Научная статья на тему 'Проблемы нравственного развития детей'

Проблемы нравственного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2482
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДЕТИ / МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмурзина Наталья Сергеевна, Рутковская Марина Ильинична, Давыдов Денис Геннадьевич

В статье рассматривается проблема нравственного развития детей. Приводится понятие морали и нравственных норм, обосновывается значение нравственного развития в жизни ребенка, обозначены формы развития нравственно-моральных качеств. Освещены проблемы, возникающие при прививании ребенку нравственного воспитания и пути их решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикмурзина Наталья Сергеевна, Рутковская Марина Ильинична, Давыдов Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

The article deals with the problem of the moral development of children. The notion of morality and moral norms is given, the importance of moral development in the life of the child is substantiated, the forms of development of moral and moral qualities are indicated. The problems arising in instilling in the child moral education and the ways of their solutions are highlighted.

Текст научной работы на тему «Проблемы нравственного развития детей»

9. ЭТИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.05)

9.1. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Бикмурзина Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

bikmurzina.n@inbox.ru

Рутковская Марина Ильинична, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий

Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

rutkovski@rambler.ru

Давыдов Денис Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры правовых дисциплин Место работы: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

davden81@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема нравственного развития детей. Приводится понятие морали и нравственных норм, обосновывается значение нравственного развития в жизни ребенка, обозначены формы развития нравственно-моральных качеств. Освещены проблемы, возникающие при прививании ребенку нравственного воспитания и пути их решений.

Ключевые слова: нравственность, дети, моральные чувства, воспитание, образовательное учреждение, педагог.

PROBLEMS OF MORAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Bikmurzina Natalia S., PhD in historical Sciences, senior lecturer of the chair of legal disciplines Place of employment: Mordovia state pedagogical Institute. M. E. Evsevieva

bikmurzina.n@inbox.ru

Rutkovskaya Marina I., PhD in historical Sciences, associate Professor, associate Professor of Department of economic history and information technologies

Place of employment: National research Mordovia state University. H. P. Ogareva

rutkovski@rambler.ru

Davidov Denis G., PhD, senior lecturer of the chair of legal disciplines Place of employment: Mordovia state pedagogical Institute. M. E. Evsevieva

davden81@mail.ru

Abstract: the article deals with the problem of the moral development of children. The notion of morality and moral norms is given, the importance of moral development in the life of the child is substantiated, the forms of development of moral and moral qualities are indicated. The problems arising in instilling in the child moral education and the ways of their solutions are highlighted.

Keywords: morality, children, moral feelings, upbringing, educational institution, teacher.

Актуальность поставленной проблемы в том, что она является проблемой нравственного развития детей и одна из первых в приоритете задач. Проблема глубоко изучается российскими учеными и педагогами-исследователями, а так же широко развита в зарубежных странах. Все из-за того, что именно в детстве мы усваиваем основные морально-нравственные качества, которые будут необходимы во взрослой жизни. Именно в современное время морально-нравственные качества вытесняются непосредственно материальными, или же просто теряют свою былую значимость из-за огромного количества потока информации. В связи с этим, изучение проблем нравственного развития детей не вызывает сомнения.

Казалось бы - такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в нашем современном мире становление нравственности подрастающего поколения пущено на са-

мотек. В психологии и педагогике эта проблема мало изучена, а в практике фактически не разработана. На государственном уровне нет программ, которые регулировали бы этот вопрос в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок «Развитие нравственности». Происходит это все потому, что эта тема мало интересна окружающим. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо» [8].

Мы живем в эпоху толерантности и просто обязаны гордиться этим. Современная действительность характеризуется ошеломляющими открытиями во многих

Социально-политические науки

5'2018

областях науки и техники, однако в области нравственных истин на лицо деградация общества. Популярность «гражданского» брака, разводов, абортов, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, признание однополых браков, жестокость и агрессия. Все это льется сплошным потоком с экранов телевизоров и мониторов, через СМИ и даже через современное искусство. Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода. А по сути, это хаос, информационная помойка, в котором не за что зацепиться, не на что опереться [5].

