Научная статья на тему 'Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год»'

Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2285
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОДОВОГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПРАЗДНИКА / ФГОС ДО / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталина Ольга Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, описывается образовательный проект «Праздник круглый год», разработанный и реализованный в детском саду № 162 г. Нижнего Тагила с целью приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре через подготовку и проведение народных календарных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баталина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год»»

Эксперимент и инновации в школе

ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ

№ 3/2015

О.И.Баталина

Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год»

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, описывается образовательный проект «Праздник круглый год», разработанный и реализованный в детском саду № 162 г. Нижнего Тагила с целью приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре через подготовку и проведение народных календарных праздников.

духовно-нравственное воспитание, русские народные праздники годового календарного круга, технология подготовки праздника, ФГОС ДО, проект.

В современном обществе всё более широкие круги общественных и политических деятелей, работников образования, представителей духовенства связывают пути достижения социального мира в стране и укрепления России с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [8, С. 134]. «Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигать возникает у ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, т.е. душевного отношения к окружающим людям, приобщить его к непреходящим общечеловеческим ценностям, заложить фундамент духовно-нравственного здоровья» [3, с. 8]. Н.П. Шабалкина определяет качества, составляющие содержание духовности дошкольника: «целостность внутреннего мира, свобода, творчество, любознательность, интуитивность, поиск смыслов, эмпатийность, настойчивость, преданность, искренность, чистота и непосредственность» [9, с. 8].

В соответствии задачами, поставленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155) при реализации образовательной программы необходимо объединить обучение и воспитание «...в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах чело-

века, семьи, общества». Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя задачу формирование у детей «представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [9]. Таким образом, в основе системы культурных ценностей детей дошкольного возраста лежит национальная культура и народные традиции. Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия культуры, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыт бережного отношения к традициям.

«Решая задачи духовно-нравственного воспитания, необходимо использовать разнообразные средства воздействия на внутренний мир ребенка, отдавая приоритет тем из них, которые затрагивают эмоциональные струны малыша» [2, с. 8]. Поэтому деятельность, которая организуется педагогами, должна быть интересной, мотивированной, привлекательной. И.А. Бурлакова — кандидат психологических наук, член Экспертного совета Государственной Думы РФ по дошкольному образованию, предлагает два решения данной проблемы: «первое — решение определённой части образовательных задач в игре и второе — реализация комплексно-тематического принципа, который задаёт смыслы деятельности через подготовку, организацию и проведение событий, праздников. Кроме того, «откровенная заинтересованность ребёнка, его вовлечённость, любознательность и инициативность — вот очевидные показатели того, что идёт процесс развития, а не просто «натаскива-

ние» на определённые знания» [2, с. 9]. Таким образом, для организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, педагогу необходимо построить свою работу так, что бы усвоение образовательного материала шло в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий, то есть образовательный процесс был мотивированным. Таким событием для детей дошкольного возраста может быть праздник. Праздник — это не только событие, в котором заинтересованы, которое ждут и к которому готовятся, это и коллективное творческое сотрудничество взрослых и детей между собой.

В МБДОУ детский сад № 162, в рамках работы ФЭП АПК и ППРО [5, с. 18], организационной основой образовательного процесса является примерный календарь русских народных праздников годового календарного круга. Праздники не просто вносят радость в наши дома, они являются частью духовного наследия народа, его традиций, сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают духовную и культурно-исторические традиции нашего народа.

Именно подготовка к празднику составляет стержневую основу календарно-тематического планирования — технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов приобщения к опыту традиционной народной культуры в рамках педагогического проекта «Праздник круглый год». В основу реализации проекта положен годовой календарный круг народного календаря. В детском саду традиционными стали «Рождество Богородицы (Осе-нины)», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Вербное Воскресенье», «Пасха» «Троица», «Спас». Это наиболее яркие, значимые праздники народного календаря. Обращение к ним помогает знакомить детей с трудовой деятельностью народа, его традициями и культурой, помогает устанавливать связи живой и неживой природы.

