Научная статья на тему 'Акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования'

Акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUITY / ACMEOLOGICAL BASIS / PRODUCTIVITY / EDUCATIONAL SUCCESS / DIRECTIONS OF CONTINUITY / PRIMARY AND PRESCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL SYSTEM / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хагажеева И. Р., Нагоев Б. Б., Апшева С. Ю., Кумахова Л. М.

Статья посвящена исследованию акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования. Преемственность рассматривается как системное развитие образовательного процесса на новом этапе образования в диалектической связи с предыдущим. Приводятся результаты исследования уровня продуктивности преемственной связи начального и дошкольного образования с позиций акмеологии и выявления продуктивной педагогической системы по показателям учебной успешности в изучении математики, русского языка и литературного чтения; по показателям основных направлений преемственности дошкольного и начального образования, осуществляемых учителями начальных классов. Обобщается опыт решения проблем преемственности начального и дошкольного образования, базирующийся на акмеологических основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хагажеева И. Р., Нагоев Б. Б., Апшева С. Ю., Кумахова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACMEOLOGICAL BASIS OF CONTINUITY OF PRIMARY AND PRESCHOOL EDUCATION

The article examines acmeological basis of continuity of primary and preschool education. The continuity is considered as a system of development of educational process at a new grade in dialectical relationship with previous one. The authors represent results of their research of productivity level of continuity connections between primary and preschool education in terms of acmeology. According to the authors, the efficient pedagogical system is revealed in indicators of the activity in Maths, Russian Language and Literature classes and in indicators of the main directions of continuity of primary and preschool education that are used by primary school teachers. The authors also generalize their acmeologically based experience of solving problems of continuity of primary and pre-school education.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования»

Библиографический список

1. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы. НТБ СССР 1998; 2: 3 - 8.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва, 1989.

3. Богомазов Г.Г. Методика организации познавательной и исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2001.

4. Н.Б. Методическое сопровождение педагогической культуры преподавателей вуза искусств: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2006.

5. Журавлева Л.П. Организация методической работы. Великий Новгород: НРЦРО, 2003.

6. Кузина Н.Н. Методическая деятельность как объект моделирования. Образование в условиях системных изменений: сборник научных трудов. Выпуск 3. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2009: 76 - 79.

7. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2002.

8. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.

References

1. Basov S.A. Problemy iperspektivyperestrojki metodicheskoj raboty. NTB SSSR. 1998; 2: 3 - 8.

2. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva, 1989.

3. Bogomazov G.G. Metodika organizaciipoznavatel'nojiissledovatel'skojdeyatel'nostistudentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Pe-terburg: SPbGU, 2001.

4. N.B. Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelej vuza iskusstv: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagog-icheskih nauk. Volgograd, 2006.

5. Zhuravleva L.P. Organizaciya metodicheskoj raboty. Velikij Novgorod: NRCRO, 2003.

6. Kuzina N.N. Metodicheskaya deyatel'nost' kak ob'ekt modelirovaniya. Obrazovanie v usloviyah sistemnyh izmenenij: sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 3. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2009: 76 - 79.

7. Makarova T.N. Planirovanie i organizaciya metodicheskoj raboty. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2002.

8. Tyulina O.A., Krivyh S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti prepodavatelej vuza v usloviyah perehoda na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 371

Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia) E-mail: [email protected]

Nagoev B.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia) E-mail: [email protected]

Apsheva S.Yu., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

Koumakhova L.M., senior teacher, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

THE ACMEOLOGICAL BASIS OF CONTINUITY OF PRIMARY AND PRESCHOOL EDUCATION. The article examines acmeo-logical basis of continuity of primary and preschool education. The continuity is considered as a system of development of educational process at a new grade in dialectical relationship with previous one. The authors represent results of their research of productivity level of continuity connections between primary and preschool education in terms of acmeology. According to the authors, the efficient pedagogical system is revealed in indicators of the activity in Maths, Russian Language and Literature classes and in indicators of the main directions of continuity of primary and preschool education that are used by primary school teachers. The authors also generalize their acmeologically based experience of solving problems of continuity of primary and pre-school education.

Key words: continuity, acmeological basis, productivity, educational success, directions of continuity, primary and preschool education, pedagogical system.

