Научная статья на тему 'Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг. )'

Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
272
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN''S MUSIC SCHOOL / ССУЗ / ВУЗ / CULTURE / MUSIC / EDUCATION / UNIVERSITY / SECONDARY SPECIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончикова М. Ц.

В статье освещены работы по истории музыкальной культуры и искусства, историко-педагогические исследования проблем музыкального образования Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific literature review of music education history in Buryatia (19231991)

The article highlights research on history of musical culture and arts, historical and pedagogical research of the music education problems in Buryatia.

Текст научной работы на тему «Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг. )»

• обеспечение жанрово-видового разнообразия самодеятельного художественного творчества;

• интеграция общедидактических методов и методов музыкального воспитания в системе художественной самодеятельности;

• разработанность учебно-методического обеспечения деятельности самодеятельного коллектива.

Литература

1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2001. - 251 с.

2. Виноградова Г. С. Страна детей. - СПб: Историческое наследие, 1999. - 107 с.

3. Каргин А. С. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры // Традиционные формы досуга: история и современность. - М., 1994. - С. 7-37.

4. Титов Б. А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1991. - 74 с.

5. Ганчулуун Даваагийн. Особенности бие биелгээ монгольских народностей и танцевальная деятельность дворца культуры «Уурхайчин» // Соёл урлаг-чолоот цаг. - 2014. - №2. - С. 52-57.

Давагийн Ганчулуун, художественный руководитель Дома культуры «Горняк» города Эрдэнэт Монголии, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, е-mail: [email protected]

Davaagiin Ganchuluun, art director of Culture centre "Gornyak", Erdenet, Mongolia, post-graduate, Pedagogics department, Buryat State University, е-mail: [email protected]

УДК 37.016:78 (571.54)

© М. Ц. Гончикова

Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг.)

В статье освещены работы по истории музыкальной культуры и искусства, историко-педагогические исследования проблем музыкального образования Бурятии.

Ключевые слова: культура, музыка, образование, детская музыкальная школа, ССУЗ, вуз.

M. Ts. Gonchikova

Scientific literature review of music education history in Buryatia (1923-1991)

The article highlights research on history of musical culture and arts, historical and pedagogical research of the music education problems in Buryatia.

Keywords: culture, music, education, children's music school, secondary special schools, university.

Осмысление исторического опыта музыкального образования в России актуально в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Если рассматривать историю изучения российской музыкально-образовательной системы, можно заметить, что исследования в этой области посвящены главным образом столичной культурной традиции. Вместе с тем изучение музыкальной культуры и образования в национальных республиках может существенно обогатить знания о музыкальном прошлом России.

Историография исследуемой проблемы в рассматриваемый период включает работы по теории и истории музыкальной культуры и искусства Бурятии, историко-педагогические исследования проблем музыкального образования. Нужно отметить, что в рассматриваемый период

в Бурятии была сформирована многоступенчатая система, предусматривающая непрерывное образование: детская музыкальная школа - училище - вуз.

Профессиональное обучение в многоступенчатой структуре музыкального образования (детская школа искусств - училище (колледж) -вуз) строится по принципу непрерывности и преемственности. Все три ступени представляют собой взаимодополняющие, сообщающиеся структуры. Это способствует решению ряда образовательных проблем, касающихся подготовки высокопрофессиональных кадров для учреждений культуры и искусства, выявления одаренных учащихся, поддержки молодежного творчества.

В контексте рассматриваемой проблемы следует назвать ряд исследований, в которых освещены различные аспекты истории музыкального

ГончиковаМ.Ц. Обзор научной литературы по истории музыкального образования в Бурятии (1923-1991 гг.)

образования Бурятии.

Проблемы становления бурятского профессионального музыкального искусства и образования изложены в трудах П. М. Берлинского. Среди его работ особый интерес представляет «Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии» (Верхне-удинск, 1931), где рассмотрены вопросы становления и перспективы развития профессионального музыкального образования в Бурятии, в частности детской музыкальной школы и техникума искусств.