При подготовке и проведении праздников учитываются современные подходы к организации образовательного процесса:

- обеспечение единства воспитательных и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- обеспечение мотивации;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей;

- формирование новых представлений о русской народной культуре у детей происходит на базе имеющихся;

- построение образовательного процесса на принципах комплексно-тематического плани-

рования, целостности и интеграции содержания дошкольного образования;

— осуществление образовательного процесса в совместной деятельности взрослого и детей.

В вопросах духовного содержания подготовки и проведения праздника важный принцип работы нашего педагогического коллектива — не навредить, а именно работа ведётся деликатно, без превышения уровня компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.

Педагогический проект «Праздник круглый год»

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год».

Задачи проекта:

1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к русской народной культуре посредством формирования первичных представлений о традициях подготовки и проведения праздников народного календаря.

2. Повышать образовательный и культурный уровни родителей воспитанников и педагогов ДОУ, способствовать формированию позиции граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.

Хотелось бы отметить, что, как пишут А.М. Лобок, Л.М. Никонова, и Е.А. Ярославцева, в проекте очень важно построение проектно-диалогического пространства [7]. В связи с этим, мы строго подходили к отбору участников проектной деятельности.

Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.

Время и место проведения: в течение календарного года, с 01 сентября по 31 августа.

Технология работы по проекту.

Как отмечалось в работе Купцовой Е.П., самое важное при работе по проекту — это создать ситуацию успеха посредством проектной методики[6]. Важно также планировать подготовку к празднику пошагово.

Подготовку к празднику мы связываем с тремя вопросами:

— Почему праздник получил такое название?

— Как готовился русский народ к празднику?

— Каковы традиции проведения праздника?

Подготовка к празднику начинается за 1-2

недели до знаменательной даты. В совместной деятельности с воспитателями и специалистами у детей формируются представления о традициях подготовки и проведения праздника, приобретаются умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. В течение дня во всех дошкольных возрастных группах реализуются все образовательные области через различные виды детской деятельности, на основе адекватных дошкольному возрасту форм организации образовательного процесса.

Все события, которые предшествовали празднику, воспитатели обсуждают с детьми в рамках

Эксперимент и инновации в школе. №3, 2015

познавательной и коммуникативной деятельности. Воспитатели в беседах формируют у детей первичные представления о празднике, его истории и традициях, читают зимние (осенние, весенние, летние) сказки и стихи. Дети так это любят! Именно чтение вслух позволит создать волшебную атмосферу, которая надолго подарит детям незабываемое ощущение праздника. События празднования подаются в игровой, театральной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.

Продолжая разговаривать с детьми об особенностях приготовления к празднику, мы говорим об его традициях: хозяева в доме наводили чистоту, украшали жильё, ходили сами в гости и принимали гостей, всем желали здоровья и счастья. Все гости были желанными. Эти и другие ситуации мы проигрываем в сюжетно-ролевых играх игровых ситуациях. Таким образом, мы решаем задачи социально-коммуникативного развития детей.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. В копилке у воспитателей всегда есть игры, задания, упражнения для каждого времени года.

Самой интересной для дошкольников всегда была художественная деятельность. На Руси всегда было принято дарить «гостинцы» — подарки, которые символизируют не только хорошее отношение к человеку, которому даришь и создают атмосферу гостеприимства и веселья, но и приобщают к сакральным ценностям традиционной русской культуры. Дети всех возрастных групп с огромным желанием занимаются продуктивной деятельностью в творческих мастерских под общим названием «Подарок к празднику . «. На занятиях по художественному труду делают ангелочков на Рождество, оформляют салфетки на Покров, раскрашивают яйца на Пасху, лепят «угощения». По народной традиции подарки всегда занимали почётное место в доме. И у нас в детском саду музыкальный зал и группы украшены поделками, выполненными детьми.

В подготовительной к школе группе воспитатели и музыкальный руководитель проводят совместно комплексное тематическое занятие, которое погружает детей в духовную сторону праздника. Итогом такой совместной деятельности становится выпуск книги, в которой ожила история праздника. Детям дошкольного возраста ещё сложно рисовать мотивы по библейским сюжетам, поэтому воспитатели нашего детского сада предлагают воспитанникам раскраски по теме.

