По данным на 2008 г., число приехавших учиться в Китай иностранцев впервые превысило 200 тыс., в первую тройку входят студенты из Южной Кореи, США и Японии. Эту информацию сообщили на пресс-конференции Министерства образования КНР, которая состоялась 25 марта 2009 г. Согласно статистическим данным в 2008 г. из 189 стран и регионов на учебу в Китай приехало 223 тыс. человек, получивших распределение в 592 колледжах и университетах, исследовательских институтах и других учебных заведениях 31 провинции, автономных районов и городов центрального подчинения. По сравнению с данными за 2007 г. количество иностранных студентов увеличилось на 14,32%. К 2010 г. планировалось предоставить стипендии еще 20 тыс. иностранных студентов. В связи с этим можно выделить третью особенность - Китай не только и не столько перенимает достижения в сфере образования других стран мира, но и транслирует свою культуру, язык, традиции через студенческую молодежь.
Интеграция в сфере образования отвечает потребностям государства на современном этапе развития. Поэтому необходимо внимательно отслеживать содержание и характер тенденций в сфере образования, поскольку это отражается не только на образовательной области, но и на социокультурной, экономической и политической сферах. В этом плане Китай прилагает немалые усилия для оптимизации собственной системы образования с учетом состояния образовательной теории и практики на общеевропейском и общемировом пространстве.
Литература
1. Боревская Н. Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае // Советская педагогика. - 1999. - № 9.
2. Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. - М., 2002.
3. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований.
http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm
4. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.-Воронеж, 1996.
5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. - М.: УРАО, 2003.
6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. - М.: Academia, 1998.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2006.
8. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. - М.: АСТ, 2006.
9. , 1999. - 678 с.
10. http://www.ccnusoft.cn/news-16-46/
Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, докторант Педагогического университета автономного района Внутренняя Монголия КНР. E-mail: [email protected]
Aktamov Innokentiy Galimalaevich, candidate of pedagogical sciences, doctorant of Pedagogical University of Autonomous Region of Inner Mongolia, China.
УДК 373.543 (571.64) (09)
М.Ц. Гончикова
СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
В статье рассмотрена история становления детского музыкального образования в Бурятии в первой половине XX в. Направленность государственной политики на формирование системы профессионального музыкального образования, благодаря которой осуществлялось художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, культурнопросветительная работа, подготовка национальных кадров в сфере культуры и искусства.
Ключевые слова: музыкальное образование в Бурятии, культурно-просветительная работа, детская музыкальная школа, художественно-эстетическое воспитание, национальные кадры.
M.Ts. Gonchi'kova
THE HISTORY OF FOUNDATION OF CHILDREN'S MUSICAL EDUCATION IN BURYATIA IN THE FIRST HALF OF 20th CENTURY
The article deals with the history of foundation of children's musical education in Buryatia in the first half of XXth century. Despite of difficulties the state policy was directed on forming the system of professional musical education, which contributed much to aesthetic development of the growing generation, cultural and educational work, training of national staff in the sphere of art and culture.
Keywords: musical education in Buryatia, cultural and educational work, children's music school, aesthetic development, national staff.
2011/1
Музыкальное воспитание и образование являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие личности. Основная цель образовательных учреждений -формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, освоение профессиональных и образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине. Музыкальное образование направлено на обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получения дополнительного образования.
Становление системы профессионального музыкального образования в СССР происходило в 19201930-е гг. в условиях ломки прежних структур, сложившихся в России в Х1Х-ХХ вв. Новая власть осуществляла комплекс радикальных мер, направленных на перестройку всей культурнообразовательной сферы страны в соответствии с новыми идеологическими ориентирами. В Бурят-Монгольской автономной республике в рамках национально-культурного строительства музыкальное образование неразрывно связано с формированием профессионального музыкального искусства, развитием культурно-просветительной работы, являвшихся частью общего культурного процесса. Для успешного совершения культурного строительства необходимо было решить ряд важных задач: приобщить широкие народные массы к образованию путем ликвидации безграмотности, создать систему музыкального образования, внедрить формы европейской музыкальной культуры, способствовать становлению театральных и концертных организаций, национальных оперных традиций, а также содействовать подъему национальной музыкальной культуры в целом.
Анализ литературы и материалов Национального архива Республики Бурятия показывает, что до Октябрьской революции 1917 г. в республике отсутствовали какие-либо учебные учреждения музыкального образования. После установления советской власти в Бурят-Монгольской автономной республике закладываются основы музыкального образования. Так, в августе 1920 г. внешкольным отделом Министерства народного просвещения Дальне-Восточной республики в г. Верхнеудинске (с 1934 г. - г. Улан-Удэ) была организована первая и в течение нескольких лет единственная музыкальная школа во всем Прибайкалье. Детская музыкальная школа имела класс фортепиано, скрипки, сольного и хорового пения, теории музыки и была рассчитана на пятигодичный курс обучения. В 1920 г. в школе работали: Н.И. Никитин (заведующий музыкальной секцией, преподаватель по классу скрипки), Л.Б. Клейман (теория музыки), В.М. Волков (сольфеджио), В.Д. Обыденная (фортепиано),
А.П. Насонова (фортепиано), Ф.В. Костин (сольное пение), М.Н. Бабянская (фортепиано), М.Н. Костина (аккомпаниатор).
