Научная статья на тему 'Музыкальная культура Бурятии в период национально-культурного строительства (1920-1930 гг. )'

Музыкальная культура Бурятии в период национально-культурного строительства (1920-1930 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
729
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончикова М. Ц.

Статья посвящена истории формирования профессиональной музыкальной Бурятии в 1920-1930-е гг. в условиях национально-культурного строительства. Автором показано влияние политики государства на формирование профессиональной музыкальной культуры, рассмотрены вопросы культурно-просветительской работы и подготовки кадров в сфере культуры и искусства в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура Бурятии в период национально-культурного строительства (1920-1930 гг. )»

УДК 94(571.54):78

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БУРЯТИИ В ПЕРИОД НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1920-1930 ГГ.)

© 2017 М. Ц. Гончикова

канд. ист. наук, доцент кафедры музыкального и художественного образования

e-mail: medegmag@mail.ru

Бурятский государственный университет

Статья посвящена истории формирования профессиональной музыкальной Бурятии в 1920-1930-е гг. в условиях национально-культурного строительства. Автором показано влияние политики государства на формирование профессиональной музыкальной культуры, рассмотрены вопросы культурно-просветительской работы и подготовки кадров в сфере культуры и искусства в рассматриваемый период.

Ключевые слова: музыкальная культура, национальное искусство, национально-культурное строительство, политика государства, культурно-просветительская работа, подготовка кадров.

Одной из актуальных проблем современной России является проблема сохранения наследия и развития национальных культур региона, решение которых является важным для формирования толерантности и взаимопонимания, которые способствуют преодолению различных кризисных явлений в межнациональных отношениях. Осознание сложности происходящих социокультурных процессов позволяет выявить приоритеты в региональной культурной политике, задача которой состоит в согласованности стратегии развития отдельного региона с общероссийской. Кроме того, в проведении культурной политики России следует учитывать исторические корни развития регионов, особенности локальных культуроформирующих процессов. В этой связи изучение исторического опыта реализации государственной политики в области национальной культуры в 1920-1930-е гг. в Бурятии представляет собой несомненный научный интерес.

В контексте изученности рассматриваемой проблемы следует назвать ряд исследований, в которых рассмотрены различные аспекты истории региона. История развития культуры республики исследована в фундаментальных трудах «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии» и др. В них отражены общие положения национальной культурной политики государства, преобразования культурных учреждений в советский период. Обобщающий характер носят труды М.С. Антоновой, Б.В. Базарова, В.В. Номогоевой, Б.С. Санжиева, Е.Г. Санжиевой, З.Е. Цыреновой, где анализируются проблемы национально-культурной политики XX столетия. Проблемы становления бурятской профессиональной музыкальной культуры, искусства и образования изложены в работах П.М. Берлинского, М.Ц. Гончиковой, Я.Ю. Жабаевой, И.О. Куницына, В. Ц. Найдаковой и др., а также в различных сборниках статей.

Как известно, с первых дней Октябрьской революции в стране вопросы культуры были поставлены в один ряд с политическими, экономическими и социальными вопросами. Организованное в государственном масштабе наступление на неграмотность, отсталость, политическую ограниченность охватывало самые разные сферы жизни общества - партийную, профсоюзную, производственную, учебно-воспитательную. Важным фактором в упрочении советской системы просвещения и воспитания явилось все растущее воздействие партийных и комсомольских

организаций. Им принадлежало решающее слово в обеспечении идеологической направленности просветительской работы. Большое значение придавалось эстетическому воспитанию на базе рабочих клубов и районных домов культуры, что должно было способствовать сближению профессионального и самодеятельного искусства, тем самым проникновению завоеваний культуры в народные массы.

В.И. Лениным были определены основные этапы проведения «культурной революции», ставшие едиными для всех народов. Конечным результатом совершения культурной революции должна была стать доступность искусств как естественного следствия демократизации художественной культуры. Для руководства строительством новой культуры в стране в 1920-е годы был создан специальный орган государственного управления - Народный комиссариат просвещения. Развертывалась работа по политическому просвещению, идейному воспитанию трудящихся масс, подъему их образования и культуры, превращению клубов, библиотек, народных домов, университетов и других учреждений в очаги культурно-просветительной работы среди населения.

