УДК 372.3:4
Л.В. Филиппова, Е.Н. Верхова, Н.В. Точилина, Г.Г. Христенко
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ПЛОЩАДКИ «ЦЕЛОСТНОЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ»
Арзамасский филиал ННГУ, МБОУ «Шатовская СШ», МБДОУ «Шатовский детский сад»
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы сетевой экспериментальной площадки, действующей в рамках научной лаборатории факультета дошкольного и начального образования по проблемам преемственности дошкольного и начального образования. Анализируются педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей дошкольного и школьного возраста; принципы, ориентированные на целостное и гармоничное развитие личности ребенка. Предложена авторская программа опытно-экспериментальной деятельности, которую рекомендуется использовать в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: преемственность, нравственно-патриотическое воспитание, педагогические условия, воспитательная система, инновация, экспериментальная деятельность, социализация, интегративная модель.
UDC: 372.3: 4
L.V. Filippova, E.N. Verhova, N.V. Tochilina, G.G. Khristenko
FROM THE EXPERIENCE OF THE EXPERIMENTAL SITE OF INNOVATION «HOLISTIC HARMONIOUS DEVELOPMENT OF
CHILDREN IN THE PROCESS OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS»
Nizhny Novgorod State University, MBOU "Shatovskaya school", "Shatovsky kindergarten "
Abstract: This article is devoted the experience of network experimental platform, operating under the scientific laboratory of the Faculty of preschool and primary education on the problems of continuity of preschool and primary
education. Analyzes pedagogical conditions aimed at laying the foundations of citizenship for children of preschool and school age; principles, focused on holistic and harmonious development of the child's personality. The author's program of research and experimentation, which is recommended to be used in educational institutions.
Key Words: continuity, moral and patriotic education, pedagogical conditions, educational system, innovation, experimentation, socialization, integrative model.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определена одна из ключевых задач деятельности образовательных учреждений как «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)» [1-2].
Преемственность рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования и воспитания ребёнка, связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени обучения. Несомненно, преемственность - это двусторонний процесс. С одной стороны, - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, - школа как преемник, который подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей, переориентация на социализацию личности [3 -4]. Не случайно в стандарте основными направлениями развития и образования детей обозначены такие образовательные области, как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Первое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Второе предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [5-6].
На наш взгляд, неотъемлемой составляющей этих направлений является нравственно-патриотическое воспитание, которое нацелено на то, чтобы различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из
важнейших задач нравственного.
В связи с этим перед нашим коллективом встала проблема создания такой образовательной среды, которая бы обеспечила движение к достижению наивысшей цели - воспитанию нравственно-патриотических чувств детей.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Вопросы преемственности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К. Крупской, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.Ф. Говорковой, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, В.Д. Лысенко, А.П. Усовой и других. Разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая совместную деятельность ученых -педагогов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и семьи, нацеленная на социализацию и нравственно-патриотическое воспитание ребенка.
В январе 2016 года на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Шатовский детский сад» и МБОУ «Шатовская средняя школа» под научным руководством к.п.н., доцента кафедры методики дошкольного и начального образования Филипповой Л.В. была открыта инновационная площадка по теме: «Целостное гармоничное развитие личности ребёнка в процессе нравственно-патриотического воспитания в современных условиях». Целевым ориентиром площадки было обозначено создание условий для сохранения преемственности и целостности воспитательного процесса на ступенях дошкольного и начального образования, совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в школе, снижение трудностей адаптационного периода, создание оптимальных условий для развития духовно-богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию посредством ознакомления со своей Родиной.
Использовать открытое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и начальной школы для объединения обновляющегося содержания - растим патриота - нам помогают следующие задачи:
1. Создать интегративную модель образовательной среды, обеспечивающую формирование нравственных качеств личности дошкольников.
2. Развивать активность творческого потенциала нравственных начал у дошкольников и первоклассников через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Формировать основы гражданского поведения старших дошкольников и первоклассников: самостоятельности и коллективизма.
4. Разработать и апробировать различные компоненты методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.
5. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей-дошкольников и младших школьников в современных образовательных учреждениях и внедрить соответствующие научно-методические рекомендации в практику образовательных учреждений современного типа.