По мере взросления детей тревога родителей усиливается с каждым днем: «Как бы он не пошел по наклонной дорожке». Но кто из юношей слушает сейчас этих «предков»? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее с малых лет.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизни наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Истоки нравственности нужно искать в теме того, зачем человек вообще приходит в этот мир, в чем его предназначение. Ответы на эти вопросы тесно связаны с понятием духовности, потому что материалистическая картина мира не имеет сколько-нибудь удовлетворяющих концепций на этот счет. Ребенок понимает, зачем нужно взращивать в себе добродетели и старается не только внешне вести себя хорошо, но и внутри быть таким. Обращение к более высоким ценностям формируют внутреннюю мотивацию на обучение хорошим манерам.

Нравственное воспитание детей является двухсторонним процессом, заключающимся во влиянии учителей на учащихся и в ответных действиях самих учащихся. Не обойдется здесь и без родителей. Это сложный процесс, требуемый усилий со всех сторон. Это постоянная борьба, напряжение духовных сил, воспитательное воздействие на личность. Все эти усилия направлены на формирование у детей патриотизма, ответственности, сохранения человеческих ценностей и устойчивости мировоззрения.

Основой духовно-нравственного воспитания является, конечно же, культура той среды, в которой ребенок проводит большую часть своего времени, в его ближайшем социальном окружении. Ваш ребенок должен доверять вам, взрослому, близкому ему человеку, только тогда он будет вести себя открыто и непосредственно, показывая себя только с доброжелательной стороны.

Систему нравственного развития нужно развивать по мере роста и умственного созревания детей. В дошкольном возрасте ребенок учиться оценивать сущность нравственности, через собственные поступки, через действия окружающих его людей. Далее это происходит через приемы формирования учебной деятельности, то есть через влияние учителя, ученического коллектива, и внутри класса, путем принципа

единства сознания.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Роль родителей в воспитании детей просто неоценима. Именно они закладывают те начала, которые оказывают основополагающее воздействие на внутренний мир их ребенка. В своем доме, вместе со своими родителями, ребенок получает знания, навыки, набор определенных ценностей, которые непосредственно влияют на начальное понимание духовного развития, свободы самовыражения, формирование полового воспитание ребенка.

Первоначально нужны знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, умение отличать их в различных ситуациях. Помимо этого, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, сформироваться личное эмоциональное отношение. Воспитание нравственности - это совершенно точно не требование - это воодушевление, привитие вкуса к нравственной жизни.

Знакомством с добром и злом пронизаны художественные произведения, театр, изобразительной искусство, музыка, кинематограф. Дети доверчиво и живо относятся к произведениям искусства, в силу своей эмоциональности и открытости всему новому. Природа, в своем многообразии и великолепии, со своей логикой и законами - также отличный учитель. Все эти способы доступны с тех самых пор, как ребенок начинает воспринимать сказки и истории, достаточно понимать человеческую речь. С этого времени и стоит начинать заботиться о нравственном воспитании.

Следующий обязательный этап - это наглядность нравственных поступков, ведь воспитанность характеризуется поведением. Только опробовав на собственном опыте и получив позитивное подкрепление, достигнув цели или увидев одобрение в глазах значимых взрослых, ребенок сможет применять свои знания самостоятельно. И в ситуации выбора принимать решение в пользу нравственных поступков. Духовность -это способность различать и выбирать истинные ценности и следовать им. Истинными же являются ценности, которые позволяют приблизиться Душе к Высшему Началу. Духовность - это наполнение смыслом, содержанием жизни ребенка, всего, что он делает. Именно на духовной основе нравственные качества обретают смысл и свое предназначение и перестают быть просто списком качеств, которые взрослые же-

лают видеть в малыше. Собственная игра, творчество, обучение или труд позволяют применить знания на практике. Обратная связь от взрослого в виде бесед по мотивам просмотренного, услышанного или прожитого. Разбор жизненных уроков, которые можно вынести из ситуаций, конфликтов, разочарований ребенка. Постепенное формирование умения видеть причины и следствия поступков, смотреть на происходящее системно, учитывая интересы всех участников событий.

Одним из главных и естественных путей бессознательного запечатлевания нравственных ориентиров, является подражание значимым взрослым. Как говорится, «не воспитывай ребенка, воспитывай себя, все равно он будет похож на тебя». Поэтому так важно родителям самим определиться со своими ценностями и нравственными ориентирами. И здесь нам, взрослым, приходит на помощь развитие собственной духовности.

