Научная статья на тему 'Православная гимназия как модель реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики'

Православная гимназия как модель реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ) ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИОЗНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ПЕДАГОГИКИ / RELIGIOUS (ORTHODOX) PEDAGOGICS / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF REALIZATION OF RELIGIOUS (ORTHODOX) PEDAGOGICS EDUCATIONAL POTENTIAL / RELIGION / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронов Владимир Иванович

В статье рассматривается проблема воспитания современного школьника в религиозной (православной) традиции на основе реализации структурно-функциональной модели в условиях негосударственного общеобразовательного учреждения православной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Classical School as a Model of Realization of the Educational Potential of the Religious (Orthodox) Pedagogics

The paper considers the problem of education in the religious (Orthodox) tradition on the basis of a structural and functional model at Orthodox nongovernmental high school.

Текст научной работы на тему «Православная гимназия как модель реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики»

ДИСКУССИИ

УДК 37.017.93

В. И. Миронов

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ КАК МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИОЗНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания современного школьника в религиозной (православной) традиции на основе реализации структурно-функциональной модели в условиях негосударственного общеобразовательного учреждения православной направленности.

Ключевые слова: религия, религиозная (православная) педагогика, духовнонравственное воспитание, структурно-функциональная модель реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики.

Abstract. The paper considers the problem of education in the religious (Orthodox) tradition on the basis of a structural and functional model at Orthodox nongovernmental high school.

Index terms: religion, religious (Orthodox) pedagogics, spiritual-moral education, structural-functional model of realization of religious (Orthodox) pedagogics educational potential.

Современное общество и государство требуют от системы образования решения задачи модернизации, обусловленной переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, когда основным механизмом функционирования и развития становится инновационная деятельность во всех сферах социальной практики. Перед исследователями и разработчиками инновационных программ и проектов в образовании, полагает В. И. Слободчиков, стоит «двуединая задача - осмысления как тех ценностей, которые уже отложились в традициях, так и тех ценностей, которые могут сложиться благодаря инновациям» [8, с. 82]. В. С. Степин указывает на взаимодополнительность функций науки и религии в культуре. Наука является источником инноваций, религия же выступает хранителем традиций [10, с. 22-23]. Инновации, по мнению В. И. Слободчикова, невозможны без опоры на традицию и, в свою очередь, через институциализацию постепенно включаются в традицию. Поэтому модернизировать современное образование, считаем мы, следует на основе интеграции духовных и светских основ, научного и религиозного методов познания. Лишь опираясь на традицию, в которой укоренена отечественная культура, мы можем создать прочный фундамент для решения задачи модернизации образования и всей общественной жизни.

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Изменения затронули всех, но их последствия особенно тяжелы для детей и молодежи. В. И. Слободчиков определяет этот процесс как «порабощение внутренней жизни, всего сознания человека материальными, телесными, плотскими потребностями... Идет активная попытка превратить потребности, прежде всего плотские потребности, часто в извращенной форме, в ведущий мотив поведения» [7, с. 31].

Так, можно сказать, притупляется ценность истинной жизни, ощущение смерти и бессмертия. На этой экзистенциальной основе раскрывается воспитательный потенциал религиозной педагогики. На него обращал внимание В. В. Зеньковский, когда писал, что «нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти» [4, с. 132]. Поэтому, как и во все времена, актуальной проблемой становится поиск истоков духовного в обществе и воспитании. Сложившаяся ситуация привела к пересмотру федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, одной из ключевых составляющих новых стандартов в структуре основной образовательной программы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся [6], под которым понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия ... базовых национальных ценностей» [2, с. 9]. Наряду с патриотизмом, социальной солидарностью, гражданственностью, семьей, трудом и творчеством, наукой, искусством и литературой, природой, человечеством к базовым национальным ценностям относятся «традиционные российские религии» [2, с. 18-19].