Организуя предварительную работу важно помнить «что, объединяя тематически разные виды

детской деятельности, необходимо сохранить возможность каждого из них решать специфические, только ему присущие обучающие и развивающие задачи, постепенность и последовательность их усложнения. <...> Планирование должно опираться не только на задачи, возрастные особенности, специфику деятельности, но и на успешность освоения детьми предыдущего материла» [3, с. 37, 38].

К знаменательной дате мы имеем следующие результаты: у детей сформированы элементарные представления об истории и традициях праздника, они знают стихи, песни, танцы и игры, готовы презентации исследовательских проектов, оформлены выставка художественного творчества детей и родителей, буклеты, информационные листы.

В период подготовки к празднику преображается и развивающая предметно-пространственная среда групп. В группах создаются условия, что бы дети смогли «прожить» тему самостоятельно в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, чтении художественной литературы и др.).

Оформляются книжные выставки, макеты, коллекции, игры в соответствии с темой недели. Меняются и материалы в уголке художественного творчества. Воспитатели в соответствии с темой вносят в уголок такое оборудование, которое будет стимулировать желание детей сделать поделку в соответствии с темой, и не просто поделку, а сувенир, подарок или просто украшение для праздника. Детские работы обязательно украшают группу или зал. Таким образом, мы подчёркиваем роль и значимость каждого ребенка в подготовке праздника. Уголок для игровой деятельности, как правило, представлен оборудованием для сюжетно-ролевых игр. Дети с интересом вместе с педагогом украшают «свои дома», разыгрывают игровые ситуации «Встреча гостей», «Праздничный обед», «Магазин подарков».

Родители являются активными участниками реализуемого проекта: совместно с детьми участвуют в творческих мастерских, выставках-конкурсах, в семьях наших воспитанников проводятся самостоятельные исследования по тематике праздника. В этих проектах проблемный вопрос традиционно связывают с народной мудростью: «Почему в народе говорят.?».

Праздник — последний этап проекта — всегда самый зрелищный. На наших праздниках всегда много зрителей малышей, родителей, сотрудников и гостей детского сада. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта, высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога. И хотя многие впечатления наших воспитанников ещё не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности с формированными духовно-нравственными качествами.

Сегодня уже можно говорить о результатах работы по проекту.

1. Успешно развивается технология работы педагогов по подготовке и проведению итоговых мероприятий на основе разработанной схемы процесса подготовки к празднику.

2. Меняется отношение субъектов образовательного процесса к данной деятельности:

- повышается культурно-образовательный ценз педагогов. Воспитатели и специалисты творчески подходят к реализации проекта, осваивают технологию проектной деятельности;

- увеличивается количество семей, обладающих позитивными ценностями и качествами. Семьи стали отзывчивее, с интересом участвуют в подготовке праздника: шьют костюмы, участвуют в выставках художественного творчества, помогают обогащать предметно-развивающую среду;

- наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показало, что идёт процесс формирования духовно-нравственных качеств, формируются первичные ценностные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо». Дети становятся добрее, и внимательнее к окружающим. Жизнь в детском саду стала интересней, возникает больше положительных эмоций, дети чувствуют себя успешными.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы верим, что наши воспитанники будут не только знать, но и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. И очень надеемся, что зёрнышко духовности, посеянное в душах детей, будет взрастать всю жизнь.

Литература

1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива. // Образование и наука. 2013. № 8; С. 3-17.

2. Бурлакова И.А. Психологические основы программы «Успех». // Дошкольное воспитание. 2011. № 3; С. 6-10.

3. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей. // Детский сад: теория и практика. 2012. № 5; С. 32-39.

4. Гончарова О.В. Кружковая работа по развитию речи дошкольников как вид проектной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 78-80.

5. Давыдова Н.Н. Развитие инновационного потенциала ОУ Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия. // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. № .1; С. 15-18.

6. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43.

7. Лобок А.М., Никонова Л.М., Ярославцева Е.А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1.С.25-32.

8. Лурье Л.И. Воспитывать — значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях. // Образование и наука. 2014. № 10; С. 131-143.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

10. Шабалкина Н.П. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания дошкольников. // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4; С. 6-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.