Научная статья на тему 'Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»'

Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННОСТЬ / ДЕТСКАЯ КАРТИНА МИРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ехлакова Татьяна Михайловна, Смертина Лилия Анатольевна, Селянина Наталия Николаевна, Сальникова Людмила Васильевна

В статье представлены некоторые итоги деятельности Центра развития ребенка по разработке воспитательной системы нравственного становления ребенка «Сад добродетелей» для решения проблем духовно-нравственного развития дошкольника через взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса на основе конструктивного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ехлакова Татьяна Михайловна, Смертина Лилия Анатольевна, Селянина Наталия Николаевна, Сальникова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

В статье представлены некоторые итоги деятельности Центра развития ребенка по разработке воспитательной системы нравственного становления ребенка «Сад добродетелей» для решения проблем духовно-нравственного развития дошкольника через взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса на основе конструктивного общения.

Ехлакова Татьяна Михайловна

заведующая ЦРР Смертина Лилия Анатольевна

старший воспитатель ЦРР Селянина Наталия Николаевна

воспитатель ЦРР Сальникова Людмила Васильевна

воспитатель ЦРР МДОУ ЦРР № 196 г. Нижний Тагил salyud-nt12@mail.ru

Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»

Могут ли социокультурные преобразования в пространстве МДОУ ЦРР способствовать приращению педагогического и социокультурного опыта участников воспитательно-образовательного процесса?

Ключевые слова: базовые социокультурные ценности, воспитание, воспитанность, детская картина мира, духовно-нравственное воспитание, духовность, индивидуальность, социокультурное развитие, социокультурное воспитательное пространство.

«Мы знаем довольно, но мы желаем слабо. Нас нужно не столько учить, сколько возвысить и укрепить».

К. Д. Ушинский

Современная социальная ситуация в стране носит драматический характер, который обусловлен глубоким духовным, нравственным, социокультурным кризисом. Семья сегодня утрачивает функцию передачи общественно значимых ценностей молодому поколению. Поэтому решение проблем духовно-нравственного воспитания с первых лет жизни ребенка, а также педагогическое сопровождение семьи имеет первостепенную значимость. Дети - это наше будущее, они нуждаются в постоянной заботе о социальном и духовном здоровье в процессе реального взаимодействия детского сада и

семьи. «...все - каждый по-своему, каждый своим примером - должны помочь тому, чтобы дети духовно возродились»1.

В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона педагогическим коллективом Центра развития ребенка-детского сада № 196 г. Нижний Тагил разработана воспитательная система нравственного становления ребенка-до-школьника «Сад добродетелей» для решения проблем духовно-нравственного развития ребенка через взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса на основе конструктивного общения как фактора здоровьесбережения . Внедрение инновационной модели развития в практику деятельности МДОУ ЦРР связано с необходимостью выработки новой стратегии взаимодействия участников образовательного процесса, реализуемой на научно-методологическом, программно-методическом и организационно-практическом уровнях.

Среди детей, посещающих наш детский сад, 47% воспитывается в неполных семьях. Только для 3% молодых матерей ребенок является важнейшей жизненной ценностью. Эти показатели ставят под угрозу и духовное, и физическое здоровье детей, начиная с дошкольного возраста. «Сегодня, когда более 80% детей дошкольного возраста страдает нарушением поведения или, что то же самое, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, несомненно, что таким детям должна оказываться профессиональная педагогическая помощь. И, в первую очередь, именно духовно-нравственное воспитание может содействовать благим изменениям в состоянии душевного здоровья детей»1 2. Предпринятые нами меры по воспитанию духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья: многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. «Ребенок воспитывается до пяти лет. Это уже потом родители начинают вкушать ягодки, а цветы, за которыми они ухаживали, были до пяти лет» (А.С. Макаренко «Книга для родителей»). На сегодня сохранение духовного здоровья семей является одним из главных приоритетов Российского государства. В России каждый гражданин имеет право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной куль-

1 Дыхание любви: о семье и воспитании. - М.: Изд. Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. - 424 с.

2 Веселовская Н.В. Сначала - слово: культурологический коррекционный курс для дошкольников старшего возраста (5-6 лет). - Сб. VIII Международный Рождественских Образовательных Чтений, секция православного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2006.