Первый набор составил 70 человек из неимущих семей, многие из которых впервые увидели музыкальные инструменты - скрипку, фортепиано, деревянные и духовые медные и стали знакомиться с азами пения и теории музыки. В школе функционировали два музыкальных коллектива - симфонический и хоровой. В состав оркестра входил 31 человек, его руководителем являлся Р. Штейнхаузер, концертмейстером - Л.Б. Клейман, выпускник Берлинской государственной консерватории. В составе хора было 30 человек. Слушателями выступлений учащихся и педагогов школы являлись не только учащиеся городских школ, но и взрослое население города. Программы концертов включали русские народные песни и произведения русских композиторов-классиков М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова.
В первый год существования школы обучение проводилось бесплатно, школа содержалась на средства Министерства просвещения. Но нерегулярная выдача жалованья и пайков, запрет на проведение платных концертов привели к тому, что часть педагогов уволилась в поисках более высоких заработков. В 1921 г. музыкальная школа перешла на платный принцип и содержалась на средства, поступавшие из ученической платы за обучение. Вскоре после образования Бурят-Монгольской АССР, в сентябре 1923 г. с целью сохранения учебного заведения Верхнеудинская музыкальная школа была реорганизована в Верхнеудинский государственный музыкальный техникум по типу среднего учебного музыкального заведения.
К сожалению, это учебное заведение просуществовало совсем недолго. В период нэпа основные средства шли на подъем разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Государство не смогло взять на себя полностью расходы на культурное строительство, в том числе на развитие музыкального образования. Вследствие этого стала ухудшаться материальная база, положение студентов и преподавателей. В 1924 г. из-за недостаточного государственного финансирования музыкальный техникум был закрыт.
Огромную роль в жизнедеятельности учебного заведения сыграли первые педагоги-музыканты: Н.Н. Тихонов, А.А. Виноградов, Н.С. Корнаков, А.П. Кудрявцев, В.Б. Шестакова, В.С. Соколова, Р.И. Гроссман и В. Д. Обыденная, которые внесли заметный вклад в становление и развитие системы профессионального музыкального образования в республике, в подготовку музыкальных кадров, воспитание подрастающего поколения. Одной из самых интересных педагогов-музыкантов этого поколения была Вера Дмитриевна Обыденная (1887-1972 гг.) - заслуженный деятель искусств Бурятии (1944 г.), заслуженный работник культуры России (1969 г.). В 1920 г. вместе с группой молодых специалистов она приехала в Верхнеудинск. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории (1912), ученица известных музыкантов Л.В. Николаева и А.Г. Лембы, талантливая пианистка и педагог, она стала инициатором многих важных событий в культурной жизни республики - открытия первой музыкальной школы, Бурят-Монгольского техникума искусств, организации концертов и лекций о музыке.
Своеобразие культурной жизни города и республики было обусловлено конкретными общественно-политическими условиями периода 1917-1923 гг. Затянувшаяся гражданская война и иностранная интервенция приостановили развитие культурных процессов в городе, некоторые учебные заведения прекратили свое существование. Все начинания в области профессионального музыкального образования получили свое развитие с образованием в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР. Определение политического статуса региона как автономной республики обозначило начало первого этапа музыкально-культурного строительства, на котором основные формы театрально-концертной жизни носили самодеятельный или полупрофессиональный характер. Это было связано с отсутствием возможности получения специального музыкального образования в самой республике.
В начале 1930-х гг. педагогом-музыкантом, композитором П.М. Берлинским в работе «Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии» остро обозначена проблема подготовки кадров в области культуры и музыкального образования, необходимость открытия в республике музыкальной школы I ступени. Открытие школы данного типа состоялось в 1934 г. при Бурят-Монгольском техникуме искусств, основанном в 1931 г. и преобразованном в 1936 г. в театрально-музыкальное училище. В 1934 г. 5-летнее музыкальное образование переориентируется в 7-летнее с профессиональным уклоном.
В то время не хватало инструментов, не было специально оборудованных классов, но был трудовой энтузиазм и уверенность педагогов-музыкантов в необходимости этого благородного дела. В начальный период наибольший вклад в подготовку первых музыкальных кадров внесли Н.Н. Тихонов,
В.Д. Обыденная, П.М. Берлинский, Н.С. Корнаков, В.Б. Шестакова, А.П. Кудрявцев, Р.И. Гроссман. Школой и техникумом с 1933 по 1936 г. руководил Доржи Линхобоевич Линхобоев - выпускник Бурят-Монгольского педагогического техникума (1931), позже (1941) закончил ГИТИС им. А.В. Луначарского по специальности история и теория театра. Во время войны он работал руководителем музыкально-драматического театра по культурному обслуживанию, после войны - художественным руководителем литературно-музыкального лектория Бурят-Монгольской государственной филармонии, с 1951 по 1969 г. - помощник заместителя Председателя Совета Министров республики.