Религия, обладающая огромным воспитательным потенциалом, является носителем представлений о вере, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, толерантности, приоритете духовного начала в человеке, под которым В. В. Зеньковский подразумевал «неутомимое искание Бесконечности» [4, с. 150]. Отметим, что понятие «духовность», «духовный» связывают с религией практически все этимологические словари. Философ Н. А. Бердяев полагал, что культура родилась из культа и имеет религиозные основы. Религиозной в своем существе является культура народов, населяющих современную Россию, в том числе русского народа. В связи с этим по инициативе государственной власти и религиозных конфессий с 2009/ 10 уч. г. в 19 регионах России началась апробация нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-5 классов. Он включает несколько модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Таким образом, религия рас-

сматривается как один из ресурсов развития личности не только в плане приобретения знаний, но в целом развития личных задатков и способностей на основе формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в жизни и духовно-нравственных ценностях.

Не имея возможности и задачи в данной статье отметить общее во всех религиях мира, провести сравнение с педагогической теорией и практикой других традиционных религий и христианских конфессий (однако исходя из этого), мы раскроем потенциал православной педагогики. Для этого, прежде всего, остановимся на понятии «религия». Его происхождение указывает на два основных значения: соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом (Цицерон, Лактанций, Аврелий, Августин). Религия имеет две стороны: внешнюю - как она видится постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами определенной религии.

С внешней стороны религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя. Религиозное мировоззрение всегда носит общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации, а именно церкви, с ее определенной структурой, моралью, правилами жизни последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны религия - это непосредственное переживание Бога человеком. Для истинно верующего человека в любом возрасте она открывает особый духовный мир, в центре которого находится Бог, бесконечное многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать невозможно. С. Н. Булгаков лаконично выразил эту мысль: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом» [1, с. 12].

Было бы ошибкой противопоставлять в религии ее объективное содержание и то субъективное религиозное чувство, которое составляет существо религиозной жизни. В этом живом религиозном чувстве, согласно В. С. Соловьеву, осуществляется троякое отношение к действительности божества: 1) ощущение собственного несовершенства, самоосуждение,

неодобрение наличной действительности, противоположности божеству; 2) осознание высшего идеала как другой действительности или как ис-тинносущего; 3) целеполагание жизни в достижении «Божиего подобия» или, иначе говоря, в совершенствовании по образу этого высшего идеала [9, с. 195-197].

Этот высший идеал указывает своим последователям основатель христианства Иисус Христос: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5; 48). Поэтому в христианстве богоуподобле-

ние является центральной идеей, на которой строится религиозная (православная) педагогика как система. Ради осуществления этой идеи, с точки зрения христианского богословия, произошло воплощение Бога в человеческой природе, или, как это лаконично выражали святые отцы христианской церкви: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Согласно И. А. Ильину, человек лишь тогда идет верным путем к Богу, когда он свободно и цельно любит Совершенство [5, с. 96-97]. Но эта любовь к Совершенству не пустая мечта - это смысложизненный процесс, направленный на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, в святости, иначе говоря - спасение.

Особенно ценным в воспитании на основе христианской традиции является то, что христианство есть не только путь спасения человечества, но и откровение о человеке. Согласно христианству, человек причастен двум мирам - материальному и духовному. Поэтому духовно-нравственное самоопределение человека как личности предполагает переход от мира материального к духовному, от реального к идеальному, от чувственного к сверхчувственному. В этом состоит смысл и направленность воспитания. Реальный мир - чувственно воспринимаемый, очевидный, присутствующий как данность, в то же время в биографических рамках каждой отдельной личности - это мир уходящий. Идеальный же мир - умопостигаемый, воспринимаемый как заданность и в то же время ожидаемый и грядущий. Это откровение о человеке, связанное с фактом Боговоплощения и спасения через смерть и Воскресение Христа, по мнению В. В. Зеньков-ского, нашло отражение в свойственной гуманистической педагогике вере в человека, в его творческую силу, способность к прогрессу [4, с. 17].