56

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Обсуждаем ФГОС второго поколения

турно-исторической среды обитания. («Основы Законодательства Российской Федерации о культуре»). Согласно ст. 4 Закона «Об образовании в Свердловской области» областная политика в сфере образования основывается на принципах приоритета жизни и здоровья человека, единства культурного и образовательного пространства области, защиты и развития национальных, региональных культурных традиций и особенностей, обновления содержания образования и воспитания детей.

Воспитание в России всегда было основной педагогической категорией, включающей и формирование, и развитие, и обучение человека. «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, - писал русский философ Иван Ильин. - Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных, заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы». По утверждению современных ученых, «именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребенком культуры. Той культуры, носителями которой являются родители ребенка, его воспитатели, взрослые и старшие дети, составляющие ближайшее окружение подрастающего малыша». Наша педагогическая идея заключается в приоритете формирования целостной личности, у которой сложилось единство внутренних (духовных) и внешних (нравственных) качеств, которые умножаются и расцветают в душе ребенка, превращая ее в сад добродетелей. Эта идея легла в основу нашей инновационной деятельности и воплотилась в воспитательной системе «Сад добродетелей». При ее разработке нами учитывалось, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования не только познавательных, но и нравственных эталонов и норм. В этом возрасте в процессе освоения ребенком социокультурного опыта он начинает различать добро и зло. Нравственные эталоны - добродетели - единственные ориентиры в общении и основы регуляции поведения. По мнению доктора педагогических наук В.М. Меньшикова (Курск), именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности (воля, мышление, совесть), образующие устойчивую индивидуальность человека. У ребенка формируются представления о внешнем мире, развиваются отношения с другими людьми, складываются духовные потребности, определяются чувства, желания, мотивация. Но если такое качество личности как совесть не сформировано к 5 годам, то в более старшем возрасте его очень трудно или вообще невозможно сформировать (к.п.н.

С.Т. Погорелов, Екатеринбург).

«Неполноценное, а то и искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной дефор-

маций его социального развития»1. Все мы знаем, как агрессивна современная информационная среда и как опасны искажения развития личности в дошкольном возрасте. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», и поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием дошкольника - значит ломать естественный ход развития ребенка. Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет «утверждать, что уже в их сознании размывается грань между понятиями добра и зла, а в школьные годы этот процесс только усиливается»1 2. Но современные родители, воспитатели детских садов и учителя школ занимаются преимущественно интеллектуальным и физическим развитием детей, а также развитием их способностей в разных областях знаний. При этом мало внимания обращается на базовые свойства личности и укрепление внутренних сил души ребенка (любовь, разумность, ответственность и послушание, вера и верность, чувство долга и чести, умение созерцать и сочувствовать, сопереживать). Если ребенок воспитывается в отрыве от отечественной культуры, ее нравственных идеалов и ценностей, то его внутренний мир заполняется суррогатным содержанием и заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых. Актуальность проблемы состоит в том, что полный соблазнов современный мир предлагает ребенку информацию вместо чувства, видео вместо книги, телевизор и компьютер вместо человеческого общения. А это мешает воспитанию духовно, психически и физически здоровых детей, изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель».

В основу воспитательной системы нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей» положен раздел «Духовно-нравственное воспитание в государственном, муниципальном (светском) дошкольном образовательном учреждении» концепции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации .

Концепция воспитательной системы «Сад добродетелей» включает идеи традиционной русской педагогики К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, Л.С. Выготского, и педагогические разработки современных ученых О.М. Потаповской, научного сотрудника Института семьи и воспитания Российской академии образования (РАО); И.А. Кузьмина, профессора Российской академии естественных наук, руководителя общероссийской программы «Истоки», А. В. Камки-на, профессора Вологодского университета, доктора исторических наук; С.Т. Погорелова, заведующего ка-

1 Авдеев Д.А. Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. - М.: Русский хронограф, 199. - 127 с.

2 Урал. Человек. Истоки [проект] : программа воспитания на социокультурном опыте в ДОУ для детей 3-7 лет. - Екатеринбург: ИРРО, 2005. - 27 с.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

57

Обсуждаем ФГОС второго поколения

федрой социокультурного образования ИРРО, автора программы «Урал. Человек. Истоки», кандидата педагогических наук; И.В. Метлика, заведующего лабораторией гражданского воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), доктора педагогических наук. Воспитание как первостепенный приоритет педагогической деятельности стало основой концепции воспитательной системы детского сада, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

К.Д. Ушинский в своих педагогических трудах не раз отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»1. Он полагал, что человека «прежде всего следует знакомить с тем, что составляет национальное начало: родной язык, родная культура, родная музыка, родная природа, родная история».