Участниками эксперимента были определены воспитатели и дети старшего дошкольного возраста; учитель первого класса, ученики, родители.
Мы считаем, что формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальной школы будет осуществляться наиболее успешно, если:
- обеспечить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе эффективным и концептуально содержательным программно-методическим материалом по нравственно-патриотическому воспитанию [7-8];
- создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей дошкольного и школьного возраста [9-10];
- организовать целенаправленное руководство педагогов воспитательной деятельностью не только на занятиях и уроках, но и во всех сферах жизни и деятельности ребёнка, а также в семье [11-12].
На первом этапе работы были распределены функциональные обязанности по реализации программы эксперимента:
- научный руководитель осуществляет координацию и научное руководство работой экспериментальной площадки;
- заведующий дошкольным образовательным учреждением, директор средней общеобразовательной школы: осуществляют общее руководство, обеспечивают условия выполнения задач эксперимента;
- старший воспитатель: организует систему методической работы по формированию компетентности педагогов, оказывает помощь воспитателям в проведении исследований, контролирует внедрение педагогами результатов исследований в образовательный процесс, определяет возможности ИКТ в рамках эксперимента, обобщает исследования педагогов и опыт дошкольного учреждения;
- воспитатели и учитель первого класса: проводят необходимую исследовательскую работу по ознакомлению дошкольников с родным краем, создают необходимый методический и дидактический материал, разрабатывают проекты, конспекты образовательной деятельности;
- музыкальный руководитель: организует музыкально-эстетические мероприятия в рамках реализации программы эксперимента.
Совместно с научным руководителем, к.п.н., доцентом кафедры методики дошкольного и начального образования Филипповой Л.В., была составлена Программа опытно-экспериментальной деятельности по теме.
Педагогической и практической основой программы являются принципы, ориентированные [13-16]: на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира; свободное сотрудничество взрослых и детей, а также детей друг с другом; единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Работа экспериментальной площадки проходила несколько этапов: ориентировочный (январь 2016- март 2016 учебный год); диагностический (март 2016 года); постановочный (апрель 2016 года).
Целью первого этапа было осмысление идей по формированию инновационной деятельности по программе. Содержание деятельности составило:
- формирование нормативно-правовой базы (положение, должностные инструкции, локальные акты);
- подбор литературы, изучение педагогических технологий;
- анализ основных направлений деятельности (анкетирование педагогов, воспитанников, администрации МБДОУ, родителей, изучение опыта работы);
- проведение диагностических педагогических исследований для выявления профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, определение их творческого потенциала;
- поиск, изучение, реализация содержания и эффективных форм работы по программе «Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника»;
- определение целей, задач и основных направлений работы;
- разработка методов отслеживания результативности методической работы.
Диагностический этап предусматривал следующее содержание деятельности:
1. Диагностическое обследование детей, участвующих в эксперименте (входной мониторинг качества образования) [17-18];
2. Отслеживание результативности опытно-экспериментальной работы на основании экспертной оценки, осуществление корректировки механизмов, влияющих на достижение поставленных целей [19-20].
На постановочном этапе, преследующем целью внедрение новых форм и методов нравственно-патриотического воспитания в открытое образовательное пространство дошкольного учреждения и начальной школы, содержание деятельности включало: расширение и систематизацию научно-исследовательской базы МБДОУ «Шатовский детский сад», МБОУ «Шатовская средняя школа» по программе эксперимента (обогащение предметно-развивающей среды, приобретение методических пособий, дидактических игр, оборудования, атрибутов); определение перспектив дальнейшей работы.
Реализация Программы инновационной площадки позволяет начать формирование инновационного мышления педагогов, заданное требованиями к новому качеству образования учреждения; позволяет обеспечить качественное развивающее - ориентированное образование на основе сохранения индивидуальности ребенка через интеграцию дошкольного образования в инновационный процесс.