Согласно классику отечественной педагогики Н. И. Пирогову, реализм, сводимый к изучению мира внешнего, «никогда еще один, сам по себе, не мог вполне развить все высшие способности духа». Он должен быть дополнен изучением мира внутреннего, идеального, «открываемого религией, словом и историей» [12, с. 428]. К. Д. Ушинский, приводя и развивая это положение Н. И. Пирогова, говорил, что основное значение религии в деле образования связано не с передачей знаний, а с задачей развития, если использовать современную терминологию, когнитивной способности человека, с задачей гуманизма: «Если мы не ставим религию средоточием гуманного образования, то только потому, что она должна стоять во главе его... Наука изучает только постижимое, религия устремляет дух человека к вечному и вечно непостижимому» [12, с. 432]. При этом мы обнаруживаем значительное сходство между религией и наукой, представляющими собой попытку рационального проникновения в смысл обнаруживаемых в опыте явлений. Различие заключается только в том, что эти две области познания имеют дело с разными видами опыта: мистическим и чувственным.

Ориентация личности на идеальное самоопределение, в том числе как стремление к полноте самореализации в Боге, открывает путь для полной и совершенной свободы, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3; 17). Исследуя проблему свободы в педагогике, в том числе религиозной (православной), мы установили, что В. В. Зеньковский связывал дар свободы с образом Божиим, пребывающем в человеке [3, с. 53]. Поэтому свобода дана каждому, однако она не имеет самого ценного - внутренней связи с добром. И это особенно важно для теоретической и практической педагогики. Стремление человека к нравственному самоопределению означает выбор одного из двух возможных путей: либо погружение в стихию страстей, беспечности и безответственности, порабощающих, опустошающих, томящих и разрушающих личность, либо обращение к ценностям духовной культуры, раскрываемым в науке, искусстве, религии, в том числе к вере во Христа, преображающей и обновляющей человека, дающей оправдание и смысл процессу его свободного становления.

И если важнейшая задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать построению в России гражданского общества, в основе которого лежит идея единства людей как граждан и осознание ими этого единства, т. е. идея солидарности, то здесь учителем является Иисус Христос, явивший пример солидарности со всеми людьми в человеческой радости и человеческой скорби. Апостол Павел призывал христиан: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Гал. 6; 2).

Таким образом, воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики состоит в возможности достижения двуединой цели - воспитании для вечной и для земной жизни, которое осуществляется на основе духовно-нравственного становления личности ребенка, подростка, девушки, юноши через познание и принятие ценностей религиозной (православной) культуры. Это ориентирует педагогический процесс на разработку модели, в которой мы выделяем целевой блок, включающий в себя цель и задачи, достигаемые на основе принципов религиозного (православного) воспитания:

• природосообразности, культуросообразности и свободосообразнос-ти, конкретизируемых в принципах индивидуального подхода;

• иерархичности;

• реализации возрастных и гендерных особенностей личности;

• богочеловечности;

• целостности;

• предметности;

• свободы;

• церковности;

• любви.

При этом мы исходим из структуры личности учащегося, определяющей задачи и аспекты воспитания, а также его содержательную и технологи-

ческую составляющие. В соответствии с выделенными нами положениями религиозной (православной) педагогики, ум должен познать истину, добро и красоту (развитие интеллекта), полюбить их (воспитание чувств); иметь достаточно сил, чтобы стремиться к совершенству (воспитание воли), а тело необходимо сделать послушным орудием духа. Содержание воспитания связано со структурой личности, состоящей из духа, души и тела. Соответственно уровням бытия личности выделяются аспекты воспитания:

• духовный (воспитание религиозного чувства, духовности, достижение богоуподобления и спасения);

• социальный (воцерковление всей человеческой жизни);

• биологический (решение проблемы жизни и смерти через ориентацию на вечную жизнь и бессмертие души).

Содержательный потенциал религиозной (православной) педагогики включает в себя ценностные ориентации личности (в православной традиции - добродетели): веру, знание, свободу и ответственность, целомудрие, а также солидарность с окружающими людьми как их деятельное проявление.