С установлением советской власти в Забайкалье (1918 г.) начали проводиться в жизнь декреты и постановления Советского государства в области культурного строительства. В республике решались те же задачи, что и во всей стране, но с учетом региональных особенностей. Осуществление культурной революции проводилось в обстановке низкого уровня производительных сил, кочевого и полукочевого образа жизни основной части населения республики, наличия патриархально-феодальных отношений. Для успешного проведения национально-культурного строительства необходимо было решить ряд важных задач: провести ликвидацию безграмотности среди населения, увеличить ряды технической, творческой и научной интеллигенции, создать исполнительские органы в области культуры, новую литературу, искусство; кроме того, организовать систему музыкального образования, внедрить формы европейской музыкальной культуры, способствовать становлению театральных и концертных организаций, национальных оперных традиций, а также содействовать подъему национальной музыкальной культуры в целом.

В решении поставленных задач важное значение имело образование в 1923 г. Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики (Бурят-Монгольская АССР) с центром в г. Верхнеудинске (ныне - Улан-Удэ, Республика Бурятия). Население в городе заметно увеличивается, растет потребность в создании различных учреждений культуры и искусств. Одним из важнейших путей пополнения кадров советской интеллигенции в республике было направление в регион специалистов из центральных городов страны. Это было связано с тем, что практически отсутствовали местные квалифицированные кадры. Прибывшие специалисты работали в партийных, хозяйственных организациях, в промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, в учебных заведениях, в научных организациях и учреждениях культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры Бурятии связано с именами русских музыкантов - П.М. Берлинского, Р.М. Глиэра, Л.К. Книппера, Б.С. Майзеля В.И. Морошкина, С.Н. Ряузова, М.П. Фролова, музыкантов-педагогов -В.Б. Болдырева, Н.И. Маторина, В.Д. Обыденной, В.С. Соколовой, В.Б. Шестаковой и многих других. Их деятельность была многогранной и плодотворной, а основными направлениями были сбор и запись образцов национальной музыки, народных музыкальных инструментов, создание национальных произведений, культурно-просветительская работа, подготовка кадров.

Для организации художественной самодеятельности, выявления и воспитания народных талантов в сентябре 1924 г. при Бурполитпросвете Наркомпроса республики

было создано театральное бюро, которое в январе 1925 г. было переименовано в художественное бюро. Для создания советского художественного репертуара была организована художественная секция при Бурятском ученом комитете (Буручком) Научно-исследовательское учреждение Буручком был создан в 1922 г., руководил им Б. Барадин, являвшийся одновременно наркомом просвещения. Б.В. Базаров отмечает, что «с момента образования республики Буручком развернул активную деятельность. В нем сконцентрировались имевшиеся в наличии научные силы, была сосредоточена вся научно-исследовательская работа: созданы фонды научной библиотеки и рукописного отдела, развернута работа по сбору материалов устного народного творчества, языка, истории, организован перевод на бурятский язык научной, учебной и политической литературы [Базаров 1995: 38].

Буручком сыграл немаловажную роль в реализации задач культурной революции. При нем существовал сектор искусствоведения. Художественная секция и художественное бюро занимались отбором рукописных пьес, рекомендациями их к публикации, заказывали драматургам пьесы ярко выраженной советской направленности. Также вели работу по подготовке кадров в области искусства. Деятельность этих учреждений создала определенные предпосылки для рождения профессионального бурятского театра, музыки, изобразительного искусства.

Так, художественная секция Буручкома задействовала музыкально-инструктивную передвижку Центрального Дома искусства имени В.Д. Поленова (г. Москва) под руководством музыканта-этнографа Б.П. Сальмонта для организации музыкальных курсов. Центральный Дом искусства был организован в 1925 г. Наркомпросом РСФСР и представлял собой единый государственный методический центр по руководству художественной самодеятельностью. Основная цель его деятельности состояла в оказании практической и методической помощи в художественной и политико-просветительской работе в провинции, установлении контактов с самодеятельными сельскими кружками. Центральный Дом искусства сыграл важную роль в работе Национального Дома искусств республики, в частности, в обеспечении методической и репертуарной литературой.

