Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности'

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3006
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВЫ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина О. С.

В статье раскрывается понятие духовно-нравственное развитие как целостность нравственных категорий «нравственное сознание», «нравственные чувства», «нравственные мотивы», «нравственное поведение». Даются показатели нравственного развития детей дошкольного возраста. Делается вывод, что игровая деятельность является эффективным средством духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

УДК 372.3

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017 О. С. Ильина

педагог дополнительного образования по основам православной культуры

e-mail: olesya-ilina-46@mail. ru

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию

детей № 85» г. Курска

В статье раскрывается понятие духовно-нравственное развитие как целостность нравственных категорий «нравственное сознание», «нравственные чувства», «нравственные мотивы», «нравственное поведение». Даются показатели нравственного развития детей дошкольного возраста. Делается вывод, что игровая деятельность является эффективным средством духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, нравственное сознание, нравственные чувства, нравственные мотивы, нравственное поведение, игровая деятельность.

Детство - это чудесный и хрупкий мир. В этот важнейший период жизни человека закладываются основы его физического и психического здоровья, развиваются творческие способности и, самое главное, формируются базовые духовно-нравственные качества личности. Благодаря этому формируется способность различать «добро» и «зло», нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Поэтому так важно исключить в период дошкольного детства искажения в духовно-нравственном развитии личности. А для этого необходимо системное духовно-нравственное воспитание ребёнка, потому что, оказавшись без должного воспитания, несущего традиции отечественной культурной среды, душа ребёнка наполняется суррогатным содержанием внешнего и виртуального мира, страшными образами и представлениями, а порой и откровенным оккультизмом.

Об этом следует говорить особо потому, что сегодня появились реальные возможности для создания наилучшей системы духовно-нравственного воспитания, так как 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Так, в его общих положениях отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2014: 7-8].

Духовно-нравственный компонент в структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлен на духовно-нравственное, социальное и личностное развитие детей, способствует решению задач образования и воспитания на ценностях православной культуры.

Исходя из важности духовно-нравственного воспитания в развитии ребёнка-дошкольника в период с 15.09.2015 г. по 15.05.2016 г., мы на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей № 85» г. Курска и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70» г. Курска организовали эксперимент, направленный на оптимальную организацию духовно-нравственного воспитания.

Были определены цели опытно-экспериментальной работы: формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности ребёнка; накопление им опыта, основанного на отечественных традициях. Задачи: духовно-нравственное обогащение детей; знакомство с православной культурой; сохранение семейных ценностей; возрождение русских народных традиций и обычаев; формирование представлений о духовных и нравственных качествах: доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; интеллектуальное обогащение детей; эстетическое формирование личности ребёнка.

Основой содержания воспитательной работы являлась программа Л.П. Гладких «Мир - прекрасное творение», опираясь на которую мы разработали парциальную авторскую программу «Божья коровка». Обе программы помогают использовать богатые традиции русской православной культуры в духовно-нравственном воспитании детей.

Важной особенностью жизни экспериментальных детских садов является то, что она строится в соответствии не только с гражданским и природным, но и с православным календарем, а предметно-игровая среда - в соответствии с традициями русской православной культуры.

Мы старались расширять представления детей о культурном наследии своей страны, воспитывая чувства любви и уважения к Родине, к своему народу и его культуре. Например, с помощью гражданского календаря дети отмечают государственные праздники, их темы звучат так: «День единства», «Русские богатыри -защитники Отечества», «Воин чудесный на белом коне. Святой Георгий Победоносец», «Ко Дню славянской письменности и культуры».

Природный календарь, в ходе ознакомления детей с основами православной культуры, значительно расширяет и выстраивает в систему их представления об окружающем мире. Этому способствуют темы занятий: «Зимняя птица - розовый снегирь», «Подснежника глянул глазок голубой», «Птицы возвращаются на родину из теплых краев».

Занятия также подчинены календарному годовому кругу традиционных православных праздников. Например, «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», «Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы», «Праздник Рождества Христова», «Праздник Крещения Господня», «Празднование Светлого Воскресения Христова», «Праздник Пресвятой Троицы». И каждый церковный праздник превращается в театрализованное представление с участием детей и родителей.

В организации работы по духовно-нравственному воспитанию в ходе эксперимента нами использовались активные формы деятельности: организация совместного проживания событий взрослыми и детьми; занятия с использованием активных методов обучения; игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические); тематические беседы на диалоговой основе; просмотр слайд-фильмов, видеофильмов и использование других технических средств обучения; семейные праздники, досуги.