Организационно-дидактический потенциал состоит в совокупности традиционных и инновационных методов воспитания, реализуемых в урочной и внеурочной формах. Это ориентация на образец духовнонравственного совершенства - личность Богочеловека Иисуса Христа и христианских подвижников, личный пример истинно верующего, предупреждение деструктивных потребностей, постоянное упражнение в добрых делах. Обучение истинам веры осуществляется с помощью повествовательного, вопросно-ответного, катехизического, эвристического и диалогического методов.

Успешная реализация воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики требует, чтобы были выполнены следующие педагогические условия, являющиеся структурными элементами выстраиваемой нами модели:

• восстановление приоритета духовно-нравственного воспитания;

• теоретико-методологическое обеспечение религиозного (православного) воспитания;

• единство обучения и воспитания;

• интеграция ценностей религиозной (православной) культуры в общеобразовательные дисциплины;

• систематическое преподавание учебного курса «Основы православной культуры»;

• разработка системы воспитательной работы, базирующейся на принципах религиозной (православной) педагогики;

• объединение действий педагогов, учащихся и их родителей.

В качестве прогнозируемого результата реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики мы выделяем станов-

ление и развитие личности, способной к осознанному свободному самоопределению в нравственно-должном и духовно-совершенном.

Представленная модель прошла апробацию на базе одной из школ г. Екатеринбурга - НОУ «Православная гимназия “Во имя святых Царственных Страстотерпцев”». Выполняя в полном объеме государственный стандарт образования, педагогический коллектив гимназии руководствуется основными мировоззренческими принципами религиозной (православной) традиции. Это выражается, с одной стороны, в обогащении содержания общеобразовательных дисциплин ценностным смыслом религиозной (православной) культуры, с другой - во введении в учебный план дополнительных дисциплин гимназического компонента и факультативов, отражающих конфессиональную и традиционную классическую составляющие гимназического образования. К таким дисциплинам относится, прежде всего, комплексный курс «Основы православной культуры», включающий Закон Божий, знания о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, основы вероучения и нравственных заповедей, а также сведения о мировой и отечественной истории религиозной и церковной жизни, религиозного искусства, философии, народных традиций. При этом часть тем органично интегрирована в курсы гуманитарных (русский язык, литература, история, обществознание, МХК) и естественнонаучных дисциплин (биология, география, химия, физика). Кроме того, в гимназии преподается церковно-славянский язык, способствующий более плодотворному освоению отечественной языковой культуры и вводящий гимназистов в мир древнерусской литературы.

В образовательной деятельности гимназия ориентируется на классическую традицию, которая уделяет значительное внимание изучению словесности, искусству владения родным языком. Это побудило нас обратиться к творчеству К. Д. Ушинского. Христианская духовность в педагогической теории К. Д. Ушинского стоит в неразрывной связи с народностью, или национальной основой воспитания: «...Всякое европейское общественное воспитание если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство, бесспорно, есть один из главнейших элементов образования у новых народов» [11, с. 54]. С 2008/09 уч. г. изучение родной словесности в начальной школе гимназии осуществляется на основе учебных книг К. Д. Ушинского в обработке и с методическим сопровождением И. А. Горячевой. С 2008 г. в гимназии проводятся учебно-методические семинары под ее руководством с участием педагогов не только нашего учебного заведения, но и коллег из других регионов России.

Заметим, что как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины ориентируют на выработку мировоззрения через ощущение и познание Вселенной, когда открывается глубина, красота и целесообразность окружающего мира, обнаруживается культурно-исторический смысл об-

разования. Человек, в отличие от животных, ориентированных на потребительское освоение окружающего мира, нацелен на образование новых культурных ценностей. Так создается новый, невиданный ранее мир вещей, преобразующий природу, образ жизни и самого человека. Таким образом, человеческая деятельность выполняет мощную гуманитарную функцию, возвышая человека над природой и перемещая в предметную область, определяемую человеческим языком, обычаями и технологиями. Этот результат достигается через аксиологизацию естественнонаучного и гуманитарного образования на основе принятия ценностей духовной культуры, в том числе религиозной, в сочетании с достижениями современной науки, и осмысление ее нравственно-деонтологического значения для человечества.

