Научная статья на тему 'Педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников'

Педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUITY / PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / UPBRINGING OF WILL-POWER QUALITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хагажеева И.Р., Кумахова Л.М., Гадиева М.С.

В статье анализируются психолого-педагогические идеи относительно педагогических условий преемственности в развитии волевых качеств дошкольников и младших школьников. Раскрываются понятия преемственность начального и дошкольного образования, волевой акт, воля, волевая готовность к обучению, условие. Приводятся результаты исследования проявления волевых качеств младшими школьниками по таким параметрам, как умение проявить усилие при возникновении препятствий, настойчивость; умение преодолевать трудности; умение оценить результат своих действий; выдержка, организованность; решительность; целеустремленность и др. По результатам сравнительного анализа двух образовательных учреждений, реализующих программы начального общего и дошкольного образования, выявлена более продуктивная педагогическая система реализации преемственности воспитания волевых качеств. На базе продуктивной системы выделяются педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUITY IN UPBRINGING OF WILL-POWER QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article is dedicated to an analysis of psychological and pedagogical ideas about pedagogical conditions of continuity in development of will-power qualities of a pupil at the preschool and primary school age. The concepts of “continuity between preschool and primary education”, “volition”, “will”, “volitional willingness to learn” have been explained. The authors present results of their research of how will-power qualities are expressed by pupils. The research makes a special focus on such criteria as persistence, an ability to overcome obstacles, an ability to estimate results of one’s own actions, stamina, organization, resoluteness, sense of purpose, etc. According to the comparative analysis of two educational institutions fulfilling primary and preschool educational programs, the more efficient pedagogical system that actualizes the continuity of upbringing of will-power qualities is revealed. The pedagogical conditions of the continuity of will-power qualities upbringing are determined on the basis of that productive system.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников»

внутрисистемные, так и внесистемные показатели, дают возможность коллективу осуществлять своевременно коррекцион-ные мероприятия и повышать качество образования ребят на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Это возможно ещё благодаря тесному сотрудничеству педагогов дошкольного и младшего школьного звена, что дает им возможность прослеживать как перспективы развития дошкольников, так и соблюдать преемственность в развитии младших школьников. Переход от дошкольного периода к младшему школьному происходит постепенно и плавно. Основные виды деятельности, которыми занимались ребята в дошкольном возрасте, имеют продолжение и в младших классах. Так ребята продолжают не только познавательное предметное обучение, но и художественно-эстетическую деятельность, при этом участвуют в конкурсах олимпиадах. Занимают призовые места. Это на наш взгляд, прекрасные внесистемные показатели, которые доказывают продуктивность образовательной системы НШДС и эффективность реализации преемственности дошкольного и начального образо-

Библиографический список

вания. Другим важным акмеологическим аспектом реализации преемственности, на наш взгляд, является сохранение и улучшение здоровья детей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, хотя поступают многие ребята с конкретными проблемами здоровья. За счёт организации систематической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий и широкого педагогического просвещения родителей, коллектив достигает хороших показателей здоровья ребят. Следующим акмеологическим аспектом является свобода творчества каждого члена педагогического коллектива, и что очень важно, грамотная организация методической работы по реализации преемственности на основе самообразования педагогов, организации научно-исследовательской деятельности, как на уровне целого образовательного учреждения, так и на уровне каждого члена педагогического коллектива. При обеспечении преемственности реализуются все функции управления: целеполагание, организация регулирование контроль, анализ достижений на каждом этапе педагогической деятельности.

1. Кузьмина Н.В. Акмеологические законы темы: законы продуктивной компетентности воспитателя, учителя, преподавателя, руководителя, - создателей и защитников фундаментального образования в регионе. Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России: материалы Международной научной конференции 26-27 октября, Черкесск: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 2007; Ч. 1: 3-24.

2. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография. Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008.

3. Преемственность. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 360.

4. Годник М.С. Преемственность в работе высшей и средней школы. Москва, 1989.

5. Кузьмина Н.В. Определение предмета акмеологии фундаментального образования. Акмеология 2010. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: НУ ЦСИ, 2010.

6. Бранский В.П. Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Санкт-Петербург: Поитерра, 2004.

7. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем. Педагогика. 1995; 4: 36-41.

8. Марголис Д.Л. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога. Психологическая наука и образование. 2010; 1:13-21.

9. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования. Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: ЦСИ, 2007.

10. Кузьмина Н.В. Определение предмета акмеологии фундаментального образования. Акмеология 2010. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: НУ ЦСИ, 2010.

References

1. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskie zakony temy: zakony produktivnoj kompetentnosti vospitatelya, uchitelya, prepodavatelya, rukovoditelya, -sozdatelej i zaschitnikov fundamental'nogo obrazovaniya v regione. Sovremennye problemy razvitiya fundamental'nogo obrazovaniya v nacional'nyh regionah Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 26-27 oktyabrya, Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskaya gosudarstvennaya tehnologicheskaya akademiya, 2007; Ch. 1: 3-24.

2. Kuz'mina N.V., Pozharskij S.D., Pautova L.E. Akmeologiya kachestva professional'noj deyatel'nosti specialista: monografiya. Sankt-Peter-burg-Kolomna-Ryazan', 2008.

3. Preemstvennost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 360.

4. Godnik M.S. Preemstvennost' v rabote vysshej isrednej shkoly. Moskva, 1989.

5. Kuz'mina N.V. Opredelenie predmeta akmeologii fundamental'nogo obrazovaniya. Akmeologiya 2010. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: NU CSI, 2010.

6. Branskij V.P. Pozharskij S.D. Social'naya sinergetika i akmeologiya. Sankt-Peterburg: Poiterra, 2004.

7. V.N. Diagnostika i ocenka kachestva obrazovatel'nyh sistem. Pedagogika. 1995; 4: 36-41.

8. Margolis D.L. Kriterii professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010; 1:13-21.

9. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya koncepciya povysheniya produktivnosti obrazovaniya. Akmeologiya 2007. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: CSI, 2007.

10. Kuz'mina N.V. Opredelenie predmeta akmeologii fundamental'nogo obrazovaniya. Akmeologiya 2010. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: NU CSI, 2010.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 371

Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia), E-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

Koumakhova L.M., senior teacher, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchik, Russia),

E-mail: k-lyana@yandex.ru

Gadieva M.S., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchik, Russia),

E-mail: rita.gadieva@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUITY IN UPBRINGING OF WILL-POWER QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS. The article is dedicated to an analysis of psychological and pedagogical ideas about pedagogical conditions of continuity in development of will-power qualities of a pupil at the preschool and primary school age. The concepts of "continuity between preschool and primary education", "volition", "will", "volitional willingness to learn" have been explained. The authors present results of their research of how will-power qualities are expressed by pupils. The research makes a special focus on such criteria as persistence, an ability to overcome obstacles, an ability to estimate results of one's own actions, stamina, organization, resoluteness, sense of purpose, etc. According to the comparative analysis of two educational institutions fulfilling primary and preschool educational programs, the more efficient pedagogical system that actualizes the continuity of upbringing of will-power qualities is revealed. The pedagogical conditions of the continuity of will-power qualities upbringing are determined on the basis of that productive system.

Key words: continuity, preschool and primary education, upbringing of will-power qualities, pedagogical conditions.

И.Р. Хагажеева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

Л.М. Кумахова, ст. преп., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: k-lyana@yandex.ru

М.С. Гадиева, ассистент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: rita.gadieva@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье анализируются психолого-педагогические идеи относительно педагогических условий преемственности в развитии волевых качеств дошкольников и младших школьников. Раскрываются понятия преемственность начального и дошкольного образования, волевой акт, воля, волевая готовность к обучению, условие. Приводятся результаты исследования проявления волевых качеств младшими школьниками по таким параметрам, как умение проявить усилие при возникновении препятствий, настойчивость; умение преодолевать трудности; умение оценить результат своих действий; выдержка, организованность; решительность; целеустремленность и др. По результатам сравнительного анализа двух образовательных учреждений, реализующих программы начального общего и дошкольного образования, выявлена более продуктивная педагогическая система реализации преемственности воспитания волевых качеств. На базе продуктивной системы выделяются педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное и начальное образование, воспитание волевых качеств, педагогические условия.