Ведущими принципами воспитательной системы являются опережение информационного развития детей духовно-нравственным воспитанием и постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей, которое подразумевает несколько аспектов:

• социальный: ребенок проявляет свой духовнонравственный потенциал в системе его отношений с миром, взрослыми, сверстниками и самим собой;

• историко-культурный: на духовное и нравственное развитие ребенка оказывает влияние исторический и культурный контекст жизни.

В последнее время много говорят о духовно-нравственном воспитании, однако не все понимают, что искусственно создать систему такого воспитания невозможно, так как она столетиями складывалась в обществе и проявлялась в традициях, обычаях, укладе жизни. «Неполноценное, а то и искаженное духовнонравственное развитие ребенка является причиной деформаций его социального развития»2. Методологическим основанием воспитательной системы являются духовность и нравственность на основе русской культурной традиции, а также социокультурный системный подход в образовании. Его новизна и преимущество перед аналогами заключаются в отслеживании результатов развития дошкольников по пяти аспектам:

• содержательный (качественное освоение программного материала, потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру, присвоение духовно-нравственных ценностей, способность к целостному мировосприятию);

• управленческий (выработка умения управлять собственной деятельностью, укладываться во времени на основе приобретаемых опыта и знаний);

1 Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч. - М.-Л., АПН РСФСР, 1948. - Т2 -С. 425-488.

2 Авдеев Д.А. Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. - М.: Русский хронограф, 199. - 127 с.

58

• коммуникативный (наличие гармоничных, одухотворенных отношений ребёнка к сверстникам, взрослым, к самому себе и другим людям, освоение навыков общения и взаимодействия в группе, становление культуры общения);

• психологический (развитие позитивной социальной, познавательной и творческой мотивации, субъективное и психоэмоциональное благополучие настроенность на совместную деятельность и достижение значимых результатов);

• социокультурный (освоение социокультурного опыта, присвоение духовно-нравственных ценностей).

«Воспитание эффективно, если оно системно», т.е. предполагает системообразующие направления. Их у нас три и реализуются они через содержание соответствующих программ дошкольного образования:

1. Объединение содержания организованной и нерегламентированной деятельности в целостный образовательный процесс на основе: единой системы социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения, обновления содержания образования, развитие социокультурной основы во всех возрастных группах (программа для дошкольноого образования «Истоки» под редакцией профессора И. А. Кузьмина).

2. Интеграция основного и дополнительного образования через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (досуговые мероприятия, праздники годового календарного круга и традиционные праздники в соответствии с гражданским и природным календарями); развитие актуальных прикладных навыков; организацию работы кружков, секций, театров («Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности» автора О. М. Потаповской.).

3. Присоединение семьи через деятельное соучастие в реализации системного комплекса инновационных образовательных программ социокультурной направленности - повышение воспитательного потенциала семьи, освоение социокультурных ценностей (программа «Воспитание на социокультурном опыте» под редакцией профессора И.А. Кузьмина).

Воспитательная деятельность в рамках инновационного проекта строится на единстве федерального культурного и образовательного пространства, развитии региональных культурных традиций, на проживании и осмыслении детьми семейного, социального, культурного опыта. Каждый педагог на своем месте стремится включить ребенка в систему многообразных отношений:

- со сверстниками (горизонтальная плоскость);

- со взрослыми (вертикальная плоскость);

- с окружающим миром (панорамная плоскость).

С помощью этой системы отношений в совокупности со знаниями, представлениями, смыслами создается детская картина мира, поэтому воспитательная система детского сада построена в соответствии с

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Обсуждаем ФГОС второго поколения

гражданским, природным и православным календарем (праздники годового календарного круга).

В условиях нашего Центра развития ребенка дети обретают ценностно-ориентированные отношения и духовный опыт через посильный труд в игре, в природе, в коллективном и художественно-продуктивном труде, благодаря чему у них формируется сознательное отношение к труду как к добродетели, жизненной необходимости и потребности в нем. Добродетель - деятельное добро. Поэтому, особенностью воспитательной системы является взаимосвязь труда души и труда земного, духовно-нравственного и трудового воспитания.

Следующим шагом формирования воспитательной системы стала отработка содержательных направлений сообразно видам деятельности дошкольников:

• «Наши традиции», «Наши обычаи».

