Научная статья на тему 'Создание программы непрерывного дошкольного и начального общего образования в ГБОУ школа № 2036 г. Москвы'

Создание программы непрерывного дошкольного и начального общего образования в ГБОУ школа № 2036 г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглова Светлана Евгеньевна

В статье рассматривается программно-целевой подход к решению проблемы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в едином образовательном пространстве школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание программы непрерывного дошкольного и начального общего образования в ГБОУ школа № 2036 г. Москвы»

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБОУ ШКОЛА

№ 2036 Г. МОСКВЫ Круглова С.Е.

Круглова Светлана Евгеньевна - магистрант, кафедра педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматривается программно-целевой подход к решению проблемы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в едином образовательном пространстве школы. Ключевые слова: программно-целевой подход, преемственность, развитие, дошкольное воспитание, начальное общее образование.

Проблема создания системы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности между данными уровнями образования актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

В соответствии с Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к общему образованию. Таким образом, появилась законодательная основа для создания системы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности между данными уровнями образования.

Для нашей школы актуальность проблемы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности обусловлена созданием организационно-педагогических условий для обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в едином образовательном пространстве Школы.

Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе-сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих:

- принятие ребёнком новой социальной позиции школьника;

- возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению;

- усвоение системы научных понятий;

- освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.

Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы.

Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением.

Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением, т.е. произвольности регуляции поведения и деятельности.

Формирование фундамента готовности перехода с дошкольного уровня к обучению в начальной школе должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень основного общего образования с учётом возможного возникновения определённых трудностей такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:

- необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.);

- совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

- недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Все указанные выше компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий Основной образовательной программы начального общего образования и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения. Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий, а также на положениях ФГОС ДО, касающихся целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Анализ ситуации показывает, что эта тенденция будет оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Происходящие в системе общего образования изменения дают возможность создать систему непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов и средств, форм организации воспитания и обучения).

Методологической основой создания системы непрерывного дошкольного и начального общего образования на основе преемственности всех компонентов образовательной системы являются ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Но, в то же время, продолжает существовать практика, что подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Для создания системы непрерывного дошкольного и начального общего образования, необходимо, прежде всего:

- выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации и ФГОС ДО и НОО;

- определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

- обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

- дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.

Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, что актуализирует задачу создания концепции, раскрывающей современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования на первых его уровнях — дошкольном и начальном школьном.

Концептуальные основы непрерывного дошкольного и начального общего образования

Непрерывное образование в дидактике понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне общего образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:

- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

- открытость человека изменяющемуся миру;

- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации образования, так и «забегания вперед»;

- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

- создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Концепция непрерывного дошкольного и начального общего образования :

- определяет цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- раскрывает психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

- выделяет приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации и требований ФГОС ДО и ФГОС НОО;

- обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

- дает возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:

- воспитание нравственного человека;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и универсальные способы деятельности рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне общего образования :

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На уровне начального общего образования:

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

При отборе содержания непрерывного образования в Концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы, но особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения

88

детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

Достижение Концепции непрерывного дошкольного и начального общего образования обеспечивается в рамках реализации Целевой Комплексной Программы непрерывного дошкольного и начального общего образования (далее - ЦКП).

Цель: создание условий для осуществления непрерывности образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном пространстве «школа-сад»

Задачи:

1. Согласовать ООП ДО и НОО с позиций непрерывности дошкольного и начального образования

2. Создать непрерывную систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений

3.Создать систему внутрикорпоративного повышения профессионального уровня педагогических работников структурного подразделения «школа-сад».

4. Создать модель ВСОКО в условиях непрерывности дошкольного и начального образования

5. Создать эффективную систему управления структурным подразделением «школа-сад».

Достижение цели и задач Целевой Комплексной Программы непрерывного дошкольного и начального общего образования обеспечивается реализацией следующих проектов:

Проект 1. Обучение и воспитание

Проект 2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений «школа-сад».

Проект 3. Педагогические кадры

Проект 4. ВСОКО в условиях непрерывности дошкольного и начального образования

Проект 5. Управление структурным подразделением «школа-сад». Планируемыми результатами реализации Целевой Комплексной Программы непрерывного дошкольного и начального общего образования является готовность учащегося к продолжению образования на следующем его уровне.

Список литературы

1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. Издательство: Школьная пресса, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Профессиональный стандарт педагога» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Электронный ресурс. Режим доступа: http://fcosreestr.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).

3. З.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fcosreestr.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).

4. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. Издательство: Сфера, 2007.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fcosreestr.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).

6. Хабибуллина Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. Издательство: Школьная пресса, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.