Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся воспитательной службой православной гимназии'

Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся воспитательной службой православной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ORTHODOX GYMNASIUM / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхов Алексей Алексеевич

В статье раскрывается содержание понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» в контексте православного общеобразовательного учреждения, делается вывод об их соотношении в практической педагогике, предоставляются результаты анализа целей и задач воспитательной службы православной гимназии в сравнении с общеобразовательной школой, выявляется роль социального партнёрства в духовно-нравственном воспитании учащихся православной гимназии, определяются границы социального партнёрства между православной и светской социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT AND SUPPORT OF THE PUPILS BY THE EDUCATIONAL SERVICE OF AN ORTHODOX GYMNASIUM

The article discovers the content of the concepts “pedagogical accompaniment” and “pedagogical support” in the context of an Orthodox general education institution. The author concludes on their correlation in the practical pedagogics, presents the results of analyzing the goals and tasks of the Orthodox gymnasium educational service in comparison with the comprehensive school, reveals the role of social partnership in the spiritual and moral education of the Orthodox gymnasium pupils, identifies the limits of social partnership between an Orthodox and secular social environment.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся воспитательной службой православной гимназии»

Стерхов Алексей Алексеевич

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

В статье раскрывается содержание понятий "педагогическое сопровождение" и "педагогическая поддержка" в контексте православного общеобразовательного учреждения, делается вывод об их соотношении в практической педагогике, предоставляются результаты анализа целей и задач воспитательной службы православной гимназии в сравнении с общеобразовательной школой, выявляется роль социального партнёрства в духовно-нравственном воспитании учащихся православной гимназии, определяются границы социального партнёрства между православной и светской социальной средой. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/1 -2/58.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1(55): в 2-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

Раздел ЦОР содержит как ссылку на сайт единой коллекции таких ресурсов http://school-collection.edu.ru/, так и ссылки на сайты региональных или муниципальные ЦОР, например: «Работы победителей конкурса РТ».

В раздел «Полезные ссылки» представлен список сайтов, предназначенных для изучения иностранных языков, например: http://www.franklang.ru/ (мультиязыковой проект Ильи Франка), http://www.toefl.ru/ (информация об экзамене TOEFL), http://www.studygerman.ru/ (для изучающих немецкий язык) и др.

Разделы «Рейтинги» и «Конкурсы» содержат информацию для учащихся о предстоящих конкурсах и результаты ранее проведенных конкурсов.

В заключение заметим, что, во-первых, использование ЭОР в обучении иностранным языкам - это необходимость сегодняшнего дня; во-вторых, основным преимуществом ЭОР с их многообразной структурой является интерактивность; в-третьих, эффективность использования ЭОР в учебном процессе зависит от умения педагога грамотно с ним работать.

Список литературы:

1. Единые требования к электронным образовательным ресурсам [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. М., 2011. 48 с. URL: http://kpfu.ru/docs/F939875832/et.pdf (дата обращения: 01.11.2015).

2. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

[Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России № 2 от 9 января 2014 г. URL: http://минобрнауки.рф/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6045 (дата обращения: 01.11.2015).

THE PECULIARITIES OF THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING (THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Sibgatullina Al'fiya Ashrafullovna, Ph. D. in Pedagogy Kazan (Volga region) Federal University in Yelabuga a.sibgatuUina@bk.ru

The article is devoted to the use of electronic educational resources in the process of the foreign language teaching. The author considers the notion "electronic educational resources", analyzes their advantages compared to the traditional means of education, and discusses the structure of these resources intended for the foreign languages teaching. The experience of their use in the secondary schools of the Republic of Tatarstan is generalized.

Key words and phrases: e-learning; electronic educational resource; digital educational resource; interactivity; multimedia.

УДК 373.1

В статье раскрывается содержание понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» в контексте православного общеобразовательного учреждения, делается вывод об их соотношении в практической педагогике, предоставляются результаты анализа целей и задач воспитательной службы православной гимназии в сравнении с общеобразовательной школой, выявляется роль социального партнёрства в духовно-нравственном воспитании учащихся православной гимназии, определяются границы социального партнёрства между православной и светской социальной средой.

Ключевые слова и фразы: педагогическое сопровождение; педагогическая поддержка; духовно-нравственное воспитание; православная гимназия; социальное партнёрство; социализация.

Стерхов Алексей Алексеевич

Шадринский государственный педагогический институт sterkhov1979@mail. гы

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой сложный и многогранный процесс формирования нравственных идеалов, потребностей, понятий и убеждений, направленный на освоение социального опыта, ценностного мира и осуществляемый под воздействием социальных институтов, с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизнедеятельности. Важное место здесь отводится педагогическому сопровождению и поддержке, которая позволяет добиться формирования у школьников фундаментальных ценностно-ориентационных основ через приобщение к культурно-религиозным традициям нашей Родины.