Принципиальное значение для культурного строительства в республике имели решения первого республиканского совещания по культурно-национальному строительству (27 сентября 1926 г.), на котором обсуждались проблемы строительства национальной культуры. К совещанию были утверждены представленные М.Н. Ербановым тезисы Бурят-Монгольского обкома партии, принятые на пленуме в августе 1926 г., а также основные положения тезисов обкома 1925 г. по вопросам ламаизма. В тезисах была изложена «позиция областной партийной организации по основным вопросам культурного строительства. М.Н. Ербанов определял такие основные задачи, как создание собственной письменности, ликвидация неграмотности, усиление работы среди женщин, борьба с влиянием ламаизма. Острой критике подверглись сторонники использования элементов дацанского искусства в театре, изобразительном искусстве и музыке, их позиция была признана буржуазно-националистической. Большое внимание уделялось привлечению творческих сил -начинающих талантливых писателей, певцов, музыкантов, художников, оказанию им помощи в получении специального образования. Брошюра являлась по сути дела развернутой программой деятельности Бурятской партийной организации по осуществлению культурной революции в республике» [Очерки культуры... 1974: 17].

Решения данного совещания имели большое значение для реализации поставленных задач по культурному строительству, в частности для формирования профессиональной советской музыкальной культуры. Учитывая то, что в этот период в

республике отсутствовали учреждения культуры, такие как театр, соответственно, не было и специальных учебных заведений и остро стоял вопрос подготовки кадров.

В 1920-1930-е гг. развитие национального искусства рассматривалось правительством республики как один из важнейших участков культурного строительства. В области национально-культурного строительства актуальными оставались вопросы культурного наследия бурятского народа и его использование при создании новой культуры, путей и методов осуществления культурной революции. Вопросы развития национального искусства широко обсуждались в местной прессе, а также на партийном совещании (1930 г.), где решением последнего были подвергнуты осуждению «попытки ориентации на Восток - теократический Тибет и дореволюционную хановскую Монголию с их феодально-теократической культурой вообще и в частности на дацанское искусство как проявление правого оппортунизма -местного национализма и контрреволюционного панмонголизма [Искусство Бурят-Монголии 1932: 39]. Так, культурные ценности, традиции, обычаи, праздники и обряды, связанные с буддизмом, квалифицировались как националистические и панмонголистические, враждебные советскому обществу.

В 1930-е гг. одной из основных задач Управления по делам искусств при СНК Бурят-Монгольской АССР являлась ликвидация последствий вредительства буржуазных националистов и других врагов народа, а также борьба за качество художественной продукции [ГАРБ. Ф. Р - 248. Оп. 384. Д. 20. Л. 33], вследствие чего велась усиленная работа по повышению идейно-художественного содержания произведений в области литературы, искусства, музыки.

В рамках реализации культурной политики в 1928 г. в Верхнеудинске при участии сотрудников художественной секции был открыт Национальный клуб (Бурнацклуб), постепенно объединивший культурные силы города. О.И. Куницын отмечает, что при Бурнацклубе на базе передвижки Б. П. Сальмонтом был организован двухгодичный музыкальный практикум, который готовил кадры инструкторов по организации художественной самодеятельности [Куницын 2007: 5-6].

В 1929 г. заседание коллегии Наркомпроса от 18 июня приняло решение о реорганизации Бурнацклуба в Центральный Дом искусств, который объединил действующих в то время театральную студию, музыкальную передвижку, картинную галерею и др. Центральный Дом искусств выступал как организатор и руководитель всей национальной художественно-массовой работы республики. В 1931 г. он был переименован в Республиканский Дом народного творчества (РДНТ), позже получивший имя революционера В. Серова. Учреждение функционировало как сектор Управления по делам искусств СНК БМАССР и занималось организацией смотров художественной самодеятельности, сельских, аймачных (районных) и городских олимпиад. В 1938 г. получило собственное помещение; в нем были созданы за счет участников художественной самодеятельности, первых выпускников театрально-музыкального училища и приглашенных артистов филармония, колхозно-совхозный театр, театр кукол. Также были организованы курсы для руководителей художественной самодеятельности из районов республик.

Проблема подготовки кадров в Бурятии с самого начала становления Советской власти выступала как сложнейшая политическая и социально-экономическая проблема. Переход к мирному строительству и восстановление разрушенного Гражданской войной хозяйства крайне осложнялись экономической и культурной отсталостью Бурятии, низким уровнем обеспеченности специалистами. По словам И.Х. Бальхаевой, «в 1922 г. в Бурятии функционировали только лесное училище, педагогические курсы и детская музыкальная школа. Как и в других регионах страны, где отсутствовали местные высшие учебные заведения, подготовка кадров осуществлялась путем

направления местной молодежи на учебу в вузы центральных городов страны -Москвы, Ленинграда, Свердловска, а также городов Сибири - Томска, Иркутска, Омска и др.» [Бальхаева 2001: 15].

