрупповых и групповых; обмен опытом, расширение профессиональных контактов с целью совершенствования выбора содержания и технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Определяющим условием для деятельности дошкольного образовательного учреждения является внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс, в процесс организации деятельности детей. Поэтому необходимо совершенствовать способности педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста на основе внедрения в педагогическую практику различных инновационных организационных форм взаимодействия.
Важной структурой функционирования повышения квалификации является работа методического объединения педагогов основ православной культуры дошкольных образовательных учреждений муниципалитетов, на которых системно изучаются вопросы духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка-дошкольника, особенно вопросы содержания, технологий и законодательно-нормативной базы организации духовно-нравственного воспитания.
Цель работы методического объединения - соединить усилия педагогов муниципалитета в решении насущных педагогических проблем, формирование и реализация лучших педагогический практик, создание единого информационного ресурса в помощь педагогам. В ходе решения этих задач осуществляется личностно-профессиональный рост педагогов.
Такое методическое объединение активно функционирует в г. Курске. В 2016/2017 уч. г. его работа шла совместно с отделом дошкольного образования комитета образования г. Курска, с отделом религиозного образования и катехизации Курской епархии и с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Воспитатели России».
10 октября 2016 г. в рамках реализации программы «Воспитатели России» в системе дошкольного образования и воспитания состоялся семинар «Интегрированный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников» на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 99». Семинар включал следующие
мероприятия: «Цветы для Богородицы» - интегрированная образовательная деятельность по основам православной культуры с дошкольниками 6-7 лет; мастер-класс «Значение экспериментирования в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников».
9 ноября 2016 г. в рамках Рождественских образовательных чтений Курской епархии «1917-2017: Итоги столетия в Курском крае» (региональный этап XXV Международных образовательных Рождественских чтений) состоялся семинар-практикум «Духовно-нравственное становление личности ребёнка в контексте изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях города Курска».
8 декабря 2017 г. педагоги приняли участие в экскурсии в город Белгород с целью посещения ЧДОУ «Православный детский сад "Рождественский"», ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла», Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью); Преображенского кафедрального собора.
24 декабря 2016 г. состоялся семинар «Презентация опыта работы по взаимодействию образовательного учреждения, семьи и Православной Церкви в рамках проекта "Бесценные жемчужины"» на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 57». Данное мероприятие включало презентацию православного журнала для родителей и детей «Золотые зёрнышки»; нетрадиционные формы работы с родителями; музыкальную композицию «Рукодельница»; «Слово пастыря».
9 февраля 2017 г. состоялся семинар «Художественная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3», на котором рассматривались проект по духовно-нравственному воспитанию детей с основами православной культуры «Благородные струны»; театрально- музыкальная постановка «Рождественская история» .
4 марта 2017 г. состоялся семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», на котором анализировалось открытое занятие «Иконы Богородицы. Иконописцы» с воспитанниками группы общеразвивающей направленности 6-7 лет; состоялась презентация проекта «Создание книги как одна из форм совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 лет с нарушением речи» и презентация книги «Историческая повесть о Курской Коренной иконе Знамения Божьей Матери».
4 апреля 2017 г. был проведён семинар-практикум для заместителей руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе православной культуры на материале реализации программы "Мир - прекрасное творение"» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 85». На семинаре прошли следующие мероприятия: интегрированное занятие «Великая заповедь любви» с детьми 6-7 лет; мозговой штурм «Все мне позволительно, да не все полезно» (отбор и использование методического, дидактического, иллюстрационного материала в рамках реализации программы «Мир - прекрасное творение»); дидактическая игра «Сотворение мира» (содействие развитию профессионального потенциала педагогов к созданию авторских дидактических игр по основам православной культуры).
19 апреля 2017 г. состоялся Пасхальный фестиваль «Золотые купола», организованный Курской епархией. Его организатором и активным участником было методическое объединение педагогов православной культуры детских садов г. Курска.
Большое значение для повышения квалификации педагогов имеют региональные мероприятия, в частности дискуссионные площадки, в том числе и традиционные августовские дискуссионные площадки, Рождественские образовательные чтения, научно-практические конференции, рабочие семинары и практикумы, круглые столы и т.п. Их значение - реальная возможность выявить достижения и обобщить лучший опыт, реальные проблемы и пути их решения в преподавании духовно-нравственной культуры.
Такая системная организация совершенствования профессионального мастерства педагогов даёт реальную возможность каждому педагогу осуществлять своё духовно-нравственное развитие и повышать своё профессиональное мастерство.
Одной из серьёзных проблем организации духовно-нравственного воспитания в наши дни является то, что многие семьи утратили, а детские сады фактически за всю историю своего существования и не имели полноценного духовно-нравственного уклада своей жизни. Между тем качественное духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении невозможно без создания полноценной воспитательной среды, а её невозможно создать без совместной работы всего педагогического коллектива по организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания.