Большой интерес у автора вызвал опубликованный сборник статей «Искусство Бурятской АССР» (М., 1940), изданный в связи с проведением первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Он включает ценный фактический материал по содержанию музыкальной культуры республики в 1920-1930-е гг.: статьи об искусстве и литературе Бурятии, в том числе о состоянии Бурят-Монгольского театрально-музыкального училища им. П.И. Чайковского.

Проблеме развитию жанров профессиональной бурятской музыки, их особенностям, а также творческим портретам мастеров искусств Бурятии посвящены работы искусствоведа О.И. Куницына [1], которые носят музыковедческий характер и освещают историю музыкального образования лишь фрагментарно.

Работы Т. М. Матхановой, И. Ф. Козулиной, Н. Ю. Мадуева, Э. В. Буруевой и С. Б. Самбуе-вой и др. [2] посвящены творческой деятельности композиторов и певцов Бурятии; в них вопросы истории системы профессионального музыкального образования не рассматривались.

В работах «Русские в Бурятии: история и современность» (Улан-Удэ, 2002), Н.Ц. Цибудее-вой «Тропинка первая моя, лети от школьного порога» (Улан-Удэ, 2003) освещена творческая деятельность русских музыкантов-педагогов Б.П. Сальмонта, П.М. Берлинского, В.И. Мо-рошкина, В. Обыденной и др., сыгравших большую роль в развитии музыкального образования в Бурятии. Следует отметить, что имеющиеся труды о театре, искусстве, музыкальной жизни Улан-Удэ и республики освещали историю профессионального музыкального образования не в полной мере [3].

В последнее 10-летие отмечается значительно возросший интерес к изучению музыкального образования в республике. Среди них необходимо отметить работу С. Б. Самбуевой, Т. Б. Ду-гаровой «Из истории музыкального образования Республики Бурятия». (Улан-Удэ, 2006). Авторами кратко изложена история музыкальных

учебных заведений республики: детских музыкальных школ, средних специальных учебных заведений, вузов.

В сборнике статей «Музыкальное образование в Бурятии: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2005) рассмотрены вопросы теории и методики музыкального образования, а также история отдельных образовательных учреждений музыкального образования, в частности, детских музыкальных школ г. Улан-Удэ и музыкального училища им. П. И. Чайковского. Между тем, в сборнике нет работы, характеризирующей в целом систему профессионального музыкального образования в Бурятии.

История развития Восточно-Сибирского государственного института культуры, крупнейшего вуза региона, являющегося научным и учебно-методическим центром Восточной Сибири в области подготовки кадров в сфере культуры и искусства, исследуется в работах С. И. Никифорова. Так, в работе «Виват, академия! История вуза 1960-2000 гг.» (Улан-Удэ, 2002) описано становление вуза и превращение его в образовательный научный центр многоуровневой системы подготовки кадров. В другой работе - «Гордость академии» (Улан-Удэ, 2005) - С. И. Никифоровым представлены справочно-библиографические данные о выпускниках вуза, достигших высоких творческих успехов в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что работы, касающиеся средних специальных музыкальных учебных заведений Бурятии, появились в связи с юбилейными датами со дня их образования. Так, в сборнике статей, посвященном 75-летию среднего специального образования Республики Бурятия [4], кратко освещена история создания средних специальных учебных заведений республики, включая музыкальное училище им. П. И. Чайковского, училище культуры и искусств, музыкальное отделение Бурятского республиканского педагогического училища.

Этапы жизнедеятельности одного из старейших специальных учебных заведений республики - музыкального училища им. П. И. Чайковского, рассмотрены в работе Т. Б. Дугаровой, С. Б. Самбуевой, М. Д. Рантаровой «70 лет Улан-Удэнскому музыкальному колледжу» (Улан-Удэ, 2002). К 75-летию данного заведения была выпушена серия сборников, посвященных отделениям учебного заведения и творческим портретам педагогов [5].

В связи с юбилейными датами Бурятского республиканского училища культуры и искусств были изданы «Культпросвет, мы все твои бой-

цы...» (Улан-Удэ, 1996) «Мы факел культуры несем в народ» (Улан-Удэ, 2006), в которых отражена история культурно-просветительного училища, включены воспоминания выпускников и преподавателей.