Содержание: знакомство с духовно-нравственными

и культурными традициями, с укладом жизни в российской семье, с целесообразным устройством предметной среда русского дома, с особенностями мужских и женских домашних забот и трудов. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством, традиционными видами рукоделия, народными промыслами. Подготовка и проведение выставок детского творчества с привлечением педагогов и родителей.

• «Родной край», «Наши герои».

Содержание: знакомство с природой родного края,

с рукотворным и нерукотворным в окружающем мире, памятниками природы, с героическим эпосом русского народа, важнейшими событиями истории Отечества, с государственными символами, с подвигами русских героев, великих полководцев, досточтимых людей земли русской.

• «Путешествие к истокам», «Наши святыни».

Содержание: знакомство с миром нравственных ценностей (послушание, честь, совесть, трудолюбие, любовь к Родине, к своим родителям) посредством произведений искусства (устное народное творчество, литература, музыка, иконопись, живопись, архитектура, скульптура) и обращения к повседневному опыту. Знакомство с библейскими историями, заповедями доброй жизни. Подготовка и проведение экскурсий по историческим и святым местам города, праздников годового календарного круга с активным участием в них основных субъектов воспитательной системы.

Содержательный блок духовно-нравственной направленности включается в программу «Детство», интегрируя духовно-нравственное содержание в разделы по художественно-эстетическому, интеллектуальному, физическому развитию ребенка. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» составлена с учетом интеграции в соответствующие виды деятельности:

- «Мир музыки» (народные традиции Уральского края, соотношение музыкального материала с природным, народным и историческим календарем);

- «Мир искусства и художественной деятельности» (знакомство со святыми образами и с архитектурой храмов урало-сибирского региона, с промыслами тагильских мастеров, народными промыслами России);

- «Мир природы» (цикл мероприятий, развивающих у ребенка ценностные представления о мире природы своего родного края - Урала; создание календаря о годовом круге деятельности людей в природе);

- «Физическое развитие» (физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование представлений о единстве состояний внутреннего мира человека и здоровья телесного);

- «Социальный мир» (праздники годового календарного круга, цикл экскурсий «Путешествие к истокам», создание дошкольниками Первого альбома). В совместной деятельности педагогов, детей и родителей программа «Воспитание на социокультурном опыте» реализуется в виде игровой деятельности (народные традиции, игры, ознакомление с традиционным укладом жизни русского человека), досуговых мероприятий, традиционных календарных праздников, посещение историко-архитектурных памятников и святынь нашего региона, а также включается в повседневный уклад жизни группы.

Воспитательно-образовательный процесс охватывает все основные направления развития ребенка -физическое, познавательное, эстетическое, трудовое, социальное, речевое. Методология ценностного подхода помогает воспитателю выделить в каждой образовательной области ценностное ядро знаний и ряд базовых социокультурных категорий, на уровне которых выстраивается общий ценностно-смысловой контекст содержания дошкольного образования. На занятиях:

• «Математическое развитие» выделяем ценностную категорию «Истина», вокруг которой группируются понятия: «Мудрость», «Правда», «Верность», «Внимание», «Послушание». Это позволяет ребенку лучше понять различие между «ошибкой» и «неправдой», осознать связь «ошибки» и «невнимательности», «внимания» и «послушания», «послушания» и «знания», «знания» и «мудрости».

• «Мир природы» выделяем главную ценностную категорию - «Жизнь», требующая внимательного, бережного и заботливого отношения ко всему многообразию сотворенных на земле форм и живых существ.

• «Речевое развитие», «художественная литература», «Социальный мир» в качестве основополагающих духовно-нравственных понятий выделяем «Милосердие» и «Любовь».

• «Физическая культура», «Мир музыки», «Мир искусства и художественной деятельности»

стержневыми ценностными категориями становятся такие понятия как «Труд», «Добро», «Творчество», «Красота».

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

59

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Одним из ведущих условий реализации системы духовно-нравственной направленности в рамках системы является предметно-развивающая среда Центра, которая подчиняется идее создания одухотворенного детского игрового пространства и нравственного становления ребенка. Ценностное отношение к миру формируется в процессе общения в среде - оздорав-ливающей и развивающей физически, духовно, нравственно. В связи с расширением и реформированием процесса воспитания на основе традиционных ценностей и здоровьесберегающих технологий развивающая среда создана не только в группах, но и в специально оборудованных помещениях (табл. 1).