И.Р. Хагажеева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]

Б.Б. Нагоев, канд. психол. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]

С.Ю. Апшева, ассистент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail:[email protected]

Л.М. Кумахова, ст. преп., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена исследованию акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования. Преемственность рассматривается как системное развитие образовательного процесса на новом этапе образования в диалектической связи с предыдущим. Приводятся результаты исследования уровня продуктивности преемственной связи начального и дошкольного образования с позиций акмеологии и выявления продуктивной педагогической системы по показателям учебной успешности в изучении математики, русского языка и литературного чтения; по показателям основных направлений преемственности дошкольного и начального образования, осуществляемых учителями начальных классов. Обобщается опыт решения проблем преемственности начального и дошкольного образования, базирующийся на акмеологических основах.

Ключевые слова: преемственность, акмеологические основы, продуктивность, образ результата, учебная успешность, направления преемственности, дошкольное и начальное образование, педагогическая система

Программа фундаментальных исследований Российской Академии Образования включает концепции ознакомления специалистов образования в регионах с теорией продуктивного функционирования национальной системы образования [1]. В свете данного положения изучение акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования видится нам перспективным направлением исследований, которое позволит повысить качество отечественной системы дошкольного и начального образования.

Как отмечает Н.В. Кузьмина, наличие у специалиста образования духовных свойств, входящих в «образ результата», обеспечивших ему развитие творческой готовности к продуктивному решению предстоящих задач - образец для наблюдения, оценки, понимания профессионализма в любом виде деятельности [2]. Следовательно, акмеологические основы преемственности дошкольного и начального образования необходимо искать на основе продуктивных педагогических систем преемственности имеющих четкие представления о конечном результате.

Рассматривая понятие «преемственность» в философском аспекте Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов определяют его как объективную необходимую связь между новым и старым в процессе развития. Каждая более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень [3]. Значит, преемственность начального и дошкольного образования выступает и как способ организации педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса, и как фактор, обеспечивающий процесс развития личности. На практике это означает непрерывный поиск и реализацию педагогически целесообразных возможных связей.

По мнению М.С. Годника, который исследовал проблемы преемственности высшей и средней школы, преемственность предполагает такую последовательность педагогических акций, когда системное развитие процесса на новом этапе обучения и воспитания осуществляется в диалектической связи с предыдущим и одновременно в соответствии с очередными целями, задачами, условиями развивающегося процесса [4].

Акмеология фундаментального образования, указывает Н.В. Кузьмина, исходит из постулата, согласно которому в национальной системе образования функционируют специалисты разных уровней продуктивности, выполняющие разные ролевые функции. Только согласование их усилий средствами общей теории может обеспечить продуктивное функционирование системы образования в развивающемся мире [5]. Следовательно, исследование акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования позволит нам познать законы созидания духовных продуктов в дошкольниках и младших школьниках на базе высокопродуктивных педагогических систем преемственности начального и дошкольного образования.

«Акме» как кульминация - это «вершина совершенства и могущества». «Акме» как кульминация, указывают В.П. Бран-ский, С.Д. Пожарский, может быть не только у индивидуального человека, но и у любого социального института - семьи, корпорации, нации, государства, союза государств [6].

Определение акмеологических основ преемственности должно осуществляться на основе оценивания конечных результатов деятельности педагогов. В.Н. Шамардин предлагает осуществлять оценивание результатов педагогов в двух блоках показателей: внутрисистемных и внесистемных. Оба блока предусматривают учет и оценку деятельности учащегося [7]. Это имеет непосредственное отношение к определению акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования.

Д.Л. Марголис, исследуя вопросы определения профессионализма педагогасихолога отмечает, что каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конечного результата - это единственный способ определения компетентности [8]. Следовательно, акмеолоические основы преемственности это условия достижения высшей степени продуктивного решения проблем преемственности начального и дошкольного образования через измерение конечного результата в детях.

По мнению Н.В. Кузьминой, профессионализм педагогической деятельности состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у наличного состава учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе [9]. Эти

идеи Н.В. Кузьминой должны стать основой профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Для определения акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования нам также важно знать идеи Н.В. Кузьминой о том, что качественным может стать то образование, которое отслеживает свои результаты, и корректирует педагогическую систему в зависимости от проблем, возникающих у учащихся в последующей системе образования [10]. Следовательно, специалисты дошкольного звена должны не только отслеживать результаты адаптации выпускников к школе, но и корректировать педагогический процесс внутри дошкольной системы образования.

