Научная статья на тему 'Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе'

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / GENERAL EDUCATION BACKGROUND / GENERAL LEARNING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ольга Викторовна, Кайданович Светлана Михайловна

В статье рассматривается проблема формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, что способствует обеспечению социальной успешности их адаптации при переходе к обучению в начальной школе и создает технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ольга Викторовна, Кайданович Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION BACKGROUND IN THE WORK WITH PRESCHOOL DISABLED CHILDREN AS A BASIS FOR THEIR DOING WELL AT SCHOOL

This paper deals with the problem of development of general education background of preschool children, which is to provide their social adaptation when starting primary school, and create technological base of continuity in preschool and primary education.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе»

И.В. Архипова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ .

ний. М. : Владос-Пресс, 2000. 304 с. тарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие 10. Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академический педагогического проектирования образовательной сре-Проект : Фонд «Мир», 2005. 336 с. ды профессиональной подготовки будущих учителей

6. Осадченко И.И. Общая структурная характери- начальной школы // Вектор науки Тольяттинского госу-стика технологии обучения в подготовке будущих учи- дарственного университета. 2013. № 3 (25). С. 457-461. телей // Азимут научных исследований: педагогика и 11. Дуплийчук О.Н. Профессионально-психология. 2012. № 1. С. 57-60. педагогическая подготовка будущих учителей-филоло-

7. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование гов средствами технологии малых методических групп профессиональной компетентности бакалавров в про- // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 27-30. цессе учебно-исследовательской деятельности // 12. Запорожцева Ю.С. Критерии и показатели про-Вестник Самарского государственного технического фессиональной компетентности учителя иностранных университета. Серия: Психолого-педагогические науки. языков // Вектор науки Тольяттинского государствен-

2012. № 2 (18). С. 118-125. ного университета. Серия: Педагогика, психология.

8. Саржанова А.Н., Квасных Г.С. Профессиональное 2012. № 4 (11). С. 115-117.

развитие личности будущего учителя начальных клас- 13. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П.

сов // Вектор науки Тольяттинского государствен- Формирование конфликтологической компетентности в

ного университета. Серия: Педагогика, психология. процессе профессиональной подготовки менеджеров //

2013. № 4 (15). С. 173-175. Вестник Поволжского государственного университета

9. Коваль В.А. Периодизация становления профес- сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С. 97-105. сиональной компетентности будущих учителей-фило- 14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, лич-логов (ретроспективный анализ) // Балтийский гумани- ность : монография. М. : Смысл : Академия, 2004. 360 с.

PEDAGOGICAL STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT

© 2014

I.V. Arhipova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Professional development takes place at the same time as professional training. In high school students gain the foundations of professional identity, they get the idea of significant personal qualities their future job requires. Then their professional development can undergo further changes. This will result in their flexible and innovative solutions while facing professional challenges and personal problems.

Keywords: professional identity; professional development; professional activity.

УДК 376.3

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСПЕШНОГО

ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

© 2014

О.В. Афанасьева, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, зам. директора по воспитательно-методической работе С.М. Кайданович, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, методист МБОУ Гимназия № 9 структурное подразделение «Детский сад «Клубничка», Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, что способствует обеспечению социальной успешности их адаптации при переходе к обучению в начальной школе и создает технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

Ключевые слова: универсальные предпосылки учебной деятельности; универсальные учебные действия; преемственность дошкольного и начального образования.

Ведущей темой образовательной политики в настоящее время является качество образования. Говоря о качестве дошкольного образования, необходимо выделить такие его показатели, как уровень образования педагогов, качество реализации образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), преемственность с начальной школой и эффективность сотрудничества родителей с детским садом.

В последние годы предприняты определенные позитивные шаги по совершенствованию преемственных связей между детским садом и школой. Однако введение стандартов начального и дошкольного образования определяет необходимость пересмотра содержания преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями образования в соответствии с их требованиями.

Преемственность связей между детским садом и начальной школой рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, как согласованность и перспективность всех ком-

понентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Это двусторонний процесс: дошкольная ступень, направленная на сохранение самоценности дошкольного детства, формирование фундаментальных личностных качеств ребёнка, служащая основой успешности школьного обучения, с одной стороны, и школа как преемник, подхватывающая достижения ребёнка-дошкольника и развивающая накопленный им потенциал, - с другой. Таким образом, преемственность между детским садом и начальной школой предусматривает связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Введение новых образовательных стандартов обозначило смену «знаниевой» на культурно-историческую системно-деятельностную парадигму образования, что имеет отношение ко всем ступеням образования, включая дошкольное [1, с. 3-5]. Неотъемлемой частью ядра стандарта начальной ступени образования (ФГОС НОО) являются универсальные учебные дей-

О.В. Афанасьева, С.М. Кайданович ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

ствия (УУД). Под УУД понимаются «надпредметные действия», обеспечивающие компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода [1, с. 27-32]. Организация образовательного процесса по формированию УУД обеспечивается системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества [2, с. 34-37].

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятель-ностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Саллиной и С.В. Молчановым [1]. Данная концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Однако, как показывают исследования, преемственность на практике часто сводится к подготовке не просто к новому, а именно к новым требованиям следующей ступени образования, при этом игнорируется потенциал, накопленный на предыдущей ступени.

Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:

- недостаточно плавное, порой скачкообразное изменение методов и содержания обучения, приводящее при переходе на следующую ступень образования к снижению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;

- отсутствие научно-методического обеспечения процесса формирования универсальных предпосылок учебной деятельности на этапе дошкольного детства, приводящее к разрыву обучения. Так, младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, поскольку не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

Важность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе».

Объект исследования - процесс формирования универсальных предпосылок учебной деятельности.

Предмет исследования - педагогический процесс формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании, создании и практической реализации модели процесса формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствующей обеспечению социальной успешности адаптации детей при переходе к обучению в начальной школе и создающей технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

Гипотеза исследования основывается на предполо-

жении о том, что формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основы их дальнейшего успешного обучения в школе будет выступать фактором их социальной успешности, адаптации при переходе к обучению в начальной школе и технологической базой преемственности дошкольного и начального образования в случае, если будут определены:

- специфика формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- разработана и апробирована структурно-содержательная модель процесса формирования универсальных предпосылок учебной деятельности старшего дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя взаимосвязанные блоки: целеполагания, содержательный, функциональный, организационный, аналитический и результативный;

- разработан и апробирован педагогический инструментарий формирования универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий дошкольникам приобрести начальный опыт выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и жизни.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть сущность универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основы их дальнейшего успешного обучения в школе.

2. Выявить факторные характеристики формирования универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработать структурно-содержательную модель процесса формирования универсальных предпосылок учебной деятельности старшего дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, учитывающую особые образовательные потребности таких детей.

4. Разработать и апробировать педагогический инструментарий формирования универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанный педагогический инструментарий формирования универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья позволит педагогам:

приобрести практический опыт:

- планирования содержания коррекционно-педаго-гической работы, направленного на формирование и накопление у детей с ограниченными возможностями здоровья культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблемных ситуаций в разных видах детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- управления процессом формирования у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предпосылок универсальных учебных действий на основе создания условий для самостоятельного и осознанного открытия детьми новых для себя знаний;

уметь:

- создавать условия, способствующие возникновению у детей внутренней потребности (мотивов) включения в деятельность, навыка фиксации так называемой «детской цели» (то, что ребенок «сам хочет» сделать), важной не только для себя, но и для других сверстников, взрослых;

О.В. Афанасьева, С.М. Кайданович

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..

- организовывать деятельность детей, в которой целенаправленно формируются познавательные (логические) умственные действия, знания и опыт, необходимые для получения новых знаний;

- моделировать ситуации, в которых дети приобретают навыки фиксации затруднений в индивидуальной деятельности и установления причин их возникновения;

- вовлекать детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя нового знания;

- способствовать применению детьми новых способов освоения деятельности в измененных ситуациях;

- добиваться возникновения у детей способности фиксировать достижение цели и определять условия, позволяющие ее достичь;

знать:

- роль дошкольного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности;

- дифференцировать понятия «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход», «универсальные учебные действия», «предпосылки универсальных учебных действий», «учебная деятельность», «умение учиться», актуальные для реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО;

- методический инструментарий формирования у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предпосылок универсальных учебных действий на основе создания условий для самостоятельного и осознанного открытия детьми новых для себя знаний.

Показательными в отношении развития системы универсальных учебных действий на предшкольной ступени образования являются: для личностных универсальных учебных действий - сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация; для регулятивных действий - функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; для познавательных знаково-символиче-ских действий - моделирование (кодирование и дифференциация планов знаков и означаемого); для коммуникативных универсальных учебных действий - учет позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

Следует подчеркнуть, что образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития [3].

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

- опору на ведущий вид деятельности дошкольников: игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;

- включение дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;

- максимальное использование метода поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

- включение дошкольников в процесс оценивания своих достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки.

Организация работы по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по трем основным направлениям:

- научно-методическая работа с педагогами: изучение требований ФГОС ДО, поиск путей их реализации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск, отбор, адаптация необходимых образовательных технологий и др.);

- работа с детьми (формирование у детей: внутренней потребности (мотивов) включения в деятельность, навыка фиксации так называемой «детской цели»; познавательных (логических) умственных действий, знаний и опыта, необходимых для получения новых знаний; навыков фиксации затруднений в индивидуальной деятельности и установления причин их возникновения; навыков самостоятельного поиска и открытия для себя нового знания; способов освоения деятельности в измененных ситуациях; умения фиксировать достижение цели и определять условия, позволяющие ее достичь);

- работа с родителями (вооружение информацией, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построению новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» // Построение непрерывной сферы образования. М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. 448 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION BACKGROUND IN THE WORK WITH PRESCHOOL DISABLED CHILDREN AS A BASIS FOR THEIR DOING WELL AT SCHOOL

© 2014

O.V. Afanasyeva, tutor internship site Faculty of Special Education Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, director of educational-methodical work S.M. Kaydanovich, tutor internship site Faculty of Special Education Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, methodist

Municipal budget educational institution of high school № 9 structural division «Kindergarten» Passion»,

Togliatti (Russia)

Annotation: This paper deals with the problem of development of general education background of preschool children, which is to provide their social adaptation when starting primary school, and create technological base of continuity in preschool and primary education.

Keywords: general education background; general learning skills; continuity of preschool and primary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.