М.Г. Грушина, Л.Ф. Орлова, Н.В. Соколова
Методологические возможности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в процессе дошкольного образования
На примере МБДОУ ЦРР — детский сад «Малыш» изложены результаты реализации ноосфер-ных образовательных технологий, адаптированных к специфике детского возраста. Показаны методологические возможности изобретательных задач, использования технологий компьютерной среды, эвристического обучения, музыкального воспитания, сюжетного обучения. Дан анализ важности обеспечения профессиональной компетентности педагога. Показана эффективность биоадекватной методики преподавания в практическом режиме работы ДОО. Через психолого-педагогический мониторинг творческого развития ребёнка-дошкольника проведено исследование эффективности ноосферной теории; обобщен педагогический опыт с позиций использования природосообразных средств и методов в системе обучения и воспитания.
Ключевые слова: детский сад «Малыш», ноосферные образовательные технологии, профессиональная компетентность педагога, биоадекватная методика преподавания, педагогический опыт, природосообразные средства в системе обучения и воспитания дошкольника.
methodological way to ensure self-development of children and caregivers in the process of preschool education.
For example, the CRD MUNICIPAL budget preschool educational institution — kinder-center "Baby" the results of realization of noospheric educational technologies adapted to the specifics of children's age. The methodological possibilities of creative tasks, technology use computer environment, heuristic learning, music education, narrative learning. The analysis of the importance of ensuring the professional competence of teachers. The efficiency bioadequate methods of teaching in practical operation the OED. Through psycho-pedagogical monitoring of creative development of a preschool child a study of the effectiveness of the noosphere theory; generalized educational experience from the standpoint of using environmentally friendly means and methods in the system of training and education.
Keywords: kinder-center "Baby", noospheric educational technology, professional competence of the teacher, bioadequate methods of teaching, teaching experience, nature-oriented facilities in the system of training and education of the preschool child.
Введение
Утверждение и введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы. Базовые ценности российского образования, предлагаемые Федеральным государственным образовательным стандартом, определяют задачи воспитателя-педагога.
В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения
Сведения об авторах
Марина Геннадьевна Гоушина, заведующий, Лилия Федоровна Орлова,
заместитель заведующего, Наталья Васильевна Соколова, педагог МБДОУ Центр развития ребенка -детский сад «Малыш» г. Саяногорск Тел.: +7 (3902) 3 30 58 E-mail: [email protected]
Marina G. Grushina, head, Lilia F. orlova, deputy head, Natalya V. Sokolova, educator, Center for Child Development - Kindergarten «Baby»
Sayanogorsk, Russia Tel.: +7 (3902) 3 30 58 E-mail: [email protected]
в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.
Одним из показателей компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в познавательной неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к профессиональному росту. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОО.
В МБДОУ ЦРР — детский сад «Малыш» успешно внедрены и реализуются современные образовательные технологии, адаптированные к специфике детского возраста: теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), технологии компьютерной среды, эвристического обучения, математического моделирования, музыкального воспитания, сюжетного обучения, сказкотера-пии, проектного метода обучения и т.д.
Методология ноосферного образования как действенный инструмент обеспечения саморазвития детей и воспитателей
В 2013 году педагогический коллектив МБ-ДОУ познакомился с теорией ноосферного образования, нацеленной на открытие новых горизонтов системы обучения и воспитания [1]. Особенно ценно, что все элементы этой теории ориентированы на соблюдение принципов «Не навреди» и «Твори добро, созидай». Технология реализации ноосферного подхода собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.
Участвуя в семинарах академика РАЕН Н.Г. Куликовой, педагогический коллектив ДОО познакомился с природосообразными средствами, методами и приёмами ноосферного образования. Необычность предлагаемой технологии образовательной деятельности вызвала живой интерес воспитанников и понимание необходимости в продолжении педагогического поиска у учителей.
С целью изучения практических эффектов реализации биоадекватных методик преподавания и оценки перспектив её использования
в практике дошкольной образовательной организации в 2014 году нами был разработан Управленческий проект «Биоадекватный подход в управлении качеством дошкольного образования» (далее — Проект). Работа по внедрению и реализации Проекта осуществляется в рамках договора о сотрудничестве (от 21 января 2014 года) по опытно-экспериментальной деятельности с региональным отделением «Ноосферное образование» РАЕН. Научный руководстводитель проекта доктор психологических наук Н.Г. Куликова. С 21 января 2014 г. ведется практическая реализация Проекта в старших и подготовительных к школе группах ДОО. В 2014/15 учебном году охват воспитанников составил 79 человек, педагогов — 10 человек.
В рамках Проекта осваивается биоадекватная методика преподавания в практическом режиме работы ДОО; через комплексный психолого-педагогический мониторинг творческого развития личности ребёнка-дошкольника исследуется эффективность ноосферного инновирования; обобщается педагогический опыт с позиций ноосферной науки. В качестве методов мониторинга в дошкольном образовании используются педагогическое наблюдение и беседа с экспертной оценкой, построенной на критериально — ориентированных методиках тестового типа [2]. Проект реализуется в четырех направлениях:
Проведение теоретических семинаров, пос-вящённых изучению теоретических основ биоадекватной методики преподавания и её практическому приложению в деятельности конкретного педагогического работника.
Организация и проведение открытых мероприятий для педагогов ДОО, демонстрация возможностей биоадекватной методики в практике преподавания дисциплин дошкольного образования.