В результате анализа психолого-педагогических и акмеоло-гических идей мы приходим к заключению, акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования должны строиться на основе следующих положений: 1) проявление активной позиции руководителей и администрации дошкольных учреждений и начальных школ, направленных на удовлетворение потребностей дошкольников, младших школьников, а также родителей и педагогического коллектива; 2) глубокий анализ проделанной работы, учет достижений учащихся начальной школы и воспитанников детского сада; 3) поиск условий творческой деятельности субъектов педагогического процесса в дошкольных и начальных учебных учреждениях, созидательная и управленческая деятельность в решении проблем преемственности, поиск искомых образов результата дошкольного и начального образования; 4) последовательность педагогических действий, когда системное развитие на этапе начального образования осуществляется в диалектической связи с предыдущим дошкольным и одновременно с очередными целями и задачами условиями развивающегося процесса; при этом должен происходить цикл преобразований, в рамках которого дошкольник и младший школьник будут трансформироваться преимущественно из объекта в субъект учебно-воспитательного процесса.

В рамках данного направления нами ведется поиск продуктивных педагогических систем, с целью выявить акмеологиче-ские условия преемственности начального и дошкольного образования при подготовке к обучению и формировании учебной деятельности. Поиск ведётся путём сравнения результатов учебной успешности учащихся различных образовательных учреждений реализующих программы дошкольного и начального общего образования. Мы сопоставляем как внутрисистемные, так и внесистемные показатели, к которым относится успеваемость учащихся, выступления на олимпиадах, конкурсах, результаты творческой деятельности. Кроме того сравниваем уровень заболеваемости, утомляемости учащихся и воспитанников, наличие отклонений в состоянии здоровья.

С этих позиций были исследованы такие учреждения г. Нальчика, как: МКОУ НШДС № 66, МКОУ СОШ № 5, ДОУ № 9, по г. Терек МКОУ НШДС № 3, МКОУ СОШ № 2 и другие.

Рассмотрим результаты исследования, полученные в ходе сравнительного анализа опыта работы МКОУ НШДС № 3, МКОУ СОШ № 2 г. Терек. Так как качество педагогических систем отражается в детях и учащихся, то мы в первую очередь сравнили успеваемость учащихся. Мы сопоставили результаты учебной успешности учащихся двух учреждений по трём основным дисциплинам: математика, русский язык и литературное чтение. Данные свидетельствуют о том, что предмет математика в начальной школе на «отлично» освоили 5б% ребят НШДС, и 10 % учащихся МОУ СОШ. Разница составила 36% в пользу учащихся НШДС. На «хорошо» математику усвоили 40% ребят НшДс, и 55% учащихся МКОУСОШ. На «удовлетворительно» математику освоили 4% ребят НШДС, и 35 % учащихся МОУ СОШ. В данном случае прослеживается преимущество за учениками НШДС. Результаты учебной успешности ребят по русскому языку: на «отлично» изучили программу начальной школы 40% ребят НШДС, и 20% учащихся МКОУ СОШ. На «хорошо» овладели русским языком 36% ребят НШДС, и 45 % учащихся МОУ СОШ. На «удовлетворительно» овладели русским языком 24% ребят НшДс, и 35 % учащихся МОУ СОШ. В данном случае надо обратить внимание на то, что показатели успешности по русскому языку, по количеству отличников и хорошистов, в общем, преимущество имеют выпускники НШДС. Результаты изучения учениками литературного чтения показали, что на «отлично» освоили предмет «чтение» 60% ребят НШДС, и 15 % учащихся МКОУ СОШ, в 45% преимущество за ребятами НШДС; на «хорошо» овладели чтением 24% ребят НШДС, и 40 % учащихся МОУ СОШ. На «удов-

летворительно» программу чтения освоили 16% ребят НШДС, и 45 % учащихся МКОУ СОШ. Здесь явно опять прослеживается преимущество ребят НШДС.