Таблица 1

Основные условия создания предметноразвивающей среды в Центре развития ребенка

Специально оборудованные помещения Связь с воспитательной системой

Оздоровительно-спортивный комплекс «Здо-ровячок» Через физкультурные занятия реализуется национальная идея страны, включающая народные традиции, обычаи, язык, песенное творчество, воспитание мужественности и женственности

Изостудия, выставочный зал «Город мастеров» Воспитывает уважение к труду народных мастеров-умельцев, приобщает к любованию рукотворной красотой изделий русских народных промыслов

Комната природы «Паутинка» Через труд в природе воспитываются такие качества личности как стремление заботиться о ней, препятствовать насилию над природой

Белая горница Знакомит со святыми образами, укладом жизни русского человека, воспитывает любовь к традициям и святыням родной семьи

Музыкальный зал «До-ми-соль-ка», комната сказок «Иван да Марья» Через соотношение музыкального материала с природным, народным и историческим календарем позволяет осуществлять музыкальное воспитание на основе русской культурной традиции

Совместная и самостоятельная деятельность детей в условиях обновленной предметно-развивающей среды содействует воспитанию у них привычки к деятельному, непраздному проведению времени. Эти условия позволяют реализовать идеи инновационной деятельности социально-личностного развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников через разные виды деятельности.

В работе с детьми используются разные формы воспитательной работы.

1. Игры (сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, театрализованные, дидактические).

2. Воспитательные занятия с использованием активных методов обучения, создание дошкольниками Первого альбома;

3. Тематические беседы на диалоговой основе;

4. Рукоделие и все виды творческой и художественной деятельности детей;

5. Экскурсии как погружение ребенка-дошкольни-ка в мир звуков, образов, чувствований, связанных с родным краем.

6. На основе активных форм взаимодействия - ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, - выбор которых определяется готовностью детей к познавательному и личностному общению (табл.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Активные формы взаимодействия в условиях Центра развития ребенка

Активные формы взаимодействия

№ Возраст Основные формы Обоснование соответствия активных форм взаимодействия возрастным особенностям детей

1 3-4 года Ресурсный круг Определяющей является потребность детей в самовыражении и доброжелательном внимании: каждый ребенок хочет высказаться и быть услышанным.

2 4-5 лет Ресурсный круг, работа в паре У детей повышается значимость общения со сверстниками, потребность в сотрудничестве

3 5-6 лет Ресурсный круг, работа в паре Основными мотивами общения являются потребность в сопереживании и взаимопонимании, в уважении сверстников

4 6-7 лет Ресурсный круг, работа в паре и в микрогруппе Увеличивается число личностных контактов, развивается монологическая речь детей, что становится значимым в познавательном общении

Методика активных форм взаимодействия предусматривает:

а) активное участие всей группы дошкольников в воспитательных мероприятиях, что позволяет взаиморазвиваться при условии правильной ориентации деятельности;

б) участие в воспитательном процессе и детей, и взрослых (педагогов, родителей) в качестве субъектов;

в) построение воспитательного процесса на деятельностном общении на уровне «взрослый-взрослый» в позиции «рядом», что позволяет педагогу избежать монологичности и назидательности;

г) появление иного видения, переосмысления, прочувствования и мотивации участников воспитатель-

60

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Обсуждаем ФГОС второго поколения

ного процесса в едином социокультурном контексте. При этом происходит приращение социокультурного опыта, как личности, так и микрогруппы.

д) индивидуальная, кружковая работа с дошкольниками.

В настоящее время все более актуальной становится проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому и социальному опыту предшествующих поколений. Маленький человек, развиваясь, становится субъектом социума, процесс его духовного возрастания немыслим вне его социального развития, вне усвоения им общественных отношений. В воспитательной системе Центра заложена идея сотрудничества с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта и общественными организациями города, так как развитие у дошкольников представлений о социальной действительности происходит в процессе взаимодействия с ними, что способствует формированию социально-нравственных основ личности.

