Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание как единая цель церкви и государства'

Духовно-нравственное воспитание как единая цель церкви и государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SPIRITUAL-AND-MORAL EDUCATION CONCEPTIONS / HUMAN VALUES / SPIRITUAL CRISIS / ORTHODOX EDUCATION / SECULAR EDUCATION FORMS OF SPIRITUAL-AND-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Ольга Владимировна

В статье изложены основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России, государственных стандартов и закона РФ, связанных с проблемой духовно-нравственного воспитания и деятельностью Российской Православной Церкви по решению данной проблемы. В статье конкретизируется актуальность изучения данной проблемы, обосновывается необходимость взаимодействия церкви и государства при решении данного вопроса. В статье указывается на укрепления положения церкви и ее влияния на образование России; для примера, рассматривается одно из православных общеобразовательных учреждений г. Иркутска, задачи, которые ставит перед собой данная гимназия в воспитании детей и формы работы, используемые по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание как единая цель церкви и государства»

ББК 74.200.52 УДК 37.017.93

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ

ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

В статье изложены основные положения Концепции духовнонравственного воспитания гражданина России, государственных стандартов и закона РФ, связанных с проблемой духовно-нравственного воспитания и деятельностью Российской Православной Церкви по решению данной проблемы. В статье конкретизируется актуальность изучения данной проблемы, обосновывается необходимость взаимодействия церкви и государства при решении данного вопроса. В статье указывается на укрепления положения церкви и ее влияния на образование России; для примера, рассматривается одно из православных общеобразовательных учреждений г. Иркутска, задачи, которые ставит перед собой данная гимназия в воспитании детей и формы работы, используемые по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Ключевые слова: концепция духовно-нравственного воспитания; общечеловеческие ценности; духовный кризис; православное образование; светское образование; формы духовно-нравственного воспитания.

SPIRITUAL-AND-MORAL EDUCATION AS A COMMON PURPOSE

OF CHURCH AND GOVERNMENT

The article deals withfundamental regulations of Russian citizen spiritual-and-moral education conception, state standards and laws of the Russian Federation, connected with the problem of spiritual-and-moral education and practice of Russian Orthodox Church. In the article the author concretizes the urgency of learning this problem, motivates the necessity of church and government co-operation.Church’s position and influence on Russian education are shown. As an example, one of the Orthodox common-educational organization in Irkutsk is stud-ied.Its aims and forms to solve spiritual-and-moral problem are given.

Key words: spiritual-and-moral education conceptions; human values; spiritual crisis; orthodox education; secular education forms of spiritual-and-moral education

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, входящей в стандарт второго поколения отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [5, с. 23].

Задачей данной статьи является конкретизация актуальности изучения проблемы духовно-нравственного воспитания и акцентирование внимания на

необходимости взаимодействия церкви и государства в решении данной проблемы.

Такое пристальное внимание к проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения обусловлено тем, что в настоящее время Россия переживает не только экономический, но и духовный кризис. Замена старых общечеловеческих ценностей на новые не может не отразиться на нравственной составляющей подрастающего поколения. Возможно, это связано с тем, как отмечается в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что: «В 90-е гг. XX в. в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом» [5, с. 11].

В данной концепции выделяется раздел, названный «Национальный воспитательный идеал», в котором говорится, что «в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии; православие объединяло всех русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ, и именно поэтому защита русской земли приравнивалось к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси» [5, с. 10].

Актуальность данной проблемы так же была отмечена на Всероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Этот форум проводился Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) при поддержке Минобрнауки России и Администрации Калужской области, при участии Русской Православной Церкви. По итогам работы конференции была принята Резолюция, в которой определены возможные пути разработки нового стандарта духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Из Резолюции конференции: «Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества - единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях» [2, с. 2].

В преамбуле Закона «О свободе совести и религиозных организациях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Профессор Иван Александрович Ильин,

знаменитый русский мыслитель, философ, писатель, лектор, в своей статье «Что дало России православное христианство» пишет: « Россия была искони страною Православного Христианства. Ее творчески ведущее национальноязыковое ядро всегда исповедовало Православную Веру.... В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о справедливости и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла» [4, с. 1].