Поэтому в детских садах необходимо организовать методическую работу со всем педагогическим коллективом по расширению теоретических знаний о духовно-нравственной культуре и духовно-нравственном воспитании; содержании, формах и методах духовно-нравственного воспитания детей в различных видах деятельности, основных направлениях взаимодействия педагогов с семьями и помощи семьям в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа по повышению компетентности всех педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях проходит в различных формах: педсоветы, консультации; лекторий, беседы, беседы-диспуты; консультации, семинары-практикумы, подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми и родителями; музыкальная гостиная; участие в диагностике духовно-нравственных особенностей развития детей; разучивание песнопений к праздникам; «семейные гостиные»; участие в подготовке и проведении занятий-утренников; теоретические и практические семинары; научно-практические конференции; творческая лаборатория; круглые столы; мастер-классы; консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания; встречи с интересными людьми, организация специальных занятий с педагогами, посвящённых знакомству их с духовно-нравственным воспитанием; знакомство и изучение методической и православной литературы, в том числе и путём организации выставок теоретической и методической духовно-нравственной литературы; подбор и анализ материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития детей; знакомство педагогов с проведением православных праздников в детском саду, с содержанием художественно-продуктивной деятельности и с игровыми формами деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания, с консультативными и информационными материалами по работе с родителями; паломнические поездки по святым местам; экскурсии в храм; участие в крестных ходах, встреча святынь.
Эти и другие формы работы направлены на изучение и внедрение духовно-нравственных ценностей в общее пространство детского сада, повышение компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания. Они позволяют всем педагогам дошкольных образовательных организаций овладеть практическими методами и приемами духовно-нравственного воспитания детей на различных занятиях и в различных видах детской деятельности, оказывать помощь семьям в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Нет сомнения в том, что основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. В традиционной российской семье вся жизнь семьи и всё воспитание в семье строились в соответствии с православным укладом жизни на основе иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважении к старшим, заботе о младших.
Восстановление преемственности отечественных семейных традиций, безусловно, способно укрепить семьи, упрочить соборность общества в целом. Поэтому так необходима работа по укреплению традиционной отечественной семьи. Важной формой укрепления семьи и совершенствования духовно-нравственного воспитания в семье является педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется на занятиях родительской школы, или «семейной гостиной», по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания отечественной культуры, жизни семьи и общества.
На основании согласия родителей происходит посещение приходского храма, а также приход в детский сад священника, который встречается с родителями и помогает в деле духовного воспитания.
Просветительская работа с родителями и воспитанниками осуществляется в разных формах. Так, в детском саду №85 это происходит во время встреч с руководителем православной газеты «Буквица» (Василий Керстюк), издаваемой храмом Кирилла и Мефодия (КГУ). Газету «Буквица» и православные буклеты ежемесячно получают все дети и сотрудники сада; подготовка к светским и православным праздникам: Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Масленица, Светлое Христово Воскресение и др.; изготовление подарков; проведение тематических выставок; совместная проектная деятельность; конкурсы для родителей и воспитанников дошкольных образовательных учреждений: «Пасхальные окна»; «Свет Рождества», «Пасхальная радость», которые были проведены с участием редколлегии «Буквица» (КГУ), работы детей были выставлены в Курском государственном университете, Центральной городской детской библиотеке.
В рамках празднования международного Дня семьи для воспитанников 5-7 лет и их родителей была организована экскурсия в Центральную детскую библиотеку. В рамках данной встречи сотрудниками библиотеки была организовано мероприятие «Что может быть семьи дороже».
В мае 2016 г. для воспитанников 6-7 лет была организована выездная православная экскурсия по местам курского святого Серафима Саровского с посещением Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили родители святого, и Курского Свято-Троицкого женского монастыря, который посещал будущий святой. Значительную часть работы по организации экскурсии и проведению самой экскурсии взяли на себя родители детей.
Для информирования и повышения знаний родителей о духовно-нравственном воспитании в дошкольном образовательном учреждении регулярно оформлен стенд «Православная страничка», в которой рассказывается о событиях православной жизни, истории праздников, успехах детей.
Важной стороной совершенствования семейного воспитания является и то, что сама жизнь детских садов, пребывание ребёнка в детском саду должно приближаться к семейной жизни. Поэтому и занятия с детьми предполагают использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного
учреждения. Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей на занятиях и в свободное время.
Поэтому необходима постоянная работа с семьей, позволяющая соблюдать непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом необходима такая организация работы, когда детский сад не заменял бы воспитание в семье. В деле воспитания очень полезны совместные поездки и экскурсии детей и родителей, в том числе и посещение святынь; благотворительные акции; организация и проведение семейных праздников (дни ангела и дни рождения детей); подготовка общих детско-родительских спектаклей, праздников, мероприятий, семейных театрализованных постановок, вечера семейного досуга и т.п. Всё, что реализуется в дошкольных образовательных учреждениях в процессе духовно-нравственного воспитания, должно получить продолжение в семье.
Важным условием организации духовно-нравственного воспитания является постоянное взаимодействие детского сада со всеми учреждениями и структурами, так или иначе связанными с духовно-нравственным воспитанием.
Успеху духовно-нравственного воспитания способствует сотрудничество детского сада с социально-культурными учреждениями. Особенно большую помощь детскому саду в духовно-нравственном воспитании могут оказать библиотеки, другие культурные учреждения.