Социальное партнерство МДОУ ЦРР осуществляется с целью расширения пространства деятельности детей, формирования представлений о многообразии человеческих отношений. Воспитанникам детского сада оно предоставляет возможность принимать участие в социально значимых мероприятиях города. Особенности взаимодействия МДОУ ЦРР с окружающей средой и социумом благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром и позволяют формировать наиболее полные представления детей об окружающем, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, что позволяет поддерживать общее физическое и психическое здоровье воспитанников. Таким образом, расширяются возможности успешной социализации воспитанников Центра через участие в мероприятиях учреждений образования, культуры, спорта, дополнительного образования на основе интеграции общественного и семейного воспитания. Осваивая это ценностно-культурное пространство, Центр становится мощным средством социализации личности ребенка-дошкольника. Социализация ребенка протекает под влиянием множества явных и неявных направляющих воздействий взрослых. Задача педагога - как можно раньше передать ребенку понятийно-образную систему опор для его мировоспрятия, и это должно происходить в тесном сотрудничестве с семьей для создания единого социокультурного контекста воспитания и общения в Центре и семье. В настоящее время духовно-нравственный кризис коснулся основ всего общества: жизненный успех понимается большинством как материальное благополучие. Кризис проявляется в путанице социальных ролей мужчины, женщины и ребенка, следствием чего являются многочисленные проблемы детства. Утрачивается традиционное вос-

приятие родительства и детства, а молодые бабушки и дедушки не владеют традиционными приемами пестования и воспитания внуков, не способны помогать им мудрым наставничеством, сердечным участием. Если изначально ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», то совместить это представление с тем, что другие тоже претендуют на центральное место, весьма нелегко. «Решение этого вопроса тесно связано с нравственным воспитанием - если ребенок «возлюбил ближнего своего», он будет относиться к людям доброжелательно и отзывчиво. Это позволит иметь в жизни много друзей, а со временем - построить хорошую семью»1.

С другой стороны, в воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Главное назначение семьи - воспитание ребенка. Для формирования в ребенке центра развития и здоровья необходима ближайшая к ребенку среда - своего рода центр здоровья семьи. Это человеческое тепло, любовь, природа, способствующие развитию ребенка. Именно такая среда необходима для физического, психического и духовного здоровья ребенка. Семья - это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется такими параметрами, как демографический, гигиенический, экономический, но на одно из первых мест в семье надо поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями. В семье рождается чувство живой преемственности поколений и причастности к истории своего народа, к прошлому, настоящему и будущему своей родины. Поэтому возникает необходимость педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, необходим переход к новому качеству взаимодействий детского сада с семьей от краткосрочных контактов и родительских собраний к активному присоединению семьи через осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества. В работе с семьей взято направление на вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами познавательную, культурно-досуговую, трудовую и спортивно-оздоровительную деятельность. Приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям происходит на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия детей и взрослых: родительские собрания-праздники, соревнования или часы совместного творчества, тематические итоговые воспитательные мероприятия с участием родителей. Воспитатели, понимая необходимость духовно-нравственного просвещения родителей, разрабатывают информационные альбомы «Твое святое имя», «Календарь памятных

1 Веселовская Н.В. Сначала - слово: культурологический коррекционный курс для дошкольников старшего возраста (5-6 лет). - Сб. VIII Международный Рождественских Образовательных Чтений, секция православного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2006.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

61

Обсуждаем ФГОС второго поколения

дат», страницы которых посвящены дням памяти святых и праздникам годового календарного круга. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых носят выраженный воспитывающий характер.

Современный воспитатель должен иметь инновационный стиль мышления, быть гибким, способным к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию, совершенствованию своего педагогического мастерства. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, педагог-профессионал, способный обеспечить качество дошкольного образования, что, в свою очередь, явится предпосылкой реализации желаемых социально-значимых направлений развития личности ребенка. Создавая условия для профессионального роста и повышения квалификации воспитателей, необходимо говорить о системном подходе к работе с педагогами. «Воспитатель сам должен быть воспитан». В основу работы с педагогами используем подход учителя Дудкиной М.Ю. (Вологда): «Мы должны осознать себя наследниками богатых воспитательных традиций нашего народа, которые на протяжении веков утверждали соборность, религиозность, трудолюбие, честь и достоинство, доброту, сострадание. Особые задачи стоят перед педагогами: развитие ума, воли, характера воспитанников через сердце, через воспитание чувств. Первая задача учителя - дать себе труд выслушать детей, тогда мы начинаем двигаться им навстречу, и нам открываются скрытые механизмы детского восприятия и мышления. Велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей. Задатками хорошего учителя являются: 1) искренняя вера и постоянное возрастание в ней; 2) широкий кругозор; 3) смирение, любовь и добросовестность. Все дарования учителя важны, но важнее всего умение любить детей. «Любите друг друга, просвещайте свой разум и очищайте душу» (из наставлений святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефо-дия, просветителей славян)». Поэтому особенностью подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию является необходимость самовоспитания педагога в сфере духовной деятельности, прежде чем начинать работу с детьми. Педагоги детского сада овладевают методами социокультурного присоединения, методиками проведения воспитательных мероприятий в рамках русской культурной традиции:

- видением социокультурных категорий в региональном контексте;

- истоковскими технологиями активного воспитания.