В годы Великой Отечественной войны приоритетным направлением финансовой политики государства стали нужды фронта, и в этих условиях одним их действенных способов сохранения музыкальных учреждений, находившихся полностью или частично на бюджетной дотации, был перевод на хозрасчетную основу. Именно так в республике была сохранена музыкальная школа-семилетка, которая в августе 1941 г. была снята с государственного бюджета и полностью перешла на самоокупаемость. Несмотря на платное обучение, в школе занимались по классу рояля, скрипки, виолончели, баяна учащиеся в количестве 94 человек. Нужно отметить, что в Бурятии музыкальная школа существовала на протяжении 22 лет, вплоть до 1956 г., была единственной не только в городе, но и в республике.
Таким образом, политика государства, направленная на строительство «социалистической по содержанию, национальной по форме» культуры, хотя и была насквозь пронизана коммунистической идеологией, но все же сыграла важную роль в становлении системы профессионального музыкального образования в Бурятии. Несмотря на известные социально-экономические сложности и политические издержки за время существования Бурятской АССР, были достигнуты значительные результаты в развитии музыкального искусства, культуры и образования. Характерными особенностями в становлении начального профессионального музыкального образования в Бурятии являлись:
• открытие первого учебного заведения состоявшееся при отсутствии учреждений культуры и музыкального образования в республике; сложные социально-экономические процессы 1920-х гг.
2011/1
отрицательно повлияли на начинания в сфере музыкального образования, вследствие чего было приостановлена деятельность специального учебного заведения;
• открытие Бурят-Монгольского техникума искусств (1931) позволило при нем открыть музыкальную школу, которая до середины 1950-х гг. оставалась единственной в республике;
• в годы Великой Отечественной войны удалось сохранить детскую музыкальную школу путем перехода на хозрасчетную основу;
• важную роль в становлении профессионального музыкального искусства и образования сыграли педагоги-музыканты, приехавшие из центральных городов страны.
В современных условиях, полагая, что трудности, связанные с недостатком финансирования, закрытием детских музыкальных школ, явление преходящее, имеет смысл обратиться к опыту прошлого, чтобы найти возможные пути и идеи для развития музыкального образования в настоящем,
Литература
1. Бройтман М. Первые шаги // Байкал. - 1975. - №»3.
2. Берлинский П.М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии. - Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931.
3. Дугарова Т.Б., Самбуева С.Б., Рантарова М.Д. 70 лет музыкальному колледжу / под ред. Т.Б. Дугаровой. - Улан-Удэ: ГЖК «Бурятия», 2002 - 100 с., фотоил.
4. Национальный архив РБ: Ф.Р-61. Оп. 1. Д. 80; Ф.Р-61. Оп. 1. Д. 67; Ф.Р-1512. Оп. 1. Д. 47.
5. Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. - Т. 2. 647 с.
Гончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна, старший преподаватель кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Педагогического института Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 442395.
Gonchikova Medegma Tsydendambaevna, senior teacher of department of teaching methods of humanitarian disciplines, pedagogical institute of Buryat State University.
УДК 37.031
И.Н. Лазарева
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ США
Система оценки качества образовательного результата студентов высшей школы США ориентирована не только на внешний контроль, но на достижения в личностном росте, что способствует эффективности интеллектуально развивающего образовательного процесса и улучшению результатов обучения в целом.
Ключевые слова: оценка качества образовательного результата, модель «Замкнутой цепи», интеллектуальное развитие, формирующее оценивание, самоконтроль и саморазвитие.
IN Lazareva
EVALUATION OF THE INTELLECTUAL TRAINING RESULTS OF USA HIGH SCHOOL GRADUATES
The evaluation system of quality of USA high school students’ educational results is focused not only on external control, but on the advances in personal growth, which contributes to the effectiveness of intellectual and developmental educational process, and improve learning outcomes in general.
Keywords: evaluation of quality of educational results, model of closed circuit, intellectual growth, formative evaluation, selfcontrol and self-development.
Одной из основных функций современной системы образования является обеспечение качественной интеллектуальной подготовки выпускника, способного решать задачи профессиональной, общественной и других видов деятельности. В связи с этим в образовательной практике стран происходит перераспределение центра тяжести с знания суммирующих технологий на интеллектразвивающие. Под интеллектразвивающими технологиями мы понимаем эффективно организованный учебный процесс, в котором наряду с освоением дисциплинарного знания имеет целенаправленное место обучение интеллектуальным умениям. Это, в свою очередь, требует новых подходов к контролю и оценке результатов интеллектуально развивающей деятельности учащихся. В стратегии модернизации содержания общего образования России говорится о необходимости осуществления перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества образования. В соответствии с обозначенной