Самое непосредственное отношение к организации духовно-нравственного воспитания имеет Русская православная церковь, и поныне являющаяся главным духовно-нравственным институтом. Поэтому важно организовать постоянно совместную работу педагогов и священника, включать священника в воспитательную работу детского сада.
Важным условием успешности духовно-нравственного воспитания в детском саду, равно как и всего воспитания, является то, насколько в детском саду удаётся сформировать традиционные духовно-нравственные отношения, создать атмосферу любви, уважения, терпения, взаимопомощи, в целом создать развивающую среду детского сада.
Такая среда способствует успешному осуществлению духовно-нравственного развития ребёнка. А создать эту атмосферу радости, тепла, доверия, добра могут только традиционные духовно-нравственные отношения между всеми людьми в детском саду: детьми, педагогами, обслуживающим персоналом.
Успех духовно-нравственного воспитания предполагает наличие соответствующей ресурсно-педагогической базы: научно-методическое обеспечение; наличие педагогической литературы, медиатеки, информации о передовом педагогическом опыте; современные технические средства и т.п.
Важнейшим компонентом системы воспитания является результат педагогической деятельности, знание того, что должно быть достигнуто в процессе решения той или иной воспитательной задачи и цели воспитания в целом; понимание, насколько процесс воспитания и полученные результаты соответствуют поставленной цели и задачам, насколько успешно в процессе воспитания идёт процесс духовно-нравственного развития ребёнка.
Поэтому, определяя задачи духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника, следует предварительно очертить его будущие результаты. Это необходимо сделать потому, что любая деятельность, как целенаправленный процесс, должна, хотя бы в самом общем виде, предвосхищать её результат. Следует подчеркнуть, что есть формы деятельности с заранее жёстко заданными
параметрами, где никакое отступление невозможно. В то же время есть много форм деятельности, где предварительный результат не может быть жёстко задан. Это относится и к воспитанию, и особенно дошкольному, поскольку развитие ребёнка-дошкольника - это достаточно быстрый сравнительно с другими возрастными периодами человека этап его развития. И в то же время предварительный результат должен быть обозначен, иначе невозможно определить саму траекторию воспитательного процесса. Поэтому должны быть определены, безусловно в самом общем виде, и предварительные результаты духовно-нравственного воспитания.
При этом предназначение примерных результатов - не только разумная функция контроля, но и ориентации окружения - указывание направления за процессом воспитания. Ни в коем случае эти результаты не нацелены на будущий «экзамен».
Трудность описания результатов, полученных в ходе духовно-нравственного воспитания, усугубляется значительной неопределенностью, непредсказуемостью, противоречивостью духовно-нравственного развития ребёнка. Поэтому здесь почти не должно быть количественных оценок, но только качественные характеристики.
Правильная оценка результатов, их анализ, анализ процесса воспитания и его результатов позволит более осознанно и правильно выстраивать, совершенствовать и корректировать траекторию воспитания и более успешно осуществлять воспитательный процесс.
Результатом духовно-нравственного воспитания в самом общем виде должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребенка, в его компонентах:
- развитие духовно-нравственного сознания, включающее в себя духовно-нравственные ценности и представления, образы, понятия, нормы, заповеди, установки, смыслы и т.д.;
- развитие эмоционально-чувственной стороны духовно-нравственной сферы ребенка, включающей в себя развитие отношений ребенка к миру, его позицию к миру, его чувства: любви, доброты, честности, справедливости, милосердия, сопереживания, сострадания и т.д.;
- развитие деятельностно-поведенческой части духовно-нравственной сферы ребенка, включающей в себя волевые характеристики - терпеливость, усидчивость и т.п. и непосредственно духовно-нравственное поведение ребёнка - дела, поступки, действия ребенка.
Сегодня мы говорим о результатах духовно-нравственного воспитания не только как о теоретической проблеме: их можно наблюдать в повседневной работе многих детских садов Курской области, где это воспитание системно организовано.
Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания в детском саду на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса приносит свои положительные результаты, которые выражаются в развитии духовно-нравственного сознания, эмоционально-чувственной сферы ребёнка, в его поведении, в доброте ребёнка в играх и общении со сверстниками, в его добром отношении к старшим и младшим, к природе.
Можно проследить положительную динамику духовно-нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей.
Самым главным результатом системного духовно-нравственного воспитания в детском саду можно считать (разумеется на уровне, соответствующем возрасту ребёнка) умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах
в самостоятельной деятельности, проявлять внимание, милосердие и отзывчивость по отношению к другим людям, оказывать помощь нуждающимся, заботиться о живом.
Таким образом, создание социально-педагогических условий (постоянное повышение профессионализма и духовно-нравственное совершенствование всех педагогов, оптимальное взаимодействие детского сада с семьёй, культурными учреждениями и Православной церковью, создание хорошей ресурсно-педагогической базы) совершенно необходимо для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания в детском саду. И, как показывает опыт, создание таких условий вполне решаемая задача в каждом детском саду.