На первом, подготовительном, этапе педагогами были: изучены нормативно-методические документы по вопросам организации инновационной площадки; разработан рабочий комплект нормативных документов на данный этап: локальные акты, приказы. Были проведены заседания членов научно-методического совета, на которых педагоги смогли проанализировать ряд проблем и реализацию поставленных задач; пополнена методическая база для осуществления эксперимента; проведен анализ основных направлений деятельности (анкетирование педагогов, воспитанников, родителей, изучение опыта работы). Обработка результатов проведенного анкетирования показала, что отношение педагогов к проблеме нравственно - патриотического воспитания у всех положительное - 100%.
Анкетирование родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников проводилось на основе разработанной нами анкеты. Содержание анкеты включало следующие вопросы.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине - 84%;
- воспитание уважения к старшему поколению - 60%;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа - 65%;
- знание истории своей страны - 47%.
2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны - 70%;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа - 70%;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому - 55%;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах - 66%;
- ознакомление с историческим прошлым России - 76%;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка - 59%;
3. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей -педагоги или родители?
fr Ä
- Р и П -65%;
- Р- 24%;
- П-11%.
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Да -100%.
5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
Да-56%;
Нет - 44%.
6. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?
Да-66%;
Нет - 34%.
7. О каких семейных традициях Вы можете рассказать на родительском собрании?
Могут поделиться опытом -19%.
Проведенный нами анализ результатов анкетирования позволяет заключить, что большинство родителей правильно понимают содержание термина «патриотическое воспитание», осознают цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста, роль совместной ответственности за такое воспитание детей, считают необходимым знакомить ребят с символикой государства, традициями, памятными датами, родословной семьи, семейными традициями; у большинства есть семейные традиции, однако, поделиться опытом могут лишь 19 % родителей.
Таблица 1
Технологическая карта экспертной оценки общего уровня нравственно -патриотической воспитанности
УУД Уровень Итог
Д/с % 1кл %
Личностные: Методика нравственно-патриотического воспитания М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. Высокий 3 18 7 37
Средний 6 35 8 42
Низкий 8 47 4 21
Методика «Цветик-семицветик» (нравственные представления) Высокий 4 25 8 42
Средний 6 37.5 8 42
Низкий 6 37.5 3 16
Анкета Кодрыкинской Л.А. (нравственно-патриотическая воспитанность) Высокий 4 25 10 53
Средний 6 37.5 6 32
Низкий 6 37.5 3 16
Диагностика Марковой А.К. (патриотическая воспитанность) Высокий 3 17.6 7 37
Средний 7 41.2 9 47
Низкий 7 41.2 3 16
Коммуникативные: (умение работать в парах, группах) Высокий 4 23.5 8 40
Средний 8 47 10 50
Низкий 5 29.4 2 10
I i
& *
1 &
о
Кроме того, в группе детей старшего дошкольного возраста и в 1 классе школы был проведен мониторинг по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников и школьников. Количество детей в группе - 17 человек, 7 человек имеют средний уровень развития, что составляет 41% от общего числа детей и 3 человека имеют высокий уровень развития, что составляет 18 % от общего числа детей. Количество учеников в 1 классе - 21 человек, 7 человек имеют высокий уровень развития (33%) и 9 человек имеют средний уровень развития (43%).
По результатам мониторинга составлена технологическая карта экспертной оценки общего уровня нравственно-патриотической воспитанности детей подготовительной группы и 1 класса МБОУ «Шатовской средней школы», содержательное наполнение которой представлено в таблице.
Диагностика проводилась с использованием специально подобранных методик и анкет, выявляющих показатели личностных и коммуникативных универсальных учебных действий [21-22]. Анализ карты позволяет сделать вывод, что преобладает средний показатель сформированности нравственно-патриотической воспитанности, как в детском саду, так и в первом классе. Значит, нам предстоит еще работать в данном направлении.
Актуальность взаимодействия педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей не вызывает сомнения. Эта деятельность ведется нами систематически и непрерывно: разработан паспорт мини-музея «Горница»; долгосрочные проекты: «Армия Российская - смелая, могучая»», «Книга Памяти»; подобран диагностический инструментарий; заключены договоры о сотрудничестве с МБУК «ЦБС Арзамасского района» Ша-товская сельская библиотека, филиал № 37; МБУК «Шатовский Дом культуры» на 20162018 учебный год.