Нравственное развитие ребенка волновало общество, как и сегодня, так и на протяжение всех веков. Проблема воспитания и развития является одной из основных, ведь именно дети в будущем будут продвигать науку, политику, искусство и т.д. Поэтому, все имеющиеся спорные вопросы по воспитанию детей нужно решать незамедлительно. Сейчас, наибольшая часть ответственности за воспитание ребенка лежит на образовательных учреждениях и, соответственно, родителях. Родители с детства прививают детям нравственные нормы, которые, впоследствии, образовательные учреждения должны лишь направить в правильном направлении.

«Однако в современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам» [1, С. 39].

Нравственное воспитание молодежи пронизывает все сферы их жизни. Оно целенаправленно оказывает воздействие на нормы морали, на всю организацию жизни подростка в целом.

Нравственные идеалы - вот то необходимое, что является важным для нравственного воспитания, нравственного поведения.

Сейчас для всех образовательных учреждений важно, выполнять познавательные функции. Школы должны быть нацелены на реализацию воспитательного потенциала. Для лучшего взаимодействия учителей и учащихся необходим положительный заряд, уважение, понимание.

С самого момента рождения влияние оказывает та информация, которая способствует размыванию границ норм поведения малыша. Если в семейных отношениях присутствуют скандалы, упреки, то и от своего чада вы скорее всего получите то же самое в его взрослой осознанной жизни. Для того, что бы этого избежать, нужно прибегать к методам воспитательного характера, таким как развивающие беседы, сказки, игры, убеждения и самые обычные разговоры со своим ребенком.

Участники педагогических сообществ и организаций непрерывно пытаются понять, как привить детям духовно-нравственное развитие и ценности. С самого детства ребенок попадает в сложный и запутанный мир: детский сад, школа, появление друзей, первая любовь, волнения, СМИ, интернет - все это смешивается в один сплошной поток информации и оказывает давление на

развитие ребенка. Из-за всего этого оказывается влияние и на нравственное развитие ребенка.

«Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах» [3, С. 18].

Одной из форм нравственное развития является социальное обучение ребенка. Социальное обучение и воспитание в школьном возрасте рассматривается как целостный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностях принятых в обществе в интересах ребенка, семьи и социума. Определенные стандарты дают четкое понимание процесса социализации ребенка школьного возраста, которые включают социально-коммуникативное развитие, развитие навыков взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, присвоение социокультурных ценностей семьи, народа, Отечества.

Дошкольный и школьный возраста играют большое значение при включении ребенка в мир общественных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт, получаемый детьми в процессе коммуникаций, обуславливается различными общественными отношениями, которые предлагаются ему ближним окружением. Усваивание ребенком всечеловеческой компетенции, аккумулированной прежними поколениями, возможно лишь в коллективной деятельности и контактах с окружающими людьми. Собственно так ребенок познает речь, знания, умения и навыки, у него появляются индивидуальные мировоззрение, нравственные ценности и интересы, зарождаются характерологические свойства.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, воспитывается, проводит время, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя - это доказанный факт. Какие бы высокие требования не предъявлялись детским учреждениям, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках образования детей. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми - это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях образовательных учреждений. Так же среди основных проблем духовно-

Социально-политические науки

52018

нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один - расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Через окружающих людей, педагогов и родителей происходит развития морального сознания детей. Дети впитывают это перерабатывая эти воздействия через нравственный опыт индивида, его ценностные ориентации.

В школе должна царить атмосфера духовности. Она непосредственно способствует становлению духовной личности. Именно учителя, педагоги нацелены на решение задач воспитания, опираясь на разумное и нравственное в своих подопечных. Учитель имеет влияние на воспитание, а значит должен эту задачу поставить в приоритет перед собой. Ученик вместе со свои учителем должен преодолеть духовной кризис в обществе, удовлетворить свои духовные потребности. Учитель не должен дать сбиться детям с достойного пути, а это огромный труд и немалые усилия, в результате которых дети делают выбор - уважать старших, быть милосердными, любить Родину - от этого зависит их будущее, будущее нашей страны.

Задача воспитания детей становиться особенно острой в их переходный период. У окружающих меняется отношение к ребенку, в этот момент он становиться отдельной личностью. В данный период на родителей и окружающих ложиться огромная ответственность. Задачи воспитания нравственности приобретают особую сложность. Реализовать эти сложности можно через специальную литературу, потенциальные возможности истории, определенные диалоги мудрых и опытных педагогов, внушения, призывы, другими словами. Другими словами, должны быть созданы все условия, для введения ребенка в современную культуру, помочь найти ориентир, не навязывая своих личных взглядов [6].

