Научная статья на тему 'Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии'

Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ВЫУЧИТЬСЯ ГРАМОТЕ / TEMPORARY COURSES OF TEACHER TRAINING / LITERACY / ILLITERATE / TEACHER / LEARN TO READ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оюунтунгалаг А., Чинзориг Б.

В статье на большом архивном и другом документальном материале показана историческая роль российских специалистов в становлении учительства после революций 1911, 1921 гг. в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Russian specialists in the development of teaching in Mongolia

The article shows the historical role of the Russian specialists in the development of teaching after the Russian revolution of 1911, 1921 in Mongolia on the basis of large archival study and other documentary material.

Текст научной работы на тему «Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии»

Решение данного условия может содержать в себе противоречие: если данное детям задание не отвечает требованиям достаточной сложности и они легко справляются с ним, испытывая эмоциональный подъем, но при этом дошкольники не проявляют нравственно-волевых усилий, упорства, то соответственно у них не формируется гибкость и мобильность в преодолении препятствий. Преодоление трудностей создает условия для обогащения нравственного опыта приложения усилий со стороны ребенка. При этом параллельно у старшего дошкольника формируются и развиваются такие духовно-нравственные качества как целеустремленность,

настойчивость, умение доводить начатое до конца.

Итак, используя проектный метод, мы стимулируем усилия личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизируем врожденные интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Формированию духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста способствует организация самостоятельной и коллективной творческой, поисково-познавательной деятельности на основе фольклорного наследия народа.

Литература

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.

2. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 99 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл: Билиг, 2009. - 212 с.

4. Дугарова Т. Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания // Наука и школа. - 2009. - №3. -С. 59-61.

5. Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2010.

6. Дугарова Т.Ц. Этническое самосознание личности: мифологический дискурс // Вестник БГУ. - 2010. - №5. - С. 45-53.

7. Матяш Н.В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. - М.: Академия, 2007. - 96 с.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000.

9. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 86-91.

Дугарова Туяна Цыреновна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета, е-mail: dugarovatts@mail.ru

Ооржак Азияна Арсеновна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверситета, е-mail: aziyana_oorzhak@mail.ru

Dugarova Tuyana Ts., doctor of Psychology, associate professor, head of the Department of Developmental Psychology, Buryat State University, е-mail: dugarovatts@mail.ru

Oorzhak Aziyana A., postgraduate student, Department of Developmental Psychology, Buryat State University, е-mail: aziyana_oorzhak@mail.ru

УДК 37.013(517.3)

© А. Оюунтунгалаг, Б. Чинзориг Роль российских специалистов в становлении учительства Монголии

В статье на большом архивном и другом документальном материале показана историческая роль российских специалистов в становлении учительства после революций 1911, 1921 гг. в Монголии.

Ключевые слова: временные курсы по подготовке учителей, обучение грамоте, учитель, педагог, выучиться грамоте.

A. Oyuntungalag, B. Chinzorig

The role of Russian specialists in the development of teaching in Mongolia

The article shows the historical role of the Russian specialists in the development of teaching after the Russian revolution of 1911, 1921 in Mongolia on the basis of large archival study and other documentary material. Keywords: temporary courses of teacher training, literacy, illiterate, teacher, learn to read.

Вопрос о светском образовании в Монголии в период независимого теократического государства (1911-1915), автономии (1915-1919) и независимого народного государства (с 1919 г.) долгое время имел неоднозначную трактовку в научной литературе. Некоторые авторы утверждали, что в это время в Монголии не было ни одной светской школы. По сведениям других, в 1911 г. была открыта лишь одна светская школа. Данные свидетельствуют о том, что в этот период уже была заложена основа системы светского образования.

В более поздний период этот тезис, подкрепленный обширным фактическим материалом о состоянии культуры в дореволюционной Монголии и народном образовании, получил развитие в работах известных монгольских ученых -Ш. Биры, Н. Сэр-Оджава, Т. Машлая и других.