Что касается естественнонаучных дисциплин, то их значительный содержательный потенциал в решении актуализированной нами проблемы заключается в использовании биографического подхода. Многие выдающиеся ученые были глубоко верующими, а некоторые занимались богословием (И. Ньютон, М. Планк, Б. В. Раушенбах), даже были священнослужителями (аббат Г. Мендель, архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий)) и считали религиозную жизнь не менее важной, чем занятия наукой. Пример этих подвижников веры и науки позволяет учащимся увидеть глубокую связь веры и знания, взаимодополнительность науки и религии.

Гимназисты регулярно принимают участие в олимпиадах и конкурсах предметной и художественно-эстетической направленности (среди них всероссийская олимпиада по основам православной культуры; открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»; областной конкурс по православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия»; всероссийский театрально-музыкальный фестиваль «Ангельские лики»; международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», фестиваль детских хоровых коллективов в честь святой мученицы Екатерины и др.).

Основной особенностью религиозно-нравственного воспитания учащихся в гимназии является церковная жизнь в соответствии с традициями Православия, предполагающая совместную молитву перед началом и по окончании учебного дня, общегимназические богослужения в значимые церковные праздники, регулярные индивидуальные беседы и исповедь у духовника гимназии. Для этих целей в пространстве гимназии устроена часовня, где ежедневно совершаются богослужения. Можно сказать, что вряд ли найдется в какой-либо общеобразовательной школе столь необходимое для растущего человека и его души место. Значительная роль в религиозно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании отводится гимназическим праздникам и акциям, способствующим также художественно-эстетическому и профессионально-трудовому воспитанию.

С 2007 г. в гимназии используется новая форма учебной и воспитательной работы - проектная технология. Были выполнены проекты: «Истоки просвещения» (посвященный равноапостольным Кириллу и Мефо-дию), «Святая Царская Семья» (посвященный 90-летию расстрела семьи последнего императора из династии Романовых), «Дивен Бог во святых своих» (посвященный 300-летию святителя Димитрия Ростовского). В 2010/11 уч. г., в связи с объявленным в России годом Учителя, предполагается осуществить проект, посвященный жизни и творчеству К. Д. Ушинского. В рамках действующего в гимназии Научного общества учащихся имени архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) осуществляется проект «Верою познаем», главной целью которого является согласование научного и религиозного взглядов на мир как двух модусов интерпретации человеческого опыта.

Значительное внимание в гимназии уделяется художественно-эстетическому развитию учащихся. Заглавие авторитетного сборника православной аскетической письменности - «Добротолюбие», в прямом переводе с греческого языка скорее означает «Красотолюбие», ибо в подлинной красоте сохраняются следы рая, величественной Божественной красоты, отражающейся в эстетическом переживании гармонии внешнего мира и высшего совершенства человеческого духа. В этих целях организованы кружки керамической пластики, изобразительного и прикладного искусства, хорового пения, народного и классического танца. Все школьные кружки объединены идеей общего дела посредством подготовки к церковным и гимназическим праздникам. Раз в месяц в актовом зале проводятся тематические концерты классической музыки, в том числе с участием выпускников гимназии. Эстетическим оформлением пространства гимназии занимаются все гимназисты.