Учитывая что «Воспитание - это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В.А. Сухомлинский), результатом самовоспитания педагога является развитие духовнотворческой функции, которая позволяет ему помогать

ребенку в духовно-нравственном возрастании. Эта функция наиболее значима, поскольку воспитатели осознают: воспитывать может только тот, кому ребенок доверяет и старается подражать, поэтому каждый педагог стремится являть детям образцы достойного поведения и помогает ребенку первоначально освоить социокультурные категории и ценности.

Духовно-нравственное воспитание развивает все сферы личности ребенка: психофизиологическую (формирует человека телесно и прививает потребность к здоровому образу жизни), душевную (развивает познавательную, эмоциональную и волевую сферы, формирует сознание и поведение ребенка, делает его способным к жизни в обществе) и духовнонравственную (развивает способность ребенка жить в мире с людьми, природой и самим собой согласно социальным нормам, моральным требованиям).

В рамках представленной воспитательной системы коллектив авторов под руководством к.п.н.

С.Т. Погорелова (Екатеринбург) разработал ориентиры развития ребенка по результатам воспитания на социокультурном опыте. Согласно этим ориентирам мы оцениваем результат развития воспитанников по пяти аспектам.

Социокультурный аспект проявление ценностного становления ребенка соотносимый с познавательным развитием раскрывается как:

• наличие ценностных представлений о мире природы своего родного края - Урала, о рукотворном мире человека, мире родного дома, о своем городе (деревне, селе, поселке), о России;

• наличие ценностных представлений об образе жизни, соответствующем этнокультурным предпочтениям семьи;

• способность на основе ценностных представлений создавать собственный замысел в конструировании, в игре и самостоятельно его реализовать;

• способность войти в единый темп и ритм деятельности с другими детьми.

Ценностный аспект речевого развития дошкольника раскрывается через:

• проживание слова как носителя образа той или иной социокультурной ценности;

• умение высказать свое эмоционально переживаемое отношение к ценным для себя людям, явлениям, событиям; строить связный рассказ по сюжетной картинке с наличием представлений о духовно-нравственной природе отношений людей;

• умение проявлять инициативу и управлять собой в диалоге, привлекать своими высказываниями сверстников.

Социальное развитие раскрывается как:

• наличие потребности и способности вступать в общение со знакомыми взрослыми и детьми, включаться в различные объединения детей по интересам;

62

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Обсуждаем ФГОС второго поколения

• позитивное переживание своей принадлежности к семье, роду (фамилии).

• способность к эмпатии, умение чувствовать настроение близких взрослых и детей, стремление к гармонизации отношений (ладу);

• готовность оказать эмоциональную поддержку и помощь близким людям в случаях затруднений, переживание чувства заботы о них;

• стремление и способность к нравственному поведению на основе усвоенных норм и правил, принятых в семье и в ДОУ;

• наличие ценностных (оценочных) представлений о самом себе, своем внутреннем мире и своих возможностях.

В сфере эстетического развития социокультурные ценностные проявления ребенка выступают как:

• способность эстетически воспринимать мир художественных образов, эмоционально откликаться на него, определять настроение, видеть и слышать яркие средства выразительности, динамику развития образов;

• способность эстетически переживать образы близких людей - (матери, отца, братьев, сестер, дедушек, бабушек, дяди, тети и т.д.), сверстников;

• способность передать содержание произведений литературных (стихи, сказки, фольклор); музыкальных (детские песни, народные песни произведения инструментальной музыки); изобразительного искусства (живопись, мелкая пластика), архитектуры (жилище, храм); хореографии (танцы, хороводы); драматизации (на основе синтеза средств);

В физическом развитии ценностные проявления выступают как:

• ценностное отношение к своему телу, эстетическое и нравственное переживание гигиенического состояния своего тела;

• проявления эмоциональных состояний в движении; переживание радости ловкого, красивого движения;

• наличие представлений о единстве состояний внутреннего мира человека и здоровья телесного.