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Помимо социального обучения, ребенок может перенимать нравственное развитие через кукольные спектакли. Так, «кукольный театр развивает моральные и нравственные качества личности, дает возможность лицезреть и сопереживать все происходящее на сцене, развивает детскую фантазию, раскрепощает ребенка, создает соответствующий эмоциональный настрой, повышает уверенность в себе и дает неповторимую возможность развиваться эстетически» [3, С. 12].

Ведь можно даже вспомнить сказки. В каждой из них кроется своя нравственная мораль. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» учат послушанию, прививают повиновение родителям. В сказке «Золотая рыбка» учат, что нужно быть осторожнее со своими желаниями, а также, что стоит ценить то, что есть.

Эмоциональное развитие детей ранних возрастов позволяет наиболее эффективно воздействовать на нравственную основу их личности и развивать культуру их общения и все доминирующие в реальной жизни социальные навыки.

Эмоциональное восприятие - это доминирующая основа психологического и нравственного развития ребенка. Способность передавать эмоции с помощью игры развивает в первую очередь самые важные качества личности ребенка и дают ему представление о том, какими качествами надо обладать в жизни, чтобы она была не только красочной, чувственной и насыщенной, но и справедливой и достойной во всех пониманиях социального развития

Нравственность, это вовсе не слабость духа, а его сила. Это уважение к себе и уважение других. Это желание заботиться о благе для всех, а не только своем, способность находить решения, устраивающие и других людей тоже. Выстраивать качественное, душевное общение, выбирать достойного мужа/жену, правильно понимать свою роль будущего отца/матери. Это тяга к занятиям социально одобряемым, выбор будущей профессии таким образом, чтобы она приносила пользу людям. Это знание о том, как наилучшим образом, в соответствии со своими ценностями, поступить в различных жизненных ситуациях: работы и учебы, дружбы и отношений с близкими, старшими, младшими. Правила поведения в общественных местах, отношение к деятельности и труду, отношение к своей стране и миру в целом. Забота о своем здоровье и развитии, забота об окружающем мире. Желание реализовать свои ценности через собственное творчество и поделиться своими открытиями с окружающими [4].

Одна из главных задач воспитания - это формирование нравственных качеств будущего взрослого. И сейчас, в отсутствие специальных институтов, а, равно, и достаточно квалифицированных кадров, занимающихся этим формированием, вся надежда на семейное воспитание. Если родители увидят для себя ценность духовно-нравственного развития, то и дети естественным образом впитают эту мудрость, что называется с «молоком матери».

Сохранить единство нашей страны, базовые ценности русской культуры, не дать подросткам сбиться с достойного пути - это немалый совместный труд семьи и педагогов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,81%.

Список литературы:

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2013. - 416 с.

2. Вареца, Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е.С.Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2014. - № 4 С. 34-38.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: монография./ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков //. Москва: Просвещение, 2012.-23 с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 173 с.

5. Клековкина, Т. П. Социальное развитие дошкольников в аспекте ФГТ [Текст] / Т.П. Клековкина // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №8. - С. 11-15.

6. Коломийченко Л. В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: Моногр. Пермь, 2008. - 389 с.

7. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 213 с.

8. Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старщих дошкольников : [разраб. в соответствии с ФГОС] / В.И. Савченко. -СПб. : Детство-Пресс, 2015. -103 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на актуальную для современной педагогической и философской науки проблему - нравственного развития детей.

Особое внимание авторы статьи обращают на особенности интерпретаций поставленной проблемы применительно к современному периоду. Они изучают ее постановку в социальном ракурсе, философии и пр., выявляют различное отношение к ним со стороны исследователей, в том числе по вопросу о так называемом проблемном дискурсе. Прослеживается понятие морали и нравственных норм, обосновывается значение нравственного развития в жизни ребенка, обозначены формы развития нравственно-моральных качеств. Освещены проблемы, возникающие при прививании ребенку нравственного воспитания и пути их решений.

Проведенный анализ позволил авторам сформулировать четкие, логически обоснованные выводы о вероятных направлениях дальнейших теоретических разработок в области изучения проблем нравственного развития детей.

Таким образом, статью Н.С. Бикмурзиной, М.И. Рутковской, Д.Г. Дывыдова можно охарактеризовать как целостное, значимое исследование высокого уровня. Она может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

д-р ист. наук, профессор кафедры

истории России

Е.Н. Мокшина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.