Современное общество существует и функционирует на базе высоких технологий в самых разнообразных областях общественного производства. Поэтому адаптация и полноценное вхождение подрастающих поколений в социум зависит от способности человека к выбору собственных действий, направленных на достижение сознательно поставленных перед собой целей, а также зависит от целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Это свидетельствует о необходимости развития у подрастающих поколений волевых качеств. В этих условиях исследование проблем преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников является актуальным направлением.

Предметом нашего исследования являются педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников. Раскрывая психологию возникновения волевого акта у человека, Л.С. Выготский указывает на предшествующее наличие в сознании некоторых желаний, хотений, стремлений, связанных, с представлением о той конечной цели, к которой он стремится, а также с представлением тех поступков и действий, которые нужны с его стороны для осуществления цели. В сознании сталкиваются несколько мотивов, несколько противоположных стремлений, и из этих разных стремлений и мотивов сознанию приходится делать выбор [1].

Воля, по определению А.И. Свенцицкого, - способность человека к выбору собственных действий, направленных на достижение сознательно поставленных перед собой целей. Наиболее отчетливое выражение воля находит в действиях, связанных с преодолением трудностей внешних (предметы, люди, время, пространство) и внутренних (борьба мотивов, влияние чувств, отклоняющих от цели, усталость, лень, недостаток знаний и т. п.) [2, с. 69]. Это говорит о том, что развитие воли позволит ребёнку преодолевать внешние и внутренние трудности. Это, на наш взгляд, очень значимое для шестилетнего ребёнка приобретение, учитывая преобладание непроизвольных форм поведения, импульсивность, непостоянство интересов.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Каждая, более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими, не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Она предполагает сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, что было достигнуто на предыдущих ступенях [3, с. 360].

Условие - философская категория, выражение отношения предмета к определённым его явлениям, без которых он существовать не сможет. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [4, с. 474]. Если рассматривать педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников через философскую категорию «условие», то они представляют собой выражение отношения развития волевых качеств дошкольников и младших школьников к определенным педагогическим явлениям, без которых их развитие будет невозможным. Педагогические усло-

вия преемственности будут составлять ту среду, обстановку, в которой волевые качества дошкольников и младших школьников возникают, существуют и развиваются. Педагоги, познав законы преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников, смогут создавать благоприятные и устранять неблагоприятные условия в своей деятельности.

Волевая готовность к обучению определяется, как умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила) [5, с. 223].

М.В. Бывшева отмечает, что для реального осуществления преемственности уровней и ступеней образования требуются достаточные условия, которые обеспечивали бы проектирование и реализацию этого явления согласно научным закономерностям и требованиям практики [6].

В трудах М.Р. Львова при обучении грамоте и развитии речи указывается на существование двух взаимосвязанных направлений деятельности педагогов: перспективность и преемственность, где перспективность предполагает умение воспитателя прослеживать, прогнозировать перспективы развития дошкольников в младшем школьном возрасте, а преемственность предполагает деятельность учителей начальных классов по изучению опыта работы по развитию речи дошкольников и плавному введению младших школьников в учебную деятельность [7]. Следовательно, педагогические условия преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников возможны, когда воспитатель может прослеживать, прогнозировать перспективы развития волевых качеств дошкольников в младшем школьном возрасте, а учитель начальных классов будет изучать опыт работы по развитию волевых качеств дошкольников и плавно вводить младших школьников в учебную деятельность.

О.В. Ньюман отмечает, что проблемы реализации самоконтроля находятся в прямой зависимости от степени мотивации, которой человек руководствуется в своей деятельности. Побуждая индивида к выполнению деятельности, мотив запускает одновременно и его самоконтроль, с помощью которого человек проверяет правильность своих действий на пути достижения поставленной цели [8]. Значит, педагогические условия преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников находятся в прямой зависимости от степени мотивации, которой ребёнок руководствуется в своей деятельности, и степени развития способности контролировать процесс и результаты собственной деятельности.

