Андреева Ольга Николаевна,
заместитель директора МБОУ ДОД «Лянторский ЦДТ», г. Югра, Тюменская область [email protected]
Система совместной работы педагогического коллектива и администрации по внедрению в учебный процесс инновационных технологий с целью совершенствования образованности обучающихся Аннотация. В данной работе представлен инновационный опыт Центра детского творчества, в деятельности которого нашла свое решение идея объединения учебной и внеурочной творческой деятельности учащихся на основе использования информационно-коммуникативных технологий. В настоящее время концепция внедрения инновационных технологий: личностно-ориентированных, проектного метода обучения, информационно-коммуникативных, все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система дополнительного образования не является исключением. В информационном обществе и обществе знаний каждый должен иметь право воспользоваться возможностями, которые предоставляют инновационные технологии. Внедрение данных технологий в учебный и воспитательный процесс - одно из приоритетных концептуальных направлений развития нашего учреждения. Данные технологии рассматриваются как важнейший инструмент развития личности и способствуют увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации обучаемого, формированию личности обучаемого за счет развития его способности к саморазвитию, самоактуализации, самореализации, профессионального самоопределения. Опыт апробации этой технологии показывает, что намного меньше стали такие феномены, как списывание и подсказки. Напротив, незнание ученика является пусковой точкой педагогического взаимодействия. Но еще существует проблема мотивации учения, принуждения к выполнению учебных заданий. У обучающихся еще недостаточно развивается самоорганизованность, внутренняя собранность, ответственность.
Ключевые слова: учебный процесс, инновационные технологии, дополнительное образование, саморазвитие, самоактуализация, самореализация.
Николаева Валентина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 136», г. Нижний Новгород
Концепция воспитательной системы гимназии «Восхождение к культуре» Аннотация. Предлагаемая концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение ценностных и нормативных основ взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания. Концепция - стержень воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Таким образом, воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности. Ключевые слова: воспитательная система, Концепция, духовность обучающихся, общественные ценности, нравственность, гражданственность, самоопределение.
Категория (В) - педагоги образовательных учреждений
Дацюк Елена Рафаиловна,
заведующая МБОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец
Толоконцева Елена Викторовна,
заместитель заведующего муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область Алипова Елена Сергеевна
педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область Беляева Наталия Борисовна
инструктор по физической культуре муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад № 116», г. Череповец, Вологодская область
Технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом Аннотация. Статья раскрывает технологические аспекты воспитания социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом. Интеграция социально-психологического и физического развития детей в дошкольном возрасте обусловила выбор формы организации деятельности - проект «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом». Проект соответствует современным тенденциям демократического общества, социальной демократизации и определяет необходимость воспитания гражданина, то есть человека здорового не только физически, но и социально. Предпосылки воспитания такого параметра индивида как «активность-пассивность» - отражены в новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект имеет чёткую структуру, содержащую в себе работу в трёх направлениях: с детьми, с педагогами, с родителями. Причём работа с детьми определена с ярко выраженной спецификой, так как дошкольный возраст очень неоднороден и включает в себя несколько возрастных категорий. Опыт работы по проекту был представлен на мероприятиях различного уровня. Ключевые слова: социальная активность, проектная деятельность, социально-психологическое здоровье, психофизическое здоровье, социализация, ценностные ориентации, мотивация жизненной активности.
Анализ работы МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 116» г.Череповца за три года по становлению и развитию психо-физического и социально-психологического здоровья участников педагогического процесса позволил обозначить ряд проблем:
- недостаточный уровень активности детей, родителей и педагогов в большинстве видов деятельности;
- недостаточно высокие показатели уровня социально-психологического здоровья воспитанников (доминирует средний уровень);
- недостаточная эффективность оздоровительных мероприятий (скачок в показателях);
- недостаточная мотивация к ЗОЖ у всех участников образовательного процесса;
- отсутствие интегрированных проектов, стимулирующих использование резерва индивидуально-типологических особенностей дошкольников и сензитивных периодов их развития.
Современные тенденции демократизации общества, социальной демократизации и ответственности государства детерминируют необходимость воспитания гражданина, т.е. человека здорового не только физически, но и социально, поскольку быть полезным Отечеству может социально активный человек. Начинается процесс воспитания социально активной личности с дошкольного возраста, когда закладывается предпосылки такого параметра индивида как «активность - пассивность».
И поскольку, в дошкольном возрасте социально-психологическое и физическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, следовательно, необходимо данные процессы интегрировать, что и обусловило выбор такой формы организации деятельности, как проект и соответствующей темы проекта «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом».
Механизм личностной идентификации, присущий именно для дошкольников, обуславливает необходимость развития данного качества у референтных для ребенка лиц (родителей, педагогов). Проект носит комплексный, интегрированный характер, обеспечивающий взаимосвязь физического и социально-психологического здоровья всех возрастных категорий дошкольников, в процессе реализации которого задействованы все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители), используются здоровьесберегающие технологии авторов В. Г.Алямовской и А. И.Бурениной, практический опыт, других образовательных учреждений, работающих по данному направлению, а также потенциал социума.
Дошкольный возраст очень неоднороден и включает несколько возрастных категорий, имеющих свою ярко выраженную специфику, что и было учтено при разработке направлений проекта.