Нас интересуют основные направления преемственной связи, реализуемые педагогами, работающими в рамках МКОУ СОШ и НШДС, для этого мы распространили опросные листы, куда входило девять параметров реализации преемственности начального и дошкольного образования. Результаты распределились следующим образом: с программой старшего дошкольного возраста знакомы 40% учителей МКОУ СОШ, не знакомы - 60%, т. е. более половины учителей не знают, чему учат детей в дошкольных учреждениях, и естественно «вслепую» осуществляют стыковку содержания образования. В рамках НШДС 100% педагогов знакомы с программой старшего дошкольного возраста. Половина учителей - 50% применяют методы работы со старшими дошкольниками, другая половина не владеет методикой работы с дошкольниками, хотя эти умения очень важны на начальных этапах работы с первоклассниками. В рамках НШДС 100 % учителей применяют методы работы со старшими дошкольниками на начальных этапах. Посещают занятия у воспитателей 20% учителей МКОУ СОШ, 80 %, учителей не обращаются к опыту работы воспитателей детских садов. В рамках НШДС 100% учителей знакомятся с опытом работы воспитателей. Посещение учащимися начальных классов дошкольников организовывали только 10% учителей МКОУ СОШ, 90% - не организуют подобных мероприятий. В рамках НШДС 100% учителей организуют посещения. Опираются на накопленный детьми опыт в дошкольном детстве 80% учителей МКОУ СОШ, 20% не выполняют данное положение. По-видимому, это единственное направление преемственности, которое реализуется учителями начальных классов наиболее часто. В рамках НШДС эти показатели составляют 100%. Вырабатывают единые цели воспитания совместно с воспитателями 40% учителей МКОУ СОШ, 60% учителей не считают возможным реализовывать данное направление. В рамках НШДС эти показатели составляют 80%. Совместную методическую работу с воспитателями осуществляют 40% учителей МКОУ сОш, 60% - не занимаются данной формой работы. В рамках НШДС 100% учителей включаются в совместную методическую работу. Преемственности в содержании образования реализуют 30% МКОУ СОШ, не реализуют - 70%. В формах обучения и воспитания преемственность соблюдают 40% учителей начальной школы, не осуществляют подобную деятельность 60%. В рамках НШДС 100% учителей соблюдают преемственность в содержании, методах и формах обучения. Таким образом, из девяти направлений преемственности дошкольного и начального образования в рамках МКОУ СОШ не реализуются семь и частично реализуются два. В рамках НШДС реализуются все направления преемственности начального и дошкольного образования.

Таким образом, основные направления преемственности, которые реализуются учителями начальных классов МКОУ СОШ, в среднем составляют около 39%. В рамках НШДС эти показатели составляют 98%. Изложенный фактический материал показывает, что взаимодействие воспитателей и учителей начальных классов направленное на обеспечение преемственности, является одним из условий функционирования НШДС. Комплексом создаются объективные условия, обеспечивающие взаимодействие участников педагогического процесса на протяжении всего периода «детство» от 3 до 10 лет. Это позволяет нам считать педагогическую систему преемственности начального и дошкольного образования реализуемую в рамках НШДС продуктивной, что позволит нам выделить акмеологические условия управления преемственностью начального и дошкольного образования.

Опыт работы мы изучали в ходе анализа годового плана работы, планов работы методических советов. В них центральное место занимают задачи:

1) Осуществление преемственности начального и дошкольного образования.

2) Организация работы по формированию здорового образа жизни дошкольников и младших школьников.

3) Развитие речи и навыков речевого общения младших школьников и дошкольников.

4) Личностное развитие младших школьников и дошкольников на основе использования поисково-исследовательской и проектной деятельности.

Реализация преемственности является одной из наиболее приоритетных задач реализуемых педагогическим коллективом НШДС № 3. Это говорит о целенаправленности деятельности по реализации преемственности дошкольного и начального об-

разования, что позволяет коллективу обдумать пути реализации преемственности на уровне руководителя, завуча и методиста, учителей и воспитателей, детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Анализируя содержание плана, мы выделили мероприятия, которые направлены на реализацию преемственности: Организация взаимопосещений учителей и воспитателей по руководством завуча начальных классов; диагностика уровня адаптации первоклассников к начальной школе; рациональная организация уроков и занятий, проведение динамических пауз, с целью оздоровления младших школьников и сохранения здоровья; подготовка и проведение открытых уроков в 1 классе по окружающему миру; организация консультаций о приемах использования поисково-исследовательского метода и проектной деятельности; анализ открытых уроков в 1 и 2 классах с позиции аспектов - психолого-педагогического, методического, здоровьесбережения, результативности, самоанализа. Также планируется повторная диагностика первоклассников к концу учебного года, занятия с будущими первоклассниками, организация круглого стола посвященного дню открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей, обследования учащихся 4 класса на готовность к обучению в среднем звене.