Выше мы отмечали, что развитие волевых качеств происходит в различных видах деятельности. С этой позиции нам интересны идеи Д.Б. Эльконина о роли сюжетно-ролевых игр в развитии волевых качеств дошкольников. Наблюдая за сюжет-но-ролевыми играми старших дошкольников, Д.Б. Эльконин отмечал, что ребёнок берет на себя малоинтересную роль, благодаря чему появляется возможность организации игры. Старшие дошкольники способны жертвовать сиюминутными интересами ради выполнения общественно-значимых целей и проявлять

настойчивость, поэтому, игровая деятельность важнейшее средство развития волевых качеств у дошкольников и младших школьников [9].

Исследование преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников мы осуществляли с целью поиска педагогических условий, которые позволят её реализовать.

Для изучения нашего предмета исследования мы обратились к практике работы образовательных учреждений, в которых реализуются программы дошкольного и начального общего образования. В качестве базы исследования выступили МКОУ сОш № 3 и Прогимназия № 1 с. п. Атажукино Кабардино-Балкарской республики. Перед нами стояла задача поиска наиболее продуктивной педагогической системы, реализующей преемственность в развитии волевых качеств дошкольников и младших школьников. Для этого в данных двух учреждениях мы определили и сравнили уровень развития волевых качеств младших школьников с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступили учителя начальных классов, непосредственно работающие с детьми и способные оценить частоту проявления волевых качеств. Проявление волевых качеств оценивались по следующим критериям: 1) умение проявить усилие при возникновении препятствий, настойчивость; 2) умение преодолевать трудности; 3) умение оценить результат своих действий; 4) выдержка, организованность; 5) решительность; 6) целеустремленность, способность ставить цель, принимать решение; 7) наметить план действия, исполнить его. Каждое из волевых качеств эксперты оценивали по частоте проявления: всегда проявляет ребёнок, часто проявляет, редко и никогда не проявляет.

Чтобы детально рассмотреть разницу в количественном соотношении, мы сравнили показатели волевых качеств, редко проявляемых и не проявляемых учащимися начальных классов МКОУ СОШ № 3 и Прогимназии № 1. Выборочная совокупность младших школьников составила группу в количестве 121 ученик. Результаты распределились следующим образом: редко проявляют усилие при возникновении препятствий, настойчивость 34% учащихся начальных классов СОШ и 48% учащихся Прогимназии. Разница составила 14%. Это свидетельствует о том, что каждый третий ученик школы и каждый второй ученик в прогимназии не настойчивы, не могут проявить усилие при возникновении препятствий. Это достаточно большой процент учащихся, которые нуждаются в коррекции рассматриваемых качеств. Редко проявляют умение преодолевать трудности 38% учащихся СОШ и 59% учащихся Прогимназии, разница составляет 21%. В данном случае каждый третий ученик школы и более чем каждый второй ученик прогимназии, не смогут овладевать учебной деятельностью на должном уровне, поскольку от них потребуются способности решать разнообразные задачи разного уровня трудности, искать существенные внутренние отношения, которые невозможны без напряженной мыслительной деятельности. Следующее волевое качество - умение оценить результат своих действий. Изучение его показало, что данное качество редко проявляют 50% учащихся СОШ и 58% учащихся Прогимназии. Разница составляет 8%. По данному критерию положение еще более проблематично, чем в предшествующих. Половина учащихся школы и более чем каждый второй ученик прогимназии не могут оценить результаты своих действий, то есть у них не развито важное учебное действие - оценка, которое определяет способность видеть достоинства и недостатки осуществляемой деятельности. Редко проявляют такие умения, как выдержка и организованность 44% учащихся школы и 48% учащихся прогимназии. Разница составляет 4%. Эти показатели несколько лучше, но не намного. Чуть менее, чем каждый второй ученик школы и прогимназии, не могут проявить выдержку и организованность, без которых учебный процесс невозможен. Детям необходимо умение концентрировать своё внимание на учебном материале, включать произвольное внимание, организовывать себя и свое рабочее место. Редко проявляют решительность 48% учащихся СОШ и 56% учащихся Прогимназии. Разница составляет 8%. Почти каждый второй ученик СОШ и более, чем каждый второй ученик прогимназии, не могут проявить активность, взять на себя инициативу. Это свидетельствует об инфантильности ребят, об их пассивности. Редко проявляют такие умения, как целеустремленность, способность ставить цель, принимать решение 34% учащихся СОШ и 49% учащихся Прогимназии, разница составляет 15%. Это свидетельствует о том, что каждый третий ученик школы, и каждый второй ученик в прогимназии не способны проявлять целеустремленность,