В целях разрешения актуальной проблемы подготовки кадров правительством республики были приняты определенные меры. Выполняя Постановление ЦК ВКП (б) от 27 мая 1929 г. О состоянии и работе Бурят-Монгольской партийной организации», Пленум Бурят-Монгольского обкома партии (июнь 1929 г.) и VII областная партийная конференция (июнь 1930 г.) наметили конкретные мероприятия по подготовке специалистов: увеличение количества учащихся, направляемых на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, организацию новых техникумов, укрепление партийными кадрами учебных заведений, органов народного образования и культурных заведений. В связи с этим с 1930 г. в республике резко расширилась сеть средних учебных заведений. «Осенью 1930 г. было открыто 6 техникумов: медицинский и автодорожный в городе Верхнеудинске, кооперативный в городе Кяхте, педагогический в селе Агинском, сельскохозяйственный в селе Аларь, финансово-экономический в селе Кабанск» [Очерки культуры. 1974: 111]. В 1931 г. Советом народных комиссаров республики было издано постановление о реорганизации 30 января 1931 г. действующих при Бурят-Монгольском Доме искусств музыкальной и театральной студий в Бурят-Монгольский техникум искусств [ГАРБ. Ф.Р - 248. Оп. 20. Д. 18. Л. 9], реорганизованный в 1936 г. в Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище (ныне Улан-Удэнский колледж искусств им. П.И. Чайковского). В то время выпускники получали квалификацию инструкторов художественной самодеятельости. Всего «в конце первой пятилетки в республике работало 12 средних учебных заведений» [Гончикова 2014: 25]. Таким образом, намеченные руководством республики планы по подготовке специалистов претворялись в жизнь.

В конце 1930-х гг. в музыкальной культуре республики произошли некоторые изменения. О. И. Куницын отмечает, что «успехи в овладении музыкальным искусством были такими, что уже в 1937 г. стал возможным переход от драматических спектаклей с музыкальными номерами к «музыкальной драме». Первым таким спектаклем стала музыкальная драма П. Берлинского «Баир» на текст А. Шадаева и Г. Цыденжапова по мотивам бурятских народных преданий» [Куницын 1991: 11].

Успех постановки «Баир» показал, что профиль театра изменился благодаря значительному увеличению музыкального коллектива: солистов, хора и оркестра, он по существу стал уже музыкально-драматическим. Постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 20 декабря 1939 г. была официально утверждена реорганизация Национального драматического театра в Бурят-Монгольский государственный музыкально-драматический театр.

В 1939 г. было принято решение Совнаркома СССР о проведении в 1940 г. в Москве декады бурят-монгольского искусства. На основании этого решения вышло постановление правительства Бурят-Монгольской АССР «О декаде бурят-монгольского искусства в Москве». Была разработана ориентировочная программа, учитывающая опыт проведения декад других национальных республик: украинской, казахской, армянской, белорусской, таджикской. Декады, проводившиеся с 1936 по 1941 г., имели огромное художественное и политическое значение в музыкально-общественной жизни Советского Союза. В 1938-1940 гг. музыкальная жизнь республики проходила под эгидой подготовки к знаменательному событию. Подготовка и проведение декады явились мощным толчком для становления и развития профессионального искусства Бурятии и сыграли решающую роль в появлении на сцене первой национальной оперы, оркестра бурятских народных инструментов.

Декада проходила 20-30 октября 1940 г. в Москве и явилась серьезным испытанием для молодой профессиональной музыки. В ней приняли участие все творческие коллективы республики. Количество участников составляло около 600 человек: Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр, оркестр бурятских народных инструментов, хор и солисты государственной филармонии, а также самодеятельные коллективы - Куналейский семейский хор, эвенкийский ансамбль песни и танца, выступавший с песнями и игрой на хомусах.

