УДК 372.3/.4
ЕФЛОВА Зинаида Борисовна
кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск, Россия)
КОСОЛАПОВА Елизавета Сергеевна
магистрант направления «Педагогическое образование» Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск, Россия)
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация: представлены результаты анализа Концепции непрерывного образования (2003) и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного (2013) и начального общего образования (2009) в контексте обеспечения преемственности данных уровней образования. Зафиксировано, что действующие образовательные стандарты отражают, основываются и развивают положения Концепции. Выявлены основные условия, обозначены направления и названы формы обеспечения преемственности в соответствии со стандартами образования в образовательной практике. Представлены результаты изучения опыта обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования педагогов из 23 регионов Российской Федерации. Для изучения педагогического опыта был применен метод контент-анализа, критериями которого стали следующие: 1) представления педагога об актуальности проблемы преемственности; 2) цели и задачи преемственности в понимании педагога; 3) наличие специальной работы / направления педагогической деятельности по обеспечению преемственности в практике педагога; 4) согласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями и требованиями ФГОС; 5) направления работы по практическому осуществлению преемственности; 6) причины нарушения преемственности; 7) мнение педагога о готовности ребенка к школе. Отмечены отдельные проблемы реализации преемственности в образовании, в частности проблема «школяризации» дошкольного образования. Обозначены направления, потенциальные для продолжения исследования.
Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального общего образования, условия обеспечения преемственности в образовании, контент-анализ.
Eflova Z., Kosolapova E.
THE CONDITIONS OF CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION IN STANDARDS OF EDUCATION AND IN PEDAGOGICAL PRACTICE
Abstract: results of the analysis of the Concept of Continuing Education (2003) and federal state educational standards of preschool (2013) and primary general education (2009) in the context of ensuring the continuity of these levels of education are presented. The current educational
standards reflect and develop the main idea of the concept. The basic conditions, directions and forms of ensuring continuity in accordance with the standards of education in educational practice are identified. The results of studying the experience of ensuring the continuity of preschool and primary general education of teachers from 23 regions of the Russian Federation are presented in the current research. The method of content analysis was used to study pedagogical experience. Criteria of content analysis are as follows: 1) presentation of the teacher on the relevance of the problem of continuity; 2) goals and objectives of continuity as understood by the teacher; 3) special work / direction of pedagogical nature to ensure continuity in the teacher's practice; 4) the teacher's work in ensuring continuity being in accord with the educational standards; 5) directions of work on the practical implementation of continuity; 6) reasons for violation of continuity; 7) the teacher's opinion about a child's preparation for school life. Some problems of realization of continuity in education are noted, in particular, the problem of «schooling» of preschool education. Areas that are potential for continuing the study are indicated.
Key words: continuity of preschool and primary general education, conditions for ensuring continuity in education, content analysis.
Актуальность преемственности дошкольного и начального образования. Общеизвестно, что вопросы преемственности как фактора-условия обеспечения непрерывности образования особо обостряются при перемещении обучающихся с одного уровня системы образования на другой. В современных системах переход ребенка со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования является первым. Сам факт «первенства» придает данному периоду особое значение: это своего рода импринтинг, который будет запечатлен в опыте индивида и гарантирует (или не гарантирует) успешность последующих переходов. Этот переход обусловлен и совпадает с закономерным возрастным кризисом («кризис 7 лет»), в ходе которого происходит становление внутренней позиции личности (школьника), формируются сложнейшие психологические новообразования, и все это сопровождается кардинальными переменами в образе жизни, в социальной ситуации развития ребенка, в ведущей (развивающей) деятельности. Таким образом, поступление в школу — переломный этап в жизни ребенка. Несмотря на то что вопросы обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования ставятся и решаются психологами и педагогами со времен появления данных уровней в зарубежных и российской системах образования (c конца XIX — начала XX в.), они по-прежнему относятся к проблемным, требуют практического опробирования и специальных психолого-педагогических исследований.
Непрерывность и преемственность в стандартах дошкольного и начального образования. Реализация принципа преемственности в образовании, в частности относительно преемственности дошкольного и начального общего образования, предопределяется соблюдением ряда условий. Первым среди обстоятельств формального порядка является отражение принципа и условий его реализации в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования. В настоящее время в Российской Федерации действуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 6 октября 2009 г. [7], и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 17 октября 2013 г. [6].