Под руководством методиста - старшего воспитателя, организуются диагностическое обследование старших дошкольников по определению их готовности к обучению, социальная адаптация детей выпускников дошкольного звена к школе. Открытые занятия: интегрированное занятие по развитию речи и игровой деятельности; проектная деятельность в ознакомлении с художественной литературой, развитие речи на основе программы «Предшкольная пора», метод проектов в экологическом воспитании. Как межсекционная работа планируется диагностика уровня усвоения программного материала по математике, развитию речи, познавательному развитию, физическому воспитанию. Организация работы школы педагогического мастерства: обзор методических находок по реализации инновационной здоровьесберегающей программы «Здравствуй» М.Л. Лазарева. Организуется методическая работа по воспитанию дошкольников: индивидуальные и подгрупповые консультации с 1 и 2 профессиональной группой воспитателей по всестороннему развитию дошкольников; коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации; воспитание коллективизма в старших группах. Основная научно-исследовательская и методическая тема, над которой работает коллектив НШДС, это тема: «Повышение качества обученности и воспитанности дошкольников и младших школьников на основе реализации инновационных технологий».

Методическая деятельность осуществляется в тесной связи с творческими группами, методическими объединениями. Уделяется большое внимание повышению профессиональных навыков и умений педагогов. Большинство педагогов стремятся к рационализации образовательных процессов и эффективной организации труда. Педагогический коллектив изучил и внедрил в учебно-воспитательный процесс оздоровительно-развивающую программу М.Л. Лазарева «Здравствуй». Прослеживается положительная динамика по обеспечению здоровьесбережения детей. Индекс здоровья дошкольников составляет 97%, младших школьников - 91%. Опыт работы МОУ НШДС №3 обобщён на проведенном в учреждении районном семинаре для руководителей по теме «Управление инновациями в дОу». Результативность учебно-воспитательного процесса также обеспечивается путем взаимодействия разных структур. НШДС тесно сотрудничает с МОУ ДОД «Детская школа искусств», ЦДТ и другими организациями. Воспитанники и учащиеся неоднократно выступали на районных и внутришкольных мероприятиях. Функционирование факультатива и кружков повлияло на повышение интеллектуального уровня развития, развитие творческого потенциала учащихся и дошкольников. Ученица 4 класса заняла 2 место в интеллектуальном марафоне в районе и в республике. Обеспечение физического и психического здоровья у детей является важным звеном педагогической деятельности учреждения. 74 ребёнка состоят на Д-учёте. Поэтому педагогический коллектив старается обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка, уделив особое внимание организации оздоровительных процедур, двигательной активности детей вне занятий, коррекционной работы по эмоциональному развитию и развитию нравственно-волевой сферы.

Исследование уровня продуктивности деятельности педагогов на каждом этапе образования, к которым относятся как

внутрисистемные, так и внесистемные показатели, дают возможность коллективу осуществлять своевременно коррекцион-ные мероприятия и повышать качество образования ребят на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Это возможно ещё благодаря тесному сотрудничеству педагогов дошкольного и младшего школьного звена, что дает им возможность прослеживать как перспективы развития дошкольников, так и соблюдать преемственность в развитии младших школьников. Переход от дошкольного периода к младшему школьному происходит постепенно и плавно. Основные виды деятельности, которыми занимались ребята в дошкольном возрасте, имеют продолжение и в младших классах. Так ребята продолжают не только познавательное предметное обучение, но и художественно-эстетическую деятельность, при этом участвуют в конкурсах олимпиадах. Занимают призовые места. Это на наш взгляд, прекрасные внесистемные показатели, которые доказывают продуктивность образовательной системы НШДС и эффективность реализации преемственности дошкольного и начального образо-

Библиографический список

вания. Другим важным акмеологическим аспектом реализации преемственности, на наш взгляд, является сохранение и улучшение здоровья детей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, хотя поступают многие ребята с конкретными проблемами здоровья. За счёт организации систематической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий и широкого педагогического просвещения родителей, коллектив достигает хороших показателей здоровья ребят. Следующим акмеологическим аспектом является свобода творчества каждого члена педагогического коллектива, и что очень важно, грамотная организация методической работы по реализации преемственности на основе самообразования педагогов, организации научно-исследовательской деятельности, как на уровне целого образовательного учреждения, так и на уровне каждого члена педагогического коллектива. При обеспечении преемственности реализуются все функции управления: целеполагание, организация регулирование контроль, анализ достижений на каждом этапе педагогической деятельности.