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что в современных условиях, характеризующихся высоким динамизмом социальных процессов, как никогда ранее возрастает роль нашего исторического прошлого, которое представляет собой неисчерпаемый источник знаний, необходимый для всестороннего совершенствования системы образования и повышения его эффективности в современных условиях. Исследование истории монгольского образования позволит понять причины ошибок, избежать их повторения, способствовать поиску более эффективных форм и методов деятельности образовательных учреждений. Опыт прошлого может быть использован как в практической, так и в организационной работе. Актуальность заключается также в отсутствии в исторической литературе Монголии полной и объективной оценки функционирования системы образования на протяжении XX в.

Цель статьи - представить обзор и анализ роли российских специалистов в становлении учительства Монголии.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- кратко охарактеризовать исторические условия и важнейшие факторы развития народного образования в Монголии;

- на основе архивных материалов представить имена российских специалистов, внесших огромный вклад в становлении и развитии системы образования в Монголии с 1922 г.

Со дня становления в Монголии учительства, с организации временных курсов по подготовке учителей, временных студенческих школ, шко-

лы подготовки учителей приглашались и работали русские, бурятские специалисты, они оказывали большую помощь в деле образования и обучения.

За временные курсы по подготовке учителей в 1922-1924 годы отвечали Б. Ишдорж, Баатар, инспекторы школьного отдела Министерства Внутренних дел. По приглашению из Бурят-Монголии учителем и первым директором студенческой школы работал ученый-филолог Д. А. Абашеев (был директором в 1924-1926 гг.). Ученый Д.А.Абашеев со времени работы директором данной школы большое внимание уделял приглашенным учителям из Бурят-Монголии, по его личному приглашению работали 5-6 человек, выучившихся по европейской системе, еще 20 выученных учителей работали там же.

В 1920-е годы в Монголии работали учителями ученые с высшим образованием, выходцы из русской, бурятской интеллигенции, такие как Эрдэнибатуухан, Цэвээн Жамсарано, Хазгаев, Кисаев, Марикева и др. Первым инициатором этого дела был Ц. Жамсарано. Многие имена интеллигентов, которые остались «белым пятном» в истории, несомненно, будут восстановлены из исторических документальных материалов.

В 1922 году по решению государства в столице Урга с целью обучить народ грамоте был организован 2-летний учительский техникум для подготовки учителей начальной школы. Это было началом зарождения будущего педагогического института. Основателями педагогического института были Ц. Жамсарано, Б. Эрдэнэ-батуухан, Г. Буддарь, Д. Цэвэгжав, Г. Шагж, которые воспитали в последующем целую плеяду монгольской интеллигенции.

В архивных материалах о роли министра просвещения Монголии Б. Эрдэнэбатуухан в деле обучения монгольских студентов в странах Западной Европы говорится следующее: «От имени правительства Монгольской народной республики от общего отдела Министерства народного образования направляются. Обстоятельства направления: От посла Министерства иностранных дел Буянчуулган поступило известие за параграфом 23 хурала о том, что из Германии и Франции пришло приглашение в языковые школы на пятнадцать студентов. Согласно 13 параграфа 42 хурала Правительства и комиссии по бюджету, в данную школу направить большей частью детей средней школы, также проводить детей до места назначения, устроить

в школах, изыскать возможность обучить детей языкам, установить режим, подписать договоры с руководствами данных школ, и учителя должны закупить тетради, картины; атлас земли издать на монгольском языке; также на обратном пути проверить условия жизни монгольских учащихся в школах городов Ленинград, Москва, Иркутск, Улан-Удэ; одновременно продумать и исследовать условия обучения в Германии. Общий отдел правительства поручил послу Министерства иностранных дел Эрдэнэбатуухану, учителю монгольского письма средней школы Авирмэду. Поэтому Правительство Монгольской Народной Республики доверил и поручил выполнить. Ради этого отправили.