Анализ научно-педагогической литературы и современных документов образования показал, что в основу реализации преемственности начального и дошкольного образования, предусмотренного ФГОС ДО и ФГОС НОО, положены идеи Концепции непрерывного образования, утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. [3].
Отражение психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в стандартах дошкольного и начального общего образования представлено в таблице.
Отражение психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в стандартах дошкольного и начального общего образования
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования в Концепции непрерывного образования [3] Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО) [6] Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) [7]
Личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми «Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития» «Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся»
Предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр. «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» «Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (поддержка детских объединений, ученического самоуправления)»
Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями) «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях» «Мониторинг возможностей и способностей обучающихся»
Создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности
«Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)»_
«Дифференциация и индивидуализация обучения»
На наш взгляд, таблица иллюстрирует, что ряд психолого-педагогических условий, предлагаемых Концепцией и необходимых для осуществления принципа непрерывности образования, отражены или воссозданы (прошло более десяти лет), дополнены и уточнены в требованиях к реализации образовательных программ, прописанных в стандартах. Можно сказать, что стандарты закрепляют и развивают идею непрерывности через легализацию и конкретизацию условий обеспечения преемственности в образовании.
Согласованность данных стандартов в отношении обеспечения преемственности уровней образования - особый предмет изучения ряда современных ученых. По мнению исследователя Н. М. Суриной, «преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:
- единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно -содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
- единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятии "ведущей деятельности"; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
- общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей с ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации» [5].
Единый психолого-педагогический методологический подход, закрепленный стандартами дошкольного и начального общего образования, является основанием для реализации преемственности на практике. В обоих стандартах подчеркивается ценность личности ребенка, оба предполагают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося - оба декларируют приоритетность системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и развитию ребенка.
Таким образом, стандарты дошкольного и начального общего образования, основывающиеся на идеях Концепции непрерывного образования, регламенти-
руемые стандартами психолого-педагогические требования являются условиями обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Условия обеспечения преемственности уровней образования. Исследователи выделяют и классифицируют различные виды условий обеспечения преемственности в образовании.
В. Н. Самусенко определяет следующие условия обеспечения преемственности различных уровней образования:
- использование личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий;
- ситуативность, вариативность и личная адаптированность используемых форм и методов взаимодействия;
- связь теории с практикой;
- приоритет субъект-субъектных межличностных отношений;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм взаимодействия;
- обогащение творческого опыта практических взаимоотношений учителей в педагогической деятельности [4].
Среди организационно-педагогических условий обеспечения преемственности В. Н. Самусенко особое внимание уделяет взаимодействию педагогов, считает сотрудничество учителя начальных классов с коллегами важнейшим фактором преемственности [4]. Исследователь отмечает, что уровень практической готовности учителя к эффективному взаимодействию с коллегами представляет собой сложное и целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, перцептивно-эмоциональный, результативно-действенный и оценочно-прогностический компоненты.
По мнению автора, педагогическая технология формирования эффективного взаимодействия учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат этого взаимодействия в современных социально-экономических условиях [4].
Дополним, что задача педагогов в сотрудничестве - создать условия для проявления всех способов познания, творить развивающую среду, где общение с ребенком основывается на доверии, понимании, терпении и любви. Это универсальный подход, который позволяет реализовать принципы преемственности и непрерывности на разных ступенях образования.
На практике преемственность дошкольного и начального школьного уровней образования реализуется по разным направлениям и в различных формах. Согласно мнению Е. А. Антонюк, существуют общепризнанные формы осуществления преемственности в сотрудничестве образовательных организаций по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС. К таковым автор относит:
1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игро-
вых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания (ДОУ - школа); круглые столы, дискуссии, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; педагогические консультации; дни открытых дверей; совместные творческие мастерские; разнообразные виды опросников (анкетирование, тестирование) родителей по изучению самочувствия семьи на момент подготовки ребенка к переходу в школу и в период адаптации к ней; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные досуги, тематические вечера (посиделки); визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); работа родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) [5].
Как видим, в практической деятельности педагогов по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить три основных направления: работа с детьми (дошкольниками и школьниками), работа с педагогами и специалистами, работа с родителями. Согласимся, такое содержание предполагает согласованное взаимодействие - постоянное и системное сотрудничество образовательных учреждений (организаций) разных типов.