В процессе работы над темой максимально используем воспитательный потенциал семьи. Взаимодействие и сотрудничество детского сада, школы и семьи создает атмосферу доверия и взаимопонимания между старшими и младшими поколениями. Стремление педагогов заинтересовать родителей, вовлечь в эксперимент, сделать своими помощниками, было вознаграждено активностью в процессе родительских собраний, совместных мероприятий, анкетировании.
Перед родителями открываются возможности узнать как можно больше о нравственно-патриотическом воспитании, а также о большой и малой Родине. Они привлекаются к проведению праздников, досуговых мероприятий, выставок, конкурсов, экскурсий. Так, старшие дошкольники присутствовали на военно-патриотической игре «Зарничка». Экспериментальная группа приняла активное участие в совместных мероприятиях школы и детского сада: концерт к 8 Марта, школьные «Линейки», «Масленица», конкурс чтецов «Про армию», рисунков «Армия российская», беседы «Что такое героизм», «Дети войны», «Они сделали Победу Великой», спортивный праздник «Юные защитники России», посетили Детский музей и мемориальный комплекс имени Тани Савичевой в р.п. Шатки, присутствовали на митинге, посвящённом Дню Победы и др. Подготовительная группа знакомилась с помещением школы, посетила экскурсии в спортивный, музыкальный зал, кабинеты информатики, биологии и др., а также библиотеку.
Наши педагоги активно участвовали в проведении мастер-классов, в частности, один из таких - «Фронтовое письмо», организовывали творческие встречи с участниками локальных событий (папами детей), которые прошли очень интересно.
Наиболее действенными формами работы школы и детского сада, исходя из нашего опыта, являются: посещение воспитателями детского сада уроков и внеклассных мероприятий в школе, а учителями школы занятий в детском саду с последующим обсуждением.
Планируем совместные тематические совещания, «круглые столы» учителей начальных классов и воспитателей ДОУ с участием руководителей учреждений. Начинаем апробацию такой формы работы, как методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей детского сада. Несмотря на то, что детский сад отделился от школы 5 лет назад, но работа по преемственности не прекращалась. Учитель 4 класса, который возьмёт будущих первоклассников, ведёт кружок «Буковка» в подготовительной группе, весь год работает с детьми, и адаптация в 1 классе проходит безболезненно.
Нашей гордостью являются социальные проекты, выполненные учителями начальных классов совместно со школьниками. Построена «Песочница «Кораблик» для малышей детского сада» из досок, арка и горки из снега для малышей детского сада. На этом наша
работа по нравственно - патриотическому воспитанию не закончилась. Планируем посетить выставку военной техники около машиностроительного завода и воинскую часть на улице Советской в Арзамасе.
Проблема преемственности как единой линии развития ребёнка нами решается совместно, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую стартовую площадку для успешного школьного обучения и воспита-
Итогом нашей работы по теме экспериментальной площадки за год является технологическая карта готовности к школьному обучению, представленная в таблице 2.
Таблица 2
Технологическая карта готовности к школьному обучению
УУД Показатель Методика Ответственный
Личностные Побуждение к патриотизму Методика нравственно- патриотического воспитания М.Ю .Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова Н.В.Микляева. Воспитатель, учитель
Самооценка Методика «Лесенка» В.Г.Щур. Воспитатель
Метапредметные Регулятивные Развитие внимания Методика Л.А.Кодрыкин- ская (патриотиче ская воспитанность). Учитель, воспитатель
Познавательные Развитие памяти Тест «Запомни рисунки».
Развитие памяти Диагностика А.К. Марковой (патриотическая воспитанность). Воспитатель, учитель
Развитие мышления Методика «Цветик- семицветик» (нравственные представления) Воспитатель, учитель 1 класса
Коммуникативные Развитие воображения Методика «Рукавичка» Учитель, воспитатель
Предметные Развитие мелкой моторики Тест «Графический диктант» Д.Б. Эльконина Воспитатель
Круг знаний и представлений о себе, предметах и явлениях окружающего мира Тест методика определения умственного развития (Гатанова Н.В., Е.Г. Тунина) Воспитатель
Полученные результаты опытно-экспериментального исследования, безусловно, имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.
Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста; многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире; отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). В нашей статье мы сделали попытку представить опыт работы одной из сетевых инновационных экспериментальных площадок, показать, как происходит процесс целостного гармоничного развития личности ребенка в процессе нравственно-патриотического воспитания в условиях сельских образовательных учреждений.
Список литературы
1. Вербина Г.Г. Психология семьеведения. - Чебоксары, 2011. - 417 с.
2. Чемерилова И.А. Проблемы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе // В сборнике: Педагогика, психология, образование: от теории к практике сборник статей аспирантов, соискателей и преподавателей. Чебоксары, 2015. С. 129-133.
3. Бутко С.С. Подходы к определению образовательных потребностей школьников с ограниченными возможностями здоровья // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-3 (19). С. 8-10.
4. Сыроед Н.С. Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия в Приморском крае // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническом звене. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. 2015. С. 319-320.
5. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 716-721.
6. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры будущего учителя музыки в процессе музыкального образования. - Москва, 2005. -139 с.
7. Петривняя Е.К. Античная басня в мировой литературе и живописи // Русский язык за рубежом. 2015. № 2. С. 73-78.
8. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. - М.: Учитель, 2015.- 116 с.
9. Гнатюк М.А. Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 219-228.
10. Каткова Е.Н. Развитие комбинаторных способностей дошкольников. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 94 с.
11. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников книга: для занятий с детьми 4-7 лет / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 67 с.
12. Селеменева Т.А., Крюкова М.С. О видах барьеров в педагогическом взаимодействии // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 2. С. 170173.
13. Асуханова М.П., Хусиханов А.М. Понятие семейных ценностей в творческой эволюции М.А. Булгакова // В сборнике: Наука и молодежь Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. 2016. С. 276-277.
fr Ä
14. Кротовская М.А. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов. Обучающихся по направлению «государственное и муниципальное управление» // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 2 (15). С. 146-149.
15. Микляева Н.В. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания детей 5-7 лет.- М.: Дрофа, 2010.- 135 с.
16. Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения федерального государственного стандарта дошкольного образования: сб. материалов / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. И. С. Вашукова, А. В. Худякова, И. В. Федосеева]. - Архангельск: АО ИОО, 2014. - 60 с.
17. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. - Казань, 2017. - 195 с.
18. Чемерилова И.А. Теория и методика воспитательной работы. - Чебоксары, 2010. - 139 с.
19. Бебенина Е.В., Белов В.Г., Беспалов А.И., Виноградов М.В., Вульфсон Б.Л., Гуськова М.В., Диев В.С., Иванова С.В., Картунова В.А., Козлов А.С., Костылев П.Н., Левина Е.В., Меськов В.С., Неборский Е.В., Овчинников А.В., Сорина Г.В., Цыренова Л.А., Шаров К.С., Ярмак Ю.В. Принятие решений в системе образования. - Москва, 2014.
20. Бутко С.С. Фасилитативное обучение слабослышащих младших школьников средствами иностранного языка // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (122). С. 60-63.
21. Ильина Л. Н., Посохова Г. И. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 48-50.
22. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2009.- 120 с.
Информация об авторах:
Information about authors:
I
i
Филиппова Людмила Владимировна,
Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный университет, г. Арзамас, Россия
Filippova Lyudmila Vladimirovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State University, Arzamas, Russia
*
1 &
Верхова Елена Николаевна,
директор МБОУ «Шатовская СШ», г. Арзамас, Россия
Точилина Наталья Валентиновна,
учитель начальных классов МБОУ «Шатовская СШ», г. Арзамас, Россия
Verkhova Elena Nikolaevna,
director of the "Shatovskaya SS", Arzamas, Russia
Tochilina Natalia Valentinovna,
the teacher of primary classes of "Shatovskaya SS", Arzamas, Russia
Христенко Галина Геннадьевна,
старший воспитатель МБДОУ «Шатовский детский сад», г. Арзамас, Россия
Khristenko Galina Gennadievna,
senior educator of "Shatovski kindergarten", Arzamas, Russia