15 января 1926 года.

Приглашенные учителя из Советского Союза, обучая монгольских учителей составлять учебные планы и программы школ, методам управления школой, распорядку школьной внутренней дисциплины, учили их постоянно самообразовываться для овладения будущей профессией. Они работали на должностях «преподаватель педагогического института», «преподаватель-ученый», «учитель-методист». Это видно из ведомости на получение заработной платы: Преподаватель-ученый общественной истории Цэвээн Жамсарано, преподаватель-ученый естествознания Батухаан, учитель-методист геометрии и переводчик Кинева, учитель-методист Мари-кева и т.д.

В 1926 году в Учительском техникуме работал техническим работником российский специалист. Учитель Д. Лхагвасурэн вспоминает: «В 1949 году учащиеся техникума из-за недостатка продуктов питания в столовую наняли местных 3 русских, 2 китайцев, 3 монголов в качестве поваров и посудниц; из-за холода в связи с поломкой печи были устроены на работу технические работники во главе с местным русским М.Фроловым». Из воспоминаний учителя Ц. Ринчина, работающего в 1956-1959 годах: «В составе учительского коллектива работали дружно халха-монголы, буряты, русские, казахи, китайцы и представители других национальностей и поэтому для интернационального воспитания учащихся это было показательно».

Первые выпускники педагогического института в своих воспоминаниях писали: «Специалисты, приехавшие из СССР, Канташкеев, Сан-жин, Гомбоин очень хорошо преподавали и обучали предметам «Естествознание», «Анатомия человека», прекрасно владели методикой обучения предметам, тем самым сыграли огромную роль в выборе нашей будущей профессии».

Также они с большой любовью вспоминают праздник новогодней елки, где они с помощью учителей, приехавших в 1930-ые годы из СССР, изготавливали маски на елку.

Учитель-инструктор Рыбак, учитель-столяр Кожевников, организовали кружки, обучали детей мастерить стол, стул, подставку для книги, вешалки, железные ведра, лопаты, деревянные скрепки; учили резать по дереву, рисовать, шить, вязать, клеить, устраивали выставки на праздниках. Также учитель труда Казанков учил мастерить русские сапоги, пришивать подошвы, ремонтировать войлочную обувь, ставить подметки на обувь, мастерить столы, стулья, ворота, ремонтировать окна, тем самым приучали детей самым необходимым жизненным навыкам. Если говорить точнее, обучение детей новым навыкам, умениям делать, мастерить разные вещи подтверждает, что в жизнь кочевников-монголов входит новая культура.

Кроме того, во внеурочное время были организованы драматические, литературные, музыкальные кружки, откуда потом вышли известные на всю страну писатели Д. Сэнгээ, Д. Гар-маа, П. Хорлоо, композитор Гончигсумлаа, знаменитые художники Цэвэгжав, Д. Чойдог, артисты драмы Гомбодорж, Ринчин и др.

В эти годы были подарены школе кабинеты химии, физики, биологии; эти кабинеты были установлены в 1932 году в новом кирпичном здании педагогического института. Также из документальных материалов видно, что число работающих учителей из СССР в данной школе росло, и круг дисциплин расширялся. С 1938 года количество дисциплин с 12 выросло до 27. Это: Мировое положение; Русский язык; История СССР; Конституция СССР.

В связи с новыми требованиями к преподаванию истории партии, занятия по этой дисциплине стали вести приглашенные учителя из СССР.

В 1939 году по инициативе учителей из СССР было организовано отделение переводчиков, куда поступили и закончили 30 студентов. Кроме этого с 1930 года стали отправлять студентов из Монголии в СССР в педагогические вузы.