Прежде чем перейти к исследованию особенностей педагогического сопровождения и педагогической поддержки учащихся в православном общеобразовательном учреждении, рассмотрим и детерминируем два данных понятия, чтобы определить, синонимичны ли они или имеют различия в семантическом плане. В современной педагогике активно развиваются и исследуются возможности парадигмы сопровождения учащихся (Э. М. Александровская, И. А. Баева, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Е. В. Коротаева, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова). Основы теории педагогической поддержки заложены сравнительно недавно О. С. Газманом,

13.00.00 Педагогические науки

211

который выводит важный тезис о разработке двух принципов программирования педагогической поддержки, противоположных друг другу, но необходимых для полноценного развития личности ребёнка. Исследователи исходят из педагогической антитезы «социализация - индивидуализация» [1, с. 13], то есть одна и та же личность ребёнка становится точкой пересечения двух важнейших программ: с одной стороны, воспитание в рамках государственных, национальных и общекультурных ценностей; с другой стороны, развитие учащегося как самобытной индивидуальности.

Глубоко исследует соотношение парадигм сопровождения и поддержки ребёнка в педагогической теории и практике Л. И. Пономарёва, чьи научные взгляды сосредоточены на большей значимости сопровождения детей по отношению к поддержке. Учёный аргументирует превалирующую роль сопровождения тем, что, «оказывая поддержку ребёнку, педагог имеет дело с реальной проблемой, которая существует уже фактически, сопровождение же носит превентивный, пропедевтический характер и позволяет предупредить появление подобных проблем» [4, с. 174]. Интересную и заслуживающую отдельного изучения точку зрения высказывает известный учёный-педагог Н. О. Яковлева, отмечающая некорректность персонифицированного словосочетания «сопровождение детей, старшеклассников, учащихся, подростков и т.д.» [6, с. 47]. Данный тезис аргументируется мнением, что педагог должен сопровождать не саму личность, а значимые для её становления процессы, которые и необходимо контролировать и поддерживать.

Проводя непрерывное исследование православной образовательной среды с 2007 по 2015 год, мы считаем возможным констатировать следующий факт: если в обычной общеобразовательной школе обучающийся воспринимается как целостная личность, включённая в воспитательный процесс, то православная гимназия делит личность на духовную и телесную стороны, отсюда отдельным аспектом выносится отношение к своему телу. Духовная составляющая, по определению приоритетная над физической, должна постоянно контролировать здоровье тела, игнорировать попытки приобщить его к вредным привычкам, противоправному поведению и, напротив, использовать возможности организма для неустанного труда на пользу государству, церкви и обществу. Не только каждая отдельная личность, но и сама гимназия в данном случае воспринимается как единый синхронизированный в мыслях и поступках организм, движущийся к достижению духовно-нравственного совершенства.

Российский православный педагог В. В. Зеньковский прямо указывает в качестве одной из важнейших воспитательных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением, «создание такой школы, которая была бы единым духовным организмом, где возможным становится разностороннее выражение энергии ребёнка» [2, с. 139]. В таких условиях неизбежно включение в процесс педагогического сопровождения и поддержки представителей религиозной организации: духовника гимназии, священнослужителей местного храма, деятелей православной культуры (в том числе известных на общероссийском уровне, как протоиерей Артемий Владимиров, писатель Фазиль Ирзабеков и др.). И одной из базовых задач педагогического сопровождения учащихся, значимость которой, как ни парадоксально, подчёркивают, прежде всего, сами религиозные деятели, является избегание крайностей в воспитании в сторону гипертрофированной клерикализа-ции личности. Например, иерей Евгений (Шестун) в своём труде «Православная педагогика» категорично разграничивает фанатизм и христианскую любовь [5, с. 561]. Исходя из вышеуказанного тезиса, поддержанного православной педагогической наукой, строится модель педагогического сопровождения в православной гимназии, в основе которой и будет лежать воспитательная программа. Чтобы воспитательная программа работала эффективно в данной образовательной среде, необходимо детерминировать её цели и задачи.

Цели воспитательной программы в православной гимназии направлены, как и в светской школе, во-первых, на создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское общество и правовое государство. Во-вторых, непрерывное формирование коммуникативного, интеллектуального и эстетического потенциалов учащегося. В-третьих, гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и приобщение его к основополагающим жизненным принципам на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций как России в целом, так и родного края.

Но при более детальном анализе, приступив к рассмотрению задач воспитательной деятельности в православной гимназии, уже увидим серьёзные отличия. Прежде всего, количество задач гораздо большее, нежели заложено в воспитательных программах светской школы, сами задачи чётко дифференцированы и объединены в четыре логические группы:

1) по отношению к Богу и ближним: воспитание чувств любви к Богу, покаяния за содеянные грехи, благодарности за попечение Божие о своём спасении; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений; воспитание дружелюбия и честности в обращении с людьми, скромности в словах и поступках, воспитание кротости, смирения и милосердия; воспитание доброго отношения к семье;

2) по отношению к Отечеству: воспитание любви к Родине и верности своему Отечеству; формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей; формирование стремления к выполнению своего гражданского долга и готовности приносить пользу обществу и государству; утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России; привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

3) по отношению к своему телу: умеренность в пище, всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и повышение социальной активности; формирование навыков здорового образа жизни, организация и профилактика вредных привычек, наркомании, асоциального поведения. При этом мы наблюдаем табуирова-ние некоторых аспектов полового воспитания, ортодоксально негативную позицию по отношению к нетрадиционным половым отношениям, что идёт в согласии с политикой законодательной власти и правительства РФ;

4) по отношению к вещам: бережное отношение к гимназическому, личному и чужому имуществу; воспитание трудолюбия и практичности.