способность ставить цель и принимать решение. Данные факты свидетельствуют о недостаточности развития у ребят потенций дошкольного детства, так как они формируются в большей степени в игровой деятельности, особенно в свободных сюжетно-ро-левых играх. Редко могут наметить план действия и исполнить его 36% учащихся СОШ и 55% учащихся Прогимназии, разница составляет 19%. Каждый третий ученик школы, и каждый второй ученик в прогимназии не способны наметить план и исполнить его. Также налицо погрешности развития новообразований дошкольного детства и недостаточность игровой деятельности на предыдущем этапе развития. В целом из всех параметров, по которым оценивались волевые качества учащихся, оказалось, что им сложнее всего оценить результат своих действий. Здесь, конечно, сказываются возрастные особенности ребят, которые еще не могут адекватно оценить себя, и над этой проблемой учителям необходимо усилить работу. Проблемы с выдержкой, возникающие у младших школьников, могут объясняться слабым развитием тормозных процессов.

Если подытожить описанный выше материал, то можно с уверенностью сказать, что наблюдается преимущество в развитии волевых качеств у учащихся начальных классов школы. Поэтому мы можем предположить, что преемственность в данном учреждении осуществляется более грамотно. По всей видимости, достижения дошкольного детства в этом учреждении не теряются, не ухудшаются в школе, как это наблюдается в прогимназии. Мы можем считать, что педагогическая система преемственности в рамках дошкольного отделения и начальной школы МОУ СОШ №3 более продуктивна, чем в Прогимназии №1.

Обратившись к практике воспитания волевых качеств в МКОУ СОШ №3, которая оказалась более продуктивной по уровню развития волевых качеств младших школьников мы выяснили, что в школе есть специальная программа развития волевых качеств в различных игровых формах. В ходе бесед с педагогами мы выяснили, что программа составлена с учётом идей о роли игровой деятельности в развитии младшего школьника. Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребёнка. Для того, чтобы игра способствовала развитию волевых качеств, педагогический коллектив использует игры с правилами. Организуются коллективные игры, в которых партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые. В ней создаются условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре ставится цель - выиграть, т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение. В играх педагогический коллектив использует разнообразный материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, викторины. Любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.) проводится в игровой форме. Это настольные, подвижные, режиссерские игры. Педагогами разработана система игр для формирования волевых качеств. Игры применяются на уроках: физкультуры, математики, русского языка; на физкультурном соревновании; на переменах. Работа с детьми во внеурочное время включает подвижные игры. Они способствуют решению не только образовательных задач, но и совершенствованию изученных ранее двигательных действий, формированию таких волевых качеств как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Такие игры строятся на добровольных началах, предусматривают включение неформальных лидеров самих детей при общем руководстве со стороны педагогов. Знакомство с новыми играми организуется после уроков учащихся. В хорошую погоду игры проводят на открытом воздухе, на пришкольном участке. Такие игры не требуют никакого специального оборудования или инвентаря.

Кроме того нами было установлено, что между дошкольным отделением и начальными классами налажена тесная связь, в рамках которой учителя обсуждают с воспитателями цель и задачи воспитания волевых качеств воспитанников, перенимают опыт работы воспитателей детского сада по воспитанию волевых качеств старших дошкольников. На педагогических советах учителя начальных классов обсуждают проблемы воспитания волевых качеств, посещают открытые мероприятия в детском саду. Подобная работа осуществляется и со стороны воспитателей детского сада. Благодаря этому в данном образовательном учреждении реализуется преемственность и перспективность воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников.

Описанный опыт работы, безусловно, представляет определённую ценность для развития волевых качеств детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальные классы, одна-

ко, на наш взгляд, этого недостаточно. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам предложить дополнительно несколько рекомендаций, которые позволили бы улучшить педагогические условия преемственности развития волевых качеств дошкольников и младших школьников.