1. Кузьмина Н.В. Акмеологические законы темы: законы продуктивной компетентности воспитателя, учителя, преподавателя, руководителя, - создателей и защитников фундаментального образования в регионе. Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России: материалы Международной научной конференции 26-27 октября, Черкесск: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 2007; Ч. 1: 3-24.

2. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография. Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008.

3. Преемственность. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 360.

4. Годник М.С. Преемственность в работе высшей и средней школы. Москва, 1989.

5. Кузьмина Н.В. Определение предмета акмеологии фундаментального образования. Акмеология 2010. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: НУ ЦСИ, 2010.

6. Бранский В.П. Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Санкт-Петербург: Поитерра, 2004.

7. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем. Педагогика. 1995; 4: 36-41.

8. Марголис Д.Л. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога. Психологическая наука и образование. 2010; 1:13-21.

9. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования. Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: ЦСИ, 2007.

10. Кузьмина Н.В. Определение предмета акмеологии фундаментального образования. Акмеология 2010. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: НУ ЦСИ, 2010.

References

1. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskie zakony temy: zakony produktivnoj kompetentnosti vospitatelya, uchitelya, prepodavatelya, rukovoditelya, -sozdatelej i zaschitnikov fundamental'nogo obrazovaniya v regione. Sovremennye problemy razvitiya fundamental'nogo obrazovaniya v nacional'nyh regionah Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 26-27 oktyabrya, Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskaya gosudarstvennaya tehnologicheskaya akademiya, 2007; Ch. 1: 3-24.

2. Kuz'mina N.V., Pozharskij S.D., Pautova L.E. Akmeologiya kachestva professional'noj deyatel'nosti specialista: monografiya. Sankt-Peter-burg-Kolomna-Ryazan', 2008.

3. Preemstvennost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 360.

4. Godnik M.S. Preemstvennost' v rabote vysshej isrednej shkoly. Moskva, 1989.

5. Kuz'mina N.V. Opredelenie predmeta akmeologii fundamental'nogo obrazovaniya. Akmeologiya 2010. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: NU CSI, 2010.

6. Branskij V.P. Pozharskij S.D. Social'naya sinergetika i akmeologiya. Sankt-Peterburg: Poiterra, 2004.

7. V.N. Diagnostika i ocenka kachestva obrazovatel'nyh sistem. Pedagogika. 1995; 4: 36-41.

8. Margolis D.L. Kriterii professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010; 1:13-21.

9. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya koncepciya povysheniya produktivnosti obrazovaniya. Akmeologiya 2007. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: CSI, 2007.

10. Kuz'mina N.V. Opredelenie predmeta akmeologii fundamental'nogo obrazovaniya. Akmeologiya 2010. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: NU CSI, 2010.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 371

Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

Koumakhova L.M., senior teacher, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchik, Russia),

E-mail: [email protected]

Gadieva M.S., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchik, Russia),

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUITY IN UPBRINGING OF WILL-POWER QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS. The article is dedicated to an analysis of psychological and pedagogical ideas about pedagogical conditions of continuity in development of will-power qualities of a pupil at the preschool and primary school age. The concepts of "continuity between preschool and primary education", "volition", "will", "volitional willingness to learn" have been explained. The authors present results of their research of how will-power qualities are expressed by pupils. The research makes a special focus on such criteria as persistence, an ability to overcome obstacles, an ability to estimate results of one's own actions, stamina, organization, resoluteness, sense of purpose, etc. According to the comparative analysis of two educational institutions fulfilling primary and preschool educational programs, the more efficient pedagogical system that actualizes the continuity of upbringing of will-power qualities is revealed. The pedagogical conditions of the continuity of will-power qualities upbringing are determined on the basis of that productive system.

Key words: continuity, preschool and primary education, upbringing of will-power qualities, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.