Таким образом, наряду со стандартным набором воспитательных задач, направленных на адаптацию ребёнка в государстве и обществе, в православных гимназиях наблюдается целый ряд задач специфических, совершенно несвойственных светской общеобразовательной школе. Примечательно, что отношение к Богу и отношение к ближним не отделяются друг от друга и отнесены к одной группе, поскольку построение конструктивного взаимодействия с окружающими, бесконфликтность межличностных отношений, творческое саморазвитие с точки зрения конфессионального образования невозможны без соблюдения основных нравственных заповедей, заложенных в христианской религии. С позиции православия подчёркнутое соблюдение всех религиозные догматов, с одной стороны, и одновременное нежелание помочь ближнему в бытовой ситуации, с другой стороны, означает ложное понимание духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные задачи решаются в православной гимназии посредством работы по соответствующим направлениям с помощью социальных партнёров. Роль и границы социального партнёрства определяются спецификой православной общеобразовательной среды. Так, поощряются паломнические поездки по монастырям и православным летним лагерям, сотрудничество с храмом, библиотеками, спортивными учреждениями, музеями, вузами и колледжами. Тесные партнёрские взаимоотношения связывают семью, школу и церковь. И. В. Метлик не отрицает возможности поддержки духовно-нравственного воспитания учащихся социальной активностью бизнеса [3, с. 235]. С данным утверждением можно согласиться, проводя историческую параллель с традициями меценатства в Российской империи.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что воспитательные задачи в православной гимназии имеют конфессиональную специфику, но ставят целью интеграцию учащегося в российское общество, как и в светской школе. Православное общеобразовательное учреждение не закрыто для социального партнёрства, поощряются различные социальные проекты, в том числе в интернет-сообществах, открыто к дискуссиям по поводу духовно-нравственного воспитания учащихся и отрицательно воспринимает такое явление, как религиозный фанатизм.

Таким образом, анализ особенностей православной общеобразовательной среды показал, что в контексте нашего исследования под феноменом «педагогическое сопровождение» нами понимается целенаправленное развитие личности учащегося на основе его самостоятельных действий, а «педагогическая поддержка» представляет собой вмешательство педагога в процесс самовоспитания при наличии угрозы девиаций. Отсюда мы можем сделать вывод, что термины «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» не синонимы, но взаимосвязанные понятия. Интенсификация педагогического вмешательства в развитие личности ребёнка позволяет говорить о поддержке учащихся, параллельное следование развитию личности ребёнка указывает нам, что речь идёт о сопровождении ребёнка. Сопровождение создаёт условия для самостоятельной деятельности учащегося, а его поддержка требует совместной работы, сотрудничества и сотворчества педагога и ученика. Таким образом, следует считать педагогическую поддержку частью процесса педагогического сопровождения, которая включается в тех случаях, когда ребёнок не в силах самостоятельно преодолеть возникшую учебную или воспитательную проблему. При этом педагогическая поддержка первична, так как включиться автономно в процесс социализации при переходе к общему образованию ребёнок не в состоянии, ему необходимо овладеть правилами и нормами, по которым функционируют как малая социальная группа, субъектом которой он является, так и общество в целом.

Список литературы

1. Газман О. С. Нужна ли программа воспитания демократической школе? // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 7-14.

2. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин: Христианская жизнь, 2002. 224 с.

3. Метлик И. В. Взаимодействие основных социальных институтов в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 231-236.

4. Пономарёва Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 171-174.

5. Шестун Е. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. 576 с.

6. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 4. С. 46-49.

PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT AND SUPPORT OF THE PUPILS BY THE EDUCATIONAL SERVICE OF AN ORTHODOX GYMNASIUM

Sterkhov Aleksei Alekseevich

Shadrinsk State Pedagogical Institute sterkhov1979@mail. ru

The article discovers the content of the concepts "pedagogical accompaniment" and "pedagogical support" in the context of an Orthodox general education institution. The author concludes on their correlation in the practical pedagogics, presents the results of analyzing the goals and tasks of the Orthodox gymnasium educational service in comparison with the comprehensive school, reveals the role of social partnership in the spiritual and moral education of the Orthodox gymnasium pupils, identifies the limits of social partnership between an Orthodox and secular social environment.

Key words and phrases: pedagogical accompaniment; pedagogical support; spiritual and moral education; Orthodox gymnasium; social partnership; socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.