Таврический научный обозреватель www.tavr.science
УДК 373.3
Удальцова А.В.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ДЕТСКОГО САДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. В статье также показано, что в условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов принципиально важным становится сотрудничество педагогов и родителей
Ключевые слова: ФГОС, общая и специальная готовность ребенка к учению, общая и специальная готовность ребенка к учению, начальное образование, дошкольное образование.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного звеньев непрерывного образования сегодня становится все более актуальной. Совсем недавно преемственность считали «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. В связи с переходом и реализацией ФГОС анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую.
Мы можем заметить противоречие в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей разных социальных позиций. Цели начального и дошкольной ступени образования традиционно не совпадают. В детском саду основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его всестороннему развитию, в начальной школе педагог видит свои задачи в формировании практических навыков чтения, письма, счёта и продолжает работу становления личности учащихся. Начальная школа, с первых дней предъявляет к детям определённые требования. Детский сад выполняет важную функцию, применяя игровые технологии, воспитывает у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», хочу отметить, проблему выравнивания уровня стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в первом классе. Специальная готовность определяется наличием у него ЗУН, которые составляют основу изучения различных школьных предметов [1]. В свою очередь общая готовность определяется хорошим физическим и психическим состоянием здоровья малыша, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям; нормальным показателям роста и веса, уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к овладению письмом; достаточному развитию культурно-гигиенических навыков и пр. Физически развитый ребенок комфортнее будет чувствовать себя в первом классе и легче справляться с трудностями обучения в школе. Также ребенок должен психологически быть готовым к обучению. Большое значение имеет развитие познавательных интересов и любознательности. К сожалению, с каждым годом в школу приходит больше гипервозбудимых ребят, которым требуется больше внимания и индивидуальный подход.
Система преемственности работы детского сада и школы начинается для меня с изучения программы: «Начальная школа» и « Детский сад», изучение системы работы воспитателя и учителя. Результатом преемственности является: всестороннее общее развитие ребенка, способствующее расширению его потенциальных возможностей. Педагоги
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
ставят перед собой цель: формирование практических умений и навыков чтения, письма и счета, навыков, влияющих на способность учиться, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее физическое и психическое развитие, становление ребенка как личности. А результатом преемственности будет являться продолжение всестороннего общего развития детей с освоением компонентов учебной деятельности и внутренней позиции ребенка. Какие формы взаимодействия между педагогами возможны? Посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические семинары, посещение занятий учителем, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе, совместное проведение мероприятий, праздников, совместные методические рекомендации, взаимопомощь, изучение системы работы воспитателя, обмен опытом. Все эти формы будут направлены на успешное взаимодействие воспитателей и учителей начальной ступени образовательных учреждений. Самое главное — это быстрый и безболезненный адаптационный период у первоклассников, формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Сегодня успешно реализуется проекты «детский сад - школа», когда на базе образовательных учреждений создается несколько средних и подготовительных групп, и учителя имеют возможность знакомиться и наблюдать за своими потенциальными учениками.
Изучив теоретические и практические аспекты по преемственности начальной школы и детского сада в условиях внедрения ФГОС, исходя из опыта тесного сотрудничества, можно выделить важный момент в построении единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей согласованность и связь всех компонентов методической работы. Таким образом, педагоги дошкольной и начальной ступени школы совместными усилиями будут стремиться работать в едином направлении по реализации единой линии общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства. Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений — учебному сотрудничеству. Проанализировав общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС, учителя и воспитатели должны объективно дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе, обеспечив уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивая стартовые возможности при поступлении в школу.
В результате тесного сотрудничества и контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность и в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками планируется поддерживать в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников и их родителей со школой, учебной, внеурочной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них мотивацию к учебной деятельности, интерес к школе, желание учиться, подражать старшим товарищам. Формы этой работы могут быть разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, праздников, открытых занятий, участие в конкурсах, выставках рисунков и поделок и школьных делах, посещение уроков, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада.
Установление связи и творческого сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, между детским садом и школой — необходимое условие
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению в условиях реализации федерального образовательного государственного стандарта.
Литература
1. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2002. — 165 с.
2. Чередова Г.А., Воронина Н.В., Майер А.А. Технология обеспечения преемственности воспитания и обучения детей между школой и детским садом в условиях малого города/Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2007. № 7-1. С. 76-79
3. Сухова О.В. Организация взаимодействия детского сада с образовательными организациями (на примере детского сада № 178 «Облачко»)/ Педагогическое образование: традиции и инновации сборник научных статей. Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 2015. С. 203-206.