Полноценное православное воспитание и образование ребенка - это ежедневная работа по воспитанию в детях любви к Богу и ближнему. Помимо еженедельных занятий по основам православной культуры, которые проводились в детских садах, педагог проводил с воспитанниками и беседы на духовно-нравственные темы. Также в течение года детские группы посещал священнослужитель приходского храма, который помогал в деле духовного воспитания и проводил беседы с детьми, а также с их родителями. К православным праздникам готовились утренники.

Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

в процессе игровой деятельности

В формировании личности ребёнка большое значение придавалось игре как эффективному средству духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В организации игровой деятельности мы ориентировались на традиционные русские народные игры, оригинальные авторские дидактические игры. Для успешной организации этого процесса также важны воссоздание детской игровой традиции и разработка современных методов, способствующих созданию одухотворенного детского игрового пространства. Игра - это основа нормального развития детей. Л.С. Выготский утверждал, что, когда дети заняты игрой, они находятся на уровне, близком к оптимальному уровню своего развития. Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка - его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. И от того, какого характера взаимодействие и общение складывается между детьми, во многом зависит тот индивидуальный стиль отношений с людьми, который будет проявляться во взрослой жизни.

Напротив, ослабление игровых форм совместной деятельности трансформирует детское сообщество в «сообщество недоигравших», для которых в будущей взрослой жизни семейные отношения утратят полноценность, границы добра и зла утратят чёткость и определённость. Утрата внутренней гармонии ребёнка в сегодняшнем мире индивидуалистов, циников и жестокосердных людей приведёт к нравственно искалеченному и опустевшему миру взрослого человека. Духовно-нравственное воспитание ребенка - это воспитание его отношений с предметным миром и окружающей природой, с другими людьми - взрослыми и сверстниками, с самим собой как субъектом.

Основным средством обеспечения полноценного духовно-нравственного воспитания является создание духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладываются адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Отношение к окружающим, в том числе и сверстникам, проявляется детьми дошкольного возраста в совместной деятельности. Их взаимодействие в играх определяет и тон взаимоотношений в будущем. Для того чтобы гармонизировать детскую картину мира, необходимо создать игровое пространство, в рамках которого ребёнок получит навык добрых взаимоотношений и защиту от негативного влияния внешней среды. Индивидуальный нравственный опыт общения возникает прежде всего в игровой деятельности.

В качестве способа оценки духовно-нравственного развития ребёнка дошкольного возраста мы приняли нормативные карты нравственного развития. Мы исходили из того, что педагогу удобнее видеть сразу всю картину группы по каждому духовно-нравственному качеству.

Для удобства работы педагога вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка - по сферам духовно-нравственных качеств. В описание уровня вынесены ключевые признаки.

Карта заполнялась педагогом 2 раза в год (в начале учебного года и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития. Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, педагог заполнял карту прежде всего на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а также на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним.

Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года. Этого периода достаточно для того, чтобы у педагога сложился

первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в конце года, показывая итоговый результат продвижения каждого ребёнка группы.

Заполняя карту, педагог против фамилии каждого ребенка делал отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Эти маркировки использовались с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следовало выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставилась метка «обычно». Метка проставлялась только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах педагог проставлял метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Важно уяснить, что оценивалась именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означала, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).

В изучении сформированности духовно-нравственных качеств детей целесообразно использовать различные способы, в том числе, учитывать информацию, полученную от детей, от их родителей и воспитателей.

В целом использовались такие методы изучения детей: наблюдение за играми детей в группе, их протоколирование (фотосъёмка, запись высказываний в игре); беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности; игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми; анкетирование (для воспитателей и родителей); опрос (родителей, педагогов); беседа (материалы разговоров с детьми); анализ продуктов деятельности (рисунки детей).

Для подтверждения результатов наблюдений за духовно-нравственным развитием ребенка нами использовался метод детского рисунка (в двух вариантах), направленный на определение уровня переживания радости за другого или сочувствия ему. Первый вариант - педагог в ходе постановки проблемной ситуации побуждал детей через рисунок выразить сочувствие и поддержку другому или, наоборот, порадоваться за него. Второй вариант - «спонтанный рисунок». Во второй половине дня дети по собственному желанию рисовали на тему, которую они изучали в первой половине дня либо накануне. Анализ детских рисунков позволяет уточнить уровень освоения ребенком представлений об окружающем мире, поскольку создаются условия для обсуждения и уточняющей беседы.