Целостный подход к проблеме духовно-нравственного становления и развития личности каждого учащегося позволяет нам добиваться значительных результатов, что подтвердил двухступенчатый мониторинг, отражающий динамику направленности и уровней достижения ценностных ориентаций гимназистов. Инструментом проведения мониторинга служила анкета, разработанная автором статьи. Она включает 62 вопроса и состоит из четырех блоков, посвященных вопросам жизненных потребностей, гражданственности, религиозной веры и знания, семьи и брака, определению социального, половозрастного и национального состава респондентов. С помощью анкетного опроса нами определялся уровень проявления основных ценностных ориентаций православной культуры: религиозной веры, религиозного знания, свободы и ответственности, солидарности, целомудрия в когнитивном, эмоциональном и деятельностно-волевом аспектах. Нами были выделены три уровня проявления ценностных ориентаций: низкий, средний, высокий, в зависимости от того, насколько ценности религиозной (православной) культуры известны учащимся,

осознаются ими как свои собственные, важные и проявляются в поведении и их жизненном опыте.

Для детального анализа уровней проявления ценностей в когнитивном, эмоциональном и деятельностно-волевом аспектах рассчитывался средний балл по формуле средней арифметической взвешенной. Средний балл может принимать значения от 1 до 3, где 1 - низкий, 2 - средний, 3 -высокий уровень.

Проводя исследование на констатирующем этапе в 2006 г., мы опросили 203 ученика из пяти школ города. Учебные заведения были разделены на три группы: средние общеобразовательные школы (СОШ № 105, 113), общеобразовательные учреждения, обеспечивающие дополнительную углубленную подготовку учащихся (гимназия «Оптимум»), школы православной направленности (Православная гимназия, Школа народной культуры).

Полученные данные показали, что учащиеся Православной гимназии имеют более высокий уровень проявления ценностей веры, знания, свободы и ответственности, целомудрия, солидарности в когнитивном, эмоциональном и деятельностно-волевом аспектах. Вместе с тем зачастую неблагоприятная для воспитания общественная, информационная среда потребовали от нас придать процессу воспитания более целостный характер, привести его в соответствие с выявленными нами принципами религиозного (православного) воспитания, наполнить инвариантный компонент общего образования ценностным смыслом религиозной (православной) культуры, обогатить методы и формы воспитания и учения истинам веры.

В 2009 г. на обобщающем этапе исследования мы провели контрольные замеры в четырех школах города (193 учащихся). Школы также были распределены на три группы: средние общеобразовательные школы (СОШ № 145, 113), общеобразовательные учреждения, обеспечивающие дополнительную углубленную подготовку учащихся (Лицей № 110) и школы православной направленности (Православная гимназия).

Учащиеся Православной гимназии демонстрировали более высокий уровень проявления ценностей веры, знания, свободы и ответственности, целомудрия, солидарности в когнитивном, эмоциональном и деятельностноволевом аспектах. При этом целенаправленная работа, осуществлявшаяся нами на формирующем этапе, позволила повысить уровень проявления названных ценностных ориентаций среди учащихся Православной гимназии. Так, средний показатель проявления веры увеличился с 2,83до 2,93 балла; знания - с 2,83 до 2,9 балла; свободы и ответственности - с 2,69 до 2,75 балла; целомудрия - с 2,73 до 2,83 балла; солидарности - с 2,6 до 2,76 балла.

Наш опыт показал, что предложенная модель способствует реализации воспитательного потенциала религиозной (православной) педагогики, направленной на становление личности учащегося общеобразовательной

школы в духе религиозной (православной) традиции. Постепенно учащиеся начинают проявлять более высокие потребности, связанные со стремлением к самосовершенствованию, отражающему сущность сопряжения «духовности» и «нравственности» как вектора и доминанты религиозной (православной) педагогики.

Литература

1. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. 416 с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

3. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. 224 с.

4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 224 с.

5. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.

448 с.

6. Проект федерального государственного стандарта общего образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ oobZpr_oob.pdf

7. Слободчиков В. И. Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке // Просветитель.

2008. № 3.

8. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издат. отдел Екатеринбургской епархии,

2009. 264 с.

9. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 8. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1966. 722 с.

10. Степин В. С. Философия и религия в социокультурном контексте / / Ценностный дискурс в науках и теологии. М., 2009.

11. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное. М., 2000.

12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.