Педагогическую диагностику социального развития ребёнка проводим на основе методик И. А. Кузьмина («Методика исследования социокультурного развития ребенка»), М. В. Крулехт («Методика осознания детьми значимости трудовой деятельности взрослых»), Т. А. Березиной («Методики исследования социально-личностного развития детей 3-7 лет») .

В последние годы педагогами детского сада разработан и осуществлен ряд воспитательных проектов, затрагивающих вопросы духовно-нравственного развития детей: «Освоение дошкольниками социокультурной категории «Традиции праздника», «Физическое воспитание дошкольников в игре как основа «комплексной педагогики жизни», «Красота Божьего мира», «Приобщение дошкольников к народным про-

мыслам России», «Знакомство с историей и культурой родного города через цикл экскурсий «Путешествие к истокам». Важно то, что выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагогов, происходит переоценка ценностей, формируется новое педагогическое мышление, осознается необходимость дальнейшего развития воспитательной системы.

Социальная значимость воспитательной системы «Сад добродетелей» обусловлена её способностью формировать общественное мнение в пользу традиционных ценностей, а это поможет уменьшить напряженность в среде детей, получивших соответствующую возрасту духовно-нравственную и культурную подготовку, а также зажечь душу не только юного, но и взрослого человека любовью к родному городу и Родине, к родителям, к своей семье. Практическая значимость - в возможности внедрения инновационного опыта детского сада в массовую педагогическую практику. Мы считаем, что социокультурные преобразования в пространстве МДОУ ЦРР - д/с № 196 способствуют приращению педагогического и социокультурного опыта участников воспитательно-образовательного процесса - детей, родителей, педагогов.

Литература

1. Авдеев Д.А. Невярович В.К., Нервность: ее духовные причины и проявления. - М.: Русский хронограф, 199. -127 с.

2. Азбука Истоков. Из серии «Урал. Человек. Истоки». Москва, 2004.

3. Веселовская Н.В. Сначала - слово: культурологический коррекционный курс для дошкольников старшего возраста (5-6 лет). - Сб. VIII Международный Рождественских Образовательных Чтений, секция православного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2006.

4. Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Мир -прекрасное творение: учебно-методическое пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008. - с. 324.

5. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

6. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. - № 1

7. Дыхание любви : о семье и воспитании. - М.: Изд. Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. - 424 с.

8. Зеньковский В.В. Педагогика. - Клин, 2004. - 223 с.

9. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.

10. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественнопродуктивной деятельности: учебное пособие. - М.: Школа Пресс, 2009. - 64 с.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

63

Обсуждаем ФГОС второго поколения

11. Православное воспитание детей дошкольного возраста, Сатисъ Держава, СПб, 2005

12. Селянина Н. Н. Различение добра и зла // Православная культура в светской школе. - М.: САМШИТ-ИЗДАТ, 2003. - С. 157

13. Семенов Г.С. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. - 1999. - № 6. - С. 2-7.

14. Урал. Человек. Истоки [проект] : программа воспитания на социокультурном опыте в ДОУ для детей 3-7 лет. -Екатеринбург: ИРРО, 2005. - 27 с.

15. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч. - М.-Л., АПН РСФСР, 1948. - Т2 -С. 425-488.

В статье представлены подходы к развитию физических качеств у ребенка-дошкольника в зависимости от со-матотипа ребенка, определяемых как астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.

Массанова Анна Анатольевна

МДОУ «Детство» инструктор по физической культуре г.Нижний Тагил 5 paramauntsuhofruct@mail.ru

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника

Можно ли развивать физические качества ребенка-дошкольника, учитывая его соматотип?

Ключевые слова: двигательная активность соматотип, соматоме-трия, стрейчинг, физические качества

Физические качества, заложенные в человеке генетически, необходимо развивать с детских лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовлен. А правильное выполнение движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость. Сензитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. Проявление в большей или меньшей степени того или иного качества зависит от соматотипа ребёнка. Соматотип заложен генетически. Еще в 1995 году В.Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции1. Различают четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.

Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.

1 Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. -М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.

Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.

Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.

Исследования показывают, что в каждой группе дошкольников 5-7 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.

Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года - лучше, чем девочки астеноидного типа.

Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.