Контент-анализ педагогических практик. С целью изучения состояния обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в педагогической практике применялся метод контент-анализа.
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в различных науках, в том числе в педагогике [2].
Отбор информации для контент-анализа осуществлялся на основе обнаружения/выявления в текстах педагогических публикаций базовых и родственных понятий данного исследования - «непрерывность образования», «преемственность образования», «подготовка к школе», «адаптация к школе» др. Категории
(критерии) анализа педагогического опыта по обеспечению преемственности уровней дошкольного и начального общего образования были определены следующие:
1. Представления педагога об актуальности проблемы преемственности.
2. Цели и задачи преемственности в понимании педагога.
3. Наличие специальной работы/направления педагогической деятельности по обеспечению преемственности в практике педагога.
4. Согласованность работы педагога по обеспечению преемственности с положениями и требованиями ФГОС.
5. Направления работы по практическому осуществлению преемственности:
- работа с педагогами (взаимодействие педагогов);
- работа с родителями;
- работа с детьми.
6. Причины нарушения преемственности (в оценке педагога):
- отсутствие четкой диагностической системы определения готовности ребенка к школе;
- недостаточное использование игровой деятельности;
- отсутствие условий в образовательной организации;
- некомпетентность педагога в вопросах преемственности;
- отсутствие связи между дошкольными и школьными образовательными организациями.
7. Мнение педагога о готовности ребенка к школе (по структуре готовности Л. А. Венгер):
- мотивационная готовность;
- личностная готовность («внутренняя позиция школьника»);
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность.
Материалом для контент-анализа стали публикации педагогов, изданные в журналах «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После», «Детский сад от А до Я» за последние пять лет. Всего было проанализировано 40 педагогических практик — статей, в тематике которых, с нашей точки зрения, просматривались вопросы и/или проблемы обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. В публикациях представлен опыт учителей начальных классов и воспитателей детских садов 23 регионов России - из Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Саратовской, Тюменской, Ярославской областей, из Пермского и Приморского краев, а также из республик Башкортостан, Татарстан, Тыва и Хакасия.
50 % публикаций выполнены педагогами — представителями городских образовательных организаций, 37,5 % — педагогами сельской местности, 12,5 % педагогов не указали место расположения образовательного учреждения.
Далее представлены результаты контент-анализа по некоторым критериям. 92 % педагогов обозначили актуальность проблемы преемственности в современном образовании, рассматривая ее с разных позиций. Большая часть авторов (37 %) связывают необходимость особого внимания к проблеме с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования. Педагоги отмечают, что стандарты определили сущность преемственности, требования и условия к обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования. Также авторы фиксируют смещение акцента с интеллектуальной готовности ребенка на личностную готовность, что рекомендуется ФГОС.
Итак, в 38 работах прослеживается отражение положений Федеральных государственных образовательных стандартов. В них проявляются принципы личностно-ориентированного подхода к образованию, отмечаются необходимость развития личностных качеств и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, ориентация на формирование предпосылок учебной деятельности.
Данные, полученные по критерию «направления работы по практическому осуществлению преемственности», представлены на рисунке.
Направления работы педагогов по практическому осуществлению преемственности дошкольного и начального школьного образования
Диаграмма показывает, что все педагоги — респонденты данного исследования осуществляют непосредственную работу по достижению преемственности с детьми (100 %). В анализируемых публикациях предлагаются и описываются различные формы, в том числе совместные мероприятия детского сада и школы, экскурсии воспитанников детского сада в школу, совместные детские конкурсы, знакомство детей с учителями начальных классов и т. д.
92 % педагогов предусматривают взаимодействие с педагогами смежной ступени образования, указывают на значимость совместной деятельности, которая осуществляется путем организации педагогических советов, мастер-классов, круглых столов и др.
80 % педагогов осуществляют работу с родителями, основными формами которой являются родительские собрания по разным аспектам преемственности. Здесь замечено различие в показателях: 37,5 % учителей и 42,5 % воспитателей. Можно предположить, что педагоги дошкольного образования работе с родителями уделяют несколько больше внимания, нежели учителя начальных классов.