Для подтверждения результатов наблюдений мы использовали метод анкетирования родителей и педагогов. Анкетирование проводилось в начале и в конце опытно-экспериментальной деятельности среди родителей, которые участвовали в нашем исследовании. Предлагались анкеты, направленные на выявление мнения о

Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

в процессе игровой деятельности

детском садике детей, мнения родителей о работе ДОУ; на опосредованное выявление индивидуальных особенностей детей - для родителей.

Таким образом, в определении уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста целесообразно использовать различные методы, в том числе учитывать информацию, полученную от детей, от их родителей и педагогов.

Средний, старший и подготовительный дошкольные возрасты характеризуются потребностями:

• в общении с близкими и сверстниками;

• в самообслуживании, в овладении игровой, изобразительной и трудовой деятельностью;

• в познании мира и принципов мировосприятия;

• в нравственных ориентирах в отношениях с людьми и миром.

Ведущей деятельностью является игровая.

Основные психологические новообразования среднего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет):

1) любознательность и общительность;

2) возраст почемучек;

3) эмоциональная чувствительность, способность идентификации с другими

людьми, персонажами сказок;

4) способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций

нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя-надо».

Личностные качества - послушание, правдивость, трудолюбие.

Следует отметить, что в первом дошкольном учреждении непосредственно образовательная деятельность по основам православной культуры реализовывается с 2010 г. (количество опрошенных детей - 151 ребёнок), во втором - с 2012 г. (количество опрошенных детей - 123 ребёнка).

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 129» г. Курска (количество опрошенных детей - 106), непосредственно образовательная деятельность по основам православной культуры отсутствует. В группы входили дети одного возраста. Для каждой группы предлагались нормативные карты нравственного развития воспитанников. Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей, карта развития задана как индивидуально-групповая.

По результатам диагностики МБДОУ № 85 г. Курска оптимальный уровень нравственного сознания в начале года составлял 43 %, в конце года увеличился до 70 %; оптимальный уровень нравственных чувств был равен 38 %, в конце года повысился до 74 %; оптимальный уровень нравственных мотивов составлял 43 %, в конце года увеличился до 75 %; оптимальный уровень нравственного поведения был равен 49 %, в конце года увеличился до 80 %. Критический уровень нравственного сознания в начале года составлял 10 %, в конце года уменьшился до 4 %; критический уровень нравственных чувств был равен 8 %, в конце года снизился до 2 %; критический уровень нравственных мотивов составлял 9 %, в конце года уменьшился до 4 %; критический уровень нравственного поведения был равен 8 %, в конце года снизился до 3 %.

По результатам диагностики МБДОУ № 70 г. Курска оптимальный уровень нравственного сознания в начале года составлял 40 %, в конце года увеличился до 60 %; оптимальный уровень нравственных чувств был равен 49 %, в конце года повысился до 70 %; оптимальный уровень нравственных мотивов составлял 45 %, в конце года увеличился до 65 %; оптимальный уровень нравственного поведения был равен 41 %, в конце года увеличился до 62 %. Критический уровень нравственного сознания в начале года составлял 7 %, в конце года уменьшился до 2 %; критический

уровень нравственных чувств был равен 5 %, в конце года снизился до 2 %; критический уровень нравственных мотивов составлял 5 %, в конце года уменьшился до 1 %; критический уровень нравственного поведения был равен 5 %, в конце года снизился до 2 %.

По результатам диагностики МБДОУ № 129 г. Курска оптимальный уровень нравственного сознания в начале года составлял 10 %, в конце года увеличился до 24 %; оптимальный уровень нравственных чувств был равен 10 %, в конце года повысился до 21 %; оптимальный уровень нравственных мотивов составлял 10 %, в конце года увеличился до 21 %; оптимальный уровень нравственного поведения был равен 10 %, в конце года увеличился до 22 %. Критический уровень нравственного сознания в начале года составлял 31 %, в конце года уменьшился до 15 %; критический уровень нравственных чувств был равен 28 %, в конце года снизился до 11 %; критический уровень нравственных мотивов составлял 29 %, в конце года уменьшился до 15 %; критический уровень нравственного поведения был равен 24 %, в конце года снизился до 12 %.

Таким образом, нам удалось выявить результативность, действенность игровой деятельности как эффективного средства духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.