Педагоги могут обеспечить преемственность и перспективность развития волевых качеств через представления прошлого, настоящего и будущего в развитии волевых качеств конкретных воспитанников, через проявление любви к воспитанникам, системное согласование педагогических целей и задач, форм и методов на смежных ступенях образования, через педагогическое сопровождение развития волевых качеств ребёнка, в согласованной деятельности воспитателей и учителей в конкретных социально-педагогических условиях. Необходимо комплексное применение в воспитательном процессе детского сада и начальной школы средств и методов развития волевых качеств, самосознания, организации продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников, создания ситуации, требующих умения осознано принять учебную задачу от взрос-

Библиографический список

лого, ставить ее в самостоятельной деятельности, осознавать задаваемые условия или требования. Важно вырабатывать умение выбрать путь решения задачи, используя привычные, или новые средства, искать дополнительную информацию, действовать самостоятельно, получить результат, адекватный условиям и требованиям задачи, выразить личное отношение к решению задачи и полученному результату через оценку, самооценку, элементарный самоконтроль и соответствующее эмоциональное состояние. Необходимо в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования формировать способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей, вырабатывать умение подчиняться установленным правилам, переводить их в личностные качества детей, это позволит овладеть своим поведением, научиться управлять им и подчинять его определенной задаче. Важно также проектировать образовательный процесс, в котором будут совершенствоваться волевые качества, формироваться метапредметные и предметные компетенции.

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

2. Воля. Краткий психологический словарь. Москва, 2011: 69-70.

3. Преемственность. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 360.

4. Условие. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 474.

5. Готовность к школьному обучению. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1993: 223-224.

6. Бывшева М.В. Отражение линии преемственности образования в программах подготовки будущих педагогов. Педагогическое образование в России. 2014; 3: 5-9.

7. Львов М.Р. Преемственность и перспективность в обучении родному языку. Москва: Просвещение, 1982.

8. Ньюман О.В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. Начальная школа. 2012; 4:14-16.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1978.

References

1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST: Astrel': Hranitel', 2008.

2. Volya. Kratkijpsihologicheskijslovar'. Moskva, 2011: 69-70.

3. Preemstvennost'. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 360.

4. Uslovie. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 474.

5. Gotovnost' k shkol'nomu obucheniyu. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 1993: 223-224.

6. Byvsheva M.V. Otrazhenie linii preemstvennosti obrazovaniya v programmah podgotovki buduschih pedagogov. Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. 2014; 3: 5-9.

7. L'vov M.R. Preemstvennost'iperspektivnost' v obuchenii rodnomu yazyku. Moskva: Prosveschenie, 1982.

8. N'yuman O.V. Problemy formirovaniya samokontrolya v processe vychislitel'noj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola. 2012; 4:14-16.

9. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Pedagogika, 1978.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 371

Kurshieva B.M., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

Hacharoeva A.H., postgraduate, teacher, Department of Pedagogy and Clinical Psychology, Chechen State Pedagogical Institute

(Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

PROBLEMS OF FORMING CIVIL COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN. The article considers a problem of how a civil competence in schoolchildren is to be formed and developed. The authors defined features of civil education of pupils in adolescence. The research helps to single out what components the civil-legal competence has. Special emphasis is made on the description of practical experience in the region in the formation of civil-legal competence of students using the educational potential of local history. The authors conclude that for the effective development of civil competence in school students every educational institution must arrange an educational complex that would facilitate forming of civil, patriotic and moral views of students through the study of local history. It is necessary to go beyond the educational process, to create a system of regional education in the educational complex.

Key words: civil competence, civic education, citizenship, civil society, patriotism, human rights, democratic society, civil competence.

Б.М. Куршиева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

А.Х. Хачароева, аспирант ФГБОУ ВПО «ДГПУ», преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии ФГБОУ

ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема формирования гражданско-правовой компетентности школьников. Выделены особенности гражданского воспитания школьников в подростковом возрасте. Выделены компоненты гражданско-правовой компетентности. Особый акцент делается на описании практического опыта региона в формировании гражданско-правовой компетентности школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения. Авторы делают выводы о том, что для эффективного формирования гражданско-правовой компетентности школьников в каждом образовательном учреж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.