В ходе анализа было выявлено, что 77 % педагогов привлекают к обеспечению преемственности коллег. Учителя начальных классов включают в эту работу не только учителей-предметников начальной школы, но и старших классов: учителей математики, учителей географии. Педагоги дошкольного образования привлекают педагогов-психологов.
Статьи педагогов-практиков презентуют разработки и описания применения специальных педагогических технологий, авторские коррекционные программы и программы адаптации (например, «Скоро в школу»), специальные проекты (например, «По дороге в школу»), новые варианты индивидуальных характеристик выпускников дошкольного учреждения, собственный (авторский) диагностический инструментарий, интегрированные совмещенные уроки с учащимися 1-х классов и воспитанниками детского сада. В материалах отражена работа педагогов по специальным программам, обеспечивающим преемственности, например «Детский сад 2100» и «Школа 2100».
Анализ статей по критерию «причины нарушения преемственности» показывает, что 22 % педагогов видят причины нарушения преемственности в отсутствии должного взаимодействия детского сада и школы. 15 % педагогов называют в качестве причины недостаточность игровой деятельности в детском саду (!) и в 1-м классе. Эти авторы пишут, что игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном и остается основной в младшем школьном возрасте, уделяется мало внимания. Они также отмечают, что смену ведущей деятельности при поступлении в школу необходимо осуществлять постепенно, не ущемляя игру.
Резюме в ракурсе потенциальных исследований. Анализируемые материалы представляют опыт наиболее прогрессивных и активных педагогов, определивших специальную работу по обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования как направление если не приоритетное, то значимое в их педагогической деятельности. Каждая публикация в большей или в меньшей мере презентует и обобщает теоретические и практические находки авторов, достойные популяризации в педагогическом сообществе. Однако для получения более полной и достоверной информации о фактическом состоянии, особенно в отношении проблем и затруднений, нужны масштабные исследования массовой педагогической практики.
Контент-анализ показал, что современные педагоги, организующие целенаправленную деятельность по обеспечению преемственности, стремятся опираться на ключевые положения Федеральных государственных образователь-
ных стандартов дошкольного и начального общего образования. Такие педагоги осознают актуальность работы по достижению преемственности этих уровней образования, ищут и находят новое содержание и формы достижения преемственности: специальные проекты и программы, совместные интегрированные уроки дошкольников и младших школьников и т. д.
В ходе контент-анализа выяснилось, что педагоги привлекают к своей работе по обеспечению преемственности коллег и родителей, обозначают важность и значимость решения проблемы преемственности совместными усилиями педагогического коллектива и родителей. Очевидно, что оценка эффективности и достаточности этой деятельности требует дополнительного изучения.
Обращает внимание, что среди нарушений преемственности называется недостаточное использование игровой деятельности в детском саду, т. е. в статьях педагогов-практиков зафиксирована проблема, которая назрела в современном образовании, а именно «риск школяризации» дошкольного образования (выражение А. Г. Асмолова). Ученый считает, а педагоги-практики подтверждают, что в настоящее время происходит перенос методов работы со школьниками на дошкольников. Изучение данного положения и поиск путей преодоления (или предупреждения) этой проблемы также является перспективным психолого-педагогическим исследованием.
Список литературы
1. Антонюк, Е. А. Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Е. А. Антонюк. - Электрон. ст. - 2014. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/13/sotrudnichestvo-obrazovatelnykh-organizatsiy-po. - (дата обращения 12.08.2018).
2. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - Москва : Прайм-еврознак ; Санкт-Петербург : Олма-Пресс, 2004. — 666 с.
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://refdb.ru/look/2588604.html. - (дата обращения 14.08.2018).
4. Самусенко, В. Н. Взаимодействие учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса в современном лицее-интернате [Электронный ресурс] / В. Н. Самусенко. - Электрон. ст. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vzaimodeystvie-uchiteley-po-obespecheniyu-preemstvennosti-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennom-litsee-internate. - (дата обращения 12.08.2018).
5. Сурина, Н. М. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н. М. Сурина. - Электрон. ст. - URL: http://ruosechenovo.ucoz.ru/FGOS/publikacija.pdf. - (дата обращения 12.08.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz3d23GGVX3. - (дата обращения 14.08.2018).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://base.garant.ru/197127/. - (дата обращения 14.08.2018).