На сегодняшний момент проблема нравственности, духовного воспитания подрастающего поколения признается на государственном уровне. В связи с чем, по решению президента России Д. А. Медведева с марта 2010 года в школах страны вводится новый предмет «Духовно-нравственное воспитание» («Основы религиозной культуры»). Однако, в связи с тем что статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий», названная «Светский характер системы государственного образования» устанавливает «светский характер» обучения и «не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии» [3, с. 4], введение курса «Основы религиозной культуры» основано на добровольном посещении.

В своей статье «Особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ» В.И. Рублик пишет: «.светское образование, несмотря на все попытки его реформирования и модернизации, продолжает оставаться классическим. Ему присущи фундаментальность, системность и полнота. Но в настоящее время разрушена духовная доминанта основы обучения и воспитания, определяющая роль и значимость жизни человека. В преподавании учебных дисциплин в православной школе, помимо образовательных задач, ставится важная задача духовнонравственного воспитания. Любой предмет учебного плана, будь то русский язык, литература, история, естествознание или география, изучается в живой взаимосвязи с духовно-религиозным опытом, а в их содержании присутствует нравственная сердцевина. Это дает возможность ученикам обрести точку опоры (веру), помогает найти верный духовный путь» [6, с. 88].

В последнее время отмечается укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Символ», «Русь православная» и др.), да и в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают активное участие в политической и общественной жизни страны, люди все чаще и охотнее посещают церковь. Количество воцерковленных семей растет с геометрической прогрессией. У каждой семьи своя причина такого изменения жизни, но нестабильная социально-экономическая обстановка в стране -одна из основных, по нашему мнению.

Еще одним доказательством укрепления церкви в современной России является развитие религиозного образования на территории Российской Федерации. С каждым годом количество негосударственных духовно-приходских, вечерних и общеобразовательных школ и гимназий увеличивается. Открытие таких учебных заведений не противоречит закону РФ, поскольку «. в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается» [3, с. 5]. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование с этим несовместимо.

Как пример, остановимся на развитии одного из учебных заведений в городе Иркутске. Уже почти 14 лет в Иркутске существует Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная Женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы», учрежденная Иркутской епархией. В попечительский совет гимназии входят: архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, член-корреспондент РАН академик Саляев Рюрик Константинович, писатель Распутин Валентин Григорьевич, журналист Сидоренко Валентина Васильевна, супруга губернатора Иркутской области Т.Е. Тишанина. Директором гимназии является настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа священник Александр Иванович Беломестных.

В 1996 году, когда была открыта гимназия по благословению Владыки Вадима, всего 96 учениц разместились в здании учебного заведения, которое находилось на улице Российской. С каждым годом количество обучающихся увеличивается, вводятся новые предметы, например, в 1997 году в гимназии начато изучение церковно-славянского языка, утверждена программа по вышивке. В следующем (1998) году гимназия переехала в здание церкви Владимирской иконы Божией Матери. В 2003 году был первый выпуск гимназии, первая золотая медалистка.

«Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» общеобразовательное учреждение, поэтому в полной мере выполняет государственные образовательные стандарты. На данный момент в гимназии обучается около 300 девочек. Духовно-нравственное воспитание девочек приравнивается по своей важности к достижению целей обучения. Целью воспитания в данном учреждении является личность духовно полноценная, нравственно здоровая, социально активная, с развитой гражданской позицией, способная нести ответственность за свою жизнь и деятельность.

В задачи воспитания входят:

- воспитание характера как «духовной крепости»;

- воспитание художественно-эстетического отношения к миру;

-воспитание социальной личности;

-гражданско-патриотическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- физическое воспитание;

-воспитание девочки как будущей женщины, жены и матери;

-воспитание творческой личности.