Декада бурят-монгольского искусства в Москве была открыта показом первой бурятской оперы «Энхэ-Булат батор» М. Фролова. Она была написана по заказу правительства республики профессором Свердловской консерватории М. Фроловым на сюжет бурятского народного эпоса (либретто Н. Балдано) и до сих пор является одним из лучших произведений в бурятском национальном стиле.

На декаде также были представлены две музыкальные драмы - «Баир» П. Берлинского на текст А. Шадаева и Г. Цыденжапова по мотивам бурятских народных преданий и «Эржэн» В. Морошкина на текст Н. Балдано и М. Эделя. В концертах прозвучали вокальные и инструментальные сочинения бурятских композиторов, под их музыку исполнялись танцы.

Выступления уникального оркестра бурятских инструментов имели триумфальный успех. Для организации оркестра был приглашен И. Рык, который уже имел опыт работы создания оркестра национальных инструментов в Казахской республике. В Верхнеудинске им была проделана огромная работа по организации творческого коллектива: изучение и сбор инструментального фольклора бурят, усовершенствование музыкальных инструментов (чанза, хур), формирование исполнительского репертуара (были впервые сочинены музыкальные произведения композиторами, а также переложения классических произведений для данного состава оркестра) и т.д. При этом стоит учитывать то обстоятельство, что в народной практике отсутствовало ансамблевое исполнительство, исполнительство на бурятских народных инструментах традиционно было сольным. Поэтому И. Рык по праву вошел в историю музыкальной культуры как первый руководитель и дирижер оркестра бурятских народных инструментов.

В столичной прессе было высоко оценено творчество русских и молодых бурятских композиторов, исполнительских коллективов, талантливых молодых певцов

A. Арсаланова, И. Батурина, Б. Балдакова, К. Гомбоева-Языковой, Н. Петровой,

B. Лыгденовой и других. Декада, подготовленная известными мастерами искусств -И. Тумановым, балетмейстерами И. Моисеевым, М. Арсеньевым, Т. Глязер, дирижерами П. Берлинским и И. Рыком, хормейстером В. Мидным, художниками Г. Кигелем и А. Тиминым - стала настоящим праздником национального искусства. Самым высоким признанием достижений бурят-монгольского народа в области искусства явилось награждение музыкально-драматического театра высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Таким образом, рассматриваемый период в условиях национально-культурного строительства явился сложным этапом в становлении национальной музыкальной культуры Бурятии. Политика государства, направленная на строительство нового советского национального искусства, хотя и была пронизана коммунистической идеологией, сыграла важную роль в формировании профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

Открытие учреждения профессионального музыкального образования сыграло немаловажную роль в процессе становления и развития музыкальной культуры Бурятии. Организация учебного заведения являлась лишь частью национально-культурного строительства, которое предполагало создание музыкального театра,

драматического театра, оркестра национальных музыкальных инструментов, музыкальных кружков и школ, мастерских по производству музыкальных инструментов. Для развития учреждений музыкальной культуры в республике важным было осуществление перспективного плана подготовки специалистов по отдельным специальностям, особенно оперных и балетных кадров.

Большое значение имело в истории развития профессиональной музыкальной культуры и искусства Бурятии проведение первой декады бурят-монгольского искусства в Москве, которая практически подвела итог его начальному этапу.

Именно в этот период большой вклад в становлении профессиональной музыкальной культуры и образования республики внесли русские музыканты-педагоги П.М. Берлинский, В.Д. Обыденная, Б.П. Сальмонт, Н.Н. Тихонов и др.

Библиографический список

Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 193 с.

Бальхаева И.Х. Формирование кадрового потенциала республики вузами Бурятии (1932-1996). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. 172 с.

Гончикова М.Ц. Профессиональное музыкальное образование в Бурятии (19231991 гг.). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2014. 140 с.

Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р - 248. Оп. 384. Д. 20. Л. 33.

Государственный архив Республики Бурятия. Ф. Р - 248. Оп. 20. Д. 18. Л. 9.

Искусство Бурят-Монголии и очередные задачи: тезисы, принятые облпартсовещанием от 10-14 ноября 1930 г. по культурному строительству // Культура Бурятии. 1932. №1. С. 38-41.

Куницын О. Бурятская музыкальная литература: учеб. пособие. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2007. Вып. 3. 163 с.

Куницын О. Лхасаран Линховоин: очерк жизни и творчества. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. 128 с.

Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. Т. 2. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. 646 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.