Процесс развития среднего специального учебного заведения по подготовке музыкально-педагогических кадров среднего звена - учителей музыки и музыкальных руководителей, прослеживается в работах Н. Ц. Бальжинимаева, Г. Б. Баировой «Бурятский республиканский педагогический колледж: прошлое и настоящее» (Улан-Удэ, 1999), Хальбаевой А. А., Содбоева З. С., Содбоевой М. С. «Искусство жить и работать ради будущего» (Улан-Удэ, 2004).

История развития культуры Бурятии исследована в таких фундаментальных трудах, как «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии» и др. [6]. В них отражены общие положения национальной культурной политики государства, преобразования культурных учреждений в советский период. Обобщающий характер носят труды Б. С. Сан-жиева, Е. Г. Санжиевой, Б. В. Базарова, З. Е. Цыреновой, В. В. Номогоевой, где анализируются проблемы национально-культурной политики XX века [7].

Особый интерес вызывают диссертационные работы региональных исследователей М. С. Антоновой, М. Ц. Гончиковой, А. О. Дагдановой, Я. О. Жабаевой и др. Так, М. С. Антоновой исследованы особенности развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 - конец 1950-х гг.), истоки которой тесно связаны с историей музыкального образования в республике в 1920-1930-е гг. [8].

В работе автора данной статьи история музыкального образования в Бурятии исследована в контексте истории культуры республики, развития социально-экономической и общественно-политической жизни в советский период [9]. Показано влияние политики государства на развитие музыкального образования, дан комплексный анализ и выделены основные периоды

истории системы профессионального музыкального образования в Бурятии.

А. О. Дагдановой рассмотрена история становления и развития средних специальных учебных заведений Республики Бурятия в 19231991 гг., в том числе Улан-Удэнского музыкального училища им. П.И. Чайковского, Бурятского республиканского культурно-просветительного училища, Кяхтинского культурно-

просветительного училища [10].

В своем исследовании Я. О. Жабаева раскрывает вопросы истории профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923 по 1945 г., где определены основные направления и особенности ее развития; один из разделов посвящен становлению музыкального образования [11].

Таким образом, проведенный обзор научной литературы позволяет сделать следующие выводы: история развития музыкального образования стала освещаться в работах ученых с 1931 г. Дальнейшие работы посвящены описанию творческой деятельности композиторов и певцов Бурятии. В последующих трудах, вышедших главным образом в связи с юбилейными датами различных учреждений республики, вопросы истории развития профессионального музыкального образования еще не получили всестороннего исследования. Первые научные изыскания появляются в 2000-е гг. В них изложены вопросы развития бурятской культуры в различные периоды, формирования непрерывной системы профессионального музыкального образования: школа - ССУЗ - вуз.

Безусловно, изучение исторического опыта в области музыкального образования, особенностей развития музыкальной культуры и искусства является основой для осмысления истории родного края. Осуществленный обзор не претендует на полное всестороннее изучение проблемы, но в то же время является одним из шагов в раскрытии вопросов истории музыкального образования Бурятии.

Литература

1. Куницын О. И. Бау Ямпилов. - М.: Советский композитор, 1986. - 134 с.; Его же. Музыкальный театр Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1988. - 256 с, ил.; Его же. Бадма Балдаков : очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ: Соёл, 1994. - 40 с.; Его же. Ж. Батуев: очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ, 1995. - 114 с.; Его же. Музыка Советской Бурятии. - М.: Советский композитор, 1990. - 126 с.; Его же. Лхасаран Линховоин : очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1991. - 128 с. ил.; Его же. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. - 142 с.; Его же. Бурятская музыкальная литература. - Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 2007. Вып. 3. -164 с.

2. Матханова Т. М. Композитор С. Манжигеев: очерк жизни и творчества - Улан-Удэ : Нова-Принт, 2005. - 32 с.; Козу-лина И. Ф. Иван Батурин: очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2000. - 15 с.; Мадуев Н. Ю. Народные таланты Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1976. - 174 с.; Буруева Э. В., Самбуева С. Б. В. Буруев : Годы и роли. -

Дугарова Т. Ц., Ооржак А. А. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республик. типография», 2006. - 116 с., ил.; Союз композиторов Республики Бурятия : к 60-летию со дня основания (1940-2000) / сост. О. И. Куницын. - Улан-Удэ : ОАО «Республик. типография», 2000. - 135 с., ил.