Для достижения перечисленных задач в гимназии каждый класс имеет классного руководителя, воспитателя на два класса, работают два социальных педагога и психолог. Так же в гимназии есть духовник, к которому в любое время могут обратиться девочки, если им необходимо поговорить о каких-то своих проблемах. Проводя параллель с государственной общеобразовательной школой, следует отметить, что ни одна из них не имеет в своем коллективе такое количество людей, занимающихся именно воспитанием детей.

Заместитель директора по воспитательной работе данного общеобразовательного учреждения Г. Н. Белобородова в своей статье «Формирование традиционных гендерных установок в условиях Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы» отмечает, что «формами реализации задачи духовного воспитания в гимназии являются:

• Эстетический центр «Барышня», объединяющий кружки, клубы, студии, позволяющие девочкам углубить гуманитарно-эстетическое образование и получить навыки рукоделия.

• Проект «Православие и мультимедиа» (газета «Гимназистка» призвана выступить альтернативой модным журналам в плане развития творческого потенциала, нравственного воспитания школьников, показать, что стереотипы современной прессы - это не идеал, к которому должна стремиться современная девушка).

• Фестиваль «Пасхальная радость». Проект Пасхального фестиваля поможет решить проблему воспитания творческой духовной личности, обогатить кругозор подрастающего поколения знаниями о православных обрядах, традициях и быте; дети получают возможность прикоснуться к духовности через участие в мероприятиях фестиваля. Пасхальный фестиваль - широкомасштабный проект, в ходе которого проводится большое количество мероприятий с привлечением детей детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов г. Иркутска.

• Проект «Летний православный лагерь».

• Благотворительный проект «Милосердие». Данный проект представляет собой систему мер для оказания социальной, моральной и материальной помощи воспитанникам детских домов, приютов, школ-интернатов г. Иркутска. Основным направлением деятельности участников является именно общение, взаимодействие с такими детьми. В рамках данного проекта проводится большое количество мероприятий: выездные концерты, совместные вечера отдыха, встречи гимназисток с воспитанниками детских домов, школ-интернатов и др. Важным направлением этого проекта является сотрудничество с сестричеством, организованном при храме Ксении Блаженной, и помощь Дому ребенка «Солнышко».

• Проект «Ученическое самоуправление - Совет гимназисток», его цель

- обеспечение управления гимназическим коллективом, учителями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

• Проект «Дуэт», направленный на взаимодействие с Гвардейским кадетским корпусом г. Иркутска» [1, с. 94-95].

В 2010 году Православная женская гимназия начала тесное сотрудничество с питомником К-9. Гимназия организует выезд на территорию питомника, где девочки могут поучаствовать в жизни животных, покататься на лошадях. В феврале 2010 года учащиеся гимназии участвовали в пикете «Против эвтаназии бездомных животных», организованный питомником. Все гимназистки, посещающие питомник, привозят для животных продукты и медицинские принадлежности.

Использование данных форм в работе по воспитанию детей приносит положительные результаты. Таким образом, необходимость сотрудничества церкви и государства в решении проблемы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения является значимой в плане сотрудничества и заимствования форм и методов воспитания духовности детей.

Библиографический список

1. Белобородова, Г. Н. Формирование традиционных гендерных установок в условиях Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы [Текст] / Г. Н. Белобородова // Иннокентиевские чтения «Православие. Образование. Культура». - 2008. - С. 94-95.

2. Всероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» [Электронный ресурс]. - Благовест-Инфо. -www.Ыagovest-mfo.щ/mdex.php?ss=2&s (2 февр. 2011).

3. Закон РФ о свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] / - Славянский правовой центр. www.rlinfo.ги/doс/new/fz97-125.html (2 февр. 2011).

4. Ильин, И. А. Что дало России православное христианство [Электронный ресурс] / И. А. Ильин. - www.dorogadomoi.com/d065ili.html (23 янв. 2011).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк [и др.]. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

6. Рублик, В. И. Особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ [Текст] / В. И. Рублик // Иннокентиевские чтения «Православие. Образование. Культура». - 2008. - С. 88 - 95.

Немирич Татьяна Николаевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.