Рабфак Монгольского педагогического института в г. Улан-Удэ сыграл большую роль в деле подготовки учительских кадров. Во время Великой Отечественной войны в СССР было запрещено нахождение и обучение иностранных студентов, поэтому Рабфак Монгольского педагогического института в г. Улан-Удэ в 1941 году вместе с учителями географии Хашгановой, Будаевым, учителем русского языка Олзоевым,

специалистом Ричковой, со 140 студентами и всем оборудованием был вынужден переехать в Улан-Батор и объединиться с Улан-Баторским педагогическим институтом. Вернувшихся из СССР студентов перевели в основную группу и группу временных курсов по подготовке учителей.

Весной 1942 года для выпускников семилетних школ городов Ундэрхаан, Улаанбаатар, Ал-танбулаг, Цэцэрлэг, Улиастай, Жаргалант организовали 45-дневные временные курсы, где учителя данного института М.М.Зайцева и др. читали лекции, проводили семинары, практикумы, разрабатывали планы уроков 1-3 классов, писали конспекты и готовили учителей.

Монгольские учителя, перенимая опыт российских специалистов, знакомясь с мировой культурой, с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, обретают знания о русском языке. С 1945 года в Монгольском государственном институте общего образования стали преподавать русский язык. В связи с этим под руково-

дством учителя Андреновой были собраны 40 русских детей, родившихся и выросших в Монголии, и в течение 3-х лет получили специальность «Учитель русского языка и литературы». Из этого курса наиболее известными стали Егумнов, Капустина. Позже в начале 1980-х годов обучение и изучение русского языка сочли необходимым, и в 1983 году по решению Министерства народного образования Монголии и согласно приказу ректора института лучшие 30 студентов в изучении русского языка данного института с 3-го курса отбирались и обучались по специальности «Учитель русского языка в начальных классах». Первыми преподавателями были Нанжид, П. Гундэгмаа.

Ниже мы приводим список имен специалистов из СССР, представителей российской интеллигенции, внесших свою роль в становлении Монгольского государственного педагогического института с начала и до середины XX века:

Год Должность ФИО

1924-1926 гг. Первый директор студенческой школы Учителя Д.А. Абашеев Ж. Цэвээн, Эрдэнэбатуухан, Хазгаев, Кисаев, Марикева.

1926-1928 гг. Учителя Б.С. Кинева, М.Н. Маринов

1928 г. Учитель столярного дела Д. С. Рыбак

1928-1938 гг. Учитель естествознания Санжин

1928 г Учитель столярного дела Кожевников

1929 г Учитель культуры Шармун

1929-1930 гг. Гомбоин

1929 г. Учитель музыки Ш.С. Кольцов

1929 г. А. С. Канташкеев

1931 г. К.И. Помширянцев

Учитель физкультуры Мельмин

1933 г. Учитель труда Казанков

1934-1941 гг. Д. С. Черков

1936 г.