Разработка памятки для педагога с показанием особенностей непосредственно образовательной деятельности ноосферной направленности и функцией адаптации идей ноосферного обучения к дошкольной практике.
Мотивация личности ребёнка-дошкольника к творческой самоорганизации в рамках образовательного процесса; развитие здорового и творческого мышления, воображения у детей старшего дошкольного возраста.
За период 2014/15 учебного года в рамках межрегиональной программы «Школа ноосферного развития» (рук. Н.Г. Куликова) и в действие настоящего Проекта, в ноябре-марте были организованы и проведены научно-методические семинары на региональном уровне для педагогов образовательных учреждений муниципального образования г.Саяногорск: «Ноосферное образование», «Биоадекватный
подход в управлении качеством начального общего образования». Совместно с МБОУ «Лицей «Эврика» проведены открытые занятия (уроки) на основе биоадекватного способа преподавания.
24 апреля 2015 года в рамках городского семинара-практикума по теме «Создание благоприятного климата на занятии в условиях реализации биоадекватной методики преподавания» проводились открытые мероприятия на базе МБДОУ ЦРР — детский сад «Малыш». Все ведущие — специалисты первой квалификационной категории: «Здоровые зубы» для детей подготовительного к школе возраста (девочки) (воспитатель Свалова Е.В.); «Звук и буква «Э»» для детей подготовительного к школе возраста (мальчики) (учитель-логопед Мельникова З.И.); «Песочные картинки» для детей старшего дошкольного возраста (педагог-психолог Соколова Н.В.). Охват участников семинара-практикума: 20 педагогических работников МО г. Саяногорска. Мероприятие прошло на высоком уровне.
С целью расширения внедрения в воспитательно-образовательный процесс биоадекватной методики преподавания с 3 ноября 2014 г. по 3 декабря 2014 г была реализована парциальная программа «Улыбка здоровья» (авторы Куликова Н.Г., Захаров А.В.). В реализации участвовали 47 воспитанников и 4 педагога. Занятия по этой программе были включены в изучение образовательной области «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни). С родителями (законными представителями) воспитанников в декабре 2014 года на родительских собраниях была организована и проведена отчётно-разъяснительная работа о важности и эффективности внедрения программной работы. Охват слушателей составил более 85% от числа родителей.
Мониторинг результатов качества и эффективности работы показал положительную динамику уровня развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» по образовательной области «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) на 18% (на начало реализации программы — 70%, на окончание реализации программы — 88%) у 47 детей старшего дошкольного возраста. У воспитанников расширились представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни; о зависимости здоровья человек от правильного питания, о роли гигиены полости рта.
В своей педагогической практике работы с детьми дошкольного возраста мы стараемся
преподносить материал посредством ярких природных образов — схем (учебных образонов), структурированных за счёт опорной информации по теме и с последующим текстовым пояснением в традиционной форме, упражнениями и творческими заданиями [3]. Дети с радостью включаются в новую игру, совершенно не думая о том, что идёт обучение. Надо ли говорить, что качество усвоения нового материала, преподнесенного без насилия над психикой ребенка, без сопротивления с его стороны, значительно улучшается.
На одном из этапов ноосферного занятия предполагается введение релаксации. Если раньше к релаксации мы относились как к приятному дополнению, то теперь она выступает ключевым звеном в процессе усвоения новых знаний (в режиме расслабления мозг воспринимает и надолго удерживает наибольшее количество информации, особенно если предложить её в виде образов). Поэтому мы стараемся с особой тщательностью разрабатывать тексты для учебной релаксации и подбирать музыкальное сопровождение. Можно сделать вывод, что, используя богатство эмоциональных состояний ребёнка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Для диагностики уровня творческого мышления был использован тест Торренса (завершение рисунка). Диагностика невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) известна как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».
Выводы
Мониторинг результатов качества и эффективности работы в результате реализации Проекта «Биоадекватный подход в управлении качеством дошкольного образования» показал динамику уровня развития творческого мышления (оригинальность) у воспитанников подготовительных к школе групп в количестве 32 человек на 27% (на начало реализации Проекта — 46%, на окончание реализации Проекта — 73%).
Таким образом, мы создаём естественные условия для раскрытия внутренних ресурсов личности ребёнка-дошкольника, выявляем уже заложенные в ней потенциальные возможности.
Исходя из самоанализа проделанной работы, педагогический коллектив ДОО подтвердил
имеющиеся и предложил на 2015/16 учебный год новые целевые ориентиры:
— расширять внедрение биоадекватной методики преподавания на разные возрастные группы дошкольников и разные дисциплины;
— проводить открытые мероприятия на базе МБДОУ ЦРР — детский сад «Малыш» и других образовательных учреждений с демонстрацией биоадекватного способа работы с детьми дошкольного возраста;
— разработать систему индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей) с целью ознакомления их с основами новейшего здоровьесберегающего, личностно ориентированного подхода к ребёнку, а также конкретными средствами ноосферного воспитания в семье;
— провести серию открытых мероприятий с использованием биоадекватной методики преподавания на городском уровне.
Литература
1. Гончаренко М.С, Маслова Н.В, Куликова Н.Г. Ноосферное образование — ключ к здоровью. — М.: Институт холодинамики, 2011.
2. Марковская Е.А. Образовательные технологии. — АППО, кафедра инновационных технологий, 2010.
3. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. — М.: Институт холодинамики, 1999.