3. Гуревич П. С. Оперный театр Бурятии: очерки. - Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1964. - 192 с.; Ливащук-Полякова О. Н. Бурятская хоровая музыка. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2006. - 247 с., ноты; Найдакова В. Ц. Театральные портреты. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд-во, 1984. - 192 с., ил.; Ее же. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева: последняя четверть XX в. (1975-2002 гг.). - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. - 310 с.; Поляновский Г. А. 70 лет в мире музыки. - М. : Музыка, 1981. - 367 с.; Ходорковская Л. С. Бурят-монгольский театр (очерк истории) / ред. Г. Гоян. - М. : Искусство, 1954. - 234 с.

4. Средние специальные заведения Республики Бурятия : история и проблемы развития / Ин-т монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН; под общ. ред. С. Д. Намсараева, Б. В. Базарова. - Улан-Удэ, 2000. - 248 с.

5. Из истории теоретико-композиторского отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории вокального отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории дирижерско-хорового отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории отделения бурятских народных инструментов: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. - 48 с.; Из истории отделения русских народных инструментов: сб. материалов. - Улан-Удэ : [б.и.], 2007. -32 с., фото; Из истории фортепианного отделения: сб. материалов. - Улан-Удэ: [б.и.] , 2007. - 52 с., фото.

6. История Бурят-Монгольской АССР: в 2-х т. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд-во, 1959; Очерки истории культуры Бурятии : в 2-х т. - Улан-Удэ : Бурят. книжн. изд., 1972-1974.

7. Санжиев Б.С. Общественно-политическая жизнь и национально-культурное строительство Советской Бурятии в канун и годы Великой Отечественной войны: (Странички воспоминаний: люди и события / науч. ред Б. В. Базаров. - Иркутск: ОНЦ «Сибирь», 1995. - 176 с.; Санжиева Е. Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период / науч. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСКАКИ, 2008. - 214 с.; Базаров Б. В. Общественно-политическая жизнь 19201950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии / отв. ред. Н. Н. Щербаков. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 193 с.; Цыренова З. Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири (1920-конец 1980-х гг.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. - 155 с.; Номогоева В. В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920-1930-е годы; отв. ред. Б. В. Базаров. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 148 с.

8. Антонова М. С. История становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 - конец 1950-х гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / М. С. Антонова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: 2000. - 160 с.

9. Гончикова М. Ц. История профессионального музыкального образования в Республике Бурятия (1923-1991 гг.) : автореферат ... канд. ист.наук : 07.00.02. / М. Ц. Гончикова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.

10. Дагданова А. О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923-1991 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. О. Дагданова ; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2003. - 229 с.

11. Жабаева Я. О. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / Я. О. Жабаева ; Вост.-Сиб. гос. технолог. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.

Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета, е-mail: Мэдэгма Гончикова <[email protected]>

Gonchikova Medegma Ts., candidate of History, associate professor, Department of Humanitarian Disciplines Teaching Methods, Buryat State University, е-mail: Мэдэгма Гончикова <[email protected]>

УДК 372.21

© Т. Ц. Дугарова, А. А. Ооржак Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста средствами проектного метода. Авторы доказывают необходимость использования инновационных методов и предлагают примерную тематику проектов на основе изучения тувинского фольклора, направленную на нравственное воспитание и развитие детей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные качества, инновационные методы, проектный метод, дети дошкольного возраста, фольклор.

T. Ts. Dugarova, A. A. Oorzhak The project method in spiritual and moral education of preschool children

The article is aimed to analyze the problem of spiritual and moral upbringing of preschool children by means of project method. The authors underline necessity of innovative methods using and offer themes of projects based on Tuvinian folklore study to bring up and develop children spiritually.

Keywords: spiritual and moral education, spiritual and moral qualities, innovation methods, project method, preschool children, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.