1937-1939 гг. Учитель математики Кувирузка

1937-1939 гг. П.Х. Ольга, Б.К. Шагиян

1938 г. Б.Ч. Подгайченко

1938-1943 гг. Л.А. Рычкова

1938 г. Токарев, Давыдова

1941-1943 гг. Учитель химии Д.А. Шишкинская

1941-1945 гг. Учитель русского языка К.А. Олзоев

1941-1945 гг. Воспитатель Н.А. Антонова

1941-1944 гг. Учитель русского языка З.А. Журавлева

1941-1943 гг. Учитель математики С. А. Хамаганова

1941-1943 гг. Воспитатель Дамчинов

1941 г. А.И. Шарков

1941-1942 гг. Будаев

1941 г. Специалист Рычкова

1941-1942 гг. Учитель географии А. С. Карбенков

1941-1942 гг. Учитель биологии Шатская

1942-1944 гг. Смирнов

1942-1944 гг. Учитель математики М.М. Зайцова

1942-1944 гг. Ишханова

1942-1944 гг. Учитель физкультуры Мельмон

1942-1944 гг. Учитель биологии Марьясов

1942-1943 гг. Учитель русского языка Капустина

1945 г. К.А. Андренова

1946 г. Н.А. Соловьев

1946-1949 гг. Учитель русского языка Брудковская

1946 г. Учитель русского языка Журавлева

1949 г. Учитель русского языка Радинова

1953-1954 гг. Морозова

1953-1956 гг. Садовый работник Н.П. Петрова

1954-1956 гг. Учитель русского языка Воловик

1954-1960 гг. Учитель русского языка В.Ф. Максикова

Русский ученый И. Майский об образовании монголов писал: «0,1 % населения умеет читать и писать», но после национально-освободительной революции 1911 года во многом усилиями преподавателей флагмана образования Монголии Учительского техникума, благодаря помощи российских специалистов, представителей бурятской интеллигенции уровень образования населения достиг 98, 3 %. Это свидетельствует о прочной и надежной основе образования Монголии в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 90 лет истории Монгольского педагогического института более 70 российских специалистов, представителей бурятской интеллигенции сыграли огромную роль в деле подготовки и в профессиональном становлении учителей, в освоении русского языка, цивилизации, в интернациональном воспитании молодежи. При их помощи учителя, учащиеся Учительского техникума знакомили монгольский народ с русской, мировой культурой, светским образованием, учили грамоте, успешно внедряли в массы культуру. На сегодня грамотность всего населения составляет 98, 3 % Монголии. Это все заслуга российских специалистов и российской школы.

С первых дней после победы революции Правительство МНР развернуло работу по соз-

данию системы народного образования. Ее развитие шло по двум линиям: с одной стороны, путем организации школьного образования подрастающего поколения, а с другой, путем внедрения внешкольного образования, ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Оба направления были одинаково важны, что определялось текущими и перспективными задачами, стоявшими перед страной.

Развитие страны с 1921 г. по социалистическому пути предопределило значительное влияние Советского Союза на культуру и образование Монголии в последующие 70 лет. Как свидетельствует проведенный сравнительный анализ российских и монгольских документов об образовании, в 1920-1930-е гг. в основу системы образования Монгольской Народной Республики были положены принципы советской образовательной системы: всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения образования, коммунистическая направленность обучения и воспитания, связь обучения с производительным трудом и др. Советские педагоги оказали большую помощь в реализации принципов государственной образовательной политики.

Литература

1. Бира Ш. Монгол Автономит засгийн уед терийн сургуулийн хэргийг хегжуулэх талаар авч явуулсан зарим дэвшилт арга хэмжээний тухай. - Улаанбаатар, 1958;

2. Сэр-Оджав Н. Монголын автономитын Yеийн соелын зарим асуудлууд (Некоторые вопросы истории культуры Монголии периода автономии) // Шинжлэх ухаан. — 1956. — № 3. — С. 13-78;

3. Машлай Т. Автономитын Yеийн монголын сургуулиудын ангийн шинж чанар (Классовая сущность монгольских школ периода автономии) // Багш (Учитель). - 1957. -№ Т.- С. 12.

4. УТАрхив. Ф. №6. 1 ХН, 1 х, 37.

5. Майский И.М. Современная Монголия (Отчет Монгольской экспедиции, снаряженной Иркутской Конторой Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ «Центросоюз»). - Иркутск: Гос. издательство, 1921. 332 с.

6. МУ-д шинэ цагийн боловсрол уусч хегжсений 90 жилийн ЭШХ-ын эмхэтгэл.- Улаанбаатар, 2011 он.

Аюушын Оюунтунгалаг, доктор (Ph-d), доцент Монгольского университета образования.

Батжаргал Чинзориг, аспирант Бурятского госуниверситета, е-mail: hoowor@mail.ru

Ayush Oyuntungalag, Ph-d, associate professor, Mongolian University of education.

Batzhargal Chinzorig, post-graduate student, Buryat State University, е-mail: hoowor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.